Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Пси­хо­те­ра­пев­ти­че­ские ис­то­рии для де­тей



Пси­хо­те­ра­пев­ти­че­ские ис­то­рии для де­тей

Пер­вая ис­то­рия про Са­шу

Са­ша был ребёнком, ко­то­рый жил в до­ме вме­сте с па­пой, ма­мой и кош­кой по клич­ке Мур­ка. Шко­ла, в ко­то­рой учил­ся Са­ша, на­хо­ди­лась не­да­ле­ко от его до­ма.

— Доб­рое ут­ро, де­ти, — ска­зал од­на­ж­ды учи­тель, ко­то­рый зашёл к ним в класс до на­ча­ла за­ня­тий. — У ме­ня для вас при­­я­тная но­вость. На­сту­пи­ло ле­то, и мы всем клас­сом по­едем в пио­нер­ский ла­герь.

Все де­ти об­ра­до­ва­лись и за­кри­ча­ли, что это здо­ро­во. Са­шин друг на пе­ре­мен­ке ска­зал:

— Мы бу­дем спать в од­ной па­лат­ке и смо­жем не спать всю ночь и бол­тать.

— Да, я про­сто не мо­гу до­ж­дать­ся этой по­езд­ки, — от­ве­тил Са­ша ти­хим го­ло­сом и опус­тил го­ло­ву.

Ка­кой-то внут­рен­ний го­лос по­сто­ян­но твер­дил ему: «Как мне из­бе­жать по­езд­ки в ла­герь? Как мне из­бе­жать по­езд­ки в ла­герь?» А дру­гой го­лос внут­ри не­го от­ве­чал: «Не смо­жешь. Не смо­жешь не по­ехать».

Де­ло в том, что у Са­ши был страш­ный сек­рет. И из-за это­го сек­ре­та он не мог по­ехать в ла­герь. Ведь то­гда все уз­на­ют про его тай­ну, все дру­зья бу­дут над ним сме­ять­ся и не за­хо­тят с ним дру­жить. Ни­ко­гда.

Не­мно­го поз­же вы уз­нае­те, чем был рас­стро­ен и встре­во­­жен Са­ша, ко­гда от­прав­лял­ся спать в тот ве­чер.

«Что мне де­лать? Что мне де­лать?» — по­вто­рял он до тех пор, по­ка не ус­нул.

Про­снув­шись, Са­ша за­ме­тил, что за ок­ном ещё ночь. В ком­­н­ате тем­но и толь­ко лу­на и звез­ды за­гля­ды­ва­ли в ок­но. Са­ша взгля­нул на сте­ну, где ви­сел ка­лен­дарь с порт­ре­том док­то­ра Ай­бо­ли­та и зве­рю­шек, ко­то­рый стран­но си­ял при све­те лу­ны.

Са­ша ши­ро­ко от­крыл гла­за от удив­ле­ния. По­том он по­тряс го­ло­вой. «Нет, долж­но быть, это все мне ка­жет­ся, — по­ду­мал он. — Док­тор на ка­лен­да­ре не мо­жет дви­гать­ся». Он сно­ва по­­смо­трел на ка­лен­дарь. Ай­бо­лит улы­бал­ся ему сво­ей доб­рой улыб­кой. Са­ша очень уди­вил­ся. Его лю­би­мый док­тор Ай­бо­лит был слов­но жи­вой и под­ми­ги­вал ему.

— При­вет, — ска­зал он, при­са­жи­ва­ясь на край Са­ши­ной кро­­в­ати. — Я ду­маю, что мне на­до сна­ча­ла пред­ста­вить­ся. Я — до­б­­рый док­тор Ай­бо­лит.

— П-п-п-прив-в-в-вет, — вы­да­вил из се­бя Са­ша, гла­за ко­­т­ор­ого все ещё ос­та­ва­лись ши­ро­ко от­кры­ты­ми от удив­ле­ния.

Он все ещё ни­как не мог по­ве­рить, что его лю­би­мый док­тор Ай­бо­лит ожил и на­хо­дит­ся ря­дом.

— Ви­дишь ли, — про­дол­жал док­тор, я ви­дел, ка­кой рас­стро­­е­нный ты пришёл се­го­дня из шко­лы. И как дол­го ты кру­тил­ся в по­сте­ли, все вре­мя о чем-то ду­мая, и тя­же­ло взды­хал. Мне за­­х­от­елось те­бе по­мочь. Мо­жет быть, те­бе нуж­на моя по­мощь?

У Са­ши пе­ре­хва­ти­ло ды­ха­ние и пе­ре­со­хло во рту. Он ду­мал, мож­но ли до­ве­рить док­то­ру Ай­бо­ли­ту свой страш­ный сек­рет, что... он мо­чит­ся в по­стель по но­чам. Док­тор по-дру­же­ски улыб­­ну­лся и ска­зал ему:

— Тот маль­чик, чем­пи­он шко­лы, ко­то­рый по­да­рил те­бе этот ка­лен­дарь, то­же ко­гда-то рань­ше но­чью мо­чил­ся в по­стель. А те­перь он со­вер­шен­но здо­ров и мо­жет ез­дить на со­рев­но­ва­ния и от­ды­хать в ла­ге­ре.

Са­ша не ве­рил сво­им ушам.

— Да, это бы­ло так, — про­дол­жал док­тор, — но об этом ник­то не знал. Он все­гда очень бо­ял­ся и пе­ре­жи­вал, что его дру­зья ко­гда-ни­будь уз­на­ют его тай­ну. И обыч­но при­ду­мы­вал раз­ные при­чи­ны, что­бы не ез­дить на со­рев­но­ва­ния в дру­гой го­род или не ос­та­вать­ся но­че­вать у дру­зей или род­ст­вен­ни­ков.

«На­до же, — по­ду­мал Са­ша, — со­всем как у ме­ня».

— По­это­му, — про­дол­жал свой рас­сказ Ай­бо­лит, — мы мо­жем се­бе пред­ста­вить, как он пе­ре­жи­вал и вол­но­вал­ся, ко­гда ему на­до бы­ло но­че­вать не у се­бя до­ма и не в сво­ей по­сте­ли.

Са­ша по­ни­маю­ще кив­нул го­ло­вой.

— И как раз в то вре­мя, ко­гда он чув­ст­во­вал се­бя та­ким не­­сч­ас­тным и оди­но­ким, я объ­яс­нил ему, что на­до де­лать, что­бы вы­здо­ро­веть.

— Зна­чит, — на­чал Са­ша, на­кло­ня­ясь вперёд и вол­ну­ясь ещё боль­ше, — ты хо­чешь ска­зать, что мо­жешь най­ти ка­кой-то вы­ход?

— Ко­неч­но, — уве­рен­но от­ве­тил док­тор Ай­бо­лит. — Я сей­час те­бе рас­ска­жу, что на­до де­лать, что­бы по­стель ос­та­ва­лась су­хой по но­чам.

Са­ша так и за­го­рел­ся от не­тер­пе­ния, да­же чуть не сва­лил­ся с кро­ва­ти.

— Мо­жет быть, начнём пря­мо сей­час? — спро­сил он, вол­­н­уясь. — По­жа­луй­ста...

Ай­бо­лит об­нял его за пле­чи.

— Ко­неч­но, — ус­по­ко­ил он Са­шу, — я бу­ду рас­ска­зы­вать, а ты все хо­ро­шо за­по­ми­най.

Сна­ча­ла док­тор ка­ран­да­шом на­ри­со­вал на лис­те бу­ма­ги кон­­т­уры ребёнка.

— Пред­ставь, что это твоё те­ло, — ска­зал он. — Ты, на­вер­­ное, слы­шал, а мо­жет быть, зна­ешь, что внут­ри твое­го те­ла есть серд­це, лёгкие, же­лу­док.

Са­ша ут­вер­ди­тель­но кив­нул.

— Мне об этом го­во­ри­ли до­ма ро­ди­те­ли и в шко­ле учи­тель, — ска­зал он.

— В те­ле че­ло­ве­ка есть ещё мно­го и дру­гих ор­га­нов, — про­­до­лжал док­тор — о ко­то­рых ты, мо­жет быть, не слы­шал и ни­че­­го не зна­ешь. На­при­мер, мо­че­вой пу­зырь.

Са­ша по­ка­чал го­ло­вой. Ему ни­кто ни­ко­гда не го­во­рил о мо­че­вом пу­зы­ре.

— А что он де­ла­ет? — спро­сил Са­ша.

— Его за­да­ча — со­би­рать всю мо­чу, ко­то­рая боль­ше не нуж­на те­лу. По­это­му, ко­гда пу­зырь на­пол­ня­ет­ся мо­чой, он по­сы­ла­­ет сиг­нал в мозг, а мозг по­сы­ла­ет те­бя в туа­лет, а пу­зырь вы­жи­­м­ает мо­чу в уни­таз.

— А по­че­му же то­гда мой мо­че­вой пу­зырь вы­жи­ма­ет но­чью мо­чу в по­стель? — спро­сил Са­ша.

— Су­ще­ст­ву­ет не­сколь­ко при­чин, по­че­му это мо­жет про­ис­­х­одить. В кон­це мо­че­во­го пу­зы­ря есть мыш­ца, ко­то­рая от­кры­­в­ает и за­кры­ва­ет его. Ес­ли мыш­ца сла­бая, мо­ча вы­те­ка­ет рань­ше, чем нуж­но. Зна­чит, один из ме­то­дов, ве­ду­щих к су­хой по­­ст­ели по но­чам, — тре­ни­ро­вать эту мыш­цу и ук­ре­п­лять её, — ска­зал док­тор.

— По­нят­но, — ска­зал Са­ша. Он хо­тел, что­бы мыш­цы его мо­че­во­го пу­зы­ря бы­ли креп­ки­ми и что­бы ут­ром он про­сы­пал­­ся в су­хой по­сте­ли.

— Ещё ты дол­жен знать, — за­ме­тил Ай­бо­лит, — что мо­че­вой пу­зырь по­хож на шар. Он очень эла­стич­ный, мо­жет рас­тя­ги­­ват­ься и удер­жи­вать ог­ром­ное ко­ли­че­ст­во мо­чи. Но не­ко­то­рые мо­че­вые пу­зы­ри за­бы­ли, как нуж­но рас­тя­ги­вать­ся. Они ду­ма­­ют, что уже пе­ре­пол­не­ны, то­гда как на са­мом де­ле в них со­всем ма­ло мо­чи.

— А мож­но нау­чить мо­че­вой пу­зырь луч­ше рас­тя­ги­вать­ся? — спро­сил Са­ша.

— Ко­неч­но, — от­ве­тил док­тор.

— Вот хо­ро­шо-то! — вос­клик­нул Са­ша и на­чал под­пры­ги­­вать на сво­ей кро­ва­ти от ра­до­сти.

— А с че­го бы ты хо­тел на­чать? — спро­сил Ай­бо­лит. Са­ша по­ду­мал не­мно­го и ска­зал:

— По­жа­луй, я хо­тел бы сна­ча­ла нау­чить­ся ук­ре­п­лять мыш­цы мо­че­во­го пу­зы­ря.

— Это не­труд­но, — ска­зал док­тор. — Ты зна­ешь, что луч­ше все­го мыш­цы мож­но ук­ре­пить путём уп­раж­не­ний и тре­ни­ро­­вок.

— Да, — со­гла­сил­ся Са­ша, — ес­ли час­то под­ни­ма­ешь тя­же­­сти, мыш­цы рук ста­но­вят­ся креп­ки­ми, а ес­ли мно­го хо­дишь пеш­ком, ук­ре­п­ля­ют­ся мыш­цы ног.

— Вер­но, — под­твер­дил Ай­бо­лит, — луч­ший спо­соб тре­ни­­ро­вки мышц — это уп­раж­не­ния, и как мож­но боль­ше. Я уже го­во­рил, что на вы­хо­де есть мыш­цы, ко­то­рые управ­ля­ют «во­­р­от­ами» мо­че­во­го пу­зы­ря. Они слу­жат для от­кры­ва­ния, что­бы вы­пус­тить мо­чу, или для за­кры­ва­ния, что­бы её удер­жать. По­­эт­ому в туа­ле­те по­пы­тай­ся за­дер­жать струю мо­чи и по­том её от­пус­тить. Так на­до про­де­лать не­сколь­ко раз. Это уп­раж­не­ние ук­ре­п­ля­ет мыш­цы, ко­то­рые от­кры­ва­ют и за­кры­ва­ют мо­че­вой пу­зырь.

— Я ви­жу, что это не слож­но, — ска­зал Са­ша. — А сколь­ко раз на­до про­де­лать это уп­раж­не­ние?

— Ка­ж­дый раз, ко­гда ты мо­чишь­ся, нуж­но 5-6 раз пре­рвать и сно­ва от­пус­тить струю мо­чи, — от­ве­тил док­тор.

— Хо­ро­шо, — ска­зал Са­ша, — я нач­ну ре­гу­ляр­но это де­лать в туа­ле­те с се­го­дняш­не­го дня. И ско­ро у ме­ня бу­дут са­мые креп­кие мыш­цы мо­че­во­го пу­зы­ря во всем ми­ре.

— Ко­неч­но, — ска­зал ка­кой-то ти­хий го­лос, ко­то­рый, ка­за­­лось, ис­хо­дил от­ку­да-то из­нут­ри. Са­ша от не­ожи­дан­но­сти под­­пры­гнул.

— Кто это? — ис­пу­ган­но спро­сил он.

— Это я, мыш­ца твое­го мо­че­во­го пу­зы­ря, ко­то­рая от­кры­­в­ает и за­кры­ва­ет, — произнёс ти­хий го­лос. — Я ра­да, что ты хо­чешь сде­лать ме­ня креп­кой. Мне так на­дое­ло, что ме­ня все вре­мя тол­ка­ют ту­да-сю­да. Я хо­чу стать са­мой силь­ной тво­ей мыш­цей.

Са­ша по­смот­рел на Ай­бо­ли­та.

— Мне ка­жет­ся, что со мной раз­го­ва­ри­ва­ет моя мыш­ца мо­­ч­ев­ого пу­зы­ря, — ска­зал Са­ша.

— Те­перь, ко­гда вы по­зна­ко­ми­лись друг с дру­гом, де­ла дол­жны пой­ти го­раз­до луч­ше, — за­ме­тил док­тор. — А те­перь нам нуж­но при­учить пу­зырь удер­жи­вать боль­ше мо­чи.

— Ко­го, ме­ня? — спро­сил дру­гой го­лос. — За­чем мне это нуж­но? Мне го­раз­до луч­ше вы­пус­тить свою мо­чу, ко­гда я на­­по­лнен на­по­ло­ви­ну.

— А мне от это­го не лег­че, — стро­го ска­зал Са­ша. — Это дос­тав­ля­ет мне мно­го не­при­ят­но­стей.

— Прав­да? — роб­ко уди­вил­ся пу­зырь. — Мне ни­ко­гда не при­хо­ди­ло в го­ло­ву, что я ме­шаю те­бе и дос­тав­ляю не­при­ят­но­­сти.

— Так знай те­перь, что это так, — ска­зал Са­ша. — Те­бе те­перь нуж­но нау­чить­ся рас­тя­ги­вать­ся, что­бы удер­жи­вать мо­чу всю ночь, до ут­ра.

— А что мне нуж­но для это­го де­лать? — спро­сил пу­зырь.

— Слу­шай вни­ма­тель­но, — ска­зал док­тор, — ко­гда пу­зырь хо­чет ос­во­бо­дить­ся от мо­чи, он по­сы­ла­ет сиг­нал моз­гу, что­бы тот со­об­щил те­бе, что по­ра схо­дить в туа­лет. В сле­дую­щий раз, ко­гда твой мозг по­лу­чит та­кой сиг­нал от пу­зы­ря, вме­сто то­го что­бы сра­зу бе­жать в туа­лет, по­смот­ри, не мо­жешь ли ты не­­мно­жко пе­ре­ждать. Тер­пи как мож­но доль­ше. Ес­ли ты бу­дешь это де­лать по­сто­ян­но, ты на­тре­ни­ру­ешь пу­зырь дер­жать мо­чу все доль­ше и доль­ше и, кро­ме то­го, нау­чишь его рас­тя­ги­вать­ся. Та­ким об­ра­зом, он смо­жет удер­жи­вать мо­чу всю ночь и не бес­­п­ок­оить те­бя.

— Это здо­ро­во! — об­ра­до­вал­ся Са­ша. — Те­перь я бу­ду ста­­рат­ься за­дер­жи­вать мо­чу вся­кий раз, ко­гда мне за­хо­чет­ся в ту­алет.

— По­слу­шай, дет­ка, — ска­зал пу­зырь, — ты что, дей­ст­ви­­тел­ьно хо­чешь про­де­лать все это? Что ка­са­ет­ся ме­ня, то я бы предпочёл ос­во­бо­ж­дать­ся от мо­чи то­гда, ко­гда хо­чу.

— Это очень пло­хо, — ска­зал Са­ша, — по­то­му что для ме­ня это...

Его го­лос был та­ким же стро­гим, как и...

— Те­перь я здесь хо­зя­ин, — про­дол­жал Са­ша, — и я хо­чу, что­бы моя по­стель бы­ла все­гда су­хой, так что, до­ро­гой пу­зырь, хо­чешь — не хо­чешь, а ты дол­жен нау­чить­ся удер­жи­вать мо­чу.

— Лад­но, — гру­ст­но от­ве­тил пу­зырь, — ес­ли дол­жен, зна­чит дол­жен...

Са­ша был в при­под­ня­том на­строе­нии.

— Я так хо­чу, что­бы все бы­ло нор­маль­но, — ска­зал он. Са­ша взял свою за­пис­ную книж­ку и за­пи­сал в ней: «Рас­тя­­г­ивать пу­зырь и за­дер­жи­вать мо­чу».

Док­тор Ай­бо­лит ухо­дя, до­ба­вил:

— А ты не смог бы по­ра­бо­тать над эти­ми уп­раж­не­ния­ми в бли­жай­шие две не­де­ли? Не­ко­то­рым де­тям толь­ко этих уп­раж­­н­ений бы­ва­ет дос­та­точ­но, что­бы их по­стель боль­ше не бы­ла мок­рой. Дру­гим же де­тям по­тре­бу­ет­ся кое-что ещё, но об этом я рас­ска­жу те­бе по­том. Не­де­ли че­рез две я при­ду к те­бе сно­ва, и ты рас­ска­жешь мне, как у те­бя идут де­ла.

— Хо­ро­шо, — уве­рен­но ска­зал Са­ша и на про­ща­ние по­ма­­хал док­то­ру ру­кой, ко­гда он сно­ва за­нял своё ме­сто на ка­лен­­д­аре.

На сле­дую­щий день Са­ша ска­зал сво­ей ма­ме:

— Я ре­шил, что те­перь моя по­стель все­гда бу­дет су­хой.

— Очень хо­ро­шо, — об­ра­до­ва­лась ма­ма.

— У ме­ня есть план, — ска­зал Са­ша и на­чал под­роб­но рас­­ск­аз­ывать ма­ме, как он бу­дет рас­тя­ги­вать пу­зырь и тре­ни­ро­вать мыш­цы.

Он ска­зал, что ей не сле­ду­ет ве­че­ром, не­за­дол­го пе­ред сном, да­вать ему шо­ко­лад, мо­ло­ко, ком­пот, ко­ка-ко­лу или ко­фе, а по­том под­роб­но объ­яс­нил, ка­кие уп­раж­не­ния и как он со­би­ра­­е­тся вы­пол­нять са­мо­стоя­тель­но.

— У ме­ня есть хо­ро­шее пред­ло­же­ние, — ска­за­ла ма­ма, — да­вай на бу­ма­ге на­ри­су­ем таб­лич­ку, в ко­то­рой ты сам бу­дешь от­ме­чать свои уп­раж­не­ния и за­пи­сы­вать свои ус­пе­хи.

— Это хо­ро­шая мысль! — охот­но со­гла­сил­ся Са­ша. Он лю­бил ри­со­вать и рас­кра­ши­вать ри­сун­ки. — Я сде­лаю таб­лич­ку цвет­ной.

И он ста­ра­тель­но при­нял­ся за ра­бо­ту.

Здесь мож­но сде­лать пе­ре­рыв и дать ребёнку вре­мя для вы­­по­лн­ения уп­раж­не­ний и из­ме­ре­ния объёма мо­че­во­го пу­зы­ря, пре­ж­де чем пе­рей­ти ко вто­рой час­ти. Ра­зу­ме­ет­ся, ес­ли к это­му вре­ме­ни ваш ребёнок спра­вит­ся с эну­ре­зом, этот раз­дел ста­нет не­нуж­ным.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.