Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ОГЛАВЛЕНИЕ 14 страница



Приложение 1                                                                                                                                                                                      255

у детей, зависимых от матери и у детей с проблемами еды, дневного сна, туалета, преобладает в начале посещения детского сада неблагоприятное состояние. Адаптационный стресс вызывает различные нарушения у детей. Больше проблем с адаптацией у нервно-соматически ослабленных детей, у единственных и поздних детей, у детей, привык­ших к исключительному вниманию в семье (гиперопеке), у детей с проблемами общения.

Цель программы: предупреждение и коррекция нервных расстройств, вызванных проблемами адапта­ции в яслях и детском саду.

Задачи:

1. Воспитание саморегуляции, самозащиты и самокор­рекции при помощи направленных игр.

2. Снижение у детей внутреннего напряжения.

3. Создание у детей мотивации на изменение себя в лучшую сторону (самокоррекция).

Адресат. Поскольку причины плохой адаптации заклю­чаются в особенностях детей, родителей и педагогов, то, соответственно, предполагается три направления работы:

1. Работа с детьми: занятия проводятся с детьми, имею­щими проблемы адаптации, куда включается пред­почитаемая этими детьми подгруппа общения.

2. Работа с родителями: консультации о причинах плохой адаптации детей в детском саду и яслях (см. «Памятка для педагогов по консультированию родителей»). Про­ведение коррекционных занятий, создающих мотива­цию на положительное изменение себя в социально приемлемом контексте групповых отношений.

3. Работа с педагогами: повышение чувствительности педагогов к детям с проблемами адаптации через ор­ганизацию наблюдения во всех видах деятельности и повышение психолого-педагогической компетент­ности по проблемам адаптации.

СОЬШШ^ flfOfPAMMbl (ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 16 ЗАНЯТИЙ)

Тема Цели и задачи Наименование форм работы, упражнений
Спонтанные психолого- терапеети- ческие игры 1. Уменьшение внутреннего напряжения в период адаптации. 2. Повышение игровой активности и контактов. 3. Создание мотивации на участие в совместных играх и игровых упражнениях 1-3-е занятия I часть. Спонтанные игры по желанию детей: игры с масками, сражения. В игро­вом помещении (в удобных для самостоятельного использования детьми местах) расположены различные игрушки, направленные на отреагирование агрессии: дубинки, мечи, сабли, щиты, шлемы и т. л. Помимо этого, для упражнения в при­нятии ролей дети имеют возможность примерить на себя перед зеркалом маски разнообразных героев. Спонтанные игры являются дополнительной диагности­кой проблем ребенка. Ребенок выбирает игры по своему желанию, взрослый присоединяется к этим играм. Например, если ребенок вооружился мечом, то взрослый предлагает сразиться в поединке на рыцарском турнире, победить дракона и т. п. II часть. Игры в театр. Для игры необходима ширма и театральные куклы бибабо: волк, заяц, лиса, козленок и др. (театральные куклы должны представлять как положительных, так и отрицательных героев). Процедура. Взрослый (педагог, психолог, родитель) надевает на одну руку театральную куклу, изображающую положительного героя (например, козленка). На другую руку взрослый надевает театральную куклу, изображающую отрицательного героя (например, волка). Козленок рассказывает ребятам, что в лесу поселился злой волк, который никого туда не пускает: ни мышонка, ни зайчонка, ни козленка. «Не пущу никого, мой лес!» — подтверждает волк. Козленок просит ребят помочь ему, а волк отгова­ривает помогать глупому козленку. В играх в театр поощряется импровизация, самостоятельное решение проблемных ситуаций. III часть. Уборка игрушек

О

-fc. о

Игры на знаком­ство и пред­ставление себя 1. Эмоциональная разрядка, повышение настроения. 2. Уменьшение бес­покойства по поводу отсутствия родителей 4-6-е занятия • I часть. Знакомство (имя с цветом воздушного шарика, фломастера, майки). Игра «Кинь мяч и скажи любое слово». II часть. Спонтанные игры по желанию детей: игры с масками, сражения, театр. III часть. Заключение: уборка игрушек, цветовая диагностика настроения
Игры на преодоление страхов и опасений в неожиданных ситуациях 1. Уменьшение расте­рянности ребенка при внезапных обращени­ях к нему. 2. Преодоление ре­бенком мнительности, недоверия к окружаю­щим взрослым 7-8-е занятия I часть. Знакомство с фигурой. Дети становятся в круг. «Сейчас мы будем знако­миться необычным способом — фигурой. Фигуру каждый из нас будет делать, используя свое тело, например: «присесть, вытянув руки, выставить одну ногу и поставить руки на пояс, соединить руки над головой, а ноги поставить на ширине плеч» и т. п. Придумайте такую фигуру, которая будет похожа на вас, на ваше на­строение сейчас». Тот, кто придумал фигуру первым, показывает ее остальным участникам и называет свое имя. Все участники игры хором повторяют названное имя и одновременно повторяют изображенную фигуру. Первый участник выби­рает направление круга и указывает, кто следующий будет представлять свою фигуру. Игра «Тропа индейцев». Цель: преодоление страхов нападения. Процедура игры: прохождение по тропе индейцев до цели, не обращая внимания на различные препятствия. Рядом с тропинкой в разных местах помещаются участники игры, пугающие неожиданным воздействием (без прикосновения). «Съедобное — несъедобное». «Все предметы делятся на съедобные и несъедоб­ные. Наша задача — быть внимательными и не ловить брошенный ведущим мяч, когда назван несъедобный предмет: например, тарелка, сумка, доска и т. п. Если ведущим будет назван съедобный предмет, то ловить брошенный мяч надо. Ведущий называет только те предметы, которые окружают ребенка в детском саду (дома). II часть. Спонтанные игры по желанию детей: игры с масками, театр, постройки. III часть. Уборка игрушек, диагностика настроения фигурой

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 6

МЕТОДИКА мышечной релаксации

ТЮ лжекокоиу

(Эля детей дошкольного возраста

и педагогов)

Е. Джекобсон (Е. Jacobson) обнаружил тесную вза­имосвязь между эмоциями и мышечным тонусом. Для невротических состояний, которые очень часто сопро­вождают адаптацию у ребенка дошкольного возраста, характерным является повышение мышечного тонуса

ч

скелетных мышц. Это усугубляет состояние, приводит к быстрой утомляемости, слабости. Методика мышечной релаксации по Джекобсону предполагает напряжение каждой группы мышц с последующим расслаблением. Мышечное расслабление в данной методике использу­ется для снятия эмоционального напряжения.

Методика нервно-мышечной релаксации будет по­лезна не только для детей, но и для родителей, педаго­гов. Известно, что верным признаком нарушений в эмо­циональной сфере являются энергетические «зажимы», возникающие вследствие официальности или недобро- желательности атмосферы совместной деятельности, отсутствия навыков непринужденного и в то же время контролируемого эмоционального поведения. Сдержи­вание подавляемых эмоций приводит к концентрации

ПРИЛОЖЕНИЯ

их в виде мышечных зажимов (Бойко В. В., 1996). Нами был проведен анализ мышечных зажимов у 78 буду­щих педагогов. Предлагалось оценить у себя наличие «зажимов» по шкале от 0 (полное отсутствие напря­жения) до 10 баллов (очень сильное напряжение). По данным проведенного обследования, у будущих педаго­гов отмечаются эмоционально-энергетические зажимы в следующих зонах: мышцы шеи, языка — 5,0; груди, • плеч, лопаток, рук — 6,0; диафрагмы, солнечного спле­тения, спины — 4,7. Наибольший процент опрошенных (59%) указали на явное напряжение — 7 и более баллов в группе мышц груди, плеч, лопаток, рук. Мышечные зажимы выполняют функцию «защитного панциря», под которым скрываются подавленные эмоции. В вы­раженных зонах мышечных зажимов удерживается, блокируется гнев, отражая запрет на выражение отри­цательных эмоций.

Дисбаланс напряжения и расслабления проявляет­ся, прежде всего, подсознательно — в позах, жестах, ми­мике, интонациях голоса, вызывая нарушения в личных отношениях. Нервно-психический дисбаланс личности педагога вызывает слабость, которая вынуждает занять позицию «над ребенком». Именно с этого начинается ав­торитарность. Гнев, страх, печаль, ярость и другие отри­цательные эмоции связаны с функциональной активно­стью правого полушария головного мозга. Возбужденное эмоциональным стрессом правое полушарие головного мозга генерирует отрицательные эмоции, которые при перенапряжении нервно-психических сил не перераба­тываются левым полушарием.

Таким образом, по нашим данным, у педагогов в большей степени могут отмечаться эмоционально- энергетические зажимы в следующих зонах: мышцы шеи, языка; груди, плеч, лопаток, рук; диафрагмы, сол­нечного сплетения и спины. Наибольший процент пе­дагогов указывает на явное напряжение в группе мышц

Приложение 1

груди, плеч, лопаток. Мышечные зажимы выполняют функцию «защитного панциря», под которым скрыва­ются подавленные эмоции. В выраженных зонах мышеч­ных зажимов в основном удерживается, блокируется гнев, отражая запрет на выражение педагогами отри­цательных эмоций.

Педагоги, выполняя вместе с детьми упражнения, могут улавливать чувство мышечного напряжения и рас­слабления (улавливание этого чувства доступно и детям дошкольного возраста). Могут расслаблять произвольно напряженные мышцы и замечать, какие группы мышц напряжены при разных эмоциональных состояниях, и снимать напряжение мышц методом воображения.

Упражнения № 3 «Бабочка» и № 4 «Черепаха» осо­бенно полезны педагогам.

Предлагаем короткий вариант тренировки по Дже- кобсону для детей дошкольного возраста. Эти упражне­ния можно выполнять как на занятиях в качестве отдыха, так и в игровые моменты деятельности дошкольника.

При выполнении упражнений необходимо соблю­дать следующий принцип; все упражнения с напряжени­ем выполняются на вдохе, а все упражнения на рассла­бление выполняются на выдохе.

Для выполнения упражнений необходимо принять удобную позу: сидя или лежа.

Каждое упражнение выполняется дважды.

Шрашро£ка па Ъшкх&сшу

Упражнение «Сосулька». Сжать кисти рук макси­мально на вдохе (как будто сильно-сильно сжимаете со­сульку), на выдохе разжать (ощущение легкого тепла).

Упражнение «Тяни». Вытянуть руки до противопо­ложной стены на вдохе (как будто хотите что-то достать), опустить руки — на выдохе.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Упражнение «Бабочка». Свести лопатки на вдохе (как будто бабочка сложила крылышки), на выдохе ло­патки — развести (бабочка расправила крылышки).

Упражнение «Черепаха». Плечи поднять к ушам на вдохе (прячем голову, как черепаха в панцирь), на вы- дохе плечи опустить и расслабиться (черепаха высунула голову из панциря).

Упражнение «Пяточки». Носки ног максимально по­тянуть к коленям (покажите пяточки), на выдохе — опу­стить.

Упражнение «Носочки». Пятки потянуть к икронож­ным мышцам на вдохе (вытянуть носки), на выдохе — расслабить ноги и опустить.

Упражнение «Бяка-Бука». Наморщить лоб, нос, све­сти глаза «в кучу» на вдохе, на выдохе — вернуться в об­ратное положение.

Упражнение «Буратино». На вдохе улыбнуться максимально широко (улыбка Буратино), на выдохе — губы сделать трубочкой и выдохнуть воздух со звуками: «У-тю-тю-тю-тю».

Приложение 1

программа' kofwkuhohho-

ающих занятий ЪОШОШШЮ CffWOV

У                                                                                     (30 занятий)

Актуальность програм­мы. Под влиянием страхов у детей дошкольного возраста может возникнуть состояние эмоционального перенапря­жения, которое проявляется различными изменениями в поведении: заторможен­ность, импульсивность, не­предсказуемые действия и др. Наличие устойчивых страхов говорит о том, что ребенок не способен спра­виться со своими чувствами, не может контролировать их.

У детей в возрасте 3 — 5 лет интенсивно развивается воображение, а вместе с этим и вероятность появления воображаемых страхов. В возрасте 5 — 7 лет дети повы­шенно чувствительны к страху смерти, что способству­ет перерастанию различных опасений в невротические страхи (Захаров А. И., 1995). В дошкольном возрасте

264                                                                                                                                                          ПРИЛОЖЕНИЯ

страхи наиболее успешно подвергаются психологиче­скому воздействию, поскольку они еще не завладели характером ребенка и чаще всего носят возрастной ха­рактер.

Устранение отрицательных эмоциональных следов страха является необходимым условием психического здоровья детей.

Цель. Устранение, преодоление, десенсибилизация страхов (см. «Словарь») у детей (профилактика, коррек­ция, психотерапия).

Й

Задачи:

1. Предупреждение (коррекция) у детей неуверенно­сти, застенчивости.

2. Снятие поведенческих нарушений у детей дошколь­ного возраста (торможение, импульсивность, ско­ванность), возникающих в результате воздействия страхов.

3. Отреагирование при помощи эмоций ранее испы­танных детьми переживаний страха.

4. Десенсибилизация страхов.

5. Обучение детей игровому проигрыванию своих пе­реживаний психологического содержания.

6. Развитие умения владеть своими эмоциями и при­нимать решения.

7. Обучение детей дошкольного возраста адекватной психологической защите.

Адресат:

1. Подгруппы детей (6 — 8 человек), куда включаются дети с различной степенью выраженности страхов, тревожности.

2.. Родители с детьми.

3. Педагоги, как активно включенные в оказание по­мощи детям справиться с переживаниями (рисова­ние страхов, игровая профилактика страхов).

Приложение 1

(ТЕМАТИЧЕСКИЙ "ПЛАН ЗАНЯТИЙ)

На первых восьми занятиях проводятся подвижные и сюжетные психотерапевтические игры. Соблюдение правил в подвижных играх является необходимым усло­вием игровой коррекции. В результате проведенных за­нятий правила игр усваиваются и закрепляются.

J-с доящие.

tlad&iTfome паштерапг&шшкие илрии «Замри», <^лткш, «ОЯмуркм?

Задачи:

1. Устранение страхов неожиданного воздействия, замкнутого пространства и одиночества.

2. Снятие невротической заторможенности.

3. Развитие выдержки, терпения, контроля, коррекция (профилактика) страха темноты.

4. Обучение умению контролировать эмоции, коррек­ция страха нападения.

I часть: знакомство с применением диагностики на­строения (см. Приложение 4: игра «Цвет моего настрое­ния» и др.).

Игра «Замри». Процедура игры: по одному сигналу водящего нужно кричать, хлопать, стучать, а по другому сигналу — замереть. Водящий ходит между детьми, пы­таясь напугать (рассмешить).

Игра «Прятки». Процедура игры: водящий старает- ся найти спрятавшихся детей.

Игра «Жмурки». Процедура игры: водящий с закры­тыми глазами старается найти стоящих на ограниченном пространстве детей.

263 ПРИЛОЖЕНИЯ

II          часть: самостоятельные игры в присутствии взрос­лых и без них, что является подготовкой к преодолению страха одиночества. Спонтанные игры по желанию де­тей: игры с масками, сражения (см. Приложение 5).

III             часть: диагностика настроения.

2-е занятие.

Шнхологишки моти£иро£анные игры:

«Кинь мах, скамл плохое, страшное,

неприятнее сио£о»; «Кинь мах, скажи доброе,

хорошее, приятное сие&о»; «ТИрапа индейцев

Задачи:

1. Преодоление замешательства и смущения при ответах.

2. Устранение страха внезапных ответов, нападения.

3. Улучшение возможности самовыражения у детей.

Игра «Кинь мяч, скажи плохое, страшное, неприят­ное слово». Процедура игры: мяч бросается внезапно и неожиданно, и одновременно произносится страшное, плохое или неприятное слово.

Игра «Кинь мяч, скажи доброе, хорошее, прият­ное слово». Процедура игры та же, что и в предыдущей игре.

Игра «Тропа индейцев» (см. Приложение 5).

3-е ^смятие.

Чсяшл^апеЁтяшкж ихрьи «Передай по кругу друг другу страшную ражу»; «Передан по кругу друг другу Что-то приятное»; «Лиса и jauqtn»

Задачи:

1. Снятие эмоциональных блоков, обучение невер­бальному выражению эмоций.

Приложение 1

2. Устранение замешательства в непредсказуемых игровых ситуациях.

3. Активизация процесса принятия решений.

Игры на выражение эмоций: Игра «Передай по кру- гу друг другу страшную рожу» и игра «Передай по кругу друг другу что-то приятное». Процедура игры: по кругу молча друг другу строят страшные «рожи», а во второй игре передают что-то приятное. Эти две игры целесо­образнее проводить вместе, заканчивая передачей хо­рошего, приятного.

Игра «Лиса и зайцы». Процедура игры: «Зайцы» должны пробраться через лес, в котором живет «лиса». Лес (в роли деревьев дети) защищает зай­цев, задерживая лису.

4-е jaMJunue.

Мелштсьеасае риаЖанне

Задачи:

1. Обучение детей преодолению страха при помощи рисования.

2. Упражнение в умении отреагировать свой страх при помощи игры и рисования.

Проводится преодоление страхов посредством на­правленного (тематического) рисования. Предлагается изобразить то, чего боишься, а потом изобразить, как можно справиться с этим страхом.

5-е jajwme.

nipt*:

«Кайлен», «1?afici SLiw>

Задачи:

1. Преодоление страхов сказочных персонажей.

2. Упражнение в умении действовать в непредсказуе­мых ситуациях.

ПРИЛОЖЕНИЯ

3. Устранение страха нападения.

Игра «Кощей». Процедура игры: каждый выбирает себе предмет и кладет его в середину круга. «Кощей» объявляет эти предхметы своим золотом («чахнет над зла­том»), Задача играющих: незаметно для Кощея забрать свой предмет. «Кощей» защищается, угрожает.

Игра «Баба Яга». Процедура игры: кто-то из детей выбирается на роль Бабы Яги, которая после хором ска­занных слов («Бабка Ежка, костяная ножка, ножку сло­мала, нас не догнала») пытается, прыгая на одной ноге, догнать детей, прыгающих тоже на одной ноге.

6-е joHJume.

Т1сихШеране&ш uipttu «Закхидоёаннал дораш», «Распра&ься с отсноапью?

Задачи:

1. Преодоление страха замкнутого пространства.

2. Коррекция страха нападения.

3. Коррекция недоверия взрослых к возможностям ре­бенка, их стремления к излишней опеке. Перед на­чалом игр «Заколдованная дорога (Заколдованный лес)» и «Расправься с опасностью» взрослый (педа­гог, психолог, родитель) предлагает ребенку никуда не ходить, тем более в заколдованный лес и уж тем более справляться с опасностью. Взрослый всячески отговаривает ребенка от участия в этих играх. Во всех играх и игровых упражнениях приведенных во всех программах роль взрослого (педагога, психолога, ро­дителя) имеет двойное значение: с одной стороны, взрослый организует и проводит игры, а с другой — взрослый наравне с детьми участвует во всех играх. Роль участника игрового действия позволяет взрос­лому усилить психотерапевтический эффект игры.

Приложение 1

4. Упражнение в активизации процесса принятия ре­шений.

Игра «Заколдованная дорога (Заколдованный лес)».

Процедура игры: ребенок идет по лесу, из-за дере­вьев выскакивают звери и задают неожиданные вопро­сы. Если ребенок ответит на все вопросы-задания, то лес «расколдуется» и пропустит ребенка домой.

Сюжетная игра: «Расправься с опасностью». Про­цедура игры: дети расправляются с различными «нечи- стями»: дракон огнедышащий; змей шипящий; Баба Яга, пытающая утащить ребенка; волк рычащий и т. д.

7-е гашише. Tajm&taiame acajcuc

Задачи:

1. Упражнение в умении принимать решения.

2. Закрепление умения действовать в непредсказуе­мых ситуациях.

Разыгрывание сказок (кукольное представление). Находясь за ширмой с куклой, надетой на руку, педагог (психолог) ведет повествование от ее лица в виде моно­лога или диалога с другими куклами, изображающими сказочных персонажей и людей. Отличительной чертой является периодическое обращение главного персонажа к зрителям, которые тем самым принимают в представ­лении активное участие. Например, ежик спрашивает лису, почему он часто плачет. Лиса дает ежику непра­вильный ответ. Недовольный ежик обращается к зрите­лям, которые в данный момент представлены как различ­ные обитатели леса. Высказывает свое мнение и тот из детей, поведение которого в косвенной форме изобра­жается в игре. Он самостоятельно или прислушиваясь к мнению других детей находит правильное решение, что делает характер игры обучающим.

270                                                                                                                                                          ПРИЛОЖЕНИЯ

8-е              занятие.

flpcutptnioHHe обозначенных ситуации

Задачи:

1. Психологическая очистка от недружелюбных чувств.

2. Отреагирование агрессии в игровой форме.

3. Обучение умению контролировать свои отрицатель­ные эмоции, выбирать и играть роль.

Основная часть занятия отводится проигрыванию слегка обозначенных ситуаций, например: «Мы сейчас все влесу. Ты кто? Аты? Ая — серый волк», «Однажды на поляну вышли, ничего не подозревая...», «Путешествие вокруг света», «Осада города», «Волшебный замок».

Восемь последующих занятий посвящены проигры­ванию сказок, сказочных историй, условных историй.

9-12-е                         занятия.

Тоие&ле игры по сюжетам, известных сказок

Задачи:

1. Приобщение через сказки к миру взрослых, озна­комление с иххарактерами, действиями, поступками.

2. Постижение через сказки уроков, предостереже­ний от опасностей.

3. Уменьшение интенсивности страхов через проигры­вание ребенком роли того сказочного персонажа, которого он боится.

4. Улучшение способности детей принимать роли, ве­сти себя более гибко.

5. Снятие страхов перед сказочными персонажами.

6. Развитие воображения и инициативы детей.

7. Поощрение к активному выражению чувств, своего отношения к происходящим событиям.

Приложение 1                                                                                                                                                                                      271

I          часть: знакомство, приветствие детей проводится с диагностикой настроения каждого ребенка.

Две-три подвижные игры по выбору детей.

II            часть: проигрывание сказок про Бабу Ягу, Кощея Бессмертного, Волка, Змея Горыныча, Бармалея и др. с учетом психологии сказочных персонажей и возраста детей.

Пример

История Даши (5 лет) про принцессу (у Даши боль­шое количество страхов и проблемы в общении со свер­стниками).

Жила-была принцесса. Однажды ночью, когда прин­цесса уснула, на нее напали Баба Яга и Змей Горыныч и унесли к себе в лес. Если бы не доблестный принц, живший поблизости, то плохо пришлось бы принцессе. Принц сначала победил Бабу Ягу, потом Змея Горыныча и женился на принцессе.

Даша играла роль принцессы.

13-16-е jammuA. Toueitne игры па cjcagavmui я условным, историям.

Задачи:

1. Развитие способности к принятию ролей. " 2. Коррекция тревожности как выраженного беспо­койства в ожидании каких-то событий, опасения сделать что-либо не так, не успеть.

3. Развитие умения у детей действовать в сложных си­туациях.

I          часть: знакомство с применением диагностики на­строения.

Две подвижные игры по выбору детей.

II           часть: проигрывание сказочных и условных исто­рий (историй, которые могли бы произойти реально,

272                                                                                                                                                          ПРИЛОЖЕНИЯ

но в другом месте, времени или при других обстоятель­ствах). Например: «Кругосветное путешествие», «Осада города», «Приближающийся праздник», «Пришел(шла) поздно в детский сад», «Однажды в детском саду...»

Пример

История Оли б лет про помойку. У Оли большое количество страхов и нарушены отношения со взро­слыми.

Жила девочка с мамой. Попросила мама девочку вы­нести ведро с мусором. Девочка подошла к «мусорке», но вдруг из мусора выскочили чудища. Девочка испугалась, бросила ведро и убежала. Она рассказала все маме, но мама не поверила ей. Когда мама ушла в магазин, девочка надела страшную маску и пошла к «мусорке». Чудовища увидели девочку и испугались.

Оля играла роль мамы.

Следующие восемь занятий отводятся для про­игрывания страшных, кошмарных снов и реальных историй.

/ 7-20-е, занятия. Тале&яе игры па страшным, кошмарным снам

Задачи:

1. Уменьшение Эхмоциональных следов от страхов и

потрясений посредством их проигрывания.

2. Снятие эмоциональных переживаний от кошмар­ных снов.

I         часть: знакомство с применением диагностики на­строения.

Две подвижные игры по выбору детей.

II            часть: проигрывание страшных кошмарных снов детей.

Приложение 1

Пример

История про что-то страшное или плохое, что было с тобой, что тебе приснилось. Вызвались Лена и Олеся. До­говорились, что рассказывать будут вместе (совместная история): Лена начинает, Олеся продолжает.

История Лены и Олеси про Бабу Ягу и Кощея.

Жила-была одна семья, в ней были: мама, папа, сын и две дочки. Однажды, когда мама и папа ушли в магазин, на детей напали Баба Яга и Кощей: схватили и унесли в свое царство-государство. Вернулись мама с папой и помчались спасать детей.

Лена взяла роль Бабы Яги, Олеся — роль девочки.

Предварительного договора, как справиться со зло­деями, не было. По ходу игры папа придумал раздобыть волшебное яйцо, разбить его, сломать иглу и таким об­разом победить Кощея. Мама сорвала маску (личину) с Бабы Яги.

III часть: празднование победы и обсуждение пове­дения каждого из участников.

21 -24-е донятая.

ToueSmt игры па реальным, историям

Задачи:

1. Обучение конструктивному решению ситуаций, вы­зывающих переживания.

2. Обучение через проигрывание ситуаций разнооб­разным способам выхода из конфликтных ситуаций

(«веер решений»).

I         часть: знакомство с применением диагностики на­строения.

Две подвижные игры по выбору детей.

II             часть: проигрывание реальных историй (напри­мер: «Обида на брата», «Если бы я был папой (мамой)») по темам, предложенным детьми.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Пример

История Миши (6 лет) про горку. У Миши большое количество страхов.

I          часть

Однажды я пошел с братом на горку кататься. Я ска­тился и попал в яму с большой дыркой. Я напугался и больше не смог кататься.

Проиграли первую часть истории два раза. Миша первый раз был ямой, которая засасывает, не выпуска­ет, и из нее надо вырваться. Второй раз Миша захотел играть роль себя — мальчика Миши.

II            часть

Я провалился в яму, и меня мокрого повезли домой на санках. По дороге встретился папа с собакой, который и привез меня к маме. Мама меня отругала и нашлепала

по попе. Миша взял роль себя.

*

25-30-& занятия.

«Психологическая ^3опасность дошкольников

Задачи:

1.           Обучение детей дошкольного возраста безопас­ному стилю жизни (умение предвидеть опасное собы­тие, по возможности избежать его, при необходимости действовать).

2.          Упражнение в умении управлять собой в трудных, устрашающих ситуациях, используя положительную сторону страха (мобилизует физические силы, уско­ряет работу ума, концентрирует внимание) во благо себе.

Проигрывание ситуаций: «Заблудился в лесу», «Остался один дома», «Пришел домой, а дверь закры­та», «Потерялся на улице (в магазине)», «На улице по­дошел незнакомец», «Разбили тарелку», «Сломал чужую машинку» и т. п.

Приложение 1   272

Ситуация предлагается детям как идея, а саму исто­рию сочиняет кто-либо из детей или все дети вместе (групповая история). Детали не обговариваются, прои­грывание не требует специальной подготовки.

Например, ситуация «Остался один дома». Раздает­ся звонок (стук, голос), который требует (просит, умоля­ет) открыть дверь, пришел сантехник (соседка, электрик и т. п.).

В ситуациях возможного наказания за проступок («Разбили тарелку» и т. п.) ребенка необходимо обучать следующим умениям:

1. Не скрывать свои чувства: «Мне стыдно», «Обидно», «Страшно, не надо кричать».

2. Предлагать помощь для решения проблемы: «Что мне нужно сделать для того, чтобы ты не кричала, успокоилась?»

3. Уходить на время из поля зрения разбушевавшегося взрослого.

Знание того, что нужно делать при столкновении с опасными и страшными ситуациями, поможет ребенку преодолеть напряжение, начать действовать для того, чтобы избежать чувство страха или наказания.

Родителям предлагается проигрывание дома с деть­ми реальных ситуаций, где, например, проверяется бди­тельность ребенка: не открывает ли он дверь по звон­ку. Возможно проговаривание различных реальных си­туаций, где решение проблемы предлагается ребенком: «Что делать, если...»



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.