|
||||||||||||
Авторская методика проведения условно-рефлекторного сеанса гипноза при лечении ночного энуреза, разработанная В. Г. ЕвтушенкоАвторская методика проведения условно-рефлекторного сеанса гипноза при лечении ночного энуреза, разработанная В. Г. Евтушенко Сеанс лечебного гипноза проводится для детей начиная с 11 лет, в группе из 10-14 человек. Дети должны прийти на лечебный сеанс с полным мочевым пузырём. Во время сеанса используется неглубокое наведение гипнотического транса с открытыми глазами. «...Внимание! Носки и пятки поставили вместе. Руки положили на колени ладонями вниз. Ваши руки должны лежать свободно. Никакой напряжённости в руках, в ногах, во всем теле не должно быть. Приняли для себя удобное, расслабленное положение... Сидеть неподвижно, как сейчас, на протяжении всего сеанса!.. ...Каждый из вас должен выбрать одну точку на моей переносице. И все время смотреть только мне в глаза... ...Одновременно сконцентрировали все своё внимание на ощущениях в своих руках... И так же внимательно продолжайте слушать мой голос... Потому что мой голос — это есть ваш внутренний голос в борьбе с болезнью за ваше здоровье... ...Сейчас вы все видите меня, слышите мой голос, чувствуете прикосновение своих рук к коленям. И это помогает вам расслабляться глубже и глубже... Полное расслабление и доверие к врачу... ...Сейчас я проведу психологические тесты, которые научат вас концентрировать своё внимание, контролировать мысли в голове и управлять своими мышцами... Вы хорошо знаете о том, что дети могут управлять своими мышцами, напрягая и расслабляя их. И этому можно легко научиться с лечебной целью».
Тест 1. Расслабление мышц рук «...Указательный палец левой руки поставили на уровне груди... и положили на кончик пальца... кисть правой руки... Локоть правой руки слегка опущен... Расслабили мышцы на правой руке... от плеча, до кончиков пальцев... кто как умеет... и на выдохе мысленно три раза повторили... ... Моя правая рука расслабляется... (выдох), моя правая рука расслабляется... (выдох), моя правая рука лежит... спокойно, расслабленно... ...И если сейчас... резко убрать... левую руку... ваша правая рука... падает вниз на колени... без напряжения... ...Ещё раз расслабили мышцы... на левой руке... от плеча до кончиков пальцев... каждый по-своему... кто как умеет... на выдохе три раза медленно повторили... Моя левая рука расслабляется... (выдох), моя левая рука расслабляется... (выдох), моя левая рука... лежит спокойно... расслабленно... без напряжения... ...И если сейчас... резко убрать правую руку... ваша левая рука... падает вниз на колени... как у спящего человека...»
Тест 2. Расслабление мышц грудной клетки «...Локти слегка прижали к грудной клетке. Кисти рук поставили так, чтобы кончики пальцев соприкасались. На каждый мой счёт вы делаете энергичный глубокий вдох и самостоятельно плавный, спокойный выдох. ...Во время вдоха вместе с движением грудной клетки ваши руки расходятся в разные стороны». Врач сам делает глубокий вдох и показывает, как руки будут расходиться в разные стороны на несколько сантиметров. Он предупреждает, что во время выдоха руки назад не возвращаются, они застывают в таком положении. А затем предлагает пациентам выполнить тест. «...Правильно поставили руки, сделали неглубокий вдох и на выдохе закрыли глаза. Мысленно или шёпотом дали себе программу: «Расслабиться, буду здоровым». Этим внушением вы приводите в действие свои внутренние лечебные силы. Один — сделали глубокий вдох... и плавный, спокойный выдох. (Врач согласует темп своей речи с темпом дыхания пациента и сам выполняет тест вместе с пациентом.) Два — глубже вдох... и ваши руки поплыли в разные стороны... вместе с движением грудной клетки... и спокойный выдох... Три — ещё глубже вдох... ещё дальше расходятся руки... свободный выдох... Четыре — глубокий вдох... вы не чувствуете кончиков пальцев... и руки плавно расходятся... в разные стороны... спокойный выдох... Пять — глубокий энергичный вдох... ещё дальше расходятся руки... открыли глаза и посмотрели на расстояние между пальцами... у каждого из вас оно может быть разным... Руки положили ладонями на колени вниз».
Тест 3. Работа с воображением «Руки протянуть вперёд ладонями вверх и в локтях не сгибать. И подвигали руками вверх-вниз 2-3 раза, чтобы расслабить мышцы спины. Старайтесь к рукам прикладывать минимальное усилие, чтобы они только удерживались на весу. ...Я сделаю так, что под воздействием моего внушения ваша правая рука на выдохе будет медленно, бессознательно опускаться вниз на колени... с лечебной целью. ...Главное — не помогать и не сопротивляться. ...А сейчас... сделали неглубокий вдох... на выдохе закрыли глаза... мысленно или шёпотом... задали себе лечебную программу... расслабиться, быть здоровым... Этим внушением... вы приводите в действие... свои внутренние лечебные силы... и мобилизуете их на борьбу с вашей проблемой... Итак, я работаю с вашими мыслями и вашим воображением... Давайте мысленно подумаем... представим... или почувствуем... что у вас в правой руке... находится груз... или гиря... весом 5 кг... С усилием в 5 кг... этот груз давит... на вашу ладонь... ...Работают только ваши мысли... и ваше воображение... Вы можете представить... как с каждым ударом сердца... вся кровь приливается... к правой руке... Ваша правая рука... делается тёплой... тяжёлой... ...Расслабляются мышцы лица... расслабляются мышцы шеи... спины... И ваша правая рука... с лечебной целью... начинает медленно, бессознательно... опускаться вниз на колени... Расслабили мышцы... позволили вашей правой руке... начать своё движение вниз... ещё ниже... Полное расслабление и доверие к врачу... Пусть все происходит так, как происходит... Пауза... Ощущения, которые возникают у вас в правой руке... могут быть самыми разными... Пауза... ...Я добавляю... к правой руке ещё груз весом 5 кг... Давайте мысленно представим... что у вас... в правой руке... находится груз весом 10 кг... Это очень тяжёлый груз... Вспомнили и почувствовали то ощущение... которое вы когда-то испытывали, когда держали в руке ведро воды.... С усилием в 10 кг... этот очень тяжёлый груз... давит на вашу ладонь. ...Расслабляются мышцы шеи... спины... Расслабляются мышцы правого плеча. Возникают какие-то определённые ощущения в правой руке... И ваша правая рука... медленно, бессознательно... на выдохе опускается вниз на колени... ещё ниже... Расслабили мышцы... Её как бы притягивает к земле... Не помогать и не сопротивляться... ...У некоторых рука уже лежит на коленях... у кого-то ещё продолжает опускаться... и это нормально... У каждого человека свой тип нервной системы, своя реакция... ...Сделали вдох, открыли глаза и посмотрели. Правая рука ниже левой, у некоторых лежит на коленях... Руки положили на колени ладонями вниз...»
Тест 4. Расхождение рук в разные стороны «...Руки протянули вперёд. Ладони поставили параллельно друг другу... Найдите для них удобное... расслабленное положение... Прислушайтесь к рукам... и почувствуйте какую-то взаимосвязь между ними... Позвольте вашим рукам ощутить эту «энергетическую» связь... (Врач начинает делать пассы правой рукой в направлении пациента.) ...Сейчас, когда вы сконцентрированы на ощущениях в руках... вы можете ощутить некоторое отталкивание... и ваши руки начинают медленно... сами по себе... расходиться в разные стороны... Между ладонями как будто находится упругий шар... он увеличивается с каждым вдохом, разводя руки в разные стороны...»
Первая тренировка «Посмотрели мне в глаза. Сосредоточились на лечении. Положили правую руку на лоб. Дали себе задание или установку: «Ночью, как только захочу в туалет, я легко и быстро проснусь сам, самостоятельно!»
Рис. 48
...Сделали вдох, на выдохе закрыли глаза. Провели рукой по лицу и погрузились в транс с мыслью: «Ночью я проснусь!» ...У многих из вас наступило состояние, которое напоминает вам ночной сон — отдых...» Как только у детей закрылись глаза и одна рука упала на колени, врач включает метроном (с частотой 60 ударов в минуту) и делает следующее внушение: «...С помощью метронома я задаю точный ритм работы вашим биологическим часам-будильнику, настраивая их на пробуждение ночью самостоятельно... ...Сконцентрировали все своё внимание в низу живота, на ощущениях своего мочевого пузыря... Через несколько минут каждый из вас проснётся сам, самостоятельно, почувствовав импульсы, сигналы своего мочевого пузыря... ...Если у кого-то из вас во время сеанса возникнет потребность сходить в туалет, можете самостоятельно встать и выйти... ...Запоминайте эти ощущения, которые действуют на вас пробуждающе... Часть детей уже проснулись от действия мочевого пузыря, подождём остальных... Прямо сейчас у многих из вас выработались навыки к самостоятельному пробуждению ночью...» (Врач ждёт детей, которые пошли в туалет. Когда все дети вернутся, он приступает ко второй тренировке.)
Вторая тренировка «Посмотрели мне в глаза. Сосредоточились, положили правую руку на лоб. Мысленно дали себе задание: «Ночью, как захочу в туалет, я легко и быстро проснусь сам, самостоятельно...» ...Сделали вдох, на выдохе закрыли глаза, провели рукой по лицу. И отключились с мыслью: «Ночью я проснусь...» (Как только у детей закроются глаза и рука упадёт на колени, врач включает метроном и делает внушение.) ...С помощью метронома я включаю ваши биологические часы-будильник и настраиваю их на самостоятельное пробуждение ночью... ...Наступает состояние расслабления... сонливости... дремоты .. ...Сконцентрировали все своё внимание в низу живота, на ощущениях своего мочевого пузыря. Эти сигналы действуют на вас пробуждающе. Запоминайте эти ощущения... ...Эта способность пробуждаться ночью самостоятельно заложена в вас природой. С помощью внушения, слова я настраиваю ваш организм на самостоятельное пробуждение ночью. Вы будете теперь спать чутко и просыпаться в любых условиях...»
Третья тренировка «Приготовились ещё раз провести тренировку. ...Посмотрели мне в глаза. Сосредоточились, дали себе задание: «Ночью я проснусь сам, самостоятельно». Закрыли глаза, провели рукой по лицу и отключились с мыслью: «Я проснусь...» (Врач включает метроном.) ...Ваши внутренние часы-будильник включаются автоматически с помощью внушения «Я проснусь»... ...Расслабляются мышцы на руках... расслабляются мышцы на ногах... расслабляются мышцы шеи, спины... Наступает состояние расслабления... сонливости... лёгкой дремоты... которое напоминает ночной сон... ...Сконцентрировали внимание в низу живота, на ощущениях мочевого пузыря... Через несколько минут каждый из вас проснётся сам, почувствовав действие своего мочевого пузыря... ...Теперь каждый раз вечером перед сном, лежа в постели, вы даёте себе лечебное задание: «Ночью я проснусь сам, самостоятельно». Проводите рукой по лицу и засыпаете с мыслью: «Я проснусь...» ...Ночью вы проснётесь сами, на сигналы мочевого пузыря, с ясной головой сходите в туалет, а вернувшись, легко заснёте опять... ...Во время сеанса вы получаете правильные навыки к самоконтролю над действием мочевого пузыря...»
Четвёртая тренировка «Сейчас вы будете все делать сами, так, как будете делать это дома. ...Сконцентрировали внимание... Дали себе лечебное задание... Провели рукой по лицу... Погрузились в транс... (Врач включает метроном.) ...Внимание в низу живота... Прислушайтесь к сигналам мочевого пузыря, которые действуют пробуждающе... Не ожидайте от меня много слов и повторений. Я лечу вас гипнозом, по законам природы. Вы программируетесь на пробуждение ночью самостоятельно, от действия мочевого пузыря...»
Пятая тренировка «Приготовились сделать упражнение ещё раз... Сосредоточились... Повторили задание... Погрузили себя в транс... Через несколько минут вы легко и быстро проснётесь сами. ...Наш лечебный сеанс подходит к концу, я очень рассчитываю на вашу поддержку и помощь. В этот сеанс и в каждого из вас я вложил все свои знания, весь свой опыт. Я сделал все возможное, что зависело от меня, чтобы настроить ваш организм на самостоятельное пробуждение ночью. Запомните: вы теперь здоровые дети! Ночью просыпаетесь сами, самостоятельно!» После проведённого сеанса врач подробно объясняет детям и родителям, что детям нужно теперь делать дома для закрепления лечебного эффекта. Следующий сеанс гипноза назначается через неделю, всего рекомендуется принять пять сеансов. На следующий сеанс дети приходят с дневником.
Рекомендации 1. Родителям нельзя расспрашивать детей об их ощущениях во время сеанса (спали они или нет). 2. Вводится строгий режим дня, предусматривающий обязательный дневной сон (отдых) в течение часа, вечером отбой в 10 часов. 3. В течение первой половины дня можно пить любое количество жидкости, а после 18 часов приём жидкости (соков, молока, воды) ограничивается. 4. Необходимо повысить тонус и силу мышц мочевого пузыря. Для этого ребёнок должен научиться днём задерживать мочу как можно дольше после первого позыва помочиться. 5. Необходимо научиться управлять мышцами, ответственными за «отпирание» и «закрывание» мочевого пузыря (мышцы сфинктера). Для этого ребёнок должен прерывать мочеиспускание в середине процесса 3-6 раз. 6. Для повышения чуткости ребёнка к сигналам мочевого пузыря необходимо каждый день в течение месяца днём (в промежуток от 13 до 15 часов) проводить тренировку на расслабление с установкой: «Ночью я проснусь сам, самостоятельно. Встану и схожу в туалет». К тренировке приступать через час после приёма жидкости, с полным мочевым пузырём. 7. За 30 минут перед сном дать ребёнку бутерброд: чёрный хлеб с солёной килькой и маслом. 8. Перед сном обязательно сходить в туалет, чтобы мочевой пузырь был пустой. 9. Перед сном, лежа в постели, дать себе установку: «Ночью, как только захочу в туалет, я проснусь! Встану и схожу в туалет сам». 10. Ночью родителям ребёнка в туалет не будить!
Ребёнок обязан вести дневник, который он должен заполнять лично, а родители только контролируют его.
После пяти сеансов гипноза с ребёнком, независимо от результатов, вы советуете ещё в течение месяца выполнять все ваши рекомендации под контролем родителей и продолжать вести дневник, а затем явиться к вам на контроль. Ещё в течение двух месяцев наблюдается последействие проводимого лечения. При необходимости можете сочетать психотерапию с гомеопатией или акупунктурой. В сложных случаях можно замораживать струёй хлорэтила участок кожи в виде ромба на уровне L, 2 — S5 позвонков (5-7 процедур, через день). По нашим наблюдениям, это высокоэффективная процедура, если сделать хорошее опосредованное внушение. Она может хорошо дополнять психотерапевтическое лечение.
Рис. 49
При любом из применяемых методов лечения необходимо соблюдать режим в течение дня и проводить тренировочные упражнения на укрепление мышц, регулирующих деятельность мочевого пузыря и мочеиспускания. Только комплексное применение всех этих мероприятий обеспечивает полный успех в излечении от энуреза. Дополнительно можно предложить родителям раз в неделю рассказывать детям терапевтическую историю о мальчике Саше*, который страдал ночным энурезом. ___________________________________________________________________________________ * Приводимые ниже терапевтические «истории про Сашу» заимствованы из книги Дорис Бретт «Жила-была девочка, похожая на тебя...» Терапевтические истории для детей (МНФ «Класс», 1996 ) В них изменены только имена главных героев, которые были приближены к отечественным реалиям.
|
||||||||||||
|