|
|||||||||||
Оценка возможных причин неуспеваемости школьника.2. Оценка возможных причин неуспеваемости школьника. Однозначное решение этой задачи на основе только результатов тестирования по WISC также не может быть найдено. Как справедливо указывается [17, с. 191], существует целая «сеть» причин, благоприятствующих неуспеваемости. Таким образом, в рамках весьма обобщенной схемы (рис. 1) тест WISC частично изучает один из пяти возможных блоков причин. И, кроме того, как показал опыт работы педагогов-новаторов В. Н. Шагалова, С. Н. Лысенковой и др., существенный вклад в неуспеваемость ученика привносится несовершенством методики преподавания. 3. Обнаружение умственной отсталости ребенка.В той или иной степени обнаружение отсталости, существенно изменяющее характер обучения и жизни ребенка, может иметь место и при решении первых двух диагностических задач. К сожалению, само понятие «умственная отсталость» однозначно не определено. Так, Н. Grossman (цит. по 2, с. 213) включает в него «...функционирование интеллекта на уровне значительно ниже среднего, сопровождающееся недостаточностью адаптивного поведения и проявляющееся в течение всего периода развития». По нашему мнению, умственно отсталым можно признать только такого ребенка, у которого «...стойко нарушена познавательная деятельность вследствие органического поражения головного мозга» [18, с. 12]. Причем, для этого необходим весь набор признаков, перечисленных в кавычках. Создавать внешнее впечатление отсталых могут дети с дефектом слуха, дети, ограниченные по болезни в общении и деятельной активности, живущие в иноязычной среде, педагогически запущенные дети. Таким образом, внешне наблюдаемое (и в том числе — регистрируемое интеллектуальными тестами) отставание в умственном развитии может иметь качественно различные причины. Собственно умственная отсталость, обусловленная органическими поражениями мозга, требует клинико-психологических и медицинских средств диагностики. Временное отставание, связанное с неблагоприятными внешними и внутренними условиями развития в основном здорового ребенка, — объект диагностики и коррекционной работы школьного психолога [17, с. 43]. Перечисляя трудности в решении трех названных выше психодиагностических задач, авторы Руководства отнюдь не собираются принижать возможности теста WISC. Более того, мы считаем, что сведение к минимуму элементов субъективизма со стороны экспериментатора, повышение надежности и достоверности результатов тестирования особенно важны при работе с детьми [14, с. 1538]. Тест WISC в достаточной мере отвечает этим требованиям. Однако, вместе с тем, специалист-диагност должен предельно отчетливо сознавать психологически сложный характер тех феноменов, которые он берется исследовать, знать границы применимости конкретных тестов и выносить суждения о результатах тестирования и умственном развитии ребенка и с подобающей корректностью, и строго в границах своей профессионально компетенции.
1.1. Характеристика теста,
Факт появления на свет теста WISC представляется научным парадоксом. До работ Д„ Векслера существовала практика, при которой интеллектуальные тесты для взрослых создавались путем некоторого усложнения заданий в существовавших детских тестах. Д. Векслер признал эту практику неоправданной, в результате чего им была создана новая методика исследования интеллекта для взрослых (WAIS), Парадоксальным здесь является то, что тест WISC является ничем иным как упрощенной копией WAIS.
|
|||||||||||
|