Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Юнг К.Гюстав 1 страница



Юнг К.Гюстав

Алхимия снов

 

Перевод с англ. СЕМИРЫ.

 

Книга содержит сокращенные переводы наиболее актуальных для нашего времени трудов выдающегося психолога ХХ века К.Г.Юнга. Это "Психология и алхимия" и "Архетипы и коллективное бессознательное", где психоаналитик исследует те сферы, которые традиционно относятся к "мистике". Юнг показывает, как образы древней мифологии и понятия средневековой алхимии "работают" в душе и жизни современного человека.

 

В послесловии книги представлено сопоставление архетипов Юнга с вызывающими сейчас интерес мифологическими архетипами Зодиака.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

АЛХИМИЯ СНОВ

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СИМВОЛИЗМ СНОВ В ОТНОШЕНИИ К АЛХИМИИ--5

I. Введение---------------------------------------------9

1 Материал------------------------------------------9

2 Метод--------------------------------------------11

II. Начальные сны---------------------------------------13

III. Мандальный символизм--------------------------------56

1 О мандале----------------------------------------56

2 Мандалы снов-------------------------------------63

3 Видение мировых часов---------------------------151

4. Символы Себя---------------------------------------162

ЧЕТЫРЕ АРХЕТИПА * Мать * Дух * Трикстер * Перерождение *

Введение. Архетипы коллективного бессознательного-------172

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АРХЕТИПА МАТЕРИ-----------------176

1. О понятии архетипа---------------------------------176

2. Архетип Матери-------------------------------------181

3. Материнский комплекс-------------------------------184 1

1. Материнский комплекс у сына---------------------184

2. Материнский комплекс у дочери-------------------186

Позитивные аспекты материнского комплекса----------191

1 Мать--------------------------------------------191

2 Переразвитый эрос-------------------------------193

3 "Всего лишь" дочь-------------------------------196

4 Негативный материнский комплекс-----------------197

5. Заключение-----------------------------------------198

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДУХА В СКАЗКАХ----------------------------208

1. О слове "дух"--------------------------------------209

2. Архетип Духа в снах--------------------------------215

3. Дух в сказках--------------------------------------217

4. Териоморфные символы Духа в сказках----------------229

5. Приложение-----------------------------------------242

6. Заключение-----------------------------------------251

О ПСИХОЛОГИИ ОБРАЗА ТРИКСТЕРА---------------------------253

О ПЕРЕРОЖДЕНИИ------------------------------------------269

1. Формы перерождения---------------------------------269

2. Психология перерождения----------------------------271

1 Ощущение трансцендентного в жизни----------------272

2 Субъективная трансформация----------------------274

3. Типичный ряд символов, иллюстрирующих процесс трансформации---289

ПОСЛЕСЛОВИЕ ПЕРЕВОДЧИКА

АРХЕТИПЫ ЮНГА И АСТРОМИФОЛОГИЯ--------------------------303

Юнг и процесс индивидуации----------------------------307

Персона-----------------------------------------------308

Тень--------------------------------------------------313

Анима-------------------------------------------------317

Анимус------------------------------------------------320

Архетипы Духа и Великой Материи-----------------------326

Обманщик-Трикстер-------------------------------------337

Путь к центру-----------------------------------------341

 

Карл Густав ЮНГ

АЛХИМИЯ СНОВ

 

==1

 

ЧЕТЫРЕ АРХЕТИПА

 

*МАТЬ * ДУХ * ТРИКСТЕР *ПЕРЕРОЖДЕНИЕ*

 

 

 

ИЗ КНИГИ

 

"ПСИХОЛОГИЯ И АЛХИМИЯ"

 

 

 

==2

 

 

 

==3

 

 

 

==4

 

 

 

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ ПЕРЕВОДЧИКА

 

С именем Юнга мы связываем два философских понятия, введенных им в психологию, - это коллективное бессознательное (коллективная душа) и архетип (исторически сформированный базовый праобраз психики. Эти понятия придали психологии историческую глубину и расширили ее сферу отличных проблем человека до общечеловеческих вопросов. Юнг показал, что душа развивается во времени, на протяжении многих веков сохраняя неизменными образы своего прошлого, которые становятся основой культуры.

 

 

 

Исследованию архетипического смысла снов посвящена работа К. Г. Юнга "Индивидуальный символизм снов в отношении к алхимии" из книги "ПСИХОЛОГИЯ И АЛХИМИЯ", которая составляет десятый том полного собрания сочинений К. Г Юнга и включает следующие части (жирным шрифтом выделены части, приводимые здесь): Введение в религиозные и психологические проблемы алхимии (1944). Индивидуальный символизм снов в отношении к алхимии (1936). Религиозные идеи в алхимии (1937). Эпилог (1944).

 

 

 

В основу перевода положено английское издание. Цель работы Юнга со снами, помимо психотерапии включает в себя выявление архетипического в той сфере психики, которая полностью относится к бессознательному. На первый взгляд, сны не имеют отношения к культуре. Однако, как историческое развитие душ и определяет ключевые образы и понятия, которые становятся базовыми архетипами культуры и сознания людей, так существует и обратное влияние. Архетипы культурного сознания глубоко созвучны душе любого человека и отражаются в его личной бессознательной сфере, побуждая ее к развитию. Историческое бессознательное сформировало разум; разум формирует душу человека. Таков общий процесс культурной эволюции. Личная эволюция человека идет в обратном направлении: личное бессознательное душа - делает шаг навстречу разуму, соединяясь с ним в осмыслении ее про-

 

 

 

 

 

==5

 

 

 

цессов и возвращая его к историческому бессознательному. Так разум отличных понятий переходит ко всеобщим, основой которых являются архетипы коллективного бессознательного.

 

 

 

Читая трактовки снов Юнгом и другие его работы, надо иметь в виду, что психоаналитик рассматривает понятие архетипа в рамках обозримой им европейской культуры, в основном опираясь на Библию и христианский оккультизм. Расширение исторического ракурса понимания архетипов до древнейшей мифологии позволяет выявить более точный смысл архетипов и дать более простую интерпретацию бессознательным движениям души. Однако поскольку суть архетипа универсальна и с течением времени меняется незначительно, то и архетипические образы культуры средневековья полностью раскрывают смысл снов, подводя Юнга к верным выводам.

 

 

 

Проводимые Юнгом аналогии нашего повседневного бытового мышления с алхимическими образами позволяют увидеть, что сознание недаром прошло средневековый путь мистики. Алхимические схемы, которые вызывали трепет в душе посвященных, а сегодня кажутся игрой ума, способствовали развитию и освобождению интеллекта для абстрактно-научного мышления наших дней, позволяя ему без древнего ужаса видеть символические образы богов и демонов, священных религиозных и глубоких философских понятий - даже во сне, когда сознание отключается. Эти примеры показывают, как разум постепенно освещает область души, проникая все глубже и глубже в бессознательное и делая его все более и более доступным.

 

 

 

Проекция мистических символов в обычные сны сводит вместе тайное и явное, позволяя ощутить единство внешней истории и внутреннего мира человека, разума и души. Это в целом служит тому процессу индивидуации воссоздания полноты человеческой индивидуальности, - в котором Юнг видит ключевую задачу психологии. В данной работе Юнг описывает этот процесс на примере ряда снов, которые были записаны со слов молодого интеллектуала, обратившегося к психоаналитику с сильным неврозом. Интересно, что лишь один раз кратко побеседовав с Юнгом, он записывал свои сны в течение пяти месяцев, работая с его ассистенткой, а потом еще три месяца продолжал наблюдения сам. Юнг в это в время не общался с пациентом, чтобы никак не повлиять на образы его души, многие из которых психоаналитик не только

 

 

 

 

 

==6

 

 

 

трактует как типичные и принадлежащие к коллективному бессознательному, но и иллюстрирует рисунками, из области алхимии. Насколько сон может быть интересен с познавательной точки зрения, показывает тот факт, что в последнем рассматриваемом Юнгом сне - видении мировых часов - мы имеем дело с четырехмерной фигурой.

 

 

 

Рассказывая на примере снов, что представляет собой подсознание современного человека, Юнг попутно объясняет цель и смысл оккультных тайн и религиозных посвящений. Бессознательная сфера души человека коллективна, и в ней еще не существует его "я". Она нецелостна в том смысле, что состоит из множества частей и не связанных между собой представлений о ценностях; психоаналитик определяет ее как массу людей. И из этих кусков должно сложиться понятие человека о себе самом. Древние мистерии имели целью отделить человека от данного ему в наследство природой хаоса коллективной души, чтобы сформировать некое понятие его индивидуального "я". Но нельзя сформировать личность, не соприкоснувшись с неосознанным множеством частей, которые должны ее составить, и разум погружается в область бессознательного, в сферу своей смерти, для того чтобы из аморфной сущности души возникло бессмертное "я". В этом Юнг видит суть алхимического процесса, объясняя нам его с этой позиции.

 

 

 

Алхимия долгое время считалась суеверием или в лучшем случае опальной предвестницей химии. Мало кому известно, что к ней серьезно относились всеми почитаемые физики Исаак Ньютон и Роберт Бойль и она играла связующую роль между средневековой религией и философией. Досужее большинство полагает, что алхимики занимались изготовлением золота, а между тем смысл алхимического процесса заключался для них в символическом воссоздании бессмертной сути, стержня, кристалла собственной души.

 

 

 

Они наделяли ее гибкостью ртути и одновременно твердостью камня, подбирая множество символических определений, которые кажутся бессмыслицей непосвященному, но для того, кто стремится понять свойства внутреннего мира, имеют глубокий смысл. В своих поисках алхимики пытались освободить дух, скрытый в материи, и этим перебрасывали мост от церковной схоластики к самой природе.

 

 

 

Почему сегодня актуален подход Юнга? Мы привыкли делить мир души на доступный и запретный, грешный мир бессознательных стрем-

 

 

 

 

 

==7

 

 

 

лений. Мы до сих пор еще склонны разделять жизненный опыт и религиозные откровения, не преодолев исторической границы, которая однажды возникла между сознательной и бессознательной сферами нашего "я". А ученый-психоаналитик уже перешагнул эту границу, чтобы осветить светом разума запретные тайны средневековья, и его подход приглашает и нас сделать обдуманный шаг навстречу бессознательным стремлениям своей души.

 

 

 

Юнг опирается на западную культуру, более близкую жителям Западной Европы, чем россиянам. В тексте перевода мы нередко расшифровывали алхимические термины и латинские выражения, которые Юнг оставил в их оригинальном виде, и надеемся, что чтение его труда не будет затруднено.

 

  

 

 

 

 

 

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СИМВОЛИЗМ СНОВ

 

В ОТНОШЕНИИ К АЛХИМИИ

 

  

 

. . . Легко спуститься в Аверн. Дни и ночи двери мрачного Аида остаются открытыми; Но вспомнить свои шаги и пройти к высшему свету - В этом задача и в этом труд... Вергилий, "Энеида".

 

 

 

==8

 

00.htm - glava01

1. ВВЕДЕНИЕ

 

00.htm - glava02

1. МАТЕРИАЛ

 

Символы процесса индивидуации (воссоздания полноты индивидуальности), которые проявляются в снах, являются образами архетипической природы, отображающими формирование нового центра личности. Общая идея этого процесса может быть понята из моего очерка "Отношения между эго и бессознательным". По причинам, там упомянутым, я называю этот центр Самостью ("собой", "собственной личностью"), что следует понимать как всю душу целиком. Самость - это не только сам центр, но также все, что его окружает, охватывая сознательное и бессознательное: центр этой целостности, подобно тому'*я" - это центр сознания.

 

 

 

Символы, которые мы будем рассматривать, связаны не с разными стадиями и трансформациями процесса индивидуации, но с теми образами, которые относятся прямо и исключительно к новому центру, как его воспринимает сознание. Эти образы принадлежат к опрелеленной категории, которую я называю мандальным (круговым) символизмом'. В "Секрете золотого цвет-

 

 

 

 

 

==9

 

 

 

ка", опубликованном в сотрудничестве с Ричардом Вильгельмом, я описал этот символизм в деталях. В настоящем исследовании я хочу предложить вам индивидуальные ряды таких символов в хронологическом порядке. Материал включает более тысячи снов и визуальных впечатлений, описанных молодым человеком с превосходным образованием'. В целях этого исследования я обработал первые четыреста снов и видений, которые охватывают отрезок почти в десять месяцев. Чтобы избежать личного влияния я попросил проследить за процессом одну из моих учениц, начинающего врача. Наблюдения велись в течение пяти месяцев. Затем пациент продолжал свои записи самостоятельно еще три месяца. За все эти восемь месяцев у меня не было встреч с ним, кроме одной короткой беседы перед началом наблюдений. Таким образом, он увидел 355 снов вне какого-либо контакта со мной. Только за последними 45 снами я наблюдал. Не проводилось никакой значимой интерпретации их, так как сновидцу благодаря его превосходному образованию, не требовалась помощь. Поэтому условия для непредвзятого изучения снов были идеальными.

 

 

 

Прежде всего я представлю выдержки из двадцати двух первых снов, чтобы показать начальные проявления мандального символизма и его связь с остальным материалом снов. Далее я приведу в хронологическом порядке собрание снов, которые относятся к мандалам.

 

 

 

За редким исключением все сны сокращены до частей, содержащих главные мысли. Эта процедура позволила не только сократить их длину, но также убрать намеки и сложности личного характера, что было необходимо по причинам благоразумия. Несмотря на это несколько сомнительное вмешательство, я, к чести моих знаний и скрупулезности, избежал случайных искажений значения. То же самое приложимо к моей собственной интерпретации, так как может показаться, что я упустил из виду некоторые части снов.

 

 

 

Если бы я не пошел на эту жертву и привел материал полностью, я не был бы

 

 

 

 

 

К оглавлению

 

==10

 

 

 

в состоянии опубликовать эти серии, которые, с моей точки зрения, трудно превзойти по уму, ясности и содержательности. С удовольствием выражаю мою сердечную благодарность их "автору" за службу, которую он оказал науке.

 

00.htm - glava03

2. МЕТОД

 

В моих работах и лекциях я всегда настаиваю на том, что, когда речь идет об анализе и интерпретации объективной души, другими словами, бессознательного, мы должны отбросить все сложившиеся мнения на этот счет. Мы еще не владеем общей теорией снов, которая позволила бы нам использовать дедуктивный метод безнаказанно и в большей степени, чем общую теорию сознания, из которого мы извлекаем логические умозаключения. Проявления субъективной души, или сознания, могут быть предсказаны только в малой степени, и нет теоретических доводов, которые бы несомненно доказывали существование причинной связи между ними. Напротив, мы сталкиваемся с высоким процентом "случайностей" в сложных реакциях разума. Подобным же образом нет опытной, равно как и теоретической причины утверждать, что то же самое не относится и к области бессознательного. Оно настолько же многообразно, непредсказуемо и случайно, как сознание, и потому предполагает много разных способов подхода. Сознательные утверждения обращаются прямо к нам и представляют нам содержание, цел ь которого мы можем понять; но для бессознательных проявлений не существует прямого и общепринятого языка в нашем понимании этого слова - они являются просто психическими феноменами, которые, как кажется, имеют лишь косвенную связь с содержанием сознания. Когда проявления разума непонятны, мы всегда спрашиваем, что они означают. Но объективность души - нечто чуждое разуму, через который она себя выражает. Следовательно, мы должны применить тот метод, который мы использовали бы для дешифровки фрагментарного текста или текста, содержащего незнакомые слова, - проанализировать контекст. Психологический контекст содержания сна состоит из материи ассоциаций, которые составляют естественное окруже-

 

 

 

 

 

==11

 

 

 

ние сна. Теоретически мы никогда не можем знать заранее об этой ткани, но на практике это иногда возможно. Даже если так, тщательный анализ никогда не базируется исключительно на теоретических правилах: опасность поддаться иллюзии слишком велика. Кроме того, при анализе отдельно взятых снов метод знания наперед и предварительных предположений на почве практически ожидаемого или общей вероятности решительно неверен. И значит, общим правилом при анализе снов должно стать предположение, что каждый сон или даже часть сна непонятны с самого начала, и следует пытаться интерпретировать их только после тщательного изучения контекста.

 

 

 

Затем мы можем приписать обнаруженный смысл смыслу сна и посмотреть, будет ли это подходящим прочтением его, или, точнее, удовлетворительно ли возникшее значение. Но мы ни в коей мере не должны предполагать, что это значение будет соответствовать нашим субъективным ожиданиям, так как очень возможно, сон говорит о чем-то совсем отличном от того, о чем мы думали, и такое происходит довольно часто. На самом деле, если найденное значение случайно совпало с нашими предположениями, это повод для сомнений; поскольку, как правило, точка зрения бессознательного противоположна и дополнительна к сознательной и, следовательно, непредсказуемо отличается от нее. Я не отвергаю возможности "параллельных" снов, то есть снов, значение которых совпадает с сознательным отношением к событиям, но, судя по моему опыту, они достаточно редки.

 

 

 

Метод, который я предлагаю вданном исследовании, как кажется,  не соответствует этому базовому принципу интерпретации снов. Он выглядит так, как если бы сны трактовались без всякой оглядки на контекст. И действительно, я не рассматриваю контекст, принимая во внимание, что сны этой серии не происходили под моим наблюдением. Я действую так, как если бы эти сны приснились мне самому и я был бы в состоянии сам дополнить их контекстом.

 

 

 

Такая процедура, если бы она относилась к отдельным снам кого-то мне не известного, была бы большой технической ошибкой. Но здесь мы имеем дело не с отдельными снами - они формируют серии, в течение которых смысл постепенно разворачивается более или менее в общем ключе. Серия это контекст, который предполагает сам сновидец. Это подобно тому, как если бы перед нами был не один, а много текстов, проливающих свет на все стороны неизвестных терминов, так что чтение всех текстов оказывалось бы

 

 

 

 

 

==12

 

 

 

достаточным, ' чтобы прояснить трудные места каждого конкретного. Более того, в третьей главе мы рассмотрим определенный архетип - мандалу, которая долго была известна нам из других источников, и это существенно упростит интерпретацию.

 

 

 

Ясно без слов, что, пока сновидец был под наблюдением, он ничего не знал об интерпретации и был независим от чьего-либо мнения. Более того, я придерживаюсь взгляда, основанного на значительном опыте, что возможность влияния на сон и опасность предубеждения здесь преувеличены. Практика показывает, что объективная душа в высшей степени независима. Если бы это было не так, она была бы не способна выполнять свою наиболее значимую функцию - компенсацию сознания. Сознание можно обмануть, а подсознание - нельзя; поэтому святой Августин благодарил Бога, что тот не сделал его ответственным за сны. Подсознание - автономная психическая сущность; все попытки натренировать его приводят только к видимому успеху, и более того - они вредны для сознания. Бессознательное остается за рамками субъективного контроля, в сфере, где природа и ее секреты не могут быть ни улучшены, ни изменены, где мы можем слушать, но не вмешиваться.

 

 

 

00.htm - glava04

2. НАЧАЛЬНЫЕ СНЫ

 

1. СОН:

 

Сновидец в общественном собрании. Уходя, он надевает чужую шляпу взамен собственной.

 

 

 

Шляпа, как покрытие головы, имеет общий смысл того, что очерчивает (увенчивает) голову. Так шляпа как образ ведущей идеи, покрывает всю личность в целом и придает ей ее собственное значение. Коронация дарует правителю божественную природу Солнца, шапочка доктора наделяет достоинством ученого, шляпа незнакомца приобщает к чужой личности. Мейринк

 

 

 

 

 

==13

 

 

 

использует эту тему в своей новелле "Голем", где герой надевает шляпу Анастасия Перната и в результате этого оказывается вовлеченным в странные события. Достаточно очевидно в "Големе", что именно бессознательное затягивает героя в фантастические приключения. Подчеркнем значение параллели с "Големом" и предположим, что шляпа во сне - это шляпа Анастасия - бессмертного, сушества вне времени, универсального человека в отличие от эфемерного и "случайного" смертного. Окружающая голову шляпа кругла, как корона солнечного диска, и, следовательно, содержит первый намек на мандалу. Мы найдем образы бесконечной продолжительности в 9-м мандальном сне, в то время как мандальный характер шляпы прояснится только в 35-м сне. Как общий результат обмена шляп мы можем ожидать

 

 

 

 

 

==14

 

 

 

развитие, подобное тому, что происходит в "Големе", - проявление бессознательного начала. Бессознательное всегда стоит как тень за сновидцем и прокладывает свой путь в сознание.

 

2. СОН:

 

Сновидец отправляется в путешествие по железной дороге и, стоя перед окном, загораживает вид своему попутчику. Он вынужден отойти в сторону.

 

 

 

Процесс начинает развиваться, и сновидец обнаруживает, что он заслоняет свет от того, кто стоит за ним, то есть от бессознательных компонентов своей личности. У нас нет глаз позади; значит, это сфера невидимого, бессознательного. Если сновидец перестанет заслонять окно (сознание), бессознательное станет осознанным.

 

3. ГИПНОТИЧЕСКИ ЗАХВАТЫВАЮЩЕЕ МЫСЛЕННОЕ ВИДЕНИЕ:

 

Морской пейзаж. Волны бьются о берег, все затопляя. И вот сновидец сидит на одиноком острове.

 

 

 

Море - символ коллективного бессознательного, поскольку непредставимые глубины сокрыты под его отражающей поверхностью. ' Стоящие сзади теневые персонификации бессознательного, прорываются на твердую почву сознания как наводнение. Такие вторжения носят характер чего-то невероятного, потому что они иррациональны и неясны человеку, о котором идет речь. Они граничат с моментальным изменением его личности, поскольку непосредственно констатируют наличие болевого интимного секрета, который отчуждает и изолирует его от окружения. Это что-то такое, о чем мы не можем сказать никому". Мы боимся, что нас заподозрят в ментальной ненормальности, и не без причины, потому что подобные вещи случаются с сумасшедшими. Даже если так, - это далекий крик от интуитивного ощущения такого вторжения, чтобы не быть захваченным им патологически, хотя неспециалист этого не осознает.

 

 

 

 

 

==15

 

 

 

Изоляция вследствие засекреченности, как правило, приводит к оживлению психических процессов, как замены контакта с другими людьми. Она провоцирует активизацию бессознательного, а затем вызывает нечто похожее на галлюцинации, которые посещают одиноких путников в пустыне, мореплавателей или святых. Механизм этих явлений лучше всего можно объяснить в терминах энергии. Наше нормальное отношение к объектам мира по большей части связано с определенными затратами энергии. Если отношения с объектом прерваны, происходит некое "удержание" энергии, которое затем создает эквивалентную замену ему. Например, как мания преследования коренится в отношениях, отравленных недоверием, так вместо нормальной жизнедеятельности окружения возникает иллюзорная реальность, где тени призраков замещают людей. Поэтому люди с неразвитым сознанием всегда верят, что одинокие пустынные места населены демонами и подобными им видениями.

 

4. СОН:

 

Сновидец окружен толпой призрачных женских силуэтов. Внутренний голос говорит ему: "Сначала я должен уйти от Отца ".

 

 

 

Здесь психическая атмосфера оживляется теми, кого в средние века назвали суккубами. Это напоминает нам видения святого Антония в Египте, с таким пониманием описанные Флобером в "Искушении святого Антония".

 

 

 

Элемент галлюцинации проявляется в том, что мысль произносится вслух.

 

 

 

Слова "сначала я должен уйти" подразумевают заключение, которое должно начинаться со слова "чтобы". Предположительно оно должно начинаться так: ". . . чтобы следовать бессознательному, то есть обольщающим женским силуэтам".

 

 

 

Отец - воплощение традиционного духа, выражаемого религией или общепринятой философией жизни, стоит на своем. Он заключает сновидца в мир разума и его ценностей. Традиционный мужской мир с его интеллектуализмом и рационализмом ощущается тем доводом, на основании которого мы можем судить, что бессознательное, теперь приблизившееся к нему, стало в явную оппозицию к тенденциям разума и что сновидец, несмотря на эту оппозицию, уже склоняется к бессознательному. По этой причине последнее не должно быть подчинено рационалистическим суждениям сознания: оно

 

 

 

 

 

==16

 

 

 

должно быть скорее опытом своего poдa (suigeneris). Естественно, интеллекту нелегко его принять, поскольку он требует частичной, если не полной, жертвы разума (sacrificiam intellectus). Далее, возникающую здесь проблему тяжело понять современному человеку: поскольку сначала он может принять бессознательное только как несущественное и нереальное приложение к сознательному уму, а не как особую сферу опыта со своими собственными законами. В течение дальнейших снов этот конфликт проявляется снова и снова, пока в конечном итоге не обнаруживается правильная формула соотношения сознательного и бессознательного и личность не занимает верной позиции между ними обоими. Более того, этот конфликт не может быть решен осознанием, но только опытом. Каждую стадию опыта нужно прожить.

 

 

 

Сопротивление разума бессознательному и отвержение последнего были исторической необходимостью в процессе развития человеческой души, поскольку иначе разум не смог бы проявиться вовсе. Но сознание современного человека отошло слишком далеко от действительности бессознательного. Мы даже забыли, что душа ни в коей мере не наша проекция, она большей частью автономна и бессознательна. Поэтому бессознательное вызывает панический страх у цивилизованных людей, и не только из-за угрожающей



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.