|
|||
ОГЛАВЛЕНИЕ 15 страницаПриложение 8 шяш с детьми 5-6 л^г нагому «яо^ишся!» Задачи: 1. Развитие способности осознавать основные причины непродуктивности взаимоотношений и своих обид. 2. Развитие позитивной веры в себя и других. 3. Развитие ответственности за свои взаимоотношения со взрослыми. 1-я часть занятия 1. Диагностика взаимоотношений между педагогом и ребенком методом масок. Позволяет конкретизировать отношения, представив их в виде мимических выражений человеческого лица. Самооценка: какая из масок чаще всего бывает у тебя, когда ты находишься в детском саду? Покажи, какой ты чаще всего в детском саду? Перцептивная оценка: ребенку предлагается выбрать маску за педагога. Какая из масок чаще всего бывает на лице (имя, отчество педагога)? В качестве компонентов структуры личностных отношений используются пары «доминирование— подчинение», «отрицательное—положительное». Непродуктивными считаются взаимоотношения между педагогом и ребенком в том случае, если ребенок оценивает воспитателя маской «отрицательное доминирование». Приложение 1 Отрицательное доминирование рассматривается как управление с мотивом отталкивания и чувством антипатии. 2. Диагностика взаимоотношений через проективную игру «Разные зверюшки». Дети отождествляют себя с любимыми педагогами, видят себя и своих наставников схожими. Кем видят воспитателей дети? На кого похожи воспитатели? На эти вопросы поможет ответить проективная игра. «Представьте себя и воспитателей самыми разными зверюшками и от их имени расскажите, как они чувствуют себя в детском саду». 2-я часть занятия 1. Игра «Брось мяч, скажи плохое, страшное, неприятное слово». Данные игры проводятся с целью вербального рас-• крепощения и снятия эмоциональных блоков. В первой игре принимаются любые, даже самые неприятные и неприличные слова, за которые взрослые «не погладят по головке». 2. Беседа с детьми проходит в кругу в форме доверительного общения. «Ребята, бывает, что кто-то из вас гневается, обижается, дуется на взрослых как дома, так и в детском саду. Об обиде лучше рассказать обидчику или кому-либо, и тогда она растает, как тает снег весной, как тает мороженое в жаркий день или как тает льдинка в теплой руке. Если у кого-то есть обида на воспитательницу, например, то можно сейчас рассказать об этом, и обида обязательно уменьшится, а может исчезнуть совсем». Ваня 5,5 лет. «Я обиделся на воспитательницу Это было еще в пятницу. Аня построила из кубиков трон, который я разрушил. Воспитательница наказала меня. Она посадила меня на стул и сказала, что я буду там сидеть до вечера. Я обиделся». ПРИЛОЖЕНИЯ Рассказанная история может обсуждаться и может проигрываться для уточнения деталей и для предоставления герою рассказа возможности побыть на месте воспитательницы, которой придется успокаивать Аню. Рассказы детей стимулируются слегка обозначенными сюжетами: «Однажды в детском саду...», «Воспитательница увидела, что...» и т. п. 3-я часть занятия 1. «Мусорное ведро». После разбора и проигрывания рассказов детям предлагается сбросить остатки обид в «мусорное ведро», туда, куда кидают ненужный хлам. При организации подобных занятий происходит от- реагирование обид и проблем во взаимоотношениях педагогов и детей. Умение не накапливать обиды служит основой психологического здоровья ребенка дошкольного возраста. Дети дошкольного возраста тонко понимают и глубоко переживают травмирующие их события. Необходимо всегда помнить о том, что ребенок реагирует не только на слова, но и на тон, взгляд, жесты взрослого. В то же время дошкольников отличает неспособность объяснить свои чувства. Неумение ребенка выразить свои чувства словами при неблагополучных условиях развития приводит к невротическим расстройствам и психосоматическим заболеваниям. Для многих детей дошкольного возраста характерно подавление своего гнева в отношении взрослого. В связи с этим важным является обучение дошкольников конструктивным формам выражения своих отрицательных эмоций.
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение …3
|
|||
|