Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Деятельность по подготовке ребенка к реализации им своих прав и исполнению обязанностей ведется некоммерческими организациями, в т.ч. общественными объединениями (организациями). 4 страница



- создание государственной системы выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей;

- сохранение национального генофонда страны;

- развитие интеллектуального и творческого потенциала России;

- профилактика социального неблагополучия, безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних;

- обеспечение полноценной жизнедеятельности детей-инвалидов и их интеграции в общество.

Реализация Программы осуществляется на основе государственных контрактов. Государственным заказчиком - координатором Программы, а также ответственным за ее реализацию назначено Минздравсоцразвития РФ. Государственными заказчиками Программы являются:

- Минздравсоцразвития РФ;

- Федеральное медико-биологическое агентство;

- Федеральное агентство по образованию;

- Министерство культуры РФ;

- Министерство спорта, туризма и молодежной политики РФ;

- Министерство внутренних дел РФ;

- Федеральная служба исполнения наказаний.

4. Федеральными органами государственной власти установлен единый порядок судебной защиты прав и законных интересов ребенка. Этот порядок обеспечивается системой арбитражных судов и судов общей юрисдикции, действующих на территории России.

По общему правилу защита прав ребенка осуществляется:

- в судебном порядке;

- в административном порядке.

Право всех граждан на защиту в судебном порядке закреплено в ст. 46 Конституции РФ, а также в ст. 3 ГПК РФ, ст. 8 СК РФ и других законах. В судебном порядке может быть защищено любое нарушенное или оспоренное право ребенка. Судебный порядок защиты прав ребенка служит способом обеспечения государством интересов ребенка. Поэтому такие значимые для судьбы ребенка акты и действия, как расторжение брака при наличии у супругов общих несовершеннолетних детей, ограничение или лишение родительских прав, взыскание алиментов, осуществляются только в судебном порядке (п. 1 ст. 21, ст. 106 СК РФ).

Пленумом Верховного Суда РФ принято Постановление от 27 мая 1998 г. N 10 "О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей", в котором суд на основании обобщения судебной практики по защите прав детей дал нижестоящим судам разъяснения по разрешению споров, связанных с воспитанием детей.

Судебный порядок защиты прав ребенка в РФ имеет ряд особенностей, которые рассмотрены в комментарии к ст. 23.

5. К основным полномочиям федеральных государственных органов власти относится исполнение международных обязательств России по вопросам защиты прав ребенка, а также представительство интересов России в международных организациях, которые заняты проблемами детей.

Россия является членом Организации Объединенных Наций и Совета Европы и разделяет цели и принципы Декларации и Плана действий "Мир, пригодный для жизни детей", принятые на специальной сессии Генеральной ассамблеи ООН по положению детей (Нью-Йорк, 8 - 10 мая 2002 г.) и рассчитанные на десятилетний период, а также Берлинских обязательств в отношении детей в Европе и Центральной Азии, принятых на Конференции по положению детей в Европе и Центральной Азии (Берлин, 16 - 18 мая 2001 г.). Тем самым Россия включается в усилия международного сообщества на глобальном и региональном уровнях по созданию мира, пригодного для жизни детей.

Серьезные международные обязательства по обеспечению надлежащего уровня социальной защиты Россия приняла на себя в рамках Конвенции о правах ребенка, принятой 20 ноября 1989 г. в Нью-Йорке. Конвенция в общей форме закрепила приоритет интересов и благосостояния детей во всех сферах жизни государства, указала на основные принципы и критерии обеспечения жизни и благополучия детей. Для исполнения Конвенции на своей территории Россия принимает ряд мер правового и организационного характера.

Решением Межведомственной комиссии по координации работ, связанных с выполнением в РФ Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей от 26 декабря 2002 г., утверждены основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ до 2010 г.

В период с 2005 по 2010 годы внимание сосредоточено на повышении качества таких ключевых сфер жизнеобеспечения детей, как образование, здравоохранение, культура, досуг, инфраструктура реабилитации и социализации детей, находящихся в особо сложных обстоятельствах. Принимаемые меры должны улучшить качество жизни большинства российских детей, сократить масштабы бедности и социального неравенства семей и детей.

В национальном законодательстве находят отражение многие актуальные вопросы Конвенции о правах ребенка. Так, например, для обеспечения гарантий, установленных ст. 20 Конвенции о правах ребенка, "ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством", в России действует система учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В последнее время органы законодательной власти утвердили и внесли серьезные изменения в нормы ГК РФ и СК РФ, регулирующие отношения опеки и попечительства над такими детьми и формы устройства детей-сирот в семьи.

Большое внимание в последнее время уделяется развитию патронатного воспитания и усыновления, принимаются меры к уменьшению числа детей, которые воспитываются в детских учреждениях. В связи с этим не так давно принят Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", в котором сформулированы принципы государственного регулирования в области опеки и попечительства, определены права и обязанности органов опеки и попечительства, правовой статус опекунов и попечителей.

6. Реализация государственной политики в интересах детей, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), безнадзорных детей, детей-инвалидов осуществляется органами государственной власти субъектов РФ. Это значит, что на уровне субъектов РФ разрабатываются конкретные механизмы реализации социальных гарантий в отношении детей, выделяются средства из бюджета субъекта РФ на обеспечение таких государственных гарантий, а также субсидии из федерального бюджета. Например, законами субъектов устанавливается ежемесячное пособие на ребенка. В Мурманской области действует Закон от 23 декабря 2004 г. N 549-01-ЗМО "О государственной социальной помощи в Мурманской области", в рамках которого и производятся выплаты пособий из регионального бюджета. Так, в августе 2009 г. семьи Мурманской области, воспитывающие детей, одновременно получили ежемесячное пособие на ребенка за август и сентябрь, на что из бюджета Мурманской области израсходовано более 25 млн. рублей <5>.

--------------------------------

<5> В Мурманской области осуществлена опережающая выплата ежемесячного пособия на детей // http://www.regnum.ru/news/economy/1198183.html.

 

Практически во всех субъектах РФ приняты законы о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В Пензенской области принят Закон от 12 сентября 2006 г. N 1098-ЗПО "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Пензенской области", в Рязанской области - Закон от 3 апреля 2006 г. N 47-ОЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот".

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров.

В г. Москве действует Городская целевая программа "Преодоление сиротства в городе Москве (2009 - 2011 гг.)", которая реализуется Департаментом семейной и молодежной политики г. Москвы. Целью Программы названо "формирование единой городской политики преодоления сиротства через создание системы профилактики детского и семейного неблагополучия, обеспечение приоритета семейных форм жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, реализация защиты их прав и социальной адаптации, внедрение ювенальных технологий с участием гражданского общества".

Органы власти субъектов РФ вправе передавать (делегировать) часть своих полномочий по защите прав детей органам местного самоуправления (например, см. ст. 5 Закона Смоленской области от 28 ноября 1996 г. "О защите прав ребенка").

Если государственными органами власти области возлагаются на органы самоуправления дополнительные полномочия по осуществлению государственной политики по защите прав ребенка, то соответствующие расходы органов местного самоуправления компенсируются из областного бюджета.

По общему правилу действие законов и иных нормативно-правовых актов субъектов РФ распространяется на всех детей, проживающих, а также временно прибывших на территорию соответствующего субъекта РФ.

 

Глава II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ

РЕБЕНКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Статья 6. Законодательные гарантии прав ребенка в Российской Федерации

 

Комментарий к статье 6

 

1. Комментируемая статья имеет декларативный характер. В первую очередь она ссылается на конституционные нормы. Пункт 2 ст. 17 Конституции РФ гласит, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Тем самым в Конституции РФ гарантируются права детей с самого момента рождения. В комментируемой статье права ребенка также гарантируются с его рождения.

В комментируемой статье подчеркивается, что комментируемый Закон занимает значимое место в системе законодательства, регулирующего права ребенка. Общий перечень законов и иных нормативно-правовых актов, в т.ч. общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров РФ, которые регламентируют права ребенка и обеспечивают законодательные гарантии прав ребенка в РФ, рассмотрен в комментарии к ст. 3.

Материнство и детство, семья находятся под защитой государства (ст. 38 Конституции РФ). В ст. 19 Конституции РФ содержится принцип равенства всех перед законом. Государство гарантирует равенство прав и свобод независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Соответственно, детям независимо от того, в какой семье, когда и где они родились, гарантируются равные права, в т.ч. право на имя, на получение квалифицированной медицинской помощи, на жилище, на воспитание родителями или лицами, их заменяющими, а при их отсутствии - право на государственное обеспечение.

Законодательные гарантии, которые содержатся в нормах комментируемого Закона, базируются на положениях Конституции РФ. Статья 11 "Защита прав и законных интересов детей в сфере профессиональной ориентации, профессиональной подготовки и занятости" основана на ст. 37 Конституции РФ о свободе труда, т.е. возможности свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, о безопасных условиях труда. Статья 10 "Обеспечение прав детей на охрану здоровья" основана на ст. 41 Конституции РФ о праве граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь. В РФ финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. Статья 9 "Меры по защите прав ребенка при осуществлении деятельности в области его образования и воспитания" перекликается со ст. 43 Конституции РФ о праве каждого на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

2. В комментируемом Законе нашли свое отражение не все, а лишь часть прав и свобод, которые принадлежат ребенку. В частности, нормами Семейного кодекса РФ гарантируется право ребенка жить и воспитываться в семье, общаться с родителями и другими родственниками, выражать свое мнение, иметь имя, отчество и фамилию, а также многие другие, которые не подпадают под сферу регулирования комментируемого Закона.

Например, получение пособий гарантировано Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющих детей". Государство гарантирует матери получение ряда пособий, которые выплачиваются и в период беременности, и после рождения ребенка:

- пособие по беременности и родам;

- единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

- единовременное пособие при рождении ребенка;

- ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

- ежемесячное пособие на ребенка.

В комментируемом Законе не регулируются вопросы суррогатного материнства, определения происхождения детей, поскольку такие вопросы законодатель отнес к исключительной сфере регулирования семейного права. После рождения ребенка устанавливается его происхождение на основании документов, подтверждающих рождение ребенка матерью в медицинском учреждении, а в случае рождения ребенка вне медицинского учреждения на основании медицинских документов, свидетельских показаний или на основании иных доказательств (п. 1 ст. 48 СК РФ). Закон исходит из общего принципа, что матерью ребенка является именно та женщина, которая его родила. Это касается и суррогатной матери (ст. 51 СК РФ).

Право получать защиту своих прав и законных интересов ребенок может реализовать на основании ст. 72 Конституции РФ, ст. 56 СК РФ, ст. 23 комментируемого Закона.

Определенные нормы позволяют беременной женщине еще до рождения ребенка защищать его интересы. В частности, право ребенка иметь отца и родиться в полноценной семье защищено ст. 13 СК РФ, согласно которой беременность и роды являются одними из оснований, когда брак может быть зарегистрирован до достижения женщиной брачного возраста.

 

Статья 7. Содействие ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов

 

Комментарий к статье 7

 

1. Комментируемая статья закладывает основы обеспечения ребенку всесторонней помощи и поддержки в реализации и защите его прав и законных интересов. Содействие в защите прав и законных интересов ребенок может получать от:

- органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, должностных лиц указанных органов (п. 1);

- своих родителей или лиц, их заменяющих (п. 2);

- педагогических, медицинских, социальных работников, психологов и других специалистов (п. 3);

- общественных объединений (организаций) и иных некоммерческих организаций (п. 4).

В каждой из частей комментируемой статьи законодатель указывает на те или иные меры, которые могут быть предприняты перечисленными выше субъектами для обеспечения содействия ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов.

Конкретные меры содействия ребенку зависят от его возраста. Ведь дети разного возраста имеют разную степень дееспособности, а соответственно, неодинаковые возможности в области защиты своих прав и законных интересов. По общему правилу именно с 18 лет гражданин приобретает дееспособность в полном объеме (подробнее см. ст. 21 ГК РФ) и может самостоятельно защищать себя любыми правовыми способами. До 14 лет ребенок является недееспособным и от его имени действуют его законные представители.

Право самостоятельно обращаться в суд за защитой своих прав и отстаивать свои интересы в судебном порядке ребенок приобретает по достижении 14 лет. В частности, это право гарантировано п. 2 ст. 56 СК РФ, согласно которому при нарушении прав и законных интересов ребенка, в т.ч. при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет - в суд.

Поскольку родители являются законными представителями своих детей, они выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий. Родители или лица, заменяющие родителей, в случае нарушения прав ребенка имеют право и обязаны:

- защищать жилищные права подопечного путем подачи исков о его вселении, о выселении лиц, не имеющих права проживать в жилом помещении подопечного, подачи заявления о предоставлении подопечному жилого помещения и пр.;

- обращаться в вышестоящие инстанции или в суд при нарушении лечебным, учебным или иным учреждением права ребенка на получение медицинских, образовательных и прочих услуг;

- подавать исковые заявления в суд о взыскании алиментов с лиц, обязанных по закону содержать подопечного;

- принимать меры по защите прав собственности подопечного, в том числе подавать иски об истребовании его имущества из чужого незаконного владения, о признании права собственности, применять меры самозащиты;

- предъявлять требования о возмещении вреда, причиненного здоровью подопечного или его имуществу, о компенсации морального вреда, причиненного подопечному (подробнее см. ст. 23 и комментарий к ней);

- требовать по суду возврата ребенка, находящегося под опекой или попечительством, от любых лиц, удерживающих у себя ребенка без законных оснований, в т.ч. от близких родственников ребенка <6>.

--------------------------------

 

КонсультантПлюс: примечание.

Комментарий к Федеральному закону от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" О.В. Кузнецовой, Т.Г. Пивоваровой включен в информационный банк.

 

<6> Кузнецова О.В., Пивоварова Т.Г. Комментарий к Федеральному закону от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве". 2009.

 

Права и обязанности усыновителей, опекунов и попечителей несовершеннолетних любого возраста полностью совпадают с родительскими. Если органом опеки и попечительства будет установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия, на него возлагается обязанность назначить представителя для защиты прав и интересов детей (п. 2 ст. 64 СК РФ).

2. Органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, должностные лица указанных органов в рамках оказания содействия интересам детей уполномочены:

- принимать соответствующие нормативные правовые акты;

- проводить методическую, информационную и иную работу с ребенком по разъяснению его прав и обязанностей, порядка защиты прав, установленных законодательством РФ;

- поощрять исполнение ребенком обязанностей;

- поддерживать практику правоприменения в области защиты прав и законных интересов ребенка.

Недавно был принят Федеральный закон "Об опеке и попечительстве". Над проектом этого Закона Государственная Дума работала на протяжении трех лет (проект внесли еще в июне 2005 г.), и он принят был только после резких высказываний Президента РФ о неоправданной волоките. С принятием нового Закона в области защиты прав детей произошли кардинальные изменения:

- упрощен порядок назначения опеки в случаях необходимости немедленного назначения опекуна или попечителя (появился институт предварительной опеки);

- для родителей законодательно предусмотрена возможность временного назначения опекуна и попечителя над несовершеннолетними по их письменному заявлению с указанием конкретного лица на период, когда по уважительным причинам они не могут исполнять свои родительские обязанности, например на срок командировки родителей (институт временной опеки);

- появилась возможность назначения нескольких опекунов или попечителей одному лицу;

- закреплено преимущественное право близких родственников стать опекунами ребенка, оставшегося без попечения родителей;

- предусмотрена возможность установления опеки или попечительства по возмездному договору с органом опеки и попечительства (приемная семья, патронат) и др. <7>.

--------------------------------

<7> Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей // http://www.homekid.ru/kidscience/kid2008part9.htm.

 

Закон полностью согласуется с современной государственной политикой в социальной сфере. В разработке законопроектов, напрямую касающихся защиты прав детей, большую роль играет Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей. Например, в марте 2009 г. при содействии названного Комитета был разработан и внесен на рассмотрение Госдумы законопроект "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".

Деятельностью по обеспечению гарантий прав граждан, в т.ч. детей, активно занимается Уполномоченный по правам человека при Президенте РФ. На официальном сайте Уполномоченного имеются многочисленные примеры из правовой практики, которые свидетельствуют об оказании конкретной, адресной помощи нуждающимся. Обычно помощь оказывается в ответ на жалобы людей, не сумевших получить помощь от тех органов и должностных лиц, в непосредственную компетенцию которых входит оказание такой помощи.

Например, благодаря вмешательству Уполномоченного по правам человека в РФ Владимира Лукина были защищены права многодетной матери С. и права ее малолетних детей, которые нарушались должностными лицами государственных органов, а также Г., которая подлежала административному выдворению за пределы РФ, было разрешено отбыть в Азербайджан вместе с детьми. Изначально двоим ее малолетним детям было отказано в выезде вместе с матерью <8>.

--------------------------------

<8> Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации // http://www.ombudsman.gov.ru/rub/galoba.shtml.

 

В регионах создаются специальные органы исполнительной власти, которые наделены специальными полномочиями по защите прав детей. Например, в Москве действует Департамент семейной и молодежной политики города Москвы. Департамент уполномочен осуществлять межотраслевую координацию в области семейной и молодежной политики, а также координировать реализацию политики города Москвы в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Департамент оказывает методическую помощь и содействие органам опеки и попечительства.

Департаментом семейной и молодежной политики города Москвы совместно с Московским институтом открытого образования и рядом экспертов была разработана и принята стратегия Правительства Москвы по реализации государственной политики в интересах детей "Московские дети" на 2008 - 2017 годы. Цели названной программы соответствуют целям, обозначенным в Декларации и Плане действий "Мир, пригодный для жизни детей", которые были утверждены специальной сессией Генеральной Ассамблеи ООН 10 мая 2002 г.

В своем Указе от 9 октября 2007 г. N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики РФ на период до 2025 года" Президент РФ заявил о необходимости "создания специализированной системы защиты прав детей, включая дальнейшее развитие института уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ".

Важным шагом в создании названной системы стало подписание Указа от 1 сентября 2009 г. N 986 "Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка". Согласно Указу Уполномоченный по правам ребенка назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ, а обеспечением его деятельности занимается Аппарат Общественной палаты РФ. Уполномоченному по правам ребенка для выполнения возложенных на него обязанностей предоставлено право:

- запрашивать и получать в установленном порядке необходимые сведения;

- беспрепятственно посещать федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, организации; проводить проверку деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, а также должностных лиц, получать от них соответствующие разъяснения;

- направлять свои заключения, содержащие рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и интересов;

- привлекать для осуществления экспертных и научно-аналитических работ, касающихся защиты прав ребенка, научные и иные организации, а также ученых и специалистов, в т.ч. на договорной основе.

Кроме того, Президент РФ рекомендовал органам государственной власти субъектов РФ учредить должность уполномоченного по правам ребенка.

Посты уполномоченных по правам ребенка, назначаемых органами законодательной власти, создавались начиная с 2001 г. во многих регионах России, в т.ч. в Москве. На сегодняшний момент в 16 субъектах РФ пост уполномоченного по правам ребенка является самостоятельным институтом, и только в трех регионах уполномоченный по правам ребенка является советником губернатора, в одном регионе уполномоченный создан при губернаторе области, а в трех регионах такой уполномоченный является заместителем регионального уполномоченного по правам человека.

С 1 октября 2009 г. при введении поста Уполномоченного по правам человека в Москве Московской городской Думой принято решение о ликвидации поста Уполномоченного по правам ребенка в г. Москве и его замене должностью заместителя Уполномоченного по правам человека, отвечающего за права детей.

Уполномоченные по правам детей в субъектах РФ, как правило, имеют право посещать различные детские организации и учреждения и знакомиться с их работой, например, проводить осмотр состояния условий воспитания и содержания детей в муниципальных образовательных учреждениях, условий оздоровления детей в летних загородных лагерях. По результатам таких выездов и проверок уполномоченные обычно готовят доклады и обращения в законодательные и правоохранительные органы власти, которые оценивают уровень защищенности прав и законных интересов детей, предоставляют полученные сведения органам, курирующим работу проверенных ими организаций и учреждений.

Так, в последние годы при содействии Уполномоченного по правам ребенка Москвы усовершенствовано законодательство города Москвы, связанное с реализацией и обеспечением прав детей. Приняты Законы города Москвы:

- от 28 февраля 2007 г. N 6 "О профилактике наркомании и незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ в городе Москве";

- от 20 июня 2007 г. N 22 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 23 ноября 2005 г. N 60 "О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве";

- от 21 ноября 2007 г. N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях";

- от 26 декабря 2007 г. N 51 "О наделении органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы в сфере опеки и попечительства" <9>.

--------------------------------

<9> Доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве, о соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребенка в 2007 году // http://www.detirossii.ru/13054.php.

 

К основным направлениям работы уполномоченного по правам ребенка относятся:

- защита прав конкретного ребенка, помощь в восстановлении его нарушенных прав;

- проведение независимых проверок соблюдения прав детей учреждениями, организациями, должностными лицами;

- экспертиза правовых актов, участие в законотворческом процессе, внесение предложений в государственные органы по улучшению механизмов защиты прав детей;

- правовое просвещение детей, их родителей, специалистов.

К сожалению, ни на федеральном уровне, ни в регионах уполномоченные по правам детей не имеют надлежащего законодательного и организационного основания для своей работы. Правительство РФ уже рассматривало, правда, безрезультатно, проект Федерального закона "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ" в части отнесения к числу субъектов, осуществляющих содействие ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов, уполномоченного по правам ребенка в субъекте РФ, а также установления права уполномоченного по правам ребенка в субъекте РФ на обращение в суд в целях защиты прав и законных интересов ребенка либо неопределенного круга детей и участия в деле по своей инициативе для дачи заключения по делу <10>.

--------------------------------



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.