Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





■ Boring E. G. A History of experimental Psychology. N. Y., H929. P. 120. 2 страница



В конце XIX в. исследования по психологии живот­ных развернулись особенно широко в Америке. Собст­венно экспериментальные исследования были начаты Э. Торндайком. В книге «Ум животных» (1898) он дока­зывал, что высокоразвитые животные учатся совершен­но слепо и выполняют действия объективно целесооб­разные и разумные, но без всякого понимания того, что они делают. По оценке И. П. Павлова, это было первое исследование на пути экспериментального объективного изучения поведения животных. Торндайк ввел новую экспериментальную технику, которая вошла в золотой фонд сравнительной психологии (метод проблемного ящика и лабиринта). Был сделан вывод, что животные способны решать задачи только путем случайных проб и ошибок; сформулированы законы научения: закон эф­фекта (из нескольких реакций на одну и ту же ситуа­цию более прочно связывается с ситуацией, т. е. закреп­ляется та из реакций, которая сопровождается удовлет­ворением от награды); закон упражнения (реакция на ситуацию закрепляется пропорционально частоте, силе и длительности повторения); закон готовности (упраж­нения изменяют готовность синапсов к проведениюнерв­ных импульсов испособствуют более легкому установ­лению связи, проторению новых путей); закон сдвига. Через несколько лет, в 1901г., Э. Торндайк опубликовал монографию «Ум обезьян». Исследования Торндайка показали возможность объективного изучения поведения и этим проложили путь для бихевиоризма. Однако об-


щая механистическая установка Торндайка и его выво­ды, согласно которым духовная жизнь сводилась к ме­ханическим ассоциациям, возбудили споры. Высказы­вались мнения, что искусственная ситуация лаборатории не может быть адекватным приемом для исследования поведения. Эти критические замечания нельзя было иг­норировать. В. Смолл разработал лабиринтную модель поведения (1900). Крупные исследования в области зоо­психологии выполнил Р. Йеркс, замечательный экспери­ментатор. Их начало относится к 1900 г. («метод мно­жественного выбора»), с помощью которого исследо­вались процессы обобщения у животных, в том числе у приматов («Умственная жизнь мартышек и человеко­образных: изучение поведения, сопровождающегося идиацией», 1916). Важное значение имели исследования В. Кёлера с человекообразными обезьянами. Кёлер дал экспериментальную критику позиции Торндайка, сфор­мулировал требования, которым должна отвечать зада­ча на исследование интеллекта животных, и дал объек­тивные доказательства наличия у животных интеллек­та10.

Развитие биологии и углубление экспериментального анализа инстинкта, попытки понять биологическое зна­чение изучаемых форм поведения привели в 30-х гг. к созданию этологии как самостоятельной науки, изучаю­щей поведение животных в естественных условиях (К- Лоренц, Н. Тинберген — в 1973 г. им была присуж­дена Нобелевская премия; К. Фриш).

Сравнительно-психологические исследования, развер­нувшиеся после Ч. Дарвина, помогают понять происхож­дение и развитие психики, раскрывают биологические предпосылки возникновения сознания человека. Здесь впервые сложились объективные методы исследования психики.

Под влиянием Ч. Дарвина возникла как отдельная отрасль детская психология. В 1876 г. И. Тэн, извест­ный французский философ, психолог, литературовед и историк искусства, опубликовал статью «Заметки об усвоении речи у детей и в человеческом роде», в кото-

10 В советской науке Н. Ф. Войтонис, Н. Н. Ладыгина-Коте^ Г. 3. Рогинский, Н. А. Тих исследовали развитие обезьян в онто­генезе, показали решающую роль манипулирования и ориентиро­вочной деятельности для развития интеллекта.


рой описал первые речевые проявления своей дочери. Ч. Дарвин является автором небольшой статьи «Биогра­фический очерк одного ребенка» (1877), который пред­ставляет собой описание наблюдений за поведением сы­на с рождения до 10 мес. Вслед за этой статьей Дарви­на стали появляться исследования в форме наблюдений над развитием ребенка м (В. Прейер, Дж. Селли, Стен­ли Холл, В. Штерн, К. Гросс, К. Бюлер и др.). Первой теорией в этой области явилась теория рекапитуляции, которую сформулировали Ст. Холл (1844—1924) и Дж. Болдуин (1861—1934). В ее основу был положен биоге­нетический закон Геккеля, перенесенный в детскую пси­хологию и эмбриологию (Э. Геккель, дарвинист, в 60-х гг. XIX в. выступил с законом, в соответствии с которым зародыши высших животных повторяют в сокращенном виде общую эволюцию предшествующих животных форм). Согласно закону рекапитуляции, в процессе ин­дивидуального развития ребенок проходит (повторяет) этапы эволюционного процесса, а также культурного развития, которое прошло человечество: дикость, соби­рательский этап, охота, скотоводчество и др. Важнейшие стадии в их строго закономерной последовательности автоматически воспроизводятся одна за другой. Так, ис­пытываемые ребенком противоположные чувства—страх перед водой и любовь к ней — это следы от тех времен,. когда животные жили в воде, а затем избрали своим ме­стопребыванием землю. Онтогенетическое развитие рас­сматривалось как биологически детерминированный про­цесс. Ст. Холл уделял много внимания педагогике (ему принадлежит термин «педология», которым он обозна­чал общую науку о развитии ребенка). Болдуин считал,. что онтогенетическое развитие не является полным по­вторением филогенеза и человеческой истории, в нем есть «пропущенные главы». Теория рекапитуляции была дополнена учетом внешних факторов на развитие ребен­ка. Результатом явилась теория двух факторов психиче­ского развития и их конвергенции В. Штерна. Согласна Штерну, ребенок — это организм, который, появляясь на свет, уже имеет какие-то органические задатки, инстинк­ты, врожденные влечения. Штерн назвал их внутренни-

11 В 1878 г. опубликована книга французского психолога и фи­зиолога Б. Пере «Первые три года ребенка» и ряд других его ра­бот; были высоко оценены современниками, в том числе в России.


ми особенностями, или внутренним фактором, определя­ющим духовное развитие. Вторым фактором являются влияния среды, природной и общественной. Они опреде­ляют фактическое развитие из задатков. Подчеркивает­ся необходимость учитывать особый момент, наиболее -благоприятный для соединения первого и второго фак­торов. Им являются сензитивные периоды в психическом развитии как наиболее благоприятные для воздействия внешних влияний, например для обучения языку, музы­ке и т. д. Теория двух факторов, хотя и учитывает роль внешних влияний в развитии, является, как и теория рекапитуляции, концепций фатальной предопределен­ности психического развития: воспитание, хотя его роль и признается, все же действует лишь в заданных приро­дой пределах.

До настоящего времени можно говорить о распро­страненности теории двойной детерминации психическо­го развития 12.

Под влиянием теории эволюции Ч. Дарвина возник вопрос о том, отличается ли и, если отличается, то чем, психика современного человека от психики первобытно­го (о первобытном состоянии можно судить, изучая со­временные народы, уровень развития которых соответ­ствует первобытному). Возникли две школы. В Англии Э. Тейлор (Первобытная культура, 1870) выдвинул кон­цепцию первобытного анимизма. К этой школе принад­лежит также Дж. Фрэзер (Золотая ветвь, 1890). Тейлор рассматривает многочисленные факты, в которых убеди­тельно выступает исключительное своеобразие представ­лений о мире отсталых народов (обрядовые действия, ве­ра в сновидения, мифы о природе, верования и др.)- Яв­ляются ли они результатом различий в основных позна­вательных процессах или единый универсальный челове­ческий ум порождает различные картины мира в раз­ных условиях жизни? По Тейлору, на всех этапах исто­рического развития мышление человека всюду одинако­во. Дикарь, так же как и современный человек, пытает­ся ответить на вопросы о законах мира, причинах со­бытий, которые он наблюдает, о причинах явлений при­роды и приходит к представлению о призрачной душе. Душа представлялась в виде контура невещественного

12 Бурменская Г. В., Обухова Л. Ф., Подольский Л. И. Совре­менная американская психология развития. М., 1986. С. 32.


образа, по своей природе вроде пара, воздуха или тени. Она составляет причину жизни и мысли; обладает лич­ным сознанием и волей своего телесного обладателя; способна покидать тело и переноситься с места на ме­сто; является мысли; обладает личным сознанием и во­лей своего телесного обладателя; способна покидать те­ло и переноситься с места на место; является спящим людям как образ, отделенный от тела, но сходный с ним; властвует над телом. Так рождается представление о двойственности человека как состоящего из тела и ду­ши. По аналогии с собой первобытный человек начина­ет рассматривать всю окружающую действительность и различает в ней эти же два начала: тело и душу. Так дикарь приходит ко всеобщему анимизму—одухотворе­нию природы. Умственный механизм как современных, так и первобытных людей тождествен. Этот механизм при ограниченном опыте и недостаточных знаниях неизбеж­но должен был породить те мифы и представления, ко­торые поражают современного человека. И если бы слу­чилось, что культура исчезла, современный человек с такой же неизбежностью пришел бы к анимизму.

Вывод о неизменности мышления на всех этапах ис­торического развития человеческого опыта, основной те­зис теории первобытного анимизма, оспаривался фран­цузской социологической школой, которая в начале; XX в. выдвинула положение о качественном отличии первобытного мышления от мышления современного че­ловека 13.

См. раздел шестой, главу V настоящего издания.


Раздел пятый

ВЫДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ

В САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ НАУКУ И

ЕЕ РАЗВИТИЕ ДО ПЕРИОДА

ОТКРЫТОГО КРИЗИСА

(60-е гг. XIX в. — 10-е гг. XX в.)

Глава I

ПЕРВЫЕ ПРОГРАММЫ ПСИХОЛОГИИ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ НАУКИ

Первым вариантом психологии как са­мостоятельной науки явилась физиологическая психоло­гия В. Вундта (1832—1920). Свои исследования он на­чал в области восприятия. Из них составилась книга -«Очерки по теории восприятия» (1862). В этих «Очер­ках» Вундт развивает идеи о психологии как экспери­ментальной науке. В вышедших в 1863 г. «Лекциях о душе человека и животных» Вундт наряду с экспери­ментом в качестве источника психологического исследо­вания называет анализ продуктов человеческого духа. Эти идеи наметили задачу развитой им впоследствии психологии народов. Так, к началу 60-х гг. складывается программа психологии, объединяющая два метода — экспериментальный и культурно-исторический. Вышед­шие в 1874 г. «Основания физиологической психологии» Вундта явились началом психологии как самостоятель­ной науки. Ее объектом объявляются те процессы, ко­торые доступны одновременно и внешнему, и внутрен­нему наблюдению и имеют как физиологическую, так и психологическую сторону и потому не могут быть объ­яснены ни только физиологией, ни только психологией: это ощущения и простейшие чувствования. По методу физиологическая психология есть психология экспери­ментальная. Начиная с 1875 г. Вундт действовал в Лей-пцигском университете. Здесь в 1879 г. он создал психо­логическую лабораторию, на базе которой через два го­да был создан Институт экспериментальной психологии, с самого начала превратившийся в международный центр по подготовке психологов. Здесь учились Э. Кре-пелин, Г. Мюнстерберг, О. Кюльпе, А. Киршман, Э. Мей-ман, К. Марбе, Т. Липпс, Ф. Крюгер (Германия),


Рис. 4. В. Вундт  (1832—1920) (в центре) с сотрудни­ками. Лейпциг, 1912

Э. Титченер (Англия), Э. Скрипчур, Д. Эыджелл, Ст. Холл (Америка), В. М. Бехтерев, В. Ф. Чиж, Н, Н. Лан-ге (Россия) и др. Так сложилась школа Вундта, от ко­торой начинается история психологии как самостоятель­ной науки.

Подвергнув критическому анализу прежние понима­ния предмета психологии (как науки о душе и о внут­реннем опыте), Вундт определяет психологию как науку о непосредственном опыте. Объект и субъект выступают в неразрывном единстве: всякий объект является пред­ставляемым объектом (Varstellungsobjekt). Этот термин играет у Вундта ту же роль, что и «нейтральные эле­менты» у Маха: за неразрывностью субъекта и объекта в опыте лежит идеалистический тезис, ставящий под со­мнение независимое от субъекта существование объек­тивного мира. По характеристике С. Л. Рубинштейна, Вундт направил психологию по пути махистской ее пе­реориентации.

Единый опыт может рассматриваться с двух точек зрения. «Эти точки зрения подсказываются нам тем, что каждый опыт расчленяется непосредственно на два фак­тора: на содержание, данное нам, и на способ нашего восприятия этого содержания»1. Опыт, взятый в отвле-

1 Вундт В. Очерки психологии. М., 1912. С. 4.


Рис. 5. Пансион «Trierianum» при Лейпцигском уни-верситете, в котором в 1879 г. был основан Институт

экспериментальной психологии

чении от познающего субъекта и направленный на вы­явление связей объективных явлений, изучает естество­знание. Это опосредствованный опыт. Опыт, рассматри­ваемый в его отношениях к субъекту и в тех свойствах* которые ему приписываются субъектом, это непосредст­венный опыт, который и изучает психология. Психоло­гия, определяемая как наука о непосредственном опыте* является, по признанию самого Вундта, разновидностью эмпирической психологии, поскольку должна показать связь содержаний опыта в том виде, как она дана субъ­екту. Таким образом, объектом изучения в психологии остается сознание. В его описание, однако, Вундт вносит новые черты. В противоположность интеллектуализму всей прежней психологии Вундт рассматривает психиче­ское как процесс. При этом воля берется как типиче­ский процесс. Вундт называет свою психологию волюн­таристической, подчеркивая в то же время отличие своей системы от философского волюнтаризма Шопен­гауэра.

Поскольку все науки изучают одни и те же предме­ты, но с разных точек зрения, постольку «нельзя допу­стить никакого принципиального различия между психо-


логическими и естественнонаучными методами»2. Поэто­му в психологии также должны использоваться экспери­ментальные методы, «имеющие целью осуществить точ­ный анализ психических процессов, подобный анализу, предпринимаемому естествознанием в применении к яв­лениям природы»3. Эксперимент не отменяет самона­блюдения, оно остается единственным прямым методом в психологии. Объективные явления — поведение, дея­тельность— Вундт исключал из психологии. «Человек сам —не как он появляется извне, но как он дан непо­средственно себе самому» является собственно пробле­мой психологии. Эксперимент лишь позволяет сделать самонаблюдение более точным.

Однако не вся психика поддается экспериментально­му изучению. Вундт ограничил эксперимент областью простейших психических процессов — ощущений, пред­ставлений, времени реакций, простейших ассоциаций и чувствований. Исследование высших психических функ­ций и психического развития требует других методов. В качестве таковых Вундт считал анализ продуктов чело­веческого духа, которые являются продуктом общения множества индивидов: языка, мифов, обычаев. Эту часть психологии он назвал психологией народов, противопо­ставив ей индивидуальную экспериментальную психоло­гию. С введением Вундтом двух психологии, отличаю­щихся по содержанию и методам, различно ориентиро­ванных— на естествознание и науки о духе, происходит раскол единой науки, который явился одной из причин и характерной чертой открытого кризиса, разразившего­ся в психологии в начале второго десятилетия XX в..

Психологическая система Вундта включала изучение элементов (ощущений и чувствований), анализ связей между элементами и продуктов этих связей, исследова­ние законов душевной жизни. В этой программе отчет­ливо выступает атомизм Вундта, характерный для ассо­циативной психологии: простейшие элементы, сенсорные по своей природе, первичны, сложные образования вто­ричны. Однако Вундт борется с крайностями ассоциа-низма: в продуктах ассоциаций он обращает внимание на возникновение нового качества, не сводимого к сум­ме свойств исходных элементов. Все ассоциации Вундт

2 Вундт В. Очерки... С. 9.

3 Там же.


подразделяет на одновременные и последовательные, ко­торые в свою очередь имеют несколько форм: одновре­менные существуют в форме слияния, ассимиляции — диссимиляции и компликации, последовательные — узна­вания и воспоминания. За этими видами ассоциаций скрываются восприятие и память. Вундт борется с функ­ционализмом старой психологии и рассматривает их как результат единого механизма ассоциаций. При этом ас­социации характеризуются как пассивный процесс, ко­торый протекает без активного участия субъекта. В пси­хологии Вундта нет субъекта, нет личности: «... все пси­хическое— это непрестанная смена явлений, постоянное возникновение и созидание... Нигде эти факты действи­тельной душевной жизни не нуждаются в другом суб­страте для своего истолкования, кроме того, который дан в нас самих»4. Кроме ассоциативных, Вундт раз­личает апперцептивные связи. Они складываются при активном участии сознания. Апперцепция — это особая функция сознания, которая проявляется в активности субъекта и внешне выражается во внимании. Из всей совокупности содержаний, находящихся в сознании, т. е. просто перцепируемых, апперцепция, или внимание, вы­деляет объект, вследствие чего его восприятие становит­ся более ясным и отчетливым; оно входит в ясную точ­ку сознания — апперципируется. Когда апперцепция на­правлена на выбор между разными основаниями в про­цессе подготовки к действию, она есть воля. Вундт сбли­жает понятия апперцепции, внимания и воли и даже отождествляет их. Продуктом апперцепции являются ап­перцептивные сочетания представлений. Мышление и во­ображение выступают функциями апперцепции. Высту­пая объяснением сложных явлений душевной жизни, са­ма апперцепция не объясняется: ее источник в самом сознании.

Последним разделом психологии Вундта является учение о законах психической жизни. В них отражается попытка выйти за рамки описания, выявить собственные свойства субъективного мира — их Вундт называет са­мостоятельной психической причинностью в отличие от физиологических механизмов психических процессов.

Из всего сделанного Вундтом наиболее исторически значимым явились введение им в психологию экспери-

4 Вундт В. Очерки... С. 128. 184


мента, организация Института экспериментальной пси­хологии и основание специального журнала «Психоло­гические исследования» (первоначально «Философские исследования»), который стал (после «Mind», основан­ного А. Бэном в 1876 г.) первым собственно психологи­ческим журналом.

Одновременно с Вундтом в России с программой по­строения психологии выступил И,_Д1.. Сеченов (1829— 1905). Сеченов окончил Военное инженерное училище в Петербурге и медицинский факультет Московского уни­верситета. В обстановке обострения борьбы между иде­ализмом и материализмом по коренным мировоззренче­ским вопросам, касающимся природы человека, души, свободы воли, детерминации поведения, под влиянием философии революционеров-демократов, прежде всего Чернышевского, Сеченов осуществляет ряд работ, на­правленных на разрешение труднейших психологических проблем. «Моя задача, — писал он, — заключается в сле­дующем: объяснить деятельностью уже известной чита­телю анатомической схемы (имеется в виду простой ре­флекс.— прим. А. Ж.) внешнюю деятельность человека... с идеально сильной волей, действующего во имя какого-нибудь высокого нравственного принципа и отдающего себе ясный отчет в каждом шаге —одним словом, дея­тельность, представляющую высший тип произвольно­сти» 5.

Результатом работ Сеченова явилось новое представ­ление о психике и задачах психологии как науки. Сече­нова можно по праву считать основоположником отече­ственной научной психологии. Его важнейшие труды по психологии: «Рефлексы головного мозга» (1863), в ко­торых сформулирована рефлекторная теория в связи с проблемой произвольных и непроизвольных движений; «Кому и как разрабатывать психологию» (1873), здесь в полемике с К- Д. Кавелиным излагаются общая про­грамма построения психологии, взгляды на предмет, ме­тод и задачи психологии; «Элементы мысли» (1878), здесь дается естественнонаучная разработка мышления как итог исследования познавательных процессов; ста­тьи 90-х гг.: «Впечатления и действительность», «Пред-

5 Сеченов И. М. Избранные произведения: В 2 т. Т. !. М„ 1952. С. 62.


Рис. 6. И. М. Сеченов (1829—1905) проводит опыт по изу­чению работы мышц рук. Москва, 1902.

метная мысль и действительность», «О предметном мы­шлении с физиологической точки зрения» и др.

В «Рефлексах головного мозга» Сеченов поставил за­дачу «доказать возможность приложения физиологиче­ских знаний к явлениям психической жизни»6. Решение этой задачи вылилось в рефлекторную теорию психиче­ского. По Сеченову, способность воспринимать внешние влияния в форме представлений (зрительных, слуховых и т. п.) складывается в опыте по типу рефлексов; спо­собность анализировать эти конкретные впечатления, память, все эти психические акты развиваются путем ре­флекса. Схема психического процесса та же, что и схе­ма рефлекса: психический процесс берет начало во внешнем воздействии, продолжается центральной дея­тельностью и заканчивается ответной деятельностью — движением, поступком, речью. Психический процесс воз­никает и завершается в процессе взаимодействия инди­вида с окружающим миром, значит, влияние извне в форме чувствования первично. Мотивы, отвлеченные представления не являются первоначальными причина-

в Сеченов И. М. Избранные... Т. 1. С. 52. 186


Рис. 7. К- Д. Кавелин (1818— 1885). Писатель, юрист, фило­соф. Известен в связи с поле­микой с И. М. Сеченовым по вопросам развития психологии как положительной науки

ми наших поступков. В объяснении психики нужно ис­ходить не из психики, несмотря на то что «голос само­сознания... говорит мне донельзя ясно десятки раз в день, что импульсы к моим произвольным актам выте­кают из меня самого и не нуждаются, следовательно, ни в каких внешних возбуждениях»7. Сеченов предприни­мает попытку «вырвать» психологию из замкнутого ми­ра внутреннего сознания и объяснить, как происходят психические процессы, проследить становление сознания в онтогенезе. Таким образом, рефлекторный принцип не означает сведения психического к физиологическому. Речь идет о сходстве между ними по структуре и по происхождению. «Первоначальная причина всякого по­ступка лежит всегда во внешнем чувственном возбужде­нии...»8. Рефлекторный подход предполагает также изу­чение мозговых механизмов психических процессов. Ре­шение этой задачи стало предметом научной деятельно­сти И. П. Павлова, А. А. Ухтомского и др.

Так, с помощью рефлекторного принципа психиче­ское получает свое причинное объяснение, сохраняя при этом качественную, не сводимую к физиологической, ха­рактеристику. Его дальнейшая разработка происходит в

7 Сеченов И. М. Избранные... Т. I. С. 126.

8 Там же. С. 104.


статье «Кому и как разрабатывать психологию», напи­санной в связи с книгой историка-публициста К. Д. Ка­велина «Задачи психологии». Здесь И. М. Сеченов сфор­мулировал задачу психологии: «Научная психология... не может быть ничем иным как рядом учений о происхож­дении психических деятельностей» 9. Объяснить происхо­ждение— значит показать протекание психического ак­та: его начало, центральную фазу и конец. В такой трак­товке задачи психологии заключено требование выйти за пределы сознания в систему объективных отношений человека с миром, раскрыть условия, определяющие тот или иной характер действий человека, описать внешние проявления психических явлений, т. е. отнести к фак­там сознания научно, объективно.

Указав на бесплодность интроспективного метода, Сеченов развивает идеи генетического подхода в психо­логии. «Следить исторически за ходом развития челове­ка... с его рождения на свет, подметить главнейшие фа­зы в том или другом периоде и вывести всякую после­дующую фазу из предыдущей», ибо «из реальных встреч ребенка с окружающим миром и складываются все ос­новы будущего психического развития» 10. При этом Се­ченов требует не ограничиваться описанием, а искать «реально-психическую подкладку» изучаемых явлений сознания.

Сеченов развивает представления об активном дея-тельностном характере чувственного познания. Так, смо­трение он называет действием: глаз выпускает «щупа­ла», могущие сильно удлиняться или укорачиваться с тем, чтобы свободные концы их, сходясь друг с другом, прикасались к рассматриваемому в данный момент пред­мету»11. Эти материалистические идеи Сеченов защи­щал в борьбе с идеалистами, в частности Э. Л. Радло-вым 12. Программа Сеченова подводила к изучению це­лостного поведения. В своем принципиальном содержа­нии эта задача решается и современной психологией.

В то же время программе Сеченова, базирующейся на естественнонаучном материализме, свойственна исто-

9 Сеченов И. М. Избранные... С. 198.

10 Там же. С. 210, 212.

11 Там же. С. 521.

12 Радлов Э. Л. Натуралистическая теория познания (по по­
воду статей проф. И. М. Сеченова)//Вопр. философии и психологии.
1894. Кн. 25(5).


рическая ограниченность. Признавая социальную обу­словленность человеческого сознания, отмечая «преем­ственный ход развития всего психического содержания по мере накопления знаний»13, Сеченов не смог вклю­чить эту реальность в свою программу. Его подход на­мечал путь объективного исследования явлений созна­ния в основном как продуктов взаимодействия индивида с предметным миром. Используя генетический метод, Сеченов показывает, что речевое — символическое аб­страктное мышление и волевой акт личности, самосозна­ние «Я» имеют свои генетические корни в открытой для объективного наблюдения системе отношений. И. М. Се­ченов оказал огромное влияние на мировую и отече­ственную психологию. Его традиции продолжены Н. Н. Ланге, В.М. Бехтеревыми физиологии И. П. Пав­ловым, А. А. Ухтомским. Глубокое влияние Сеченова на отечественную науку продолжается и сегодня 14.

Глава II

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БОРЬБА ПЕРИОДА СТАНОВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ НАУКИ

С самого начала существования пси­хологии как самостоятельной науки наметились различ­ные подходы к пониманию ее предмета, методов и за­дач. Вундтовские традиции развивались Э. Титченером-(1867—1927) и психологами, группировавшимися вокруг него в Корнелльском университете в США. Этот универ­ситет благодаря усилиям Титченера стал крупным пси­хологическим центром и одним из первых положил на­чало экспериментальной психологии в США. Титченер в основном разделяет вундтовское понимание предмета психологии как науки о непосредственном опыте. Свою психологию он назвал структурной психологией, проти­вопоставляя свой подход функционализму американской-психологии. Согласно его точке зрения, психология дол­жна изучать структуру — материю сознания как сово­купность отдельных элементов, далее не поддающихся

« Сеченов И. М. Избранные... С. 159.

14 См. книги: Иван Михайлович Сеченов. К 150-летию со дня рождения/Под ред. П. Г, Косткжа и др. М, 3980; Ярошевский М.Г. Сеченов и мировая психологическая мысль. М., 1981.

« 189


анализу, простых по своей природе. Необходимо изучать сознание в терминах элементов, т. е. в отличие от всех функциональных отношений» от их роли в поведении, только в связи с нервным субстратом: считалось, что •физиологические основы объясняют психические процес­сы. Отсюда троякая цель психологии. Она стремится «анализировать конкретное данное душевное состояние, разложив его на простейшие составные части; найти, каким образом соединены эти составные части, законы, управляющие их комбинацией; привести эти законы в связь с физиологической организацией»1.

Сознание образует особый внутренний мир. Проник­нуть в него можно только с помощью метода аналити­ческой интроспекции. Этот метод является одним из ва­риантов интроспекции. В отличие от такого его понима­ния, в соответствии с которым в явлениях сознания от­крываются содержания вещей, т. е. не психологические -факты, аналитическая интроспекция дает материал о собственно психологических фактах; из интроспектив­ного отчета Титченер требовал исключить все, что име­ет отношение к физической природе стимула, к значе­нию, поскольку эти моменты не открываются в самона­блюдении. Оставить в самоотчете исключительно «чи­стое содержание сознания», ибо только оно может быть воспринято интроспективно. В интроспективном отчете испытуемый не должен подменять психические явления тем предметом, который вызывает эти явления, т. е. не совершать «ошибки стимула». Например, вместо того чтобы сказать «дорога неровная», психолог должен го­ворить «давление на подошвы моих ног становится все более неодинаковым», т. е. называть только свои непо­средственные ощущения. За пределами Корнелля эти различия редко кто понимал, но Титченер придавал им принципиальное значение. Были разработаны требова­ния к самонаблюдению: необходимо создать хорошие условия, чтобы исключить внешние влияния, вниматель­но следить за ходом сознания, выразить его явление словами, стараться не отвлекаться, внутренне проник­нуться задачей и т. п. Метод аналитической интроспек­ции ограничен областью собственного сознания. Непо­средственно известна каждому только собственная ду­ша. Исследовать психику животных, детей, психически



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.