Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





психология 18 страница



41* Toder N. L, and Marcia J. E, (1973) Ego identity status and responce to conformity pressure in college women, Journal of Personality and Social Psychology, 26, 287—94.

42* Tome H, R. (1972) Le Moi et 1 autre dans la concieence de 1 adolescence, Paris: Delachaux and Niestle.

43. Waterman A. S.. Geary P, S. and Waterman С. К. (1974) Longitudinal study in changes in ego identity status front freshman to senior year at college, Developmental Psychology, 10, 387—92.

44. Waterman A. S* and Waterman C. (1971) A longitudinal study of changes in ego identity status in freshman year at college, Developmental Psychology, 5, 167—73.

Л. С. ВЫГОТСКИЙ

ПЕДОЛОГИЯ ПОДРОСТКА1

Развитие интересов в переходном возрасте

лючом ко всей проблеме психологического развития под­ростка является проблема интересов в переходном возра­сте. Все психологические функции человека на каждой ступени развития действуют не бессистемно, не автоматически и не случай­но, а в определенной системе* направляемые определенными в отло­жившимися в личности: стремлениями, влечениями и интересами.

Эти движущиеся силы нашего поведения изменяются на каж­дой возрастной ступени, и их эволюция лежит в основе изменения самого поведения. Было бы поэтому неправильно, как это часто делалось, рассматривать развитие отдельных психологических фун­кций и процессов только с формальной стороны, в изолированном виде* безотносительно к их направленности, независимо от тех движущих сил, которыми эти психофизиологические механизмы приводятся в действие. Чисто формальное рассмотрение психологи­ческого развития, по существу, антигенетическое, так как игаорирует тот факт, что с поднятием на новую возрастную ступень изменяются и развиваются не только самые механизмы поведения, но и его дви­жущие силы. Невниманием к этому обстоятельству и объясняется бесплодность многих психологических исследований, властности относящихся к переходному возрасту* Эти исследования часто тщет­но пытались установить какие-нибудь существенные качественные отличия в деятельности отдельных механизмов поведения, напри­мер, внимания или памяти подростка по сравнению со школьником

1 Выготский Л. С. Собр. соч.: Вбт.М., 1984. Т. 4.

и ребенком раннего возраста. Если такие особенности и устанав­ливались, то они обычно ограничивались чисто количественной характеристикой, которая демонстрировала рост функций, уве­личение ее численного показателя, ко не изменение ее внутрен­ней структуры.

Больше того, как мы увидим ниже, некоторые исследовате­ли с логической необходимостью, опираясь на формальное рас­смотрение психического развития, приходили к выводу, что все основные элементы мышления подростка имеются уже в гото­вом виде у 3-летнего ребенка и что интеллектуальные процессы в переходном возрасте претерпевают только дальнейшее разви­тие* дальнейший рост в том же направлении, не представляя ничего действительно нового по сравнению с наблюдающимся в раннем детстве* Ш. Бюллер1, которая делает этот вывод, прово­дит далее широко охватывающую параллель между подростком в период полового созревания и ребенком 3 лет, находя с фор­мальной стороны ряд сходственных черт в психологии того и другого* Мы склонны видеть здесь проявление внутренней несо­стоятельности чисто формального метода в педологии, его бесси­лие постигнуть процесс развития во всей реальной сложности и учесть все те действительные новообразования, которые возни­кают при переходе ребенка от одного возраста к другому.

Ключ к возрастному пониманию психологии, как уже сказано, заложен в проблеме направленности, в проблеме движущих сил, в структуре влечений и стремлений ребенка. Те же самые навыки, те же самые психофизиологические механизмы поведения, не обна­руживая часто с формальной стороны существенного отличия на ранных возрастных ступенях, в различные эпохи детства, оказыва­ются включенными в совершенно другую систему влечении и стремлений, в совершенно иное силовое поле направленности, а отсюда возникает и глубокое своеобразие их строения, их деятель­ности и их изменения в данную, определенную фазу детства.

Именно из-за недоучета указанного обстоятельства детская психология многие десятилетня не умела найти ни одного суще­ственного при знака, который отличал бы восприятие ребенка от

1 Здесь и далее коммевтарии см. в кн.: Выготский Л* С, Собр. соч. Т.4- CU04—416.

восприятия взрослого й указывал на содержание процессов райвитил в этой области. Поэтому серьезным переломом в истории изучения поведения ребенка явилось осознание недостаточности одного формального рассмотрения и необходимости исследовать те основные моменты направленности, своеобразная конфигурация ко* торых определяет на каждой данной ступени структуру, внутри которой находят свое место и свое значение все механизмы пове­дения,

Отравной точкой научного исследования в этой области явля­ется признание того, что развиваются не только навыки и психо­логические функций ребенка (внимание, память, мышление и т.п.) — в основе психического развития лежит прежде всего эво­люция поведения и интересов ребенка, изменение структуры на­правленности его поведения.

II

Учение об интересах в переходном возрасте может служить лучшей иллюстрацией к приведенному выше положению Леви­на о том, что интересы не могут быть поняты вне процесса развития, что понятия роста, кризиса и созревания — основные понятия при подходе к этой проблеме, Достаточно рассмотреть историю развития интересов в этом возрасте, чтобы окончатель­но убедиться в том, насколько неправильно отождествлять инте­ресы и навыки, движущие силы и механизмы поведения.

Здесь на протяжении сравнительно небольшого срока, в течение пяти лет, происходят такие интенсивные и глубокие изменения в движущих силах поведения, которые совершенно отчетливо образуют особую линию развития, не совпадающую с линией развития самих механизмов поведения. Если не отли­чать в психическом развитии подростка процесс формирования навыков от процесса развертывания интересов, мы никак не сумеем объяснить факт, центральный для всего этого возраста, что навыки не меняются очень существенным образом в продол­жение 1—2 лет.

Прежде сформированные механизмы поведения продолжают существовать, новые возникают на их основе, а интересы, т.е* потребности» приводящие в движение эти механизмы, изменяются самым коренным образом, Мы ничего не поймем в психическом развитии подростка, если не учтем этого основного факта* И, как мы указывали выше, многие затруднения, выражающиеся в том, что психологи не умели найти существенных изменений в процессах

мышления подростка, а ограничивались констатированием даль­нейшего развития тех же самых механизмов, которые имеются уже у ребенка 3 лет, объясняются прежде всего следующим: психология недостаточно отчетливо различала развитие линии направленности и побуждающих мотивов мышления и сами меха­низмы интеллектуальных процессов.

Не учитывая этого факта, мы не поймем далее того, что в процессе развития подростка» в самую критическую его стадию, наблюдается обычно падение школьной успеваемости* ухудшение прежде установленных навыков, особенно когда перед ребенком развертывается продуктивная работа творческого характера.

Но перехода механизмов поведения на низшую ступень, понижения кривой в развитии интеллектуальных процессов не наблюдается, если перед подростком стоит задача, требующая применения навыков более или менее механического характера. Трудно найти более ясное доказательство того, что навык сам по себе может претерпеть сравнительно мало изменений, как видно при механической работе подростка, тем не менее способ его деятельности в новой структуре интересов может подвергаться существенным изменениям*

Можно сказать без преувеличения, что в этом возрасте линия развития интересов и линия развитая механизмов поведения на­столько отчетливо разъединяются, каждая из них в отдельности проделывает такое сложное движение, что именно из соотношения обеих линий мы только и можем правильно понять главнейшие особенности развития.

Далее, в этом именно возрасте выступают со всей отчетливо­стью отношения истинных биологических потребностей орга­низма к его высшим культурным потребностям, которые мы называем интересами. Нигде с такой ясностью в развитии ребен­ка не проступает перед нами тот факт, что созревание и оформ­ление известных жизненных влечений являются необходимой предпосылкой для изменений интересов подростка.

Мы увидим в дальнейшем, как оба взаимно связанных про­цесса — созревание новых влечений и перестройка на этой основе всей системы интересов — отчетливо разобщены во вре­мени и образуют начальный и конечный моменты единого по существу процесса развития*

Наконец, отношение субъективного и объективного моментов внутри самой структуры влечений st интересов, изменение внут­ренней системы потребностей и побудительной силы окружающих

вещей находит отчетливое выражение в истории интересов пере­ходного возраста. Здесь мы можем опять с экспериментальной ясностью проследить, как назревание и появление новых внут­ренних влечений и потребностей безмерно расширяют круг ве­щей, имеющих побудительную силу для подростков, как целые сферы деятельности, прежде нейтральные в отношении ребенка, сейчас становятся основными моментами, определяющими его поведение, как вместе с новым внутренним миром для подростка возникает, по существу, и совершенно новый внешний мир.

Без понимания того, что все механизмы поведения подростка начинают работать в совершенно ином внутреннем и внешнем мире, т.е. при коренным образом изменившейся системе внутрен­них интересов и системе побуждающих воздействий, исходящих извне, мы не сумеем понять те действительно глубокие изменения, которые происходят у подростка за этот период. Но нигде» пожа­луй, отличие интересов от навыков не проступает с такой ясно­стью, как в том, что перестройка системы интересов в переходном возрасте позволяет нам различать внутреннее, интимное строение всякого сложного процесса развития, о котором мы говорили в одной из первых глав нашего курса* Мы говорили там, пользуясь образным сравнением, что процессы развития в детском и переход­ном возрасте напоминают часто превращение гусеницы в куколку и куколки в бабочку* Здесь, при качественной смеке форм, при возникновении новообразований в процессе развития самый про­цесс обнаруживает свое сложное строение. Or складывается из хроцессов отмирания, обратного развития или свертывания старой }юрмы и из процессов нарождения, построения и созревания но­йон* Превращение куколки в бабочку одинаково предполагает как отмирание куколки, так и нарождение бабочки, всякая эволюция есть в то же самое время инволкшдя* Так формулировал этот основной закон развития Д. Болдуин:, Сложное сплетение воткан­ных друг в друга процессов отмирания и нарождения прослежива­ется с особой ясностью в развитии интересов.

Даже на первый, поверхностный взгляд легко заметить , что у подростка не только появляются новые интересы, но отмирают и старые, он не только начинает интересоваться рядом совер­шенно новых для него вещей, но и теряет интерес к вещам, которые занимали его прежде. С поднятием на новую ступень отмирает староеt и этот особенно отчетливый, длительный* часто мучительный процесс отмирания детских интересов в переход­ном возрасте заполняет, как мы увидим дальше, целую главу в

истории развития интересов подростка* А между тем свертыва­ние старых интересов, господствовавших в предшествующую эпоху, ни в какой степени не сопровождается отмиранием и старых навыков, приобретенных в первом школьном возрасте и ранее» отмиранием старых механизмов поведения, сложивших­ся и оформившихся в детстве.

Разумеется г и эти механизмы претерпевают существенные изменения, но судьба изменений, линия их развертывания и свертывания отнюдь не совпадает с линией развертывания и свертывания детских интересов, с их судьбой. Именно потому, что проблема интересов в переходном возрасте ставилась обычно как проблема чисто эмпирическая, лишенная всякой теоретиче­ской основы, именно потому, что она есть ключевая проблема ко всей психологии подростка, наконец» именно потому, что в ней находят отчетливое выражение все основные законы развития интересов вообще, без знания которых и судьба интересов в переходном возрасте остается совершенно темной и непонятной, мы считали необходимым предпослать анализу интересов подро­стка общий анализ проблемы интересов»

Выяснение общих осяов учения об интересе есть половина дела в анализе интересов переходного возраста. Мы говорили уже, что психологи, не учитывающие изменений и сдвигов в области интересов, поневоле поддаются иллюзии, будто в психи­ческом развитии подростка нет совершенно ничего существенно нового по сравнению с тем, что есть у ребенка 3 лет* По их мнению, происходит просто дальнейшее совершенствование тех же аппаратов, дальнейшее движение по той же самой линии.

В следующей главеt посвященной проблеме мышления в переходном возрасте, мы остановимся подробно на рассмотрении этого взгляда* Сейчас же* в связи с проблемой интересов, для нас центральное значение приобретает аналогичный предрассу­док, согласно которому и в области интересов переходный воз­раст представляет собой единое целое, не распадающееся на отдельные фазы и: стадии, т.е, будто к в отношении интересов возраст характеризуется как единое статическое целое.

Идея отрицания серьезнейших сдвигов в области интересов подростка составляет достояние классического учения о пере­ходном возрасте. Такие» например» авторы, как Т, Циген (1924), склонны вообще возражать против установления отдельных фаз в переходном возрасте и полагают, что развитие в этот период совершается равномерно. По существу такая точка зрения озна-

чает не что иное, как отказ от понимания развития, которое претерпевают ивтгересы подростка* Все успехи современной психо­логии связаны с преодолением именно этого предрассудка, все они направлены на выделение и возможно более точный анализ и описа­ние отдельных фаз, стадий» из которых слагается процесс полового созревания в целом* Пользуясь известной аналогиейt можно ска­зать, что самая характерная особенность современной психологии подростка — ее попытка понять личность подростка не как вещь, а как процесс, т.е. подойти к ней динамически, а не статически, а это неизбежно связано с различением отдельных фаз и эпох в развитии интересов подростка*

III

 

Главным положением новой психологии подростка в этой области является то, что основные фазы в развитии интересов совпадают с основными фазами биологического созревания под­ростка. Уже одно это говорит о том, что развитие интересов находится в теснейшей и прямой зависимости от процессов биологического созревания и что ритм органического созревания определяет ритм в развитии интересов.

В ром отношении новую точку зрения, глубоко отличную от взглядов Цигена, правильно высказал О* Кро в работе о фазах в развитии подростка, Основная идея его работы следующая: развитие не протекает равномерно и правильно, развитие подростка, в том числе и развитие его интересов* выступает как аритмическое движение, в кагором отчетливо выявляются отдельные фазы, Они определяются двусторонне — как ритмом внутреннего созревания, изменениями в системе желез внутренней секреции, так и тем, что созревающий в биологическом отношении подросток теряет связи со средой.

Для нас после выяснения того, что интерес появляется на основе развития влечений, а вместе с проявлением интереса изменяется и весь характер отношений к среде, не представляет­ся сколько-нибудь удивите ль ным, что фазы, из которых склады­вается аритмическое движение в период полового созревания, характеризуются не только рядом внутренних органических из­менений, но и перестройкой всей системы отношений со средой• Для нас после выяснения того, что развитие интересов включает в себя и инволюцию прежних интересов, не представляется также сколько-нибудь удивительным то, что переход развития

от одной фазы к другой непосредственно проявляется прежде всего в отмирании старых связей со средой, что в развитии ребенка проявляются целые периоды отталкивания от среды.

О, Кро различает особенно ясно два периода отталкивания: 1) около 3 лет и 2) в возрасте примерно 13 лег, в начале периода полового созревания. Отсюда у многих авторов, в том числе и у IIL Бюлер, возникает далеко идущая аналогия между процессом развития подростка и процессами развития ребенка 3 лет. Мы оставляем в стороне эту идею, к обсуждению которой вернемся

ниже.

Сейчас нас интересует только то, что, суммируя данные совре­менного учения о фазах полового созревания» мы видим: все авторы устанавливают сложное аритмическое движение и наличие фаз в этом возрасте* Таким образом, отпадает как мысль Цигена о равномерном и правильном развитии этого периода, так и другой традиционный взгляд, который критические процессы инволюции психологии подростка принимал за абсолютное содержание перио­да развития в делом и за явлениями кризиса упускал из виду явления роста и созревания. Между тем, рост, кризис и созревание — эти: три момента определяют в основном три стадии полового созре­вания и только в совокупности дают верное представление о процессе развития в целом. Совершенно справедливо поэтому П. Л. Загоров-ский, подводя нггоги современному учению о распадении периода полового созревания на отдельные фазы, говорит, что ряд исследова­ний подростничества, произведенных в последние годы, значитель­но ограничивает взгляд на период полового созревания как на возраст колебания настроений, период контрастов б развитии (С. Холл) и т.п. Негативная фаза протекает известное ограни­ченное время, и после ее изжития подросток вступает в следую­щую фазу развития.

Заметим, что нередко ведущийся и в современной литера­туре спор о сущности переходного возраста — представляет ли он собой трагически развертывающийся кризис или лежащий в основе созревания положительный и многообразный синтез — порожден отчасти неправильной статической постановкой воп­роса, пытающейся охватить единой формулой переходный период как готовую и законченную вещь с твердыми, установившимися и определившимися свойствами. В движении, в динамике, в развитии переходного возраста находят реальное жизненное совмещение обе полярные точки-

Процесс созревания складывается из кризиса и из синтеза, представляющих различные моменты одной и той же волны развития. Если мы перейдем к содержанию основных фаз, на которых складывается развитие интересов в переходном возра­сте* мы должны будем указать, что в основе всего этого развития лежат органические изменения, связанные с процессами полово­го созревания. Половое созревание означает появление в системе органических влечений новых потребностей и побуждений—это и лежит в основе всей сзяены системы интересов у подростка. Лучшим доказательством этого факта является то, что процессы изменения интересов обычно полностью совпадают во времени с моментами наступления органических изменений. При задерж­ке полового созревания отодвигается во времени и кризис инте­ресов; при рано наступающем половом- созревании и кризис интересов приближается к начальной стадии этого периода,

Поэтому мы можем отчетливо проследить в переходном воз­расте как бы две основные волны в развитии интересов: волну появления новых влечений, создающих органическую основу для новой системы интересов, а затем и волну созревания атой новой системы, надстраивающейся над новым влечением, В этом отношении В. Петере (W. Peters,1927), совершенно справедливо предложил различать в течение переходного возраста две основ­ные фазы, из которых он называет первую фазой влечений, а вторую — фазой интересов. Разумеется, различение и обозначе­ние чрезвычайно условны, но все же в основном они совершенно верно передают один из главных результатов > к которому приво­дит нас ряд исследований, посвященных переходному возрасту. Первая фаза — фаза влечений — длится обычно около 2 лет. Она характеризуется Петерсом как фаза отрицательного выявления интересов* фаза крушения авторитета, фаза повышенной раздра-жимости* возбудимости, утомляемости, быстрой и острой смены настроений* резких колебаний установок.

Для нас эта фаза характеризуется главным образом тем, что ее содержание складывается из двух основных моментов: во-первых, из свертывания и отмираная прежде установившейся системы инте­ресов (отсюда ее негативный, протестующий, отрицательный харак­тер) и, во-вторых, из процессов вызревания и появления первых органических влечений, знаменующих собой наступление полового созревания. Именно сочетание обоих моментов* взятых вместе, ха­рактеризует тот на первый взгляд странный факт, что у подростка наблюдается как будто общее понижение, а иногда далее и вовсе

отсутствие интересов. Ррушительная, опустошающая фаза, в про­должение которой подросток окончательно изживает свое детство, дала повод Л, Н. Толстому назвать этот период *пустыней отрочества** Итак, период в целом характеризуется двумя основными чер­тами: во-первых, это есть период ломки и отмирания старых ин­тересов и, во-вторых, период вызревания новой биологической основы, на которой впоследствии развиваются новые интересы,

IV

Отмирание старых интересов и вызревание влечений производит впечатление пустынности. Это обстоятельство и дало повод Петерсу назвать стадию в целом фазой влечений и противопоставить ее следующей фазе созревания — фазе интересов. Мы знаем, что все интересы надстроены на известной инстинктивной основе, на кото­рой только и возможно их дальнейшее развитие, но существенной чертой развитая является как раз то, что бнолотаческая основа, или подпочва интересов, которая на протяжении других возрастных пе­риодов остается более или менее постоянной t сама сдвигается и претерпевает существеннейшие изменения в переходном возрасте, разрушая прежде установившуюся гармонию влечений и обнажал новые, впервые созревающие инстинктивные импульсы.

Не удивительно, что и вся надстройка, как настоящие зда­ния в период землетрясения, разрушается до основания* Период разрушения надстройки и обнажения новых пластов влечений и есть та фаза, которую Петере называет фазой влечений* Для него данная фаза характеризуется прежде всего общей неопределен­ной и разлитой раздражимостью, повышенной возбудимостью, быстрой утомляемостью и исчерпываемостью, острыми и резки­ми колебаниями настроения, протестом, крушением авторитетов.

Таким образомт и для него» наряду с обнажением новых влеченийt нога в ногу с атим процессом идет другой — процесс опустошения или крушения старых интересов. Новая фаза, ко­торая приходит на смену, характеризуется Петерсом прежде всего наличием противоположных, именно вызреванием и уста­новлением новых интересов, которые развертываются на совер­шенно новой основе.

Для начала процесса свойственно многообразие интересов, которое проявляет подросток, входящий во вторую фазу. Из такого многообразия постепенно» путем дифференциации» выби­рается и укрепляется некоторое основное ядро интересов, оно проделывает в течение вторичной фазы развитие, характеризую-

щееся полярным отношением его начальной и конечной точек. Если вначале фаза развития интересов стоит под знакам роман­тических стремлений, то конец фазы знаменуется реалистиче­ским и практическим выбором одного наиболее устойчивого интереса, большей частью непосредственно связанного с основ­ной жизненной линией, избираемой подростком* Стоит отметить наблюдение Петерса относительно протекания этих двух фаз интересов у рабочего подростка. Петере, как и многие другие авторы, констатирует* что у пролетарского подростка юность начинается позднее и кончается раньше, что весь этот период развития протекает скомканно или развернуто, в зависимости от неблагоприятных или благоприятных экономических и социаль-ю-культурных условий> Наблюдения Петерса, как и других иностранных авторов, относятся к рабочему подростку в капита­листических странах* Петере говорит, что 14-летний рабочий подросток еще дитя, а 18-летний—уже взрослый.

По наблюдениям Петерса, первая фаза протекает у рабочего подростка обычно столь же длительно, как у буржуазного, отли­чаясь иногда, в зависимости от условий жизни, более бурным характером. Вторая фаза, фаза интересов, напротив, наиболее сокращена и сжата во времени, ограничена в естественном раз­витии t заторможена из-за ранней профессиональной работы и тяжелых условий жизни.

Другая черта фазы — именно инволюция прежних интересов — дала повод для определения фазы в развитии подростка как негатив­ной, или фазы отрицания. Этим названием HL Вюлер хочет отме­тить, что фаза характеризуется прежде всего отрицательными тенденциями, что отмирание школьных интересов наряду с другими чисто негативными симптомами характеризует наступление этой фа­зы; отсутствие сколько-нибудь определенных и устойчивых интересов — главная черта всей фазы. В сущности, IIL Бюлер под негативной фазой описывает ту же самую стадию в развитии подростка, что и Петере, но только выдвигает на первый гшан другую ее черту*

Если для Петереа на первом месте в симптомокоыгплексе рассматриваемого периода стоит пробуждение новых влечений на фоне отмирания детских интересов, то III* Бюлер на первый план выдвигает отрицание прежних интересов на фойе нарожде­ния новых влечений. В самом деле, в числе симптомов, характе­ризующих наступление негативной фазы, Ш, Вюлер называет острое сексуальное любопытство, проявляющееся у подростков в

этот период наиболее часто. Она считает не случайным, что* по данным берлинской статистики, сексуальные преступления де­вушек падают наиболее часто именно на эту фазу.

Чрезвычайно интересно отметить, что именно в начале полово­го созревания, во время негативной фазы, сексуальные влечения проявляются в наиболее незамаскированной, обнаженной форме, и по. мере полового созревания мы наблюдаем не нарастание, а снижение этих симптомов в такой форме. Именно для фазы отри­цания характерно их незамаскированное, кепереработакное, обна­женное проявление, Ш, Бюлер наряду с негативными симптомами не только отмечает проявление влечений как основных черт, из которых складывается вся картина фазы в целом, но и идет далее, пытаясь и все отрицательные моменты этой фазы, все то, что делает ее негативной, поставить в прямую биологическую связь с половым созреванием, с нарастанием полового влечения.

IIL Бюлер опирается здесь на биологическую аналогию, Ф. До-ффлейн и некоторые другие исследователи указывают, что животные перед наступлением половой зрелости обнаруживают беспокойство, повышенную возбудимость, стремление к изолированности. Отмечая далее, что период негативизма у девочек обычно имеет место перед первой менструацией и заканчивается вместе с ее наступлением* III. Бюлер склонна рассматривать весь комплекс отрицательных симптомов как прямое наступление полового созревания.

Начало фазы IIL Бюлер характеризует совершенно отчетли­вым снижением продуктивности и способности к деятельности даже в области специальной одаренности и интересов. (Заметим* что в данном случае мы имеем одну из прекрасных иллюстраций того, насколько развитие механизмов поведения, навыков и спо­собностей не идет параллельно с развитием интересов и какое глубокое расхождение между одним и другим процессом мы на­блюдаем в негативной фазе). Далее» вместе с этим снижением наблюдаются внутреннее недовольство, беспокойство» стремление к одиночеству, самоизоляция» иногда сопровождающиеся враж­дебной установкой по отношению к окружающим. Падение продук­тивности деятельности, отмирание интересов, общее беспокойство составляют главную отличительную черту фазы в целом* Подро­сток как бы отталкивается от среды, у него проявляется негатив­ная установка по отношению к окружающему, к тому, что еще недавно составляло предмет его интереса; иногда негативизм про­текает более мягко, иногда проявляется в форме разрушительной активности. Наряду с субъективными переживаниями (угнетен-

ным состоянием, подавленностью, тоской, которая проявляется в записях в дневниках и других документах, обнаруживающих внутреннюю, интимную жизнь подростка) эту фазу характеризу­ют враждебность, склонность к ссорам* нарушения дисциплины*

Всю фазу можно было бы назвать фазой второго негати виз-ма> так как такая негативная установка впервые проявляется обычно в раннем детском возрасте, около 3 лет. Это дает повод IIL Бюлер проводить, как мы уже отмечали, далеко идущую аналогию между первой и второй фазой отрицания, Но это сходство, разумеется, ограничивается чисто формальным под­обием одного и другого периода; по-видимому, негативная уста­новка характеризует всякую смену, всякий перелом, всякий переход ребенка от одной стадии к другой, являясь необходи­мым мостом, по которому ребенок поднимается на новую сту­пень развития. По данным HL Бюлер, эта фаза встречается у девочек в среднем в 13 лет 2 мес. и длится несколько месяцев.

Аналогичные наблюдения сделаны и другими исследовате­лями* Например, О, Штерщшгер обратил внимание на то, что учителя издавна жаловались на понижение успеваемости и про­дуктивности учащихся, на трудности, которые встречаются в школьной работе обычно в V классе* у подростков 14 и 15 лет* Это же обстоятельство отмечает и О, Кро: в первой фазе полово­го созревания наблюдается как бы снижение способности и продуктивности в умственной работе учащегося. Кро указывает, что поразительно плохая школьная успеваемость> которую в средней школе обычно наблюдают в V классе далее у хороших до этого учеников» объясняется тем, что здесь изменяется установ­ка от наглядности и знания к пониманию и дедукции. Переход к новой» высшей форме интеллектуальной деятельности сопро­вождается временным снижением работоспособности*



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.