Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Юнг К.Гюстав 13 страница



 

 

 

Это был конец рассказа и, к несчастью, всего сна. Здесь идея компенсации, конечно, оправдывает себя, так как сновидец желал бы, чтобы решение ему поднесли на блюдечке с голубой каемочкой; это решение касается проблемы, о которой я уже упоминал, а именно относительности любых моральных ценностей, удивительного взаимодействия добра и зла, причинной цепи вины, страдания и воздаяния и их оценки, не содержащей угрызений совести. Это прямой путь к изначальному религиозному опыту, но многие ли могут его распознать? Он подобен тихому голосу, звучащему издалека. Он двусмыслен, сомнителен, неясен, он предвещает опасности и неожиданные приключения; это путь по лезвию бритвы, по которому можно идти только во славу Бога, без уверенности и без подтверждения правильности пути.

 

00.htm - glava27

111. ДУХ В СКАЗКАХ

 

Я бы с радостью предложил читателю больше материала современных снов, но боюсь, их субъективизм сделает необходимым поднять уровень изложения, что потребует много места. Поэтому мы обратимся к фольклору,

 

 

 

 

 

==217

 

 

 

 

 

где нам не придется сталкиваться с жесткими противоречиями и преградами историй индивидуального характера и мы сможем пронаблюдать различные проявления мотива Духа без учета их более или менее уникальной обусловленности. В мифах и сказках, так же как и в снах, душа рассказывает о себе, и взаимодействие архетипов проявляется в естественной форме "созидания, трансформации и вечного возрождения Духа". ' Частота, с которой архетип Духа является в виде пожилого человека, в сказках та же, что и в снах. Старик всегда появляется, когда герой находится в безнадежной и отчаянной ситуации, из которой его могут вывести только глубокие размышления или счастливая мысль - другими словами, духовная функция или некоторая внутренняя душевная свобода. Но так как, по внешним или внутренним причинам, герой не может сделать этого сам, необходимое знание, компенсирующее духовный дефицит, является в форме персонифицированной мысли, то есть в образе обладающего знанием и готового помочь пожилого человека. В эстонской сказке", например, повествуется, как сирота-пастушок, с которым плохо обращались, потерял корову. В страхе наказания он побоялся возвращаться к хозяевам и, надеясь на удачу, убежал из дома. Естественно, он попал в трудную ситуацию, из которой не было явного выхода. В изнеможении он глубоко уснул. Когда он проснулся, "ему показалось, что во рту его какаято жидкость, и он увидел перед собой маленького человечка с длинной седой бородой, который как раз закрывал крышкой свою маленькую фляжку с молоком. "Дай мне еще попить", - попросил мальчик. "На сегодня достаточно, - ответил старичок. - Если бы дорога случайно не привела меня к тебе, это был бы твой последний сон, так как ты был уже наполовину мертв".  Потом старик спросил мальчика, кто он и куда направляется. Мальчик рассказал все, что мог вспомнить о себе, вплоть до тумаков, которые получил в предыдущий вечер. "Мой милый мальчик, - сказал старик, - твоя судьба не хуже и не лучше судеб многих, чьи дорогие защитники и утешители отдыхают под землей в своих могилах. Ты не можешь

 

 

 

 

 

==218

 

 

 

 

 

вернуться. И поскольку тебе пришлось убежать, ты должен найти себе в жизни новую дорогу. У меня нет ни дома, ни жены, ни детей, и я не могу заботиться о тебе, но я дам тебе хороший совет".

 

 

 

Таким образом, старик не говорит ничего, кроме того, что мог бы сам себе сказать мальчик, герой сказки. Испытав эмоциональный стресс и просто убегая в неизвестность, он должен был по меньшей мере осознать, что нуждается в пище. Также в этот момент необходимо было утвердиться в своей позиции. Весь рассказ о его прежней жизни до недавнего прошлого всплывает в его голове, как обычно и происходит в таких случаях. Воспоминания такого рода - целенаправленный процесс, смысл которого - собрать воедино части личности в тот критический момент, когда духовные и физические силы на исходе, и воспрянув духом распахнуть дверь в будущее. Никто не может помочь мальчику сделать это, он должен полностью положиться на себя самого. Нет пути назад. Осознание этого придает его действиям недостающую решимость. Заставляя его взглянуть в лицо этой реальности, старик избавляет его от колебаний.

 

 

 

В действительности старик сам является этой целенаправленной рефлексией и концентрацией моральных и физических сил, которые спонтанно рождает психическое пространство, лежащее за пределами разума, когда сознательная мысль еще - или уже - невозможна. Эта концентрация и напряжение психических сил имеет в себе что-то от магии и дает тот же эффект - пробуждает неожиданные способности, которые невозможно вызвать сознательным усилием воли. Мы можем наблюдать это во время искусственной концентрации, вызываемой гипнозом: в демонстрационных сеансах я регулярно использовал его, погружая какую-нибудь больную со слабой телесной конституцией в глубокий гипнотический сон, а затем укладывая ее, жесткую, как доска, головой на один стул и пятками на другой и оставляя в таком состоянии около минуты. Ее пульс медленно поднимался до 90 ударов. Рослый молодой спортсмен из студентов напрасно пытался имитировать этот трюк усилием воли. Его силы кончились через полминуты, а пульс достиг 120.

 

 

 

Когда умный старик доводит мальчика до этого состояния, он может дать ему мудрый совет, то есть ситуация не выглядит более безнадежной. Он советует ему продолжить путь и идти на восток, где через семь дней он достигнет большой горы, которая принесет ему счастье. Высота горы - намек на

 

 

 

 

 

==219

 

 

 

 

 

зрелый возраст. Концентрация сил приносит уверенность и потому является гарантией успеха. Теперь он ни в чем не будет испытывать недостатка.

 

 

 

"Возьми мою котомку и мою фляжку, - говорит старик, - и каждый день ты будешь находить в них еду и питье, которых тебе хватит". Одновременно отдает ему лист лопуха, который может превращаться в лодку, если потребуется пересечь реку.

 

 

 

Часто старик в сказках задает вопросы: кто? почему? откуда? и куда? с целью стимулировать самоосмысление и мобилизовать моральные силы и еще чаще он дает необходимый магический талисман, наделенный неожиданной и невероятной силой, которая может служить, в зависимости от особенностей личности, добру или злу. " Но вмешательство старого человека спонтанная объективация архетипа - и само по себе кажется необходимым, так как разум едва ли способен объединить личность до той степени, чтобы она обрела сверхъестественные силы. Для этого, не только в сказках, но и в жизни, требуется объективное вмешательство архетипа, которое проверяет чисто аффективные реакции с помощью внутренних противопоставлений и озарений. Вопросы: кто? где? как? и почему? нужны, чтобы прояснить ситуацию и обрести истинную цель. Просветление сознания и распутывание фа-

 

 

 

 

 

К оглавлению

 

==220

 

 

 

 

 

тального узла, происходящее в результате, часто имеют в себе нечто магическое, - что хорошо известно из психотерапии.

 

 

 

Тенденция старого человека направлять сознание может также принимать форму требования подумать о чем-либо во сне. Так, он говорит девочке, которая ищет своих братьев: "Ложись спать: утро вечера мудренее". Старик видит будущее за мрачным настоящим героя, попавшего в трудную ситуацию, или по крайней мере может снабдить его информацией, которая пригодится в путешествии. ~ерою часто помогают животные, и в особенности птицы. Принцу,  который отправился искать небесное царство, старый отшельник говорит: "Я прожил здесь триста лет, но никто никогда не спрашивал меня о небесном царстве. Я не могу сказать тебе сам; но выше, на следующем этаже дома, обитают все птицы земли, и они тебе, конечно, скажут". Старый человек знает, какая дорога ведет к цели, и указывает ее герою. Он предостерегает от опасностей и помогает с готовностью встретить их. Например, он говорит мальчику, который отправился за серебряной водой, что стена охраняется львом, который спит с открытыми глазами и видит с закрытыми~', или советует юноше, который едет к чудесному источнику чтобы доставить королю целебную мазь, зачерпывать воду очень быстро, так как в засаде скрываются ведьмы, которые ловят всех, кто приближается к источнику" Он побуждает принцессу чей возлюбленный стал оборотнем, зажечь огонь и поставить на него котел со смолой. Затем она должна погрузить свою любимую белую лилию в кипящий котел и, когда придет оборотень, вылить содержимое котла ему на голову что освободит любимого от заклятия. '" Иногда старик очень критичен, как в кавказской сказке о юном принце, который хотел построить церковь без трещин для своего отца, чтобы унаследовать его королевство. Юноша сделал это, и никто не мог обнаружить в храме ни единой трещины, но пришел старик и сказал: "Хорошую церковь ты построил!

 

 

 

 

 

 

 

==221

 

 

 

 

 

Какая жалость, что главная стена немного повреждена!" Принц сломал церковь и построил новую, но старик обнаружил трещину и в ней, и, таким образом, юноше пришлось перестроить церковь в третий раз. " Старый человек, с одной стороны, олицетворяет знание, размышление, самоосмысление, мудрость, ум и интуицию, а с другой - нравственные качества, такие, как доброта и готовность помочь, которые делают особенно явным его "духовный" характер. Поскольку архетип является независимым содержимым бессознательного, сказка, которая обычно конкретизирует архетипы, может заставить старого человека появиться во сне, подобно тому как он возникает в современных снах. В балканской сказке старик во сне является герою, попавшему в тяжелую ситуацию, и дает ему хороший совет, как справится с возложенными на него невыполнимыми задачами. " Его связь с бессознательным ясно выражена в русской сказке, где он называется "лесным царем". Пока крестьянин устало сидит на пне, перед ним появляется маленький старик "весь в морщинах и с седой бородой до колен". "Кто ты?" спросил крестьянин. "Я Ох, царь леса", - сказал человечек. Крестьянин отдал ему своего распутного сына, и лесной царь повел юношу в подземное царство и привел в зеленую избушку. . "В ней все было зеленым: зелеными были стены и скамьи, зеленой была жена Оха и его дети... И маленькая русалка, которая прислуживала им, тоже была зеленой, как листья руты. Даже еда была зеленой". Лесной царь здесь - это дух растительности или дерева, который правит лесом и через русалок также имеет связь с водой, что ясно указывает на его отношение к бессознательному, так как последнее часто выражает себя через лес и символы воды.

 

 

 

Подобная связь с бессознательным обнаруживается и тогда, когда старик появляется'в виде гнома. В сказке о принцессе, которая ищет любимого, говорится: "Наступила ночь, стало темно, а принцесса все сидела на одном месте и плакала. Когда она уже не знала, о чем и подумать, она услышала голос, приветствовавший ее: "Добрый вечер, красавица! Почему ты сидишь здесь, такая одинокая и такая грустная?" Принцесса вскочила и почувствовала себя очень смущенной, и это было не удивительно. Но когда она огляделась вокруг, перед ней стоял только маленький человечек, который кивал ей

 

 

 

 

 

==222

 

 

 

 

 

головкой и выглядел таким добрым и простым". В шведской сказке крестьянский сын, который хочет принести дочери короля корзину с яблоками, встречает маленького железного человека, который спрашивает, что он несет в корзине. В другом месте он называется "человеком, одетым в железную одежду". В данном случае это может означать и - "снежный". Это и в самом деле снежный или железный человек, и в современном сне мне однажды встретился черный человечек из железа, возникший в критической ситуации и подобный тому, который появляется в сказке о деревенском растяпе, пожелавшем жениться на принцессе.

 

 

 

Ц одной из серий современных снов, где фигура старого мудреца встречается несколько раз, он имеет нормальный рост и появляется на дне кратера, окруженного высокими скалистыми горами; в другом случае это крошечная фигура на вершине горы внутри низкого каменного укрытия. Мы находим тот же мотив в сказке Гете о крошке-принцессе, которая жила в шкатулке. " В связи с этим можно также упомянуть Антропариона, маленького свинцового человечка в видении Зосимы, 'так же как и железных людей, которые обитали в рудниках; искусных дактилей античности, гомункулов алхимиков и все скопище добрых и злых гномов, домовых, домашних духов и им подобных созданий. Насколько они реальны, мне стало ясно из одного происшествия в горах. После несчастного случая двух альпинистов при ясном свете дня посетило коллективное видение: маленький человечек в капюшоне с непостижимой ловкостью взбирался по леднику, что вызвало панику у обоих наблюдателей.

 

 

 

Я часто сталкивался с образами, которые побуждали меня думать, что бессознательное должно быть миром бесконечно малого. Рационалистически такую идею можно обосновать смутным ощущением, что во всех видениях, где мы встречаемся с чем-то внутренним и психическим, подразумеваемое существо должно быть чрезвычайно маленьким, чтобы оно уместилось у нас в голове. Я не сторонник таких "рационалистических" проекций, хотя не мо-

 

 

 

 

 

==223

 

 

 

 

 

гу утверждать, что они выходят за рамки возможного. Мне кажется более вероятным, что эта уменьшенность, с одной стороны, и увеличенность, с другой - великаны и т. д. - связаны с неопределенностью пространственных и временных взаимоотношений в бессознательном. Человеческие ощущения пропорций, рациональные представления о большом и маленьком антропоморфны, и эти критерии относительны не только в сфере физических феноменов, но также в тех частях коллективного бессознательного, которые выходят за рамки собственно человеческого. Атман "меньше малого и больше величайшего", он "размером с ноготь" и все же охватывает землю со всех сторон, управляя пространством десяти пальцев". 0 карликах кабирах у Гете сказано: "Маленькие ростом, но могущественные силой". Точно так же архетип Мудрого старца совсем крошечный, почти незаметный, и все же он владеет судьбоносной властью, так как всякому понятно, что он спускается до самих основ. Этот архетип имеет общее с миром атомов, и это показывает, что чем глубже исследователь проникает во Вселенную микромира, тем более разрушительны силы, которые он там находит. Величайшие действия коренятся в мельчайших причинах, что становится очевидным не только в физике, но и в области психологических исследований. Как часто критические ситуации провоцируются тем, что кажется сущей безделицей!

 

 

 

В древних сказках значение прояснения ситуации, характерное для архетипа Мудрого Старца, выражается в его отождествлении с Солнцем. Например, старик приносит с собой огниво, которое он использует, чтобы жарить тыквы. Когда он наедается, он уносит огниво с собой, что побуждает людей украсть его. " В сказке североамериканских индейцев старик является колдуном, который владеет огнем. " Дух также имеет огненный аспект, как мы знаем из Ветхого Завета.

 

 

 

Кроме знания, мудрости и интуиции, старый человек, как мы уже упоминали, примечателен своими моральными качествами; более того, он даже

 

 

 

 

 

==224

 

 

 

 

 

испытывает нравственность других и наделяет их дарами в зависимости от этого. В особенности поучительный пример такого рода - это падчерица и дочь в эстонской сказке. Первая - послушная и добрая сирота. Рассказ начинается с того, как ее прялка падает в колодец. Она прыгает за ней, но не тонет, а попадает в магическую страну. Там, продолжая свои поиски, она встречает корову, барана и яблоню, чьи желания исполняет. Потом она приходит в баню, где грязный старик просит ее помочь ему помыться. Происходит следующий диалог: "Красавица, помой меня, так тяжело быть грязным!" - "Чем же мне растопить печку?" - "Собери деревянные щепки и птичий навоз и разожги огонь*'. Но она собирает поленья и спрашивает: "Где мне взять воды?" - "Под амбаром стоит белая кобыла. Заставь ее помочиться в кадку!" Но девушка приносит чистой воды и спрашивает:"Где мне взять мочалку?" "Отрежь у кобылы хвост и сделай из него мочалку!" Но она делает мочалку из веточек березы и спрашивает: "Где мне взять мыла?" - "Возьми пемзу и мой меня ею!" Но девушка приносит мыло из деревни и моет им старика.

 

 

 

В награду он дает ей сумку, полную золота и драгоценных камней. Родная дочь, естественно, завидует падчерице и бросает свою прялку в колодец, где она моментально находит ее снова. Тем не менее она продолжает путь, делая неправильно все то, что падчерица делала правильно, и вознаграждается соответственно этому. Частота этого мотива в сказках делает дальнейшие примеры излишними.

 

 

 

Образ старика как высшего помощника побуждает так или иначе связать его с Богом. В немецкой сказке о солдате и черной принцессе": принцесса, на которую наложено проклятие, каждую ночь выбирается из своего железного гроба и пожирает солдата, стоящего на страже у могилы. Один солдат, когда приходит его очередь, пытается бежать. "В тот вечер он убежал, пересек поля и горы и пришел на прекрасный луг. Внезапно перед ним появился маленький человек с длинной седой бородой, но это был не кто иной, как сам Бог, который более не мог каждую ночь спокойно смотреть на козни Дьявола. "Куда идешь? - спросил маленький седой человек. - Можно мне пойти с тобой?" И поскольку старичок выглядел так дружелюбно, солдат по-

 

 

 

 

 

==225

 

 

 

 

 

ведал ему что он убежал и почему он это сделал". За этим, как всегда, последовал добрый совет. В этой сказке старичок наивно принимается за Бога - и это похоже на то, как английский алхимик сэр Джорж Рипли описывает "старого короля" как - "Ветхого днями".

 

 

 

Подобно тому как все архетипы имеют положительную, благоприятную, яркую сторону которая указывает на высшие силы, также они соотносятся и с низшим - частично отрицательным и неприятным, частично хтоническим, но тем не менее чисто нейтральным. Архетип Духа не является исключением. Сам облик карлика предполагает ограниченность и природно-растительную суть нижнего мира. В балканской сказке старичок одноглазый. Глаз похитил у него крылатый демон Вили, а на героя возлагается задача возвратить его. Следовательно, старичок частично лишен зрения - то есть своей интуиции и понимания - демоническим миром тьмы; и эта кража напоминает судьбу Осириса, который теряет глаз при виде черной свиньи (своего злого брата Сета), или Одина, который отдает свой глаз великану Мимиру. Довольно характерно, что старичок в сказках может ездить на козле, и это знак того, что он и сам имеет темную сторону. В сибирской сказке он появляется как одноглазый, однорукий и одноногий седобородый старик, который оживляет мертвеца железным посохом. По ходу сказки последний, будучи несколько раз воскрешен к жизни, по ошибке убивает старика, и это лишает его удачи. Сказка называется "Старик с одной половиной тела", и действительно, он состоит лишь из одной половины. Другая его половина невидима, но появляется в образе убийцы, который ищет смерти героя. Случайно герою удается убить своего постоянного убийцу, но в этой борьбе. гибнет также однорукий старик, что ясно указывает на идентичность двух жертв. Возможно, что старик является своей собственной противоположностью, жизнетворцем, так же, как и носителем смерти, - искусным в обоих ремеслах, как говорится о Гермесе. '" Поэтому там, где появляется "простой" и "добрый" старик, можно посоветовать по эвристическим и другим причинам тщательно изучить контекст. Например, в упомянутой ранее эстонской сказке об убежавшем мальчике, потерявшем корову, есть намеки, что старый помощник, который так удачно

 

 

 

 

 

==226

 

 

 

 

 

встретился ему на пути, ранее сам тайно украл корову, чтобы его протеже имел причину убежать. Это вполне может быть, так как каждодневный опыт показывает, что высшее и тонкое предвидение судьбы может спровоцировать какой-либо неприятный инцидент с единственной целью направить Простака Симона, которым является наше "я", на верный путь, которого по причине своей непроходимой глупости он никогда бы сам не нашел. Если бы наш сирота догадался, что это старик чудесным образом похитил у него корову, он бы принял его за беспощадного тролля или черта. И в самом деле, мудрый старик имеет и злой аспект, как древний колдун-врачеватель является целителем и помощником и одновременно ужасным изготовителем ядов. Само слово (того же корня "фармацевтика") означает "яд" и одновременно "противоядие"; и действительно, яд может быть и тем, и другим.

 

 

 

Древний старик, таким образом, имеет двойственную природу эльфа взглянем на чрезвычайно поучительный образ Мерлина, который иногда является воплощением добра, а иногда - силой зла. В последнем случае он злобный колдун, который из чистого эгоизма творит зло ради зла. В сибирской сказке старик предстает злым духом, на чьей голове лежат два озера, по которым плавают две )тки. Он питается человеческим мясом. Рассказ повествует, как герой и его спутники идут на праздник в соседнюю деревню, оставив дома своих собак. Те по принципу "без кота мышам раздолье" также устраивают пир, в завершение которого они всем скопом набрасываются на запасы мяса. Люди возвращаются и прогоняют собак, которые бегают в тундру. "Тогда Создатель сказал Эмемкуту (герою рассказа): "Иди и поищи собак со своей женой". Но героя настигает ужасный ураган, и ему приходится искать убежища в жилище злого духа. Затем следует хорошо известный мотив ловца, который попался в собственные сети. "Создатель" - отец Эмемкута, но отец Создателя называется Саморожденный, поскольку он сам создал себя.

 

 

 

И так как теперь нам говорится, что старый человек с двумя озерами на голове нарочно заманил героя и его жену к себе, чтобы их съесть, можно заключить, что тот же дух побудил собак устроить свой праздник, подобно людям, а затем - вопреки своей природе - убежать, чтобы Эмемкут пошел их искать, и что вьюга застигла героя, чтобы привести его в дом злого старика.

 

 

 

Тот факт, что Создатель, сын Саморожденного, дает провокационный совет, являет запутанную проблему, решение которой нам лучше оставить сибирским теологам.

 

 

 

 

 

==227

 

 

 

 

 

В одной балканской сказке старик дает девочке Царине съесть волшебное яблоко, из-за чего она беременеет и рождает сына, причем говорится, что старик будет ему отцом. Мальчик, однако, становится ужасным маленьким хулиганом, который колотит ребятишек и крадет скот. В течение десяти лет он не имеет имени. Тогда появляется старик, вонзает нож в его ногу и называет его "Принцем Ножом". Мальчик желает продолжить свои приключения, что отец после долгих колебаний позволяет ему. Нож в его ноге жизненно важен: если он вынет его сам, он будет жить, если это сделает кто-то другой, он умрет. В конце концов нож играет роковую роль, так как старая ведьма вынимает его, когда юноша спит. Он умирает, но его возвращают к жизни друзья, которых он победил в состязании. " Здесь старик является помощником, но также и навлекает опасную судьбу, которую можно легко обратить во зло. Зло также проявляется рано и явно в порочном характере мальчика.

 

 

 

Другая балканская сказка обнаруживает мотив, о котором стоит упомянуть: король ищет сестру, увезенную чужеземцем. Странствия приводят короля к хижине старухи, которая предостерегает его против дальнейших поисков. Но плодовое дерево, появляющееся перед ним, уводит его прочь от хижины. Когда дерево наконец останавливается, с его веток слезает старик.

 

 

 

Он приветствует короля и ведет его в замок, где живет его сестра как жена старика. Она говорит брату, что старик - злой дух, который убьет его. И действительно, через три дня король исчезает без следа. Теперь по его стопам отправляется младший брат и убивает злого духа в облике дракона. Из тела дракона появляется освобожденный от заклятия прекрасный юноша, который женится на сестре. Старик, появившийся сначала как дух дерева, очевидно, связан с сестрой. Он является убийцей. В соответствующем эпизоде он обвиняется в том, что заколдовал целый город, превратив его в железо, то есть сделав неподвижным, холодным и замкнутым. " Он также держит сестру короля пленницей и не пускает ее к родным. Можно сказать, что сестрой владеет Анимус, в роли которого выступает старик. Но способ, которым король также вовлекается в это владение и которым он находит сестру, застав-

 

 

 

 

 

==228

 

 

 

 

 

ляет предположить, что сестра - Анима, важная для брата. Судьбоносный архетип Старика сначала завладевает Анимой короля (то есть похищает у него архетип жизни, который олицетворяет Анима) и заставляет его искать утраченную привязанность, "труднодостижимое сокровище", которое делает из него мифического героя, высшую личность, которая олицетворяет Самость.

 

 

 

Несмотря на это, старик порой действует как злодей, и от него нужно избавиться силой, и только в конце он появляется как муж Анимы-сестры, или как жених души, который празднует священный инцест, символизирующий соединение противоположностей. Этот смелый переход к своей противоположности встречается очень часто, не только означая омоложение и преображение старика, но раскрывая тайну внутренней взаимосвязи добра и зла.

 

 

 

Таким образом, в этой сказке мы видим архетип старика в обличье злодея, участвующего во всех поворотах и хитросплетениях процесса индивидуации, который предположительно заканчивается священным браком. И наоборот, в русской сказке о лесном царе он сначала великодушен и милосерден, но потом отказывается отпустить юношу, поэтому главные эпизоды сказки - повторяющиеся попытки побега из плена чародея. Вместо поиска мы находим побег, за которым тем не менее следует награда, так как герой женится на дочери царя. Чародею же достается роль ловца, попавшего в собственные сети.

 

 

 

00.htm - glava28

4. ТЕРИОМОРФНЫЕ СИМВОЛЫ ДУХА В СКАЗКАХ

 

Описание рассматриваемого архетипа не будет полным, если мы упустим из виду особую форму его проявления, а именно форму животного. Она соотносится с териоморфизмом богов и демонов и имеет то же психологическое значение. Животная форма показывает, что содержание этого архетипа все еще находится вне собственно человеческой сферы, то есть вне человеческого сознания, и, следовательно, с одной стороны, относится к демоническому-сверхчеловеческому, а с другой - к животному-недочеловеческому. Нужно помнить, однако, что это разделение справедливо только по отношению к сознанию, где оно является необходимым условием мысли. Логика говорит: "Третьего не дано", подразумевая под этим, что мы не можем рассматривать

 

 

 

 

 

==229

 

XIII. ГНОСТИЧЕСКИЕ СИМВОЛЫ САМОСТИ

 

sententia communis", чем conclusio**'. Средневековая иконография иногда изображает Христа с женской грудью, в согласии с Песнью песней Соломона, 1,1: "Ибо груди твои лучше вина".*** У Мехтхильды Магдебургской имеется замечание, делаемое от имени души: когда Господь поцеловал ее71, оказалось, что он, против всякого ожидания, лишен бороды. Признаки мужского пола у него отсутствовали. Мехтхильду посетило видение, подобное видению Марии, где та же проблема решалась под другим углом зрения: ей привиделось, что она перенеслась на "скалистую гору", где восседала Благословенная Дева в ожидании рождения божественного младенца. Когда тот родился, она обняла его и трижды поцеловала. Как указано в тексте, гора представляет собой аллегорию "spiritualis habitus", то есть "духовной позиции". "По божественному наитию она знала, что Сын есть глубочайшая сердцевина [medulla] сердца Отца". Эта medulla "придает силу, исцеляет и является наисладчайшей"; "сила и величайшая сладостность" Бога передаются нам через Сына, "Спасителя и наисильнейшего, сладчайшего Утешителя", но и "глубочайшая [сердцевина] души есть сия наисладостнейшая вещь".72 На основании сказанного становится ясно, что Мехтхильда приравнивает "medulla" к сердцу Отца, Сыну, и внутреннему человеку. С психологической точки зрения, "сия наисладостнейшая вещь" соответствует самости, неотличимой от образа Бога. 321 Между двумя видениями имеется существенное отличие. Античное откровение отображает рождение Евы от Адама на духовном уровне второго Адама (Христа), из чьего бока появляется, в качестве Христовой дочери, женская пневма, или вторая Ева, то есть душа. Выше уже говорилось, что с христианской точки зрения душа интерпретировалась как Церковь: она — та женщина, которая "обнимает мужчину"73 и умащает ноги Господа. Видение Мехтхильды служит продолжением сакрального мифа: дочь-невеста стала матерью и рождает Отца в обличий Сына. Близкое сродство Сына с самостью становится очевидным, исходя из акцентирования четырехсоставности природы Христа: у него "четырехкратный голос" (quadruplex vox)74, у его сердца — четыре разновидности пульса,75 и от его лица исходят четыре луча света.76 В этом



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.