|
|||
психология 18 страница41* Toder N. L, and Marcia J. E, (1973) Ego identity status and responce to conformity pressure in college women, Journal of Personality and Social Psychology, 26, 287—94. 42* Tome H, R. (1972) Le Moi et 1 autre dans la concieence de 1 adolescence, Paris: Delachaux and Niestle. 43. Waterman A. S.. Geary P, S. and Waterman С. К. (1974) Longitudinal study in changes in ego identity status front freshman to senior year at college, Developmental Psychology, 10, 387—92. 44. Waterman A. S* and Waterman C. (1971) A longitudinal study of changes in ego identity status in freshman year at college, Developmental Psychology, 5, 167—73. Л. С. ВЫГОТСКИЙ ПЕДОЛОГИЯ ПОДРОСТКА1 Развитие интересов в переходном возрасте лючом ко всей проблеме психологического развития подростка является проблема интересов в переходном возрасте. Все психологические функции человека на каждой ступени развития действуют не бессистемно, не автоматически и не случайно, а в определенной системе* направляемые определенными в отложившимися в личности: стремлениями, влечениями и интересами. Эти движущиеся силы нашего поведения изменяются на каждой возрастной ступени, и их эволюция лежит в основе изменения самого поведения. Было бы поэтому неправильно, как это часто делалось, рассматривать развитие отдельных психологических функций и процессов только с формальной стороны, в изолированном виде* безотносительно к их направленности, независимо от тех движущих сил, которыми эти психофизиологические механизмы приводятся в действие. Чисто формальное рассмотрение психологического развития, по существу, антигенетическое, так как игаорирует тот факт, что с поднятием на новую возрастную ступень изменяются и развиваются не только самые механизмы поведения, но и его движущие силы. Невниманием к этому обстоятельству и объясняется бесплодность многих психологических исследований, властности относящихся к переходному возрасту* Эти исследования часто тщетно пытались установить какие-нибудь существенные качественные отличия в деятельности отдельных механизмов поведения, например, внимания или памяти подростка по сравнению со школьником 1 Выготский Л. С. Собр. соч.: Вбт.М., 1984. Т. 4. и ребенком раннего возраста. Если такие особенности и устанавливались, то они обычно ограничивались чисто количественной характеристикой, которая демонстрировала рост функций, увеличение ее численного показателя, ко не изменение ее внутренней структуры. Больше того, как мы увидим ниже, некоторые исследователи с логической необходимостью, опираясь на формальное рассмотрение психического развития, приходили к выводу, что все основные элементы мышления подростка имеются уже в готовом виде у 3-летнего ребенка и что интеллектуальные процессы в переходном возрасте претерпевают только дальнейшее развитие* дальнейший рост в том же направлении, не представляя ничего действительно нового по сравнению с наблюдающимся в раннем детстве* Ш. Бюллер1, которая делает этот вывод, проводит далее широко охватывающую параллель между подростком в период полового созревания и ребенком 3 лет, находя с формальной стороны ряд сходственных черт в психологии того и другого* Мы склонны видеть здесь проявление внутренней несостоятельности чисто формального метода в педологии, его бессилие постигнуть процесс развития во всей реальной сложности и учесть все те действительные новообразования, которые возникают при переходе ребенка от одного возраста к другому. Ключ к возрастному пониманию психологии, как уже сказано, заложен в проблеме направленности, в проблеме движущих сил, в структуре влечений и стремлений ребенка. Те же самые навыки, те же самые психофизиологические механизмы поведения, не обнаруживая часто с формальной стороны существенного отличия на ранных возрастных ступенях, в различные эпохи детства, оказываются включенными в совершенно другую систему влечении и стремлений, в совершенно иное силовое поле направленности, а отсюда возникает и глубокое своеобразие их строения, их деятельности и их изменения в данную, определенную фазу детства. Именно из-за недоучета указанного обстоятельства детская психология многие десятилетня не умела найти ни одного существенного при знака, который отличал бы восприятие ребенка от 1 Здесь и далее коммевтарии см. в кн.: Выготский Л* С, Собр. соч. Т.4- CU04—416. восприятия взрослого й указывал на содержание процессов райвитил в этой области. Поэтому серьезным переломом в истории изучения поведения ребенка явилось осознание недостаточности одного формального рассмотрения и необходимости исследовать те основные моменты направленности, своеобразная конфигурация ко* торых определяет на каждой данной ступени структуру, внутри которой находят свое место и свое значение все механизмы поведения, Отравной точкой научного исследования в этой области является признание того, что развиваются не только навыки и психологические функций ребенка (внимание, память, мышление и т.п.) — в основе психического развития лежит прежде всего эволюция поведения и интересов ребенка, изменение структуры направленности его поведения. II Учение об интересах в переходном возрасте может служить лучшей иллюстрацией к приведенному выше положению Левина о том, что интересы не могут быть поняты вне процесса развития, что понятия роста, кризиса и созревания — основные понятия при подходе к этой проблеме, Достаточно рассмотреть историю развития интересов в этом возрасте, чтобы окончательно убедиться в том, насколько неправильно отождествлять интересы и навыки, движущие силы и механизмы поведения. Здесь на протяжении сравнительно небольшого срока, в течение пяти лет, происходят такие интенсивные и глубокие изменения в движущих силах поведения, которые совершенно отчетливо образуют особую линию развития, не совпадающую с линией развития самих механизмов поведения. Если не отличать в психическом развитии подростка процесс формирования навыков от процесса развертывания интересов, мы никак не сумеем объяснить факт, центральный для всего этого возраста, что навыки не меняются очень существенным образом в продолжение 1—2 лет. Прежде сформированные механизмы поведения продолжают существовать, новые возникают на их основе, а интересы, т.е* потребности» приводящие в движение эти механизмы, изменяются самым коренным образом, Мы ничего не поймем в психическом развитии подростка, если не учтем этого основного факта* И, как мы указывали выше, многие затруднения, выражающиеся в том, что психологи не умели найти существенных изменений в процессах мышления подростка, а ограничивались констатированием дальнейшего развития тех же самых механизмов, которые имеются уже у ребенка 3 лет, объясняются прежде всего следующим: психология недостаточно отчетливо различала развитие линии направленности и побуждающих мотивов мышления и сами механизмы интеллектуальных процессов. Не учитывая этого факта, мы не поймем далее того, что в процессе развития подростка» в самую критическую его стадию, наблюдается обычно падение школьной успеваемости* ухудшение прежде установленных навыков, особенно когда перед ребенком развертывается продуктивная работа творческого характера. Но перехода механизмов поведения на низшую ступень, понижения кривой в развитии интеллектуальных процессов не наблюдается, если перед подростком стоит задача, требующая применения навыков более или менее механического характера. Трудно найти более ясное доказательство того, что навык сам по себе может претерпеть сравнительно мало изменений, как видно при механической работе подростка, тем не менее способ его деятельности в новой структуре интересов может подвергаться существенным изменениям* Можно сказать без преувеличения, что в этом возрасте линия развития интересов и линия развитая механизмов поведения настолько отчетливо разъединяются, каждая из них в отдельности проделывает такое сложное движение, что именно из соотношения обеих линий мы только и можем правильно понять главнейшие особенности развития. Далее, в этом именно возрасте выступают со всей отчетливостью отношения истинных биологических потребностей организма к его высшим культурным потребностям, которые мы называем интересами. Нигде с такой ясностью в развитии ребенка не проступает перед нами тот факт, что созревание и оформление известных жизненных влечений являются необходимой предпосылкой для изменений интересов подростка. Мы увидим в дальнейшем, как оба взаимно связанных процесса — созревание новых влечений и перестройка на этой основе всей системы интересов — отчетливо разобщены во времени и образуют начальный и конечный моменты единого по существу процесса развития* Наконец, отношение субъективного и объективного моментов внутри самой структуры влечений st интересов, изменение внутренней системы потребностей и побудительной силы окружающих вещей находит отчетливое выражение в истории интересов переходного возраста. Здесь мы можем опять с экспериментальной ясностью проследить, как назревание и появление новых внутренних влечений и потребностей безмерно расширяют круг вещей, имеющих побудительную силу для подростков, как целые сферы деятельности, прежде нейтральные в отношении ребенка, сейчас становятся основными моментами, определяющими его поведение, как вместе с новым внутренним миром для подростка возникает, по существу, и совершенно новый внешний мир. Без понимания того, что все механизмы поведения подростка начинают работать в совершенно ином внутреннем и внешнем мире, т.е. при коренным образом изменившейся системе внутренних интересов и системе побуждающих воздействий, исходящих извне, мы не сумеем понять те действительно глубокие изменения, которые происходят у подростка за этот период. Но нигде» пожалуй, отличие интересов от навыков не проступает с такой ясностью, как в том, что перестройка системы интересов в переходном возрасте позволяет нам различать внутреннее, интимное строение всякого сложного процесса развития, о котором мы говорили в одной из первых глав нашего курса* Мы говорили там, пользуясь образным сравнением, что процессы развития в детском и переходном возрасте напоминают часто превращение гусеницы в куколку и куколки в бабочку* Здесь, при качественной смеке форм, при возникновении новообразований в процессе развития самый процесс обнаруживает свое сложное строение. Or складывается из хроцессов отмирания, обратного развития или свертывания старой }юрмы и из процессов нарождения, построения и созревания нойон* Превращение куколки в бабочку одинаково предполагает как отмирание куколки, так и нарождение бабочки, всякая эволюция есть в то же самое время инволкшдя* Так формулировал этот основной закон развития Д. Болдуин:, Сложное сплетение вотканных друг в друга процессов отмирания и нарождения прослеживается с особой ясностью в развитии интересов. Даже на первый, поверхностный взгляд легко заметить , что у подростка не только появляются новые интересы, но отмирают и старые, он не только начинает интересоваться рядом совершенно новых для него вещей, но и теряет интерес к вещам, которые занимали его прежде. С поднятием на новую ступень отмирает староеt и этот особенно отчетливый, длительный* часто мучительный процесс отмирания детских интересов в переходном возрасте заполняет, как мы увидим дальше, целую главу в истории развития интересов подростка* А между тем свертывание старых интересов, господствовавших в предшествующую эпоху, ни в какой степени не сопровождается отмиранием и старых навыков, приобретенных в первом школьном возрасте и ранее» отмиранием старых механизмов поведения, сложившихся и оформившихся в детстве. Разумеется г и эти механизмы претерпевают существенные изменения, но судьба изменений, линия их развертывания и свертывания отнюдь не совпадает с линией развертывания и свертывания детских интересов, с их судьбой. Именно потому, что проблема интересов в переходном возрасте ставилась обычно как проблема чисто эмпирическая, лишенная всякой теоретической основы, именно потому, что она есть ключевая проблема ко всей психологии подростка, наконец» именно потому, что в ней находят отчетливое выражение все основные законы развития интересов вообще, без знания которых и судьба интересов в переходном возрасте остается совершенно темной и непонятной, мы считали необходимым предпослать анализу интересов подростка общий анализ проблемы интересов» Выяснение общих осяов учения об интересе есть половина дела в анализе интересов переходного возраста. Мы говорили уже, что психологи, не учитывающие изменений и сдвигов в области интересов, поневоле поддаются иллюзии, будто в психическом развитии подростка нет совершенно ничего существенно нового по сравнению с тем, что есть у ребенка 3 лет* По их мнению, происходит просто дальнейшее совершенствование тех же аппаратов, дальнейшее движение по той же самой линии. В следующей главеt посвященной проблеме мышления в переходном возрасте, мы остановимся подробно на рассмотрении этого взгляда* Сейчас же* в связи с проблемой интересов, для нас центральное значение приобретает аналогичный предрассудок, согласно которому и в области интересов переходный возраст представляет собой единое целое, не распадающееся на отдельные фазы и: стадии, т.е, будто к в отношении интересов возраст характеризуется как единое статическое целое. Идея отрицания серьезнейших сдвигов в области интересов подростка составляет достояние классического учения о переходном возрасте. Такие» например» авторы, как Т, Циген (1924), склонны вообще возражать против установления отдельных фаз в переходном возрасте и полагают, что развитие в этот период совершается равномерно. По существу такая точка зрения озна- чает не что иное, как отказ от понимания развития, которое претерпевают ивтгересы подростка* Все успехи современной психологии связаны с преодолением именно этого предрассудка, все они направлены на выделение и возможно более точный анализ и описание отдельных фаз, стадий» из которых слагается процесс полового созревания в целом* Пользуясь известной аналогиейt можно сказать, что самая характерная особенность современной психологии подростка — ее попытка понять личность подростка не как вещь, а как процесс, т.е. подойти к ней динамически, а не статически, а это неизбежно связано с различением отдельных фаз и эпох в развитии интересов подростка* III
Главным положением новой психологии подростка в этой области является то, что основные фазы в развитии интересов совпадают с основными фазами биологического созревания подростка. Уже одно это говорит о том, что развитие интересов находится в теснейшей и прямой зависимости от процессов биологического созревания и что ритм органического созревания определяет ритм в развитии интересов. В ром отношении новую точку зрения, глубоко отличную от взглядов Цигена, правильно высказал О* Кро в работе о фазах в развитии подростка, Основная идея его работы следующая: развитие не протекает равномерно и правильно, развитие подростка, в том числе и развитие его интересов* выступает как аритмическое движение, в кагором отчетливо выявляются отдельные фазы, Они определяются двусторонне — как ритмом внутреннего созревания, изменениями в системе желез внутренней секреции, так и тем, что созревающий в биологическом отношении подросток теряет связи со средой. Для нас после выяснения того, что интерес появляется на основе развития влечений, а вместе с проявлением интереса изменяется и весь характер отношений к среде, не представляется сколько-нибудь удивите ль ным, что фазы, из которых складывается аритмическое движение в период полового созревания, характеризуются не только рядом внутренних органических изменений, но и перестройкой всей системы отношений со средой• Для нас после выяснения того, что развитие интересов включает в себя и инволюцию прежних интересов, не представляется также сколько-нибудь удивительным то, что переход развития от одной фазы к другой непосредственно проявляется прежде всего в отмирании старых связей со средой, что в развитии ребенка проявляются целые периоды отталкивания от среды. О, Кро различает особенно ясно два периода отталкивания: 1) около 3 лет и 2) в возрасте примерно 13 лег, в начале периода полового созревания. Отсюда у многих авторов, в том числе и у IIL Бюлер, возникает далеко идущая аналогия между процессом развития подростка и процессами развития ребенка 3 лет. Мы оставляем в стороне эту идею, к обсуждению которой вернемся ниже. Сейчас нас интересует только то, что, суммируя данные современного учения о фазах полового созревания» мы видим: все авторы устанавливают сложное аритмическое движение и наличие фаз в этом возрасте* Таким образом, отпадает как мысль Цигена о равномерном и правильном развитии этого периода, так и другой традиционный взгляд, который критические процессы инволюции психологии подростка принимал за абсолютное содержание периода развития в делом и за явлениями кризиса упускал из виду явления роста и созревания. Между тем, рост, кризис и созревание — эти: три момента определяют в основном три стадии полового созревания и только в совокупности дают верное представление о процессе развития в целом. Совершенно справедливо поэтому П. Л. Загоров-ский, подводя нггоги современному учению о распадении периода полового созревания на отдельные фазы, говорит, что ряд исследований подростничества, произведенных в последние годы, значительно ограничивает взгляд на период полового созревания как на возраст колебания настроений, период контрастов б развитии (С. Холл) и т.п. Негативная фаза протекает известное ограниченное время, и после ее изжития подросток вступает в следующую фазу развития. Заметим, что нередко ведущийся и в современной литературе спор о сущности переходного возраста — представляет ли он собой трагически развертывающийся кризис или лежащий в основе созревания положительный и многообразный синтез — порожден отчасти неправильной статической постановкой вопроса, пытающейся охватить единой формулой переходный период как готовую и законченную вещь с твердыми, установившимися и определившимися свойствами. В движении, в динамике, в развитии переходного возраста находят реальное жизненное совмещение обе полярные точки- Процесс созревания складывается из кризиса и из синтеза, представляющих различные моменты одной и той же волны развития. Если мы перейдем к содержанию основных фаз, на которых складывается развитие интересов в переходном возрасте* мы должны будем указать, что в основе всего этого развития лежат органические изменения, связанные с процессами полового созревания. Половое созревание означает появление в системе органических влечений новых потребностей и побуждений—это и лежит в основе всей сзяены системы интересов у подростка. Лучшим доказательством этого факта является то, что процессы изменения интересов обычно полностью совпадают во времени с моментами наступления органических изменений. При задержке полового созревания отодвигается во времени и кризис интересов; при рано наступающем половом- созревании и кризис интересов приближается к начальной стадии этого периода, Поэтому мы можем отчетливо проследить в переходном возрасте как бы две основные волны в развитии интересов: волну появления новых влечений, создающих органическую основу для новой системы интересов, а затем и волну созревания атой новой системы, надстраивающейся над новым влечением, В этом отношении В. Петере (W. Peters,1927), совершенно справедливо предложил различать в течение переходного возраста две основные фазы, из которых он называет первую фазой влечений, а вторую — фазой интересов. Разумеется, различение и обозначение чрезвычайно условны, но все же в основном они совершенно верно передают один из главных результатов > к которому приводит нас ряд исследований, посвященных переходному возрасту. Первая фаза — фаза влечений — длится обычно около 2 лет. Она характеризуется Петерсом как фаза отрицательного выявления интересов* фаза крушения авторитета, фаза повышенной раздра-жимости* возбудимости, утомляемости, быстрой и острой смены настроений* резких колебаний установок. Для нас эта фаза характеризуется главным образом тем, что ее содержание складывается из двух основных моментов: во-первых, из свертывания и отмираная прежде установившейся системы интересов (отсюда ее негативный, протестующий, отрицательный характер) и, во-вторых, из процессов вызревания и появления первых органических влечений, знаменующих собой наступление полового созревания. Именно сочетание обоих моментов* взятых вместе, характеризует тот на первый взгляд странный факт, что у подростка наблюдается как будто общее понижение, а иногда далее и вовсе отсутствие интересов. Ррушительная, опустошающая фаза, в продолжение которой подросток окончательно изживает свое детство, дала повод Л, Н. Толстому назвать этот период *пустыней отрочества** Итак, период в целом характеризуется двумя основными чертами: во-первых, это есть период ломки и отмирания старых интересов и, во-вторых, период вызревания новой биологической основы, на которой впоследствии развиваются новые интересы, IV Отмирание старых интересов и вызревание влечений производит впечатление пустынности. Это обстоятельство и дало повод Петерсу назвать стадию в целом фазой влечений и противопоставить ее следующей фазе созревания — фазе интересов. Мы знаем, что все интересы надстроены на известной инстинктивной основе, на которой только и возможно их дальнейшее развитие, но существенной чертой развитая является как раз то, что бнолотаческая основа, или подпочва интересов, которая на протяжении других возрастных периодов остается более или менее постоянной t сама сдвигается и претерпевает существеннейшие изменения в переходном возрасте, разрушая прежде установившуюся гармонию влечений и обнажал новые, впервые созревающие инстинктивные импульсы. Не удивительно, что и вся надстройка, как настоящие здания в период землетрясения, разрушается до основания* Период разрушения надстройки и обнажения новых пластов влечений и есть та фаза, которую Петере называет фазой влечений* Для него данная фаза характеризуется прежде всего общей неопределенной и разлитой раздражимостью, повышенной возбудимостью, быстрой утомляемостью и исчерпываемостью, острыми и резкими колебаниями настроения, протестом, крушением авторитетов. Таким образомт и для него» наряду с обнажением новых влеченийt нога в ногу с атим процессом идет другой — процесс опустошения или крушения старых интересов. Новая фаза, которая приходит на смену, характеризуется Петерсом прежде всего наличием противоположных, именно вызреванием и установлением новых интересов, которые развертываются на совершенно новой основе. Для начала процесса свойственно многообразие интересов, которое проявляет подросток, входящий во вторую фазу. Из такого многообразия постепенно» путем дифференциации» выбирается и укрепляется некоторое основное ядро интересов, оно проделывает в течение вторичной фазы развитие, характеризую- щееся полярным отношением его начальной и конечной точек. Если вначале фаза развития интересов стоит под знакам романтических стремлений, то конец фазы знаменуется реалистическим и практическим выбором одного наиболее устойчивого интереса, большей частью непосредственно связанного с основной жизненной линией, избираемой подростком* Стоит отметить наблюдение Петерса относительно протекания этих двух фаз интересов у рабочего подростка. Петере, как и многие другие авторы, констатирует* что у пролетарского подростка юность начинается позднее и кончается раньше, что весь этот период развития протекает скомканно или развернуто, в зависимости от неблагоприятных или благоприятных экономических и социаль-ю-культурных условий> Наблюдения Петерса, как и других иностранных авторов, относятся к рабочему подростку в капиталистических странах* Петере говорит, что 14-летний рабочий подросток еще дитя, а 18-летний—уже взрослый. По наблюдениям Петерса, первая фаза протекает у рабочего подростка обычно столь же длительно, как у буржуазного, отличаясь иногда, в зависимости от условий жизни, более бурным характером. Вторая фаза, фаза интересов, напротив, наиболее сокращена и сжата во времени, ограничена в естественном развитии t заторможена из-за ранней профессиональной работы и тяжелых условий жизни. Другая черта фазы — именно инволюция прежних интересов — дала повод для определения фазы в развитии подростка как негативной, или фазы отрицания. Этим названием HL Вюлер хочет отметить, что фаза характеризуется прежде всего отрицательными тенденциями, что отмирание школьных интересов наряду с другими чисто негативными симптомами характеризует наступление этой фазы; отсутствие сколько-нибудь определенных и устойчивых интересов — главная черта всей фазы. В сущности, IIL Бюлер под негативной фазой описывает ту же самую стадию в развитии подростка, что и Петере, но только выдвигает на первый гшан другую ее черту* Если для Петереа на первом месте в симптомокоыгплексе рассматриваемого периода стоит пробуждение новых влечений на фоне отмирания детских интересов, то III* Бюлер на первый план выдвигает отрицание прежних интересов на фойе нарождения новых влечений. В самом деле, в числе симптомов, характеризующих наступление негативной фазы, Ш, Вюлер называет острое сексуальное любопытство, проявляющееся у подростков в этот период наиболее часто. Она считает не случайным, что* по данным берлинской статистики, сексуальные преступления девушек падают наиболее часто именно на эту фазу. Чрезвычайно интересно отметить, что именно в начале полового созревания, во время негативной фазы, сексуальные влечения проявляются в наиболее незамаскированной, обнаженной форме, и по. мере полового созревания мы наблюдаем не нарастание, а снижение этих симптомов в такой форме. Именно для фазы отрицания характерно их незамаскированное, кепереработакное, обнаженное проявление, Ш, Бюлер наряду с негативными симптомами не только отмечает проявление влечений как основных черт, из которых складывается вся картина фазы в целом, но и идет далее, пытаясь и все отрицательные моменты этой фазы, все то, что делает ее негативной, поставить в прямую биологическую связь с половым созреванием, с нарастанием полового влечения. IIL Бюлер опирается здесь на биологическую аналогию, Ф. До-ффлейн и некоторые другие исследователи указывают, что животные перед наступлением половой зрелости обнаруживают беспокойство, повышенную возбудимость, стремление к изолированности. Отмечая далее, что период негативизма у девочек обычно имеет место перед первой менструацией и заканчивается вместе с ее наступлением* III. Бюлер склонна рассматривать весь комплекс отрицательных симптомов как прямое наступление полового созревания. Начало фазы IIL Бюлер характеризует совершенно отчетливым снижением продуктивности и способности к деятельности даже в области специальной одаренности и интересов. (Заметим* что в данном случае мы имеем одну из прекрасных иллюстраций того, насколько развитие механизмов поведения, навыков и способностей не идет параллельно с развитием интересов и какое глубокое расхождение между одним и другим процессом мы наблюдаем в негативной фазе). Далее» вместе с этим снижением наблюдаются внутреннее недовольство, беспокойство» стремление к одиночеству, самоизоляция» иногда сопровождающиеся враждебной установкой по отношению к окружающим. Падение продуктивности деятельности, отмирание интересов, общее беспокойство составляют главную отличительную черту фазы в целом* Подросток как бы отталкивается от среды, у него проявляется негативная установка по отношению к окружающему, к тому, что еще недавно составляло предмет его интереса; иногда негативизм протекает более мягко, иногда проявляется в форме разрушительной активности. Наряду с субъективными переживаниями (угнетен- ным состоянием, подавленностью, тоской, которая проявляется в записях в дневниках и других документах, обнаруживающих внутреннюю, интимную жизнь подростка) эту фазу характеризуют враждебность, склонность к ссорам* нарушения дисциплины* Всю фазу можно было бы назвать фазой второго негати виз-ма> так как такая негативная установка впервые проявляется обычно в раннем детском возрасте, около 3 лет. Это дает повод IIL Бюлер проводить, как мы уже отмечали, далеко идущую аналогию между первой и второй фазой отрицания, Но это сходство, разумеется, ограничивается чисто формальным подобием одного и другого периода; по-видимому, негативная установка характеризует всякую смену, всякий перелом, всякий переход ребенка от одной стадии к другой, являясь необходимым мостом, по которому ребенок поднимается на новую ступень развития. По данным HL Бюлер, эта фаза встречается у девочек в среднем в 13 лет 2 мес. и длится несколько месяцев. Аналогичные наблюдения сделаны и другими исследователями* Например, О, Штерщшгер обратил внимание на то, что учителя издавна жаловались на понижение успеваемости и продуктивности учащихся, на трудности, которые встречаются в школьной работе обычно в V классе* у подростков 14 и 15 лет* Это же обстоятельство отмечает и О, Кро: в первой фазе полового созревания наблюдается как бы снижение способности и продуктивности в умственной работе учащегося. Кро указывает, что поразительно плохая школьная успеваемость> которую в средней школе обычно наблюдают в V классе далее у хороших до этого учеников» объясняется тем, что здесь изменяется установка от наглядности и знания к пониманию и дедукции. Переход к новой» высшей форме интеллектуальной деятельности сопровождается временным снижением работоспособности*
|
|||
|