Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Как луч­ше рас­ска­зы­вать «Ис­то­рии про Са­шу». Со­ве­ты для ро­ди­те­лей



Как луч­ше рас­ска­зы­вать «Ис­то­рии про Са­шу». Со­ве­ты для ро­ди­те­лей

Рас­ска­зы, сказ­ки и внут­рен­ний мир ребёнка не­от­де­ли­мы друг от дру­га. В лю­бом об­ще­ст­ве, не­за­ви­си­мо от сте­пе­ни его ци­ви­ли­зо­ван­но­сти и об­раза жиз­ни, дет­ские рас­ска­зы со­би­ра­­ют боль­шую ау­ди­то­рию ма­лень­ких слу­ша­те­лей. Та­кие сказ­ки и ис­то­рии — один из спо­со­бов по­лу­че­ния ребёнком ин­фор­ма­­ции о се­бе и ок­ру­жаю­щем ми­ре.

Взрос­лым сле­ду­ет пом­нить, что ребёнок при­об­ре­та­ет зна­ния по­сред­ст­вом игр и во­об­ра­же­ния. Дет­ские иг­ры, по су­ще­­с­тву, мо­гут быть при­рав­не­ны к ра­бо­те и учёбе.

Рас­ска­зы и осо­бен­но сказ­ки все­гда бы­ли са­мым эф­фек­тив­­ным сред­ст­вом об­ще­ния с деть­ми. Сказ­ки го­во­рят ребёнку о том, что мир очень не­прост, в нем су­ще­ст­ву­ет не­ма­ло не­спра­­ве­дл­ив­остей, а страх, со­жа­ле­ние и от­чая­ние — та­кая же часть на­ше­го бы­тия, как и ра­дость, оп­ти­мизм и уве­рен­ность. Но са­мое глав­ное, сказ­ки го­во­рят ребёнку, что ес­ли че­ло­век не сдаётся, да­же ко­гда по­ло­же­ние ка­жет­ся без­вы­ход­ным, ес­ли он про­­я­вл­яет на­стой­чи­вость и тер­пе­ние, то, в кон­це кон­цов, обя­за­тель­­но по­бе­дит.

«Ис­то­рии про Са­шу» по­доб­ны пер­со­на­ли­зи­ро­ван­ным, «оче­­л­ов­ече­нным» сказ­кам. В них дей­ст­ву­ет ге­рой или ге­рои­ня, ко­­т­орые на­де­ле­ны ха­рак­тер­ны­ми чер­та­ми ва­ше­го ребёнка и стал­­к­ив­аю­тся с та­ки­ми же про­бле­ма­ми. В «ис­то­ри­ях про Са­шу» ге­рой или ге­рои­ня на­хо­дит пу­ти и спо­со­бы по­ни­ма­ния и раз­ре­­ш­ения сво­их труд­но­стей и кон­флик­тов. По­ми­мо дей­ст­вую­щих лиц, взя­тых из жиз­ни, рас­ска­зы мо­гут вклю­чать пер­со­на­жи из ми­ра фан­та­зии и вол­шеб­ст­ва. Глав­ны­ми ге­роя­ми мо­гут быть зай­чи­ки, бе­лоч­ки или ма­лень­кие бе­ге­мо­ти­ки. Важ­но, что­бы си­туа­ция глав­но­го ге­роя на­по­ми­на­ла си­туа­цию ва­ше­го ребёнка. Рас­сказ «под­го­ня­ет­ся» к ва­ше­му ребёнку так же, как имя его глав­но­го ге­роя.

«Ис­то­рии про Са­шу» — не вол­шеб­ная па­лоч­ка, по ма­но­ве­­нию ко­то­рой ис­че­за­ют все бе­ды, но они по­зво­ля­ют де­тям уз­нать о се­бе и сво­их про­бле­мах то, что их уте­ша­ет, придаёт им си­лы и от че­го они на­чи­на­ют чув­ст­во­вать под­держ­ку и по­ни­­м­ание.

Эф­фек­тив­ность «ис­то­рий про Са­шу» объ­яс­ня­ет­ся мно­ги­ми при­чи­на­ми. Пре­ж­де все­го, они по­зво­ля­ют ребёнку вос­при­ни­­мать свои труд­но­сти и бо­роть­ся с ни­ми дей­ст­вен­ным спо­со­­бом. Ведь мно­гие де­ти чув­ст­ву­ют се­бя ви­но­ва­ты­ми в бес­по­коя­­щих их стра­хах или ис­пы­ты­ва­ют сму­ще­ние в свя­зи с ни­ми. Им труд­но го­во­рить об этом от­кры­то. Час­то, ко­гда вы за­во­ди­те пря­мой раз­го­вор с деть­ми на эту те­му, они сра­зу за­мы­ка­ют­ся.

Со­всем дру­гое де­ло — слу­шать ис­то­рию о маль­чи­ке, ко­то­­рый по­хож на те­бя. В этом слу­чае де­тям не чи­та­ют на­став­ле­­ний, их не об­ви­ня­ют и не при­ну­ж­да­ют го­во­рить о сво­их за­т­ру­дн­ен­иях и про­бле­мах. Им ни­что не ме­ша­ет слу­шать, уз­на­вать что-то но­вое, что-то со­пос­тав­лять, срав­ни­вать без вся­ких не­­пр­ия­тных пси­хо­ло­ги­че­ских по­след­ст­вий. Это зна­чит, что де­ти мо­гут по­раз­мыш­лять над ус­лы­шан­ным в пси­хо­ло­ги­че­ски ком­­фор­тной об­ста­нов­ке. Из­ме­нив кон­текст, вы создаёте зо­ну бе­з­опа­сн­ости.

«Ис­то­рии про Са­шу» да­ют ребёнку воз­мож­ность по­ду­мать, по­раз­мыш­лять и за­дать во­про­сы на «взры­во­опас­ные» те­мы без бо­яз­ни вме­ша­тель­ст­ва во внут­рен­ний мир. Мы, взрос­лые, час­то де­ла­ем то же са­мое. Боль­шин­ст­ву зна­ко­ма прак­ти­ка по­лу­че­­ния со­ве­та по сму­щаю­ще­му нас во­про­су с ис­поль­зо­ва­ни­ем зна­­к­ом­ого приёма: «У мое­го дру­га Ко­ли есть про­бле­ма...»

Очень ин­те­рес­но на­блю­дать, как де­ти поль­зу­ют­ся этой зо­ной безо­пас­но­сти. С од­ной сто­ро­ны, ребёнок ото­жде­ст­в­ля­ет се­бя с «Са­шей», но ко­гда по­ве­ст­во­ва­ние до­хо­дит до «боль­но­го мес­та», он ста­но­вит­ся на по­зи­цию слу­ша­те­ля, и то­гда «Са­ша» пре­вра­ща­ет­ся про­сто в маль­чи­ка из рас­ска­за. Та­ким об­ра­зом, он по­лу­ча­ет воз­мож­ность со сто­ро­ны по­на­блю­дать за сво­им двой­ни­ком, не да­вая сму­ще­нию взять власть над ра­зу­мом.

Фор­ма ис­то­рии име­ет ещё од­но пре­иму­ще­ст­во: для ребёнка рас­сказ го­раз­до ин­те­рес­нее, чем нра­во­учи­тель­ная лек­ция. Во всем ми­ре де­ти вы­клю­ча­ют радиоприёмники и те­ле­ви­зо­ры, ес­ли там чи­та­ют но­та­ции, и вклю­ча­ют их, ко­гда на­сту­па­ет вре­мя сказ­ки.

Цель про­грам­мы, из­ло­жен­ной в об­щих чер­тах в опуб­ли­ко­­ва­нной ни­же «Ис­то­рии про Са­шу», — на­тре­ни­ро­вать, при­учить пу­зырь удер­жи­вать боль­шее ко­ли­че­ст­во мо­чи, по­вы­сить чут­кость его об­ла­да­те­ля к по­сы­лае­мым сиг­на­лам, что­бы свое­вре­­ме­нно реа­ги­ро­вать на них во вре­мя сна, а так­же по­вы­сить то­нус мус­ку­лов, от­вет­ст­вен­ных за «от­пи­ра­ние» и «за­пи­ра­ние» пу­­з­ыря.

Очень час­то ноч­ное не­дер­жа­ние мо­чи силь­но де­мо­ра­ли­зу­ет де­тей. Они ис­пы­ты­ва­ют стыд, чув­ст­ву­ют се­бя ущерб­ны­ми, не­­по­лн­оце­нн­ыми и не­управ­ляе­мы­ми. Не усу­губ­ляй­те эти стра­да­­ния упрёками, от­чи­ты­ва­ни­ем или по­пыт­ка­ми уни­зить их. Чем бо­лее ущерб­ны­ми и не­пол­но­цен­ны­ми де­ти се­бя чув­ст­ву­ют, тем мень­ше у них шан­сов ос­во­бо­дить­ся от пре­сле­дую­щей их бе­ды.

Важ­но, что­бы ребёнок сам стре­мил­ся к этой це­ли. Уп­раж­­н­ения, пред­став­лен­ные в этой про­грам­ме, пред­по­ла­га­ют определённую до­лю са­мо­от­вер­жен­но­сти. Ес­ли ребёнок вы­пол­ня­ет их лишь по­то­му, что вы хо­ти­те, что­бы его по­стель ос­та­ва­лась су­хой, ре­зуль­та­ты, ско­рее все­го, бу­дут ма­ло­уте­ши­тель­ны­ми.

Мо­ти­ва­ция важ­на ещё и по­то­му, что де­ти, стра­даю­щие эну­­р­езом, час­то чув­ст­ву­ют се­бя бес­по­мощ­ны­ми пе­ред ли­цом сво­ей бе­ды. Важ­но, что­бы ребёнок вновь обрёл чув­ст­во уве­рен­но­­сти в се­бе и в сво­ей пол­но­цен­но­сти. Ес­ли ребёнок по­чув­ст­ву­ет свою от­вет­ст­вен­ность за этот про­цесс, он ста­нет уве­рен­нее и у не­го бу­дет боль­ше шан­сов вы­здо­ро­веть.

Та­кую тре­ни­ров­ку сле­ду­ет на­чи­нать толь­ко по­сле то­го, как вы убе­ди­тесь, что ребёнок сам очень хо­чет это­го, бо­лее то­го, спо­со­бен по­дой­ти к ней ак­тив­но и от­вет­ст­вен­но. Мно­гие спе­­ци­ал­исты счи­та­ют, что та­ко­го ро­да про­грам­мы сле­ду­ет при­ме­­нять толь­ко к де­тям стар­ше шес­ти лет.

Про­цесс тре­ни­ров­ки мо­че­во­го пу­зы­ря вкрат­це опи­сан в «Ис­то­рии про Са­шу». К это­му сле­ду­ет до­ба­вить не­сколь­ко до­­по­лн­ител­ьных де­та­лей.

Во-пер­вых, в те­че­ние двух не­дель оп­ре­де­ли­те ха­рак­тер ноч­­н­ого не­дер­жа­ния мо­чи у ва­ше­го ребёнка. Слу­ча­ет­ся ли это ка­ж­­дую ночь? Ко­гда бы­ва­ет ху­же? Свя­за­но ли это с позд­ним от­хо­­дом ко сну? За­ви­сит ли это от ре­жи­ма пи­та­ния и ко­ли­че­ст­ва упот­реб­ляе­мой жид­ко­сти?

Во-вто­рых, в те­че­ние не­де­ли ваш ребёнок дол­жен вы­пол­­нять спе­ци­аль­ные уп­раж­не­ния для рас­тя­ги­ва­ния мо­че­во­го пузы­ря, за­дер­жи­вая мо­чу как мож­но доль­ше по­сле пер­во­го по­зы­­ва к мо­че­ис­пус­ка­нию. Это нуж­но про­де­лы­вать не ре­же од­но­го раза в день и луч­ше до­ма, а не в шко­ле или в до­ме дру­зей, что­бы ребёнок не ока­зал­ся в не­лов­ком по­ло­же­нии, ес­ли произойдёт «не­сча­ст­ный слу­чай». Вы мо­же­те ему по­мочь, по­ка­зав, как нуж­но со­сре­до­то­чи­вать­ся на чем-то дру­гом, для то­го что­бы от­влечь вни­ма­ние от мо­че­во­го пу­зы­ря.

Кро­ме то­го, ребёнку нуж­но уп­раж­нять­ся в управ­ле­нии мыш­­ц­ами пу­зы­ря, пре­ры­вая мо­че­ис­пус­ка­ние в се­ре­ди­не про­цес­са. Это сле­ду­ет про­де­лы­вать око­ло 5 раз при ка­ж­дом мо­че­ис­пус­ка­нии.

Раза два в не­де­лю вы долж­ны по­мо­гать ребёнку из­ме­рять ёмкость его мо­че­во­го пу­зы­ря. Для это­го нуж­но вы­пи­вать боль­шое ко­ли­че­ст­во ко­феи­но­со­дер­жа­щих на­пит­ков ти­па «ко­ка-ко­лы» и упот­реб­лять пре­иму­ще­ст­вен­но солёные за­кус­ки, что­бы вы­звать жа­ж­ду. По­сле это­го ваш ребёнок дол­жен как мож­но доль­ше за­дер­жи­вать мо­чу. Ко­гда ста­нет невтерпёж, сле­ду­ет опо­­ро­жнить мо­че­вой пу­зырь в ка­кую-то ёмкость, с по­мо­щью ко­­т­орой мож­но из­ме­рить ко­ли­че­ст­во вы­де­ляе­мой мо­чи.

У ребёнка в воз­рас­те от 6 до 12 лет объ­ем мо­че­во­го пу­зы­ря в сред­нем ра­вен 30 мл на ка­ж­дый год его воз­рас­та. Из­ме­ре­ния ёмкости мо­че­во­го пу­зы­ря ва­ше­го ребёнка мо­гут дать очень раз­ные ре­зуль­та­ты. Возь­ми­те за ос­но­ву са­мую боль­шую циф­ру, сде­лав её от­прав­ной точ­кой для улуч­ше­ния ре­зуль­та­тов.

В этот пе­ри­од важ­но вся­че­ски под­дер­жи­вать стрем­ле­ние ребёнка к це­ли и к дос­ти­же­нию боль­шей уве­рен­но­сти. Для это­го не­об­хо­ди­мо по­ощ­рять его уси­лия. Звёздочки, по­став­лен­ные в таб­лич­ке, мо­гут по­ве­дать вам, ре­гу­ляр­но ли ребёнок вы­пол­­н­яет свои уп­раж­не­ния по рас­тя­ги­ва­нию мо­че­во­го пу­зы­ря и пре­­р­ыв­анию мо­че­ис­пус­ка­нию. Не нуж­но ску­пить­ся на по­хва­лу и по­ощ­ре­ния за ре­гу­ляр­ное вы­пол­не­ние уп­раж­не­ний. Впол­не воз­мож­но, что по­тре­бу­ет­ся определённое вре­мя, что­бы про­яви­­лись ре­зуль­та­ты, по­это­му не от­чаи­вай­тесь и вну­шай­те сво­ему ребёнку, что он пре­крас­но де­ла­ет своё де­ло и ре­зуль­тат обя­за­­тел­ьно бу­дет дос­тиг­нут.

Мож­но пред­ло­жить ребёнку по­сле­до­ва­тель­но, шаг за ша­гом, мыс­лен­но со­вер­шать ноч­ное пу­те­ше­ст­вие в туа­лет, что ему, без­ус­лов­но, по­мо­жет. Это ме­ро­прия­тие бу­дет осо­бен­но эф­фектив­ным, ес­ли ваш ребёнок рас­сла­бит­ся и бу­дет це­ли­ком поглощён мыс­лен­ным «со­зер­ца­ни­ем» то­го, как его мозг свое­вре­мен­­но от­реа­ги­ру­ет на сиг­нал мо­че­во­го пу­зы­ря, он проснётся, вста­нет с по­сте­ли и схо­дит в туа­лет.

На­ко­нец, не­сколь­ко со­ве­тов о том, что на­до и че­го не на­до де­лать.

• Не про­яв­ляй­те не­тер­пе­ния. Знай­те, что ес­ли од­ни де­ти очень бы­ст­ро при­хо­дят в нор­му, дру­гим тре­бу­ет­ся не­сколь­ко ме­­с­яцев, что­бы су­хая по­стель ста­ла для них обыч­ным яв­ле­ни­­ем. Под­дер­жи­вай­те в де­тях мо­раль­ный дух и уве­рен­ность в се­бе, по­ощ­ряя да­же не­зна­чи­тель­ное умень­ше­ние мок­ро­го пят­на на про­сты­не.

• По­бес­по­кой­тесь о том, что­бы до­ро­га в туа­лет бы­ла хо­ро­шо ос­ве­ще­на но­чью и что­бы ребёнку бы­ло удоб­но ту­да хо­дить.

• Соз­дай­те ус­ло­вия для то­го, что­бы ребёнок хо­ро­шо вы­сы­­па­лся. Переутомлённые де­ти ху­же вос­при­ни­ма­ют сиг­на­лы, по­да­вае­мые мо­че­вым пузырём.

• Не поль­зуй­тесь пелёнками для то­го, что­бы по­стель ос­та­ва­­лась но­чью су­хой. Это на­во­дит де­тей на мысль о сво­ей ущер­­бн­ости. Они час­то сму­ща­ют­ся и сты­дят­ся поль­зо­вать­ся пелёнками.

• Впол­не нор­маль­но, ес­ли вы воз­ло­жи­те на ребёнка обя­зан­­ность от­но­сить мок­рые про­сты­ни в пра­чеч­ную. Это сле­ду­ет рас­смат­ри­вать не как на­ка­за­ние, а как од­ну из обя­зан­но­с­тей взрос­ло­го че­ло­ве­ка.

• Не ру­гай­те ребёнка за то, что он про­снул­ся в мок­рой по­сте­ли. Ко­гда вы ус­та­ли и вам во­все не улы­ба­ет­ся пер­спек­ти­ва до­пол­­н­ител­ьной стир­ки, лег­ко под­дать­ся мыс­ли, что он это де­ла­ет вам на­зло. Ра­зу­ме­ет­ся, это не так. В боль­шин­ст­ве слу­ча­ев ребёнок не­на­ви­дит мок­рую по­стель да­же боль­ше, чем вы.

• Не сле­ду­ет ог­ра­ни­чи­вать де­тей в упот­реб­ле­нии жид­ко­сти в пер­вой по­ло­ви­не дня. Пи­тье фак­ти­че­ски по­мо­га­ет им вы­­по­лнять уп­раж­не­ния для рас­тя­ги­ва­ния мо­че­во­го пу­зы­ря и ук­ре­п­ле­ния его мышц. Пусть ваш ребёнок нор­маль­но уто­­л­яет жа­ж­ду. Од­на­ко по­сле 18 ча­сов и пе­ред сном ре­ко­мен­ду­­е­тся воз­дер­жи­вать­ся от на­пит­ков, со­дер­жа­щих уг­ле­ки­сло­ту и ко­фе­ин, так как они раз­дра­жа­ют мо­че­вой пу­зырь, за­ставляя его слиш­ком ско­ро и слиш­ком час­то «от­прав­лять де­пе­­шу» с тре­бо­ва­ни­ем: «Опо­рож­ни ме­ня!». Ана­ло­гич­ное воз­­де­йс­твие мо­жет ока­зы­вать шо­ко­лад. Ваш ребёнок мо­жет так­же быть осо­бен­но чув­ст­ви­те­лен к дру­гим пи­ще­вым про­дук­­там, та­ким, как мо­ло­ко. За этим нуж­но про­сле­дить в пер­вые две не­де­ли на­блю­де­ний. На­пит­ки, со­дер­жа­щие ко­фе­ин, спе­­ц­иал­ьно да­ют в то ут­ро, ко­гда из­ме­ря­ют­ся объ­ем мо­че­во­го пу­зы­ря, для то­го что­бы вам не при­шлось дол­го ждать, ко­гда ваш от­прыск на­ко­нец со­из­во­лит пой­ти в туа­лет.

Ес­ли в ва­шем до­ме два ребёнка, стра­даю­щих эну­ре­зом, пусть пред­ла­гае­мой про­грам­мой вос­поль­зу­ет­ся сна­ча­ла стар­ший из них, пре­ж­де чем к её ус­пеш­но­му вы­пол­не­нию при­сту­пит млад­ший.

Пре­ж­де чем рас­ска­зы­вать те­ра­пев­ти­че­скую ис­то­рию, на­до спро­сить ребёнка: «Хо­чешь, я рас­ска­жу те­бе од­ну ин­те­рес­ную ис­то­рию?» И по­лу­чив со­гла­сие, уст­ро­ить­ся с ним по­удоб­нее и на­чать свой за­ду­шев­ный ув­ле­ка­тель­ный рас­сказ. При этом на­ча­­ло ис­то­рии на­до как мож­но луч­ше адап­ти­ро­вать к дан­но­му ребёнку, что­бы оно чем-то на­по­ми­на­ло его соб­ст­вен­ную си­туа­цию.

Те­ра­пев­ти­че­ские ис­то­рии мож­но рас­ска­зы­вать де­тям, на­чи­­ная с 6 лет, для ребёнка ис­то­рии го­раз­до ин­те­рес­нее, чем нра­­в­оуч­ител­ьные на­став­ле­ния взрос­лых. В воз­рас­те 12 лет мож­но пе­ре­во­дить ноч­ной сон ребёнка в гип­но­ти­че­ский и уже в со­­сто­янии гип­но­ти­че­ско­го тран­са рас­ска­зы­вать ему те­ра­пев­ти­че­с­кую ис­то­рию. Как это де­ла­ет­ся, под­роб­но опи­са­но в гла­ве «Вну­­ш­ение в со­стоя­нии ес­те­ст­вен­но­го ноч­но­го сна», где при­во­дит­­ся спе­ци­аль­ная сказ­ка для вы­зы­ва­ния тран­со­во­го со­стоя­ния у ребёнка.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.