|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ОГЛАВЛЕНИЕ 13 страницаучреждения может выступать дополнительным фактором повышения компетентности детей и взрослых. Рассмотрим на примере основные шаги в проведении балинтовской группы. Тема: «Я и Ты» (Технология проведения балинтовской группы)
Приложение 1 237 Окончание таблицы
Проведение балинтовских групп среди педагогов дошкольных образовательных учреждений помогает им в предупреждении и решении своих профессиональных проблем. Рассказывая о трудностях во взаимоотношениях с ребенком или родителем, педагог заново переживает ситуацию, подвергает ее анализу. Помимо этого, идеи, высказанные группой, помогают получить новую, иную точку зрения на создавшуюся проблему. Ее переосмысление помогает формированию конструктивных путей разрешения ситуации, а также дает возможность предотвращения аналогичных конфликтных ситуаций в будущем либо их разрешения с минимальными затратами. Помимо пользы, которую получает сам рассказчик от проработки своей проблемы, у всей группы наблюдается «эффект присоединения», они «примеряют» ситуацию на себя. Таким образом, занятия в балинтовской группе помогают педагогам предотвратить сложную ситуацию и обогащают знаниями о методах ее разрешения. Приложение 3 игры иа"г£му «знакомство»
Приложение ^ ТТ^ИИИГ отшя (16 занятий) Актуальность программы. Общение ребенка- дошкольника со сверстниками и взрослыми имеет свои особенности: яркая эмоциональная насыщенность, нестандартность высказываний с преобладанием инициативных высказываний над ответными высказываниями, отсутствие жестких норм и правил. У детей дошкольного возраста выражено преимущественное использование невербальных средств общения с ведущим кинестетическим каналом восприятия. Общение в дошкольном возрасте неразрывно связано со взрослым, роль которого меняется в зависимости от возраста ребенка: образец для подражания, эксперт, помощник, партнер (по М. И Лисиной). Способность взрослого гибко реагировать на возрастные изменения ребенка является важным условием для установления взаимоотношений между педагогом и ребенком. Ситуация отрицательного общения со взрослыми приводит к отказу от общения со сверстниками и порождает агрессию в адрес других детей (Комис- саренко Т. И., 1988). Дети всех дошкольных возрастов не имеют постоянно не принятых сверстников. И если такое постоянство случается — его делает возможным педагог (Иванова В. П., 1975). «Эффект смещения» в восприятии детьми дошкольного возраста воспитателя с гиперболизацией негативного воздействия (Николаева А. Б., 1985) порождает своеобразный порочный круг: негативные меры воспитателя вынуждают дошкольника действеннее на них реагировать, а необходимость изменить поведение влечет, в свою очередь, усиление внимания к подобным воздействиям. Каждый третий ребенок дошкольного возраста, по нашим данным, имеет проблемы в общении и нуждается в психопрофилактической и психокоррекционной помощи. Цель. Установление взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми на основе партнерства и сотрудничества, выравнивание социально-психологической структуры группы. Задачи: 1. Приобретение навыка игрового взаимодействия. 2. Раскрытие положительных черт характера. 3. Развитие более позитивной Я-концепции. 4. Приобретение умения выходить из проблемных ситуаций. 5. Расширение ролевого диапазона. 6. Обучение умению договариваться. 7. Коррекция стереотипов поведения. Адресат: 1. Подгруппы детей дошкольного возраста (6 — 8 человек) с различными проблемами общения и взаимоотношений (изолированные, отвергнутые, конфликтные, условно принятые по результатам социометрии). 2. Родители с детьми (минимально 1 семья с предпочитаемой ребенком подгруппой общения, максимально — 5 семей детей с проблемами общения). 3. Педагоги, активно включенные в оказание помощи детям с проблемами общения и взаимоотношений (проведение специальных занятий, игр, направленных на формирование умений сотрудничества). С0А£АКАИИ£ ТТРОГРАММЫ ОЖМ^Ч^СКИЙ "ПЛАН ЗАНЯТИЙ) to N)
Чз I » С N» Со Процедура игры. Вариант 1: водящий кидает мяч, называет свое имя и все, что хочет сказать о себе. Вариант 2: водящий кидает мяч, сообщает, какого цвета у него сейчас мячик, и называет того, кому кинул мяч. «Мяч, который мы бросаем друг другу, волшебный, он окрашивается в цвет нашего настроения. Этот цвет виден только тому, кто держит мячик в руках, поэтому водящий будет сообщать цвет мячика». Цвет мяча в этой игре, как и в игре «Цвет моего настроения», выражает настроение и состояние ребенка. Вариант 3: водящий называет свое имя и имена всех, кто бросал мяч до него. Называя свое имя, водящий указывает, какого цвета колпачок хотел бы сейчас надеть, например Коля — синий. Игра «Скажи вежливое слово» Цель: обучение положительному вербальному общению. Процедура игры. Вариант 1: водящий бросает мяч и говорит вежливое слово тому, кому бросил мяч. Вариант 2: по кругу передают друг другу вежливые слова. Вариант 3: по кругу дети называют ласковыми именами друг друга. 2 ч. Разыгрывание известных детям сказок, моделирующих ситуации общения и взаимоотношений. Для детей до 5 лет предлагаются сказки: «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Колобок». В сказках вводятся правила для развития познавательной активности, например в сказке «Волк и семеро козлят» нужно прятаться только за предмет определенного цвета. Использование алгоритмов в сюжетно-ролевых играх, то есть включение последовательности действий. Например, для развития общения используется алгоритм встречи: постучаться, войти, поздороваться, начать беседу. Для детей с 5 лет предлагаются сказки: «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Царевна-лягушка»____________________________________________ _____________________________________________________________________________________________
7-9-е занятия «Обида» 1. Развитие способности осознать причины непродуктивности взаимоотношений детей и педагогов, своих обид. 2. Развитие ответственности за согласование конфликтных стремлений во взаимоотношениях с педагогом. 3. Отреагиро- вание проблем во взаимоотношениях с педагогом 1 ч. Игры для вербального раскрепощения, снятия эмоциональных блоков. Игра «Кинь мяч и скажи любое слово» Цель: Снятие нервного напряжения. Процедура игры Вариант 1: мяч бросается внезапно и неожиданно, одновременно произносится любое слово. Вариант 2: мяч бросается внезапно и неожиданно, одновременно произносится любое плохое, неприятное слово. Вариант 3: мяч бросается внезапно и неожиданно, одновременно произносится любое страшное, опасное слово. Игра «Колечко» Цель: развитие наблюдательности и умения читать невербальные жесты. Процедура игры Вариант 1: у одного из детей в ладошках, втайне от водящего, прячется колечко или любой мелкий предмет. Водящий трогает ладошки детей и пытается определить, у кого из них спрятано колечко. Вариант 2: водящий заглядывает в глаза каждому ребенку и пытается определить, у кого из детей спрятано колечко. Вариант 3: водящий использует собственные тактики для того, чтобы определить, у кого из детей спрятано колечко. 2 ч. Проигрывание рассказанных детьми обид («Однажды в детском саду произошло...»). 3 ч. «Мусорное ведро». «Так же как мы выбрасываем все ненужное и плохое в мусорное ведро, мы сейчас будем выбрасывать свои обиды (для мусорного ведра подбирается любая емкость). Закроем глаза и вспомним свои обиды». Дети по очереди подходят к «мусорному ведру» и говорят: «Я выбрасываю в мусорное ведро свою обиду на ... У меня больше нет обид!» ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1 247 Далее приводим конспекты четырех занятий по развитию навыков общения у детей среднего дошкольного возраста. Основной акцент в этих занятиях сделан на развитии у детей умения договариваться. занятия -по гтшю отшя у шш дошкольного ъозштк Приведем примерные конспекты занятий, которые могут служить подготовительным этапом к программе «Тренинг общения». Заяшнс / Цель: 1. Развить умение представлять себя. 2. Учить устанавливать контакты при общении. 3. Помочь детям с проблемами адаптации преодолеть момент вхождения в группу сверстников. I часть Упражнение «Назови себя и расскажи о себе все, что захочешь». Дети по очереди (по желанию) выходят перед всеми и представляют себя, рассказывая, как их зовут, сколько им лет, есть ли у них братишки, сестренки, во что любят играть и т. д. II часть Ребята лежат на коврике и вспоминают известную сказку «Теремок». С детьми перед игрой уточняются следующие моменты: • в теремке могут жить самые разные звери — дети сами выбирают, какие звери будут у них сегодня жить в теремке; • звери не пускают бездумно всех зверей подряд в теремок, понимая, что, например, от волка может исходить опасность для петушка и т. п.; ПРИЛОЖЕНИЯ • звери ищут возможные пути решения возникших проблем (например, как пустить в теремок волка, лису и оставить в живых зайца, мышку). Эта сказка моделирует вход ребенка в группу детей, не всегда настроенных миролюбиво и предъявляющих претензии к ребенку. Дети распределяют роли и проигрывают сказку несколько раз с переменой ролей. В игре поощряется импровизация, неожиданные решения возникших проблем. III часть Детям предлагается поплясать под музыку перед зеркалом в образе различных животных. Занятие 2 Цель: 1. Показать детям непродуктивность использования агрессии при общении. 2. Учить детей называть друг друга по именам. I часть Упражнение «Брось мяч и назови по имени того, кому ты бросил мячик». II часть Детям рассказывают историю, которая произошла в одном лесу. «В одном небольшом лесу жили зайчики. Они жили дружно и весело. Но однажды в лес к зайчикам пожаловал еж, который стал колоться и угрожать наколоть всех зайцев на колючки. Зайцы уговорили ежика жить дружно, пригладили его колючки и пустили жить в лес. Потом пришли звери: • лиса, которая пыталась хитростью проникнуть в лес и съесть зверюшек; • волк, который грозился всех съесть и косточек не оставить; • медведь, который в лесу стал толкаться и пихаться; • лось, который всех зверей хотел рогами заколоть». Приложение 1 Сначала зайцы, а потом и все звери, которые уже жили в лесу, вместе с зайцами пытаются договориться с лисой, волком, медведем и лосем. Ведь места в лесу хватит всем. III часть Дети в образе зверей пляшут и выражают свое настроение. (Под музыку перед зеркалом.) Занятие, 3 Цель: 1. Учить устанавливать контакт при общении детей друг с другом (Ксения отвергнутая, не хочет дружить ни с кем, кроме Саши; Алена принятая, но у нее нет взаимных положительных выборов сверстников, хочет дружить с Юлей и Аней). 2. Развивать положительные взаимоотношения между детьми (Артем отвергнутый: «Ни с кем не дружу и не подружусь»; Аня предпочитаемая, но отрицательных выборов к ней со стороны сверстников больше, чем положительных). 3. Учить осознавать эмоции гнева, жалости (у Саши отрицательных выборов больше, чем положительных, проблемы в развитии положительных взаимоотношений). 4. Учить детей использовать ласковые слова, имена. I часть 1. Упражнение «Брось мяч кому хочешь и назови тогб, кому ты бросил мяч, ласковым именем или словом». 2. Игра «Проникновение в крепость». Дети стоят по кругу, взявшись за руки с закрытыми глазами. Задача водящего — незаметно проникнуть в крепость. II часть Дети свободно располагаются на коврике и слушают сказку «Крапивная горка». 250 ПРИЛОЖЕНИЯ «Шли дожди, и день, и два, и неделю. Замочило все кругом, всюду большие лужи. Весь лес стал мокрый. Попала вода в норки к зверям. Сначала в норку к ежику потекла вода, потом к мышкам, зайчикам, лисе, волку. А в этом лесу было высокое место, которое звери называли «Крапивной горкой» (там много растет крапивы). Туда-то и прибежал первым ежик и занял Крапивную горку. Потом прибежали мокрые мышки, которые вежливо попросились к ежику на горку. Следом прискакал мокрый заяц, тоже стал проситься на горку. Ежик всех пустил. Вдруг, смотрят звери, лиса бежит к Крапивной горке: хвост у лисы намок, висит, как тряпка. Подбежала лиса к Крапивной горке и давай требовать: «Пустите меня немедленно! Мне мокро и холодно!» Не понравилось зверям, как лиса к ним обратилась, да и вспомнили они все лисьи грехи: «А помнишь, лиса, как ты меня в речку столкнула и хотела съесть?» — сказал ежик. «Не пущу тебя!» Мышки и зайчик тоже вспомнили, как лиса их обижала, и отказались ее пустить на Крапивную горку. А лиса-плутовка стала упрашивать зверей ласковым голосом, поняв, что надо действовать хитростью. Сжалились звери, пустили лисицу. Тут и волк подбежал мокрый-мокрый и давай рычать грубым голосом: «Подвиньтесь, пустите меня!» Не пустили волка звери, а дождь все идет не переставая. Мокнет волк под дождем. Ничего не осталось волку, как хорошо попросить зверей пустить его. Вот сидят звери на Крапивной горке, сохнут и радуются, что от дождя укрылись. А лисе вдруг тесно стало! Сидит лиса и толкает потихоньку ежика к самому краю, пока совсем не столкнула. Обиделся ежик, даже слезы выступили. Да звери увидели, что произошло, и пожалели ежа, а лису отругали. Хотели лису совсем с горки выгнать, да передумали: «Пусть пока останется, посмотрим!» Дождь стал затихать. Решили звери послать ежа в разведку: посмотреть, не ушла ли вода из норок. Смелый Приложение 1 251 еж быстро справился с поручением, и звери были ему благодарны. Вода ушла из норок, выглянуло солнышко, и звери стали радостно плясать на лесной полянке около Крапивной горки». Сказка проигрывается несколько раз с переменой ролей. Данная сказка учит детей такому необходимому качеству, как коммуникативная толерантность (см. «Словарь»). Занятие 4 Цель: 1. Коррекция страха волка, темноты, змей, нападения. 2. Развитие навыков общения: умения договариваться, действовать сообща. 3. Обучение умению принимать и играть роли, решать проблемные ситуации, импровизировать в игре. Присутствуют дети (в скобках указаны основные проблемы детей): Кристина (страхи), Коля (страхи), Катя (страхи, проблемы в общении), Данила (страхи, проблемы в общении, проблемы адаптации), Юля (страхи), Соня (страхи, проблемы в общении). I часть Представление: дети назвали, как кого зовут и какого цвета колпачок надели бы сейчас (цветовая диагностика показала, что Катя и Данила требуют большего внимания — они колпачки выбрали черного цвета). Игра «Жмурки». Юля сказала, что не будет закрывать глаза и водить боится. Водили Соня, Коля, Кристина. У Кристины трудности в ориентировке в пространстве, а у Коли в соблюдении правил игры. Игра «Пятнашки со змеей». Коля старался запятнать педагога (выход агрессии). Элементы релаксации по Джекобсону: умылись теплой водой, побрызгались... (см. тренировка по Джекобсону). 252 ПРИЛОЖЕНИЯ Игра «Передай по кругу друг gpyiy страшную рожу и передай по кругу что-то приятное». Данила испытывал затруднения в невербальном изображении положительных эмоций: «Я не знаю, что такое бы и придумать». II часть Коля предложил поиграть в «Красную шапочку», заявив, что он будет волком. Юля и Данила отказались. Данила сказал, что он еще никогда в такие страшные игры не играл, Юля сказала, что боится. После обсуждения решили все-таки поиграть в сказку «Красная шапочка». Коля распределил роли, обсуждая их с детьми. Данила согласился играть роль папы, Юля — роль мамы. Красной шапочкой захотела быть Катя, которая стала активно обсуждать с Колей (волком), что делает в сказке Красная шапочка. Бабушкой никто не хотел быть. На предложение Коли сделать так, чтобы бабушка уехала, Катя не согласилась. Бабушкой назначили педагога. Кристина стала зайчиком, который уговаривал Красную шапочку быть поосторожнее в лесу с волками. Соня взяла роль дровосека и вооружилась в щит, меч, шлем. После распределения ролей обсудили, кто что делает, и сказка началась. В ходе сказки волку удалось съесть бабушку, а когда пришла Красная шапочка, он открыто заявил, что он волк и бабушку съел (проблемная ситуация). Красная шапочка помчалась за дровосеком, но не тут-то было: волк заявил, что он железный (вот еще одна проблемная ситуация). Тут уже мама, папа, заяц, Красная шапочка и дровосек задумались не на шутку, и совместными усилиями (произошло самостоятельное объединение детей) был найден выход: зажечь костер и бросить туда волка. Так и сделали, и волк был побежден. Сюжет сказки далек от сюжета сказки «Красная шапочка». Более того, сюжет менялся по ходу развития игры, создавая проблемные ситуации, которые требовали решения. Сказка закончилась, дети сняли маски Приложение 1 253 и «расколдовались», сказав для этого, например: «Я не дровосек, я — Соня...» Последним снял маску Коля, он бегал кругами и испытывал трудности в расставании с образом волка (Коля был в образе своего страха). Обсудив проигранную сказку, провели цветовую диагностику: Катя и Данила сказали, что колпачки у них малиновые. Уборка масок. Данила сказал, что теперь он тоже хочет сразиться с волком. Приложение 5 программа- корр£кциоиио~ра^и?аю1цих занятий по прошм am адаптации д^й дошкольного траста-(16 занятий) Актуальность программы. Адаптация как приспособление организма к новой обстановке включает широкий спектр индивидуальных реакций ребенка в зависимости от его психофизиологических и личностных особенностей, конкретного характера семейных отношений и воспитания, условий пребывания в яслях и детском саду. В яслях адаптация длится приблизительно 7—10дней, в среднем дошкольном возрасте 2 — 3 недели и в старшем дошкольном возрасте — 1 месяц. Состояние аффекта в первые дни посещения детского сада выявляется у 44% детей (49% мальчиков и 37,5% девочек, по данным А. И. Захарова, 1988). До 3 лет у детей, подверженных невротическим расстройствам при помещении в ясли, скорее всего, будут проявляться беспокойство, страх и депрессивные реакции (заторможенность, вялость, безучастность). В детском саду (а чаще дома, как своеобразная эмоциональная разрядка сдерживаемого в детском саду психического напряжения) у таких детей могут преобладать повышенная возбудимость, раздражительность, капризность, упрямство и негативизм. У эмоционально чувствительных, впечатлительных детей,
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|