Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Anne Ancelin Schutzenberger 3 страница



Моральное наследство столь же значимо, как и наследство профессиональное или экономическое. Винсент де Гольжак говорит даже о «семейном капитале».

Каждая семья оценивает и учитывает вклады индивидов на «семейные счета». Эта оценка определяет масштаб заслуг, льгот, обязанностей и ответственности, которые учтены и вписаны в

6 Паттерн - структурированная модель, выкройка, чертеж (французские психо­логи сознательно не переводят этот термин с американского).

7 Тештальт—восприятие совокупности, целого, контрастной формы на фоне (тер­мин сознательно не переводится с немецкого языка психологами в рамках гештальт-теории).

3—1543

историю семьи, реально прожитую и генетическую, которую можно заново открыть.

Личный пример '

Рассмотрим мой личный пример. Когда я была студенткой факультета психологии, я была замужем, у нас родился ребе­нок; как и многие молодые пары, мы испытывали финансовые затруднения. Одна из моих кузин (Аннетт) предложила мне деньги в долг. Я согласилась, не чувствуя себя ни обязаннй, ни виноватой. Когда я закончила учебу и начала работать, я отдала эти деньги. Однако мои коллеги по работе не понимали, как моя кузина могла так легко дать в долг деньги и как я смогла без проблем их принять. И задумываясь над этим теперь, я вспомнила, что мой дедушка был старшим из шести детей и стал сиротой в очень юном возрасте. Их приютил дедушка (мой прапрадедушка), и они росли вместе с его детьми от второго брака. Мой дедушка остался без родителей в 14 лет, начал рабо­тать очень рано, чтобы помочь растить своих братьев и сестер и дать им высшее образование*. Таким образом, в бессознатель­ном моей семьи он «приобрел заслуги» по отношению к своим братьям и сестрам. Позже, закончив свою учебу в Швейцарии, одна из его сестер открыла лабораторию фармацевтической продукции. На рубеже веков она вышла замуж за химика-фар­мацевта; они заработали немного денег и осели в Париже. Моя кузина, предложившая мне деньги, происходила именно от этой сестры моего дедушки. В каком-то смысле это было восстанов­лением равновесия — «одолженное за то, что некогда отдано». Она мне сказала: «Ты мне их вернешь, если сможешь, но если ты хочешь, то можешь и не отдавать; или же отдашь позже, че­рез 5 или 50 лет — это не имеет никакого значения». И с точки зрения «системы семейных счетов» я хорошо понимаю то, что ей казалось нормальным, как, впрочем, и мне, так как мы обе знали, что между ее бабушкой и моим дедушкой были сердеч­ные отношения (то, что Бузормени-Надь называет «установ-

* В политехнической школе Цюриха (среди первых женщин, получивших доктор­скую степень в 1884,1886,1888 гг.). Ebenso пей ah Kuhn, CFCF VERLAG, ZUnch, 1988 120 лет обучения женщин в университете Цюриха.

кой на щедрость»). Все потомки братьев и сестер моего дедуш­ки были в долгу по отношению к нему (старшему). Все его очень любили. И когда он состарился, а моя семья в Париже испыты­вала нужду (после Великой депрессии 1929 г.), потомки одних и других приглашали нас к себе. Мы жили в Париже, моя дво­юродная бабушка (Натали) помогала моему дедушке и моей ба­бушке, это поддерживало тепло в наших сердцах и согревало наши души. Мы не подписывали никаких бумаг/ Никогда не говорили о деньгах. Большую часть наших каникул проводили вместе в местечке Ба-Ре на большой ферме, которая принима­ла дорогих гостей: их самих, брата и сестру с супругами и нас,1 двоюродных братьев и сестер — все три поколения.

Семейные связи поддерживались и укреплялись.

Долг был отдан, и всем это казалось нормальным. Никогда не было у нас обмена бумагами, долговыми расписками. Когда моя кузина дала мне деньги в долг, она отказалась от долговой расписки. Конечно же, я вернула эти деньги.

Когда 30 лет спустя, проходя перед ювелирным магазином, я неожиданно для себя купила золотые серьги и подарила ее дочери, я вспомнила, чта моя кузина, к тому времени уже по­гибшая в авиакатастрофе, подарила мне дешевые серьги и дала в долг деньги. Таким образом, золотые украшения тоже были символическими.

Семейная «бухгалтерия». Базовая безопасность. Несправедливость

Существует неявная семейная «бухгалтерия». Речь идет не только о дейьгах. Я хочу сказать не столько о деньгах, которые мой дедушка давал своим братьям и сестрам, сколько о том, что они были заработанными — он много работал в молодости, что­бы их поддержать. А главное — он дал им любовь, привязан­ность и поддержку, радость, счастье, базовую безопасность. Это передается* между потомками моего дедушки и его братьев и

* Так, в 1999 г. потомки моего дедушки (родившегося в 1824 г.) собрались 23 августа в местечке около озера Аннеси.

сестер. Когда мы собрались в Париже отпраздновать серебря­ную свадьбу моего дяди и моей тети Натали, нас было четырес­та человек. И это еще не конец. Мы являемся теперь «дружной семьей дальних родственников» и продолжаем оказывать друг другу взаимную поддержку. Один из моих кузенов со своей же­ной продолжают праздновать день рождения своей бабушки (умершей более 50 лет назад) и приглашают всех нас, не вменяя нам в обязанность, в свою очередь, организовывать празднич­ный стол. Это «семья» и праздник.

В русском языке есть выражение «в тесноте, да не в обиде», означающее способность не раздражаться и не забывать никого.

Именно это имеет в виду Бузормени-Надь, когда говорит об учете заслуг и долгов. Во всяком случае, так я его понимаю по публикациям.

Но еще существуют пережитые несправедливости, которые причиняют боль. Среди факторов, вызывающих рак, я довольно часто встречаю стресс и обиду.

Людям не удается простить пережитую несправедливость. Это связано с «системой учета» в этом сложном «гроссбухе се­мейных счетов» — того, «что должны вам» и «что вы должны другим» для равновесия счетов, для «подсчета остатка по лю­бому счету».

Мой терапевтический опыт последних 30 лет показывает, что ни географическая удаленность^ ни бегство не освобождают индивида от того, что он мог бы назвать своими «долгами» по отношению к своей семье.

Невозможно избежать, говорит Бузормени-Надь, тирании своих обязанностей, убегая от кредитора. Бегство от семейных обязательств может «пропитать» все человеческие отношения индивида чувством невыносимой вины, расплывчатой и бес­предметной. Его может парализовать от этого «аморфного и неопределенного экзистенциального чувства вины».

Бузормени-Надь задает вопрос: «Может ли «объективнаяре­альность» существовать в отношениях?» Слово «объективная» предполагает отсутствие неверной или неточной информации и искажения фактов в результате эмоционального восприятия. Для него объективность имеет смысл в отношениях между дву-

мя людьми, только если они сопровождаются синхронным осознанием каждым из них своих собственных потребностей и потребностей другого. Оба стараются при этом сделать другого объектом своих собственных желаний и потребностей. В этом заключается очень сложный процесс выстраивания отношений. Мысль автора сложна, но может быть прояснена ссылкой на Дж. Л. Морено и Карла Роджерса, их желанием «увидеть себя глазами другого».

«Тем не менее, - говорит Бузормени-Надь, - нельзя забывать, что потребности индивида включают в себя в сконденсированном виде неоплаченные «счета* по отношению к его изначальной се­мье, помимо реактивации своих собственных психических про­цессов детства».

Именно здесь видно, как показал Ален Мижолла8, до какой степени семейные проблемы, например, поэта Артюра Рембо, мешали ему жить: ему не удавалось их решить и он обратился в бегство. Одной из его проблем был уход отца, военного, когда мальчику было 6 лет. Но если обратиться к предшествующим поколениям, то наблюдается тот же факт: на сто лет раньше его прадедушка оставил своего сына в 6 лет, и мужчины по отцовс­кой линии продолжали оставлять сыновей в том же возрасте, уезжая или умирая: это были «неоплаченные счета изначаль­ной семьи». Именно эту реактивацию в одном и том же возрас­те Жозефина Хилгард называет синдромом годовщины или «двой­ной годовщиной» (если явление повторяется с каждым из де­тей) — термин, который я обнаружила в своей практике и раз­вила в 1980-х гг. применительно к области, относящейся к здоровью и телу.

Чтобы лучше понять личность или индивида, начинают оп­ределять размах его потребностей, обязанностей, обязательств и основанных на ответственности установок в поле семейных отношений на нескольких поколениях.

Трансгенерационная терапия или геносоциограмма (Бузор­мени-Надь не рисует генограмм) позволяет привнести в этот процесс инструмент и помощь, помогающие индивиду набрать-

'Les Visiteursdumoi, Paris, Belles-Lettres, 1986.

ся «мужества противостоять обязанностям и чувству вины пе­ред неоплаченными эмоциональными долгами». Согласно Бу-зормени-Надю, всякая семья еще до рождения ребенка или де­тей обладает основообразующим фундаментом из солидарной ответственности и внутренне присущей ей первичной лояль­ности.

Когда люди непрерывно повторяют одну и ту же установ­ку, не меняются сами и при этом имеют фиксированные роли, это означает, что «устойчивость ролей обслуживает потребно­сти сети семейных обязанностей», — утверждает Бузормени-Надь.

В семейной системе с фиксированными и взаимозависимы­ми ролями сведение счетов блокировано и, следовательно, но­сит повторяющийся характер или же постоянно переносится на более поздний срок: в результате невроз или другие симпто­мы остаются надолго. Каждый индивид, собираясь улучшить свою жизнь и решить проблемы, не может этого сделать до тех пор, пока у него не будет уверенности в справедливом порядке и лояльных межличностных отношениях или в изменении в перспективе комплементарных9 ролей: помогающий — тот, кому помогают, заботящийся — тот, о ком заботятся, как это было в семье вечно прихварывающего и очень любимого домашними Чарльза Дарвина.

Несправедливость

Я хочу внести уточнение в то, что мы констатировали в слу­чаях тяжелых болезней и, в частности, рака, а именно выяс­нить, какова роль того, что называют обидой.

9 Например, те, кто заботится, и те, о ком заботятся: первые никогда не болеют, а вторые всегда больные (либо отрицающие, либо отрицаемые, согласно школе Лакана).

См. текст внучки Чарльза Дарвина 1вин Реверат Дарвин, вспоминающей свое вик­торианское детство и любовь, и удовольствие заботиться об одних и получать заботу от других: «Неприятным было то, что в доме моих дедушки и бабушки было честью и пе­чальным удовольствием болеть [...] отчасти потому, что мой дедушка был всегда болен и дети, обожая его, имели тенденцию его имитировать [...] и получать заботу от моей ба­бушки, и это было так приятно — чувствовать себя окруженным заботой и сочувстви­ем». (Reverat Gwen, Period Piece, a Cambridge Childhood, 1952, reed. 1987, London & Boston, Faber&Faber, 122).

Или помогающие и те, кому помогают, как, например, Марфа и Мария из Писания.

Обида

Многие люди, многие больные часто думают о доставлен­ных им неприятностях. Они бесконечно пережевывают эти не­справедливости. Они в обиде на того, кто с ними плохо посту­пил: чего-то недодал, был несправедливым, не дал повышения, ограбил, не приветил, не признал. Это «разъедает» и деформи­рует личность, подтачивает ее изнутри.

Обида связана с понятием, как мне кажется, близким к тому, что Бузормени-Надь называл пережитой несправедливостью, о чем дети говорят: «Это нечестно».

С людьми часто поступают несправедливо: это может про­исходить в семье, в супружеских отношениях, на службе, а иног­да и в национальных отношениях (войны, массовые убийства, притеснения, геноцид). Люди хранят обиду10, которая живет в них и делает свое дело, подкашивая здоровье вплоть до появле­ния рака, а иногда и смертельного исхода.

Несправедливость судьбы

Чувство несправедливости, как правило, является слож­ным. Несправедливость — неравенство переживается по от­ношению к судьбе, если речь идет о здоровье, физической выносливости, жизни и смерти («это несправедливо» быть неполноценным, часто болеть, никогда не болеть, умереть молодым, быть сиротой...), а также об экономической неспра­ведливости.

Чувство несправедливости судьбы часто сопровождается чувством вины у выжившего товарища, который возвратился из концлагеря или с войны, в то время как все его друзья по­гибли; у брата, который не утонул, или у сестры, которая вы­жила во время эпидемии ужасного «испанского гриппа» (20 миллионов умерших с июля 1918 г. по июль 1920 г.) или чув­ством вины богача.

\ 10 Для более углубленного знакомства с понятием «обида» можно прочитать: Simonton, Simonton & Creighton (1978), Guerirenvers et centre tout, Paris: EPI, 1982, et Anne AncelinSchutzenberger, Vouhirguerir, Toulouse, Eres; Paris La Meridienne, 1985;Epi/LaMendienne, 1993; D.D.B., 19%. См. также «справедливость», «давать и получать» и счета семейные Ивана Бузормени-Надя (cf. Хайреман).

Трансгенерационный страх. Травматизм «ветра пушечных ядер»

Хирурги* императора Наполеона во время ужасного отступ­ления из России (1812) отмечали травматический шок у солдат, которые, едва разминувшись со смертью, чувствовали дунове­ние ветра пушечного ядра, убившего или искалечившего нахо­дящегося рядом друга или собрата по оружию. Одни в такой ситуации теряли память (как полковник Шабер). Другие пуга­лись и холодели до глубины души. Оказалось, что волна шока, задевшая их самих, передалась и некоторым их потомкам** — иногда в определенные периоды жизни они холодеют до кос­тей или испытывают недомогания, тревогу, спазмы в горле, кош­мары (происходит своего рода «наложение» друг на друга по­колений и временных эпох, «time collapse»).

«Это несправедливо...». Пережитая несправедливость, «настоящая справедливость»

«Это несправедливо» — так звучит не только крик души детей, но и тех, кто стал жертвой несчастья (неудачи в жизни, болезни, несчастного случая, злокачественного образования, запутывания в пуповине при родах, землетрясения, пожара, бури, прорыва пло­тины, загрязнения пляжа, вандализма на спортивном матче, глу­пой праздничной импровизации, изнасилования или сексуального домогательства, юрывного устройства террористов или искателей справедливости, неточности при стрельбе, судебной ошибки, за­тяжной забастовки...). На это мы списываем все непрощенные (кем?) невзгоды и безвозвратные потери.

Клинический опыт свидетельствует о драматических послед­ствиях для жертв и их потомков, поэтому полицейские Новой

* Деженетт Ларрей Перси в цит. Луи Крока (1999) по поводу синдрома «ветра пу­шечного ядра», обозначающего острые состояния стопорящего оцепенения, вызванные-исключительно испугом.

*• С некоторых пор (главным образом с 1992-1994 гг.) наблюдаются поднимающи­еся из глубин памяти контрудары, обусловленные патологическим или несовершенным потомками трауром по мертвым, непогребенным или бесследно исчезнувшим, но давно ожидаемым (см. приложение на с. 202).

Зеландии и Австралии начали распространять в западных стра­нах (Северной Америке и Скандинавии) обычай Маори, назы­ваемый подлинной справедливостью (Real justice). Эта практи­ка вытекает из констатации того факта, что и полиция, и пра­восудие ищут виновных и иногда их наказывают, но ничего не предпринимается для того, чтобы помочь жертве справиться с уроном, потерянными годами, страданиями, чувством неспра* веддивости, более невыносимым, чем финансовый ущерб.

Пассивная агрессивность

Однако чувство несправедливости может также вызывать специфические формы поведения «несчастной жертвы», выра­жающиеся в пассивной агрессивности, которая может быть очень эффективной как в семье, так и сфере политики. В качестве примера можно упомянуть стонущую мать: «Пойди в кино, мой дорогой, не утруждай себя заменой лампочки в плафоне — я побуду и в темноте», а также голодные забастовки, победное непротивление злу насилием Ганди.    ч

ПСИХОСОМАТИКА/СОМАТОПСИХИКА

«Body mind connection»

Отношения между состоянием разума и телом были извест­ны с давних времен, а затем забыты научной медициной. Но сейчас возобновляются их уяснение и углубление.

О психосоматике — некоторых аспектах плохрго самочув­ствия или болезни — начали говорить около сорока лет назад под влиянием психоанализа. Дальнейшее развитие эти иссле­дования получили в 1975 — 1980 гг.

В США проводится все больше и больше исследований, по­священных связи между психикой и телом («body mind connection») в рамках психонейроиммунологии — новой междис­циплинарной науки, появившейся в 1980 г.

Исследования в области психонейроиммунологии основы­ваются на открытии многочисленных (более сотни) новых нейрорецепторов, их влияния на лейкоциты и иммунную си­стему. Само функционирование иммунной системы доказы­вает, что состояния души людей, которые могут быть веселы­ми или печальными, испытывать чувства вины или обиды, возможно, оказывают влияние на число клеток Т и на иммун­ную систему. Материалы первых исследований были собра­ны в коллективной книге, выпущенной Робертом Адером в 1981 г.1, а наиболее свежие по инициативе Нормана Кузена обсуждались на международной конференции по психоней­роиммунологии в Тутциге (июнь 1990 г., Германия), органи­зованной немецким Обществом канцерологии, в которой я принимала участие.

1 Psychoneuroimmunology, New York, Academic Press, 1981,2-е id completee, 1991.

Трансгенерационные связи. «Бухгалтерия долгов и заслуг». Пережитая несправедливость

Исходя из своей практики в области трансгенерационных явлений, я пришла к заключению, что введенные Бузормени-Надем понятия невидимой лояльности и справедливости, учета долгов и заслуг позволяют по-новому взглянуть на позиции пси­хиатрии, психотерапии, психоанализа, холистической медици­ны, интегративной медицины, психосоматики. Если человек становится действительно взрослым, если его личность приоб­ретает некоторую свободу, то он становится свободным и в сво­ем поведении, а это предполагает подвижность ролей и обязан­ностей в межличностных отношениях. Поэтому структуры се­мьи не остаются неизменными: оплачивая старые счета, мы обнаруживаем то, что должно считаться справедливостью в си­стеме этой семьи, ибо каждый ее член вписывается в новое рав­новесие кредита и долга. Все психологические события в обла­сти отношений структурированы двойной мотивацией: «явной поведенческой структурой» и «скрытой обязывающей структу­рой». Следовательно, отношения должны быть представлены как бы связанными с двумя системами учета — системой яв­ных мотиваций, детерминированных властью, и системой иерархии обязанностей.

Рассмотрим случай 17-летней девушки, которая влюблена, встречается с молодым человеком и намеревается выйти за него замуж. Должна ли она и свободна ли она выйти замуж, иметь детей и отдать своим детям то, что получила от своих родите­лей, или же, например, должна в случае смерти своей старшей сестры, у которой остались дети, выйти замуж за вдовца и рас­тить оставшихся без матери детей сестры, потому что они с се­строй были сиротами и она многим обязана своей умершей се­стре (потому что «у нас всегда так делается»)?

Таким образом, существуют различные системы учета, зави­сящие от культуры и от семьи. Какой же из них мы отдадим предпочтение? В жизни часто приходится наблюдать, как вновь избранная «жертва», или козел отпущения, или больной (боль-

ной по воле других и/или человек, который сам выбирает бо­лезнь) приходят на смену ушедшим, чтобы решать проблему семьи.

Терапевтическое усилие по отношению к семье, индивиду или организму будет заключаться в восстановлении справедли­вости и устранении ущерба, понесенного козлом отпущения (или «жертвой»), но этого недостаточно, потому что экс-козел от­пущения снова окажется зажатым силами системы или систе­мой семьи, которая и увековечила статус козла отпущения. С точки зрения Бузормени-Надя, в терапевтическую стратегию следовало бы включить степень виновности, связанной с влас­тью, то есть использовать чувство вины тех, кто воспользовал­ся ситуацией (несправедливо).

Пережитая в семьях несправедливость часто является след­ствием банального факта: один из членов семьи получил в на­следство огромный дом, завод, драгоценности, столовое сереб­ро, семейные портреты, красивый ковер, «буфет тети Адель» или что-нибудь значимое в ущерб другим. И тогда как получивший, так и пострадавший вспоминают об этом и напоминают своим детям, часто в нескольких поколениях2. _

Нельзя вторгаться в семью без знания того, что является «собственно лояльностью в этой семье». «Понятие ткани ло­яльности предполагает существование как структуры ожида­ния, которой придерживаются все члены системы, так и рефе­рентной рамки, доверия, заслуг, обязательств и действия», — считает Бузормени-Надь, а уже потом включаются такие пси­хологические функции, как способность чувствовать и знать.

Старшая дочь часто испытывает чувство несправедливос­ти по отношению к своему младшему брату, которого в се­мье рассматривают как старшего, так как он является стар­шим сыном.

2 С точки зрения отдельных требований ислам возвращается почти на тысячу лет назад, аж к эпохе крестовых походов, Армения — к 1915 г., сербы и хорваты в Югославии — к сражению на Косовом поле (28 июня 1389 г.) и у Сараева (28 июня 1914 г.), к звер­ствам пронемецких усташей против сербов, когда они провозглашали независимость Хорватии в 1941 г., и к напряженностям турецкой оккупации. Спустя 70 лет народы СССР разделяются на Россию, Эстонию, Украину, и т. д., и борьба между этносами - «межпле­менная» борьба, согласно Алену Минку, - борьба культур, религий возобновляется с «изощренным травматизмом» (согласно В. Волкан).

Лояльность по отношению к семье шире простого понятия поведения, уважающего законы, порядок и семейные традиции. Если воспользоваться термином Морено, речь идет о «ролевом ожидании».

Индивид находится под влиянием предписывающих указаний одновременно со стороны внешних ожиданий и интериоризирован-ных обязанностей, которые могут совпадать или отличаться. Важ­но напомнить, что Бузормени-Надь является психоаналитиком, и соотносить эти понятия с Фрейдом (и с функцией Супер-Эго).

В каком-то смысле обязанности — это Супер-Эго в нас, а если воспользоваться терминологией Эрика Берна3, то это Родитель (отец или мать) в нас.

Но все мы не располагаем столь видимым и столь ясным чувством долга:

«Составляющая морального обязательства (лояльности) связана прежде всего с пробуждением чувства долга, справедливости и праведности у верных членов семьи. Невыполнение своих обя­зательств - это путь к чувству вины, которое составляет вторич­ные системные силы регулирования. Гомеостаз системы зависит, таким образом, от регулирующего входного воздействия в виде вины» (Бузормени-Надь).

Можно было бы сопоставить этот «раздрай» и двойное пред­писание из теории когнитивного диссонанса Леона Фестинге-ра4: когда вещи диссонируют или рассогласовываются друг с другом, возникает потребность сделать их созвучными, исходя из стремления к внутренней гармонии. Эта потребность инди­видуальна. Реализуется она путем бессознательного ухода от сообщений, восприятий и чувств, связанных с одним из эле­ментов, чтобы благоприятствовать тому, что связано с другим в рамках принятого решения, дабы не стоять перед драматичес­ким выбором и «сокращать диссонанс».

Некоторые люди более или менее терпимы к диссонансу. Иные лукавят и лгут окружающим (или себе) легче, чем другие,

3 Создатель трансактного анализа, базовыми понятиями которого являются три эго-состояния (Ребенок, Взрослый, Родитель), трансакции, «игры» и «сценарии». (Des Jeuxetdeshommes, Paris, Stock, 1966).

*A Theory of Cognitive Dissonance, New York, Evanston, Row, Peterson, 1957.

и их не беспокоит, когда правая рука не знает, что делает левая. Есть люди искренние, но им не все ясно в отношении самих себя и своих чувств; другие же люди лукавят и лгут, даже не осозна­вая этого, то есть сокращают диссонанс, сокращая восприятие. Или же они в такой степени терпимы к диссонансу, что не от­дают себе отчета в том, что их поступки не согласованы или несовместимы. Некоторые терапевты даже говорят о «О лож­ном «Я», неосознании себя (своей глубинной сути).

Разные члены семьи имеют переменные величины порогов чувства вины — и терпимости к диссонансу.

Система лояльности регулируется не только исключитель­но виной. Согласно Бузормени-Надю, структурирование лояль­ности определяется историей семейной группы, ее внутренней справедливостью, семейными мифами, диапазоном обяза­тельств каждого индивида и уровнем его заслуг в системе.

Известно, что иногда выигрывающие и проигрывающие по-разному видят заслуги и долги по отношению к своей собствен­ной системе.

Как можно направлять или «использрвать» лояльность по отношению к семье? Члены группы могут действовать через внешнее принуждение, через признание интереса быть членом данной семейной группы, через сознательно признанные чув­ства и обязательства, а также через неосознанную обязанность принадлежать этой семейной группе. Внешнее принуждение может быть заметным для наблюдателя, социолога, терапевта, а осознанные обязательства могут сообщаться членами группы друг другу. Однако о бессознательных обязательствах группы можно говорить только на уровне логических выводов, исходя из сложных косвенных показателей и, главным образом, толь­ко после длительного анализа взаимоотношениии в семье на определенном временном отрезке.

В итоге лояльность в семье будет зависеть от позиции каж­дого индивида по отношению к понятию справедливости сре­ди своих, что, в свою очередь, составляет часть семейных «сче­тов», включая и заслуги.

Чтобы понять функции группы, важно знать, кто, с кем и каким образом связан лояльностью, а также то, какой смысл каж-

дый придает лояльности. Этот смысл у разных членов группы может быть различным.

Каждый ведет субъективный учет того, что он дал и получил в прошлом и в настоящем, и того, что он даст и получит в буду­щем:

«То, что было инвестировано в систему свободным личным уча­стием, и то, что было получено в виде поддержки, отказов или эксплуататорского использования других, остается записан­ным на невидимых счетах обязанностей и заслуг» (Бузорме-ни-Надь).

Это говорит о том, что иногда очень трудно выявить, кто и сколько получает и отдает в семье. Речь идет об отношениях между родителями и детьми, братьями и сестрами, двоюродны­ми братьями и сестрами, бабушками и дедушками и другими родственниками, то есть о расширенной семье.

Некоторые долги являются слишком тяжелыми (такие, как вендетта, потерянная честь, воспоминания о геноциде и мас­совых убийствах).

Клодин Вег (1979) описывает случай с молодым человеком по имени Робер из семьи депортированных. Его спас кюре на одной из ферм в Дордони во время войны, впоследствии дочь Робера вновь взвалит на себя тяготы судьбы, уехав в Израиль. В этом смысле пример показателен (см. с. 73, раздел «Дети де­портированных») .

«Зубастые подарки»

Многие отцы или авторитарные матери удерживают при себе сыновей или дочерей, говоря: «Я столько жертвовал(а) со­бой ради тебя, поэтому ты у меня в долгу». К сожалению, неко­торые молодые люди включаются в эту игру и не «обособляют­ся» от семьи (согласно выражению Мюррея Боуэна), не уста­навливают дистанцию между собой и своей семьей. Они не ста­новятся взрослыми, потому что чувствуют себя связанными обязанностями, которые в действительности близки тому, что в Африке называют подарками с зубами.

Эти «подарки» могут быть предметами ритуальных обменов, такими, как потлак (potlach). Есть люди, которые делают по­дарки другим или устраивают пиры в надежде на взаимность. Подарок делается «просто так», но из вежливости мы должны ответить тем же5. И то, что было бесплатным действием, веле­нием сердца, становится обязанностью^

Вот несколько примеров. Если люди приглашают вас обедать, то, как правило, вы их также затем приглашаете отобедать — тако­ва негласная, социальная условность. Значит, если вы не хотите или не можете принять этих людей (нет квартиры, например, или не позволяет социальный статус: вы студент, художник или при­езжий), то у вас есть несколько вариантов выбора. Или вы не иде­те на обед, или идете, но приносите подарок, стоимость которого соответствует угощению, или приносите символический подарок — букет цветов или коробку шоколада. Таким образом вы освобож­даете себя от этого обязательства. Но если вы освобождаетесь слишком быстро и слишком просто, то в глазах представителей некоторых этнических групп становитесь «неблагодарной свинь­ей». Если вы любезно пригласите кого-то ради собственного удо­вольствия или чтобы ему(ей) оказать услугу и этот человек прихо­дит к вам с дорогам подарком, который вам не нравится или про­сто не нужен, то вы, скорее всего, будете испытывать затрудне­ние, потому что это сводит на нет ваш добрый жест или потому что гость превзошел свои финансовые возможности или норму.

Существуют социальные или семейные системы, результа­том деятельности которых является удержание людей в зави­симости путем «оплаты» таких подарков (например, образова­ния), от которых они могут освободиться только посредством «вечной» 'признательности за оказанные услуги.

Иногда, между родителями и детьми из-за этого складывает­ся драматическая ситуация. Например, сын бедной вдовы, кото-

5 Отметим варианты подарка с зубами в виде подарка и ответного подарка, а также так называемого potlach — обычая делать ответные подарки, праздники и банкеты в не­которых регионах. Он заключается в том, что на большой банкет, большое празднество необходимо обязательно ответить другим большим банкетом. В Отдельных регионах Ме­ланезии это ведет к полному обнищанию населения, потому что, если изначально кто-то выставил, скажем, пять быков и тридцать коз для первой трапезы, то другой выстав­ляет уже, скажем, десять быков и шестьдесят коз и т. д., а после этого есть становится больше нечего. Благодаря этому обычаю богатства региона тают.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.