Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Рис.1. Струк­ту­ра пси­хо­ло­ги­че­ских при­чин школь­ной не­ус­пе­вае­мо­сти



Рис.1. Струк­ту­ра пси­хо­ло­ги­че­ских при­чин школь­ной не­ус­пе­вае­мо­сти

 


Тест WISC со­сто­ит из 12 суб­тес­тов, 11 из ко­то­рых иден­тич­ны тес­ту WAIS. В на­стоя­щем Ру­ко­во­дстве на­зва­ния суб­тес­тов для про­сто­ты ра­бо­ты пси­хо­ди­аг­но­ста да­ны та­ки­ми же, как и в тес­те для взрос­лых, а их ну­ме­ра­ция ос­тав­ле­на ори­ги­наль­ной. Суб­тес­ты об­ра­зу­ют вер­баль­ную и не­вер­баль­ную под­груп­пы. Ис­пы­туе­мо­му сна­ча­ла пред­ла­га­ют­ся для ре­ше­ния все вер­баль­ные, а за­тем — не­вер­баль­ные суб­тес­ты в по­ряд­ке их но­ме­ров, обо­зна­чен­ных в ре­ги­ст­ра­ци­он­ном лис­те.

От­ве­ты ис­пы­туе­мо­го на за­да­ния суб­тес­тов WISC чис­лен­но оце­ни­ва­ют­ся в со­от­вет­ст­вии:

ü с со­дер­жа­тель­ны­ми кри­те­рия­ми (из­ло­жен­ны­ми во вто­ром раз­де­ле Ру­ко­во­дства) для вер­баль­ных суб­тес­тов;

ü с со­дер­жа­тель­ны­ми и ско­ро­ст­ны­ми кри­те­рия­ми — для не­вер­баль­ных суб­тес­тов.

Для удоб­ст­ва ра­бо­ты экс­пе­ри­мен­та­то­ра пра­виль­ные от­ве­ты и ско­ро­ст­ные ли­ми­ты от­ве­тов на не­вер­баль­ные за­да­ния ука­за­ны не­по­сред­ст­вен­но в ре­ги­ст­ра­ци­он­ном лис­те к тес­ту.

Ито­го­вые ин­тел­лек­ту­аль­ные по­ка­за­те­ли по ис­пы­туе­мо­му вы­числ0яются с по­мо­щью нор­ма­тив­ных таб­лиц (При­ло­же­ния 1 и 3), по­лу­чен­ных по ре­зуль­та­там тес­ти­ро­ва­ния 2200 де­тей с рав­ной пред­став­лен­но­стью маль­чи­ков и де­во­чек. В ори­ги­наль­ном из­да­нии WISC [24] да­ны таб­ли­цы к 33-ем воз­рас­тным груп­пам. В от­ли­чие от тес­та для взрос­лых, в воз­рас­тную груп­пу WISC вхо­дят ис­пы­туе­мые, воз­раст ко­то­рых раз­ли­ча­ет­ся не бо­лее чем на 4 ме­ся­ца. От­не­се­ние к той или иной воз­рас­тной груп­пе оп­ре­де­ля­ет­ся чис­лом пол­ных лет и пол­ных ме­ся­цев, ис­пол­нив­ших­ся ис­пы­туе­мо­му на мо­мент об­сле­до­ва­ния. Обос­но­ван­ность вы­де­ле­ния групп ис­пы­туе­мых, ис­хо­дя из их пас­порт­но­го воз­рас­та, в оте­че­ст­вен­ной ли­те­ра­ту­ре при­зна­ет­ся не все­ми уче­ны­ми. Так, срав­не­ние ин­тел­лек­ту­аль­но­го раз­ви­тия од­но­го­док, по­се­щаю­щих раз­ные груп­пы дет­ско­го са­да, и де­тей раз­но­го воз­рас­та, по­се­щаю­щих од­ну и ту же груп­пу, под­ска­за­ло, что бо­лее пра­виль­но бы­ло бы при по­строе­нии нор­ма­тив­ных таб­лиц ис­хо­дить не из воз­рас­та ре­бен­ка, а из груп­пы дет­ско­го са­да [5, с. 14]. Нель­зя, од­на­ко, не при­знать, что при та­ком под­хо­де воз­ни­ка­ет про­бле­ма от­не­се­ния к ка­кой-ли­бо нор­ма­тив­ной груп­пе «до­маш­них» де­тей, не по­се­щаю­щих дет­ский сад.

Тест WISC пред­на­зна­чен для оцен­ки ин­тел­лек­ту­аль­но­го раз­ви­тия де­тей в воз­рас­те от 5-ти до 16-ти лет. Од­на­ко есть ука­за­ние на то, что дей­ст­ви­тель­но ин­фор­ма­тив­ны­ми и на­деж­ны­ми ре­зуль­та­ты тес­ти­ро­ва­ния ста­но­вят­ся, на­чи­ная с 7-8-лет­них ис­пы­туе­мых [22, с. 236].

Фак­тор­ный ана­лиз дан­ных WISC, как пра­ви­ло, об­на­ру­жи­ва­ет ту же фак­тор­ную струк­ту­ру ин­тел­лек­та, что и у взрос­лых. Она сла­га­ет­ся из обоб­щен­ных ин­тел­лек­ту­аль­ных функ­ций ти­па: вер­баль­ное по­ни­ма­ние, вос­при­ятие про­стран­ст­ва (пер­цеп­тив­ная ор­га­ни­за­ция), па­мять, ино­гда — уме­ние со­сре­до­та­чи­вать­ся [2, с. 230].

В 1967 го­ду Д. Векс­лер раз­ра­бо­тал ин­тел­лек­ту­аль­ный тест для до­шко­ль­ни­ков в воз­рас­те от 4 до 6,5 лет (WPPSI). Его ос­но­ву со­ста­ви­ли 8 суб­тес­тов, взя­тых из WISC.

В 1974 го­ду поя­ви­лась усо­вер­шен­ст­во­ван­ная вер­сия WISC (WISC-R). За­да­ния в ней по со­дер­жа­нию бы­ли при­бли­же­ны к дет­ско­му воз­рас­ту (на­при­мер, счет си­га­рет за­ме­нен сче­том шо­ко­ла­док), рас­ши­рен со­став не­ко­то­рых суб­тес­тов.

В WISC-R вер­баль­ные и не­вер­баль­ные суб­тес­ты предъ­яв­ля­ют­ся в сле­дую­щем пе­ре­ме­жаю­щем­ся по­ряд­ке:

1. Ос­ве­дом­лен­ность

2. Не­дос­таю­щие де­та­ли

3. Сход­ст­во.

4. По­сле­до­ва­тель­ные кар­тин­ки.

5. Ариф­ме­ти­че­ский.

6. Ку­би­ки Кос­са.

7. Сло­вар­ный.

8. Скла­ды­ва­ние фи­гур.

9. По­нят­ли­вость.

10. Шиф­ров­ка.

11. По­вто­ре­ние цифр.

12. Ла­би­рин­ты.

Дан­ное из­ме­не­ние спо­соб­ст­ву­ет боль­ше­му ди­на­миз­му тес­то­вой про­це­ду­ры для ис­пы­туе­мо­го, де­ла­ет ее ме­нее мо­но­тон­ной, что осо­бен­но важ­но для де­тей млад­ших воз­рас­тов. В оте­че­ст­вен­ной ли­те­ра­ту­ре под­чер­ки­ва­ет­ся, что при ис­поль­зо­ва­нии WISC в от­но­ше­нии до­шко­ль­ни­ков сле­ду­ет тща­тель­но кон­тро­ли­ро­вать их эмо­цио­наль­ные ре­ак­ции на тес­ти­ро­ва­ние. В боль­шин­ст­ве та­ких слу­ча­ев бы­ва­ет це­ле­со­об­раз­ным най­ти ра­зум­ный ком­про­мисс ме­ж­ду тре­бо­ва­ни­ем един­ст­ва внеш­них ус­ло­вий и про­це­ду­ры тес­ти­ро­ва­ния и тре­бо­ва­ни­ем при­спо­соб­ле­ния к ин­ди­ви­ду­аль­ным осо­бен­но­стям и эмо­цио­наль­ным со­стоя­ни­ям ис­пы­туе­мо­го. У этой ка­те­го­рии ис­пы­туе­мых «...бо­лее важ­но, что­бы бы­ли со­хра­не­ны оди­на­ко­вые внут­рен­ние, субъ­ек­тив­ные ус­ло­вия, чем оди­на­ко­вые внеш­ние, объ­ек­тив­ные ус­ло­вия» [22, с. 221].

Влия­ние вне­ин­тел­лек­ту­аль­ных фак­то­ров на ре­зуль­та­ты тес­ти­ро­ва­ния про­де­мон­ст­ри­ро­ва­но экс­пе­ри­мен­таль­но и на ис­пы­туе­мых бо­лее стар­ше­го воз­рас­та. В це­лом, ре­зуль­та­ты бо­лее ус­пеш­ны, ес­ли:

— ус­та­но­вить до­ве­ри­тель­ные, не­от­чу­ж­ден­ные от­но­ше­ния ме­ж­ду ис­пы­туе­мым и экс­пе­ри­мен­та­то­ром;

— ис­пы­туе­мый на­хо­дит­ся не в стрес­со­вом со­стоя­нии. Хо­тя здесь не­об­хо­ди­мо од­но уточ­не­ние: мак­си­маль­ную ус­пеш­ность де­мон­ст­ри­ру­ют ис­пы­туе­мые в со­стоя­нии уме­рен­ной тре­вож­но­сти;

— пе­ред тес­ти­ро­ва­ни­ем ис­пы­туе­мый не был втя­нут в не­при­ят­ные со­бы­тия;

— экс­пе­ри­мен­та­тор ре­гу­ляр­но со­об­ща­ет ис­пы­туе­мо­му об ус­пе­хе в ре­ше­нии суб­тес­то­вых за­дач.

По­сколь­ку со­став суб­тес­тов су­ще­ст­вен­но не из­ме­нил­ся в WISC, то усо­вер­шен­ст­во­ван­ную про­це­ду­ру предъ­яв­ле­ния суб­тес­тов экс­пе­ри­мен­та­тор мо­жет при не­об­хо­ди­мо­сти ис­поль­зо­вать и при ра­бо­те с WISC.

В усо­вер­шен­ст­во­ван­ной вер­сии от­чет­ли­во раз­гра­ни­че­ны так на­зы­вае­мые ос­нов­ные и до­пол­ни­тель­ные суб­тес­ты. К по­след­ним от­но­сит­ся вер­баль­ный - «За­по­ми­на­ние цифр» и не­вер­баль­ный - «Ла­би­рин­ты». До­пол­ни­тель­ные суб­тес­ты ис­поль­зу­ют­ся в двух слу­ча­ях:

1) в ка­че­ст­ве до­пол­не­ния к ос­нов­ным суб­тес­там при на­ли­чии сво­бод­но­го вре­ме­ни, не­утом­лен­но­сти и дос­та­точ­ной мо­ти­ви­ро­ван­но­сти ис­пы­туе­мо­го к про­дол­же­нию тес­ти­ро­ва­ния. Оцен­ки по до­пол­ни­тель­ным суб­тес­там по­вы­ша­ют на­деж­ность по­лу­чае­мых ре­зуль­та­тов, но в вы­чис­ле­нии ито­го­вых по­ка­за­те­лей уча­ст­ву­ют опо­сре­до­ван­но: в рас­че­тах ис­поль­зу­ет­ся сум­ма бал­лов по всем шес­ти суб­тес­там (вер­баль­ным или не­вер­баль­ным), ум­но­жен­ная на дробь «5/6»;

2) для за­ме­ны лю­бо­го од­но­го из ос­нов­ных суб­тес­тов, ес­ли тес­ти­ро­ва­ние по не­му бла­го­да­ря сте­че­нию ка­ких-то об­стоя­тельств ока­за­лось не­воз­мож­ным или не­це­ле­со­об­раз­ным. В этом слу­чае для рас­че­та ито­го­вых по­ка­за­те­лей бе­рет­ся сум­ма бал­лов по че­ты­рем ос­нов­ным и од­но­му до­пол­ни­тель­но­му суб­тес­там.

Пе­ре­чис­лен­ные пра­ви­ла при­ме­ня­ют­ся и в WISC.

Как и для боль­шин­ст­ва слож­ных тес­тов, по от­но­ше­нию к WISC про­во­ди­лась ра­бо­та по соз­да­нию крат­ких форм с це­лью экс­пресс-ди­аг­но­сти­ки. Наи­бо­лее хо­ро­шо по­ка­за­ло се­бя в этом пла­не со­че­та­ние двух суб­тес­тов: «Сло­вар­ный» и «Ку­би­ки Кос­са». В прин­ци­пе, это под­твер­жда­ет­ся и оте­че­ст­вен­ны­ми ис­сле­до­ва­ния­ми. Так, от­ме­ча­ет­ся вы­со­кая си­ла свя­зи оцен­ки по суб­тес­ту «Ку­би­ки Кос­са» с ито­го­вым не­вер­баль­ным по­ка­за­те­лем и ее роль сис­те­мо­об­ра­зую­ще­го фак­то­ра в струк­ту­ре не­вер­баль­но­го ин­тел­лек­та [2, с. 20].

Пе­ре­вод на рус­ский язык и адап­та­ция WISC к оте­че­ст­вен­ным ус­ло­ви­ям осу­ще­ст­в­ле­на А. Ю. Па­на­сю­ком [13, 14, 15]. В адап­ти­ро­ван­ном ва­ри­ан­те WISC бы­ли за­ме­не­ны час­тич­но или пол­но­стью те за­да­ния, ко­то­рые по сво­ему со­дер­жа­нию не со­от­вет­ст­во­ва­ли ис­то­ри­че­ским, куль­тур­ным или со­ци­аль­ным реа­ли­ям на­шей стра­ны. При пол­ной за­ме­не со­дер­жа­ния в но­вом тек­сте за­да­ния со­хра­ня­лась та об­ласть зна­ний и ори­ен­ти­ро­воч­ная сте­пень его труд­но­сти, к ко­то­рым от­но­си­лось в ори­ги­на­ле ста­рое за­да­ние.

Ос­нов­ные из­ме­не­ния бы­ли про­ве­де­ны в вер­баль­ных суб­тес­тах: «По­нят­ли­вость», «Ос­ве­дом­лен­ность», «Сло­вар­ный», не­сколь­ко мень­шие — в суб­тес­те «Сход­ст­во». Кон­троль­ные от­ве­ты к суб­тес­там 1, 2, 4 и 5 в боль­шин­ст­ве слу­ча­ев соз­да­ны за­но­во пре­иму­ще­ст­вен­но на ос­но­ва­нии обоб­ще­ния от­ве­тов ис­пы­туе­мых.

Для про­вер­ки на­деж­но­сти адап­ти­ро­ван­но­го тес­та А. Ю. Па­на­сюк со­пос­та­вил ре­зуль­та­ты тес­ти­ро­ва­ния груп­пы здо­ро­вых де­тей (75 че­ло­век) в воз­рас­те 6-13 лет и груп­пы оли­гоф­ре­нов в ста­дии де­биль­но­сти (67 че­ло­век) то­го же воз­рас­та. При та­ком со­пос­тав­ле­нии об­на­ру­жи­лись сле­дую­щие два фак­та:

— оцен­ки здо­ро­вых де­тей пол­но­стью ук­ла­ды­ва­ют­ся в нор­ма­ти­вы, пред­ло­жен­ные Д. Векс­ле­ром;

— дан­ные здо­ро­вых и ум­ст­вен­но от­ста­лых де­тей ста­ти­сти­че­ски вы­со­ко­зна­чи­мо (р<0.001) раз­ли­ча­ют­ся как по суб­тес­то­вым, так и по ито­го­вым оцен­кам (см. При­ло­же­ние 5).

Тем са­мым, иден­тич­ность ори­ги­наль­но­го и адап­ти­ро­ван­но­го ва­ри­ан­тов WISC в пер­вом при­бли­же­нии мож­но счи­тать ус­та­нов­лен­ной, а ис­поль­зо­ва­ние нор­ма­тив­ных таб­лиц Д. Векс­ле­ра оп­рав­дан­ным.

По ме­ре рас­про­стра­не­ния адап­ти­ро­ван­но­го ва­ри­ан­та WISC в прак­ти­ке пси­хо­диа­го­но­сти­ки в пуб­ли­ка­ции ста­ли по­яв­лять­ся ука­за­ния на не­ко­то­рые не­дос­тат­ки адап­та­ции [16, 20]. Од­на­ко они но­сят весь­ма не­кон­крет­ный ха­рак­тер, ли­бо по смыс­лу та­ко­вы, что мо­гут быть от­не­се­ны к лю­бо­му, в  том чис­ле, и не­ин­тел­лек­ту­аль­но­му тес­ту.

В прак­ти­че­ской ра­бо­те с тес­том WISC сло­жил­ся ряд ре­ко­мен­да­ций, по­вы­шаю­щих на­деж­ность и ин­фор­ма­тив­ность об­сле­до­ва­ния [16]:

— по ис­те­че­нии ли­ми­та вре­ме­ни не пре­ры­вать ис­пы­туе­мо­го, ес­ли он за­ин­те­ре­со­ван­но про­дол­жа­ет ис­кать ре­ше­ние за­да­чи;

— при по­вы­шен­ной утом­ляе­мо­сти (ис­то­щае­мо­сти) ис­пы­туе­мо­го про­вес­ти об­сле­до­ва­ние в хо­де не­сколь­ких встреч с ним;

— в суб­тес­те «Ариф­ме­ти­че­ский», ес­ли ис­пы­туе­мый ис­пы­ты­ва­ет труд­но­сти, по­про­сить его вслух про­го­во­рить ход ре­ше­ния. При этом лег­че об­на­ру­жить пси­хо­ло­ги­че­скую при­чи­ну его не­ус­пе­ха;

— в суб­тес­те «По­сле­до­ва­тель­ные кар­тин­ка» це­ле­со­об­раз­но по­про­сить ис­пы­туе­мо­го объ­яс­нять смысл, со­став­лен­ной им по­сле­до­ва­тель­но­сти. Тем са­мым об­на­ру­жи­ва­ют­ся ло­гич­ность и обос­но­ван­ность умо­зак­лю­че­ний ис­пы­туе­мо­го, а так­же спо­соб­ность улав­ли­вать юмо­ри­сти­че­ские ас­пек­ты си­туа­ции (на­при­мер, в се­рии «Пик­ник»), ко­то­рая са­ма по се­бе диф­фе­рен­ци­ру­ет здо­ро­вье от ум­ст­вен­ной от­ста­ло­сти;

— в суб­тес­те «Ла­би­рин­ты» сле­ду­ет раз­ли­чать три воз­мож­ных ти­па на­ру­ше­ний: сла­бость ко­ор­ди­на­ции и са­мо­кон­тро­ля (ис­пы­туе­мый бы­ст­ро дей­ст­ву­ет, до­пус­кая боль­шое ко­ли­че­ст­во оши­бок); дви­га­тель­ная за­тор­мо­жен­ность (мед­ли­тель­ность при без­оши­боч­но­сти дей­ст­вий); сла­бая пла­ни­руе­мость дей­ст­вий (ис­пы­туе­мый пе­ре­би­ра­ет ва­ри­ан­ты дей­ст­вий в слу­чай­ном по­ряд­ке).

В оте­че­ст­вен­ной пси­хо­ло­гии де­ла­лись по­пыт­ки раз­ра­бот­ки но­вых тес­тов ин­тел­лек­ту­аль­но­го раз­ви­тия де­тей [1,5,6,7,8,18,23]. По сте­пе­ни ме­то­ди­че­ской про­ра­бо­тан­но­сти бли­же все­го к WISC рас­по­ло­жен «Школь­ный тест ум­ст­вен­но­го раз­ви­тия». Он ори­ен­ти­ро­ван на уче­ни­ков 6-8 клас­сов, име­ет 2 па­рал­лель­ные фор­мы и вклю­ча­ет в се­бя 5 суб­тес­тов, ра­бо­та с ко­то­ры­ми ли­ми­ти­ро­ва­на во вре­ме­ни. Об­щи­ми не­дос­тат­ка­ми на­зван­ных тес­тов яв­ля­ют­ся: от­сут­ст­вие в ли­те­ра­ту­ре чет­ких ру­ко­водств по при­ме­не­нию этих тес­тов, стан­дарт­ных на­бо­ров их сти­муль­ных ма­те­риа­лов, де­мо­гра­фи­че­ски обос­но­ван­ных ста­ти­сти­че­ских нор­ма­ти­вов для оцен­ки от­ве­тов ис­пы­туе­мо­го.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.