Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Опыт при­ме­не­ния тес­та WISC



1.2. Опыт при­ме­не­ния тес­та WISC

 

В дан­ном па­ра­гра­фе из­ло­же­ны не­ко­то­рые эм­пи­ри­че­ские ре­зуль­та­ты при­ме­не­ния WISC, ко­то­рые по­лез­ны для ос­мыс­ле­ния и ин­тер­пре­та­ции экс­пе­ри­мен­та­то­ром от­ве­тов ис­пы­туе­мо­го.

Ис­сле­до­ва­ния близ­не­цов в воз­рас­тном диа­па­зо­не 7-16 лет по­зво­ли­ли ус­лов­но оце­нить сте­пень ге­не­ти­че­ской де­тер­ми­ни­ро­ван­но­сти тех или иных ин­тел­лек­ту­аль­ных функ­ций [12]. В ча­ст­но­сти, пре­иму­ще­ст­вен­но обу­слов­лен­ны­ми на­след­ст­вен­но­стью при­зна­ны оцен­ки. По суб­тёс­там «Ос­ве­дом­лен­ность», «Сло­вар­ный», «Шиф­ров­ка». Пре­иму­ще­ст­вен­но оп­ре­де­ляе­мы­ми со­ци­аль­ны­ми фак­то­ра­ми яв­ля­ют­ся, по мне­нию ав­то­ров ис­сле­до­ва­ния, оцен­ки за «По­нят­ли­вость», «Не­дос­таю­щие де­та­ли», «По­сле­до­ва­тель­ные кар­тин­ки», «Ку­би­ки Кос­са». Ге­не­ти­че­скую де­тер­ми­на­цию, од­на­ко, нель­зя по­ни­мать как же­ст­кую по­жиз­нен­ную пре­до­пре­де­лен­ность. Ес­ли раз­бить ука­зан­ную вы­бор­ку близ­не­цов на воз­рас­тные под­груп­пы, то об­на­ру­жит­ся, что про­цент ге­не­ти­че­ски обу­слов­лен­ных оце­нок умень­ша­ет­ся с 80 в 9-11 лет до 20 в 14-16 лет. С дру­гой сто­ро­ны, и ин­тен­сив­ность влия­ния со­ци­аль­ных ус­ло­вий на раз­ви­тие ин­тел­лек­ту­аль­ных функ­ций мо­жет су­ще­ст­вен­но варь­и­ро­вать [20]: в рам­ках го­дич­но­го экс­пе­ри­мен­таль­но­го кур­са по обу­че­нию де­тей с за­держ­ка­ми пси­хи­че­ско­го раз­ви­тия ус­та­нов­ле­но рез­кое со­кра­ще­ние чис­ла де­тей, по­па­даю­щих по ито­го­вым по­ка­за­те­лям IQ в зо­ну ум­ст­вен­ной от­ста­ло­сти. Наи­боль­ший при­рост оце­нок за­фик­си­ро­ван по суб­тес­там «Ариф­ме­ти­че­ский», «Скла­ды­ва­ние фи­гур» и «Шиф­ров­ка»

Опуб­ли­ко­ван­ные в ра­бо­тах [9,11,12,14,21] чис­лен­ные дан­ные ха­рак­те­ри­зу­ют раз­лич­ные груп­пы де­тей: здо­ро­вых, с за­держ­ка­ми пси­хи­че­ско­го раз­ви­тия, оли­гоф­ре­нов с раз­ной сте­пе­нью ум­ст­вен­ной от­ста­ло­сти. Ес­ли про­ана­ли­зи­ро­вать ин­тел­лек­ту­аль­ные про­фи­ли этих групп, то мож­но вы­де­лить дос­та­точ­но ус­той­чи­вые раз­ли­чия в ус­пеш­но­сти ра­бо­ты ис­пы­туе­мых с раз­лич­ны­ми суб­тес­та­ми. В сред­нем, бо­лее лег­ки­ми, имею­щи­ми мак­си­маль­ные для про­фи­ля оцен­ки, ока­зы­ва­ют­ся за­да­ния суб­тес­тов «Ариф­ме­ти­че­ский», «Ку­би­ки Кос­са», «Не­дос­таю­щие де­та­ли» и «Шиф­ров­ка». Бо­лее труд­ны­ми яв­ля­ют­ся суб­тес­ты «Сло­вар­ный» и «Скла­ды­ва­ние фи­гур». Во­прос о том, свя­зан ли этот факт с не­дос­тат­ка­ми в под­бо­ре за­да­ний суб­тес­тов или с осо­бен­но­стя­ми ин­тел­лек­ту­аль­но­го раз­ви­тия де­тей в на­шей стра­не, по­ка ос­та­ет­ся от­кры­тым. Об­на­де­жи­ваю­щим мож­но счи­тать на­ли­чие со­от­вет­ст­вия тес­то­вых дан­ных по WISC и школь­ной ус­пе­вае­мо­сти [12].

В ря­де ис­сле­до­ва­ний ус­та­нов­ле­ны ха­рак­тер­ные со­че­та­ния ми­ни­маль­ных и мак­си­маль­ных оце­нок в ин­тел­лек­ту­аль­ных про­фи­лях не­ко­то­рых вы­бо­рок.

От­ме­че­но, что по срав­не­нию с кон­троль­ной груп­пой у близ­не­цов име­ет­ся от­ста­ва­ние по раз­ви­тию вер­баль­ных функ­ций (р<0.001), в то вре­мя как раз­ли­чия по не­вер­баль­ным - не­зна­чи­мы.

В ис­сле­до­ва­ния ря­да ав­то­ров [20] ана­ли­зи­ру­ет­ся спо­соб­ность ме­то­ди­ки WISC раз­ли­чить нор­маль­ных де­тей и де­тей с за­держ­ка­ми пси­хи­че­ско­го раз­ви­тия (ЗПР). В трех вы­бор­ках ис­пы­туе­мых по­лу­чи­лось, что, в сред­нем, 39-46% де­тей име­ют ито­го­вые оцен­ки на уров­не сред­ней нор­мы, 45-54% — в по­гра­нич­ной зо­не и 0-15%— в зо­не, ха­рак­те­ри­зуе­мой Д. Векс­ле­ром как ум­ст­вен­ная от­ста­лость. Ка­там­не­сти­че­ское на­блю­де­ние этих ис­пы­туе­мых (с ин­тер­ва­лом в 2 го­да) по­ка­за­ло, что де­ти, ито­го­вые по­ка­за­те­ли ко­то­рых на­хо­ди­лись на уров­не сред­ней нор­мы, в боль­шин­ст­ве сво­ем уже обу­ча­лись в обыч­ной шко­ле. Те же, кто по­ка­зал оцен­ки в зо­не от­ста­ло­сти, пре­иму­ще­ст­вен­но вы­ну­ж­де­ны бы­ли пе­рей­ти во вспо­мо­га­тель­ную шко­лу.

В срав­ни­тель­ном ис­сле­до­ва­нии ус­та­нов­ле­но [17, с. 278], что у де­тей с ЗПР зна­чи­тель­но сни­же­на эф­фек­тив­ность вер­баль­но­го мыш­ле­ния, а у вос­пи­тан­ни­ков дет­ских до­мов — не­вер­баль­но­го мыш­ле­ния (осо­бен­но по суб­тес­там «По­сле­до­ва­тель­ные кар­тин­ки» и «Скла­ды­ва­ние фи­гур»).  

Для диф­фе­рен­ци­аль­ной ди­аг­но­сти­ки ЗПР наи­боль­шую цен­ность пред­став­ля­ют оцен­ки по суб­тес­там «Сход­ст­во», «Сло­вар­ный» и «По­сле­до­ва­тель­ные кар­тин­ки», ко­то­рые по­ка­зы­ва­ют де­тей с ЗПР од­но­род­ной вы­бор­кой [20]. Пря­мой свя­зи ме­ж­ду по­ка­за­те­ля­ми WISC и ха­рак­те­ром моз­го­во­го де­фек­та не об­на­ру­жи­ва­ет­ся [11]. Опо­сре­до­ван­ное влия­ние де­фек­та на струк­ту­ру ин­тел­лек­та про­яв­ля­ет­ся в «за­па­де­нии» имен­но тех спо­соб­но­стей, ком­по­нен­ты ко­то­рых по­стра­да­ли при дан­ном ло­каль­ном моз­го­вом по­ра­же­нии. Об­сле­до­ва­ния ум­ст­вен­но от­ста­лых (по кли­ни­че­ско­му ди­аг­но­зу) де­тей по­ка­зы­ва­ют, что 84-89% слу­ча­ев ди­аг­ноз сов­па­да­ет с ре­зуль­та­та­ми тес­ти­ро­ва­ния по WISC [20]. По-сво­ему ин­те­рес­но пол­ное со­от­вет­ст­вие ин­тел­лек­ту­аль­ных про­фи­лей 8-лет­них оли­гоф­ре­нов и 5,5-лет­них нор­маль­ных де­тей, 11-лет­них оли­гоф­ре­нов и 7-лет­них нор­маль­ных де­тей, 14-лет­них оли­гоф­ре­нов и 9,5-лет­них здо­ро­вых [15]. У ум­ст­вен­но от­ста­лых де­тей наи­боль­ший вес в струк­ту­ре ин­тел­лек­та име­ют та­кие функ­ции, как на­блю­да­тель­ность, зри­тель­но-мо­тор­ная ко­ор­ди­на­ция, спо­соб­ность вы­де­лять про­стран­ст­вен­ные от­но­ше­ния.

В це­лом, при­зна­ет­ся спо­соб­ность WISC диф­фе­рен­ци­ро­вать ум­ст­вен­ную от­ста­лость от ин­тел­лек­ту­аль­ной нор­мы и ЗПР, диф­фе­рен­циа­ция же нор­мы и ЗПР не име­ет столь чет­ких кри­те­ри­ев [16]. Не­ко­то­рую оп­ре­де­лен­ность здесь мо­жет вне­сти ана­лиз оце­нок по сле­дую­щим суб­тес­там: наи­боль­шие раз­ли­чия ме­ж­ду нор­мой и ЗПР ре­ги­ст­ри­ру­ют­ся по суб­тес­ту «Сло­вар­ный»; ме­ж­ду ЗПР и ум­ст­вен­ной от­ста­ло­стью — по суб­тес­там «Сход­ст­во» и всем не­вер­баль­ным [20].

Ди­аг­но­сти­че­ским зна­че­ни­ем мо­жет об­ла­дать ве­ли­чи­на раз­бро­са ме­ж­ду мак­си­маль­ной и ми­ни­маль­ной оцен­ка­ми в ин­тел­лек­ту­аль­ном про­фи­ле. У де­тей с ЗПР она, в сред­нем, рав­на 4 бал­лам, у оли­гоф­ре­нов — 2,5 бал­лам [21].

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.