Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ОГЛАВЛЕНИЕ 11 страница



Рисунками ребенок дошкольного возраста говорит о том, что его волнует, беспокоит, тревожит. Исключение членов семьи из рисунка «Семья» может говорить о про­блемах в семейных отношениях.

Возраст 5 лет — это удивительный возраст формиро­вания, укрепления и открытия для себя самого главного чувства — чувства любви. У девочек любовь в этом воз­расте направляется на отца. Понимающее, поддержива­ющее отношение значимого взрослого к ребенку в этом возрасте является основой формирования гармоничных семейных отношений в будущем.

Педагогам, взаимодействуя с детьми дошкольного возраста, необходимо проявлять тактичность и деликат­ность, быть очень осторожными при оценке их поведения.

«КахаикхЦ»

Девочка Оля, 5 лет, пришла из детского сада и плакала весь вечер по поводу того, что воспитатель­ница назвала ее «нахалкой». Ночью Оля беспокой­но спала, и наутро у нее поднялась температура. 5 детский сад девочка не пошла. Оказалось, что Олл захотела в туалет на улице, о чел* а сообщила своей воспитательнице. Реакция педагога на возникшие за­труднения (девочку нужно послать в детский сад с кем-то из взрослых) выразилась в одном слове в адрес девочки: «Нахалка!»

В семье Оле уделяют много внимания, хотя нет э- моционального тепла и радушия, особенно со стороны мамы, которая признает излишнюю строгость по отно­шению к дочери. Бабушка считает, что Оле не хватает твердости и бойцовского характера. Часто девочку за­хлестывают обиды. В группе Оля сочиняет сказки пре­имущественно с трагическим концом. Если Оля, напри­мер, сочиняет сказку о птичках, то одна птичка в этой сказке выпадает из гнезда и разбивается.

Мама Оли отмечает закрытость педагогов, их дис- танцированность от детей, отсутствие эмоционального тепла и радушия по отношению к ее дочери. Девочка жалуется на недостаток похвалы со стороны педагогов. В рисунке «Я в детском саду» Оля изобразила предметы и просто девочку, отказавшись рисовать себя. Отноше­ния со сверстниками у девочки тоже не складываются («Им до меня дела нет!»). Появление у дочери аллерги­ческого кашля мама Оли связывает с неблагополучной ситуацией, которая сложилась в детском саду.

Мать девочки испытывает постоянное чувство бес­покойства за дочь, отмечает необходимость много ру­гать, подгонять и торопить ребенка, использовать фи­зические наказания. Ко всему этому нужно добавить,

О наказаниях и поощрениях детей дошкольного возраста

что маму раздражает плаксивость дочери по любому поводу. Многое стало понятно после беседы с родителя­ми девочки. Само появление Оли на свет было прежде­временным, так как мама была студенткой. Ожидание мальчика сменилось горьким разочарованием: родилась Оля. Мама девочки даже плакала в роддоме по этому по­воду, а папа до сих пор не знает, о чем разговаривать с дочерью («Вот был бы мальчик...»). И бабушка тут сыгра­ла не последнюю роль, «заказывая» молодым рождение только мальчика. В разговоре Оля отмечала, что у нее не было ничего хорошего в жизни: «Я помню, когда я родилась, я плакала». Девочку тревожит страшный сон, который часто ей снится: «Ведьма маму заколдовала и сама превратилась в мою маму, зарычала!»

. «Расколдовать» маму этой девочки оказалось делом непростым и долгим. Было проведено несколько кон­сультаций для всей семьи, включая бабушку, консуль­тации для педагогов, совместные коррекционные за­нятия с девочкой, мамой и бабушкой. Бабушка, желая воспитать бойцовские качества у своей внучки, активно участвовала во всех игровых занятиях. Однажды, при проигрывании сказки «Колобок», где Оля была в глав­ной роли, бабушка в роли форточки (эту роль дала ей Оля) так активно раздавала ценные указания внучке, что девочка буквально терялась и не могла решить, куда же ей бежать для того, чтобы выиграть. Только когда «форточка была закрыта», Оля смогла проявить себя по- настоящему. Очень часто слишком активные взрослые «забивают» своей активностью детей.

Оля, по оценке матери, стала более уверена в себе. Общение у матери с дочерью стало проходить без за­труднений, исчезла необходимость ругать девочку и ис­пользовать физические наказания. Оля заметила, что воспитатели ее хвалят, появилась подруга Катя. Да и сама девочка стала положительно отзываться о сверстниках и педагогах.

200                                                                    Глава 3. СТАРШИЙ ВОЗРАСТ (от 5 до 7 лет )

Использование педагогом по отношению к девочке слова «нахалка» оказалось для Оли травмирующим уда­ром. Такого сильного переживания могло бы и не произой­ти, если бы Оля получала достаточно тепла, любви, приня­тия от самых близких и самых любимых. Все могло прой­ти более мягко, если бы Оля не была бы такой обидчивой, плаксивой и эмоционально чувствительной. Но в любом случае и к любой девочке дошкольного возраста примене­ние подобных словесных выражений не просто вредно, но и опасно. И опасность эта может проявиться через много лет, когда девочки будут создавать свою семью.

И хвалить девочек необходимо по-особому, в отли­чие от мальчиков, подбирать сильный эмоциональный компонент, например: «красавица», «умница», «ты мой котенок» и т. п. Результаты исследований нейрофизио­логов и нейропсихологов (Хризман Т. П., Еремеева В. Д.) показали, что девочки очень эмоционально реагируют на все оценки: и на положительные, и на отрицатель­ные. Для девочек очень значимо, КТО их оценивает и КАК их оценивает. Для них очень важно быть хорошими в глазах взрослых, произвести впечатление. Мальчикам более важно, что оценивается в их поведении, в их дея­тельности. Мальчику обязательно нужно знать, что вы­звало недовольство родителей, для того чтобы мысленно проиграть свои неправильные действия и не повторять их. У девочек отрицательная оценка значимого взросло­го может вызвать эмоциональный срыв (как в случае с Дашей и с Олей). Обида в этом случае захлестывает ре­бенка и не происходит осознания неправильных момен­тов своего поведения.

Для того чтобы увидеть разницу в восприятии маль­чиками и девочками похвалы и порицания, можно пред­ложить детям назвать плохие, неприятные слова, то есть те слова, которые детям не нравятся. Предложите так­же назвать хорошие, добрые, приятные слова, то есть те слова, которые детям нравятся. Эта игра «Плохие и

О наказаниях и поощрениях детей дошкольного возраста                                                                                                                                                                                      201

хорошие слова» не только поможет узнать, что проис­ходит в душе ребенка, но и подскажет педагогу, какие словесные выражения лучше всего использовать для по­хвалы мальчиков или девочек, поможет увидеть, каких слов и выражений необходимо остерегаться при пори­цании детей.

Поставить в угол, посадить на стул — эти формы на­казания служат для временной изоляции нарушителей порядка и дисциплины. При применении таких штраф­ных санкций к детям дошкольного возраста необходимо учитывать возраст ребенка (количество минут удаления ребенка соразмерно возрасту ребенка, и если ребенку 4 года, например, то удаление должно быть не более чем на 4 минуты). Необходимо также заранее оговорить с ребен­ком те нарушения, за которые будет вводиться штраф.

Важно знать, что отношение к наказаниям и поощ­рениям может психологически наследоваться, особенно если взрослый человек положительно оценивает свое се­мейное воспитание. Мальчик 5,5 лет говорит о том, как его дома наказывают:

«В угол со стулом руки вперед — так папа придумал, его в детстве так ставили».

А вот педагог вспоминает о наказаниях и поощрени­ях в своем детстве:

«Физическую силу мама применяла очень редко, а папа вообще никогда. Я всегда считала для себя наказа­нием, когда мама смотрела на меня пристально и молча­ла, до сих пор не переношу это. А поощрением я считала для себя целый день провести с отцом, помогать ему ре­монтировать трактор».

Как особо неприемлемые наказания этот педагог выделяет: «Нельзя лишать ребенка своего внимания, не разговаривая с ним».

Как наказания, так и поощрения не должны быть чрезмерны. Очень важным является вопрос о соотно­шении наказаний и поощрений. Еще Я. Корчак отмечал,

Глава 3. СТАРШИЙ ВОЗРАСТ (от 5 до 7 лет )

что чем больше поощрений, тем меньше наказаний. Не­достаточное использование положительного подкрепле­ния может создавать хронический дефицит поощрений. Поощрения для детей дошкольного возраста должны быть небольшими, как и сам ребенок.

Мальчик Сергей 5 лет с горечью заметил про вос­питателей в детском саду: «Вообще всех редко хвалят, а если делаешь что-то хорошее, то не замечают».

Положительное подкрепление своей деятельности со стороны взрослых необходимо детям дошкольного возраста для полноценного развития личности. В до­школьном возрасте отношение взрослого приобретает для ребенка особую важность. Ему нужно, чтобы взрос­лый не просто заметил, но обязательно похвалил его действия. Недостаток похвалы со стороны воспитателя проявляется в том, что детям становится неинтересно с педагогом. Девочкам похвала особо необходима для того, чтобы им с воспитателем было интересно. В практике детского сада необходим дифференцированный подход в использовании наказаний и поощрений к детям в за­висимости от их пола.

ттамяткамя fommft и -nwwom «слоъшм способы пооштш

И 1\0Ы&?Ш\ f^^HKAдошкольного

возраста»

© Великолепно! Правильно! Хорошо! Необыкновен­но! Прекрасно! Совершенно! Отлично! © Замечательно! Превосходно! Чудно! © Ты делаешь это очень хорошо. Ты делаешь это кра­сиво! Ты делаешь это сегодня значительно лучше. Хорошая работа! Еще немного времени, и у тебя это получится. С каждым днем у тебя получается лучше.

О наказаниях и поощрениях детей дошкольного возраста

Я знал (а), что ты можешь сделать это. Твоя работа принесла мне много радости.

© Это лучше всего! Еще лучше! Это лучше, чем всегда. Так держать! Ты это сможешь! Ты смелее, умнее, сильнее!

© Поздравляю! Мои поздравления! Я очень горжусь тобой. Это уже успех! Это твоя победа. Сердечно рад(а) за тебя.

© Ты настоящий мастер. Я верю в тебя, у тебя будет всегда получаться не хуже, чем сейчас. Хорошо за­помнил! Ты сейчас на правильном пути.

© Молодец! Умница! Ты быстро учишься. Это то, что надо! Ты прав!

© Большое тебе спасибо. Ты хороший(ая)! Ты — чудо!

ПАМЯТКАМЯ РОЛИТШЙ И ТШАГОГО? «КАК Ш\Ш ИАК/ШШЬ детей ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

© Молчанием. Выдержать бойкот ребенку дошколь­ного возраста чрезвычайно трудно, для этого ему может потребоваться напряжение всех его психи­ческих сил.

© Говорить: «Я тебя больше не люблю» и т. п. Лише­ние любви — это самое сильное наказание, конечно, при условии, если эта любовь к ребенку со сторо­ны взрослых действительно имеется. Это наказание опасно применять к детям дошкольного возраста, поскольку оно подрывает ту основу основ, от кото­рой зависит жизнь маленького ребенка.

© Физически, поскольку за внешней эффективно­стью, кроме страха, не скрывается ничего. И уте­шать себя тем, что я бью ребенка для его же бла­га, бесполезно — вреда здесь больше: вы не только

204                                                                    Глава 3. СТАРШИЙ ВОЗРАСТ (от 5 до 7 лет )

научили бояться наказания, но и преподали ребенку урок жестокости.

© Кричать на ребенка, поскольку крик воспринима­ется ребенком дошкольного возраста как словесное битье.

© Чрезмерно, не соблюдая правила о том, что поощре­ний при воспитании ребенка должно быть больше, чем наказаний (акцентирование хорошего в поведе­нии ребенка путем поощрений тем самым закрепля­ет его).

® Длительно по времени и спустя такое количество времени, которое несоразмерно возрасту ребенка (чем меньше ребенок, тем ближе наказание должно быть к проступку).

© Упрекать и поминать былые грехи ребенка, тем са­мым закрепляя плохое поведение ребенка.

ттамятка-мя гоаитшй и п^дагого?

«как нужно поотш?

дошкольного wfacta»

© Так, чтобы, оценивая соотношение поощрений и на­казаний, мы были уверены в том, что поощрений в количественном отношении больше. Это необходимо для положительного фона воспитательного процесса.

© Использовать минимальные вознаграждения, по­скольку они оставляют место для тех ощущений ра­дости, которые сопровождают успех и достижения ребенка. Выбирая подарок для поощрения ребенка, необходимо понимать, что подарок — это лишь сим­вол успеха или достижения.

© Дети дошкольного возраста чувствительны к сло­вам значимых для них взрослых (особенно девочки), поэтому поощрением для них могут служить удачно подобранные фразы и слова.

О наказаниях и поощрениях детей дошкольного возраста

© Давать особо почетные поручения, когда ребенку до­веряется, поручается нечто большее, чем обычно.

© Поощрять не только за результат, но и за попытку ребенком достигнуть результата, за старание сде­лать хорошо, помочь и т. п.

caoflafl?

Адаптация (от латинского слова adaptatio — приспо­сабливание). В психологии под адаптацией понимается изменение чувственности анализаторов или изменение личности в целом, в соответствии с постоянно действую­щими раздражителями.

Балинтовская группа — как метод тренинго-иссле- довательской работы получил название по имени свое­го создателя— Михаэля Балинта (1886—1970), англий­ского врача-психоаналитика. Эти группы способствуют повышению квалификации, компетентности в профес­сиональном межличностном общении, помогают в осо­знании личностных «слепых пятен», блокирующих про­фессиональные отношения с детьми и родителями; спо­собствуют общей психопрофилактике всех участников группы, основанной на возможности проработки «неу­дачных случаев» в ситуации коллегиальной поддержки.

Методика проведения балинтовской группы имеет свои характерные особенности. Группа может объеди­нять людей с разным стажем педагогической деятель­ности. В группу могут входить от 6 до 15 человек, самое оптимальное количество— 8—10. Различий по полу и возрасту нет. Основным принципом формирования группы является добровольность объединения, готов­ность к пересмотру стереотипов в своей работе и заинте­ресованность в коллегиальной взаимопомощи. Участни­ки группы встречаются 1 — 2 раза в месяц, в случае если она рассчитана на совместную работу педагогов в тече­ние 2 — 3 лет. Продолжительность занятия, посвященно­го анализу одного случая, — от 1 до 2 часов. Для занятий используются помещения, позволяющие расположить

I

Словарь                                                                                                                                                                                      207

в круг стулья или кресла по числу участников семинара. По желанию группы занятия могут фиксироваться с по­мощью видеокамеры.

Руководитель группы избирается участниками либо специально приглашается для этой работы. Его функции относительно просты и не требуют специальной подго­товки. Предметом анализа в группе является обсужде­ние случаев из педагогической практики участников. Это могут быть «трудные» или «неудачные» эпизоды из прошлого, продолжающие беспокоить педагога, вы­зывающие у него дискомфортные воспоминания, оста­ющиеся для него неясными. Либо это могут быть теку­щие случаи педагогической деятельности, беспокоящие педагога. Занятие начинается с вопроса ведущего: «Кто хотел бы представить на рассмотрение свой случай?», «Кто сегодня хотел бы рассказать свой случай?». Жела­ющий рассматривать свой случай обычно определяется после небольшой паузы или краткой дискуссии. Рассказ строится в абсолютно свободной форме. Рассказчика не ограничивают во времени, а ведущий следит за тем, что­бы его не перебивали.

Для балинтовской группы наиболее продуктивны спонтанные рассказы, так как анализ забытых важных деталей часто приносит ценную информацию и речь идет о непонятной для педагога ситуации. На этом этапе ведущий и члены группы внимательно наблюдают за по­ведением и эмоциональными реакциями участников, со­провождающими рассказ, могут делать записи для пред­стоящего обсуждения. В заключении рассказа ведущий группы помогает сформулировать вопросы к рассказчику по предлагаемому случаю таким образом, чтобы они были центрированы на взаимоотношениях педагога и ребенка, педагога и родителя, а не на деталях педагогического про­цесса или личностных особенностях педагога.

Основная задача ведущего — удержать группу от «сползания» к личностно безопасному педагогическому

Словарь

разбору с его центральным вопросом: «Что делать с по­добными детьми, родителями?», а с другой стороны, от «сползания» к проработке личностной проблематики пе­дагогов. Главным условием продуктивной работы балин- товской группы является создание атмосферы доверия, эмоциональной заинтересованности, сочетающейся с ощущением «безопасности открытости».

Основной вопрос балинтовской группы: «Поче­му с этим ребенком, родителем у меня не сложились конструктивные отношения?» На этапе задавания во­просов рассказчику всем участникам по кругу предла­гается возможность задать ему уточняющие вопросы. Ведущий следит за тем, чтобы вопросы не подменялись советами, перерастающими в групповую дискуссию. Нередко уже на этом этапе рассказчик с удивлением за­мечает, что почему-то забыл или не учел весьма важные аспекты. В ряде случаев он соглашается с тем, что во­просы, поставленные членами группы, могут быть более существенными, чем его собственные, для прояснения рассказанной им ситуации. На следующем этапе об­суждения всем участникам по кругу предлагается дать свои ответы на все поставленные рассказчиком вопро­сы. В отличие от «права» задавать вопросы рассказчику на предыдущем этапе, ответы на его вопросы являются «обязанностью» всех членов группы. Поощряются сво­бодные ассоциации «аналогичного случая». Особую ценность приобретают высказывания коллег, которые сознательно или неосознанно идентифицируют себя с пациентом. В конце обсуждения ведущий предоставля­ет слово рассказчику для обратной связи. Необходимо отметить, что задачей балинтовской группы является не создание некого конечного продукта, абсолютно четкого, ясного и истинного видения предложенной си­туации, а расширение сознания участников группы и стимуляция самопознания (Бараш Б. А., Исурина Г. Л., Карвасарский Б. Д., 1992).

Словарь                                                                                                                                                                                      209

Взаимоотношения — это взаимные отношения субъектов, которые отражают и представляют собой их внутреннее состояние. Взаимоотношения и общение взаимосвязаны: взаимоотношения возникают в обще­нии и отражают его особенности, а затем оказывают влияние на протекание процесса общения.

Дидактогения (от греческого didaktikos — поучи­тельный, genos — происхождение) — возникновение негативных психических процессов в личности ребенка, вызванных воздействием педагога.

Десенсибилизация (сенсибилизация — от латинско­го sensibilis — чувствительный) — снижение чувстви­тельности анализаторов в результате действия раздра­жителей.

Коммуникативная толерантность — это характери­стика отношения личности к людям, показывающая сте­пень переносимости ею неприятных или неприемлемых, по ее мнению, психических состояний, качеств и поступ­ков партнеров по взаимодействию. «Толерантность» в переводе с латыни означает терпимость, переносимость, снисходительность к кому-либо или чему-либо. Повсе­дневное общение свидетельствует о многообразном про­явлении коммуникативной толерантности: одни люди очень терпимы к окружающим, другие умеют хорошо скрывать неприязнь к партнерам, третьи способны си­лой убеждения заставить себя не замечать неприятные свойства другого. Точно так, в широком диапазоне дает о себе знать та или иная степень снижения коммуникатив­ной толерантности: черты другого могут вызвать частич­ное, существенное или полное осуждение, раздражение либо неприятие.

Механизм возникновения и проявления коммуни­кативной толерантности связан с психологией эмоцио­нального отражения личностных различий. Толерант­ность воспринимается окружающими как положитель­ное энергетическое проявление личности. Человек,

Словарь

обладающий высоким уровнем коммуникативной толе­рантности, достаточно уравновешен, предсказуем в сво­их отношениях к партнерам и совместим с очень разны­ми людьми. Отсутствие же коммуникативной толерант­ности или ее низкий уровень объясняются негативными реакциями индивида на обнаруженные различия между подструктурами своей личности и личности партнера. Чем отчетливее негативные переживания человека по поводу своеобразия другого, тем ниже уровень толе­рантности, тем труднее демонстрировать расположение к партнеру, принимать его во всех или некоторых прояв­лениях, сдерживать недовольство им (Бойко В. В., 1996).

Общение — процесс установления и развития кон­тактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности. С содержательной стороны общение представлено отношением, а со стороны сво­ей формы — обращением. Обращение многообразно по форме своего выражения: мягкое или жесткое, даже жестокое, подавляющее или ободряющее, грубое или мягкое, сухое или ласковое. Обращение формирует по­требность или боязнь общения (Мясищев В. Н., 1960). Специфика общения в том, что в его процессе субъек­тивный мир одного человека раскрывается для другого. В общении человек самоопределяется и самопредъявля­ется, обнаруживая свои индивидуальные особенности.

Психологическая защита — бессознательный или сознательно-бессознательный способ поддержания са­мооценки на должном уровне в ситуации угрозы своего «Я». Механизмы психологической защиты направлены на быстрое снижение негативных эмоций.

Психический инфантилизм — незрелость эмоцио­нально-волевой сферы.

Ролевая идентификация детей с родителями — социально-психологический феномен, который заклю­чается в восприятии и принятии роли родителя, при­обретении навыков идентичного полу поведения. Это

определенный этап формирования личности, который осуществляется на основе возрастной способности вос­принимать себя на месте других, играть их роль и тес­но связан с развитием эмоциональной, когнитивной и мотивационно-поведенческой сфер. Возраст наиболее выраженной идентификации с родителями того же пола составляет у мальчиков 5 — 7 лет, у девочек 3 — 8 лет. В 5 лет и у мальчиков и у девочек максимально проявля­ется ролевая идентификация с родителем того же пола (Захаров А. И., 1998).

Сибс-конфликт — конфликт сиблингов (кровных братьев и сестер).

Трихотилломания — страсть выдергивания волос. Проявляется стремлением к выдергиванию волос, бро­вей, ресниц. Выделяют три механизма возникновения:

1. Привычка, которая зафиксировалась (например, ре­бенок «крутил» волосы перед сном и незаметно для себя стал их выдергивать).

2. Проявление самокалечения, когда ребенок не име­ет возможности отомстить обидчику и агрессию на­правляет на себя.

3. Как символическое выражение утраты, досады воз­никает в результате крайнего эмоционального на­пряжения при невосполнимых утратах. В мифах и легендах люди считают волосы символом силы и красоты, потеря волос — признак траура. Энурез — недержание мочи во время сна (не важно,

происходит это днем или ночью). Неспособность относи­тельно взрослого ребенка добежать до горшка должна обеспокоить родителей, поскольку энурез может стать «пусковым механизмом» к различным заболеваниям мо­чеполовой системы. Распространенность составляет 7% среди мальчиков и 3% среди девочек в возрасте 5 лет. Дневной энурез встречается значительно реже и более характерен для девочек. Если энурезу ребенка проявляет­ся только во время дневного сна, то не стоит принуждать

Словарь

ребенка спать днем. Ряд стрессовых ситуаций типично усиливает проявления энуреза — рождение сиблинга (кровного брата или сестры), госпитализация в возрасте 2 — 4 лет, начало занятий в школе, распад семьи, смена места жительства и др. Энурез при неврозах рассматри­вается как следствие длительно действующего эмоцио­нального стресса, от которого ребенок как бы бежит в сон. Но, ощущая во сне себя в безопасности и излишне расслабляясь, ребенок расплачивается непроизвольным мочеиспусканием. Для того чтобы понять причины воз­никновения энуреза, необходимо исключить органиче­скую патологию урогенитального тракта (в особенности инфекционные заболевания у девочек), соматические заболевания (диабет), проявления судорожного синдро­ма и побочные действия лекарств.

 

Абрамова Г. С. Практическая психология. Екате­ринбург, 1998.

Аверин В. А. Психология детей и подростков. СПб., 1994.

Алексеева Е. Е. Патологические привычки у детей дошкольного возраста // Научно-практический журнал «Дошкольная педагогика». 2005. № 6 (27) (ноябрь, де­кабрь). С. 59 —61.

Алексеева Е. Е. Психологическая помощь детям до­школьного возраста при дисгармонии в семейных отно­шениях // Научно-практический журнал «Дошкольная педагогика». 2005. № 3 (24) (май, июнь). С. 57 — 60.

Алексеева Е. Е., Шатровой О. В. Психологические особенности сибс-конфликта // Научные исследования и разработки в спорте: Вестник аспирантуры. СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 1998. Вып. 5. С. 212-216.

Алексеева Е. Е., Котлова А. А. Особенности семей­ного воспитания детей дошкольного возраста в зависи­мости от порядка их рождения // Система дошкольного и начального образования: пути развития: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. СПб., 2005. С. 75-80.

Бараш Б. А., Исурина Г. А., Карвасарский Б. Д. и др. Методические приемы усовершенствования в области психотерапии (социально-психологический тренинг, тренинговые психотерапевтические группы, балинтов- ские группы). СПб.: Психоневрологический институт им. В. М. Бехтерева, 1992.

Битуев В. П. Психологические аспекты взаимоот­ношений учителя и учащихся. Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1970.

Литература

Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1996.

Брязгунов И. П., Касаткина Е. В. Непоседливый ре­бенок, или Все о гиперактивных детях. М.: Изд-во Ин­ститута психотерапии, 2001.

Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? М., 1995.

Ершова Л. Д. Особенности восприятия учителем личности ученика. Диссерт. на соиск. уч. ст. канд. пси- хол. наук. Д., 1978.

Жучева Е. Н. Успешность педагогической деятель­ности учителя в зависимости от педагогических и спе­циальных способностей. Автореф. дис. ... канд. педагог, наук. Л., 1983.

Захаров А. И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. СПб.: Гиппократ, 1995.

Захаров А. И. Как предупредить отклонения в пове­дении ребенка. М.: Просвещение, 1997.

Захаров А. И. Детские неврозы (психологическая помощь родителей детям). СПб., 1995.

Захаров А. И. Неврозы у детей и психотерапия. СПб.: Союз, 1998.

Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. СПб.: Речь, 2006.

Иванова В. Я. О некоторых трудностях общения де­тей дошкольного возраста // Вопросы педагогики и пси­хологии общения. Фрунзе: Мектеп, 1975. С. 76 — 85.

Кащенко В. П. Педагогическая коррекция: Исправ­ление недостатков характера у детей и подростков. М.: Издательский центр «Академия», 2000.

Кокорева Н. В. Формирование у воспитателей до­школьных учреждений позиции принятия активной роли ребенка. Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1993.

Комиссаренко Т. И. Влияние стилей общения педаго­гов на социальное поведение детей в группе сверстников:

Литература

Метод, рекомендации. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1988.

Кулачковская С. Е. Условия оптимизации положи­тельного отношения воспитателя к ребенку // Индивиду­альный подход к детям в воспитательно-образовательном процесседетскогосада/Подред.В. К. Котырло,С. Е. Ку- лачковской. Киев: Радянська школа, 1989. С. 10 — 20.

Кулачковская С. Е. Развитие эмоциональных взаи­моотношений между детьми и воспитателями в детском саду // Формирование взаимоотношений дошкольников в детском саду и семье / Под ред. В. К. Котырло. М.: Пе­дагогика, 1987. С. 70-92.

Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986.

Лосева В. К. Рисуем семью. М., 1993.

Мелибруда Ежи. Я — Ты — Мы: Психологические возможности улучшения общения. М.: Прогресс, 1986.

Михайлов Л. А., Алексеева Е. Е., Шатровой О. В., Кисилева Э. М. Психокоррекционная работа с детьми и подростками. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2005.

Мясищев В. Н. Личность и неврозы. Л.: ЛГУ, 1960.

Николаева А. Б. Психологические особенности вли­яния личности воспитателя детского сада на дошкольни­ков: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1985.

Оздоровление детей в организованных коллективах: Практическое руководство / Ред. С. Д. Соловей. СПб.: Ривьера, 1995. С. 104-122.

Рогов Е. И. Настольная книга практического пси­холога в образовании: Учебное пособие. М.: Владос, 1996.

Рояк А. А. Психологический конфликт и особенно­сти индивидуального развития личности ребенка. М.: Педагогика, 1988.

Сенько Т. В. Статусная психотерапия как метод кор­рекции положения ребенка в группе детского сада // Во­просы психологии. 1989. № 1. С. 76 — 82.

216                                                                                                                                                                     Литература

Серов И. В. Лечение цветом. Мода и гармония. СПб., 1993.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.