![]()
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Правила численной обработки данных тестирования3.1 Правила численной обработки данных тестирования а. Определение исходных оценок по субтестам. По окончании тестирования следует по правилам, изложенным в Главе 2, численно оценить все ответы испытуемого. Исходной оценкой субтеста является сумма оценок, полученных испытуемым за ответы на задания этого субтеста. Исходные оценки вписываются в графу «Исходная оценка» таблицы, расположенной на лицевой стороне регистрационного листа. б. Отнесение испытуемого к возрастной группе. Для использования перевода исходных оценок в шкальные необходимо отнести испытуемого к какой-либо из возрастных групп, условно выделенных Д. Векслером. Для этого, исходя из даты рождения испытуемого и даты проведения тестирования, вычисляется возраст испытуемого в виде количества полных лет и полных месяцев на момент исследования. Так, если возраст испытуемого равен 9 годам 11 месяцам и 25 дням на момент обследования, то его возраст принимается условно равным 9 годам 11 месяцам (см. Приложение 7). Соответственно, преобразование исходных оценок в шкальные должно проводиться по таблицам возрастной группы «9 лет 8 месяцев — 9 лет 11 месяцев». в. Определение шкальных оценок по субтестам. В таблицах перевода исходных оценок в шкальные оценки (см. Приложение 1) для краткости изложения вербальные и невербальные субтесты обозначены своими порядковыми номерами. Эти номера вместе с названиями субтестов указаны в регистрационном листке к методике диагностики интеллекта. Шкальные оценки (от 0 до 20 баллов) на вертикальных сторонах таблиц. Исходные оценки по субтестам расположены столбиком непосредственно под номером субтеста. Обратимся к примеру из Приложения 4. Открыв таблицы перевода оценок возрастной группы «9 лет 8 месяцев — 9 лет 11 месяцев», увидим, что исходная оценка в 13 баллов по субтесту №1 (Осведомленность) соответствует шкальной оценке в 11 баллов. Исходная оценка 3 по субтесту №2 (Понятливость), равная 11-ти баллам, соответствует шкальной оценке в 10 баллов. Аналогичным образом определяются шкальные оценки по всем субтестам, предъявлявшимся испытуемому. Эти оценки вписываются в графу «Шкальная оценка» таблицы, расположенной на лицевой стороне регистрационного листа. г. Построение профиля шкальных оценок.Шкальные оценки испытуемого наносятся кружками в левую таблицу на лицевой стороне регистрационного листа. После соединения кружков соединительными линями образуется условная ломаная линия, называемая профилем шкальных оценок или профилем интеллектуального развития. Общий уровень (высота расположения) профиля, ведущие и «западающие» у испытуемого интеллектуальные функции профиль выражает в наглядной форме, удобной для интерпретации. д. Определение сумм вербальных и невербальных оценок.С целью установления итоговых показателей методики предварительно вычисляются суммы шкальных оценок по вербальным субтестам. При вычислении этих сумму следует иметь в виду, что, как это указывалось выше, таблицы определения итоговых показателей составлены для случая, когда при тестировании использовались основные субтесты (№№1-5 в вербальном наборе и 7-11 в невербальном). То есть результаты тестирования испытуемого следует в случае необходимости сначала свести к форме тестирования основными субтестами. Этой цели служит материал Приложения 2. В таблице перевода суммарных оценок в стандартную (из пяти субтестов) форму приняты следующие обозначения: — «Сумма шкальных оценок» — суммой оценок, набранная испытуемым за вербальные или невербальные субтесты. — «Шесть субтестов» — «истинная» оценка шкальных оценок, начисляемая испытуемому, который тестировался по всем шести вербальным или невербальным субтестам. — «Четыре субтеста» — «истинная» сумма шкальных оценок, начисляемая испытуемому, которому в связи с какими-то исключительными обстоятельствами предъявлялись только четыре из шести вербальных или невербальных субтестов. В обсуждавшемся примере (Приложение 4) сумма вербальных оценок равна 64-м баллам, сумма невербальных — 61-му баллу. Однако, поскольку в тестировании использовались все 12 субтестов (а не только основные субтесты), необходимо полученные суммы перевести в стандартную (из пяти субтестов) форму. Для этого в графе «Сумма шкальных оценок» находим продемонстрированную испытуемым сумму вербальных оценок, равную 64-м баллам. Поскольку испытуемый тестировался шестью субтестами, то, обращаясь к графе «Шесть субтестов», определяем «истинную» сумму шкальных оценок, равную 53-м баллам. Действуя аналогичным образом, определяем, что «истинная» сумма шкальных оценок по невербальным субтестам у данного испытуемого составляет 51 балл. Стандартизированные суммы вписываются в правую таблицу на лицевой стороне регистрационного листа, как это показано в Приложении 4. е. Определение итоговых показателей методики.Для определения итоговых показателей используются только стандартизированные («истинные») суммы шкальных оценок. Таблица вычисления итоговых показателей (см. Приложение 3) предполагает раздельное определение вербального, невербального и общего IQ. В графе «Сумма оценок» обозначены стандартизированные суммы шкальных оценок испытуемого. Для вычисления общего показателя IQ используется сумма вербальных и невербальных оценок. Для примера: из Приложения 7 сумма оценок для вербального показателя равна 53 баллам, для невербального — 51 баллу, для общего — 53 + 51 = 104 баллам. Этим суммам в таблице соответствуют итоговые показатели в 104, 101 и 103 балла, вписываемые в правую таблицу на лицевой стороне регистрационного листа. Как указывает автор русскоязычной адаптации методики исследования интеллекта [13], при обследовании умственно отсталых испытуемых суммы вербальных и невербальных оценок иногда оказываются настолько низкими, что уже не могут быть оценены таблицами итоговых показателей, предложенными Д. Векслером. Для устранения подобных ситуаций А. Ю. Панасюк разработал алгоритм перевода суммарных оценок в баллы итоговых показателей, в соответствии с которым им предложено дополнение к таблице Векслера:
Для качественной краткой характеристики показателей IQ Д. Векслер предложил специальную таблицу (Приложение 7).
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|