Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





психология 19 страница



С полным основанием Кро характеризует всю стадию как стадию дезориентировки во ввутреннем к внешнем отношениях* В момент перехода, когда в личности подростка смешаны черты отмирающего прошлого и наминающегося будущего, происходит некоторое изменение в основных линиях» направленности, неко­торое временное состояние дезориентировки* Именно в этот пе-рыод наблюдается некоторое расхождение между ребенком и окружающей его средой, Кро считает, что в течение всего про­цесса развития едва ли когда-нибудь человеческое *я* и мир бывают более разделены, чем в этот период.

Сходную характеристику этой фазе в развитии интересов дает и О, Туталирц (1931), Для него период полового созревания также начинается с фазы, центральным моментом которой является ломка прежде установившихся интересов. Это период столкновения раз­личных психологических установок, период беспокойства* внутрен­него и внешнего отрицания и протеста. Оппозиционная, негативная установка характеризует этот период отсутствия положительных и устойчивых интересов. Первая фаза отрицания сменяется другой, положительной фазой, которую Тумлирц называет временем куль­турных интересов.

Мы видим, что самые различные исследователи, несмотря на расхождение в отдельных определениях, согласно устанавлива­ют наличие негативной фазы в начале переходного возраста. Со стороны фактической ценное дополнение к этому положению мы находим у различных авторов. Так, А* Буземан, исследовавший проблему отражения основных черт юности в собственных суж­дениях юношества, отмечает, особенно у девочек, наступление симптома недовольства около 13t у мальчиков около 16 лет.

Е, Ляу, исследование которого привлекает наше внимание прежде всего потому, что оно посвящено рабочему подростку, отмечает около 15—16 лет падение интересов подростка к своей работе* часто внезапно наступающую негативную установку по отношению к профессии. Эта установка обычно скоро проходит» уступая место позитивной.

Исследования других авторов помогли уточнить различия в протекании фазы у мальчиков и девочек и выяснить отдельные симптомы этой фазы. Так, исследование К. Рейнингера показало, что негативная фаза продолжается от 8 до 9 мес. Рейнингер прихо­дит к выводу, что негативная фаза—нормальный и необходимый период, через который должен пройти подросток. Отсутствие этой фазы, по мнению Рейнингера, наблюдается только тогда, когда развитие подростка отклоняется от нормы в том или ином отноше­нии или когда наступает преждевременно ранняя зрелость.

Окончание фазы характеризуется основным симптомом—повыше­нием успеваемости и продуктивности умственной деятельности. Среди симптомов, характеризующих эту стадию, исследователь отмечает неустойчивость, беспокойство и понижение настроения, его отрица­тельную окраску, пассивность и спад интересов. У девочек необеспе­ченных классов наблюдается та яке самая фаза, протекающая в основном так же, но наступающая несколько позже — около 13—14

лет*

-

Сходное исследование данной фазы у девочек произведено и Л* Вечерка, которая изучала развитие социальных отношений между подростками, их отношения к взрослым, различные формы детской общественной жизни. Согласно ее данным, эволюция со­циальных отношений и связанных с ними интересов ясно обнару­живает две полярные фазьт, из которых первая характеризуется распадам коллективных связей, разрывом сложившихся прелсде отношений между детьми, резким изменением отношений к дру­гим людям, а вторая, которую исследовательница называет фазой союзов» характеризуется противополоэкнывш чертами, расширени­ем и укреплением прежде всего общественных связей.

Г. Гетцер наблюдала протекание той же самой фазы у маль­чиков* Фаза наступала обычно несколько позднее» чем у дево­чек, — между 14 и 16 годами. Симптомы отмечавдтся те же, что и у девочек: упадок продуктивности, пессимистическое настрое­ние. Существенно отличной чертой является более бурное и длительное протекание негативной фазы и более активный ха­рактер негативизма, некоторое уменьшение апатичности и пас­сивности по сравнению с девочками в той же фазе, несколько большее проявление разрушительной активности в самых раз­личных формах.

 * *

Из этих положений становится ясной с исторической и прак­тической стороны и вторая фаза в развитии интересов в переход­ном возрасте — фала утверждения, положительная фаза* Фаза интересов, как ее называет Петере» или фаза культурных интере­сов , по Тумлирцу.

Прежде чем остановиться на этой фазе, мы должны очень кратко и схематически представить себе процесс развития инте­ресов в переходном возрасте в целом, а для этого необходимо вспомнить, что, в сущности говоря, кроме двух фаз, отмечаемых почти всеми авторами, — фазы отрицания и утверждения — следует выделять еще третью, в сущности, правильнее даже — первую, подготовительную. Выше мы приводили мнение А.Э. Бидль о биологически трехчленном делении эпохи полового созревания. И в психологическом отношении нет оснований отказываться от такого деления, тем более, что и в развитии интересов мы ясно различаем еще одну, подготовительную, фазу- Она характе­ризуется с биологической стороны усиленной деятельностью

гипофиза и щитовидной железы, под влиянием которых происходит рост половых желез и тем самым подготавливается половое созревание. Мы имеем, таким образом, как бы латентный период полового созрева­ния, корда во внутренней, наиболее глубокой системе организма подго­тавливается половое созревание, еще не охватившее остальных систем организма. Латентный период полового созревания А. Б. Залкинд назы­вает консолщчахщоЕшсподаххговнтельсилй, так как в нем, с одной сторо­ны, подготавливаются элементы будущего кризиса, а с другой — оформляются и завершаются процессы детского развития. *

Этот относительно спокойный и очень глубоко протекающий латентный период полового созревания и со стороны интересов характеризуется отсутствием особо ярких доминантных устано­вок, особенно ярких интересов. Чем же объясняется как бы бледность подготовительной стадии? Главным образом некото­рым недостатком общего возбуждения. В латентном периоде мы имеем пролог дальнейшего развития, пролог, где в эмбриональ­ном, неразвитом и неразъединенном виде содержатся все три основных периода, из которых складывается данный возраст*— отмирание детства» кризис и: созревание- Наиболее своеобразные формы, наиболее богатое развитие характерны для интересов во второй стадии переходного возраста. Здесь особенное значение приобретает закон переключения интересов, действием которого мы должны объяснить себе» почему бурные и отрицательные явления негативной фазы у подростков сменяются положитель­ной направленностью в благополучно организованной социаль­ной среде,

А, Б. Залкинд насчитывает несколько основных гнезд (групп) доминант, или возрастных интересов» из совокупности которых складывается ядро интересов второй стадии. Все доминанты могут? оказаться тяжелым, болезнетворным фактором, создающим нерв­ность, рассеянность* утомляемость, некоторые проявления негати­визма, но они же при переключении возбуждения на доминантные пути, на пути ярких интересов оказываются ценнейшим источни­ком, питающим положительную направленность подростка и пре­вращающим негативную фазу в творчески богатую и полноценную фазу развития.

Первую группу интересов, или доминант, можно назвать эгодоминантной, или эгоцентрической, установкой подростка. Эта доминанта заключается в том, что формирующаяся лич­ность подростка оказывается одним: из центральных гнезд

интересов, исходным моментом для подхода ко второй стадии в целом. Залкинд говорит, что нас должна интересовать и своеоб­разная установка подростка на даль, на обширные, большие масштабы, которые для него гораздо более субъективно прием­лемы, чем ближние, текущие, сегодняшние. Доминанта дали, как ее называет автор, специфически возрастная черта второй стадии переходного возраста. Отсюда автор не отрицает, что подросток в эту эпоху находится в конфликтных отношениях с окружающей средой, недоволен ею, как бы выпрыгивает из нее, ищет чего-то вне ее, ищет дали, больших масштабов» отказыва­ясь от сегодняшнего, текущего.

Однако было бы неправильно понимать оба эти гнезда интересов как окончательно сложившиеся и оформившиеся в самом начале стадия. Исходя из личностного, затрагивая, насыщая личностное, надо переключать его на обществен ные рельсы; исходя из дальнего, из больших масштабов подростка, надо, возбуждая его в этом отношении, постепен­но перестраивать его рабочие процессы, его интересы, вклю­чая их все более настойчиво в текущую, сегодняшнюю работу* Вели же мы этих двух основных доминант не учтем, то ни наше текущее, ни наше общее не заинтересует подро­стка и окажется не использованным им в его общем разви­тии, полагает Залкинд*

К основным интересам автор причисляет и тягу к сопротив­лению, преодолению, к волевым напряжениям, которые иногда разрешаются в упрямстве, хулиганстве, борьбе против воспита­тельского авторитета, протесте и других проявлениях негативиз­ма. Доминанта усилия непосредственно сближается с другой, также основной целевой установкой подростка, именно с доми­нантой романтики, которая выражается в особенно сильных тяготениях ребенка к неизведанному, рискованному, к приклю­чениям» к социальному героизму.

Легко видеть, что названные домвенаилы двойственны и» в сущ­ности говоря, проявляются как в негативной, так и в позитивной фазе* Правильнее было бы сказать, что по самой психологической структуре они включают в себя как внутренне необходимые в про­цессе развития моменты отрицания предшествующих установок, так и момешы утверждения, приходящие ей на смену. Отрицание и утверждение* понимаемые так* оказываются двумя внутренне необ­ходимыми моментами единого процесса развития интересов в пере­ходном возрасте.

Развитие высших психических функций в переходном возрасте

Развитие высших психических функций в переходном воз­расте обнаруживает чрезвычайно ясно и отчетливо основные закономерности, характеризующие процессы развития нервной системы и поведения.

Один из основных законов развития нервной системы и поведения заключается в том, что по мере развития высших центров, или высших образований, низшие центры, или низшие образования, уступают существенную часть своих прежних фун­кций новым образованиям, перенося эти функции вверх» так что тем самым задачи приспособления» которые на более низких ступенях развития осуществляются низшими центрами, или низшими функциями, на высших ступенях начинают осуществ­ляться высшими функциями* .

При этом, однако, низшие центры, по словам Э. Кречмера, не просто отходят в сторону с постепенным образованием вы­сших центров, но работают далее в общем союзе, как подчинен* нал инстанция под управлением высших (в истории развития более молодых), так что при неповрежденной нервной системе обычно их нельзя рассматривать отдельно.

Только в болезненном состоянии, говорит Кречмер, если высшие центры функционально слабы или отделены от подчиненных центров, общая функция нервного аппарата ие просто прекращается, но подчинен­ная зсшетвдвдия становится самостоятельной и показывает нам элементы своего древнего типа функционирования, которые остались у иее. Этот общий невробиологический закон Кречмер формулирует следующим образом: если внутри психомоторной сферы действие высшей инстанции становится слабым функционально, то делается самостоятельной бли­жайшая низшая инстанция с собственными щжшнтквньеми законами.

Эти три основные закономерности, наблюдающиеся в разви­тии нервной системы., именно: сохранение в виде отдельных ступеней низших центров, переход функций вверх и эмансипа­ция низших центров при заболевании — полностью находят соответствие и в истории развития психических функций. В частности» все психическое развитие в переходной возрасте представляет собой пример конкретного выражения этих трех основных закономерностей.

Как мы уже говорили, основное содержание развития в этом возрасте составляет изменение психологической структуры лично­сти подростка, изменение, состоящее в переходе от элементарных и низших процессов к созреванию высших* Высшие функции разви­ваются по совершенно другим законам, чем элементарные,, или низшие, функции. Их развитие не протекает параллельно развитию мозга, появлению в нем: новых частей или разрастанию старых. Они обнаруживают другой тип развития» другой тип психической эволю­ции. Эти высшие функции, являющиеся продуктом исторического развития поведения* возникают и оформляются в переходном возра­сте в прямой зависимости от среды, слагаясь в процессе социально-культурного развития подростка. Они строятся обычно не рядом с элементарными функциями, как новые члены в том же ряду» и не над ними, как высший этаж мозга над низшим, они строятся по типу возникновения новых сложных сочетаний элементарных фун­кций, путем возникновения сложных синтезов.

Мы знаем» что всякий сложный психический процесс, ле­жащий в основе высших функций, представляет собой, по вы­ражению Кречмера, более чем сумму элементов, из которых он возник. Он, по словам: Кречмера, в основе — нечто новое, совер­шенно самостоятельное психологическое образование, твердое единство, которое несводимо к своим элементам* Этот закон самостоятельности более высоких синтезов есть основной невро-бяологическпй закон, который может быть прослежен от про­стейших рефлекторных процессов до образования абстракций в мышлении и языке.

Только рассматривая высшие психические функции как про­дукт подобных синтезов t мы научаемся правильно распознавать их отношение с низшими, или элементарными, процессами, достаточно уже развитыми при наступлении полового созревания. Эта связь двоякая* С одной стороны, высшие функции возникают не иначе, как на основании низших; в конечном счете они представляют собой не физиологические процессы нового сорта, а известное сложное сочетание, сложный синтез тех же элементарных процессов. В этом смысле нам кажутся ложными попытки многих современных пси-

 

хологов игнорировать связи высших процессов с низшими и устра­нить из психологии закономерности, характеризующие судьбу и развитие элементарных функций. По правильному замечанию Кречмера, необходимость понятия ассоциации оказывается ясной в обработав многих проблем более высокой психологии, например»

психологии детских мыслей, начинающегося интеллекта, пото­ка идей. Теория построения более высокой психической жизни без ассоциативной подстройки совершенно немыслима.

Незакономерна также попытка свести высшие функции, как это делает Э. Торндайк, к простым ассоциациям, только увели­ченным в количестве. Столь же неправомерно игнорировать закон самостоятельности более высоких синтезов. Все психиче­ские новообразования, которые мы можем констатировать у подростка, имеют в основе это сложное и двойственное по суще­ству отношение между элементарными и высшими процессами*

В сущности, это отношение> эмпирически найденное совре­менной психоневрологией и подсказанное ей изучением разви­тия нервной системы, не представляет чего-либо нового с точки зрения диалектической логики. Гегель напоминает двоякое зна­чение немецкого слова «снимать* • Под ним мы понимаем, гово­рит он, во-первых, «устранять*, + отрицать*, и мы говорим согласно этому: «закон, учреждение отменены, упразднены»* Но оно означает также «сохранить*, и мы говорим в этом смысле, что нечто сохранено. Эта двойственность в словоупотреблении не должна рассматриваться как случайная. Она отражает реальное, объективное отношение, лежащее в основе процесса развития, в котором каждая высшая ступень отрицает низшую, но отрицает, не уничтожая ее, а заключая в себе как снятую категорию, как свой составной момент.

Вся история психического развития в переходном возрасте со­стоит из этого перехода функций вверх и образования самостоятель­ных высших синтезов, В этом смысле в истории психического развития подростка господствует строгая иерархия. Различные фун­кции (внимание, память, восприятие, волл, мышление) не развива­ются рядом друг с другом, как пучок веток, поставленных в один сосуд; они не развиваются даже» как связанные между собой общим стволом различные ветки единого дерева* В процессе развития все эти функции образуют сложную иерархическую систему, где цент­ральной, или ведущей, функцией является развитие мышления, функция образования понятий- Все остальные функции вступают в сложный синтез с этим новым образованием, они шггеллектуализи-руются, перестраиваются на основе мышления в понятиях,

По существу перед наки возникают совершенно новые фун­кции, обладающие иными закономерностями» чем их элементар­ные предшественницы, и только то обстоятельство, что низшие функции передали часть своей деятельности вверх, высшим,

 

приводит нередко к тому, что высшую, логическуют память сближают с элементарной, механической, памятью и видят в первой прямое продолжение последней, рассматривая обе как лежащие на одной и той же генетической прямой. Так точно переход функций вверх приводит к тому, что высшее, или произвольное, внимание сближают с элементарным, непроиз­вольным, вниманием и рассматривают его как прямое продол­жение последнего.

Мы постараемся показать, как возникает ряд новых высших синтезов, новых высших функций, которые заключают в себе соответствующие элементарные функции в качестве подчинен­ных инстанцийf как снятую категорию, и которые получили от этих последних часть их деятельности* перенесенную вверх.

Сравнительное изучение процессов развития и процессов болезненного распада каких-либо форм чаще всего преследует в педологии не те цели, которые мы сейчас ставим перед собой. Основываясь на совершенно правильном положении, что между болезнью и нормальным состоянием существует ряд тонких пе­реходов, что нет резких границ, отделяющих одно состояние от другого, педологи обычно склонны понимать патологию как утрировавшую норму и: поэтому рассматривают каждый возраст в свете свойственных ему заболеваний, пытаясь здесь в подчерк­нутом виде найти основные закономерности возраста, отражен­ные в болезни*

Мы исходим из прямо противоположного допущения: в бо­лезни мы имеем возможность наблюдать процессы, обратного развития. Поэтому мы заранее не можем ожидатьv чтобы исто-рия распада высших форм поведения, как она наблюдается при тех или иных душевных и нервных заболеваниях, представляла собой просто в утрированном и подчеркнутом виде отражение истории их построения. Один процесс является скорее противо­положным другому, чем его сгущенным выражением. Но имен­но благодаря обратному движению процесса развития—распаду высших форм поведения—его изучение становится ключом к пониманию истории развития этих форм. В частности, приво­дившийся уже выше закон эмансипации низших функций гово­рит именно в пользу такого, а не иного понимания соотношения процессов болезненного распада и процессов развития. Болезнь часто является регрессом, возвращением назад к уже пройден-

ньш пунктам развития и позволяет путем сравнительного изуче­ния найти и установить то существенно новое, то специфическое

строение, что обнажается при заболевании, как обнажаются древние геологические пласты при размывах их поверхности.

 

II

Истерия давно рассматривалась как болезнь, тесно связанная с особенностями переходного возраста. Э. Кречмер (1928) говорит, что многие из симптомов так называемого истерического характера представляют собой не что иное, как застывшие остатки психики раннего полового созревания или же ее неблагоприятные характеро­логические изменения под влиянием позднейшей ггеремены условий жизни. Далее Кречмер перечисляет ряд симптомов, среди которых следует отметить характерный контраст между холодностью и чрез­мерным напряжением любовного чувства, контраст между предан­ностью и детским эгоизмом и в особенности смесь забавного и трагического в образе жизни.

Поэтому, по словам Кречмера, если прежние исследователи охот­но определяли истериков как больших детей, то мы предпочитаем сказать * взрослые подростки*. Это в точности будет соответствовать тому периоду, когда наступила задержка в биологическом развитии, периоду ранней половой зрелости. Несозревшая психика заключает в себе большую склонность к импульсивным аффективным разрядам и в особенности к гиггобулическим механизмам* В общем, можно сказать: период полового созревания — излюбленная почва для истерических реакцией.

Каждый человек расположен к истерии, полагает Гохе. По­ясняя его положение, Кречмер добавляет; именно потому, что каждый носит в себе старые инстинктивные формы, лишь более или менее прочно покрытые новейшими характерологическими слоями культуры , Что это значит? Мы можем понять только что сказанное в свете двух закопав, одинаково относящихся к

1 В этом смысле мы могли бы образно сказать в связи с дальнейшим, что каждый носит в себе не только свою истериюу но и свою афазию, и свою шизофрению, т.е. те пройденные» но сохранившиеся в снятом» скрытом виде ступени развития, которые обнажаются ери заболеваниях.

развитию и к распаду высших форм поведения. Налам ни м» что один из них говорит о сохранении низших в историй развития функции в качестве подчиненных инстанций внутри: высших сложных новых образований.

Таким образом, те механизмы, которые управляют нашим но ведением на ранней ступени развития» и, в частности, в ран­ний период полового созревания, не исчезают у взрослого человека вовсе; они включены как вспомогательный исполнительный меха­низм в состав более сложной синтетической функции. Внутри нее они действуют по другим законам, чем те, которые управля­ют кх самостоятельной жизнью. Но когда высшая функция почему-либо распадается, сохранившиеся внутри нее подчинен­ные инстанции эмансипируются и снова начинают действовать по законам своей примитивной жизни, Вот откуда возникает в заболевании возврат назад. Расщепление высшей функции и означает в условном, конечноf смысле как бы возврат к генети­чески уже оставленной ступени развития.

Э, Кречмер говорит, что в этом заключается не случайная параллель, а важный невробиологический основной закон, кото­рый в области низшей двигательной сферы уже давно известен, но не нашел еще применения в области психиатрии неврозов. Когда в психике моторно-выразительной сферы высшая инстан­ция становится неспособной к руководству, то следующая за ней низшая инстанция начинает самостоятельно работать, следуя собственным примитивным законам. В этом заключается второй из упомянутых нами законов.

Какая же подчиненная инстанция начинает самостоятельно работать при истерии и, следовательно, возвращает нас к началу полового созревания? Этот механизм Кречмер называет гипобу-ликой и говорит, что в примитивной психической жизни воля и аффект тождественны- Каждый аффект в то же время тенденция, каждая тенденция принимает черты аффекта. Эта непосредственная импульсивная организация волевой жизни, свойственная ребенку и особенно подростку к началу полового созревания, эмансипируется от высшей волевой надстройки при истерии. Самое существенное, что гшгобулнка признается качественно характерным волевым ти­пом, который при некоторых обстоятельствах может функциони­ровать самостоятельно и располагается между целевой установкой и рефлекторным аппарата», причем способен вступать в соедине­ние то с первой, го со вторым, полагает Кречмер,

В этом смысле гапобулика не является новым созданием исте­рии, она специфична не для одной истерии* По словам Кречмера, то» что мы у истерика рассматриваем как род болезненного инородного тела, этот бес и двойник целевой воли, мы находим у высших животных и у маленьких детей. Для них это воля вообще; на этой ступени развития она является нормальным и более или менее единственным существующим способом хотеть* Гипобулический во­левой тип представляет собой онтогенетически и филогенетически низшую ступень целевой установки. Именно поэтому мы и называем его птобулическим* Изучение показывает, что самые разнообразные заболевания сопровождаются эмансипацией гипобулического меха­низма. Болезнь, считает Кречмер, берет нечто, что является важной нормальной составной частью в психофизическом выразительном аппарате у высших живых существ; она отрывает его от нормального соединения, изолирует его, смещает и заставляет его таким образом функционировать чересчур сильно и бесцельно тиранически.

Из того факта, что такие разнообразные типы болезней* как военный невроз или эндогенная кататония, имеют те же самые гипобулические корни> вытекает, что гипобулика не только важная переходная ступень в истории развития высших живых существ, исчезнувшая впоследствии или просто замещенная делевой установкой. Мы видим, что гяпобулика напоминает, скорее, оставшийся орган, отпечаток которого сохраняется в более или менее сильной степени также и в психологической жизни взрослого человека. Она является не только атавизмом, мертвым придатком. Наоборот, мы видим, что и у здорового взрослого человека гипобулика в качестве важной составной части, присоединяясь к целевой функции, образует то> что мы называем волей* Однако она здесь не диссоциирована, как при «стерки или кататонии, не представляет собой самостоятельной функции, но слита с целевой установкой в крепкую единую

функцию*

Процесс развития в переходном возрасте как бы разложен на части и повторен в обратном порядке в истории истерического

заболевания.

То, что эмансипируется как самостоятельная низшая функ­ция при истерии, в начале переходного возраста является нор­мальной ступенью в развитии воли. Процесс ее дальнейшего развития заключается в построении и образовании того сложно­го единства» из которого отщепляется и выделяется эта низшая функция при заболевании. Об истериках, говорит Кречмер, чао

 

то спрашивают, слабовольны ли они. Кречмер говорит, что при такой постановке вопроса ответа никогда не получить- Такие истерики не слабовольны, а слабоцельны* Слабость цели и есть психическая сущность состояния, как мы видим у большого числа хронических истериков. Только отделяя одну от другой обе волевые инстанции, мы можем понять загадку; человек, не умея управлять собой, вовсе не бесцельно употребляет величай­шую силу воли для того* чтобы дать картину самого жалкого слабосилия. Слабость цели ке является слабостью воли» полагает

Кречмер.

Мы могли бы резюмировать сравнительное изучение воле­вых функций у истерика и подростка. Мы могли бы сказать, содержанием развития в переходном возрасте является именно то, распад чего составляет содержание истерического заболева­ния. Если при истерии гипобулика эмансипируется от власти целевой воли и начинает действовать по своим примитивным законам, то в переходном возрасте гипобулика включается в качестве составной неотделимой части в целевую волю, впервые возникающую в этом возрасте и являющуюся выражением той функции, которая дает человеку возможность управлять собой и своим поведением, ставя ему определенные цели и направляя его процессы так, чтобы они вели к достижению этих целей*

Таким образом, целевая воля, господствующая над аффектом, овладение собственным поведением, управление собой, умение ста­вить цели своему поведению и достигать их — вот то новое, что лежит в основе развития всех психических функций в этом возра­сте* Но умение ставить цели и овладевать своим поведением требу­ет, как мы видели, ряда предпосылок, из которых главнейшая — мышление в понятиях. Только на основе мышления в понятиях возникает целевая воля» и поэтому нас не должен удивлять тот факт, что при истерии мы наблюдаем ускользавшие обычно от исследователей расстройства интеллектуальной деятельности* По­ниженное развитие интеллекта или эмоциональное расстройство мышления рассматривали обычно либо как условия, содействую­щие развитию истерических реакций, либо как сопровождающие основные эмоциональные расстройства побочные явления*

Наши исследования показали, что расстройства интеллекту­альной деятельности при истерии имеют гораздо более сложное

 

свойство: это расстройство целевого аппарата мышления. Харак­терное для нормального человека отношение между деятельно­стью мышления и аффективной жизнью сменяется на обратное.

Мышление теряет всякую самостоятельность, гипобулика начи­нает вести собственную сепаратную жизнь, она не принимает более участия в сложных целевых согласованных построениях, а действует в соответствии с самыми простыми, примитивными формулами.

Это бесцелие относится и к мышлению истерика: оно теряет волевой характер- Истерик перестает управлять им, как неспосо­бен управлять и всем поведением в целом*

Само собой разумеется* что потеря целей приводит к дезориен­тировке, к спутанности и в сфере содержания нашего мышления, к изменению самих переживаний, Кречмер правильно говорит, что истерик окружает себя для обороны от внешнего мира стеной, состоящей из инстинктивных реакций — бегства и обороны. Он притворяется, ожесточается, усиливает свои рефлексы. Этим спосо­бом удается обмануть угнетающий, устрашающий внешний мир, испугать его, утомить и сделать уступчивым. Ханой инстинктивной тактике по отношению к внешнему миру соответствует внутренняя защита от переживаний. Для сущности истерической психики ха­рактерно, полагает Кречмер, скорее избегать тяжелых пережива­ний, чем становиться с ними лицом к лицу.

Мы не станем сейчас рассматривать подробно сложные изме­нения переживаний, наблюдающиеся при истерии и составляю­щие, в сущности, психологическое содержание истерического невроза- Скажем только, что две черты характеризуют эти изме­нения* Во-первых, регрессия в детство, которая выражается в преувеличенно детском подражании духовному уровню малень­кого ребенка. Это состояние> называемое пуэрилизмом и вызы­ваемое часто искусственно в гипнозе, несомненно, родственно возвращению назад и в области волевой жизни* Вторая особен­ность заключается в том, что между функцией расстройства понятий и изменением переживаний существует прямая при­чинная связь,



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.