Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





■ Boring E. G. A History of experimental Psychology. N. Y., H929. P. 120. 4 страница




Рис. 12. R. Н. Лаяге (1858— 1921). Один из основополож­ников экспериментальной пси­хологии в России. В 1896 г. основал психологическую ла­бораторию в Новороссийском университете  (Одесса)

*

рии восприятия как фазового процесса. Восприятие не происходит моментально во всей полноте, в нем выде­ляются 4 ступени, из смены которых Ланге вывел закон перцепции: чувственный образ формируется постепен­но — от целостного впечатления к подробному различе­нию его свойств. Эти ступени обусловлены всем ходом биологического развития. Был сделан вывод о предмет­ности восприятия у человека. Экспериментальные иссле­дования внимания привели его к двигательной теории внимания: внимание — это двигательная реакция орга­низма, которая улучшает условия восприятия. Прерыви­стость мускульных движений объясняет колебания вни­мания. Внимание имеет три формы: рефлекторную, ин­стинктивную, волевую. Волевая форма внимания явля­ется продуктом опыта, а не какой-то самостоятельной силы духа, типа апперцепции Вундта. Исследования Ланге вносили объективные методы в науку и экспери­ментально обосновывали материалистический взгляд на психику.

В направлении объективности в психологии развива­лась деятельность В. М. Бехтерева (1857—1927), выда­ющегося клинициста, психиатра, невропатолога и психо­лога. Бехтерев пришел к психологии от неврологии и психиатрии, которыми занимался (после окончания Ме­дико-хирургической академии в Петербурге и загранич-


Рис. 13. В. М. Бехтерев (1857— 3927), Невропатолог, психиатр, психолог. Основатель первой в России лаборатории эксперимен­тальной психологии (Казань, 1885) и ряда других научных уч­реждений: «Психоневрологичес­кого института» (1908, Петер­бург) , «Экспериментально-клини­ческого института по изучению алкоголизма» (1912, Петербург), «Института по изучению мозга и психической деятельности» (1918,

Петроград)

мой командировки в клиниках Германии, Австрии и •Франции) в Казанском университете. Здесь в 1885 г. он устроил первую психофизическую лабораторию для на­учных изысканий в области анатомии, физиологии и эк­спериментальной психологии. После возвращения в Пе­тербург развернул широкую исследовательскую и орга­низаторскую работу по неврологии, в которую включал учение о нервной системе, а также о нарушениях духов­ной сферы в связи с нарушениями мозга. В 90-х гг. он организовал в Петербурге ряд лабораторий в целях исследования нервнобольных, в том числе эксперимен­тально-психологическую. Объективную психологию и психиатрию он включил в круг наук о мозге, предложил термин «психоневрология». В 1908 г. он создал Психо­неврологический институт, в числе профессоров которо­го были П. Ф. Лесгафт, М. М. Ковалевский, Н. Я. Вве­денский, В. Я. Комаров, Е. В. Тарле, социолог Е. В. де Роберти. После революции он организовал ряд психо­неврологических учреждений, самым крупным из них яв­ляется Институт по изучению мозга и психической дея­тельности (1918).

Центральная идея Бехтерева — объединение различ­ных разделов неврологии: нейрохирургии, нейропатоло-тии, физиологии я психологии. В психологии Бехтеров в первый период сво.ей деятельности использовал объ-


ективные приемы экспериментальных исследований Вун-дта. Во втором периоде, в начале XX в., он создает объ­ективную психологию, в которой на основе объективных исследований человека предлагает новую систему поня­тий психологии и новую терминологию. Психическую де­ятельность он рассматривает как рефлекторную, а раз­личные стороны и формы этой деятельности — как раз­личные ее виды: внимание — это рефлекс сосредоточе­ния, мыслительная деятельность — символические ре­флексы и т. п. В 1907—1912 гг. выходит «Объективная психология». Она переводится на немецкий, француз­ский, английский языки и становится важной вехой в истории психологии XX столетия, что отмечали зарубеж­ные исследователи (Флюгель, Уотсон, Боринг и др.). В третьем советском периоде Бехтерев создает общие ос­новы рефлексологии. На основе экспериментальных ра­бот по изучению сочетательных, т. е. вырабатываемых у индивида прижизненно, двигательных рефлексов у жи­вотных и человека, совокупность которых назвал соот­носительной деятельностью, Бехтерев сделал вывод о том, что именно эта деятельность должна стать объек­том изучения как воплощение строго объективного под­хода к психической деятельности. Это понятие он стре­мился распространить на все отрасли психологии, в том числе на детскую. В 20-х гг. его ученик Н. М. Щелова-нов создает специальное учреждение — Отдел развития Института по изучению мозга. Здесь воспитывались и одновременно изучались дети от рождения до 3 лет. Свой метод Щелованов назвал сравнительно-онтогене­тическим: это тщательное систематическое прослежива­ние процесса развития с целью выявления того нового, что возникает с первых часов появления на свет. На ос­нове этого исследования Н. Л. Фигуриным и М. П. Де­нисовой были описаны этапы развития ребенка на пер­вом году жизни (1929). Была создана и система воспи­тания от рождения до 3 лет. Собранные по этому мето­ду материалы позволили осуществить ряд работ, посвя­щенных развитию отдельных сторон поведения: сна и бодрствования (Н. Л. Фигурин), ранних форм условно-рефлекторной деятельности (Н. И. Касаткин), пред­метных действий' (Р. Я. Лехтман-Абрамович), речи (Г. М. Лямина), движений (М. Ю. Кистяковская) и др. Вопросы социальной обусловленности поведения и развития составили «Коллективную, рефлексологию». Ее


задачей было изучение способов и проявления коллек­тивных рефлексов, образующих в своей совокупности* коллективную деятельность, в сравнении с индивидуаль­ными рефлексами или индивидуальной деятельностью.. Здесь же Бехтерев пытался установить всеобщие зако­ны, которым подчинен мир неорганический, органиче­ский и социальный. Законы тяготения, инерции, относи­тельности и др. он распространял на понимание психи­ки и общественных явлений.

Бехтерев — материалист и эволюционист, но он не владел диалектическим методом и отклонился в сторо­ну механицизма и энергетизма. Состоявшаяся в 1929 г. рефлексологическая дискуссия отметила положительную-роль В. М. Бехтерева в развитии объективного подхода в психологии. Однако исключение из исследования пси­хики и сознания привело к биологизации и крайне ме­ханистической трактовке человека и поведения, и после дискуссии рефлексология прекратила существование.

Наследницей В. М. Бехтерева явилась Ленинград­ская психологическая школа. В. Н. Мясищев, А. В. Яр­моленко, Б. Г. Ананьев, составившие ее ядро, были пря­мыми учениками Бехтерева.

И. П. Павлов (1849—1936) не создал собственной психологической концепции, но влияние, которое он ока­зал на развитие психологии, как мировой, так и отече­ственной, несомненно велико и плодотворно.

Впервые обращение физиолога Павлова к психиче­ским явлениям произошло в связи с его работой по изу­чению деятельности пищеварительных желез20. Выяви­лось, что работа пищеварительных желез может быть обусловлена не только чисто физиологическими момен­тами (раздражением полости рта), но и видом пищи*ее запахом, т. е. фактами психического порядка. Секре­цию слюнной железы на эти факторы Павлов назвал* «психической секрецией», но истолковал ее в физиоло­гических понятиях. Объяснение этих фактов и положила начало учению об условных рефлексах. «Влияние этих объектов... в существенном тоже самое,что и в физиоло­гических опытах, когда они соприкасаются с полостыа рта. Перед нами... лишь дальнейшее приспособление... наш опыт в физиологической форме дает эсегда один дг

-

20 За эту работу И. П. Павлов в 1904 г. был удостоен Нобе- левской премии.


tot же результат... безусловный рефлекс; основная же характеристика психического опыта — его непостоянст­во... все дело только в большем числе условий, влияю­щих на результат психического опыта сравнительно с физиологическим. Это... условный рефлекс»21. Вся даль­нейшая работа И. П. Павлова была направлена на изу­чение условнорефлекторных связей: условий их образо­вания, развития, угасания. Подчеркивался биологиче­ский смысл условных рефлексов: они служат для урав­новешивания организма с внешней средой. Условные раздражители имеют сигнальное значение: они — сигна­лы внешних возбудителей безусловных рефлексов. В опытах Павлова выступила необходимость подкрепления и ориентировочного рефлекса для образования новой •связи. Понимание Павловым условий образования ус-уловного рефлекса отличается от механистической трак­товки механизмов обусловливания в бихевиоризме Уот-'сона и концепциях необихевиоризма.

Характеризуя особенности высшей нервной деятель­ности человека, Павлов наметил учение о второй сиг­нальной системе как о прибавке к механизмам высшей ^нервной деятельности. %. .Павлов надеялся, что его объективные исследования позволят проанализировать приспособление от его про­стейших форм вплоть до высших проявлений, т. е. пси­хических явлений у животных и сознания у человека. Павлов признавал реальность субъективного мира и психологию как науку, изучающую его. «Жизненные яв­ления, называемые психическими, хотя бы и наблюда­емые объективно у животных, все же отличаются — пусть лишь по степени сложности — от чисто физиоло­гических явлений»22. Он внимательно следил за дости­жениями как отечественной, так и мировой психологии (см., например, знаменитые «Павловские среды»). В 1916—1919 гг. Павлов посещал психиатрические клини­ки, изучая психические заболевания в связи с данными •физиологии мозга. В письме Челпанову по случаю офи­циального открытия Психологического института в Мо­скве 5 апреля (24 марта) 1914 г. он писал: «После слав-:иых побед науки над мертным миром, пришел черёд

21 Павлов И. Л. Поли. собр. трудов: В 5 т. Т. III. M.; Л., 1949.

•С 29—30.

** Там же. С. 37. .


разработки и живого мира,,а в нем и венца земной при­роды — деятельности мозга. Задача на этом последнее пункте так невыразимо велика и сложна, что требуются? все ресурсы мысли... Вот почему я, исключающий в сво­ей лабораторной работе над мозгом малейшее упомина­ние о субъективных состояниях, от души приветствую» Ваш психологический институт»23. Но Павлов был убеж­ден, что субъективная психология как наука об явлени­ях сознания не дает их познания. Говоря о необходимо­сти слития физиологии и психологии, он имел в виду использование физиологических данных для понимание-субъективного мира. «Мне кажется, что для психологов; наши исследования должны иметь очень большое значе­ние, так как они должны впоследствии составить основ­ной фундамент психологического знания»24.

Освоение наследия Павлова в советской психологию прошло сложный путь и связано с вопросами предмета-психологии и ее самостоятельности как науки. Эти во­просы обсуждались особенно интенсивно в ходе дискус­сий 50-х—60-х гг.25 Б. М. Теплов творчески использовал" учение Павлова о типах высшей нервной деятельности1 для разработки психофизиологии индивидуальных раз­личий.

Естественнонаучная материалистическая психологиж явилась важной предпосылкой становления, а затем ю составной частью советской психологии.

Глава 111

РАЗВИТИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ И ЕЕ ПРИКЛАДНЫХ ОБЛАСТЕЙ

Выделение психологии в самостоятель­ную науку сопровождалось интенсивным развитием эк­спериментальных исследований. Во всех странах созда­ются психологические лаборатории и институты экспери-

23 Вопр. психологии. 1955. № 3. С 100.

2< Павлов И. /7. Поли. ... Т. III. С. 89.

25 См. кн.: Научная сессия, посвященная проблемам физиоло­гического учения академика И. П. Павлова. М.,. 1950; Материалы совещания по психологии. Стенографический отчет//Изв, АПН! РСФСР. Вып. 45. М, 1953; Философские вопросы физиологии выс­шей нервной деятельности и пснхологии/Под ред. П. Н. Федосеева н др. М., 1963.

21В


^ментальных и прикладных исследований. Несмотря на ограничения, которые ввел для эксперимента его осно­воположник Вундт, уже в 80-е гг. происходит его рас­пространение на исследование высших психических •функций. Начало им положил Г. Эббингауз (1850— 1909) своей работой о памяти (1885), к которой примы­кают труды Г. Э. Мюллера (1850—1934) и сотрудников. ■Психологи Вюрцбургской школы в первом десятилетии XX в. начали экспериментальное изучение мышления и фоли. Экспериментальные исследования смыкаются с ме­дицинской, педагогической, промышленной и др. практи-жой, возникают прикладные области психологии.

Широкое развитие эксперимента в психологии проис­ходило по образцу и под влиянием естествознания.

При этом человек рассматривался объективистски, -только как индивид, испытывающий воздействия со сто­роны предметов материального мира. Положение о есте­ствознании как единственном образце научности встре­тило критику со стороны ряда исследователей (напри­мер, Ф. Брентано, В. Дильтея и др.). Возникают дискус­сии о месте и назначении эксперимента, в ходе которых «у психологии обнаружились два лика: один, обращен­ный к физиологии и естествознанию, другой — к наукам о духе, к истории, к социологии»1. Так в процессе и на основе развернувшихся широким фронтом эксперимен­тальных исследований происходит раскол психологии на естественнонаучную, в основе материалистическую, и ис­торическую, понимающую, направленную идеалисти­чески.

В разных странах развитие экспериментальных ис­следований происходило своеобразно. Это объясняется как сложившимися исторически традициями, так, и это главным образом, в силу специфики социальной ситуа­ции в каждой стране и запросов общественной прак­тики.

В Германии эксперимент получил распространение *на изучение сложных психических процессов и произош­ло развитие таких прикладных областей, как медицин­ская и педагогическая психология. Г- Эббингауз в рабо­те о памяти (1885) впервые вышел за пределы физиоло­гического эксперимента вундтовского типа и сформули­ровал законы памяти на основе собственно психологи-

1 Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 1. М., 1982. С. 385.


веского эксперимента. Память он понимал как механи­ческий процесс образования следов, и для ответа на во­прос о том, как образуются новые следы, должен был решить методическую задачу: найти материал, абсолют­но не знакомый испытуемому, не имеющий никаких свя­зей с его прошлым опытом. Таким материалом Эббинга­уз выбрал бессмысленные слоги. Он разработал мето­дику их составления и приемы подачи материалов, стро­го учитывающие условия эксперимента и позволяющие однозначно оценивать результаты. Эббингауз ввел два метода исследования памяти: метод заучивания и метод сбережения. Метод заучивания состоит в том, что ис­пытуемому предъявляется ряд бессмысленных слогов, которые он должен заучить путем повторений до пра­вильного безошибочного воспроизведения. Показателем скорости заучивания, его качества было число повторе­ний. Метод сбережения отвечал на вопрос о том, право­мерно ли на основании невозможности воспроизвести выученный материал говорить о его полном забывании: после того как наступило полное забывание материала, он вновь предъявлялся испытуемому. Оказалось, что его заучивание дает некоторую экономию во времени. По­лученные результаты свидетельствовали о том, что за­ученное оставляет следы в памяти, но доступ к ним те­ряется,

Эббингаузом были установлены следующие факты. Выявлен объем непосредственного запоминания — выра­жается количеством единиц материала, которые человек может воспроизвести после однократного предъявления. Этот объем равен 6—8 бессмысленным слогам. Этот факт имел определенное значение для исследований различных нарушений памяти.

Оказалось, что уже при незначительном увеличении материала количество повторений, которое требуется для его запоминания, возрастает во много раз. Из этого следовало, что увеличение нагрузки на память приво­дит к снижению работоспособности. Было установлено, что то время, которое требуется для заучивания мате­риалов, целесообразно распределять на несколько сро­ков, разделенных интервалами. Например, если матери­ал требует 30 повторений, целесообразно повторять его в течение 3 дней по 10 раз, чем 30 раз в один день. Эта закономерность в эксперименте, выполненном в лабора­тории Г. Мюллера А. Йостом (1897), получила название



Рис, 14. Г. Эббингауз (1850

1909)


«закона йоста», в соответствии с которым более стара» ассоциация больше укрепляется повторением и лучше актуализируется, чем только что образовавшаяся.

Эббингауз установил, что после того, как материал выучен полностью, необходимо возвращаться к нему,. чтобы он не был забыт: необходимо не только заучива­ние, но и переучивание. Показано» что забывание — та­кой же закономерный процесс, как и запоминание,—и происходит следующим образом: сразу после запомина­ния забывание идет быстро, затем процесс замедляется и .через определенное время останавливается. Этот факт получил графическое изображение в виде «кривой забы­вания». Было показано, что этот закон действует не только для бессмысленных слогов, но и для осмыслен­ной памяти. Для ответа на вопрос о том, что является решающим для памяти — элементы или связи между ними, предъявлялись ряды с постоянным набором эле­ментов, но отличавшихся их порядком. Был обнаружен факт ослабления связей в середине ряда («фактор-края»). Экспериментально исследовалось значение при-


яадлежности к целому, или вопрос о единицах памяти. Хотя Эббингауз работал главным образом с бессмыс­ленными слогами, он использовал также и осмысленные тексты. Выступило различие между запоминанием ос­мысленного и бессмысленного материала. Было уста­новлено, что для запоминания имеет значение не коли­чество элементов, а число самостоятельных единиц. Это противоречило пониманию памяти как механической способности и подводило к представлению о ней как ос­мысленной деятельности. Был обнаружен факт упраж:* няемости памяти: тренировка в запоминании одного ма­териала приводила к улучшению запоминания материа­ла другого рода. Выводы, полученные Эббингаузом, име­ли прикладное значение, прежде всего, для педагогики.

Крупным исследователем памяти был Г. Э. Мюллер, -автор трехтомных экспериментальных исследований па­мяти («К анализу памяти и представлений», 1911, 1913, 1917). Мюллер сделал вывод о том, что память — не ме­ханическая способность. Он показал, что в памяти дей­ствует установка на запоминание. Способы заучивания осмысленного текста отличаются от простого повторения в случае бессмысленного материала. Смысловая работа над текстом обеспечивает его запоминание. В лаборато­рии Мюллера были созданы новые методы исследования памяти: метод парных ассоциаций (М. Калкинс) и др.

Экспериментальная разработка мышления состави­ла предмет и задачу исследований Вюрцбургской школы (1901—1910—1911 гг.). Школу возглавил О. Кюльпе (1862—1915), ученик Вундта и его ассистент в Лейпциге с 1887 по 1894 г. В ее состав входили А. Майер, А. Мес­сер, X. Уатт, К- Бюлер, Н. Ах, К. Марбе. Кюльпе был не только психологом: от философских познавательно-теоретических проблем он пришел к психологическим ис­следованиям мышления. Его философские убеждения развивались от махизма к феноменологии.

Психологи этой школы начали с простых задач на чувственное сравнение (например, тяжестей), понимание слов, предложений и т. п. В качестве испытуемых высту­пали они сами: предъявлялись высокие требования к самонаблюдению. В отличие от прежней психологии, ко­торая хотя и говорила о самонаблюдении, но не разра­батывала его как метод, вюрцбуржцы сделали самона­блюдение методом исследования. Н. Ах назвал его «ме­тодом систематического экспериментального самонаблю-


дения». Испытуемый должен был описать весь процесс умственной деятельности, иногда его прерывали на ка­ком-то этапе решения. Использовалось также сообщение испытуемого непосредственно после окончания опыта. Полученные данные рассматривались как достоверное ге адекватное описание хода мышления в процессе реше­ния задачи.

Одной из первых была работа К. Марбе на понима­ние суждения. Испытуемый сообщал о каких-то неяс­ных переживаниях, которые Марбе назвал «положения­ми сознания»: сомнения, неуверенность, ожидание, удив­ление, согласие, узнавание, а также чувства напряжения-и расслабления. Н. Ах дал им название Bewuptheit, ко­торое можно перевести как «знаемость», «осознанность»;. Иногда они сопровождались наглядными представления­ми или отрывочной внутренней речью. Исследования А. Мессера, проведенные на материале отдельных слов-и предложений, привели к выводу о том, что процесс протекает в форме мыслей (Gedanken). Их главная ха­рактеристика, по Мессеру, состоит в отсутствии чувст­венно-наглядного содержания, а также связи с речью. Бюлер развивает положение Мессера о мыслях как ос­новных носителях мышления, производит их классифи­кацию: мысли как сознание правил, как сознание отно­шений и мысли-интенции.

Так, исследования Вюрцбургской школы привели к опровержению известного из прежней психологии поло­жения о том, что в состав мышления (и слова как еп> носителя) входят в качестве компонента представления,. образы, поколебав этим сенсуалистические представле­ния о нем. Кюльпе писал: «Я был поражен, что объек­ты внешнего мира, такие как тела, или метафизические предметы, такие как идеи Платона или монады Лейбни­ца, могут мыслиться непосредственно, без того, чтобы можно было образовать о них наглядные представле­ния. Из этого я заключил, что мышление должно быть особым видом деятельности нашей души и что оно стоит совсем в другом отношении к своим предметам, чем, на­пример, ощущение или представление»2.

Независимо от этой школы к аналогичным выводам пришли и другие психологи: А. Бинэ («Психология умо-

2 Цнт. по: Messer A. Die Wurzburger Schule//Einfuhrung in die neuere Psychologie/E. Saupe. Osterwteck-Harz, 1931. S. 18.


заключения», 1889; «Экспериментальное изучение интел­лекта», 1903), Р. Вудвортс (статьи: «Причина произ­вольного движения», «Безобразная мысль», 1906), «1>. Гальтон и др.

Другой проблемой этой школы был анализ деятель­ной стороны мышления. В экспериментах X. Уатта ис­пытуемому давалось задание на направленные ассоциа­ции. Предполагалось, что правильный ответ обеспечива­ется у испытуемого внутренней установкой, которая про­изводит отбор из всех актуализируемых ассоциаций, со­ответствующих задаче. Н. Ах экспериментально подтвер­дил эти факты X. Уатта. После того как испытуемый за­поминал пары бессмысленных слогов, ставилась задача: после предъявления первого слога воспроизвести не ас­социированный с ним, а рифмованный. При этом ассо­циированный слог затормаживался. По Н. Аху, решение задачи — это активный процесс, в основе которого ле­жит особый психологический механизм: установка и де­терминирующая тенденция; они придают мышлению це­ленаправленный характер. Положение о качественном различии между сенсорными процессами и мышлением было подвергнуто острой критике Вундтом, Мюллером, Титченером. Так, Мюллер пытался дать объяснение тем же фактам с помощью понятия констеллялиц сознания. Например, слово «роза» может быть ассоциированно с бесчисленными образами и понятиями — «красный», «цветок», «шипы», «сад» и др. в зависимости от общей констелляции сознания в данный момент.

Отто Зельц (1881—1944) указал, что посредством констелляции сознания хотя и можно сделать понятным, почему воспроизводится отнюдь не сильнейшая ассоциа­ция, но эта теория не может объяснить упорядоченное, т. е. смысловое, мышление. Зельц занимался решением настоящих, в том числе творческих, задач и дал такое описание процесса мышления. На первых этапах проис­ходят попытки, в результате которых в сознании скла­дывается образование, названное проблемным комплек­сом. Это антиципирующая схема задачи, в которой име­ется разрыв, отвечающий искомому. Она контролирует и направляет ход мыслительных операций. Если задача типовая — пробел в схеме заполняется актуализацией имеющихся способов решения. Если задача не решается известными способами, она приобретает для данного че­ловека творческий характер. В этом случае необходимо


открытие новых способов решения. Этот процесс также направляется антиципирующей схемой. При этом нахож­дение искомого облегчается подсказкой извне, в качест­ве которой выступает случайное наблюдение каких-то фактов. В силу большой предварительной работы слу­чайность становится одним из факторов упорядоченной духовной деятельности, выполняющих роль подсказки. Зельц приводит примеры из истории научных открытий (Фарадей, Дарвин, Франклин и др.). Зельц подчеркива­ет целостность мышления. Благодаря этой идее вместе с личным влиянием Вюрцбургская школа подготовила возникновение нового направления гештальтпсихологии, хотя Коффка и выступал с полемикой против основных положений Вюрцбургской школы. Эти исследования убе­дительно указывали на специфику мышления, которая, однако, интерпретировалась идеалистически как особая духовная активность, оторванная от чувственных обра­зов, от речи, от практики. Такая трактовка — следствие ограниченности метода, систематической интроспекции. В самонаблюдении мышление действительно выступает как протекающее без опоры на чувственные образы и привычные формы речи. Однако объективные методы свидетельствуют о связи мышления с речью. В частно­сти, применение электромиографической и электроэнце­фалографической техники позволяет регистрировать во время решения задачи движения мышц речевых органов-и электрическую активность соответствующих участков коры мозга. Исследование генеза мышления методом планомерного формирования психических свойств и про­цессов (П. Я. Гальперин) показало, что «секрет безоб­разного мышления заключается в том, что оно представ­ляет собой остаточное явление речевой формы сокра­щенного и автоматизированного предметного действия. Очевидно, главная ошибка заключалась не в описании этого явления... но в том, что явление — и только яв­ление приравнивалось к полной действительности и за явлением не видели и не признавали сущности»3.

Большое развитие в Германии получили прикладные исследования. Э. Крепелин (1856—1926) особенно стре­мился внести в психиатрию психологический экспери­мент. Он применил в клинике ассоциативный экспери-

3 Исследования мышления в советской психологии/Под ред. Е. В. Шороховой. М, 1966. С. 255.


мент и показал различие в характере ассоциаций при шизофрении и маниакально-депрессивном психозе. Ас­социативный эксперимент в клинике применял также Р. Зоммер. Крепелин произвел экспериментальные иссле­дования умственного утомления и построил кривую ра­боты. Ему принадлежит попытка составления схем ис­следования личности (здорового или больного) путем измерения ряда признаков: времени протекания психи­ческих процессов, способности к упражнению, прочности упражнения, специальной памяти, приспособляемости, утомляемости, способности восстанавливаться после уто­мления, глубины сна, отклоняемости и некоторых дру­гих. Из подобных исследований возникла задача уста­новления типа людей, которая стала одним из направле­ний новой области психологии—дифференциальной пси­хологии.

В теснейшем союзе с научной психологией действо­вал Э. Блейлер (1857—1939). Из его школы вышел К. Юнг, оба использовали ассоциативный эксперимент в диагностических целях. Блейлер особенно известен выделением новой формы мышления — аутистического мышления.

Интенсивное развитие получило приложение экспе­риментальной психологии к педагогике. Э. Мейман (1862—1915), Р. Лай и др. провозгласили возникнове­ние экспериментальной педагогики. Важное место заня­ла психология в юридической практике, особенно при оценке верности свидетельских показаний. В. Штерн создал Институт прикладной психологии и журнал под тем же названием. Наибольшее внимание уделял педа­гогической и промышленной психологии. Основываясь на фактах из экспериментальной психологии об инди­видуальных различиях в показаниях между людьми, ко­торые сначала воспринимались как ошибки, развил диф­ференциальную психологию (1900). Под влиянием кни­ги К. Бюхера «Работа и ритм» психологи эксперимен­тально исследовали отношение между ритмом продук­тивности и качеством труда. Г. Мюнстерберг, основные исследования которого были выполнены в Америке, по­казал практическое значение психологии при выборе профессии.

У истоков экспериментальной психологии в Америке стоят В. Джемс, Г. Ст. Холл (1844—1924), Дж. Кеттел /I860—1944). Хотя Джемс не был психологом-экспери-


ментатором (он имел небольшую лабораторию в Гар­вардском университете (основана в 1875 г.), где стави­лись некоторые эксперименты), он активно поощрял эк­спериментальные исследования. У него начинают свои эксперименты по зоопсихологии Э. Торндайк, Д. Дьюи„ Д. Энджелл, Р. Вудвортс, все психологи-эксперимента­торы — его ученики. Именно Холл, явился основополож­ником экспериментальной психологии в Америке как ру­ководитель одной из крупнейших экспериментальных психологических лабораторий: ее Фресс и Пиаже назы­вают первой в Америке4. Он проводил эксперименталь­ные исследования в области восприятия, однако веду­щей его областью была педагогическая и генетическая психология. Большой энтузиаст организации движения по изучению детей, он указал на важность эмпирическо­го изучения ребенка. С этой целью применял анкеты, опросы (родителей и учителей) с последующей стати­стической обработкой результатов. Холл явился круп­ным организатором американской психологической на­уки. По его инициативе была создана Ассоциация аме­риканских психологов (1892), первым президентом кото­рой он был. Он явился основателем важнейших перио­дических изданий. По приглашению Холла в связи с 20-летием Кларковского университета 3. Фрейд прочи­тал пять лекций по психоанализу5 и этим начал разви­тие психоанализа в США. Многосторонняя деятельность Холла выдвигает его в ряд основоположников амери­канской психологической науки, в том числе ее экспери­ментального направления.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.