|
|||
Л.И.Василенко 13 страницаПЛЮРАЛИЗМ - 1) Видение мира, в котором многообразие *сущего объясняется порожденным несколькими или же неопределенно большим числом различных начал, каждое из которых существует независимо от других и не сводится к ним. Примеры: земля, вода, воздух и огонь у Эмпедокла, атомы у Демокрита, монады у Лейбница. Плюрализм противостоит *монизму и *дуализму и его преимущество - в лучших возможностях описать разнообразие мира. 2) Плюрализм присущ философии как таковой - каждое из множества имеющихся философских учений дает определенный подход к *истине, но ни одно не достигает и не выражает ее полно и убедительно. Его происхождение - от сложности и многообразия мира, от различий в свободных личных выборах каждого мыслителя и от несовершенства наших знаний. Факт существования плюрализма означает, что истина пребывает не иначе как над различными философскими учениями и лишь частично присутствует в них самих. ПОЗИТИВИЗМ (от лат. positivus - положительный) - течение в философии, идущее от О. Конта, настаивавшего, что научное знание - единственно достоверное, а метафизику и теологию следует отбросить. Позитивизм отверг *материализм, *идеализм, *рационализм и *натурализм и теологию. В религиозных вопросах позитивисты - сторонники *скептицизма или *агностицизма: к примеру, утверждение "есть Бог" ненаучно, т.к. не выводится ни из какого опыта. Заслуги позитивизма - в его противодействии идеологической демагогии ради свободы от "догматического кошмара". Христианская мысль сохраняет метафизику, веря, что реальность в целом сложна и многопланова и требует таких средств познания, какими наука не располагает, и считает искание религиозной правды высшим проявлением природы человека. Поэтому в позитивизме есть бесчеловечность, характерная для современности (Л.Джуссани). Иногда термином "позитивизм" обозначают снижение уровня духовной жизни и духовного наставления в Церкви до оправдания бытового плотского благочестия и *морализма, а также бесчувственность религиозной мысли к тайне космоса и человека. ПОЗНАНИЕ - 1) движение разума к *истине. В познании человек утверждает свое достоинство и осуществляет *призвание действовать согласно истине и облагораживать бытие. Предпосылки познания: признание трансцендентности истины, вера в способность человека найти ее и решимость разума идти по пути к ней. В познании человек "спасает свое существование, только утверждая запредельное и себя в запредельном" (Е.Трубецкой). Познание и *бытие - внутренне едины и не следует их противопоставлять друг другу: "Во всяком познании особенного заключено бессознательное познание бытия вообще" (Г.Марсель). "Познание есть посвящение в тайну бытия, в мистерии жизни. Оно есть свет, но свет, блеснувший из бытия и в бытии" (Н.Бердяев). 2) Религиозно связь с бытием дается верой в Бога, поэтому познание мира и человека неотрывно от *богопознания, от единения с Богом в вере и любви, а для христиан - от жизни в Церкви. В *библейском мышлении познание "предполагает единение познающего субъекта и познаваемого объекта, погружение субъекта в объект" (еп. Кассиан Безобразов), вхождение в круг божественной любви, охватывающей усыновленных Отцом небесным. Религиозное познание предполагает также новую жизнь, новый путь воли и жизни человека, новый мир бытия: "Все это новое - божественно. Оно укоренено в бессмертии, Оно стоит того, чтобы его поискать, его найти, поработать с ним, им задышать всею жизнью своей... Здесь начинается тайна второго - и последнего - рождения человека" (Архиеп. Иоанн Сан-Францисский). 3) В *томизме познание Бога - "конечная цель всякого человеческого познания и действия" (Фома. "Против язычников", I,5). В силу недостижимости полноты знания Бога и крайней важности Богопознания для судеб человека в вечности Откровение Божие становится "морально необходимым". ПОЛИТЕИЗМ (греч. многобожие) - языческая вера в множественность богов, существующих отдельно и независимо друг от друга и не сливающихся с природой Вселенной. Политеизм противостоит *пантеизму и *теизму. Часть мировых религий - политеистична (напр., *Индуизм). Привлекательность политеизма - в обещании относительной доступности того или иного бога для исполнения каких-то определенных земных нужд. Отсюда и популярное сближение богов с силами природы. Ложность политеизма возвещалась как древнеизраильскими пророками, античными философами и раннехристианскими апологетами: политеизм - тот же пандемонизм. Ф.Шеллинг: политеизм - это результат духовного кризиса человечества на одном из ранних этапов его истории, вызванного горделивым намерением строителей Вавилона "сделать себе имя". После потери единства человеческого рода и единства веры в Бога и возник политеизм как противодействие дальнейшему распаду, как попытка сохранить единство на уровне национальном (религии народов или языков). В нынешнем увлечении восточными доктринами, в теософии, а также в мифологиях фашистского типа есть попытки ревитализации политеизма с явной антихристианской направленностью. ПОНИМАНИЕ (нем. Verstehen) - в *герменевтике раскрытие внутреннего смысла текста. Складывается из понимания сути содержания, языка текста, исторических обстоятельств его написания, намерений, внутренней культуры, творческой оригинальности автора, традиции, к которой он принадлежит, и, наконец, места и роли данного текста в нашей духовной жизни. Понимание тесно связано с предпониманием - предварением и предвосхищением смысла текста интерпретатором. М.Хайдеггер настаивал на экзистенциальной изначальности предпонимания. Ф.Шлейермахер акцентировал значение авторского замысла и намерений для понимания написанного им текста, а также роли *герменевтического круга в процессе углубления понимания. В.Дильтей связал понимание с чувством историчности у интерпретатора, позволяющим видеть текст принадлежащим определенному времени и месту. В. фон Гумбольдт раскрыл языковую сторону понимания. Г.-Г.Гадамер настаивал на определяющем значении существа передаваемой в тексте вести, на ее спасительном для читающего значении, если этот текст религиозный. Свою объективную значимость текст получает, по Гадамеру, в той традиции, в которой он возник, следовательно, принадлежность автора и интерпретатора данной традиции является принципиально важным условием достижения глубины и полноты понимания текста. Для православных и католических экзегетов осознание своей принадлежности традиции неотрывно от веры в Церковь, в которой истина продолжает свою жизнь. ПОНЯТИЕ БОГА - Р.Декарт настаивал: "В нашем понятии Бога содержится необходимость Его существования". Он имел в виду понятие Бога как абсолютно совершенного Существа. Но понятие Бога, ответили оппоненты, невозможно: если Бог понятийно выразим, тогда Он попадает в ряд реальностей, определяемых в понятиях, следовательно, перестает быть Богом, а если Он невыразим, тогда понятия нет. Сравн. у Л.Витгенштейна: "Высшее не выразить предложениями". ПРАВЕДНОСТЬ - нравственное совершенство. Христианская мысль отличает праведность от святости: праведники встречаются во всех религиях мира, тогда как святость означает жизнь согласно евангельскому идеалу. Праведность достигается волей и подвигом человека, его личным усилием, святость - сотрудничеством Бога и человека в деле благодатного преображения души последнего. Праведность и святость не являются полной безгрешностью. Иногда говорят о "пресвятости" как свободе от личного греха, но не от последствий греха первородного (в отношении девы Марии). ПРАВОСЛАВИЕ - христианская традиция, коренящаяся в апостольском Предании и охватывающая ряд национальных Церквей Восточной Европы, Балкан и Ближнего Востока. Центральным в православном мире по традиции считается Вселенский Константинопольский Патриархат, признающий своей задачей сохранение единства восточных Церквей в вероучении и в верности решениям отцов семи Вселенских Соборов (IV - VIII вв.). Православие отрицает примат Папы по отношению к епископам, находящимся вне юрисдикции Рима, и не согласно с католическим положением, что только в Римско-Католической Церкви - полнота Церкви Христовой. Православие настаивает на сохранении верности более древнему принципу "где епископ, там и Церковь", из которого следует, что любая поместная Церковь, сохранившая апостольское преемство и чистоту веры, является Церковью в полном и подлинном смысле слова: в ней есть та мистическая глубина, существование которой удостоверяется сердцем верующего человека. Этим Православие ставит под вопрос право протестантов называть свои христианские общины Церквами. Верность традиции во всех ее деталях и чистота веры в Православии ценится безусловно выше духовных исканий и нововведений - отсюда традиционализм и большая роль храмового благочестия. Православие настаивает, что имеет все необходимое для спасения и что вся Церковь является носителем и хранителем вероучительной истины, а не только иерархия, как в Католичестве. Это провозглашается как принцип *соборности, согласно которому дары Св. Духа распределяются по всей Церкви. Он не означает отрицания учительного служения епископов и священников, но в Православии оно выражено меньше. Православие сравнительно менее четко и целенаправленно организует свою деятельность и меньше сил уделяет миссионерской работе и социальному служению, раскрытию творческих сил человека и защите социальной правды. Сравнительно больший акцент делается на духовном делании каждого члена Церкви в рамках ее уклада - в таинствах, в соблюдении постов и в делах благочестия. Монашество считается лучшей частью православного народа Божия, и его авторитет нередко стоит выше авторитета иерархии, что не соответствует раннехристианскому Преданию. Поклонение Богу в Православии сочетается с развитым почитанием Богородицы и святых, икон и чудес. "Дух горения любви к Богу и к человеку есть признак истинного жизненного Православия. Кто его не имеет среди православных, тот не истинно православный, и кто его имеет среди неправославных, тот истинно православный" (Архиеп. Сан-Францисский Иоанн). Православная философская мысль XIX - XX вв. развивалась весьма свободно по отношению к иерархии и догматике и отличается высоким уровнем и своеобразными подходами к вопросам богопознания, метафизики, антропологии, космологии, проблематики культуры и общества. ПРАГМАТИЗМ - философское течение XIX - XX вв., защищающее позицию, согласно которой истинно и ценно лишь то, что практически действенно, что улучшает общественную и индивидуальную жизни. Это не означает отрицания духовности, но прагматизм настаивает, чтобы духовность приносила явные практические плоды. Он признает сосуществование разных видов *реальности, которым соответствуют разные виды человеческого опыта, одним из которых занимается научное познание. Для прагматиста реально то, что его вдохновляет, он видит в мышлении средство служения человеческим интересам и требует от него содействия этим интересам или же их ограждения, умения находить пути реализации идей и идеалов в жизни в целях ее изменения в желательном направлении. Религию прагматизм оценивает с точки зрения ее вклада в решение социальных и нравственных вопросов. Отрицательно относясь к *материализму и *идеализму, прагматисты видят мир пластичным и незавершенным, отвергают поиск первопринципов и абстрактных сущностей, относя их к субъективному выбору философов-метафизиков. Критики прагматизма отмечают расплывчатость их общего понимания реальности и чрезмерное связывание разума с человеческими интересами, придание разуму значения инструмента для человеческих желаний. ПРАМАТЕРИЯ (или ПЕРВОМАТЕРИЯ) - у Аристотеля: чистая возможность бытия; праматерия - не предмет чувственного восприятия или интеллектуального постижения, она - нижний предел движения философской мысли по пути последовательного отделения материальных начал бытия от формообразующих. Чувственно воспринимаемая материя предстает лишь как "материал", из которого "сделаны" вещи, этот материал сам обладает структурностью, обликом, свойствами и всем прочим, что у Аристотеля ассоциируется с формами. Но если снять с "материала" все, что в нем есть формообразующее, останется нечто положительное - чистая потенция, "слабейший вид бытия" (Фома Аквинский). Праматерия - принцип индивидуации вещей, она придает им неповторимый индивидуальный характер. Иоанн Дунс Скот не был удовлетворен представлением о чистой потенциальности первоматерии: как нечто сотворенное, она хотя и не зависит от формы, но все же несет в себе некую внутреннюю определенность или собственную актуальность - "акт быть материей". Это - общий принцип материальности, не определяемый формой. Его всеобщность - одновременно и неопределенность, в силу чего праматерия оказывается низшим видом бытия, с одной стороны, а с другой - она уже не принцип индивидуации вещей. Уникальность вещи - это ее невыразимая индивидуальная сущность, "крайняя реальность всякого существования". ПРАМОНОТЕИЗМ - в философии Ф.Шеллинга и др.: убеждение, что изначальная религиозная вера человечества была монотеистичной. Сторонники прамонотеизма выступили против идей Э.Тайлора и др., утверждавших, что историческое развитие религии шло от *анимизма через *политеизм к *монотеизму. Однако, *Иудаизм, *Ислам и *Христианство сформировались в противостоянии и борьбе с языческим политеизмом, а не путем развития из него. Эмпирическое подтверждение прамонотеизму дал этнограф и католический священник В.Шмидт. ПРЕДАНИЕ - 1) В *герменевтике Г.-Г.Гадамера: традиция как объективная мера для оценки соответствия нашей интерпретации смыслу текста; необходимо полностью отдавать себе отчет в том, какой традиции принадлежал автор текста и какой - его интерпретатор. 2) В *патристике Св. Предание вместе со Св. Писанием образуют *Откровение: Св. Предание апостолов и Отцов сформировало текст Св. Писания, оно глубже и богаче, чем отдельные христианские традиции; возврат к полноте Предания - источник духовного обновления Церквей. Христианская мысль ХХ в. говорит также и о большем - по отношению и к Писанию и Преданию первична духовная жизнь в Церкви, в ней действуют Слово Божие и благодать Духа Св., совершаются таинства и созидаются души святых; во всем этом предзнаменуется грядущее Царство Божие как цель священной истории спасения мира. ПРЕДЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС (англ. ultimate concern) - в понимании П.Тиллиха: вера - "предельная заинтересованность" человека в том, чтобы участвовать во внутренней жизни первоосновы своего бытия. То, что предельно нас интересует, становится для нас святым, божественным. Втор.6.5 - древнее выражение предельного интереса. Это не только интерес как определенная душевная установка, но и присутствие в психике ее Субъекта, осознание и понимание этого присутствия, захваченность бесконечным, полная самоотдача всей личности Субъекту, чья трансцендентность психике вовсе не умаляется. Предельное - одновременно и безусловное, абсолютное, бесконечное. "То, что действительно предельно, сопротивляется тому, что лишь претендует на то, чтобы быть предельным, а на самом деле предварительно, преходяще и конечно". Идолопоклонство - незаконное возвышение того, что не предельно, на уровень предельного; расплатой за это становится "экзистенциальное разочарование", отчаяние, глубоко пронзающее человеческую душу. "Предельный интерес - это предельный *риск и предельное *мужество" (П.Тиллих). ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ (лат. praedeterminatio) - изначальное решение Бога относительно избрания того или иного человека к спасению или погибели в вечности. Так, напр., в *кальвинизме, но это отвергалось другими течениями христианства. Проблема предопределения возникла из следующего. С одной стороны, нельзя отрицать, что Бог "предзнает", что возобладает в душе человека - любовь к Богу, Его правде и добру или же упорство во зле и бунте против Бога. Но, с другой стороны, если Богу заранее все известно и если это знание означает и Его решение о судьбе такой души в вечности, тогда свобода воли человека и его нравственная ответственность превращаются в фикции. Никто не дал убедительного ответа на вопрос, как сочетаются свобода воли человека и Божие предведение, но можно констатировать следующее: "Бог хочет всем спастись, а потому абсолютного предопределения или предопределения ко злу не существует; но истинное и окончательное спасение не может быть насильственным и внешним, а потому действие благодати и премудрости Божией для спасения человека употребляет с этой целью все средства, за исключением тех, которыми упразднялась бы нравственная свобода; следовательно, разумные существа, сознательно отвергающие помощь благодати для своего спасения, не могут быть спасены и по всеведению Божию предопределены к исключению из Царства Божия или к погибели. Предопределение относится, следовательно, лишь к необходимым последствиям зла, а не к самому злу, которое есть лишь сопротивление свободной воли действию спасающей благодати" (Вл.Соловьев). ПРЕДРАССУДОК (от нем. Voruhrteil - предсуждение) - предварительное суждение о чем-либо, принимаемое до или помимо фактической проверки его истинности. Начиная с эпохи *Просвещения, термин "предрассудок" используется в отрицательном смысле "необоснованного суждения" или ложного предвзятого мнения. *Рационализм требовал изгонять из культуры и общественной жизни все оцениваемое как предрассудки - истины религиозной веры, нравственные принципы и социальные идеи, коренящиеся в различных духовных традициях, в Св. Писании. *Герменевтика ХХ в., однако, настаивает на том, что всякое мышление опирается на содержательные предмнения, которые формируют наше понимание вещей и которые далеко не всегда бывают превратными. "Преодоление всех предрассудков, это наиболее общее требование Просвещения, само разоблачает себя в качестве предрассудка, пересмотр которого впервые открывает путь для правильного понимания той конечности, которая господствует не только над нашим человеческим бытием, но и над нашим историческим сознанием" (Г.-Г.Гадамер). Философия ХХ в. уже не отождествляет с негативно понятыми предрассудками мифы и духовные традиции. ПРЕДСУЩЕСТВОВАНИЕ - сформированное *платонизмом представление о том, что душа человека существует в горнем мире прежде своего рождения в земном теле. Обычно те, кто убеждены в предсуществовании души, верят также и в *реинкарнацию. Христианство не приняло реинкарнацию, поэтому многие, хотя и не все мыслители, отвергли также и предсуществование. Но Ориген (III в.) допускал, что человеческие души предсуществуют во времени до своего рождения на земле, а, согласно о. П.Флоренскому, - не во времени, а в вечности, в замысле Божием. В нем же предсуществует весь мир. Католические мыслители предпочитают думать, что каждая индивидуальная душа творится заново Богом, когда происходит зачатие, поэтому о ее предсуществовании нет смысла говорить. Есть другая гипотетическая точка зрения, что индивидуальные души как бы истекают из "общечеловеческой души" ветхого Адама, в поддержку чего ссылаются на практику крещения младенцев. Идея предсуществования, если брать ее в прямом смысле, связана с предпосылкой, что человеческая душа уже была бестелесной и ничего плохого для нее в этом нет, тогда как христианская вера говорит о том, что душа человека, когда она лишена тела, живет ущербной и неполной жизнью, поэтому и есть чаяние Воскресения тела для жизни вечной. ПРЕДУСТАНОВЛЕННАЯ ГАРМОНИЯ - у Г.Лейбница (XVII в.): всесовершеннейшее гармоническое единство *сущего, полная изначальная согласованность действий всех *монад. Бог сотворил и скоординировал их самым разумным образом, поэтому наш мир - лучший из всех возможных миров. Всякое зло или беспорядок - только от нашего непонимания. Средоточием космической гармонии всего сотворенного является, по Лейбницу, высшая, прекрасная и величественная, нравственная гармония всех сотворенных духов, возглавляемых Богом - "Монархом божественного Государства Духов". Мудрые и добродетельные люди призваны трудиться в согласии с этим порядком и с божественной волей, и в этом - цель и счастье человеческой жизни. Столь последовательный метафизический оптимизм в философии встречается крайне редко. Вопрос Н.Лосского: почему наилучшим из возможных миров не должно быть признано Царство Божие? Если разумные духи получили возможность свободно действовать, тогда Бог не все определяет в мире; значит из всех возможных миров будет выбран не самый лучший, потому что тварным существам дано влиять на состояние мира. Тогда следует допустить, что Бог сам войдет в мир для активного содействия силам добра и правды, в качестве воплощенного Лица. (См. также ГАРМОНИЯ МИРА). ПРЕЛЕСТЬ (ПРЕЛЬЩЕНИЕ) - 1) в аскетике: подмена духовного душевным, уход от святости к ценностям, что означает извращение духовной жизни и отказ человека идти по путям Божиим; 2) Н.Бердяев различал характерные для религиозной жизни и мысли виды прельщения: космическое, индивидуалистическое, социальное, националистическое, аристократическое, этатистское, коллективистское, эстетическое, эротическое, а также прельщения культурных ценностей, революции, войны, денег, прельщение ложной борьбой против зла и греха и пр. Относительное при этом возводится в ранг абсолютного, человеческое - в ранг божественного. "Идолы, которым поклоняется человек [в состоянии прельщения] принимают образы добра. Антихрист может прельщать обманным сходством с образом Христа". Всякое прельщение ведет к внутреннему и часто не осознаваемому порабощению человека, приобретает "демониакальный характер", становится одержимостью страхом и страстями, но над всем этим дух должен одержать победу. ПРИЗВАНИЕ (нем. Beruf) - 1) У Платона: призвание философа - донести знание *Высшего блага и весть о его *свете людям, пребывающим в "пещере" собственных грехов и мрака неведения, и указать путь к Солнцу истины тем, кто отзовется на призыв постичь ее. 2) У И.Фихте: ученый должен быть "нравственно лучшим человеком своего века", учителем и воспитателем человеческого рода. 3) В науке и философии, согласно М. Веберу, призвание - нечто большее, чем профессионализм и интеллектуальная честность; это взятие на себя определенных обязательств перед истиной, это ответ творческой личности на призыв из глубин своей совести или призыв свыше - вносить через профессиональный труд ученого подлинные духовные ценности в окружающую жизнь, сеять и защищать в ней разумное, доброе, вечное. 4) Г. У. фон Бальтазар настаивал, что профессия - это только мост к призванию, а само призвание христианина не может не быть религиозным. Это, согласно документам II Ватиканского Собора, - служение Христу и свидетельство о нем по всей земле, апостольство. "Вот призвание человека в мире - богообщение, радость, мир и праведность в Духе Святом" (о. А.Шмеман). "Горе миру, если христиане от этого отвернутся, если они не будут исполнять своего предназначения, ... если они будут слушать слепых поводырей, ищущих средства для порядка и блага в том, что само по себе ведет к разложению и смерти" (Ж.Маритен). ПРИМАТ ВОЛИ НАД РАЗУМОМ - принцип познания, связываемый с именем Иоанна Дунса Скота (XIII в.) и трактуемый как конкретизация слов ап. Павла о первенстве любви над мудростью: из этого первенства выводится примат воли над разумом. Этот принцип был противопоставлен тезису Фомы Аквинского о высшем благородстве разума по сравнению с волей. Разум, считал Д. Скот, это только способность мышления и не он решает, мыслить ему или не мыслить и в каком направлении действовать. Конечно, разум работает над чувственными восприятиями по своим законам, но его внимание к предмету, подчеркивал Д. Скот, определяется актами воли, которая и выбирает, чему отдать предпочтение из имеющегося у разума материала восприятий и идей: воля фиксирует внимание разума на нужном для воли, отвлекая его от всего нежелательного. Определение целей и задач познания и выбор необходимых средств идет в русле нашего общего понимания смысла бытия и призвания человека, и этим преодолевается односторонность принципа примата воли над разумом. В XIX в. А. Шопенгауэр зашел в вопросе о воле слишком далеко, когда написал: "Все познание вообще, как разумное, так и чисто наглядное, первоначально возникает из самой воли, относится к существу высших ступеней ее объективизации в качестве простого средства к поддержанию индивида и рода". Впрочем, он же признавал, что познание способно освободиться от рабства воли к жизни и самоутверждению, преодолеть ее ради добродетели и святости. ПРИНЦИП - идеальное начало, с помощью которого мыслитель охватывает воедино определенную совокупность фактов, фрагментарных знаний или отдельных идей. Иногда термину "принцип" придается значение источника чего-нибудь, напр., в высказываниях "принцип жизни", "Бог - высший принцип бытия и познания", "Бог - принцип всякой истины" и пр. ПРИНЦИП ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТИ - в прикладной этике и социальной доктрине Католической Церкви: неправильно, когда общество или государство берет на себя то, что индивид может сделать по личной инициативе и своими силами; несправедливость и серьезное зло возникают, когда сообществу большему или высшему по значению передаются функции и служение, которые можно выполнить в меньших или низших по рангу сообществах. Все виды социальной деятельности должны соотноситься с *общим благом. Иначе говоря, решения следует принимать на возможно более низком уровне, чтобы свобода инициативы и ответственность за их принятие и реализацию распространялись по возможности шире. И лишь если индивид или сообщество не в состоянии это сделать, тогда право решений передается рангом выше. ПРИРОДА - 1) Исследователи древних мифов считают представление о природе продуктом обмирщения древнего *Космоса: ""Природа" стала результатом последовательного разрушения священности Космоса" (М.Элиаде). 2) Для философов, отклоняющих вопрос о связи твари с Творцом, природа - все в мире, что имеет самостоятельное бытие, существует согласно своему собственному порядку. Соответственно, и Вселенная предстает связным целым, единство которого - в универсальных законах природы. 3) Г.Лейбниц понимал природу религиозно: "вещи так были образованы Божиим велением, что сделались способными исполнять волю повелевающего". Это понимание - *деистическое; оно отделяет природу от сферы Духа и от "морального сообщества" людей. Но в личном духовном опыте многих из основателей науки Нового времени связь природы с духовно-нравственными основами жизни еще сохранялась; они искали в природе следы мудрости ее Творца и видели в ее исследовании путь к пониманию творческих замыслов Бога и к моральному закону, предписывающему, как человек должен вести себя в мире. *Секуляризация культуры означала утрату этой связи. *Идеализм и романтизм не удовлетворялись бездуховным образом природы и полемически настаивали, что в глубине природе есть духовность, но трактовали ее в основном безрелигиозно. 4) Христианская мысль библейской ориентации считает состояние природы "падшим", отчужденным от Бога. "Падшесть" - деградация качества, утрата совершенства и внутреннего единства, хаотизация. Но она не означает полной потери связи с Творцом. Чем больше дистанция падшей природы от Бога, тем меньше в ней полноты жизни, но чем ближе природа к Богу, тем она естественней. Наука далека от таких оценок и считает природу самодостаточной и вполне нормальной. 5) "Человек - Мессия природы" (Новалис). Природа охвачена непримиримой борьбой сил разрушения и созидания и без человека в ней не победят жизнь, свет и порядок. В христианской мысли природа вовлекается в Божий план спасения и преображения мира, в котором человеку, искупленному Христом, следует взять на себя ответственность за "низшую тварь" и вводить ее в действие энергий спасающей благодати. (См. также: ГОСПОДСТВО НАД ПРИРОДОЙ; КОСМИЗМ; КОСМИЗМ ХРИСТИАНСКИЙ; СВЕРХПРИРОДНОЕ; ТВАРЬ И ТВОРЕЦ). ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА - то, что есть в каждом из нас общего со всеми людьми, с человеческим родом; то, что отличает нас от всех прочих видов жизни. Не все в человеке сводимо к его природе, он имеет также и *личностное достоинство. В западноевропейской культуре и философии природа человека традиционно понимается как единство *тела, *души и *духа. Ее наделяют добротой, разумностью, свободой воли, *совестью, эстетической интуицией и другими духовными *чувствами и творческими способностями. *Гуманизм чрезмерно идеализировал природу человека, его оппоненты, напротив, видели ее изначально злой ("человек зол и ленив по природе" и пр.). Современная гуманистическая психология осторожно оптимистична: "Нашей природе потенциально присуще добро" (Э.Фромм). Христианство, в отличие от нехристианских философских учений, говорит о двойственности человеческой природы - о "ветхом Адаме" и "новом человеке" в каждом из нас, о "плоти" и "духе" как борющихся между собой принципах нашей внутренней жизни. Лишь *благодать, по ап. Павлу, позволяет духу человека преодолеть эту конфликтность и вновь воссоздать человека по образу Христову. *Томизм смягчает этот дуализм и настаивает, что стремиться к Богу означает для человека идти по пути собственной природы в ее высшем выражении, по пути к предназначенному ей благу, и кто в полной мере реализует все данное его природе, тот получит похвалу от Бога: "Каждое естество, стремясь к своему собственному совершенству, стремится уподобиться Богу" (Фома Аквинский). Древнехристианская аскетика, однако, настаивает, что *гордость является основным препятствием на пути к осуществлению этого стремления.
|
|||
|