|
|||||||
ПРОЦЕДУРЫ ТЕСТИРОВАНИЯ И ОБРАБОТКИ ДАННЫХ2. ПРОЦЕДУРЫ ТЕСТИРОВАНИЯ И ОБРАБОТКИ ДАННЫХ 2.1. Общие правила проведения исследования
1. Начинать исследование нужно, лишь убедившись, что у испытуемого есть желание выполнять задание, надо стараться до начала исследования «вызвать улыбку», создать «хорошее настроение». 2. Общая инструкция для испытуемого. У испытуемого не должно возникнуть впечатление, что его экзаменуют. Начинать надо примерно так: «Я хотел бы о чем-нибудь поговорить с тобой. Ты, в принципе, не возражаешь, нет? Ну, хорошо. Давай я о чем-нибудь спрошу тебя. Если знаешь, ответишь, а если нет — не беда. О чем бы тебя спросить?» Таким образом, все должно начинаться как бы с «экспромта». Вход в работу для ребенка должен быть незаметен, как в игру. 3. При постановке вопроса следует уделять большое внимание точности формулировки и четкости в произношении. 4. Любой ответ, кроме явно отрицательного, нужно поощрять: «правильно», «молодец», «вот видишь, как хорошо ты все сделал», «очень хорошо», 5. Неудачные ответы необходимо обязательно «амортизировать», чтобы не вызвать отрицательного отношения к дальнейшему исследованию. Если испытуемый говорит «не знаю», надо ответить: «Ну что ж, это не имеет значения», «да, это тебе рановато знать», «не беда — я же не учитель, отметок не ставлю», «ну, знаешь, не будем на этом останавливаться; займемся чем-нибудь другим». 6. Если вместо ответа испытуемый молчит, необходимо любым способом стимулировать его к ответу вообще, а не какому-либо конкретному. Не подсказывать, не наводить на определенный ответ! Но не переходить к следующему заданию, если на предыдущий вопрос не было никакого ответа. 7. Если дается 2 непротиворечивых ответа, но разного качества — оценивать по лучшему из них. В случае противоречивых высказываний спросить: «Ну, так как правильно?». 8. Повторение вопроса. Вопрос повторяется полностью в первоначальной формулировке, если в течение 10-15 сек. не было ответа. Исключение — 6-ой субтест («Повторение цифр»). В 3-м субтесте («Арифметическом») можно повторить задачу по просьбе испытуемого, но время отсчитывать с момента первого прочтения. 9. Дополнительные вопросы ставятся только в случаях, когда ответ испытуемого невозможно оценить в 0 или 1 балл. При ответе, находящемся между 1 и 2 баллами, дополнительный вопрос не задается, и ответ оценивается в 1 балл. Форма постановки дополнительного вопроса должна быть самой общей: «Расскажи мне что-нибудь еще об этом», «А ты знаешь еще об этом?», «Скажи мне что-нибудь еще». 10. При тестировании нередки случаи, когда ребенок выполнил задание неправильно, но не подозревает этого, а время, положенное на его выполнение, не истекло. Экспериментатору в этих случаях необходимо сделать вид, что он еще не видел результата, так как чем-то занят. Испытуемому же в течение положенного для этого задания времени необходимо говорить: «Я пока занят, а ты занимайся своим делом, старайся все делать аккуратно, хорошо». 11. Правило пользования контрольными ответами. Стремясь дать, возможно, большее количество ответов и в то же время не перегрузить текст повторениями, нами в записи контрольных ответов введена система альтернативных слов, частей фраз или полных фраз. Наряду с основным определением в тексте в скобках приводятся альтернативные слова, выражения, замена на которые не изменяет данную оценку. Например, в 1-ом субтесте, в задании 4, в записи ответа «От коровы (или козы, или верблюда)» следует признать правильным любой из ответов: «от козы», «от коровы», «от верблюда». Альтернативные выражения ограничиваются с обеих сторон скобками и стоят сразу после замещаемого слова. Например, в 5-ом субтесте в задании 18 в записи: «Когда человек играет и все забывает (или не может оторваться...)» замене на альтернативное выражение, данное в скобках, подлежат слова «все забывает», а не слова «играет и все забывает». Слова-задания набраны прописными буквами. Стоящая после них цифра «1:» или «2:» означает оценку в баллах тех ответов, которые следуют за этой цифрой. Ответы, следующие после цифры «0:» считаются неудовлетворительными. После знака «?:» следуют ответы, на которые необходим дополнительный вопрос в общей форме. В ряде случаев приводятся нестандартные дополнительные вопросы. Как и примечание для экспериментатора, они выделены разрядкой. Если после дополнительного вопроса качество ответа не изменяется, ответ оценивается в 0 баллов. Равноценные ответы разных испытуемых разделяются точкой.
|
|||||||
|