Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ОГЛАВЛЕНИЕ 13 страница



учреждения может выступать дополнительным фактором повышения компетентности детей и взрослых. Рассмо­трим на примере основные шаги в проведении балинтов­ской группы.

Тема: «Я и Ты» (Технология проведения балинтовской группы)

Этапы Технология Результат
1 -й этап: «Определение рассказчика» Занятие начинается с вопро­сов ведущего: «Кто хотел бы представить на рассмотрение свой случай?», «Кто сегодня хотел бы рассказать свой случай?» Желающий обычно опре­деляется после неболь­шой паузы или краткой дискуссии о том, кому из нескольких желающих от­дать предпочтение
2-й этап: «Спонтанный рассказ» Рассказ строится в абсолютно свободной форме. Рассказчи­ка не ограничивают во време­ни. Для балинтовской группы наиболее продуктивны спон­танные рассказы. Ведущий и члены группы внимательно наблюдают за поведением и эмоциональными реакциями участников, сопровождающи­ми рассказ Анализ забытых важных деталей часто приносит ценную информацию, и, поскольку речь идет о непонятной для рас­сказчика ситуации,группа может выявить его субъ­ективные «слепые пятна»
3-й этап: «Задавание вопросов» Всем участникам по кругу предоставляется возможность задать рассказчику два уточ­няющих вопроса. Ведущий следит за тем, чтобы вопросы не подменялись советами, перерастающими в групповую дискуссию Рассказчик на этом эта­пе может заметить, что почему-то забыл или не учел весьма важные аспекты
4-й этап: «Ролевая игра» В психодраматической сценке роль предлагается рассказ­чику Снижение критической установки группы и эмо­циональная поддержка рассказчика
5-й этап: «Ответы на вопрос» Каждый отвечает на вопрос: «Почему с этим человеком у тебя не сложились конструк­тивные отношения?» Расширение сознания участников группы, достижение инсайта у рассказчика

Приложение 1                                                                                                                                                                                      237

Окончание таблицы

Этапы Технология Результат
6-й этап: «Обратная связь» Ведущий предоставляет сло­во рассказчику для обратной связи. Рассказчик отмечает тех из участников, чьи ответы были для него наиболее зна­чимы Стимуляция самопозна­ния. Повышение компе­тентности в межличност­ном общении. Психопрофилактика для участников группы

Проведение балинтовских групп среди педагогов дошкольных образовательных учреждений помогает им в предупреждении и решении своих профессиональных проблем. Рассказывая о трудностях во взаимоотношени­ях с ребенком или родителем, педагог заново пережива­ет ситуацию, подвергает ее анализу. Помимо этого, идеи, высказанные группой, помогают получить новую, иную точку зрения на создавшуюся проблему. Ее переосмыс­ление помогает формированию конструктивных путей разрешения ситуации, а также дает возможность пре­дотвращения аналогичных конфликтных ситуаций в бу­дущем либо их разрешения с минимальными затратами. Помимо пользы, которую получает сам рассказчик от проработки своей проблемы, у всей группы наблюдается «эффект присоединения», они «примеряют» ситуацию на себя. Таким образом, занятия в балинтовской группе помогают педагогам предотвратить сложную ситуацию и обогащают знаниями о методах ее разрешения.

Приложение 3

игры иа"г£му «знакомство»

Игра (способ знакомства) Цель Основное содержание (правила) С какого возраста можно использовать Время выполнения
«Имя-движение» Дает возможность представиться, лучше узнать друг друга, способствует самопознанию, так как позволяет получить обратную связь от группы, взглянув на свое движение со стороны Участники встают в круг, каждый из них по очереди выходит на шаг вперед, произносит свое имя и делает какое-нибудь движение, дающее ему возможность выразить себя. Группа хором повторяет имя, сопровождая его таким же движением. С 4 лет 5-7 минут
«Кинь мяч и назови имя» Знакомство, разминка Участник, у которого в руках мячик, должен повторить имена всех, кто кидал мяч до него, и только после этого назвать свое имя С 4 лет 5-7 минут
«Поиск сходства» * Сплочение группы, так как участники начинают более внимательно присматриваться друг к другу и обнаруживают, что сходства между ними гораздо больше, чем они думали раньше Тот, у кого в руках находится предмет (мячик, небольшая мягкая игрушка), должен как можно быстрее перебросить его другому участнику, назвав при этом черту своего сходства с тем, кому кидается предмет С 5 лет 5-10 минут

 

Игра «Пересядут все, у кого...» Сплочение группы Водящий стоит. Остальные играю­щие сидят в кругу (все сидячие ме­ста заняты). Водящий произносит слова: «Пересядут все, у кого...» и называет какой-либо признак (светлые волосы, кто добрый и др.). Все, кто принадлежит к названной категории, должны быстро пере­сесть на любое свободное место. Водящий также стремится сесть. Тот, кому не хватило места, начина­ет водить С 5 лет 5-10 минут
«Я великий ма­стер...» Развивает умение хвалить себя; позволяет увидеть, что ты в чем-то являешься мастером Каждый по кругу заканчивает фразу: «Я великий мастер...» Называются только положительные качества, которые подчеркиваются говорящим С 5 лет 5-10 минут
«Мое желание» Знакомство; дает возможность лучше узнать друг друга Участниками произносится и повторяется не только имя, но и короткая фраза на тему «Мое желание» С 6-7 лет 1 минута на одного ребенка
«Взаимное представление» Расширение ролевой гибкости, формирование новых поведенческих моделей участников. Дает возможность лучше узнать друг друга Участники разбиваются на пары и поочередно рассказывают партнеру о себе (мои любимые и нелюбимые качества в людях; мои увлечения; мои любимые способы проведения свободного времени; моя мечта и др.). Каждый представляет своего партнера на основании прослушанного рассказа С 6 лет 0,5-1 минута на одного ребенка

Приложение ^

ТТ^ИИИГ отшя (16 занятий)

Актуальность программы. Общение ребенка- дошкольника со сверстниками и взрослыми имеет свои особенности: яркая эмоциональная насыщенность, не­стандартность высказываний с преобладанием инициа­тивных высказываний над ответными высказываниями, отсутствие жестких норм и правил. У детей дошкольного

возраста выражено преимущественное использование

невербальных средств общения с ведущим кинестети­ческим каналом восприятия. Общение в дошкольном возрасте неразрывно связано со взрослым, роль кото­рого меняется в зависимости от возраста ребенка: об­разец для подражания, эксперт, помощник, партнер (по М. И Лисиной).

Способность взрослого гибко реагировать на воз­растные изменения ребенка является важным условием для установления взаимоотношений между педагогом и ребенком. Ситуация отрицательного общения со взрос­лыми приводит к отказу от общения со сверстниками и порождает агрессию в адрес других детей (Комис- саренко Т. И., 1988). Дети всех дошкольных возрастов не имеют постоянно не принятых сверстников. И если такое постоянство случается — его делает возможным педагог (Иванова В. П., 1975). «Эффект смещения» в восприятии детьми дошкольного возраста воспитателя с гиперболизацией негативного воздействия (Николае­ва А. Б., 1985) порождает своеобразный порочный круг:

негативные меры воспитателя вынуждают дошкольника действеннее на них реагировать, а необходимость изме­нить поведение влечет, в свою очередь, усиление внима­ния к подобным воздействиям. Каждый третий ребенок дошкольного возраста, по нашим данным, имеет пробле­мы в общении и нуждается в психопрофилактической и психокоррекционной помощи.

Цель. Установление взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми на основе партнерства и со­трудничества, выравнивание социально-психологиче­ской структуры группы.

Задачи:

1. Приобретение навыка игрового взаимодействия.

2. Раскрытие положительных черт характера.

3. Развитие более позитивной Я-концепции.

4. Приобретение умения выходить из проблемных си­туаций.

5. Расширение ролевого диапазона.

6. Обучение умению договариваться.

7. Коррекция стереотипов поведения.

Адресат:

1. Подгруппы детей дошкольного возраста (6 — 8 че­ловек) с различными проблемами общения и взаи­моотношений (изолированные, отвергнутые, кон­фликтные, условно принятые по результатам социо­метрии).

2. Родители с детьми (минимально 1 семья с предпочи­таемой ребенком подгруппой общения, максималь­но — 5 семей детей с проблемами общения).

3. Педагоги, активно включенные в оказание помощи детям с проблемами общения и взаимоотношений (проведение специальных занятий, игр, направлен­ных на формирование умений сотрудничества).

С0А£АКАИИ£ ТТРОГРАММЫ ОЖМ^Ч^СКИЙ "ПЛАН ЗАНЯТИЙ)

to

N)

Тема Цели и задачи Наименование форм работы, упражнений
1-3-е занятие. Ролевые игры по сюжетам сказок • 1. Актуализация вза­имоотношений. 2. Создание условий для эмоционального отреагирования от­ношений. 3. Развитие умения договари­ваться при решении проблемных ситуа­ций 1 ч. Представление с диагностикой настроения. Игра «Цвет моего настроения» Цель: упражнение в умении определять свое настроение при помощи цвета. Процедура игры: Вариант 1: «Давайте представим, что у каждого из нас сейчас в руках воздушный шарик. Это не простые шарики, поскольку цвет воздушного ша­рика — это цвет нашего настроения. Мы будем называть свое имя и цвет воздуш­ного шарика, который сейчас держим в руках. Например, мое имя Света, у меня сейчас в руках шарик красного цвета». Вариант 2: «Представим, что на нас сейчас надеты волшебные майки, цвет которых является цветом нашего настроения. Мы будем называть свое имя и цвет своей волшебной майки». Вариант 3: «Мы будем называть свое имя и цвет шапочки, которая отражает цвет нашего настроения». Ключ к цветовой диагностике настроения: Белый — самообладание. Серый — тревожность, замкнутость. Черный — конфликтность, протест, негативизм. Красный — активность, динамичность. Розовый — радость. Оранжевый — благополучие, веселье. Коричневый — зависимость, асоциальность. Желтый — оптимизм, бодрость. Зеленый — внутренняя сила, спокойствие. Голубой — расслабленность, печаль. Синий — спокойствие, отсутствие напряженности. Фиолетовый - депрессивно-меланхоличное состояние, неуравновешенность. Игра «Кинь мяч и назови имя». Цель: знакомство.

Чз

I »

С

N» Со

Процедура игры. Вариант 1: водящий кидает мяч, называет свое имя и все, что хочет сказать о себе. Вариант 2: водящий кидает мяч, сообщает, какого цвета у него сейчас мячик, и называет того, кому кинул мяч. «Мяч, который мы бросаем друг другу, волшебный, он окрашивается в цвет нашего настроения. Этот цвет виден только тому, кто держит мячик в руках, поэтому водящий будет сообщать цвет мячика». Цвет мяча в этой игре, как и в игре «Цвет моего настроения», выражает настроение и состояние ребенка. Вариант 3: водящий называет свое имя и имена всех, кто бросал мяч до него. Называя свое имя, водящий указывает, какого цвета колпачок хотел бы сейчас надеть, например Коля — синий.

Игра «Скажи вежливое слово»

Цель: обучение положительному вербальному общению. Процедура игры.

Вариант 1: водящий бросает мяч и говорит вежливое слово тому, кому бросил мяч.

Вариант 2: по кругу передают друг другу вежливые слова. Вариант 3: по кругу дети называют ласковыми именами друг друга. 2 ч. Разыгрывание известных детям сказок, моделирующих ситуации общения и взаимоотношений.

Для детей до 5 лет предлагаются сказки: «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Колобок».

В сказках вводятся правила для развития познавательной активности, например в сказке «Волк и семеро козлят» нужно прятаться только за предмет определенного цвета.

Использование алгоритмов в сюжетно-ролевых играх, то есть включение последовательности действий. Например, для развития общения используется алгоритм встречи: постучаться, войти, поздороваться, начать беседу. Для детей с 5 лет предлагаются сказки: «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Царевна-лягушка»____________________________________________ _____________________________________________________________________________________________

Тема Цели и задачи Наименование форм работы, упражнений
4-6-е за­нятия. Ролевые игры по услов­ным, ре­альным истори­ям 1. Обучение умению сораз­мерять свои ожидания и требования с групповыми нормами и пра­вилами. 2.  Развитие по­нимания жела­тельности . и нежелательно­сти того или иного поведе­ния. 3. Предостав­ление возмож­ности создать новые варианты взаимоотноше­ний 1 ч. Игры для упражнения детей в различных моделях взаимодействия. Игра «Уступи место» (для детей с 5 лет), «Уступи игрушку» (для детей с 3 до 5 лет) Цель: расширение набора тактик взаимодействия. Процедура игры. Вариант 1: водящий подходит к кому-либо из детей, сидящих в кругу, и хло­пает в ладоши. Тот, к кому подошли, уступает место (игрушку). Вариант 2: водящий подходит к кому-либо из детей и без слое делает так (использует различные тактики), чтобы ему уступили место (игрушку). Вариант 3: водящий подходит к кому-либо из детей и при помощи слов пыта­ется добиться того (использует различные слова и выражения), чтобы ему уступили место. Игра «Путаница» Цель: учить действовать сообща, соотнося свои действия с действиями других детей. Процедура игры. Вариант 1: водящий запутывает руки детей, стоящих с закрытыми глаза­ми. По сигналу дети открывают глаза и распутываются, расцепляя руки. Вариант 2: водящий запутывает руки детей, стоящих с закрытыми глазами. По сигналу дети открывают глаза и распутываются, не расцепляя рук. Вариант 3: дети разбиваются на две команды и встают в два круга, держась за руки. Водящий запутывает руки детей, стоящих в двух кругах с закры­тыми глазами. По сигналу дети открывают глаза и распутываются, не расцепляя рук. Побеж­дает команда, которая распуталась первой. 2 ч. Разыгрывание условных и реальных историй, отражающих разные модели отно­шений ребенка со сверстниками и взрослыми. Для детей с 5 лет: проигрывание условных, реальных историй из жизни детей, отражающих их взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (автор истории объясняет всем осталь­ным, как нужно себя вести в той или иной роли). Для детей до 5 лет: кукольное представление в виде импровизации монологов и диалогов действующих лиц. Например, сюжеты для игровой коррекции: импровизация на тему «Болото». Из болота прогнали комара (он больно кусался). Но без комара стали гибнуть птицы, деревья звери... Комар оказался нужен. Необходимо вернуть комара, попросить про­щения. (Решаются задачи воспитания экологической культуры.) Импровизация «Снежная королева». Снежная королева уносит детей в свое царство- государство. Дети проходят через трудную тропу для того, чтобы спасти девочку. Спасенную девочку обнимают, обогревают

7-9-е за­нятия «Обида»

1. Развитие спо­собности осо­знать причины непродуктив­ности взаимоот­ношений детей и педагогов, своих обид.

2. Развитие от­ветственности за согласование конфликтных стремлений во взаимоотноше­ниях с педаго­гом.

3. Отреагиро- вание проблем во взаимоотно­шениях с педа­гогом

1 ч. Игры для вербального раскрепощения, снятия эмоциональных блоков.

Игра «Кинь мяч и скажи любое слово» Цель: Снятие нервного напряжения. Процедура игры

Вариант 1: мяч бросается внезапно и неожиданно, одновременно произносится любое слово. Вариант 2: мяч бросается внезапно и неожиданно, одновременно произносится любое плохое, неприятное слово. Вариант 3: мяч бросается внезапно и неожиданно, одновременно произносится любое страшное, опасное слово. Игра «Колечко»

Цель: развитие наблюдательности и умения читать невербальные жесты. Процедура игры

Вариант 1: у одного из детей в ладошках, втайне от водящего,

прячется колечко или любой мелкий предмет. Водящий трогает ладошки детей

и пытается определить, у кого из них спрятано колечко.

Вариант 2: водящий заглядывает в глаза каждому ребенку и пытается определить, у кого из детей спрятано колечко.

Вариант 3: водящий использует собственные тактики для того, чтобы определить, у кого из детей спрятано колечко.

2 ч. Проигрывание рассказанных детьми обид

(«Однажды в детском саду произошло...»).

3 ч. «Мусорное ведро». «Так же как мы выбрасываем все ненужное и плохое

в мусорное ведро, мы сейчас будем выбрасывать свои обиды (для мусорного ведра подбирается любая емкость). Закроем глаза и вспомним свои обиды». Дети по очереди подходят к «мусорному ведру» и говорят: «Я выбрасываю в мусорное ведро свою обиду на ... У меня больше нет обид!»

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1                                                                                                                                                                                      247

Далее приводим конспекты четырех занятий по раз­витию навыков общения у детей среднего дошкольного возраста. Основной акцент в этих занятиях сделан на развитии у детей умения договариваться.

занятия -по гтшю отшя

у шш дошкольного ъозштк

Приведем примерные конспекты занятий, которые могут служить подготовительным этапом к программе «Тренинг общения».

Заяшнс /

Цель:

1. Развить умение представлять себя.

2. Учить устанавливать контакты при общении.

3. Помочь детям с проблемами адаптации преодолеть момент вхождения в группу сверстников.

I         часть

Упражнение «Назови себя и расскажи о себе все, что захочешь». Дети по очереди (по желанию) выходят перед всеми и представляют себя, рассказывая, как их зовут, сколько им лет, есть ли у них братишки, сестрен­ки, во что любят играть и т. д.

II           часть

Ребята лежат на коврике и вспоминают известную сказку «Теремок». С детьми перед игрой уточняются следующие моменты:

• в теремке могут жить самые разные звери — дети сами выбирают, какие звери будут у них сегодня жить в теремке;

• звери не пускают бездумно всех зверей подряд в те­ремок, понимая, что, например, от волка может ис­ходить опасность для петушка и т. п.;

ПРИЛОЖЕНИЯ

• звери ищут возможные пути решения возникших проблем (например, как пустить в теремок волка, лису и оставить в живых зайца, мышку).

Эта сказка моделирует вход ребенка в группу детей, не всегда настроенных миролюбиво и предъявляющих претензии к ребенку.

Дети распределяют роли и проигрывают сказку не­сколько раз с переменой ролей. В игре поощряется импро­визация, неожиданные решения возникших проблем. III часть

Детям предлагается поплясать под музыку перед зеркалом в образе различных животных.

Занятие 2

Цель:

1. Показать детям непродуктивность использования агрессии при общении.

2. Учить детей называть друг друга по именам.

I         часть

Упражнение «Брось мяч и назови по имени того, кому ты бросил мячик».

II           часть

Детям рассказывают историю, которая произошла в одном лесу. «В одном небольшом лесу жили зайчики. Они жили дружно и весело. Но однажды в лес к зайчи­кам пожаловал еж, который стал колоться и угрожать на­колоть всех зайцев на колючки. Зайцы уговорили ежика жить дружно, пригладили его колючки и пустили жить в лес. Потом пришли звери:

• лиса, которая пыталась хитростью проникнуть в лес и съесть зверюшек;

• волк, который грозился всех съесть и косточек не оставить;

• медведь, который в лесу стал толкаться и пихаться;

• лось, который всех зверей хотел рогами заколоть».

Приложение 1

Сначала зайцы, а потом и все звери, которые уже жили в лесу, вместе с зайцами пытаются договориться с лисой, волком, медведем и лосем. Ведь места в лесу хватит всем. III часть

Дети в образе зверей пляшут и выражают свое на­строение. (Под музыку перед зеркалом.)

Занятие, 3

Цель:

1. Учить устанавливать контакт при общении детей друг с другом (Ксения отвергнутая, не хочет дру­жить ни с кем, кроме Саши; Алена принятая, но у нее нет взаимных положительных выборов свер­стников, хочет дружить с Юлей и Аней).

2. Развивать положительные взаимоотношения между детьми (Артем отвергнутый: «Ни с кем не дружу и не подружусь»; Аня предпочитаемая, но отрицатель­ных выборов к ней со стороны сверстников больше, чем положительных).

3. Учить осознавать эмоции гнева, жалости (у Саши от­рицательных выборов больше, чем положительных, проблемы в развитии положительных взаимоотно­шений).

4. Учить детей использовать ласковые слова, имена.

I         часть

1. Упражнение «Брось мяч кому хочешь и назови тогб, кому ты бросил мяч, ласковым именем или сло­вом».

2. Игра «Проникновение в крепость». Дети стоят по кругу, взявшись за руки с закрытыми глазами. Зада­ча водящего — незаметно проникнуть в крепость.

II           часть

Дети свободно располагаются на коврике и слушают сказку «Крапивная горка».

250                                                                                                                                                          ПРИЛОЖЕНИЯ

«Шли дожди, и день, и два, и неделю. Замочило все кругом, всюду большие лужи. Весь лес стал мокрый. По­пала вода в норки к зверям. Сначала в норку к ежику потекла вода, потом к мышкам, зайчикам, лисе, волку. А в этом лесу было высокое место, которое звери назы­вали «Крапивной горкой» (там много растет крапивы). Туда-то и прибежал первым ежик и занял Крапивную горку. Потом прибежали мокрые мышки, которые веж­ливо попросились к ежику на горку. Следом прискакал мокрый заяц, тоже стал проситься на горку. Ежик всех пустил. Вдруг, смотрят звери, лиса бежит к Крапивной горке: хвост у лисы намок, висит, как тряпка. Подбежа­ла лиса к Крапивной горке и давай требовать: «Пустите меня немедленно! Мне мокро и холодно!» Не понрави­лось зверям, как лиса к ним обратилась, да и вспомнили они все лисьи грехи: «А помнишь, лиса, как ты меня в речку столкнула и хотела съесть?» — сказал ежик. «Не пущу тебя!» Мышки и зайчик тоже вспомнили, как лиса их обижала, и отказались ее пустить на Крапивную гор­ку. А лиса-плутовка стала упрашивать зверей ласковым голосом, поняв, что надо действовать хитростью. Сжали­лись звери, пустили лисицу.

Тут и волк подбежал мокрый-мокрый и давай ры­чать грубым голосом: «Подвиньтесь, пустите меня!» Не пустили волка звери, а дождь все идет не переставая. Мокнет волк под дождем. Ничего не осталось волку, как хорошо попросить зверей пустить его. Вот сидят зве­ри на Крапивной горке, сохнут и радуются, что от до­ждя укрылись. А лисе вдруг тесно стало! Сидит лиса и толкает потихоньку ежика к самому краю, пока совсем не столкнула. Обиделся ежик, даже слезы выступили. Да звери увидели, что произошло, и пожалели ежа, а лису отругали. Хотели лису совсем с горки выгнать, да передумали: «Пусть пока останется, посмотрим!» Дождь стал затихать. Решили звери послать ежа в раз­ведку: посмотреть, не ушла ли вода из норок. Смелый

Приложение 1                                                                                                                                                                                      251

еж быстро справился с поручением, и звери были ему благодарны. Вода ушла из норок, выглянуло солнышко, и звери стали радостно плясать на лесной полянке око­ло Крапивной горки».

Сказка проигрывается несколько раз с переменой ролей.

Данная сказка учит детей такому необходимому ка­честву, как коммуникативная толерантность (см. «Сло­варь»).

Занятие 4

Цель:

1.        Коррекция страха волка, темноты, змей, нападения.

2.        Развитие навыков общения: умения договариваться,

действовать сообща.

3.        Обучение умению принимать и играть роли, решать

проблемные ситуации, импровизировать в игре.

Присутствуют дети (в скобках указаны основные

проблемы детей): Кристина (страхи), Коля (страхи), Катя (страхи, проблемы в общении), Данила (страхи, пробле­мы в общении, проблемы адаптации), Юля (страхи), Соня (страхи, проблемы в общении).

I часть

Представление: дети назвали, как кого зовут и ка­кого цвета колпачок надели бы сейчас (цветовая диагно­стика показала, что Катя и Данила требуют большего внимания — они колпачки выбрали черного цвета).

Игра «Жмурки». Юля сказала, что не будет закры­вать глаза и водить боится. Водили Соня, Коля, Кристи­на. У Кристины трудности в ориентировке в простран­стве, а у Коли в соблюдении правил игры.

Игра «Пятнашки со змеей». Коля старался запят­нать педагога (выход агрессии). Элементы релаксации по Джекобсону: умылись теплой водой, побрызгались... (см. тренировка по Джекобсону).

252                                                                                                                                                          ПРИЛОЖЕНИЯ

Игра «Передай по кругу друг gpyiy страшную рожу и передай по кругу что-то приятное». Данила испытывал затруднения в невербальном изображении положитель­ных эмоций: «Я не знаю, что такое бы и придумать».

II часть

Коля предложил поиграть в «Красную шапочку», за­явив, что он будет волком. Юля и Данила отказались. Да­нила сказал, что он еще никогда в такие страшные игры не играл, Юля сказала, что боится. После обсуждения решили все-таки поиграть в сказку «Красная шапочка». Коля распределил роли, обсуждая их с детьми. Данила согласился играть роль папы, Юля — роль мамы. Крас­ной шапочкой захотела быть Катя, которая стала актив­но обсуждать с Колей (волком), что делает в сказке Крас­ная шапочка. Бабушкой никто не хотел быть. На пред­ложение Коли сделать так, чтобы бабушка уехала, Катя не согласилась. Бабушкой назначили педагога. Кристина стала зайчиком, который уговаривал Красную шапочку быть поосторожнее в лесу с волками. Соня взяла роль дровосека и вооружилась в щит, меч, шлем. После рас­пределения ролей обсудили, кто что делает, и сказка на­чалась. В ходе сказки волку удалось съесть бабушку, а когда пришла Красная шапочка, он открыто заявил, что он волк и бабушку съел (проблемная ситуация). Крас­ная шапочка помчалась за дровосеком, но не тут-то было: волк заявил, что он железный (вот еще одна проблемная ситуация).

Тут уже мама, папа, заяц, Красная шапочка и дрово­сек задумались не на шутку, и совместными усилиями (произошло самостоятельное объединение детей) был найден выход: зажечь костер и бросить туда волка. Так и сделали, и волк был побежден.

Сюжет сказки далек от сюжета сказки «Красная шапочка». Более того, сюжет менялся по ходу развития игры, создавая проблемные ситуации, которые требо­вали решения. Сказка закончилась, дети сняли маски

Приложение 1                                                                                                                                                                                      253

и «расколдовались», сказав для этого, например: «Я не дровосек, я — Соня...» Последним снял маску Коля, он бегал кругами и испытывал трудности в расставании с образом волка (Коля был в образе своего страха).

Обсудив проигранную сказку, провели цветовую диагностику: Катя и Данила сказали, что колпачки у них малиновые.

Уборка масок. Данила сказал, что теперь он тоже хо­чет сразиться с волком.

Приложение 5

программа- корр£кциоиио~ра^и?аю1цих

занятий по прошм am адаптации д^й дошкольного траста-(16 занятий)

Актуальность программы. Адаптация как приспосо­бление организма к новой обстановке включает широкий спектр индивидуальных реакций ребенка в зависимости от его психофизиологических и личностных особенностей, конкретного характера семейных отношений и воспита­ния, условий пребывания в яслях и детском саду. В яслях адаптация длится приблизительно 7—10дней, в среднем дошкольном возрасте 2 — 3 недели и в старшем дошкольном возрасте — 1 месяц. Состояние аффекта в первые дни по­сещения детского сада выявляется у 44% детей (49% маль­чиков и 37,5% девочек, по данным А. И. Захарова, 1988).

До 3 лет у детей, подверженных невротическим расстройствам при помещении в ясли, скорее всего, будут проявляться беспокойство, страх и депрессивные реакции (заторможенность, вялость, безучастность). В детском саду (а чаще дома, как своеобразная эмоциональная разрядка сдерживаемого в детском саду психического напряжения) у таких детей могут преобладать повышенная возбудимость, раздражительность, капризность, упрямство и негативизм. У эмоционально чувствительных, впечатлительных детей,



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.