|
||||||||||||||
ОГЛАВЛЕНИЕ 14 страницаПриложение 1 255 у детей, зависимых от матери и у детей с проблемами еды, дневного сна, туалета, преобладает в начале посещения детского сада неблагоприятное состояние. Адаптационный стресс вызывает различные нарушения у детей. Больше проблем с адаптацией у нервно-соматически ослабленных детей, у единственных и поздних детей, у детей, привыкших к исключительному вниманию в семье (гиперопеке), у детей с проблемами общения. Цель программы: предупреждение и коррекция нервных расстройств, вызванных проблемами адаптации в яслях и детском саду. Задачи: 1. Воспитание саморегуляции, самозащиты и самокоррекции при помощи направленных игр. 2. Снижение у детей внутреннего напряжения. 3. Создание у детей мотивации на изменение себя в лучшую сторону (самокоррекция). Адресат. Поскольку причины плохой адаптации заключаются в особенностях детей, родителей и педагогов, то, соответственно, предполагается три направления работы: 1. Работа с детьми: занятия проводятся с детьми, имеющими проблемы адаптации, куда включается предпочитаемая этими детьми подгруппа общения. 2. Работа с родителями: консультации о причинах плохой адаптации детей в детском саду и яслях (см. «Памятка для педагогов по консультированию родителей»). Проведение коррекционных занятий, создающих мотивацию на положительное изменение себя в социально приемлемом контексте групповых отношений. 3. Работа с педагогами: повышение чувствительности педагогов к детям с проблемами адаптации через организацию наблюдения во всех видах деятельности и повышение психолого-педагогической компетентности по проблемам адаптации. СОЬШШ^ flfOfPAMMbl (ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 16 ЗАНЯТИЙ)
О -fc. о
ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 6 МЕТОДИКА мышечной релаксации ТЮ лжекокоиу (Эля детей дошкольного возраста и педагогов) Е. Джекобсон (Е. Jacobson) обнаружил тесную взаимосвязь между эмоциями и мышечным тонусом. Для невротических состояний, которые очень часто сопровождают адаптацию у ребенка дошкольного возраста, характерным является повышение мышечного тонуса ч скелетных мышц. Это усугубляет состояние, приводит к быстрой утомляемости, слабости. Методика мышечной релаксации по Джекобсону предполагает напряжение каждой группы мышц с последующим расслаблением. Мышечное расслабление в данной методике используется для снятия эмоционального напряжения. Методика нервно-мышечной релаксации будет полезна не только для детей, но и для родителей, педагогов. Известно, что верным признаком нарушений в эмоциональной сфере являются энергетические «зажимы», возникающие вследствие официальности или недобро- желательности атмосферы совместной деятельности, отсутствия навыков непринужденного и в то же время контролируемого эмоционального поведения. Сдерживание подавляемых эмоций приводит к концентрации ПРИЛОЖЕНИЯ их в виде мышечных зажимов (Бойко В. В., 1996). Нами был проведен анализ мышечных зажимов у 78 будущих педагогов. Предлагалось оценить у себя наличие «зажимов» по шкале от 0 (полное отсутствие напряжения) до 10 баллов (очень сильное напряжение). По данным проведенного обследования, у будущих педагогов отмечаются эмоционально-энергетические зажимы в следующих зонах: мышцы шеи, языка — 5,0; груди, • плеч, лопаток, рук — 6,0; диафрагмы, солнечного сплетения, спины — 4,7. Наибольший процент опрошенных (59%) указали на явное напряжение — 7 и более баллов в группе мышц груди, плеч, лопаток, рук. Мышечные зажимы выполняют функцию «защитного панциря», под которым скрываются подавленные эмоции. В выраженных зонах мышечных зажимов удерживается, блокируется гнев, отражая запрет на выражение отрицательных эмоций. Дисбаланс напряжения и расслабления проявляется, прежде всего, подсознательно — в позах, жестах, мимике, интонациях голоса, вызывая нарушения в личных отношениях. Нервно-психический дисбаланс личности педагога вызывает слабость, которая вынуждает занять позицию «над ребенком». Именно с этого начинается авторитарность. Гнев, страх, печаль, ярость и другие отрицательные эмоции связаны с функциональной активностью правого полушария головного мозга. Возбужденное эмоциональным стрессом правое полушарие головного мозга генерирует отрицательные эмоции, которые при перенапряжении нервно-психических сил не перерабатываются левым полушарием. Таким образом, по нашим данным, у педагогов в большей степени могут отмечаться эмоционально- энергетические зажимы в следующих зонах: мышцы шеи, языка; груди, плеч, лопаток, рук; диафрагмы, солнечного сплетения и спины. Наибольший процент педагогов указывает на явное напряжение в группе мышц Приложение 1 груди, плеч, лопаток. Мышечные зажимы выполняют функцию «защитного панциря», под которым скрываются подавленные эмоции. В выраженных зонах мышечных зажимов в основном удерживается, блокируется гнев, отражая запрет на выражение педагогами отрицательных эмоций. Педагоги, выполняя вместе с детьми упражнения, могут улавливать чувство мышечного напряжения и расслабления (улавливание этого чувства доступно и детям дошкольного возраста). Могут расслаблять произвольно напряженные мышцы и замечать, какие группы мышц напряжены при разных эмоциональных состояниях, и снимать напряжение мышц методом воображения. Упражнения № 3 «Бабочка» и № 4 «Черепаха» особенно полезны педагогам. Предлагаем короткий вариант тренировки по Дже- кобсону для детей дошкольного возраста. Эти упражнения можно выполнять как на занятиях в качестве отдыха, так и в игровые моменты деятельности дошкольника. При выполнении упражнений необходимо соблюдать следующий принцип; все упражнения с напряжением выполняются на вдохе, а все упражнения на расслабление выполняются на выдохе. Для выполнения упражнений необходимо принять удобную позу: сидя или лежа. Каждое упражнение выполняется дважды. Шрашро£ка па Ъшкх&сшу Упражнение «Сосулька». Сжать кисти рук максимально на вдохе (как будто сильно-сильно сжимаете сосульку), на выдохе разжать (ощущение легкого тепла). Упражнение «Тяни». Вытянуть руки до противоположной стены на вдохе (как будто хотите что-то достать), опустить руки — на выдохе. ПРИЛОЖЕНИЯ Упражнение «Бабочка». Свести лопатки на вдохе (как будто бабочка сложила крылышки), на выдохе лопатки — развести (бабочка расправила крылышки). Упражнение «Черепаха». Плечи поднять к ушам на вдохе (прячем голову, как черепаха в панцирь), на вы- дохе плечи опустить и расслабиться (черепаха высунула голову из панциря). Упражнение «Пяточки». Носки ног максимально потянуть к коленям (покажите пяточки), на выдохе — опустить. Упражнение «Носочки». Пятки потянуть к икроножным мышцам на вдохе (вытянуть носки), на выдохе — расслабить ноги и опустить. Упражнение «Бяка-Бука». Наморщить лоб, нос, свести глаза «в кучу» на вдохе, на выдохе — вернуться в обратное положение. Упражнение «Буратино». На вдохе улыбнуться максимально широко (улыбка Буратино), на выдохе — губы сделать трубочкой и выдохнуть воздух со звуками: «У-тю-тю-тю-тю». Приложение 1 программа' kofwkuhohho- ающих занятий ЪОШОШШЮ CffWOV У (30 занятий) Актуальность программы. Под влиянием страхов у детей дошкольного возраста может возникнуть состояние эмоционального перенапряжения, которое проявляется различными изменениями в поведении: заторможенность, импульсивность, непредсказуемые действия и др. Наличие устойчивых страхов говорит о том, что ребенок не способен справиться со своими чувствами, не может контролировать их. У детей в возрасте 3 — 5 лет интенсивно развивается воображение, а вместе с этим и вероятность появления воображаемых страхов. В возрасте 5 — 7 лет дети повышенно чувствительны к страху смерти, что способствует перерастанию различных опасений в невротические страхи (Захаров А. И., 1995). В дошкольном возрасте 264 ПРИЛОЖЕНИЯ страхи наиболее успешно подвергаются психологическому воздействию, поскольку они еще не завладели характером ребенка и чаще всего носят возрастной характер. Устранение отрицательных эмоциональных следов страха является необходимым условием психического здоровья детей. Цель. Устранение, преодоление, десенсибилизация страхов (см. «Словарь») у детей (профилактика, коррекция, психотерапия). Й Задачи: 1. Предупреждение (коррекция) у детей неуверенности, застенчивости. 2. Снятие поведенческих нарушений у детей дошкольного возраста (торможение, импульсивность, скованность), возникающих в результате воздействия страхов. 3. Отреагирование при помощи эмоций ранее испытанных детьми переживаний страха. 4. Десенсибилизация страхов. 5. Обучение детей игровому проигрыванию своих переживаний психологического содержания. 6. Развитие умения владеть своими эмоциями и принимать решения. 7. Обучение детей дошкольного возраста адекватной психологической защите. Адресат: 1. Подгруппы детей (6 — 8 человек), куда включаются дети с различной степенью выраженности страхов, тревожности. 2.. Родители с детьми. 3. Педагоги, как активно включенные в оказание помощи детям справиться с переживаниями (рисование страхов, игровая профилактика страхов). Приложение 1 (ТЕМАТИЧЕСКИЙ "ПЛАН ЗАНЯТИЙ) На первых восьми занятиях проводятся подвижные и сюжетные психотерапевтические игры. Соблюдение правил в подвижных играх является необходимым условием игровой коррекции. В результате проведенных занятий правила игр усваиваются и закрепляются. J-с доящие. tlad&iTfome паштерапг&шшкие илрии «Замри», <^лткш, «ОЯмуркм? Задачи: 1. Устранение страхов неожиданного воздействия, замкнутого пространства и одиночества. 2. Снятие невротической заторможенности. 3. Развитие выдержки, терпения, контроля, коррекция (профилактика) страха темноты. 4. Обучение умению контролировать эмоции, коррекция страха нападения. I часть: знакомство с применением диагностики настроения (см. Приложение 4: игра «Цвет моего настроения» и др.). Игра «Замри». Процедура игры: по одному сигналу водящего нужно кричать, хлопать, стучать, а по другому сигналу — замереть. Водящий ходит между детьми, пытаясь напугать (рассмешить). Игра «Прятки». Процедура игры: водящий старает- ся найти спрятавшихся детей. Игра «Жмурки». Процедура игры: водящий с закрытыми глазами старается найти стоящих на ограниченном пространстве детей. 263 ПРИЛОЖЕНИЯ II часть: самостоятельные игры в присутствии взрослых и без них, что является подготовкой к преодолению страха одиночества. Спонтанные игры по желанию детей: игры с масками, сражения (см. Приложение 5). III часть: диагностика настроения. 2-е занятие. Шнхологишки моти£иро£анные игры: «Кинь мах, скамл плохое, страшное, неприятнее сио£о»; «Кинь мах, скажи доброе, хорошее, приятное сие&о»; «ТИрапа индейцев • Задачи: 1. Преодоление замешательства и смущения при ответах. 2. Устранение страха внезапных ответов, нападения. 3. Улучшение возможности самовыражения у детей. Игра «Кинь мяч, скажи плохое, страшное, неприятное слово». Процедура игры: мяч бросается внезапно и неожиданно, и одновременно произносится страшное, плохое или неприятное слово. Игра «Кинь мяч, скажи доброе, хорошее, приятное слово». Процедура игры та же, что и в предыдущей игре. Игра «Тропа индейцев» (см. Приложение 5). 3-е ^смятие. Чсяшл^апеЁтяшкж ихрьи «Передай по кругу друг другу страшную ражу»; «Передан по кругу друг другу Что-то приятное»; «Лиса и jauqtn» Задачи: 1. Снятие эмоциональных блоков, обучение невербальному выражению эмоций. Приложение 1 2. Устранение замешательства в непредсказуемых игровых ситуациях. 3. Активизация процесса принятия решений. Игры на выражение эмоций: Игра «Передай по кру- гу друг другу страшную рожу» и игра «Передай по кругу друг другу что-то приятное». Процедура игры: по кругу молча друг другу строят страшные «рожи», а во второй игре передают что-то приятное. Эти две игры целесообразнее проводить вместе, заканчивая передачей хорошего, приятного. Игра «Лиса и зайцы». Процедура игры: «Зайцы» должны пробраться через лес, в котором живет «лиса». Лес (в роли деревьев дети) защищает зайцев, задерживая лису. 4-е jaMJunue. Мелштсьеасае риаЖанне Задачи: 1. Обучение детей преодолению страха при помощи рисования. 2. Упражнение в умении отреагировать свой страх при помощи игры и рисования. Проводится преодоление страхов посредством направленного (тематического) рисования. Предлагается изобразить то, чего боишься, а потом изобразить, как можно справиться с этим страхом. 5-е jajwme. nipt*: «Кайлен», «1?afici SLiw> Задачи: 1. Преодоление страхов сказочных персонажей. 2. Упражнение в умении действовать в непредсказуемых ситуациях. ПРИЛОЖЕНИЯ 3. Устранение страха нападения. Игра «Кощей». Процедура игры: каждый выбирает себе предмет и кладет его в середину круга. «Кощей» объявляет эти предхметы своим золотом («чахнет над златом»), Задача играющих: незаметно для Кощея забрать свой предмет. «Кощей» защищается, угрожает. Игра «Баба Яга». Процедура игры: кто-то из детей выбирается на роль Бабы Яги, которая после хором сказанных слов («Бабка Ежка, костяная ножка, ножку сломала, нас не догнала») пытается, прыгая на одной ноге, догнать детей, прыгающих тоже на одной ноге. 6-е joHJume. Т1сихШеране&ш uipttu «Закхидоёаннал дораш», «Распра&ься с отсноапью? Задачи: 1. Преодоление страха замкнутого пространства. 2. Коррекция страха нападения. 3. Коррекция недоверия взрослых к возможностям ребенка, их стремления к излишней опеке. Перед началом игр «Заколдованная дорога (Заколдованный лес)» и «Расправься с опасностью» взрослый (педагог, психолог, родитель) предлагает ребенку никуда не ходить, тем более в заколдованный лес и уж тем более справляться с опасностью. Взрослый всячески отговаривает ребенка от участия в этих играх. Во всех играх и игровых упражнениях приведенных во всех программах роль взрослого (педагога, психолога, родителя) имеет двойное значение: с одной стороны, взрослый организует и проводит игры, а с другой — взрослый наравне с детьми участвует во всех играх. Роль участника игрового действия позволяет взрослому усилить психотерапевтический эффект игры. Приложение 1 4. Упражнение в активизации процесса принятия решений. Игра «Заколдованная дорога (Заколдованный лес)». Процедура игры: ребенок идет по лесу, из-за деревьев выскакивают звери и задают неожиданные вопросы. Если ребенок ответит на все вопросы-задания, то лес «расколдуется» и пропустит ребенка домой. Сюжетная игра: «Расправься с опасностью». Процедура игры: дети расправляются с различными «нечи- стями»: дракон огнедышащий; змей шипящий; Баба Яга, пытающая утащить ребенка; волк рычащий и т. д. 7-е гашише. Tajm&taiame acajcuc Задачи: 1. Упражнение в умении принимать решения. 2. Закрепление умения действовать в непредсказуемых ситуациях. Разыгрывание сказок (кукольное представление). Находясь за ширмой с куклой, надетой на руку, педагог (психолог) ведет повествование от ее лица в виде монолога или диалога с другими куклами, изображающими сказочных персонажей и людей. Отличительной чертой является периодическое обращение главного персонажа к зрителям, которые тем самым принимают в представлении активное участие. Например, ежик спрашивает лису, почему он часто плачет. Лиса дает ежику неправильный ответ. Недовольный ежик обращается к зрителям, которые в данный момент представлены как различные обитатели леса. Высказывает свое мнение и тот из детей, поведение которого в косвенной форме изображается в игре. Он самостоятельно или прислушиваясь к мнению других детей находит правильное решение, что делает характер игры обучающим. 270 ПРИЛОЖЕНИЯ 8-е занятие. flpcutptnioHHe обозначенных ситуации Задачи: 1. Психологическая очистка от недружелюбных чувств. 2. Отреагирование агрессии в игровой форме. 3. Обучение умению контролировать свои отрицательные эмоции, выбирать и играть роль. Основная часть занятия отводится проигрыванию слегка обозначенных ситуаций, например: «Мы сейчас все влесу. Ты кто? Аты? Ая — серый волк», «Однажды на поляну вышли, ничего не подозревая...», «Путешествие вокруг света», «Осада города», «Волшебный замок». Восемь последующих занятий посвящены проигрыванию сказок, сказочных историй, условных историй. 9-12-е занятия. Тоие&ле игры по сюжетам, известных сказок Задачи: 1. Приобщение через сказки к миру взрослых, ознакомление с иххарактерами, действиями, поступками. 2. Постижение через сказки уроков, предостережений от опасностей. 3. Уменьшение интенсивности страхов через проигрывание ребенком роли того сказочного персонажа, которого он боится. 4. Улучшение способности детей принимать роли, вести себя более гибко. 5. Снятие страхов перед сказочными персонажами. 6. Развитие воображения и инициативы детей. 7. Поощрение к активному выражению чувств, своего отношения к происходящим событиям. Приложение 1 271 I часть: знакомство, приветствие детей проводится с диагностикой настроения каждого ребенка. Две-три подвижные игры по выбору детей. II часть: проигрывание сказок про Бабу Ягу, Кощея Бессмертного, Волка, Змея Горыныча, Бармалея и др. с учетом психологии сказочных персонажей и возраста детей. Пример История Даши (5 лет) про принцессу (у Даши большое количество страхов и проблемы в общении со сверстниками). Жила-была принцесса. Однажды ночью, когда принцесса уснула, на нее напали Баба Яга и Змей Горыныч и унесли к себе в лес. Если бы не доблестный принц, живший поблизости, то плохо пришлось бы принцессе. Принц сначала победил Бабу Ягу, потом Змея Горыныча и женился на принцессе. Даша играла роль принцессы. 13-16-е jammuA. Toueitne игры па cjcagavmui я условным, историям. Задачи: 1. Развитие способности к принятию ролей. " 2. Коррекция тревожности как выраженного беспокойства в ожидании каких-то событий, опасения сделать что-либо не так, не успеть. 3. Развитие умения у детей действовать в сложных ситуациях. I часть: знакомство с применением диагностики настроения. Две подвижные игры по выбору детей. II часть: проигрывание сказочных и условных историй (историй, которые могли бы произойти реально, 272 ПРИЛОЖЕНИЯ но в другом месте, времени или при других обстоятельствах). Например: «Кругосветное путешествие», «Осада города», «Приближающийся праздник», «Пришел(шла) поздно в детский сад», «Однажды в детском саду...» Пример История Оли б лет про помойку. У Оли большое количество страхов и нарушены отношения со взрослыми. Жила девочка с мамой. Попросила мама девочку вынести ведро с мусором. Девочка подошла к «мусорке», но вдруг из мусора выскочили чудища. Девочка испугалась, бросила ведро и убежала. Она рассказала все маме, но мама не поверила ей. Когда мама ушла в магазин, девочка надела страшную маску и пошла к «мусорке». Чудовища увидели девочку и испугались. Оля играла роль мамы. Следующие восемь занятий отводятся для проигрывания страшных, кошмарных снов и реальных историй. / 7-20-е, занятия. Тале&яе игры па страшным, кошмарным снам Задачи: 1. Уменьшение Эхмоциональных следов от страхов и потрясений посредством их проигрывания. 2. Снятие эмоциональных переживаний от кошмарных снов. I часть: знакомство с применением диагностики настроения. Две подвижные игры по выбору детей. II часть: проигрывание страшных кошмарных снов детей. Приложение 1 Пример История про что-то страшное или плохое, что было с тобой, что тебе приснилось. Вызвались Лена и Олеся. Договорились, что рассказывать будут вместе (совместная история): Лена начинает, Олеся продолжает. История Лены и Олеси про Бабу Ягу и Кощея. Жила-была одна семья, в ней были: мама, папа, сын и две дочки. Однажды, когда мама и папа ушли в магазин, на детей напали Баба Яга и Кощей: схватили и унесли в свое царство-государство. Вернулись мама с папой и помчались спасать детей. Лена взяла роль Бабы Яги, Олеся — роль девочки. Предварительного договора, как справиться со злодеями, не было. По ходу игры папа придумал раздобыть волшебное яйцо, разбить его, сломать иглу и таким образом победить Кощея. Мама сорвала маску (личину) с Бабы Яги. III часть: празднование победы и обсуждение поведения каждого из участников. 21 -24-е донятая. ToueSmt игры па реальным, историям Задачи: 1. Обучение конструктивному решению ситуаций, вызывающих переживания. 2. Обучение через проигрывание ситуаций разнообразным способам выхода из конфликтных ситуаций («веер решений»). I часть: знакомство с применением диагностики настроения. Две подвижные игры по выбору детей. II часть: проигрывание реальных историй (например: «Обида на брата», «Если бы я был папой (мамой)») по темам, предложенным детьми. ПРИЛОЖЕНИЯ Пример История Миши (6 лет) про горку. У Миши большое количество страхов. I часть Однажды я пошел с братом на горку кататься. Я скатился и попал в яму с большой дыркой. Я напугался и больше не смог кататься. Проиграли первую часть истории два раза. Миша первый раз был ямой, которая засасывает, не выпускает, и из нее надо вырваться. Второй раз Миша захотел играть роль себя — мальчика Миши. II часть Я провалился в яму, и меня мокрого повезли домой на санках. По дороге встретился папа с собакой, который и привез меня к маме. Мама меня отругала и нашлепала по попе. Миша взял роль себя. * 25-30-& занятия. «Психологическая ^3опасность дошкольников Задачи: 1. Обучение детей дошкольного возраста безопасному стилю жизни (умение предвидеть опасное событие, по возможности избежать его, при необходимости действовать). 2. Упражнение в умении управлять собой в трудных, устрашающих ситуациях, используя положительную сторону страха (мобилизует физические силы, ускоряет работу ума, концентрирует внимание) во благо себе. Проигрывание ситуаций: «Заблудился в лесу», «Остался один дома», «Пришел домой, а дверь закрыта», «Потерялся на улице (в магазине)», «На улице подошел незнакомец», «Разбили тарелку», «Сломал чужую машинку» и т. п. Приложение 1 272 Ситуация предлагается детям как идея, а саму историю сочиняет кто-либо из детей или все дети вместе (групповая история). Детали не обговариваются, проигрывание не требует специальной подготовки. Например, ситуация «Остался один дома». Раздается звонок (стук, голос), который требует (просит, умоляет) открыть дверь, пришел сантехник (соседка, электрик и т. п.). В ситуациях возможного наказания за проступок («Разбили тарелку» и т. п.) ребенка необходимо обучать следующим умениям: 1. Не скрывать свои чувства: «Мне стыдно», «Обидно», «Страшно, не надо кричать». 2. Предлагать помощь для решения проблемы: «Что мне нужно сделать для того, чтобы ты не кричала, успокоилась?» 3. Уходить на время из поля зрения разбушевавшегося взрослого. Знание того, что нужно делать при столкновении с опасными и страшными ситуациями, поможет ребенку преодолеть напряжение, начать действовать для того, чтобы избежать чувство страха или наказания. Родителям предлагается проигрывание дома с детьми реальных ситуаций, где, например, проверяется бдительность ребенка: не открывает ли он дверь по звонку. Возможно проговаривание различных реальных ситуаций, где решение проблемы предлагается ребенком: «Что делать, если...»
|
||||||||||||||
|