|
|||
Л.И.Василенко 12 страницаОНТОЛОГИЯ - учение о *бытии, часть *метафизики, занятая исследованием бытия как исходной для философии реальности, без которой невозможно понять существование отдельных вещей: благодаря связи с бытием они реальны, а вне такой связи их существование бессмысленно. Бытие связно, имеет порядок и смысл, соотнесено с Высшим бытием - источником любого бытия. Есть мыслители, замечающие "трещины в бытии", "темный фон бытия", а не только свет и порядок. В древнегреческой философии онтологичная мысль акцентировала роль в бытии вечного, неизменного и нематериального, а также иерархических отношений высшего и низшего. Это опиралось на представление о самодостаточности космического бытия. Христианская вера и мысль была оценена древней философией как "сдвинувшая несдвигаемое" (С.Аверинцев) в бытии; но христиане, во-первых, признали бытие нашего мира тварным, внутренне неполным, не самодостаточным и зависящим от Творца, и, во-вторых, увидели во Христе начало обновления бытия ("Я все делаю новым" - Откр.21.5). Это выявило в бытии историческое измерение, устремленность к финальному преображению, предзнаменуемому знаками грядущего. Если мы открываем себя навстречу *тайне и *смыслу бытия, насыщается жажда высшего смысла жизни и раскрываются наши лучшие творческие силы и дарования. ОПТИМИЗМ (от лат. optimus - eучший) - умонастроение, придающее основное значение лучшим перспективам в любой человеческой ситуации и вере в победу добра над злом. Основные его проблемы: как быть, если злу в мире конца не видно, как относиться к духовно-нравственной несостоятельности человеческого рода и почему природные и социальные катастрофы сводят на нет усилия человека сделать достойной свою жизнь. Был ответ: зла больше на начальных стадиях развития человечества, а по мере его взросления растет понимание, мудрость и ответственность. ХХ в. показал, что на т.н. высших стадиях развития зло становится особенно изощренным и вовсе не убывает. Оптимизм невозможно убедительно обосновать социальными и историческими фактами, следовательно, оптимизм - это выбор души вопреки фактам, нужный для преодоления жизни, ее изменения в лучшую сторону. Христианин, надеясь на финальную победу добра над злом, опирается на веру, что Бог осуществляет замысел спасения мира от зла, и на мистический факт победы Христа над грехом и смертью, и в этом смысле христианин оптимистичен. В оптимизме, по Д.Бонхёфферу, несмотря на его ошибки, есть воля к будущему: "Оптимизм - жизненное здоровье, надо беречь его от заразных болезней". ОРТОДОКСАЛЬНОСТЬ (от греч. orthos и doxa - правильное мнение или мышление) - соответствие религиозного мышления, вероучения и теологических концепций тем богооткровенным истинам, которые составляют содержание Св. Писания и Предания Церкви. Ортодоксальность задает нормативные критерии для оценки любых духовных новшеств во вселенском христианстве. В древнем христианстве понимании ортодоксальности было общим для всех кафолических Церквей и позволяло отклонять как неприемлемые гностические и еретические трактовки христианства. К концу первого тысячелетия общее для всей церквей понимание единства Предания было утеряно. Ныне как *Православие, так и *Католичество настаивают каждое на своей ортодоксальности, но многовековые споры свидетельствуют об различиях в ее понимании. *Протестантство выдвинуло свои критерии верности древнехристианским нормам, но само раскололось на разные течения из-за различий в трактовке смысла самих критериев. Фактически каждая из традиций дает теперь свои нормы ортодоксальности, но внесенный протестантами импульс возврата к евангельским истокам должен содействовать восстановлению ясности в этом вопросе, несмотря на неубедительность предлагавшихся решений. Либеральное протестантство отказалось от самого принципа ортодоксальности, что не может не привести к потере церковности как таковой. ОСЕВОЕ ВРЕМЯ - у К.Ясперса: время между 800 и 200 гг. до Р.Х., когда закончилась победой духовная борьба за свободу мысли и совести против древней мифологии и родового сознания. Победители - философы, поэты и трагики в Древней Греции, пророки в Древнем Израиле, в Китае - даосы и Конфуций, в Индии - авторы Упанишад и Бхагавадгиты, а также и Будда, в Иране - Заратуштра. В эту эпоху были заложены основы мировых религий, созданы предпосылки современного мышления и культуры, сохраняющие значение до сих пор, и во многом преодолен изоляционизм во имя универсальности. "В осевое время произошло открытие того, что позже стало называться разумом и личностью" (Ясперс). В частности, философия позволила человеку углубить, расширить и осмыслить опыт своего возвышения над окружающим миром и над самим собой и осознать свою причастность Высшему бытию, опыт своей внутренней свободы по отношению к миру. "ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ" - у А.Камю: стоит жить или не стоит? Ответ: "Я бунтую, следовательно, мы существуем". (См.: МЕТАФИЗИЧЕСКИЙ БУНТ). Сравн. с ответом Э.Мунье: "Я люблю - значит, существует *бытие и жизнь стоит того, чтобы ее прожить". ОТВЕТСТВЕННОСТЬ - высокая и постоянно возрастающая степень чувства ответственности характерна для подлинной религиозной жизни, когда человек входит в присутствие Бога, заповедавшего: "Будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный" (Мф.5.48). "Безответственность в области религии, где люди не имеют, в сущности говоря, прочных критериев и где живое благоговение должно было бы вечно питать заботу о трезвении и очищении, является грехом непростительным, грехом против Духа" (И.Ильин). ОТКРОВЕНИЕ - 1) Знание, получаемое от Высшего источника, которое недостижимо чувственному восприятию, рациональному познанию и естественной интуитивной способности. Откровение постигается религиозной верой, воспринимающей его как особое просвещение человеческого духа, как Слово, несущее в себе *истину и наставление, Слово Божие о Боге. Филон Александрийский впервые увидел в Откровении источник истин, нужных для решения философских проблем происхождения мира, первооснов бытия и духовного становления человека. 2) У ряда христианских мыслителей разных эпох Откровение - это раскрытие несомненных истин веры, на основе которых строится здание христианской философии, соединяющей их с метафизическими разработками и данными научных исследований. В рамках такого подхода Откровение трактовалось как готовый священный Текст, данный свыше. Необязательно быть христианином, чтобы так понимать суть Откровения и его назначения, - в Исламе и Иудаизме есть аналогичные взгляды. 3) В современной христианской мысли: это самооткровение Бога, Его дар Себя людям, излияние Его творческой любви в мир, любви, формирующей Словом и Духом новую реальность. Откровение - ответ на веру человека, который ищет не обладания знанием новых истин, а полноты жизни в единстве с Отцом и Сыном и Св. Духом, ищет полного прощения и *спасения в Церкви и стремится посвятить свою обновленную жизнь служению Богу и ближнему. Оно освящает человека благодатью, принимается им как всепрощающий дар от Бога и обетование, что дар любви Божией к миру будет принят в ходе истории большей частью человеческого рода. Для христиан средоточием всякого откровения является самооткровение Бога в Иисусе Христе. ОТКРОВЕНИЕ И РАЗУМ - в *томизме: Бог Своим Откровением не нормирует мышление естественного разума, следовательно, в метафизику и науку догмат не вводится, разум осмысливает реальность своими средствами, а истины веры отчасти уточняют и подтверждают истины разума, а отчасти их предполагают. Томизм настаивает на соуществовании и взаимосвязи разных способов познания истины, при разделении компетенций разума и веры. "Когда Откровение превращают в соперника физики или астрономии, этим не только стесняют свободу выражения светских наук, но в некотором роде унижают само Откровение и Даровавшего его" (А.Дондейн). ОТРИЦАНИЕ (В БОГЕ) - в философии Гегеля: Абсолютная Идея отрицает себя, чтобы затем объединить утверждение и отрицание себя в высшем синтезе. Христианская мысль оценивает это как необоснованное приписывание человеческой диалектики Высшему мышлению, в котором есть лишь утверждение истины. П: ПАМЯТЬ - не просто хранилище информации о прежде бывшем и способность ее воспроизводить, а активная психическая сила, благодаря которой акт воспоминания повышает энергию души и уподобляет ее тому, что вспоминается. 1) Древняя мысль верила в созидательное и священное значение памяти как души самой культуры, связывающей ушедших с ныне живущими, как источника истинной философии, творчества художника и пророческой вести. У Платона припоминание (anamnesis) отождествляется с *познанием - важнейшей составной частью духовной работы философа: постижение горнего мира извлекает из глубинной памяти знания идеального мира. Это совершенствует душу, раскрывает ее внутреннюю красоту и божественность. Память научает *мудрости. 2) У Плотина актуализация внутреннего памятования души о ее небесной родине содействует духовному возрастанию, восстанавливает сознание причастности *Мировой Душе и подводит к интеллектуальному созерцанию *Нуса и *Единого. Войти в память Мировой Души - значит войти в вечность, в вечную память. 3) В.Иванов писал, что для языческого жизнепонимания "Вечная Память - энергия соборная и в таинственном смысле священственная: тайно священствует, кто ей служит и жертвует, - как художник, жрец Мнемосины [богини памяти] и Муз [ее 9 детей]. Ибо священное обращено лицом к прошлому: ему определено хранить предание святынь". Рискованно, однако, сосредотачиваться на хранении святынь без внимания к источнику подлинной святости. 4) У Августина глубинная память - источник внутреннего свидетельства о существовании Бога и блаженной жизни, место таинственного присутствия Божия, открывающегося ищущей душе. В памяти же таится и вытесненное за пределы дневного сознания знание неподвластных воле человека сил - противящееся Богу *Я (эго) человека со всеми его действиями, намерениями, поступками, страхами, антипатиями и пр. 5) Бонавентура находил в памяти подобие вечности и напоминание человеку, что он - образ Бога. Христианство видит в памяти аспект взаимоотношений человека с Богом: забвение Бога и Его Завета равнозначно духовной смерти и потере жизни будущего века. Поэтому память - это верность Богу, надежда, любовь, действие Духа в нас, постоянно напоминающее о спасении Христовом. Христианство видит в глубине памяти литургическое измерение: "Делайте это в воспоминание о Мне" (Лк.22.19). ПАНЕНТЕИЗМ (по-греч. "всё в Боге") - вера и связанные с ней философские концепции, согласно которым вся Вселенная пронизана бытием Божиим и включена в него, но само Его бытие бесконечно превосходит бытие мира. Термин введен в начале XIX в. К.Краузе. ПАНПСИХИЗМ - тип учений, в которых все существующее представлено одушевленным или же населенным разного рода "душами". Пример: "Все полно богов (демонов)" у Фалеса -пандемонизм как вариант панпсихизма. Сторонники панпсихизма видят окружающий мир не как множество духовно пустых вещей, а как нечто имеющее личностные или квазиличностные средоточия и центры, с которыми возможны отношения типа "Я-Ты". Христианские теологи чаще всего относились к панпсихизму отрицательно, однако св. Франциск Ассизский, обращавшийся, напр., к огню как к "брату огню", в некотором смысле был панпсихистом. ПАНТЕИЗМ (по-греч. "всё есть Бог") - термин введен в начале XVIII в. Толандом для обозначения веры или философских концепций, признающих тождественность Бога и мира (*природы, *космоса, *универсума). Пантеистичны *гилозоизм (божественное действует в глубине жизни во Вселенной), *имманентизм; ряд видов *монизма; *Индуизм (Веданта и Санкхья), *стоицизм (учение о божественном и космичном *Логосе), философия Дж.Бруно ("Бог есть действующая и финальная причина всего существующего, его начало, середина и конец, вечность и бесконечность"), Б.Спинозы ("Deus sive Natura" - "Бог или Природа"), Г.Гегеля (Абсолютная Идея пребывает в основании мира). Утонченным пантеизмом часто называют *неоплатонизм. В ХХ в. пантеистические идеи встречаются в русском *космизме и экософии. Пантеизм непригоден для осмысления высших видов духовного опыта человека и несостоятелен в обосновании этики: если "все есть Бог", то Он - и добро, и зло. Неприемлем он и для христианской веры, которая говорит о трансцендентности Бога и сверхкосмичности человека: если Бог безличен и не имеет любви к миру и замысла о нем, то Он поставлен просто ниже человека. Христианство признает присутствие Бога в мире, но не объясняет способ этого присутствия. ПАРАПСИХОЛОГИЯ - область психологии, исследующая паранормальные проявления душевной жизни человека. В религиозно-философском плане ее результаты позволяют расширить наше понимание скрытых возможностей человеческой природы, освоить разумом то, что ранее считалось рационально неприемлемым или *сверхприродным, - сверхчувственное восприятие, ясновидение, психоэнергетические способности и др. Это позволяет лучше понять различие между паранормальным опытом и встречами с Высшим, с которых и начинается религиозная вера. ПАРИ ПАСКАЛЯ - аргумент в пользу разумной оправданности веры в Бога: если Бога нет, то вера в Него ничего не лишает человека и потому не вредна; однако, если Бог есть, то ложное неверие лишает человека той полноты жизни, какую дает богатство возможностей, открываемых религией, - вечную жизнь и вечное счастье. Поэтому разумнее сделать ставку именно на веру вопреки отсутствию полностью убедительных доказательств как того, что Бог есть, так и того, что Его нет. Атеист же просто глупо поступает. Впрочем, он может возразить: я не играю в Ваши игры. Ответ Паскаля: "Не в Вашей воле играть или не играть". Тем самым Паскаль как бы заставляет неверующего соглашаться сыграть на своих условиях, вынуждает уверовать, что соответствует его словам: "Истинная религия должна обязывать любить своего Бога". ПАТРИОТИЗМ (от лат. pater - отец) - благородная любовь к Родине как к месту рождения или же как к стране, принявшей человека и признаваемой им самим в качестве таковой согласно своему внутреннему чувству принадлежности. Ап. Павел, к примеру, связывал сознание своего человеческого достоинства с гражданством родного г. Тарса (Деян.21.39) и в этом смысле был патриотом, но совершенно очевидно для него первенствующее значение небесного гражданства всех христиан. П.Чаадаев: мы в России в основном "имеем пока только патриотические инстинкты", а не развитое и зрелое патриотическое сознание, вырастающее из свободы духа и продуманности личного выбора, чувства высшей правды и ответственности, самоотверженности и нравственной чистоты. Вл.Соловьев, Н.Бердяев, Г.Федотов и др. русские философы были людьми, чей патриотизм вытекал из христианской веры в Бога, в замыслах которого Россия имеет особое религиозное призвание. Отсюда - специфически духовное понимание ими *русской идеи и убеждение в том, что лишить народ такой идеи - значит сделать его жизнь бессмысленной, превратить ее в бездумное существование. Патриотизм противостоит национализму и шовинизму, главный мотив которых - греховное самоутверждение и жажда господства, которые не могут иметь религиозного и нравственного оправдания. "Религиозная вера есть величайшая сила, призванная углублять, очищать и облагораживать инстинкт личного и национального самосохранения" (И.Ильин). "Мы должны сделать все усилия для того, чтобы исступленный национализм не становился продолжателем - в какой-то новой форме - извращений тоталитаризма" (Папа Иоанн Павел II). ПАТРИСТИКА (от лат. pater - отец) - термин, обозначающий наследие христианской мысли, заключенное в работах свв. Учителей и Отцов Церкви, трудившихся с III по VIII вв. Впрочем; и на Западе, и на Востоке к Отцам нередко относят ряд теологов и религиозных мыслителей, живших позже - вплоть до XIII-XIV вв. *Протестантство тоже говорит о своих отцах - М.Лютере, У.Цвингли и Ж.Кальвине. Основные признаки, по которым *Православие и *Католичество относят того или иного древнего духовного писателя к Отцам, таковы: ортодоксальность веры; святость жизни; широкое признание и одобрение в Церкви; древность, понимаемая фактически как принадлежность к греко-латинскому христианскому культурному миру. Догматической безошибочности всех теологических взглядов каждого из них нет в данном перечне, но тем не менее все вместе они сформировали основы догматического мышления как Православия, так и Католичества. Мнения одних Отцов могут расходиться с мнениями других, некоторые из их идей со временем отвергались Церковью. Католичество принимает как безошибочные те взгляды Отцов, в которых они все согласны между собой, отдавая при этом особое предпочтение Августину. Православие предпочитает говорить больше о верности духу святоотеческой мысли, чем о бесспорной безошибочности конкретных формул из их работ, но особо почитает Афанасия Великого, каппадокийцев, Максима Исповедника, Псевдо-Дионисия Ареопагита и Иоанна Дамаскина. Протестантство оценивает наследие Отцов, сопоставляя со Св. Писанием как записанным Словом Божиим, дающим необходимые критерии для того, чтобы заново интерпретировать и скорректировать их взгляды. Наиболее радикальные представители Протестантства отвергают святоотеческое наследие как результат эллинизации христианства, более умеренные благодарны Отцам за то, что они смогли выразить библейскую веру на языке культуры своего времени. (См. также: СВЯТООТЕЧЕСКИЙ ИДЕАЛ ФИЛОСОФИИ). ПЕРВОБЛАГО - см.: ВЫСШЕЕ БЛАГО; ПЕРВОСУЩЕСТВО ПЕРВОБЫТИЕ - см.: ПЕРВОСУЩЕСТВО ПЕРВОПРИЧИНА - в *схоластике и в новоевропейской философии Бога нередко называли первопричиной мира: у Бонавентуры причиной творения является Божественное совершенство; действуя (в творении) вне Себя, Бог ничего не теряет от Своей сущности, как и не добавляет к ней. "Бог - это в такой же мере первопричина, как и последнее основание сущего, а вещи могут быть познаны лишь из своих причин и оснований" (Г.Лейбниц). И.Кант настаивал, что причинно-следственные отношения непригодны для понимания отношений Бога и мира: Бог дает миру смысл и охватывает его спасающей любовью, Он - Сверхпричина. В *томизме, однако, Бог рассматривается как Первопричина *существования (esse) вещей: Бог-Творец дарует вещам существование и не является их причиной в смысле Лейбница и Канта. ПЕРВОРЕЛИГИЯ - согласно Б.Паскалю, всегда на земле существовала "религия, заключающаяся в веровании, что человек из состояния славы и общения с Богом впал в состояние печали, раскаяния и удаления от Бога, но что после этой жизни мы будем восстановлены (в наше первобытное состояние) имеющим явиться Мессией". (См. также: ПРАМОНОТЕИЗМ). ПЕРВОСУЩЕСТВО - в метафизике *томизма: человек, осознавая себя существом ограниченным, не реализовавшим до конца своих сил и зависящим от внешней реальности, обнаруживает в себе возможность превзойти себя и обрести высшее достоинство, что ведет его к признанию Бога как *Первосущества - Того, Кто един, свободен от всякой земной зависимости, безграничен и совершен, Того, кто становится источником высших проявлений духовной жизни, творчества и действий человека. *Первосущество, будучи Чистым *Актом, являет себя как *Простота, *Бесконечность и *Вечность. ПЕРВЫЕ УМОПОСТИГАЕМЫЕ (лат. prima intellegibilia) - в средневековой философии высшие категории бытия: сущее (ens), единое (unum), истинное (verum) и благое (bonum). В них - "душа интеллектуальной жизни" (А. Дондейн). Любой пробудившийся ум понимает (в той или иной мере), что они значат; с ними связан *естественный свет разума как его высшая познавательная способность. (См. также: ТРАНСЦЕНДЕНТАЛИИ). ПЕРСОНАЛИЗМ (от лат. persona - личность) - "учение о том, что весь мир состоит из личностей, действительных, как, напр., человек, или, по крайней мере потенциальных, т.е. обладающих хотя бы подсознательным опытом и потому способных развиваться и стать действительною личностью" (Н.Лосский). Основные представители: Н.Бердяев, Н.Лосский, Э.Мунье и др.). Согласно Э.Мунье, цель персонализма - "строить общество личностей, где обычаи и образ жизни, общественные структуры и установления соответствовали бы требованиям личностного существования". Персонализм связывает личностное достоинство человека с библейским откровением о человеке как "образе и подобии Божием" и может рассматриваться как христианское преодоление *гуманизма. Персонализм противопоставлял себя индивидуализму, капитализму, тоталитаризму и *идеализму, вообще любому идолопоклонству и всему, что унижает достоинство человека, и в этом он сблизился с *экзистенциализмом. Н.Бердяев настаивал: "Христианство есть персонализм" и трактовал его как бескомпромиссный протест против посягательств рода на свободу личности. ПЕССИМИЗМ (от лат. pessimum - наихудший) - умонастроение, придающее основное значение в жизни действию злой *судьбы и считающее его неизбежным, признает основной в человеке предрасположенность ко злу, а не к добру, откуда делает вывод о тщете всяких человеческих усилий. "Пессимизм - это вера в то, что в наисквернейшем из миров жизнь не стоит того, чтобы жить, чтобы утверждать ее" (М.Хайдеггер). Пессимизм - результат личного выбора, а иногда - симптом болезненности психики данного лица. Пессимистичны языческие религии, культуры и связанные с ними метафизические и антропологические учения. В европейской культуре начиная с Нового времени пессимизм имплицитно или явно присутствует в *нигилизме, *фатализме, *материализме, *циклизме, в ряде направлений *экзистенциализма, в философии жизни и др. Но и христианские философы нередко отдавали дань пессимизму, когда заявляли, что христианская история и культура в конечном счете несостоятельны. В христианстве пессимизм преодолевается в *надежде и в *радости от победы Христовой над грехом и смертью. Если христианин убежден, что добро и зло на земле распределены более или менее равномерно, что идеальное общество невозможно построить из далеко не идеального человеческого материала и что царство зла в ходе истории постоянно возрастает, - это не пессимизм как выбор души, а результат трезвого обобщения опыта. Личный выбор проявляется прежде всего в вере, а не в знаниях, что и выразил А.Швейцер в известных словах: "Мое знание пессимистично, но моя вера оптимистична". "В серьезном пессимизме есть благородство" (Н.Бердяев). Но навсегда перестанет быть пессимистом тот, кто с полным доверием примет слова ап. Павла о том, что Бог "во всем содействует ко благу" любящих его (Рим.8.28). ПИЕТИЗМ (от лат. pietas - долг перед Богом, благочестие) - распространившееся в XVIII в. в Германии реформистское движение, направленное против лютеранской ортодоксии, формализма ее теологии, слабости ее миссионерской работы и социального служения. Основатель пиетизма - Ф.Шпенер (1635-1705). Пиетисты ставили на первое место строгую мораль, преданность религиозному долгу и семейным обязательствам, распространение Евангелия, сотрудничество в социальной работе, помощь бедным и др. Сохранялась верность Св. Писанию как основе личного благочестия и подчеркивалось значение индивидуального религиозного опыта. Пиетизм объясняли как христианский ответ на становление автономной личности в светской культуре и критиковали за ослабление чувства принадлежности к традиции, за религиозный индивидуализм, а Н.Бердяев - за духовную бескрылость, приземленность практических интересов и недостаточную персоналистическую выраженность. Реформу в лютеранстве пиетизм не осуществил, но оздоровил ряд его сторон. ПЛАТОНИЗМ - учение древнегреческого философа Платона (V - IV вв. до Р.Х.), породившее обширное течение религиозно-философской мысли, влиявшее до ХХ века. Синтетические возможности и своеобразный духовный опыт платонизма привлекали внимание представителей патристики, схоластики, мыслителей Возрождения, Нового времени и русских религиозных философов. Главное здесь - учение об *идеях (эйдосах или формах), особом идеальном мире помимо вещей и нашего их восприятия. Познание горнего идеального мира, во-первых, открывает путь к сути вещей, а, во-вторых, готовит *душу войти в него после смерти, вернуться на свою небесную родину, где душа была до своего рождения на земле (доктрина предсуществования души). Весь горний мир полон *света *Высшего блага - и его познание является целью философских исканий, мотивируемых *эросом - любовной страстью к познанию и красоте. *Космос - мировой организм с *Мировой душой - динамическим и оживляющим началом, наделенным высшим разумом (это Зевс вместе с Софией). Земная природа - мир несовершенных тел, созданных согласно своим идеальным прообразам, но остающихся ущербными из-за своей материальности (мэона или *не-сущего). Космос - место ущербного, плененного и сумрачного существования воплощенных душ, из-за своих былых ошибок направленных для нравственного исправления; но те, кто предан добродетели и философии, после смерти обретают полноту жизни в горнем мире среди других чистых бестелесных душ. Правильная подготовка к смерти и развоплощение - благо для души, а смерть - не враг. Души, не желающие вести духовно-нравственную работу путем философии, обречены на многократные *реинкарнации в земные тела. Познание - это припоминание (по греч. анамнезис): душа, постигая суть вещей, просто вспоминает то, что она прежде, до рождения, непосредственно созерцала в виде идей очами разума. *Созерцание увенчивает всякое познание у Платона. Высшая *добродетель - разум. В политическом плане платонизм настаивал на власти философской элиты. Раннехристианские мыслители положительно отнеслись к учению Платона о высшем мире идеальных умопостигаемых сущностей, сблизив его с Премудростью, *Логосом, но отвергли его учение о душе - с реинкарнациями, развоплощением, индивидуалистически мотивированным познанием и эротикой. Боговоплощение для платоников неприемлемо - оно, с их точки зрения, нарушает космический порядок. Для платоников был бы более приемлем Иисус, покинувший этот мир, ничего не затронув в космическом распорядке. В учении Церкви для них неприемлемо положение, что спасает вера, а не *гнозис. Вера (pistis) для них - не самоотдача Богу, а незрелость души, не доросшей до мистического ведения. В истории культуры платонизм был как вдохновляющим, так и искушающим учением. Платонизм не возражал против языческого политеизма и ко многим его представителям нужно адресовать упреки ап. Павла в Рим.1.18-32. ПЛАТОНИЗМ ХРИСТИАНСКИЙ - в истории христианской мысли представлен именами Оригена, св. Григория Нисского, Боэция, Иоанна Скота Эриугены, М.Фичино, Николая Кузанского, Дж.Бруно и мн. др., а в России - Вл.Соловьева, П.Флоренского, С.Булгакова и др. Свою задачу они видели в преодолении крайностей платонизма, очищении его от язычества и примирении христианской веры с откорректированным платоническим миропониманием. Они приняли его основную интуицию первенства горнего (небесного) мира над земным и связи между этими мирами, с укорененностью земного в небесном. П.Флоренский оценивал платонизм как "мировоззрение, наиболее подходящее к религии как таковой", и видел в нем "самый могучий из ферментов культурной жизни". Однако, платонизм не удалось органически слить с верой в воплощенного Бога. Следствием этого стало, напр., у русских платоников то, что именно *София, а не сам Христос, играет центральную роль в их системах. Многовековая история христианизации платонизма показала, что его резкий дуализм горнего и земного полному воцерковлению не поддается. ПЛОТЬ И ДУХ - Плотское состояние человека обычно характеризуется как проистекающее из обращенности на себя, из эгоизма, и поэтому необходимо оставить себя, чтобы вновь обрести себя, но уже в духовном качестве. "Плоть есть бытие, не владеющее собой, всецело обращенное наружу, - пустота, голод и ненасытность, - бытие, расплывающееся во внешности и кончающее реальным распадением; в противоположность этому дух есть бытие по внутренним определениям, вошедшее в себя, самообладающее и действующее наружу собственною своею силою, не переходя во внешность, не теряясь и не разрешаясь в ней" (Вл.Соловьев). ПЛЮРАЛИЗМ РЕЛИГИОЗНЫЙ -многобразие религий и вер, каждая из которых претендует на *истину и нередко отрицает право на истину у других религий. В истории это порождало конфликты и лишь в последнюю сотню лет сравнительное религиоведение и философия религии утвердили идею, что истина в той или иной мере есть во всех достаточно серьезных религиях. Самооценка христианства перед лицом других мировых религий менялась в истории и до сих окончательно не определилась - от решительного противостояния всем и настаивания на собственной исключительности ("абсолютность христианства" у Э.Трельча), до универсалистской готовности признать, что в трансцендентном измерении бытия пути христианства и других мировых религий сходятся: "Так в небесных высотах Логоса-Разума было достигнуто согласие всех религий" (Николай Кузанский). В христианской мысли религиозный плюрализм до Христа нередко оценивается как приготовление человечества к Евангелию. Сохранение плюрализма после Христа с полной ясностью не раскрыто. Некоторые говорят, что дохристианские заветы до сих пор не утратили своего значения для определенных частей человечества, напр., завет с Ноем - в *Индуизме, завет с Авраамом обновлен в *Исламе, а в *Иудаизме сохраняется завет Моисеев. Другие отмечают, что каждая из мировых религий признается свою незавершенность и чает Второго Пришествия - Махди в *Исламе, Мессии в *Иудаизме, Саошьянта в Зороастризме, Аватара в *Индуизме, Майтрейи в *Буддизме. Третьи настаивают, что Евангелие создает ситуацию фундаментального выбора для приверженца любой веры, потому что дает полновесный ответ на глубинные надежды любой из мировых религий. "Много гор поднимается к небесам и много путей ведет к каждой вершине", - таково древнекитайское выражение религиозного плюрализма. Но лишь одну из этих гор - гору Моисея и Пророков - избрал Господь, чтобы сойти на землю и явить единство Бога и человека во Христе. Многие христиане настаивают, что жизнь во Христе - вне существующего плюрализма, она ведет в жизнь будущего века, тогда как все прочие религии своим плюрализмом отражают различные пути человеческих исканий Высшей правды, осуществленные в рамках истории. "Если бы существовала только одна религия, то Бог был бы очень явен, как и в том случае, если бы мученики были только в нашей религии (Б.Паскаль).
|
|||
|