Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Пси­хо­ло­ги­че­ская ха­рак­те­ри­сти­ка суб­тес­тов



3.2 Пси­хо­ло­ги­че­ская ха­рак­те­ри­сти­ка суб­тес­тов

 

По­ря­док и пра­ви­ла ана­ли­за ре­зуль­та­тов тес­ти­ро­ва­ния еди­ны для взрос­ло­го (WAIS) и дет­ско­го (WISC) ва­ри­ан­тов ме­то­ди­ки ис­сле­до­ва­ния ин­тел­лек­та. Ис­клю­че­ние со­став­ля­ет лишь суб­тест 12 «Ла­би­рин­ты», от­сут­ст­вую­щий во взрос­лом ва­ри­ан­те.

Об­щий по­ка­за­тель IQ ме­то­ди­ки яв­ля­ет­ся ин­ди­ка­то­ром об­ще­го ин­тел­лек­та (фак­тор «q»), т. е. слож­но­ин­тег­ри­ро­ван­но­го ка­че­ст­ва пси­хи­ки, обес­пе­чи­ваю­ще­го ин­ди­ви­ду ус­пеш­ность по­ве­де­ния в раз­лич­ных си­туа­ци­ях и эф­фек­тив­ность раз­лич­ных ви­дов дея­тель­но­сти.

За оцен­кой вер­баль­но­го по­ка­за­те­ля сто­ит вер­баль­ный ин­тел­лект как ин­те­граль­ное об­ра­зо­ва­ние и од­но­вре­мен­но под­струк­ту­ра об­ще­го ин­тел­лек­та, функ­цио­ни­ро­ва­ние ко­то­рой осу­ще­ст­в­ля­ет­ся в вер­баль­но-ло­ги­че­ской фор­ме с пре­иму­ще­ст­вен­ной опо­рой на зна­ния. Уро­вень и струк­ту­ра вер­баль­но­го ин­тел­лек­та тес­ней­шим об­ра­зом свя­за­ны с по­лу­чен­ным об­ра­зо­ва­ни­ем, мно­го­об­ра­зи­ем ин­ди­ви­ду­аль­но­го жиз­нен­но­го опы­та, всей со­во­куп­но­стью ус­ло­вий со­циа­ли­за­ции че­ло­ве­ка. В струк­ту­ре вер­баль­но­го ин­тел­лек­та Д. Векс­лер по­ла­га­ет важ­ным вы­явить и из­ме­рить сле­дую­щие ха­рак­те­ри­сти­ки:

1. Уро­вень ин­тел­лек­ту­аль­ных функ­ций в на­стоя­щем, обес­пе­чи­ваю­щих нор­маль­ное про­те­ка­ние ин­тел­лек­ту­аль­ной дея­тель­но­сти.

2. Со­стоя­ние этих функ­ций в про­шлом, в про­цес­се со­зре­ва­ния и ста­нов­ле­ния ин­ди­ви­ду­аль­но­го ин­тел­лек­та.

Вер­баль­ные суб­тес­ты в це­лом наи­бо­лее тес­но кор­ре­ли­ру­ют с кри­те­рия­ми об­щей куль­ту­ры и ака­де­ми­че­ской ус­пе­вае­мо­стью. Их ре­зуль­та­ты очень чув­ст­ви­тель­ны к на­цио­наль­ным раз­ли­чи­ям в язы­ко­вой куль­ту­ре ис­пы­туе­мо­го, в свя­зи cчем тес­ти­ро­ва­ние лиц иной на­цио­наль­но­сти пред­став­ля­ет­ся не пол­но­стью кор­рект­ным.

Не­вер­баль­ный по­ка­за­тель ме­то­ди­ки WISC от­ра­жа­ет со­стоя­ние не­вер­баль­но­го ин­тел­лек­та, т. е. ин­те­граль­но­го об­ра­зо­ва­ния и под­струк­ту­ры об­ще­го ин­тел­лек­та, дея­тель­ность ко­то­ро­го свя­за­на не столь­ко со зна­ния­ми, сколь­ко со сфор­ми­ро­вав­ши­ми­ся на их ос­но­ве уме­ния­ми ин­ди­ви­да и осо­бен­но­стя­ми его пси­хо­фи­зи­че­ских, сен­со­мо­тор­ных, пер­цеп­тив­ных ха­рак­те­ри­стик.


Суб­тест №1 «Ос­ве­дом­лен­ность» на­прав­лен на вы­яв­ле­ние и из­ме­ре­ние об­ще­го объ­е­ма и уров­ня от­но­си­тель­но про­стых зна­ний и, тем са­мым, на­прав­лен­но­сти и ши­ро­ты по­зна­ва­тель­ных ин­те­ре­сов, сте­пе­ни раз­ви­тия ос­нов­ных ин­тел­лек­ту­аль­ных функ­ций (па­мя­ти и мыш­ле­ния). Ус­пеш­ность вы­пол­не­ния суб­тес­та на­пря­мую за­ви­сит от об­ра­зо­ва­ния ис­пы­туе­мо­го, его об­щей куль­ту­ры. Оцен­ка за «Ос­ве­дом­лен­ность» ха­рак­те­ри­зу­ет ис­пы­туе­мо­го с точ­ки зре­ния его об­ра­зо­ван­но­сти и яв­ля­ет­ся осо­бен­но про­гно­стич­ной в от­но­ше­нии вер­баль­но­го и об­ще­го IQ.

Суб­тест №2 «По­нят­ли­вость» вклю­ча­ет в се­бя ряд во­про­сов из раз­лич­ных об­лас­тей со­ци­аль­но­го по­ве­де­ния че­ло­ве­ка и на­прав­лен на вы­яв­ле­ние уме­ний стро­ить умо­зак­лю­че­ния на ос­но­ве жиз­нен­но­го опы­та и с опо­рой на здра­вый смысл, в ко­то­ром, по мне­нию Д. Векс­ле­ра, взаи­мо­дей­ст­ву­ют и ин­тел­лек­ту­аль­ные, и эмо­цио­наль­ные фак­то­ры. В от­ли­чие от суб­тес­та №1 в «По­нят­ли­во­сти» на­хо­дит свое вы­ра­же­ние ак­ту­аль­ная го­тов­ность к ум­ст­вен­ной дея­тель­но­сти, са­мо­стоя­тель­ность и со­ци­аль­ная зре­лость су­ж­де­ний.

Суб­тест №3 «Ариф­ме­ти­че­ский» тре­бу­ет от ис­пы­туе­мо­го про­де­мон­ст­ри­ро­вать вы­со­кую кон­цен­три­ро­ван­ность про­из­воль­но­го вни­ма­ния, со­об­ра­зи­тель­ность, чет­кость опе­ри­ро­ва­ния чи­сло­вым ма­те­риа­лом. За­да­чи та­ко­го / ти­па име­ют­ся прак­ти­че­ски во всех ин­тел­лек­ту­аль­ных тес­тах.

Суб­тест №4 «Сход­ст­во» на­прав­лен на вы­яв­ле­ние и из­ме­ре­ние спо­соб­но­стей к ло­ги­че­ско­му об­ще­нию и сте­пе­ни раз­ви­тия этих спо­соб­но­стей. Фак­ти­че­ски «Сход­ст­во» яв­ля­ет­ся уп­ро­щен­ным ва­ри­ан­том ме­то­ди­ки срав­не­ния по­ня­тий, в ко­то­ром за­да­ча ис­пы­туе­мо­го ог­ра­ни­чи­ва­ет­ся лишь ус­та­нов­ле­ни­ем сход­ст­ва. Оты­ска­ние об­щих су­ще­ст­вен­ных при­зна­ков по­ня­тий тре­бу­ет вы­со­кой сте­пе­ни аб­ст­ра­ги­ро­ва­ния, спо­соб­но­стей к клас­си­фи­ка­ции, срав­не­нию и упо­ря­до­чи­ва­нию, раз­ви­то­го по­ня­тий­но­го мыш­ле­ния. Оцен­ки по «Сход­ст­ву» ин­фор­ма­тив­ны в от­но­ше­нии вер­баль­но­го и не­вер­баль­но­го ин­тел­лек­та.

Суб­тест №5 «Сло­вар­ный» пред­по­ла­га­ет сво­бод­ное опе­ри­ро­ва­ние сло­ва­ми род­но­го язы­ка. Ус­пеш­ность от­ве­тов за­ви­сит от об­ра­зо­ва­ния и куль­ту­ры мыш­ле­ния ис­пы­туе­мо­го и пред­по­ла­га­ет дос­та­точ­но боль­шой сло­вар­ный за­пас, хо­ро­шее чув­ст­во ме­ры и аде­к­ват­ность при оп­ре­де­ле­нии не­об­хо­ди­мо­го и дос­та­точ­но­го для рас­кры­тия смыс­ла сло­ва. По ха­рак­те­ру ак­туа­ли­зи­руе­мых ин­тел­лек­ту­аль­ных про­цес­сов этот суб­тест наи­бо­лее бли­зок к «Ос­ве­дом­лен­но­сти».

Суб­тест №6 «По­вто­ре­ние цифр» об­на­ру­жи­ва­ет ка­че­ст­во опе­ра­тив­ной " па­мя­ти и ак­тив­но­го вни­ма­ния. Суб­тест яв­ля­ет­ся клас­си­че­ским тес­том на оп­ре­де­ле­ние объ­е­ма па­мя­ти. По срав­не­нию с дру­ги­ми суб­тес­та­ми «По­вто­ре­ние цифр» наи­бо­лее сла­бо кор­ре­ли­ру­ет с об­щим IQ. По мне­нию Д. Ве­кс­ле­ра, не­спо­соб­ность вос­про­из­ве­сти в пря­мом по­ряд­ке 4 циф­ры од­но­знач­но сви­де­тель­ст­ву­ет о сла­бо­умии.

Суб­тест №7 «Не­дос­таю­щие де­та­ли» на­прав­лен на вы­яв­ле­ние и из­ме­ре­ние пер­цеп­тив­ных спо­соб­но­стей, вклю­чен­ных в зри­тель­ное уз­на­ва­ние зна­ко­мых объ­ек­тов, уме­ние диф­фе­рен­ци­ро­вать су­ще­ст­вен­ное от вто­ро­сте­пен­но­го в зри­тель­ных об­раз­ах. Ус­пеш­ность вы­пол­не­ния за­да­ний суб­тес­та за­ви­сит от объ­е­ма пер­цеп­тив­но­го вни­ма­ния, на­блю­да­тель­но­сти и со­сре­до­то­чен­но­сти ис­пы­туе­мо­го.

Суб­тест №8 «По­сле­до­ва­тель­ные кар­тин­ки» тре­бу­ет уме­ния ор­га­ни­зо­вать от­дель­ные час­ти смы­сло­во­го сю­же­та в еди­ное це­лое. Су­ще­ст­вен­ную роль здесь иг­ра­ют пер­цеп­тив­ное вни­ма­ние и зри­тель­ное «схва­ты­ва­ние» ма­те­риа­ла, по­ни­ма­ние и пред­вос­хи­ще­ние со­бы­тий. Уча­стие мо­то­ри­ки в дан­ном суб­тес­те не­су­ще­ст­вен­но. До­пол­ни­тель­ным па­ра­мет­ром, вы­яв­лен­ным суб­тес­том, слу­жит чув­ст­во юмо­ра ис­пы­туе­мо­го, уме­ние ви­деть за­бав­ные сто­ро­ны со­бы­тий.

Суб­тест №9 «Ку­би­ки Кос­са» наи­бо­лее ин­фор­ма­ти­вен в струк­ту­ре не­вер­баль­но­го ин­тел­лек­та. За­да­ния суб­тес­та на­прав­ле­ны на вы­яв­ле­ние ана­ли­ти­ко-син­те­ти­че­ских спо­соб­но­стей ис­пы­туе­мо­го, вы­яв­ле­ние ин­тел­лек­ту­аль­ных по­тен­ций. Ус­пеш­ность вы­пол­не­ния оп­ре­де­ля­ет­ся спо­соб­но­стью ана­ли­зи­ро­вать це­лое че­рез со­став­ляю­щие его час­ти, про­стран­ст­вен­ным во­об­ра­же­ни­ем.


Суб­тест №10 «Скла­ды­ва­ние фи­гур» по ана­ло­гии с «Ку­би­ка­ми Кос­са» об­на­ру­жи­ва­ет уме­ние со­от­не­сти час­ти и це­лое. Ре­ше­ние суб­тес­та свя­за­но с фор­ми­ро­ва­ни­ем иде­аль­но­го эта ло­на. Од­на­ко иде­аль­ный об­раз фи­гу­ры не яв­ля­ет­ся дос­та­точ­ным для ус­пе­ха. Об­раз не­об­хо­ди­мо вос­соз­дать прак­ти­че­ски, аде­к­ват­но со­от­не­ся от­дель­ные час­ти в струк­ту­ре це­ло­го. В вы­пол­не­нии суб­тес­та вклю­че­ны эв­ри­сти­че­ские ком­по­нен­ты мыш­ле­ния

Суб­тест №11 «Шиф­ров­ка» по чис­лу вклю­чен­ных в не­го ин­тел­лек­ту­аль­ных функ­ций яв­ля­ет­ся наи­бо­лее ком­плекс­ным. Ус­пеш­ность ра­бо­ты с суб­тес­том за­ви­сит от свойств вни­ма­ния (кон­цен­тра­ция, рас­пре­де­ле­ние, пе­ре­клю­че­ние), вос­при­ятия, зри­тель­но-мо­тор­ной ко­ор­ди­на­ции, ско­ро­сти фор­ми­ро­ва­ния но­вых на­вы­ков, спо­соб­но­сти к ин­те­гра­ции зри­тель­но-
дви­га­тель­ных сти­му­лов.

Пси­хо­ло­ги­че­скую ха­рак­те­ри­сти­ку суб­тес­та «Ла­би­рин­ты» мож­но из­влечь из мат­риц суб­тес­то­вых кор­ре­ля­ций, со­став­лен­ных Д. Векс­ле­ром [24, с. 10-12]. В со­от­вет­ст­вии с имею­щи­ми­ся там дан­ны­ми, «Ла­би­рин­ты» взаи­мо­свя­за­ны, пре­ж­де все­го, с дву­мя вер­баль­ны­ми («Ос­ве­дом­лен­ность» и «Сход­ст­во») и дву­мя не­вер­баль­ны­ми («Ку­би­ки Кос­са» и «По­сле­до­ва­тель­ные кар­тин­ки») суб­тес­та­ми. При­чем ха­рак­тер­но, что в диа­па­зо­не от 7-ми до 13-ти лет обу­слов­лен­ность оцен­ки за вы­пол­не­ние «Ла­би­рин­тов» вер­баль­ны­ми суб­тес­та­ми уве­ли­чи­ва­ет­ся, а не­вер­баль­ны­ми — со­кра­ща­ет­ся.

Суб­тест №12 «Ла­би­рин­ты» пред­по­ло­жи­тель­но вы­яв­ля­ет ана­ли­ти­че­ские спо­соб­но­сти ре­бен­ка; его уме­ние по­сле­до­ва­тель­но ре­шать пер­цеп­тив­ные за­да­чи, удер­жи­вая свои дей­ст­вия в рам­ках ука­зан­ных экс­пе­ри­мен­та­то­ром ог­ра­ни­че­ний; ме­ру ус­той­чи­во­сти и про­из­воль­но­сти вни­ма­ния; эф­фек­тив­ность ра­бо­ты опе­ра­тив­ной па­мя­ти. На­ли­чие свя­зи вы­пол­не­ния «Ла­би­рин­тов» с оцен­ка­ми за вер­баль­ные суб­тес­ты по­ка­зы­ва­ет, что оп­ре­де­лен­ную роль здесь иг­ра­ют так­же на­вы­ки сло­вес­но­го фор­му­ли­ро­ва­ния стра­те­гии дей­ст­вий ис­пы­туе­мым.

 

При ана­ли­зе по­ка­за­те­лей IQ це­ле­со­об­раз­но спе­ци­аль­ное вни­ма­ние уде­лять раз­ви­тию у ре­бен­ка не­вер­баль­ных со­став­ляю­щих ин­тел­лек­та. Вы­пол­не­ние не­вер­баль­ных за­да­ний не столь силь­но за­ви­сит от на­ли­чия у ре­бен­ка оп­ре­де­лен­но­го за­па­са зна­ний и мо­жет по­это­му фик­си­ро­вать «зо­ну бли­жай­ше­го раз­ви­тия» [19, с. 120] и «по­тен­ци­аль­ные воз­мож­но­сти ин­тел­лек­та» в це­лом [12, с. 91]. По мне­нию М. Дуб­ро­ви­ной, не­вер­баль­ные суб­тес­ты го­раз­до бо­га­че в сво­их ди­аг­но­сти­че­ских воз­мож­но­стях, по­сколь­ку не­вер­баль­ный ин­тел­лект иг­ра­ет оп­ре­де­ляю­щую роль в об­щей струк­ту­ре ин­тел­лек­та [17, с. 280]. При­чем, эта роль по­сте­пен­но уве­ли­чи­ва­ет свое зна­че­ние по­сле 5-8-лет­не­го воз­рас­та.

За­клю­че­ние по со­во­куп­но­сти тес­то­вых по­ка­за­те­лей об уров­не ин­тел­лек­ту­аль­но­го раз­ви­тия ис­пы­туе­мо­го долж­но де­лать­ся ис­клю­чи­тель­но кор­рект­но. В дет­ском воз­рас­те тес­то­вые оцен­ки мо­гут су­ще­ст­вен­но ме­нять­ся в свя­зи с из­ме­не­ни­ем ус­ло­вий жиз­ни, вос­пи­та­ния и обу­че­ния ре­бен­ка. Кро­ме это­го, стан­дар­ти­зи­ро­ван­ная тес­то­вая ме­то­ди­ка в прин­ци­пе не спо­соб­на пол­но от­ра­зить ин­ди­ви­ду­аль­ные осо­бен­но­сти ин­тел­лек­та. Она, как пра­ви­ло, «без­раз­лич­на» и к ди­на­ми­че­ским ас­пек­там ин­тел­лек­ту­аль­но­го раз­ви­тия.

Kaк спра­вед­ли­во под­чер­ки­ва­ет­ся, вы­со­кие оцен­ки IQ не яв­ля­ют­ся су­ще­ст­вен­ны­ми при­зна­ка­ми ге­ни­аль­но­сти [2, с. 313]. За­час­тую слу­ча­ет­ся так, что лю­ди с та­ки­ми оцен­ка­ми не­за­мет­но для ок­ру­жаю­щих про­во­дят дни сво­ей жиз­ни, а лю­ди со сред­ни­ми зна­че­ния­ми IQ до­би­ва­ют­ся в сво­ей про­фес­сии вы­даю­щих­ся ус­пе­хов. Все де­ло в том, что ус­пеш­ность (в обу­че­нии и в кон­крет­ной дея­тель­но­сти) за­ви­сит от спе­ци­фи­че­ских ин­тел­лек­ту­аль­ных осо­бен­но­стей, ори­ги­наль­но­сти, це­ле­уст­рем­лен­но­сти и т. д. По этим при­чи­нам сколь­ко-ни­будь ка­те­го­ри­че­ское экс­перт­ное за­клю­че­ние по тес­то­вым дан­ным об ин­тел­лек­ту­аль­ном по­тен­циа­ле, «по­тол­ке» раз­ви­тия ре­бен­ка, яв­ля­ет­ся в мо­раль­ном пла­не не­до­пус­ти­мым, в на­уч­ном – не­обос­но­ван­ным.

 

 




  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.