Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Оп­ре­де­ле­ние го­тов­но­сти ре­бен­ка к обу­че­нию в шко­ле.



 

ВВЕ­ДЕ­НИЕ

 

Ме­то­ди­ка ис­сле­до­ва­ния ин­тел­лек­та де­тей, раз­ра­бо­тан­ная Д. Векс­ле­ром, яв­ля­ет­ся на­деж­ным, на­уч­но обос­но­ван­ным и ап­ро­би­ро­ван­ным в школь­ной и ме­ди­цин­ской прак­ти­ке пси­хо­ди­аг­но­сти­че­ским ин­ст­ру­мен­том. Это, од­на­ко, во­все не сни­жа­ет тре­бо­ва­ний к зна­ни­ям, на­вы­кам и пси­хо­ло­ги­че­ской ин­туи­ции экс­пе­ри­мен­та­то­ра. Твер­дое зна­ние им по­ряд­ка предъ­яв­ле­ния сти­муль­но­го ма­те­риа­ла и пра­вил чис­лен­ной об­ра­бот­ки от­ве­тов ис­пы­туе­мо­го сле­ду­ет счи­тать обя­за­тель­ным ус­ло­ви­ем при при­ня­тии ре­ше­ния об ис­поль­зо­ва­нии WISC в пси­хо­ди­аг­но­сти­че­ских це­лях.

Пе­ре­вод WISC и адап­та­ция ма­те­риа­лов ее суб­тес­тов на рус­ский язык осу­ще­ст­в­ле­на А. Ю. Па­на­сю­ком. Опи­са­ние адап­ти­ро­ван­но­го ва­ри­ан­та ме­то­ди­ки опуб­ли­ко­ва­но в 1973 го­ду. Это опи­са­ние име­ет ряд не­дос­тат­ков, за­труд­няю­щих гра­мот­ное ис­поль­зо­ва­ние WISC:

1. В опи­са­нии от­сут­ст­ву­ют на­гляд­ные ма­те­риа­лы, без ко­то­рых по­ни­ма­ние тек­сто­вой час­ти в не­ко­то­рых слу­ча­ях ста­но­вит­ся не­воз­мож­ным.

2. В те ке­те опу­ще­ны не­ко­то­рые све­де­ния, обос­но­вы­ваю­щие и тем са­мым де­лаю­щие по­нят­ны­ми не­ко­то­рые пра­ви­ла об­ра­бот­ки дан­ных тес­ти­ро­ва­ния.

3. В таб­ли­цах име­ют ме­сто ошиб­ки, соз­даю­щие про­ти­во­ре­чия ме­ж­ду ука­за­ния­ми, да­вае­мы­ми в раз­ных час­тях опи­са­ния.

Со­ста­ви­те­ли на­стоя­ще­го «Ру­ко­во­дства» по­ста­ви­ли пе­ред со­бой за­да­чу уст­ра­нить эти мел­кие ре­дак­тор­ские по­греш­но­сти в опи­са­нии А. Ю. Па­на­сю­ка, уни­фи­ци­ро­вать, по воз­мож­но­сти, ра­бо­ту экс­пе­ри­мен­та­то­ра с WISC и WAIS, а так­же со­об­щить ему до­пол­ни­тель­ную ин­фор­ма­цию, по­лез­ную для кор­рект­но­го при­ме­не­ния ме­то­ди­ки WISC.

Ю. И. Фи­ли­мо­нен­ко, В. И. Ти­мо­фе­ев

 

  1. ОБ­ЩИЕ ПО­ЛО­ЖЕ­НИЯ

 

Ин­тел­лек­ту­аль­ный тест для де­тей (Wechsler In­tel­li­gence Scale for Chil­dren, WISC) опуб­ли­ко­ван Д. Векс­ле­ром в 1949 го­ду. Его на­зва­ние дос­та­точ­но от­ра­жа­ет ме­сто дан­но­го тес­та в струк­ту­ре тес­тов, изу­чаю­щих по­зна­ва­тель­ные про­цес­сы. В пси­хо­ди­аг­но­сти­ке при­ня­та та­кая груп­пи­ров­ка [2, с. 27]:

— тес­ты спо­соб­но­стей, из­ме­ряю­щие от­но­си­тель­но про­стые спо­соб­но­сти, пси­хи­че­ские про­цес­сы;

— тес­ты дос­ти­же­ния, цель ко­то­рых за­клю­ча­ет­ся в оцен­ке ус­вое­ния ре­бен­ком ис­ход­ной про­грам­мы;

— тес­ты ин­тел­лек­та, пред­став­ляю­щие со­бой со­во­куп­ность раз­но­род­ных
ин­тел­лек­ту­аль­ных за­да­ний, оце­ни­вае­мых в ре­зуль­та­те еди­ным по­ка­за­те­лем.

По сво­ему со­дер­жа­нию и по ис­ход­ным прин­ци­пам его фор­ми­ро­ва­ния тест WISC мо­жет быть по­лез­ным при ре­ше­нии пре­иму­ще­ст­вен­но сле­дую­щих ди­аг­но­сти­че­ских за­дач:

1. Оп­ре­де­ле­ние го­тов­но­сти ре­бен­ка к обу­че­нию в шко­ле.

При­сту­пая к ре­ше­нию этой за­да­чи, сле­ду­ет, од­на­ко, иметь в ви­ду, что эта го­тов­ность не яв­ля­ет­ся сколь­ко-ни­будь од­но­род­ным фак­то­ром. Она за­ви­сит не толь­ко от на­след­ст­вен­ных за­дат­ков и гар­мо­нич­но­сти про­цес­са их со­зре­ва­ния, но так­же и от опы­та учеб­ной ра­бо­ты ре­бен­ка в до­шко­ль­ном уч­ре­ж­де­нии и в се­мье, от спе­ци­фи­че­ских осо­бен­но­стей шко­лы и вы­дви­гае­мых ею тре­бо­ва­ний к зна­ни­ям, уме­ни­ям и на­вы­кам обу­чае­мо­го.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.