|
|||
ПСИХОТЕРАПИЯ 3 страницаИнтересно, что психосоматики резко выступают против целлю-лярной патологии R. Virchow. Они упрекают его в том, что он отделял клетки и органы от души. Психосоматики часто употребляют термины «личность», «тдп личности». Однако необходимо иметь в виду, что они под термином «личность» понимают интеграцию «сознательных» и «бессознательных мыслей». Психосоматики считают, что все болезни берут свое начало в раннем детстве, когда у ребенка в процессе «социализации» происходит подавление «врожденных идей». К. Menninger считает, что каждый ребенок рождается, как любое четвероногое, примитивным, людоедом, асоциальным и безудержным. Каждая личность при рождении одарена агрессивностью и эротизмом (враждебность и любовь). Согласно взглядам психосоматиков, болезни — это результат сексуальной неудовлетворенности человека (типичный фрейдизм!). , Внешняя среда и организм, по убеждениям психосоматиков находятся в постоянном конфликте. Сама же среда — это в основном родители субъекта и объекты «враждебного» или «либидозного» влечения. S. E. Jiliffe пишет: «Происхождение многих обратимых и необратимых органических болезней можно интерпретировать согласно концепции инфантильных либидоз-ных фиксаций. Иногда конверсия на орган обратима, это — истерия. Необратимый тип конверсии — это так называемая «органическая болезнь». По мнению психосоматиков, рак грудной железы у Женщин возникает вследствие отрицательного отношения к родам и неудачного брака. Нужно ли разъяснять, что подобное утверждение не научно? Некоторые психосоматики (J. Masserman, 1944, и др.) Резко критикуют учение И. П. Павлова, считая, что оно Не объясняет ни неврозов, ни психозов, которые вполне объяснимы с позиций фрейдизма. 2 738 Другие психосоматики (Th. French, 1933; P. Schilder, 1935, R. Seers, 1937; E. Kempf, 1953; W. Reese, 1953), наоборот, с целью спасения шатких теоретических положений стремятся как-то объединить материалистическое учение И. П. Павлова и идеалистическое учение 3. Фрейда, извращая при этом павловское учение. Психосоматики, приближая медицину, психиатрию в частности, к социальным наукам, пытаются при помощи медицинских методов «решать» социальные вопросы, то есть социальные явления сводят к биологическим. F. Alexander в 1947 г. писал, что «...нации реагируют, как и люди. Малые нации реагируют, как малые дети, следовательно, нуждаются в опеке со стороны больших, «взрослых» наций». Американский врач Glower писал, что войны имеют не социально-экономические причины, а психологические, а поэтому их будто бы можно ликвидировать путем психоанализа. После 1950 г. за рубежом появляется литература, в которой критикуются новые положения психосоматической медицины (К. Jaspers, 1950; К. Kolle, 1953; Н. Weit-brecht, 1955). Можем ли мы, советские медики, что-нибудь почерпнуть из психосоматической медицины? На этот вопрос следует ответить отрицательно. Прежде всего, как справедливо заявляют К. М. Быков и И. Т. Курцин (1960), идейная основа психосоматики порочна, зиждется на идеалистических концепциях A. Schopenhauer, S. Freud; клинические факты, добытые методом психоанализа, не всегда достоверны. Однако экспериментальные факты представляют определенную ценность. Неогиппократическая медицина. Теория конституции Возникла в 20—30-х годах как течение, направленное против механистических и аналитических тенденций в медицине. Она пытается возродить принципы классического учения Гиппократа. Создателями и сторонниками этой теории являются N. Pende, M. Laignel-Lavastine, М. Martiny и другие. Неогиппократики подчеркивают значение конституциональных факторов, опираясь на представления Гиппократа о целостности организма, типах телосложения и темпераментах. Они учитывают значение среды (социальной), однако исходят из положений о биологической, психобиологической и субъективно-психологической предопределенности заболеваний. Здесь как бы слиты основные концепции психосоматической и неогиппократической медицины. Единство психического и физического, по убеждению неогиппократиков, проявляется в психосоматике и вскрывается психоанализом. Катартический метод Катартический, или психокатартический, метод возник раньше, чем психоанализ 3. Фрейда. Фактически психоанализ ведет свое существование от катарсиса. Основателем метода в том виде, в каком он предстает на Западе, является J. Breuer. Метод катарсиса тесно связан со взглядами французской школы (J. Charcot) и с психологией истерии. Впервые он применен P. Janet, а затем О. Vogt и К. Brodman. Термин «катарсис» (rp. katharsis — очищение) мы впервые встречаем у Аристотеля; в античной поэтике он означал очищение и облегчение от чувства страха и сострадания, вызванного у зрителей событиями, происходящими в античной трагедии. Средством лечения путем катарсиса служит гипнотическая гипермнезия, то есть повышенная способность припоминания, которой можно достигнуть в гипнозе. Сторонники этого метода лечения считают, что критика у больного должна сохраняться. Он должен знать, что во время гипнотического состояния может припомнить то, что уже им давно забыто. Это забытое («травмати-зирующая ситуация»), по J. Breuer, которое явилось причиной невроза, должно потом воскреситься, как бы осознагься, а потом «отреагироваться» больным, вновь пережиться. При этом он избавляется от болезни (тяжелые истерические припадки, травматические неврозы, различные фобии, половые извращения и др.). В основе катартического метода лежит неверное положение, будто все неврозы возникают вследствие какой-либо психической травмы (в основном сексуальной), вытесненной в сферу бессознательного. Этот метод заключает в себе и другую ошибку, ибо не всегда осознание психической травмы, то есть выведение из бессознательного в сознание, является лечебным и 2* 35 благотворным. Мы знаем, что повторное переживание психической травмы может привести иногда к довольно серьезным душевным потрясениям, новым невротическим _ и даже психотическим (реактивным) состояниям. Позже нам еще придется возвратиться к этому методу, который, если отбросить ложные теоретические установки, может быть использован в психотерапии. Теория комплексов К. Юнга Своеобразным видоизменением фрейдизма является аналитическая психология швейцарского психиатра С. Jung, который был сторонником S. Freud, но затем отошел от него из-за разногласий по вопросу о либидо и бессознательном. С. Jung выдвинул концепцию «коллективного бессознательного», которое является основным в поведении человека (а не «индивидуальное бессознательное»). С. Jung отрицал также пансексуализм S. Freud. Психику человека С. Jung делит на слои (стратификация психики), выделяя личное сознательное, личное бессознательное и душу. Личное сознательное, в свою очередь, делится на личность и эго (глубокий слой). Личное бессознательное — это все забытое и подавленное человеком (бессознательный опыт). Коллективное бессознательное имеет поверхностный слой, который является своеобразным двойником «я», личности, как бы тенью личности. Далее следует душа. Коллективное бессознательное включает биологическое прошлое человека, вернее филогенетический психический опыт человечества. Оно складывается из так называемых архетипов. Архетипы—это уже инстинктивное. Проявляются они в виде символов. Архетипы являются мотивами бессознательного, языком бессознательного, мотивами поведения человека. Они проявляются в сновидениях, мифологии, религии. Архетипов очень много и именно потому, что они не что иное, как переживания наших предков. Следует сказать, что в «коллективном бессознатель-. ном» С. Jung имеется много общего с эдиповским комплексом S. Freud. И, как справедливо замечает Е. В. Шо-i, рохова (1963), биологизаторская позиция S. Freud заменена неприкрыто идеалистической идеей бессозна- III тельного символизма архетипов. Модификация психоанализа 3. Фрейда заключалась в том, что психоаналитические исходные позиции получили дополнение в виде генетической теории либидо и идеалистической, телеологической трактовки основ человеческого поведения. Таким образом, концепция С. Jung фактически ничем не отличается от концепции S. Freud. Различия в их взглядах несущественны. S. Freud и С. Jung выдвигают примат инстинктов над разумом, примат бессознательного и «энергетически-телеологический волюнтаризм» (В. М. Морозов, 1961). J. В. Furst (1957) писал, что С. Jung «развил» теорию «расового бессознательного», договорился до существования высших и низших народов. Теория О. Ранка Австрийский психотерапевт и психолог О. Rank в своих ранних работах рассматривал с позиций психоанализа процесс художественного творчества, мифологию и т. п. В 20—30-х годах в труде «Травма рождения» (Das Trauma der Geburt und seine Bedeutung fur die Psychoanalyze», Lpz, 1924) O. Rank выдвинул психологическую концепцию, в которой решающим фактором развития выступает страх, вызванный травмой и фактором рождения. По О. Rank, человеческая психика травмирована мучительным актом рождения, разрывом с природой, образующим психическое. Чем же определяется поведение человека? — Оказывается, оно определяется стремлением вернуться в потерянный рай внутриутробного состояния. Правда, с развитием культуры оно приобретает сублимированные формы, всегда напоминая человеку об «ужасе рождения». Чтобы личность нормально развивалась и была духовно здоровой, О. Rank предложил психотерапию, целью которой является преодоление первичной травмы рождения. О. Rank утверждает, что начало формирования личности индивида в разрыве биологических связей, самом акте рождения, продолжающееся на психическом уровне. В этой стадии у человека появляется чувство одиночества, покинутости, которое как бы активизирует травму рождения. Если в дальнейшем новые связи с миром не будут установлены на более высоком уровне, «свобода» будет травмировать личность, в результате чего может возникнуть невроз. Позже это положение было полностью заимствовано неофрейдистом Е. Fromm. Таким образом, О. Rank биологизирует личность, его концепция является чем-то средним между психоанализом 3. Фрейда и современным неофрейдизмом. Психотерапия психобиологическая А. Мейера Метод биологической психотерапии состоит в том, чтобы объяснить больному, что его функциональные расстройства вызваны подавлением бессознательных комплексов (сексуальных). При этом тщательно собирается анамнез и оценивается, как больной приспосабливается к окружающей среде, выясняется влияние эмоционального на телесное. Далее, коррелируются контакты больного с окружающей средой. Больному внушается, что он должен адекватно реагировать' на ситуации, в которых находится, особенно на те, которые нельзя изменить. Условием успеха этого метода, так же как при психоаналитической психотерапии, является интеллигентность больного и проницательность и большой жизненный опыт врача. Стоя на позициях прагматизма, A. Meyer отрицал принцип нозологии в медицине и, в частности, в психиатрии. Представители этого направления считают, что психическая болезнь — лишь последнее звено в той цепи реакций, которые вызваны событиями предшествующей жизни. Они пренебрегают современными методами лечения, рекомендуя вместо них психотерапию в виде «анализа личности» (психобиологическая психотерапия). Социометрия. Психодрама Д. Морено В 30-х годах текущего столетия в современной социальной психологии появилось новое учение — так называемая социометрия. Основателем ее был J. Moreno (1958). Основу этой теории составляют положения психоанализа, парапсихологии, бихевиоризма, гештальт-пси« хологии и экзистенциализма. Наше общество J. Moreno называет «социальной вселенной» и делит его на три части: а) внешнее общество, б) социометрическая матрица и в) социальная реальность. 'Внешнее общество — это «все ощутимые и видимые» группировки; последние делятся на большие, малые, официальные и неофициальные Социометрическая матрица, открытие которой J. Moreno считает своей огромной научной заслугой,— это «все социометрические структуры, невидимые микроскопическим глазом, но становящиеся видимыми после социометрического анализа» (1958). Социальная реальность — это синтез «общества» и «матрицы». Общественный индивид, по J. Moreno — это «социальный атом». Этот «атом» обладает невидимыми, исходящими от него «флюидами», нематериальными, несознательными «излучениями», ^которые передаются от человека к человеку. Эти излучения называются «теле» Это сгусток эмоционального отношения, существующий независимо от человека «Теле» передается на расстояния и влияет на эмоции, чувства людей, симпатии и антипатии, оно влияет на поведение человека, сплачивает одних, ссорит других и т. д. Когда соответствующее «теле» входит в группы людей, возникают сообщества, называемые J. Moreno «социальными молекулами», «созвездиями атомов» или «социоидами». Понятие «класса» J. Moreno отвергает, оно будто бы является «досоциологическим мифом». Эта новая терминология имеет определенное социальное назначение, а именно: создать «научное» представление о капиталистическом обществе, которое, по J. Moreno, является больным и требует лечения. J Moreno явно симпатизирует S. Freud, называя его «великим эмпиристом». «Межличностные отношения» он также характеризует с фрейдистских позиций. J Moreno сохранил понятие «катарсиса» и понятие «невроза» как конфликта только между «официальным обществом» и «социометрической матрицей». J. Moreno заменил процедуру беседы больного с врачом-психоаналитиком процедурой игры на сцене одного больного с другим. Эту «процедуру игры» он назвал «психодрамой». Психодрама — один из методов групповой психотерапии. Заключается она в следующем. Психотерапевт (социометрист) „подбирает определенную группу больных, просит их выйти на сцену и представить в лицах ту или иную знакомую ситуацию. Больные должны говорить, придумывать на ходу темы для разговора, а также на ходу действовать. При этом, по мнению J. Moreno, больные будто бы переживают важную для них ситуацию и таким способом избавляются от болезненных симптомов. Во время такой игры осуществляется «катарсис». Основными действующими лицами психодрамы являются 'протагонист (субъект), руководитель (ведущий терапевт), вспомогательные «эго» и группа. J. Moreno указывает, что самое главное в психодра-1 ме — это непосредственное наблюдение врача за пове-| дением больных. Во время первого сеанса психотерапевт устанавливает, в какой степени отношения членов группы между собой отражают любовь, равнодушие или ненависть. Так, врач может заметить, что один или двое больных держатся вместе, улыбаются друг другу или беседуют, двое или трое больных держатся изолированно, а еще двое сидят вместе, но относятся друг к другу холодно. При этом в представлении психотерапевта складываются первые контуры «социограммы», или «эмбриональной матрицы». Межличностные отношения больных могут быть вскрыты позже. J. Moreno предлагает различать: социограмму наблюдателя, опознавание врачом, объективную социограмму, перцептивную социограмму, интуитивное опознавание структуры группы. После двух-трех сеансов психотерапевт просит своего коллегу провести сеанс с той же группой больных. Затем врачи сравнивают свои наблюдения. Это, по J. Moreno, означает переход от социограммы наблюдателя к интуитивной социограмме, причем первая имеет даже большее значение. После нескольких сеансов психотерапевт обычно переходит к формальным социометрическим тестам, которые и определяют уже объективную социограмму. На следующем этапе лечения врач предлагает каждому члену группы составить собственную социограмму. Больной должен указать на отношение к нему окружающих (перцептивная социограмма). При этом больной может считать, что кто-нибудь из членов группы симпатизирует ему, а объективная социограмма показывает обратное. Расхождение между субъективным восприятием и объективными фактами способствует уточнению межличностного статуса. Самое главное в «психодраме» — добиться от каждого человека максимального спонтанного участия, а также творчества. Это, как утверждает автор, альфа и омега всей процедуры. Спонтанность в психодраме оперирует не только речью, но даже пением, музыкой, танцами и рисованием. Протагонист может играть роль отца, матери, жены, сестры, брата. Он может представить сцены из своей жизни при помощи других лиц. При этом протагонисту помогает другое лицо — вспомогательное «эго», оно действует так же, как и он, причем вспомогательное «эго» изображает протагониста таким, каким он есть в данный момент, а другое показывает его таким, каким он будет через некоторое время. Существует также модификация психодрамы- гиппо-драма, наркосинтез и психодрама, аналитическая психодрама, когда после психодраматического выступления протагониста психотерапевт раскрывает смысл разыгрываемой сцены в духе S. Freud, аналитическая детская психодрама, дидактическая и диагностическая психодрамы, при которых выступают вспомогательные лица — психиатры, терапевты, социальные работники, сестры. Имеет ли социометрия какую-нибудь теоретическую ценность? На этот вопрос в настоящее время ученые отвечают отрицательно. Прежде всего, социометрия — это новейшая субъективистская теория, созданная для маскировки идей религии и буржуазной идеологии (Н. С. Мансуров, 1963). J. Moreno пишет: «Я, следовательно, мог создать новые божественные ценности, в известной степени пренебрегая прошлыми построениями. Для меня теология стала более, чем это означает дословно,— наукой о самом боге, высшей ценности, а не боге — творце биографии святых или религии человечества» («Социометрия», с. 264). Но, как справедливо пишет Н. С. Мансуров (1963), реакционная идеологическая сущность социометрии состоит не только в защите религии, психоанализа, философии Бергсона, в доказательстве их пользы, но и в «ниспровержении» марксизма-ленинизма. J. Moreno так и пишет: «Нужно и должно положить предел распространению марксизма. Это может быть осуществлено только при помощи идеи, которая превосходит идею коммунизма. Коммунизм нельзя остановить чисто физическими мерами. С идеями приходится бороться, и их можно победить только в битве идей» («Социометрия», с. 31). Концепция социометристов о каком-то «теле», которое они сравнивают с биотоками мозга или рентгеновыми лучами, не выдерживает научной критики. Нет ни фактических, ни теоретических оснований для принятия этого «теле» как сгустков нематериальной субстанции, которая будто проникает в человека помимо органов чувств, воздействует на чувства человека, обходя его сознание. J. Moreno считает психодраму показанной для лече-1 ния истинных психозов, в частности тяжелых форм шизофрении, а также неврозов с психомоторными расстройствами (тики, заикание и т. п.). Однако, по справедливому замечанию В. М. Морозова (1964), даже в чисто клиническом отношении надо признать совершенно недопустимым утверждение, что психодрама показана для лечения шизофрении. Автор пишет: «Нужно категорически подчеркнуть, что психодрама (как и психоанализ) является противопоказанной при всех формах и стадиях течения шизофрении» (1964). В настоящее время прогрессивные ученые (W. U. Snei-der и др.), понимая ненаучный характер социометрии, активно выступают в печати против ее положений. Представляет интерес опыт М. С. Goldberg и S. В. Blume, которые с успехом применяют психодраму для устранения психопатологических синдромов. В частности, ее используют для коррекции «госпитализма», когда вновь приходится обучать больных вести себя за столом, пользоваться городским транспортом и т. п. Можно использовать ее для выявления проблем внутрибольничной жизни, характера взаимоотношений среди больных, динамического наблюдения за состоянием в процессе лечения. Методологические основы психодрамы порочны, но она, возможно, показана при лечении хронического алкоголизма. Благодаря непосредственному переживанию во время игры (под руководством врача) больной может прочувствовать собственные конфликты, осознать мотивы своего поведения. Так как при этом имеется «обратная связь» с группой, протагонист начинает видеть себя глазами других участников инсценировки, получает возможность «пережить» поведение, противоположное его собственному. Трансактивный анализ Е. Берна Этот вид психотерапии R. Копеспу и М. Bouchal относят к социометрической психотерапии. Это как бы разновидность фрейдовского психоанализа. По Е. Bern, человек состоит из трех частей: Родитель, Ребенок и Взрослый. Родитель — это предрассудки, нормы, приказы, которые прививаются и живут в каждом человеке: «веди себя прилично, уважай старших» и др. Ребенок— это эмотивная нерациональная составная часть человека. Взрослый — область самостоятельности в оценке окружающей действительности, без предрассудков (Родитель) и без аффектов и эмоций (Ребенок). Метод трансактивного, коммуникативного анализа состоит в том, чтобы научить человека всегда, в любой момент и в любой ситуации в себе самом отличать все эти составляющие. Если субъект поймет, осознает в себе, а также и в других эти три части, он избавится от многих патологических, тревожащих его симптомов. Экзистенциалистский томизм В настоящее время за рубежом экзистенциализм соединяется с томизмом и неотомизмом. Томизм, как известно, философское и теологическое учение Фомы Ак-винского, официальная доктрина католичества. Томизм провозглашает, что знание, подчинено вере, постигающей «сверхразумные истины» христианского учения. Неотомизм — богословско-идеалистическое учение современной буржуазной философии, представителями которого являются М. Grabman, К. Boimker, J. Maritain и др., также пытается подчинить знание вере, соединить религию и политику. Экзистенциалистский томизм весьма распространен в некоторых капиталистических странах (Испания и др.). Последователи его считают, что экзистенциалистский томизм должен стать основным методом лечения неврозов, психогений и психопатий. Кроме того, они претендуют на универсальное «спасение души» психически больных; пропагандируют новую форму психотерапевтической католической религиозной исповеди. Поборники католического экзистенциализма превращают психотерапию в «религиозное просвещение». Неотомизм в психиатрии представляет собой проявление реакции. Прогрессивный аргентинский психиатр A. Lertora характеризовал неотомистский экзистенциализм как антирационалистический фидеизм, «философию веры». Логотерапия, «терапия духа» В. Франкля Невроз, по V. Frankl, может быть психогенным или неогенным. В качестве методов лечения неврозов он предлагал логотерапию, «парадоксальную интенцию», «терапию духа». Психотерапия должна быть направлена на выявление того, чего боится больной («парадоксальная интенция»), чтобы помочь переломить себя, избавить его от страха. Если это удается, больной выздоравливает. В основе сексуальных неврозов, по V. Frankl, лежит погоня за наслаждением и боязливое ожидание. Усиленное внимание является источником торможения. При этом в основе лечения обычно лежит не внушение или переубеждение, а «истинная логотерапия». Больной должен «оторвать в себе душевное от духовного». Врач при этом призывает больного к «гордости духа». Больной должен «смотреть в глаза страху», высмеивать страх. А для этого он должен обладать чувством юмора, «бодростью к смешному». Воздействуя на больного, врач цитирует и ссылается на религиозные псалмы. «Не священник теперь духовный пастырь; им сделался врач», он взял на себя заботу о душе. -Невроз зависит от нравственного напряжения, от конфликта совести, связанного с духовными проблемами. V. Frankl, критикуя S. Freud, пишет, что у человека существует «воля к смыслу жизни», а не только воля к наслаждению (S. Freud) или воля к власти (A. Adler). В настоящее время увеличилась потребность людей в психотерапии в связи с «экзистенщюнальной фрустрацией», то есть утратой смысла жизни. Кроме любви и творчества существует страдание. Страдающий нуждается не столько в ученом, сколько в гуманном медике, заботящемся о его душе. Психотерапия V. Frankl связана с проблемой «ценности». Бытие человека характеризуется духовностью, свободой и ответственностью. Но духовное нельзя вывести из недуховного. Свобода же человека — это свобода от наследственности, влечений и среды Не окружающая среда создает человека, а сам человек создает все, что его окружает, создает самого себя. Психотерапия апеллирует к смыслу, воле, свободе воли. Ответственность вытекает из духовности и свободы. Это ответственность не перед людьми, не перед собой, а перед богом, сверхличностью. Как видим, теория В. Франкля — это экзистенциалистская психотерапия, созвучная идеям христианской (католической) религии. Основные ошибки: признание у человека только духовного; смешение духовного и душевного; неправильное понимание свободы воли, игнорирование роли социальной среды; признание страдания высшим благом человека. Комбинированная психотерапия. Наркоанализ Многие зарубежные ученые длительное время отрицали принцип комбинированной психотерапии. Они рассматривали психогенные заболевания в чисто идеалистическом плане, противопоставляли соматическое психическому. Сейчас за рубежом широко применяют комбинированную психотерапию. Однако и в эти методы проникли идеи психоанализа S. Freud. Так, в США и Англии широкое распространение получил наркоанализ. При наркоанализе используются те или иные наркотические средства — амитал, пентотал и другие дериваты барбитуровой кислоты — с целью ускорения психоанализа. С помощью «амиталового интервью», «пентоталовой беседы» исследователи получают так называемую «сыворотку истины», иначе говоря, за короткий срок, пока действует то или иное снотворное средство, которое ослабляет, по их мнению, «сопротивление», они проникают в содержание пси-хотравмирующих «комплексов». В основе методик наркоанализа лежит теория катарсиса, понимаемого как высвобождение «ущемленных аффектов». Это высвобождение будто бы содействует последующему наркосинтезу, другими словами, больной более глубоко усваивает психологические советы врача; но основное, по мнению психотерапевтов-психоаналитиков, то, что происходит быстрое проникновение в подсознательное. LSD-25 и психоанализ. Некоторые зарубежные ученые (Н Leuner, L P. Solurch и др.) применяют при психоаналитической психотерапии LSD-25, считая, что этот препарат способствует оживлению старых воспоминаний, а также живому восприятию больным сказанного врачом, что, как известно, важно при психоанализе. Такое лечение применяют при тяжелых формах неврозов (истерия), психопатия, сексуальной патологии, психозах. Групповая психотерапия В настоящее время групповая психотерапия получила большое распространение за рубежом. Следует сказать, что многие психотерапевты фактически выполняют определенный социальный заказ. Они, в частности L. Klap-m (1946), создают какие-то «новые» социальные отно- шения между членами группы больных, которые будто бы призваны быть для больной невротической личности «обществом № 2», обеспечивающим единодушие между членами группы и подменяющим «трудные проблемы» окружающей действительности. За рубежом, в частности в США, больные подразделяются на лечебные группы следующим образом. Группы терапевтические. Больным читают лекции, которые затем обсуждаются. Некоторые авторы (L. Marsch, 1931), организуя лечебную группу в психиатрической ■больнице, придают сеансам характер клубной работы, то есть на собраниях делают доклады, выступают хоры, оглашаются благодарственные письма от больных, которые уже выздоровели, и т. д. Группы типа «интервью» (дискуссионные группы). Больные свободно высказываются, сообщают друг другу подробные, глубоко личные, сведения о себе. Как в этих, так и в предыдущих группах, большое значение придается катарсису; по мнению авторов, при этом реализуется «взаимное вчувствование» (P. Schilder) и раскрываются комплексы (S. Slavson, 1959). Так, по P. Schilder (1939), кардинальными вопросами, подлежащими обсуждению, являются: а) потребность любить и быть любимым; б) тенденция к сохранению собственных установок; в) тенденция к сохранению целостности организма; г) тенденция к уничтожению предметов, других людей. Здесь мы видим тот же фрейдизм с его тенденцией к «раскрытию инстинктов». ч Трудовые группы. Больные общаются друг с другом в процессе труда. Группы реабилитации и профессиональной терапии (Rehabilitation and occupational therapy). В американской психоневрологии широко используется метод так называемой «восстановительной» терапии (F. Bois и др.). Rehabilitation (восстановление) включает в себя совокупность различных мероприятий, а именно: психотерапевтических, соматических и социально-экономических. Большое внимание уделяется трудовой терапии. Группы добровольных обществ. Члены группы систематически посещают собрания и четко выполняют требования определенного устава. Так, J. Bierer в больницах Лондона организовал клубы с выборным самоуправле- нием, в которых для больных-невротикоЁ наряду с чтением лекций организуются игры (включая карточные), \ спортивные занятия, трудовые процессы. Эти группы включают и «группу выздоровления» (A. Low); участники группы платят членские взносы, посещают лекции, издают свой журнал. Общество «Анонимные алкоголики» («Alcoholics ano-nimous»). Члены общества заслушивают анонимные «исповеди», посещают еженедельные собрания, проводят дискуссии; к каждому члену общества прикрепляется для наблюдения алкоголик, намеревающийся вступить в общество.
|
|||
|