Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ОГЛАВЛЕНИЕ 15 страница



Приложение 8

шяш с детьми 5-6 л^г нагому «яо^ишся!»

Задачи:

1. Развитие способности осознавать основные при­чины непродуктивности взаимоотношений и своих обид.

2. Развитие позитивной веры в себя и других.

3. Развитие ответственности за свои взаимоотноше­ния со взрослыми.

1-я часть занятия

1. Диагностика взаимоотношений между педагогом и ребенком методом масок. Позволяет конкретизиро­вать отношения, представив их в виде мимических вы­ражений человеческого лица.

Самооценка: какая из масок чаще всего бывает у тебя, когда ты находишься в детском саду? Покажи, ка­кой ты чаще всего в детском саду?

Перцептивная оценка: ребенку предлагается вы­брать маску за педагога. Какая из масок чаще всего бы­вает на лице (имя, отчество педагога)?

В качестве компонентов структуры личностных отношений используются пары «доминирование— подчинение», «отрицательное—положительное». Не­продуктивными считаются взаимоотношения между пе­дагогом и ребенком в том случае, если ребенок оценива­ет воспитателя маской «отрицательное доминирование».

Приложение 1

Отрицательное доминирование рассматривается как управление с мотивом отталкивания и чувством анти­патии.

2. Диагностика взаимоотношений через проектив­ную игру «Разные зверюшки».

Дети отождествляют себя с любимыми педагогами, видят себя и своих наставников схожими. Кем видят вос­питателей дети? На кого похожи воспитатели? На эти вопросы поможет ответить проективная игра. «Пред­ставьте себя и воспитателей самыми разными зверюш­ками и от их имени расскажите, как они чувствуют себя в детском саду».

2-я часть занятия

1.           Игра «Брось мяч, скажи плохое, страшное, непри­ятное слово».

Данные игры проводятся с целью вербального рас-• крепощения и снятия эмоциональных блоков. В первой игре принимаются любые, даже самые неприятные и не­приличные слова, за которые взрослые «не погладят по головке».

2.          Беседа с детьми проходит в кругу в форме дове­рительного общения.

«Ребята, бывает, что кто-то из вас гневается, обижа­ется, дуется на взрослых как дома, так и в детском саду. Об обиде лучше рассказать обидчику или кому-либо, и тогда она растает, как тает снег весной, как тает мороже­ное в жаркий день или как тает льдинка в теплой руке. Если у кого-то есть обида на воспитательницу, например, то можно сейчас рассказать об этом, и обида обязатель­но уменьшится, а может исчезнуть совсем».

Ваня 5,5 лет. «Я обиделся на воспитательницу Это было еще в пятницу. Аня построила из кубиков трон, который я разрушил. Воспитательница наказала меня. Она посадила меня на стул и сказала, что я буду там сидеть до вечера. Я обиделся».

ПРИЛОЖЕНИЯ

Рассказанная история может обсуждаться и может проигрываться для уточнения деталей и для предостав­ления герою рассказа возможности побыть на месте вос­питательницы, которой придется успокаивать Аню.

Рассказы детей стимулируются слегка обозначен­ными сюжетами: «Однажды в детском саду...», «Воспи­тательница увидела, что...» и т. п.

3-я часть занятия

1. «Мусорное ведро».

После разбора и проигрывания рассказов детям предлагается сбросить остатки обид в «мусорное ведро», туда, куда кидают ненужный хлам.

При организации подобных занятий происходит от- реагирование обид и проблем во взаимоотношениях пе­дагогов и детей. Умение не накапливать обиды служит основой психологического здоровья ребенка дошколь­ного возраста. Дети дошкольного возраста тонко пони­мают и глубоко переживают травмирующие их события. Необходимо всегда помнить о том, что ребенок реагиру­ет не только на слова, но и на тон, взгляд, жесты взросло­го. В то же время дошкольников отличает неспособность объяснить свои чувства. Неумение ребенка выразить свои чувства словами при неблагополучных условиях развития приводит к невротическим расстройствам и психосоматическим заболеваниям. Для многих детей до­школьного возраста характерно подавление своего гнева в отношении взрослого. В связи с этим важным является обучение дошкольников конструктивным формам выра­жения своих отрицательных эмоций.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение …3



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.