Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





В случае отсутствия экспертной оценки решение о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта признается недействительным с момента его вынесения.



Отменить решение, вынесенное с нарушением закона, вправе орган, принявший такое решение. Кроме того, решение может быть признано незаконным в судебном порядке органами прокуратуры или иными заинтересованными лицами, чьи права или законные интересы нарушены принятием такого решения. В случае принятия судом решения о признании недействительным (незаконным) решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей все действия, произведенные в целях выполнения такого незаконного решения, должны быть немедленно прекращены и приняты усилия для возвращения реконструированного, модернизированного, измененного или ликвидированного объекта в первоначальное положение.

3. Законом установлено строго целевое назначение имущества, которое относится к объектам социальной инфраструктуры для детей. Имущество, предназначенное для использования в целях обеспечения гарантий детям, не может быть использовано для других нужд, даже для общественно полезных. Речь в ч. 3 комментируемой статьи идет об имуществе, которое находится в федеральной собственности или собственности субъектов РФ.

Для целей образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания медицинской, лечебно-профилактической помощи детям, социальной защиты и социального обслуживания детей используются в качестве основной материальной базы земельные участки, здания, строения и сооружения, оборудование и иное имущество.

Государственное имущество может передаваться предприятию на праве хозяйственного ведения или учреждению на праве оперативного управления. Основные положения о праве собственности, праве оперативного управления и хозяйственного ведения имуществом определяются ГК РФ.

В отношении имущества, переданного на праве хозяйственного ведения, государство может решать вопросы определения предмета и целей деятельности предприятия, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества. Государство имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия (ст. 295 ГК РФ).

За учреждением имущество закрепляется на праве оперативного управления. Учреждение владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества (ст. 296 ГК РФ).

Большинство медицинских, образовательных, спортивных учреждений и иных объектов социальной инфраструктуры для детей созданы как государственные и муниципальные учреждения.

На уровне субъектов РФ могут приниматься нормативно-правовые акты, которые наряду с федеральными нормами регулируют порядок использования имущества субъекта РФ, предназначенного для целей образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания медицинской, лечебно-профилактической помощи детям, социальной защиты и социального обслуживания детей. Как правило, субъектами РФ принимаются законы, которые регулируют порядок распоряжения имуществом различного целевого назначения, в том числе и объектами социальной инфраструктуры для детей. Например, в Самарской области действуют Законы:

- от 3 апреля 2002 г. N 15-ГД "О порядке управления и распоряжения собственностью Самарской области";

- от 11 марта 2005 г. N 94-ГД "О земле";

- от 6 марта 2003 г. N 11-ГД "О приватизации имущества Самарской области";

- от 7 июля 2000 г. N 29-ГД "О передаче объектов государственной собственности области в муниципальную собственность и приеме объектов муниципальной собственности в государственную собственность области".

4. Часть 4 комментируемой статьи ограничивает возможности использования имущества государственным или муниципальным учреждением, которое является объектом социальной инфраструктуры для детей. Такое учреждение может передавать имущество на условиях временного возмездного пользования (т.е. аренды) другому юридическому лицу или предпринимателю только после экспертной оценки. Экспертную оценку проводит орган, уполномоченный собственником имущества (соответственно государством или муниципальным образованием). Предметом оценки является степень негативного влияния передачи в аренду имущества на обеспечение образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, социальной защиты или социального обслуживания детей. Например, если на первом этаже детской поликлиники планируется обустроить аптечный пункт, то до заключения договора аренды на передачу части помещений поликлиники другому юридическому лицу необходимо получить экспертную оценку последствий передачи помещений. Если площадь первого этажа небольшая и обустройство аптечного пункта будет создавать давку и постоянные очереди у входа в поликлинику, то передачу части площади эксперты признают нецелесообразной.

Договор, заключенный в нарушение положений комментируемой статьи, может быть в судебном порядке признан недействительным на основании ст. 168 ГК РФ как противоречащий закону. По общему правилу признание договора недействительным влечет применение реституции, т.е. возвращение сторон в первоначальное положение.

5. Прежде чем принять решение об изменении назначения муниципального имущества, относящегося к объектам социальной инфраструктуры для детей, органы местного самоуправления должны создать имущество, достаточное для обеспечения потребностей детей. Это значит, что органы местного самоуправления должны правильно оценить потребности детей муниципального образования, в т.ч. в ближайшем будущем. В распоряжении органов должна иметься оперативная информация об общем количестве детей, проживающих на территории муниципального образования, о нормативах обеспечения детей, а также об общем количестве учреждений того или иного назначения на территории муниципального образования.

В соответствии со ст. 16 Закона Красноярского края от 2 ноября 2000 г. N 12-961 "Об основных гарантиях прав ребенка" принятие решений об изменении формы собственности, служебного назначения имущества государственного или муниципального имущества не допускается без предварительного экспертного заключения государственно-общественной комиссии, создаваемой администрацией края, представительным органом местного самоуправления. Порядок принятия решения об изменении назначения имущества принимается на местном уровне.

Об изменении назначения объекта социальной инфраструктуры родители детей должны быть заблаговременно предупреждены, чтобы иметь возможность выбрать школу, детский сад, поликлинику или иной объект социальной инфраструктуры для своего ребенка, то есть принять решение о том, оставить ребенка в этом же учреждении или перевести в другое. Так, Заключением Экспертного совета по образованию при Уполномоченном по правам человека в Самарской области, согласованным с представителями администрации Самары и направленным в Департамент образования Самары, в ноябре 2008 г. было рекомендовано обратить внимание на практику информирования родителей, учеников и педагогических коллективов по вопросам реорганизации образовательных учреждений в городском округе Самара <25>.

--------------------------------

<25> Заключение Уполномоченного по правам человека в Самарской области по жалобе родителей и педагогов школы N 49 // http://www.ombudsman.samara.ru/novosti/novost81%202.htm.

 

6. Часть 7 комментируемой статьи имеет отсылочный характер и определяет, что изменение формы собственности объектов социальной инфраструктуры для детей производится в общем порядке, который установлен законом.

Всего выделяют три формы собственности:

- государственную;

- муниципальную;

- частную.

Передача имущества из государственной и муниципальной собственности в частную собственность, т.е. в собственность физических или юридических лиц, называется приватизацией, передача из частной в государственную собственность - деприватизацией.

Статья 13 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" различает несколько способов приватизации, в том числе преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество, продажу государственного или муниципального имущества на аукционе и некоторые другие.

На уровне субъектов действуют нормативно-правовые акты, более детально регулирующие порядок приватизации и не противоречащие федеральному законодательству о приватизации, например Закон города Москвы от 11 апреля 2001 г. N 12-ЗК "О приватизации государственной и муниципальной собственности Москвы", в котором приватизация определяется как "структурный элемент государственной политики управления собственностью на основе возмездной ее передачи в собственность физическим и юридическим лицам, направленной на развитие производства, создание рабочих мест, наполнение рынка конкурентоспособными товарами и услугами российских товаропроизводителей, расширение налогооблагаемой базы".

 

Статья 14. Защита ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию

 

Комментарий к статье 14

 

1. Каждый ребенок имеет полное право пользоваться средствами массовой информации, право доступа к информации и материалам из различных национальных и международных источников, особенно к таким, которые способствуют его социальному, духовному и моральному благополучию и развитию.

Комментируемая статья в достаточно общей форме устанавливает правовые основы защиты ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию. Прежде всего, определимся с основными понятиями, которые используются в статье.

Информацией являются сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.

Опасной для детей считается информация:

- демонстрирующая насилие, жестокость;

- устрашающего характера;

- дискредитирующая семью и родителей;

- провоцирующая детей к потреблению веществ, товаров и услуг, опасных для жизни и здоровья;

- провоцирующая детей к антиобщественному поведению;

- криминогенного характера;

- содержащая ненормативную лексику.

Концепции государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в РФ и защиты их нравственности.

Запрещается пропаганда насилия и жестокости, т.е. распространение информации, направленное на формирование в массовом сознании установок и стереотипов насильственного или жестокого поведения либо имеющее целью побудить или побуждающее к актам противоправного насилия или жестокого обращения с человеком или животным. Например, пропагандирующим насилие считается фильм, в котором главный положительный герой говорит и своим поведением успешно доказывает правильность и оправданность убийств.

Указанная выше информация способна нанести серьезный вред здоровью, нравственному и духовному развитию ребенка.

В соответствии со ст. 17 Конвенции о правах ребенка Россия обязалась поощрять средства массовой информации к распространению информации и материалов, полезных для ребенка в социальном и культурном отношениях, и поощрять разработку надлежащих принципов защиты ребенка от информации и материалов, наносящих вред его благополучию.

Формы поощрения государства могут быть различными, начиная от налоговых льгот и льготного предоставления кредитов средствам массовой информации, заканчивая принятием правовых актов, способствующих деятельности таких средств массовой информации, или поощрением из уст государственных деятелей.

Под понятием "насилие на экране" понимается аудиовизуальное изображение, в котором одно действующее лицо (или группа лиц) осуществляет негативное принуждение по отношению к другому действующему лицу (или группе лиц) посредством угрозы или реального применения физической силы, имеющее своим последствием телесные повреждения, моральный и имущественный ущерб <26>. Государственный контроль за телевидением в первую очередь выражается в запрещении показа фильмов и телепередач, содержащих сцены насилия. Для них отводится позднее вечернее и ночное время. Однако многие телеканалы включают в свои новостные выпуски материалы, содержащие документальные съемки катастроф, военных действий, терроризма, иные сцены насилия, в т.ч. в дневное время ("Криминал", "Криминал: Чистосердечное признание", "Дорожный патруль" и т.п.).

--------------------------------

<26> Федоров А.В. Права ребенка и проблема насилия на российском экране. Таганрог, 2004. 418 с.

 

Приказом Роскультуры от 15 марта 2005 г. N 112 утверждено Руководство по возрастной классификации аудиовизуальных произведений, которым введена единая возрастная классификация аудиовизуальных произведений (фильмов и программ), соответствующая психовозрастным особенностям восприятия зрительской аудитории. Данное Руководство содержит также перечень фильмов, не подлежащих классификации, в регистрации которых отказывается (например, фильмы или программы, содержащие демонстрацию сексуального насилия в отношении детей, неоправданные подробности сцен садизма и чрезмерного насилия и жестокости и т.п.).

Сведения о возрастной классификации фильмов вносятся в прокатные удостоверения, выдаваемые Министерством культуры РФ. Эти сведения указываются на обложках дисков и видеокассет, в кассовых залах и на фасадной рекламе кинотеатров.

Так, Бутырская межрайонная прокуратура г. Москвы провела проверку соблюдения Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ" в пяти образовательных учреждениях столицы. В ходе проверки было установлено, что в школах на персональных компьютерах, подключенных к сети Интернет, несмотря на наличие фильтров, препятствующих доступу несовершеннолетних на запрещенные сайты экстремистского и порнографического содержания, любой учащийся при наборе на клавиатуре определенных ключевых слов может зайти на указанные информационные ресурсы. По результатам проверки прокуратура объявила предостережения директорам школ о недопустимости посещения учащимися запрещенных сайтов <27>.

--------------------------------

<27> В Москве прокуратура объявила предостережения директорам школ о недопустимости посещения учащимися запрещенных сайтов // http://www.ombudsman.mos.ru/index.php?page=new&nid=1107.

 

Сегодня государство вполне осознает серьезность негативного влияния сцен экранного насилия на детскую аудиторию, но не принимает достаточных превентивных мер.

Со стороны государства необходим научный подход к информации, которая является общедоступной для любой аудитории. Ученые-исследователи должны подробно анализировать содержание телепередач и фильмов основных каналов, определять время, когда программы со сценами насилия наиболее часто выходят в эфир, выявлять типы отношений детей и подростков к сценам насилия на телевидении. Конечной целью исследований должна стать выработка примерных возрастных рейтингов по отношению к показу аудиовизуальной продукции, четкой повременной регламентации телевизионной демонстрации сцен насилия, а также примерных правовых рекомендаций для общественности (родителей, педагогов и др.) и государственных структур относительно соблюдения прав ребенка на получение гуманной, не содержащей насилия аудиовизуальной информации <28>.

--------------------------------

<28> Федоров А. Права ребенка и проблема насилия на российском экране. Таганрог, 2004. 418 с.

 

Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. допускает вводить ограничения на телевидении с целью "защиты здоровья и нравственности населения".

На Западе действует государственный контроль за медийным изображением насилия, действуют программы защиты детей от экранной агрессии и от психического вреда информации. Например, во Франции действует Высший аудиовизуальный совет, который контролирует вещание программ, способных нанести вред детям. В соответствии с директивой Совета от 1989 г. телекомпаниям не рекомендуется транслировать эротические и содержащие сцены насилия программы до 22 часов 30 минут и их рекламу до 20 часов 30 минут <29>. Во многих западных странах платные кабельные или спутниковые каналы сопровождают демонстрацию экранной продукции специальными значками возрастных ограничений и возможностью их блокирования от несанкционированного просмотра детьми младшего возраста <30>.

--------------------------------

<29> Недетское время // Российская газета. 31 января 2005 г.

<30> Федоров А. Права ребенка и проблема насилия на российском экране. Таганрог, 2004. 418 с.

 

Согласно ст. 4 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" не допускается использование СМИ для распространения материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости.

В 1999 г. телеканалы подписали Хартию телерадиовещателей, которая декларирует "отказ от демонстрации либо описания в телерадиопрограммах чрезмерной жестокости и насилия". Однако Хартия не ограничивает показ художественных фильмов со сценами секса и насилия <31>.

--------------------------------

<31> Юшкявичюс Генрих. Телевидение - спецназ, разрушающий Россию // http://nations.healht.ru/818-televidenie-specnaz-razrushajushhijj-rossiju.html.

 

Кроме того, понятия насилия и жестокости являются оценочными и специалисты телеканалов всегда могут сослаться на неправильную интерпретацию общественностью фильмов и передач, выходящих на экран.

Несмотря на подписанную еще в 1999 г. основными российскими телеканалами так называемую Хартию телевещателей, телевизионный репертуар, на наш взгляд, по-прежнему лишен эффективного корпоративного контроля по части демонстрации сцен насилия <32>.

--------------------------------

<32> Федоров А. Права ребенка и проблема насилия на российском экране. Таганрог, 2004. 418 с.

 

Однако комментируемая статья не содержит даже отсылочной нормы об ответственности за нарушение правил обеспечения ребенка информацией. Отсутствие указания в Законе конкретных мер, которые должны приниматься в интересах детей, а также действенной системы наказаний приводит к тому, что положения комментируемой статьи до сих пор остаются благими пожеланиями.

Один из ведущих медиа-социологов нашей страны А.В. Шариков отметил, что "законодательных актов, где были бы четко прописаны санкции, накладываемые на тех, кто насыщает эфир насилием, Россия не имеет, так же как не имеет и специального органа, который контролировал бы данную позицию. И поэтому Закон "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ" носит чисто декларативный характер" <33>.

--------------------------------

<33> Там же.

 

На уровне многих субъектов РФ установлена административная ответственность за распространение продукции, не рекомендуемой ребенку для пользования до достижения им возраста 16 лет, с нарушением нормативов. Например, в Законе Санкт-Петербурга от 16 января 2009 г. N 816-6 "О нормативах распространения в Санкт-Петербурге печатной продукции, аудио- и видеопродукции, иной продукции, не рекомендуемой ребенку для пользования до достижения им возраста 16 лет" в качестве меры ответственности предусмотрено наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей, на должностных лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей, на юридических лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей. Сумма административного штрафа зачисляется в бюджет Санкт-Петербурга.

2. Часть 2 комментируемой статьи говорит об установлении нормативов распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, иной продукции, не рекомендуемой ребенку для пользования до достижения им возраста 18 лет.

Под продукцией понимается печатная продукция (книги, журналы, брошюры, буклеты, открытки и иные виды печатной продукции), аудио- и видеопродукция (экземпляры аудиовизуальных произведений и (или) фонограмм), иная продукция (программы для электронных вычислительных машин, в т.ч. компьютерные игры, произведения декоративно-прикладного искусства, настольные игры, игрушки, игровые сооружения для детей и иные виды продукции).

Нормативы, т.е. правила распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, иной продукции, не рекомендуемой ребенку, разрабатываются на уровне субъектов РФ.

Так, в Санкт-Петербурге действует Закон "О нормативах распространения в Санкт-Петербурге печатной продукции, аудио- и видеопродукции, иной продукции, не рекомендуемой ребенку для пользования до достижения им возраста 16 лет". Закон запрещает распространять на прилегающей к детским и образовательным организациям территории в радиусе 150 метров от каждого входа (выхода) в указанные организации, а если детские и образовательные организации имеют огражденную территорию, то от каждого входа (выхода) на нее в целях защиты ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в т.ч. от национальной, классовой, социальной нетерпимости, рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующих насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.

Отнесение продукции к категории, не рекомендуемой ребенку для пользования до достижения им возраста 16 лет, осуществляется после проведения экспертизы специальной экспертной комиссией. Состав комиссии и порядок ее деятельности определены Правительством Санкт-Петербурга. При этом экспертиза продукции, за исключением настольных, компьютерных и иных игр, игрушек, игровых сооружений для детей, проводится по инициативе уполномоченных органов власти Санкт-Петербурга, организаций и граждан. Экспертиза проводится за счет средств бюджета субъекта, а заключение экспертизы носит рекомендательный характер.

По Закону Чувашской Республики от 17 декабря 2008 г. N 66 "Об установлении нормативов распространения на территории Чувашской Республики печатной продукции, аудио- и видеопродукции, иной продукции, не рекомендуемой детям для пользования до достижения возраста 16 лет" продукция, не рекомендуемая ребенку для пользования до достижения им возраста 16 лет, не должна распространяться:

- на расстоянии не менее чем 500 метров от зданий и границ земельных участков, на которых расположены детские, учебные, медицинские, спортивные, культурные, религиозные организации, а также на зданиях и в помещениях названных организаций. В случае отсутствия утвержденных границ земельных участков, на которых расположены детские, учебные, медицинские, спортивные, культурные, религиозные организации, - не менее чем 600 метров от ближайшей точки периметра указанного объекта до входа в помещение, используемое для распространения продукции, не рекомендуемой ребенку для пользования до достижения им возраста 16 лет;

- в общественном транспорте;

- при проведении общественных и зрелищных мероприятий в Чувашской Республике;

- лицами, не достигшими возраста 16 лет.

Согласно Закону Республики Марий Эл от 28 апреля 2009 г. N 28-З "О нормативах распространения на территории Республики Марий Эл печатной продукции, аудио- и видеопродукции, иной продукции, не рекомендуемой ребенку для пользования до достижения им возраста 16 лет, и о внесении изменений в Закон Республики Марий Эл "Об административных правонарушениях в Республике Марий Эл" в Республике Марий Эл запрещено распространение продукции, не рекомендуемой ребенку для пользования до достижения им возраста 16 лет:

- ближе 500 метров от зданий и прилегающих к ним территорий детских, образовательных, медицинских и религиозных организаций, организаций культуры, физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, а также на зданиях и в помещениях названных организаций;

- на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения;

- при проведении общественных и зрелищных мероприятий на территории Республики Марий Эл;

- лицами, не достигшими возраста 16 лет.

Распространение продукции, не рекомендуемой ребенку для пользования до достижения им возраста 16 лет, допускается только в специально предназначенных для этого помещениях, определяемых правовыми актами органов местного самоуправления.

3. В соответствии с ч. 3 комментируемой статьи должна проводиться экспертиза (социальная, психологическая, педагогическая, санитарная) настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей. Порядок такой экспертизы определяется Правительством РФ. До 5 октября 2007 г. экспертиза проводилась в соответствии с Временным порядком проведения экспертизы настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений, утвержденным Приказом Министерства образования РФ от 26 июня 2000 г. N 1917 "Об экспертизе настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей". Осуществлять такую экспертизу было уполномочено Минобразования РФ и его территориальные органы. Приказом Министерства образования и науки РФ от 5 октября 2007 г. N 272 Приказ Минобразования РФ от 26 июня 2000 г. N 1917 признан утратившим силу. Таким образом, в настоящее время экспертиза не проводится.

Субъекты РФ по закону не могут определить на своих территориях порядок осуществления экспертизы настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей, поскольку в ч. 3 комментируемой статьи определение порядка ее проведения прямо отнесено к компетенции Правительства РФ. Поэтому в законах субъектов РФ определяется порядок проведения только социальных, психологических, педагогических и санитарных экспертиз разных видов товаров, за исключением настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей.

Например, Постановлением Правительства Астраханской области от 17 февраля 2009 г. N 58-П "Об уполномоченном органе исполнительной власти Астраханской области, осуществляющем проведение экспертизы нерекомендуемой продукции и экспертизы надписей, изображений, противоречащих общим принципам морали и нравственности" установлено, что Министерство образования и науки Астраханской области уполномочено осуществлять социальную, психологическую, педагогическую и санитарную экспертизу нерекомендуемой продукции (за исключением настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей), а также надписей, изображений, противоречащих общим принципам морали и нравственности.

Игрушки для детей в возрасте до 3 лет:

- должны быть безопасными для ребенка, находящегося без присмотра в кроватке или манеже;

- должны быть достаточно прочными, чтобы исключить возможность уколов или порезов;

- должны быть сконструированными так, чтобы ребенок не мог их разорвать, разобрать или раскусить;

- не должны иметь грубых поверхностей или острых краев, не должны попадать в горло или закручиваться вокруг шеи <34>.

--------------------------------

<34> Классификация, экспертиза и сертификация игрушек // http://www.manufacture-seminars.ru/clause/clause/71205/2021/.

 

Представляется, что игры, игрушки и игровые сооружения для детей, помимо соблюдения критериев безопасности для здоровья ребенка, в первую очередь должны соответствовать принятым в обществе нормам и духовно-нравственным ценностям и проверяться на социальную и психологическую безопасность: в игрушке не должно быть явных признаков, провоцирующих ребенка на агрессию и жестокость или вызывающих страх и тревогу; не должно быть грубого натурализма, в т.ч. сексуального контекста, выходящего за рамки возрастной компетенции ребенка; игрушка не должна унижать человеческое достоинство или оскорблять религиозные чувства, вызывать негативное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам людей; игрушка не должна вызывать психологической зависимости в ущерб полноценному развитию ребенка <35>.

--------------------------------

<35> Казунина И.И. Из выступления на конгрессе производителей детских товаров в рамках международной специализированной выставки товаров для детей "ИГРУШКА-2007" // http://www.vdm.ru/expertiza.

 

Критерии экспертизы игр, игрушек и игровых сооружений для детей должны варьироваться в зависимости от возраста детей, для которых то или иное изделие предназначено.

Игрушки можно классифицировать по разным признакам, например:

1) по возрастному назначению:

- для новорожденных (от 0 до 3 месяцев);

- для младенцев 4 - 5 - 12 месяцев;

- для детей 1 - 2 лет и т.д.;

2) по материалу изготовления:

- деревянные;

- пластмассовые;

- резиновые;

- меховые и т.п.;

3) по воспитательному назначению:

- сенсорные (до года в основном звуковые - погремушки, пищалки, музыкальные игрушки, зрительные - калейдоскоп);

- двигательные (мобиль, мяч, юла, заводные игрушки);

- образные (изображения животных, куклы, солдатики, машинки);

- общественно-бытовые и производственно-технические (игрушечные инструменты, например совок и ведерко, оружие);

- конструктивные (различные конструкторы и сборные игрушки) <36>.

--------------------------------

<36> Классификация, экспертиза и сертификация игрушек // http://www.manufacture-seminars.ru/clause/clause/71205/2021/.

 

В целях обеспечения безопасности жизни, охраны здоровья, нравственности ребенка, защиты его от негативных воздействий необходимо в кратчайший срок определить порядок проведения экспертизы (социальной, психологической, педагогической, санитарной) настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей.

Так, НИИ при Генпрокуратуре РФ и эксперты в составе межведомственной рабочей группы предложили разработать механизм действия ч. 3 комментируемой статьи, установив в соответствующем специальном или общем законодательном акте:

- порядок и основания назначения и проведения специальной экспертизы игр, игрушек и игровых сооружений для детей, виды такой экспертизы, критерии отнесения игр и игрушек к категории опасных для жизни, здоровья и нормального развития детей;

- научно обоснованную возрастную классификацию игр, игрушек и игровых сооружений, рекомендуемую для детей различных возрастных групп;

- последствия (вплоть до лишения лицензий и привлечения виновных к мерам юридической ответственности) незаконного производства, импорта и реализации на территории России игр, игрушек и игровых сооружений для детей без получения экспертного заключения либо при получении отрицательного экспертного заключения.

Кроме того, необходимо установить в законодательстве о лицензировании, административном и уголовном законодательстве юридическую ответственность за нарушение установленного порядка обязательной экспертизы игр, игрушек и игровых сооружений <37>.

--------------------------------

<37> Проект рекомендаций по созданию нормативно-правовой базы психолого-педагогической оценки игровой продукции для дошкольных образовательных учреждений // http://www.zaoisc.ru/metod/obespech/proekt-rekomend.doc.

 

4. Безусловно, комментируемая статья требует значительной доработки со стороны законодателя. Изменения, внесенные в нее в 2009 г., пока недостаточны. В марте 2009 г. был внесен на рассмотрение Государственной Думы, но не принят законопроект "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". В законопроекте предусматривалось, что с 6 лет дети могут смотреть передачи о различных заболеваниях человека, несчастных случаях и катастрофах, но "без демонстрации последствий, которые могут вызвать у них страх и панику". С 12 лет предложено допускать показ насилия, но "с обязательным выражением сострадания к жертвам". Предложено не исключать употребление бранных слов, которые оправданы сюжетом, а детям с 16 лет дозволять смотреть любовные сцены, которые не носит сексуального характера.

Кроме того, законопроектом вводятся такие понятия, как "информационная безопасность детей", "маркировка информационной продукции", установлено шесть возрастных категорий доступа к информационной продукции: "универсальная", "до 6 лет", "с 6 лет", "с 12 лет", "с 16 лет" и "с 18 лет". Знак возрастной категории предложено наносить на первую страницу либо титульный лист печатного издания, а также маркировать и телепрограммы (особый знак должен появляться в начале каждой передачи и "висеть" не менее трех минут с начала показа) <38>.

--------------------------------

<38> Новикова В. Возможна ли информационная безопасность детей? // http://www.newsland.ru/News/Detail/id/365640/cat/42/.

 

Статья 14.1. Меры по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей

 

Комментарий к статье 14.1

 

1. Комментируемая статья введена в действие Федеральным законом от 28 апреля 2009 г. N 71-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ", и практика ее применения окончательно еще не сложилась. Между тем специфика применения комментируемой статьи заключается в том, что разработка и применение механизма содействия физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей в большей части ложатся на власти субъектов РФ и имеют свои особенности в каждом из регионов.

В том, чтобы обеспечить физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие детей, задействованы:

- родители или лица, их заменяющие;

- органы местного самоуправления;

- органы законодательной и исполнительной власти субъекта РФ;

- органы законодательной и исполнительной власти РФ;

- юридические лица и граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые заняты реализацией алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, товаров только сексуального характера, в пивных ресторанах, винных барах, пивных барах, рюмочных, в других подобных местах;

- юридические лица и граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, осуществляющие торговлю в общественных местах, услуги в области пользования сетью Интернет, услуги в области развлечений, досуга;

- лица, осуществляющие мероприятия по образованию, воспитанию, развитию, охране здоровья, социальной защите и социальному обслуживанию детей, содействию их социальной адаптации, социальной реабилитации и подобные мероприятия с участием детей, например центры реабилитации, дома-интернаты;

- органы внутренних дел;

- специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (для детей, обнаруженных без присмотра, в случае, указанном в абз. 4 ч. 3 комментируемой статьи).

Порядок взаимодействия указанных выше органов и лиц определяется на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ.

2. В субъектах РФ принимаются законы, устанавливающие меры по недопущению нахождения детей на объектах, предназначенных для реализации товаров только сексуального характера, в пивных ресторанах, винных барах, пивных барах, рюмочных, в других местах, а также в иных местах, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию.

Нахождение детей в перечисленных заведениях запрещено вне зависимости от времени суток. В подобные заведения дети не должны допускаться даже в сопровождении взрослых. Такие меры призваны защитить ребенка от п



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.