|
|||
Как лучше рассказывать «Истории про Сашу». Советы для родителейКак лучше рассказывать «Истории про Сашу». Советы для родителей Рассказы, сказки и внутренний мир ребёнка неотделимы друг от друга. В любом обществе, независимо от степени его цивилизованности и образа жизни, детские рассказы собирают большую аудиторию маленьких слушателей. Такие сказки и истории — один из способов получения ребёнком информации о себе и окружающем мире. Взрослым следует помнить, что ребёнок приобретает знания посредством игр и воображения. Детские игры, по существу, могут быть приравнены к работе и учёбе. Рассказы и особенно сказки всегда были самым эффективным средством общения с детьми. Сказки говорят ребёнку о том, что мир очень непрост, в нем существует немало несправедливостей, а страх, сожаление и отчаяние — такая же часть нашего бытия, как и радость, оптимизм и уверенность. Но самое главное, сказки говорят ребёнку, что если человек не сдаётся, даже когда положение кажется безвыходным, если он проявляет настойчивость и терпение, то, в конце концов, обязательно победит. «Истории про Сашу» подобны персонализированным, «очеловеченным» сказкам. В них действует герой или героиня, которые наделены характерными чертами вашего ребёнка и сталкиваются с такими же проблемами. В «историях про Сашу» герой или героиня находит пути и способы понимания и разрешения своих трудностей и конфликтов. Помимо действующих лиц, взятых из жизни, рассказы могут включать персонажи из мира фантазии и волшебства. Главными героями могут быть зайчики, белочки или маленькие бегемотики. Важно, чтобы ситуация главного героя напоминала ситуацию вашего ребёнка. Рассказ «подгоняется» к вашему ребёнку так же, как имя его главного героя. «Истории про Сашу» — не волшебная палочка, по мановению которой исчезают все беды, но они позволяют детям узнать о себе и своих проблемах то, что их утешает, придаёт им силы и от чего они начинают чувствовать поддержку и понимание. Эффективность «историй про Сашу» объясняется многими причинами. Прежде всего, они позволяют ребёнку воспринимать свои трудности и бороться с ними действенным способом. Ведь многие дети чувствуют себя виноватыми в беспокоящих их страхах или испытывают смущение в связи с ними. Им трудно говорить об этом открыто. Часто, когда вы заводите прямой разговор с детьми на эту тему, они сразу замыкаются. Совсем другое дело — слушать историю о мальчике, который похож на тебя. В этом случае детям не читают наставлений, их не обвиняют и не принуждают говорить о своих затруднениях и проблемах. Им ничто не мешает слушать, узнавать что-то новое, что-то сопоставлять, сравнивать без всяких неприятных психологических последствий. Это значит, что дети могут поразмышлять над услышанным в психологически комфортной обстановке. Изменив контекст, вы создаёте зону безопасности. «Истории про Сашу» дают ребёнку возможность подумать, поразмышлять и задать вопросы на «взрывоопасные» темы без боязни вмешательства во внутренний мир. Мы, взрослые, часто делаем то же самое. Большинству знакома практика получения совета по смущающему нас вопросу с использованием знакомого приёма: «У моего друга Коли есть проблема...» Очень интересно наблюдать, как дети пользуются этой зоной безопасности. С одной стороны, ребёнок отождествляет себя с «Сашей», но когда повествование доходит до «больного места», он становится на позицию слушателя, и тогда «Саша» превращается просто в мальчика из рассказа. Таким образом, он получает возможность со стороны понаблюдать за своим двойником, не давая смущению взять власть над разумом. Форма истории имеет ещё одно преимущество: для ребёнка рассказ гораздо интереснее, чем нравоучительная лекция. Во всем мире дети выключают радиоприёмники и телевизоры, если там читают нотации, и включают их, когда наступает время сказки. Цель программы, изложенной в общих чертах в опубликованной ниже «Истории про Сашу», — натренировать, приучить пузырь удерживать большее количество мочи, повысить чуткость его обладателя к посылаемым сигналам, чтобы своевременно реагировать на них во время сна, а также повысить тонус мускулов, ответственных за «отпирание» и «запирание» пузыря. Очень часто ночное недержание мочи сильно деморализует детей. Они испытывают стыд, чувствуют себя ущербными, неполноценными и неуправляемыми. Не усугубляйте эти страдания упрёками, отчитыванием или попытками унизить их. Чем более ущербными и неполноценными дети себя чувствуют, тем меньше у них шансов освободиться от преследующей их беды. Важно, чтобы ребёнок сам стремился к этой цели. Упражнения, представленные в этой программе, предполагают определённую долю самоотверженности. Если ребёнок выполняет их лишь потому, что вы хотите, чтобы его постель оставалась сухой, результаты, скорее всего, будут малоутешительными. Мотивация важна ещё и потому, что дети, страдающие энурезом, часто чувствуют себя беспомощными перед лицом своей беды. Важно, чтобы ребёнок вновь обрёл чувство уверенности в себе и в своей полноценности. Если ребёнок почувствует свою ответственность за этот процесс, он станет увереннее и у него будет больше шансов выздороветь. Такую тренировку следует начинать только после того, как вы убедитесь, что ребёнок сам очень хочет этого, более того, способен подойти к ней активно и ответственно. Многие специалисты считают, что такого рода программы следует применять только к детям старше шести лет. Процесс тренировки мочевого пузыря вкратце описан в «Истории про Сашу». К этому следует добавить несколько дополнительных деталей. Во-первых, в течение двух недель определите характер ночного недержания мочи у вашего ребёнка. Случается ли это каждую ночь? Когда бывает хуже? Связано ли это с поздним отходом ко сну? Зависит ли это от режима питания и количества употребляемой жидкости? Во-вторых, в течение недели ваш ребёнок должен выполнять специальные упражнения для растягивания мочевого пузыря, задерживая мочу как можно дольше после первого позыва к мочеиспусканию. Это нужно проделывать не реже одного раза в день и лучше дома, а не в школе или в доме друзей, чтобы ребёнок не оказался в неловком положении, если произойдёт «несчастный случай». Вы можете ему помочь, показав, как нужно сосредоточиваться на чем-то другом, для того чтобы отвлечь внимание от мочевого пузыря. Кроме того, ребёнку нужно упражняться в управлении мышцами пузыря, прерывая мочеиспускание в середине процесса. Это следует проделывать около 5 раз при каждом мочеиспускании. Раза два в неделю вы должны помогать ребёнку измерять ёмкость его мочевого пузыря. Для этого нужно выпивать большое количество кофеиносодержащих напитков типа «кока-колы» и употреблять преимущественно солёные закуски, чтобы вызвать жажду. После этого ваш ребёнок должен как можно дольше задерживать мочу. Когда станет невтерпёж, следует опорожнить мочевой пузырь в какую-то ёмкость, с помощью которой можно измерить количество выделяемой мочи. У ребёнка в возрасте от 6 до 12 лет объем мочевого пузыря в среднем равен 30 мл на каждый год его возраста. Измерения ёмкости мочевого пузыря вашего ребёнка могут дать очень разные результаты. Возьмите за основу самую большую цифру, сделав её отправной точкой для улучшения результатов. В этот период важно всячески поддерживать стремление ребёнка к цели и к достижению большей уверенности. Для этого необходимо поощрять его усилия. Звёздочки, поставленные в табличке, могут поведать вам, регулярно ли ребёнок выполняет свои упражнения по растягиванию мочевого пузыря и прерыванию мочеиспусканию. Не нужно скупиться на похвалу и поощрения за регулярное выполнение упражнений. Вполне возможно, что потребуется определённое время, чтобы проявились результаты, поэтому не отчаивайтесь и внушайте своему ребёнку, что он прекрасно делает своё дело и результат обязательно будет достигнут. Можно предложить ребёнку последовательно, шаг за шагом, мысленно совершать ночное путешествие в туалет, что ему, безусловно, поможет. Это мероприятие будет особенно эффективным, если ваш ребёнок расслабится и будет целиком поглощён мысленным «созерцанием» того, как его мозг своевременно отреагирует на сигнал мочевого пузыря, он проснётся, встанет с постели и сходит в туалет. Наконец, несколько советов о том, что надо и чего не надо делать. • Не проявляйте нетерпения. Знайте, что если одни дети очень быстро приходят в норму, другим требуется несколько месяцев, чтобы сухая постель стала для них обычным явлением. Поддерживайте в детях моральный дух и уверенность в себе, поощряя даже незначительное уменьшение мокрого пятна на простыне. • Побеспокойтесь о том, чтобы дорога в туалет была хорошо освещена ночью и чтобы ребёнку было удобно туда ходить. • Создайте условия для того, чтобы ребёнок хорошо высыпался. Переутомлённые дети хуже воспринимают сигналы, подаваемые мочевым пузырём. • Не пользуйтесь пелёнками для того, чтобы постель оставалась ночью сухой. Это наводит детей на мысль о своей ущербности. Они часто смущаются и стыдятся пользоваться пелёнками. • Вполне нормально, если вы возложите на ребёнка обязанность относить мокрые простыни в прачечную. Это следует рассматривать не как наказание, а как одну из обязанностей взрослого человека. • Не ругайте ребёнка за то, что он проснулся в мокрой постели. Когда вы устали и вам вовсе не улыбается перспектива дополнительной стирки, легко поддаться мысли, что он это делает вам назло. Разумеется, это не так. В большинстве случаев ребёнок ненавидит мокрую постель даже больше, чем вы. • Не следует ограничивать детей в употреблении жидкости в первой половине дня. Питье фактически помогает им выполнять упражнения для растягивания мочевого пузыря и укрепления его мышц. Пусть ваш ребёнок нормально утоляет жажду. Однако после 18 часов и перед сном рекомендуется воздерживаться от напитков, содержащих углекислоту и кофеин, так как они раздражают мочевой пузырь, заставляя его слишком скоро и слишком часто «отправлять депешу» с требованием: «Опорожни меня!». Аналогичное воздействие может оказывать шоколад. Ваш ребёнок может также быть особенно чувствителен к другим пищевым продуктам, таким, как молоко. За этим нужно проследить в первые две недели наблюдений. Напитки, содержащие кофеин, специально дают в то утро, когда измеряются объем мочевого пузыря, для того чтобы вам не пришлось долго ждать, когда ваш отпрыск наконец соизволит пойти в туалет. Если в вашем доме два ребёнка, страдающих энурезом, пусть предлагаемой программой воспользуется сначала старший из них, прежде чем к её успешному выполнению приступит младший. Прежде чем рассказывать терапевтическую историю, надо спросить ребёнка: «Хочешь, я расскажу тебе одну интересную историю?» И получив согласие, устроиться с ним поудобнее и начать свой задушевный увлекательный рассказ. При этом начало истории надо как можно лучше адаптировать к данному ребёнку, чтобы оно чем-то напоминало его собственную ситуацию. Терапевтические истории можно рассказывать детям, начиная с 6 лет, для ребёнка истории гораздо интереснее, чем нравоучительные наставления взрослых. В возрасте 12 лет можно переводить ночной сон ребёнка в гипнотический и уже в состоянии гипнотического транса рассказывать ему терапевтическую историю. Как это делается, подробно описано в главе «Внушение в состоянии естественного ночного сна», где приводится специальная сказка для вызывания трансового состояния у ребёнка.
|
|||
|