Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Л.И.Василенко 14 страница



ПРИСУТСТВИЕ (БОГА) - Его *имманентность в мире, понимается как выражающаяся пассивно или активно. Различают виды Присутствия - в природе, в истории, в душе человека, в храме, в таинствах, в Слове Божием, в *чуде, в общине верных, в молитве и пр. Присутствие приоткрывается человеку в свете веры как действие Духа Божия. Само по себе оно выражается, однако, в *молчании. Присутствие означает, что Бог бесконечно превосходит вещи, в которых Он присутствует, являясь, согласно *томизму, источником их *существования.

ПРИЧАСТНОСТЬ (СОПРИЧАСТНОСТЬ, иногда - ПРИЧАСТИЕ) - одно из основных представлений *платонизма, согласно которому все земные вещи причастны *идеям. Чем лучше, прекраснее или совершеннее вещь, тем более она причастна идее. Разум может благодаря причастности возвести умственный взор к идеальному первообразу вещи и в созерцании идеи познать ее сущность. В антропологии нередко говорят о причастности души разуму в том смысле, что разумность должна присутствовать во всех силах и способностях души - в чувствах, желаниях, воображении, памяти, облагораживая их и возвышая над животным уровнем. Иногда говорят о "причастности свободе" всех форм сотворенной жизни, причастности биологической жизни высшему для нее психологическому миру ("психокосмосу"). А.Бергсон писал о "причастности творчеству" мирового эволюционного процесса. В *экзистенциализме говорят об "участии в бытии" человека, открытого к миру, осмысленно вовлеченного в бытие вместе с другими открытыми к бытию личностями. В Новом Завете ап. Петр призывает христиан "стать причастниками Божественного естества" (2 Петр.1.4).

ПРИЧИНА - 1) событие, порождающее в качестве своего следствия другое событие; то, что необратимо вызывает изменение вещи, определяет собой следствие. Причинно-следственные связи - один из видов закономерности, они необходимы для объяснения связности всего происходящего в мире. 2) В античной философии причинно-следственные отношения в космосе объяснялись всеобщей одушевленностью бытия. В Новое время поведение природы понимали как подчиненное законам, данным ей Творцом. Атеистическая мысль признала законы присущими самой природе без всякого Законодателя. И. Кант вслед за Д. Юмом отрицал объективный характер причинности и настаивал, что причинно-следственные отношения приписывает наблюдаемым явлениям познающий *субъект. 3) В теории познания ХХ в. признается метафизический характер причинности: если единство многообразия происходящих в мире событий создается высшей разумностью бытия, тогда есть и причинно-следственные связи, которые способен познать разум человека. 4) Бога нередко вслед за Аристотелем называли Беспричинной Причиной (или Первопричиной) *сущего. Но Бог - трансцендентный Творец мира, Он создал мир Своей свободной любовью, а не по необходимости, поэтому "Бог не есть причина мира, хотя Он есть его основа, в этом смысле мир беспричинен" (С.Булгаков). Это не значит также, что мир несет в себе причину самого себя, потому что источник бытия и жизни мира - в Боге. *Томизм, однако, трактует *Первопричину мира по-иному.

ПРОВИДЕНИЕ (лат. Providentia) - "целесообразное действие Высшего Существа, направленное к наибольшему благу творения вообще, человека и человечества в особенности" (Вл.Соловьев). Христианская мысль видит мир в целом и жизнь любого человека находящимися не во власти случая или судьбы, а направляемыми милостью Божией к благой цели. Нельзя сказать, что Бог полностью управляет всем происходящим до мелочей, но есть личная забота Бога о мире и о каждом человеке, Его воздействие на историю. Согласно Откровению, это также и осуществление Его замысла о спасении мира через Христа в целях финального преображения мира для полного торжества Царства Божия. Провидение нередко отождествляют с Промыслом (Pronoia), хотя в нехристианской философии *Промысл не связан с верой в то, что Бог таинственно ведет мир к победе над силами хаоса, зла и смерти. Провидение понимают двойственно - как действие Бога в рамках естественного порядка вещей, когда нужные для достижения какой-либо цели события "организуются" без нарушения законов мироздания, и как чудесное вмешательство Божие в ход событий, когда Бог позволяет себе ради спасения человека нарушить Им самим установленные законы. Основная проблема Провидения, - место свободы воли человека и его нравственной ответственности в замыслах Божиих. Исчерпывающего решения этой проблемы нет.

ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ - в философии истории: объяснение смысла и цели истории через *Провидение - осуществления высшего замысла, ведущее мир к торжеству в нем правды и добра. Августин - самый яркий представитель провиденциализма.

ПРОГРЕСС (от лат. progressus - движение вперед) - процесс непрестанного и необратимого улучшения условий человеческой жизни, нравственности, социального порядка и цивилизации в ходе истории. Прогресс остается предметом светской веры, в основном противоречащей фактам, однако, в определенных областях культуры на некоторых ее этапах можно наблюдать прогрессивные изменения. В ХХ веке эту веру оценивают уже как "допотопную". Оппонент прогресса - *циклизм, описавший становление и вырождение великих цивилизаций древности. Их распад надолго погружал оставшиеся на их месте народы в состояние одичания. Христианские возражения: 1) прогресс теряет смысл, если не происходит неуклонного улучшения прежде всего нравственного состояния человечества в целом; 2) его невозможно осуществить мерами политическими, социальными, просветительскими и экономическими; лишь религиозное обращение может усилить в людях чувство нравственной ответственности, но секуляризация современной культуры и общественной жизни этому противодействует; 3) прогресс - симптом конца, все более ускоренного движения человечества к финалу, к катастрофическому завершению истории. "О, треклятый прогресс!" - возопил К.Леонтьев, увидев в нем процесс неотвратимого внутреннего разложения западноевропейской культуры. С.Франк назвал прогресс необратимо идущим созреванием человечества для Суда. Сравн. у Вл.Соловьева: "Спасающий спасается. Вот тайна прогресса - другой нет и не будет".

ПРОМЫСЛ (греч. Pronoia) - в дохристианской философии общая зависимость нашего мира от высшего: Промысл, во-первых, вводит в рамки мирового бытия то, что из него выпадает в силу самообособления и самоутверждения каждого единичного бытия, а, во-вторых, обеспечивает покровительство свыше тем душам, которые становятся на путь добра и *духовного восхождения. Промысл, как думали, заранее предусмотрел появление зла и "древней дерзости" самоутверждения и принял их как нечто необходимое в мироздании и полезное для *гармонии мира, поэтому мудрый должен понимать, что Промысл из любого зла извлекает какое-нибудь добро. Действие Промысла ограничивается здесь, однако, только функцией космического регулирования, осуществляемой (если перейти на христианскую точку зрения) в падшем мире путем примирения со злом и без всякого стремления выводить мир за пределы его греховности. Короче, Промысл античный не спасает. Решающая для спасения мира роль победы Христа над грехом отличает древний языческий Промысл от *Провидения в христианской мысли.

ПРОРОЧЕСТВО - в иудейско-христианской традиции возвещение воли Божией и связанных с Его замыслами грядущих событий. Пророка вдохновляет Св. Дух, избрание и вдохновение этого человека не подавляет его как личность, не гасит его разума и чувств. Инспирация пророка вербальна - он должен передать людям весть, полученную им в слове, "влагаемую в уста" (Втор.18.18; Иер.1.9 и др.). Не все библейские пророчества исполнились. В древней Церкви пророки по рангу уступали апостолам, они возвещали воскресшего Господа словами, имеющими власть, предсказывали события, давали откровения, идентифицировали определенных лиц как избранных свыше для определенных видов церковного служения и давали им необходимые для этого силы. Впоследствии пророками стали называть только тех, кто канонизирован в качестве таковых Св. Писанием, и оно угасло как особый вид церковного служения. В наше время пророками в не особенно строгом смысле называют писателей, поэтов, общественных и церковных деятелей, ставших инициаторами духовного обновления в Церкви и в обществе, а также свидетелями нравственной правды.

ПРОСВЕЩЕНИЕ - согласно И.Канту, "это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по своей собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого. Несовершеннолетие по собственной вине - это такое, причина которого заключается не в недостатке рассудка, а в недостатке решимости и мужества пользоваться им без руководства со стороны кого-то другого. Sapere aude! - имей мужество пользоваться собственным умом! - таков, следовательно, девиз Просвещения". Светская культура стала взрослой; она не мирилась с авторитаризмом и социальной несправедливостью, стала веротерпимой и санкционировала творческую инициативу разумной и ответственной личности. Однако, надежда, что просвещенный *естественный человек достигнет совершенства и создаст рай на земле в виде успешной цивилизации, себя не оправдала. Вместе с тем внутрицерковная культура вовремя не повзрослела, что это крайне затруднило диалог и взаимодействие Церкви и светской культуры, так что их пути разошлись. Ответом на происшедшее должно стать достижение внутрицерковной культурой своей - христианской - зрелости. (См. также: РЕЛИГИЯ В ПРЕДЕЛАХ ТОЛЬКО РАЗУМА).

ПРОСВЕЩЕНИЕ ХРИСТИАНСКОЕ - у св. Григория Богослова: отложение дел плоти, просветление души благодатью и изменение жизни. Это "последование Духу, общение со Словом, исправление создания, потопление греха, причастие света, рассеяние тьмы. Просвещение есть колесница, возносящаяся к Богу, сопутствование Христу, подкрепление веры, совершение ума, ключ Царствия Небесного, перемена жизни, снятие рабства, разрешение от уз, претворение состава. Просвещение... есть лучший и величественнейший из даров Божиих" (Слово 40).

ПРОСТОТА (БОГА) - в метафизике *томизма: невозможность какой-либо сложности, неполноты, незавершенности в Боге, способ Его существования. Мир сложен и внутренне разнообразен, и это следует рассматривать как признак несовершенства мира, но Бог - совершенно иной по отношению к миру, абсолютно совершенен, прост: "Простота означает быть самим собой, не состоять из иных" (М.Амара-Пуанье). Его бытие - совершенная актуальность, полная осуществленность, полнота, а не возможность. Отсюда, в частности, следует, что нельзя отрицать *всемогущество Божие и Его всеведение, нельзя утверждать, что Бог страдает или гневается, что в Боге есть противоречия, *отрицание, становление, что Вселенная - тело Бога и др.

ПРОТЕСТАНТСТВО (ПРОТЕСТАНТИЗМ) - обширное движение в западном христианстве, начатое в XVI в., распространившееся по всему миру и продолжающееся до сих пор. Выступив против авторитаризма и традиционализма Римско-Католической Церкви во имя евангельской правды, оно поставило вопрос, что считать истинным христианством и как вновь создать в условиях современного мира подлинную святую Церковь, имея образцы первоапостольских общин в Св. Писании. *Лютеранство и *кальвинизм в континентальной Европе и англиканство в Британии стали первыми достижениями протестантства, но общая неудовлетворенность его результатами постоянно приводила к появлению новых реформационных движений - пуританства, пресвитерианства, методистов, баптистов, пятидесятников и др. Основные принципы: 1) поклонение единому трансцендентному Богу осуществляется в духе полного доверия к Нему и самоотдачи в вере и не должно затемняться почитанием Папы и традиционными формами благочестия, созданными людьми и питающими их горделивое чувство самоутверждения; 2) протестант не пытается сам себя сделать христианином и не вверяет дело своего спасения авторитетам или традициям; он все силы отдает на обретение твердой уверенности в спасении, обретение лично как дар Божий по Его избранию и благодаря крестной жертве Христа, а не по своим достоинствам или заслугам святых, не в силу принадлежности к традиции; 3) Слово Божие, данное в Библии, а не магистерий и не учительное слово иерархии, принимается протестантом с полным доверием, он должен понимать подлинный смысл Слова и осуществлять в жизни; 4) соединять духовный опыт веры со всеми средствами свободного исследования Писания, чтобы понять его истинный смысл; 5) Церковь - народ Божий, созванный словом Евангелия из числа избранных свыше, в ней совершаются основные таинства - крещение и трапеза Господня; 6) существует священство всех верующих, всех принявших крещение; пасторы и проповедники не имеют особого духовного статуса в народе Божием, не являются посредниками между Богом и другими членами общины, а наделены лишь особыми функциями; 7) все *призвания - одинаково священны, нет различия между мирянином, монахом и пастором, нет "христианства по профессии", нет нужды в особых монашеских орденах, в послушании иерархии и пр.; 8) в этике - строгая нравственность в личной, семейной и общественной жизни, деловая ответственность, независимость и предприимчивость в труде во славу Божию и во исполнение Его планов; 9) сохранение открытости к дальнейшим реформам провозглашается как принцип жизнеспособности самого протестантства и условие успешности его миссии в мире, поскольку ни одна из христианских традиций, в том числе и созданные реформационными движениями, не может быть признана как осуществившая евангельский идеал. Оппоненты протестантства настаивают, что оно недопустимо пренебрежительно отнеслось к Св. Преданию, апостольскому преемству, значению Церкви в личном спасении, иерархическому началу в Церкви и тому, что Св. Писание - книга в руках Церкви, поэтому для понимания его смысла недостаточно одного только индивидуального духовного опыта.

ПРОФАННОЕ (от греч. pro - прежде и лат. fanum - святилище, храм) - мирское, не связанное с религиозным, священным; светское. Профан - тот, кто не прошел *инициации, не введен в тайны *эзотерического знания; в менее строгом смысле - не сведущий.

ПРОФЕТИЗМ (от греч. pro - прежде и phemi - говорить) - пророческая направленность творчества или иного рода деятельности человека, в которых возвещаются истины свыше, дающие образец того, что должно быть на Земле. (См. также: ПРОРОЧЕСТВО).

ПСИХОАНАЛИЗ - ряд методов исследования психики и психотерапии, связанных с идеями З.Фрейда. Цель - достижение "господства разума над иррациональными и бессознательными страстями; освобождение человека из-под власти бессознательного в пределах возможного..., оптимальное знание истины, а значит, знание реальности" (Э.Фромм). Фрейд настаивал на любви к истине как непременном условии психоаналитической работы, но будучи догматиком-атеистом, узко понимал истину. Он предложил нестрогий метод свободных ассоциаций в интерпретации симптоматики подсознания, придал определяющее значение бессознательным сексуальным стремлениям и признал духовные искания и творчество в культуре сублимацией их энергии. Религиозная жизнь человека, согласно психоанализу, детерминирована его историей с раннего детства, где главную роль играет властный отец - пугающий и притягательный, дающий защиту и безопасность в ответ на послушание. Повзрослев он находит образ Бога, властного и бесчеловечного, и устанавливает с ним рабские отношения. Они иллюзорны, патологичны и выражают неспособность невротика-инфантила справиться с проблемами и стать независимым, взрослым и рациональным человеком. Мир, в котором человек должен научиться жить, это, по Фрейду, безбожный мир, где есть законы и порядок, но нет любящего Отца. Психоанализ натуралистически низводит духовную жизнь на низшие уровни душевной жизни, искаженной грехом, если давать христианскую оценку. Однако, человеку дано быть сильнее своей сексуальности и незрелости своего отношения к Богу, что означает фундаментальную неправоту Фрейда по отношению к религии. Несмотря на несоответствие его концепции существу религии как связи и встречи с Высшим, ценность фрейдизма усматривают в том, что он выразил, как уж сумел, на светском языке аспект библейской истины о падшести человека. "Психоанализ философски не справился с тем кладом глубинной душевной жизни, который он сам нашел" (С.Франк). "Психоанализ описывает то, что само по себе еще не является верой" (О.Клеман).

ПСИХОЛОГИЯ РЕЛИГИИ - область научных исследований, где изучается воздействие религиозной *веры на душевную жизнь. Первоначально рассматривались некоторые виды *религиозного опыта, напр., обращение к Богу или призвание свыше для служения в мире, роль религиозных мотивов в деятельности человека. По мере переключения внимания на *бессознательное были привлечены методы *психоанализа, гуманистической психологии, глубинной психологии. Результаты разные. *Редукционисты отрицали право религии на собственный предмет, объясняли ее к болезненностью психики невротика или же списывали на низшие желания (в *психоанализе). Но были и положительные результаты: ряд сторон душевной жизни религиозного человека удалось понять как выражение подлинных (а не патологических) стремлений его души, напр., поиска смысла жизни, стремления иметь предмет благоговения, поклонения и любви, преодолеть отчуждение от мира, войти среду или группу с высокими духовными интересами, расширить возможности осмысленной самореализации и обрести полноту жизни, служение Высшему вместе с собратьями по вере. А.Маслов привлек внимание к "пиковому опыту" в жизни человека с высокой степенью самореализации и успешной самоотдачи; этот опыт он отнес к мистике, к видению *трансцендентного, к первичным элементам религии. Г.Олпорт отличал зрелую религиозность от незрелой по признаку, озабочен ли человек прежде всего собой или же он действительно чуток к Высшему, к большему, чем он сам, т.е. склонен жить в русле религии, а не использовать ее. Э.Эриксон выявил положительную роль психосоциальных кризисов в жизни души, где важное значение имеет ее ориентация на трансцендентное. Дж.Фаулер описал шесть этапов развития веры в жизни человека. В.Франкл в противовес "глубинной психологии" предложил "вершинную", где основное значение для психики и ее терапии придается смыслу жизни, корни которого - религиозны: "Смысл должен быть найден, но не может быть создан", и *совесть является "органом смысла". Э.Фромм писал о значении духовной *радости и любви к Богу и ближнему для полноты душевной жизни. Все это дало лучшее понимание верующей души, но, по многим оценкам, не дает его полноты, нужной, напр., для осмысления действия *благодати. (См. также: АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ; БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ; ИЗМЕНЕННЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ; МНОГООБРАЗИЕ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА; ПАРАПСИХОЛОГИЯ).

ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА - проблема единства души и тела, взаимозависимости психических и физиологических явлений. Для *платонизма связь души и тела - внешняя, т.к. душа у платоников достигает полноты жизни в горнем бестелесном мире идей, а не в земном теле, "темнице души". Аристотелево-томистская традиция, напротив, рассматривала единство тела и души как единство формы и материи, поэтому жизнь души без тела неподлинна и неполна. Р.Декарт, резко противопоставив материальную и духовную *субстанции, вернулся к платоновскому дуализму в понимании психофизической проблемы: душа в теле - нечто вроде "духа в машине". Платон и Декарт оказали на западную культуру сильное влияние, которое до сих пор не до конца преодолено, и нередко по ошибке считают, что их дуализм и есть христианский подход к единству души и тела. Некоторые из современных философов высказывают идеи, близкие библейским: душа и тело - разные стороны человека как целостного существа, которое по-разному может выражать себя в психическом плане и среди телесных вещей, напр.: "тело - это душа в ее внешней форме" (Дж.Педерсен).

ПЯТЬ ПУТЕЙ К БОГУ (лат. quinque viae) - в метафизике *томизма: 1) от движения в мире - к *Акту, Источнику всякого движения; 2) от действующих причин в мире - к действующей *Первопричине; 3) от небезусловного существования вещей - к безусловному Бытию, к Богу; 4) от ограниченного совершенства вещей к полноте совершенства бытия Божия; 5) от порядка и гармонии мира к их Первопричине. Эти пути ведут разум к Богу, в котором сущность и существование совпадают и являются Актом, Первопричиной, Бытием и Совершенством. "Пути" отличаются от "аргументов" или "доказательств" тем, что Бог мыслится здесь как высшая Причина именно *существования вещей: Бог-Творец дарует вещам *существование, бытие, совершенство и пр.


Р:

РАДИКАЛЬНОЕ ПОСЛУШАНИЕ (БОГУ) - в *протестантизме ХХ в.: полное послушание воле Божией в ответ на Его призыв к обращению; согласно Р.Бультману, Бог притязает на всего человека и ждет послушания его абсолютной воле, "основанного на безусловной покорности" и "исходящего из благоговейного отношения к величию и святыне Божества". Радикальное послушание, с точки зрения его сторонников, делает ненужными догматы, таинства, аскетику, духовное возрастание и др.

РАДОСТЬ - духовное чувство полноты бытия. Жизнеутверждающая духовность, приближающая к Высшему, не может быть безрадостной. Будда умирал с улыбкой. Служить Богу с радостью - призыв как Ветхого, так и Нового Завета (см., напр.: Втор.28.47; Ис.12.3; Мф.5.14; Ин.15.11;16.20-24 и др.). Сам Бог с радостью взирает на верных из Своего народа и дает обетование радости вечной (Ис.35.10). Радость - награда свыше и один из плодов духа (Гал.5.22). С точки зрения гуманистической психологии "радость - это то, что мы испытываем в процессе приближения к цели стать самим собой" (Э.Фромм). "Радость есть сила всякой религии. Радостью победило мир христианство в сердцах богоизбранных..., настоящая радость о Духе Святом есть, может быть, единственный документ религиозной подлинности вообще" (о. С.Булгаков).

РАЗУМ - способность человека осмысливать *бытие в целом и его смысл, *смысл человеческой жизни и деятельности, *призвание человека, а также соотнесенность мирового бытия с трансцендентным. Разум, как и вся *природа человека, частично потемнен и ранен грехом, но это не лишило его способности постигать видимые и невидимые реальности. Разумная способность - одно из выражений духовности человека, она возвышает его над всем тварным миром. Человек мыслит посредством своего разума, но содержанием мышления становится опыт разного рода - от чувственного восприятия до личностного общения и религиозного прозрения. Действие разума теснейшим образом связано с речью, со словесным выражением мышления. Разум не ограничивается отдельными фактами, явлениями или событиями, относящимися к чему-то частному, - его задача искать истину высшего порядка. Разум стремится к пониманию, но ведет за пределы понимания. Постичь сущность *Абсолюта разум не в силах, т.к. мыслит, соотнося одни земные реальности с другими. Но *томизм настаивает, что разум человека может, опираясь только на свои силы, открыть существование *Первосущества-Бога. Раскрытие сил разума неотрывно от духовной свободы человека, его духовной жизни в целом: "Разумная тварь была создана для того, чтобы любить Высшую сущность превыше всех благ, так как эта сущность есть высшее благо" (св. Ансельм Кентерберийский). Разум совершенствуется и раскрывает свои высшие возможности через восприятие и осмысление Премудрости, в жизни согласно правде Божией, в любви и святости.

РАССУДОК - рассуждающий разум, стремящийся дойти до истины, выявляя и собирая различные исходные элементы какой-либо вещи и затем связывая их во единое целое. Схоласты и более поздние религиозные философы признавали рассудок не способным к богопознанию, т.к. он познает известное, сравнивая его с неизвестным, что и обрекает его двигаться в кругу только тварных вещей, а путь к Творцу остается закрыт. В философии начиная с Нового времени признается, что рассудок ограничен понятийным знанием и ему, в отличие от разума, непосильно смысловое понимание Высшего бытия, мира в целом, смысла истории, назначения человека и пр.

РАЦИОНАЛИЗМ (от лат. ratio - мышление, рассудок, разум) - философское убеждение в том, что индивидуальный *естественный разум способен своими силами достичь основополагающих безошибочных истин, нужных для построения здания науки, без обращения к опыту, в том числе и к религиозному. Рационалисты XVII в.: Р.Декарт исходил из двух субстанций - материальной и духовной, Б.Спиноза - из одной Субстанции ("Природы творящей"), Г.Лейбниц - из множества монад-субстанций, высшая из которых - Бог. Эти решения друг к другу не сводимы, что позволило отвергнуть рационалистическое притязание понять первооснову бытия средствами одного лишь мышления. Но их философия была религиозной: последнее основание сущего - это Бог, вещи постигаются, исходя из своей соотнесенности с Богом, а богопознание - источник и опора философской мудрости. Атеистическим рационализм стал в XVIII в. В XIX в. реакцией на него стали философский романтизм, философия жизни и др. В ХХ в. К.Г.Юнг осуждал такой рационализм за пренебрежение *бессознательным: "Абсолютная власть разума сродни политическому абсолютизму: она уничтожает личность". Рационализм пренебрегал историей (в том числе и священной) и тем, что в ней может открыться тайна человеческого существования и ее высший смысл.

РАЦИОНАЛИЗМ И РУССКАЯ МЫСЛЬ - К рационализму она относилась особенно отрицательно: славянофилы в своей упорной критике Запада несправедливо называли всю его культуру и религиозную жизнь рационалистической и индивидуалистической, используя найденные на Западе же аргументы против рационализма. Славянофилы истолковывали его как продукт распада западного христианства, опасный для православной веры, потому что рациональный ум - это ум без веры, потерявший всякую связь с соборным церковным сознанием и поэтому он не способен обрести истину. В рационализме славянофилы видели причину расщепления разума и веры, а также *секуляризации общественной жизни. Следствием этого стало ее построение на основе законности и правопорядка, а не на общинности, а также западное понимание государства как гаранта законности. Славянофилы призывали восстанавливать органические основы жизни. Вл.Соловьев признал этот путь тупиковым и ратовал за возврат к духовным основам жизни, предложив метафизику *Всеединства как основное средство преодоления рационализма.

РЕАЛИЗМ - течение в *схоластике, признававшее реальность *универсалий. Они реальны в том смысле, что присутствуют (или воплощены) в самих вещах как их формообразующие начала, а разум постигает их в общих понятиях. Реализм отвечал идеалу науки Аристотеля и Фомы Аквинского - получить всеобщее по значению, завершенное и не нуждающееся в пересмотре знание о мире. Достижение такого знания считалось возможным, т.к. независимое от нас высшее мышление признается определившим структуру реальности вне нас. Средневековый реализм отличается от новоевропейского *идеализма: если идеализм стремился понять всю действительность, выводя ее из первопринципов мышления, то реализм средневековый исходил из познания вещей и их формообразующих начал, переходил к осмыслению миропорядка, а затем восходил к Высшему бытию. Схоласт-реалист не пренебрегает эмпирическими данными чувственного опыта и не отдается стихии абстрактного мышления, а ограничивается только тем идеальным содержанием, какое ему удается извлечь из вещей в их конкретных исследованиях, и затем осмысливает и обобщает его дальше, чтобы получить искомые универсалии. Был в схоластике и крайний реализм, считавший, что универсалии существуют сами по себе совершенно независимо от вещей, но он был оставлен. В современном *неотомизме реализм продолжает свою жизнь.

РЕАЛЬНОЕ- 1) все действительно существующее, все вещи в целом, взятые как существующие независимо и помимо их восприятия и осмысления, весь реальный мир - это реальность как *сущее. 2) К реальному относят также и *бытие - нечто, трактуемое как то, что охвыатывает сущее или пребывает по ту сторону *сущего, но является источником его смысла. 3) В современной цивилизации к реальному относят в основном природное, технически достижимое и социальное. Сторонники этого отрицают реальность, напр., души, астрологических влияний, бестелесных духов или же Высшего начала. Во многих направлениях философии сферу реального расширяют, включая красоту, величие и мистическую сторону природной жизни, душу человека, смысл истории, смысл бытия в целом, бессмертие души, невидимый порядок мироздания, призвание и назначение человека и др. Основанием для признания всего этого реальным является его действенное и осмысленное проявление в жизни и поступках человека, в истории и культуре. *Смысл бытия, напр., реален для личности, причастной ему, он актуален в ее жизни, а не остается в сфере предполагаемых возможностей. 4) В религиозной философии нередко подлинно реальным мыслится лишь Высшее бытие, тогда как всякое прочее бытие менее реально.

РЕДУКЦИОНИЗМ (от лат. reductio - отодвигать назад) - методологическое требование объяснять сложное явление через сравнительно более простые и доступные исследованию научными средствами. Редукционисты сводят высшее к низшему, сложное к простому, более позднее и развитое к исходному и примитивному. В отношении религии редукционизм требует объяснять духовное через душевное, мистический опыт - через психологию *измененных состояний сознания или психопатологию, а религиозное - через космическое, культурное или социальное. Вера в Бога-Отца оправдывается, напр., так: "Эта вера остается с нами именно потому, что никакая другая из существующих форм верований не отвечает столь просто и столь полно настоятельному и глубокому стремлению человеческого сердца, как идея Бога-Отца" (J.Leuba). Но редукционизм легко становится также средством безосновательной дискредитации религии, ее сути, предмета и содержания (напр., в марксизме и *фрейдизме). Редукционизм в религиоведении и философии религии предрасполагает считать религию тем, что можно искусственно сделать, тем, что создается культурными деятелями и мудрыми законодателями. Это противоречит существу религии как ответа свыше на духовные искания человека. (См. также: АНИМИЗМ; АНТРОПОЛОГО-ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РЕЛИГИИ; БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ; ИЗМЕНЕННЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ; НАТУРАЛИЗМ; ПСИХОАНАЛИЗ; ПСИХОЛОГИЯ РЕЛИГИИ; СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ; ЭМОЦИОНАЛИЗМ).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.