|
|||
Сеансы гипнотерапии. Самовнушение и аутогенная тренировкаСеансы гипнотерапии На первом этапе лечения внушение в гипнозе проводится вначале 3 раза в неделю, а затем 1 раз в 7-10 дней. Гипнотерапия в некоторых случаях является хорошей подготовкой пациента к проведению императивного сеанса внушения в бодрствующем состоянии по методу К. М. Дубровского. Внушение в гипнозе, подкреплённое логопедическими занятиями и психотерапевтическими беседами, способствует устранению страха перед речью. Сеансы гипнотерапии проводятся в группе 10—12 человек.
Самовнушение и аутогенная тренировка Самовнушение проводится по классической методике, предложенной Э. Куэ. При этом следует добиваться, чтобы пациент не пассивно проговаривал формулу самовнушения, а старался активно представлять себя хорошо говорящим.Больной должен научиться визуализировать и вызывать у себя образ того, как он разговаривает без заикания дома, в школе, на улице и в других ситуациях. Очень важно для пациента проводить самовнушение вечером перед сном, лежа в постели, используя природное гипнотическое фазовое состояние транса. Аутогенная тренировка больных заиканием даёт возможность расслабить мышцы артикулярно-голосового аппарата, снять чувство скованности, напряжения в области диафрагмы, волнение и страх перед речью. Аутогенная тренировка активизирует внутреннюю работу и позволяет заикающимся самостоятельно заниматься дома для профилактики рецидивов. Остановимся более подробно на «одномоментном методе снятия заикания» по методике К. М. Дубровского, который руководил в Харькове Республиканским центром лечения логоневрозов. Несмотря на высокую эффективность данной методики, в настоящее время она практически не применяется из-за неумения врачами-психотерапевтами работать с группой и в присутствии аудитории, хотя данную методику лечения заикания успешно использовали в своей работе В. М. Шкловский и Ю. Б. Некрасова. Сеансы лечебного гипноза, которые проводил К. М. Дубровский, — это впечатляющий, театрализованный метод коллективно-групповой психотерапии. Сеанс проводится в актовом зале. Формируется аудитория из родственников больных, которые будут проходить лечение, и пациентов, впервые приехавших на консультацию в сопровождении родственников. Первая часть сеанса проводится на фоне сильного эмоционального напряжения. Каждого пациента пофамильно приглашают в зал, где присутствующие приветствуют его аплодисментами. На столе врача лежат цветы, принесённые пациентами. Создаётся приподнятая, радостная, эмоционально насыщенная обстановка. Пациенты выстраиваются в одну линию вдоль стены. Врач проводит опрос больных, демонстрируя аудитории их патологическую речь. При этом он тактично использует ситуацию для создания определённого эмоционального напряжения в зале, подчёркивая трудности, с которыми приходится сталкиваться в жизни заикающимся людям. Врач авторитетно заявляет, что медицина даёт возможность вернуть им правильную и свободную речь. Затем врач-психотерапевт рассказывает о сущности заикания, о том, как и почему оно возникает, разъясняет возможность его устранения гипнозом. Необходимо обязательно объяснить заикающимся, почему лечение, которое они проходили раньше, не возымело должного эффекта. К. М. Дубровский внушительно и образно говорит о силе слова, которое не только служит средством коммуникации между людьми, но и может иметь физиологическое, а следовательно, и лечебное значение. Для демонстрации проводятся пробы на внушаемость. Фиксируется внимание на могущественной силе слова психотерапевта. Затем начинается следующий этап лечения. Каждый пациент в присутствии всех индивидуально проверяется на внушаемость по различным тестам (невозможность разжать руки, сжать пальцы в кулак, падение вперёд, назад и т. д.). Эти тесты оказывают большое психологическое воздействие на всех участников сеанса. По ходу сеанса К. М. Дубровский выбирал трёх пациентов, предлагая им согнуть руки в локтях, развести пальцы веером и делал соответствующие внушения: «...Максимально развели пальцы на руках. Сейчас я досчитаю до трёх, и ваши пальцы одеревенеют. Напряжение растёт, смотрите на свои руки, вы видите, как ваши пальцы напряжены и делаются деревянными... неподвижными... Ваши пальцы как гвозди... Руки оцепенели... Ваши руки подчиняются только моим командам... Вы не в силах сжать пальцы в кулак... Чем сильнее вы хотите сжать их в кулак, тем сильнее они напрягаются... ...Раз... Врач легко постукивает своим пальцем по напряжённым пальцам пациента... Пальцы как гвозди... их не согнуть... Прикосновение моей руки к вашим пальцам усиливает в них напряжение... ...Два... Пальцы застывают в таком положении... наступает полное одеревенение... полное оцепенение... ...Три... Пальцы как гвозди... их не согнуть... они вытянутые... ровные... неподвижные... С этого момента вы не в силах сжать пальцы в кулак... Пробуйте... у вас ничего не получится...»
Рис. 41
Пациенты пытаются сжать пальцы в кулак, но они не двигаются. После чего врач делает следующее внушение: «...Я прикасаюсь своей рукой к вашим пальцам на правой руке... и снимаю с них напряжение... Пальцы стали подвижными и легко сгибаются... Пальцы на правой руке подвижные, а на левой — как гвозди... Пробуйте сжимать пальцы в кулак...» Пациент с удивлением обнаруживает, что пальцы на правой руке стали послушными и легко сжимаются в кулак, а на левой по-прежнему напряжены и неподвижны. Этот феномен К. М. Дубровский использовал для того, чтобы фиксировать внимание пациента на могущественной силе слова врача, а также желая показать заикающимся пациентам свои возможности воздействовать на их психику и мышечное напряжение. Он ещё раз подчёркивал, что слово обладает огромной силой — с его помощью можно обрадовать и огорчить, успокоить, загипнотизировать и излечить. Например, если слово врача способно вызвать одеревенение рук, заставить человека падать назад, то точно так же своим словом и одним прикосновением своей руки он смог снять напряжение, спазмы мышц на правой руке. И таким же образом одним прикосновением своей руки к их голове он сможет снять их заикание и спазмы мышц лица, расковать их речь и открыть путь к новой, правильной речи. Все эти тесты и внушения вызывают у пациентов состояние повышенного эмоционального напряжения. В дальнейшем по ходу сеанса врач выстраивает пациентов в шеренгу вдоль стены на расстоянии полушага и даёт установку: «...Носки и пятки поставить плотно... руки по швам... голову слегка запрокинуть назад... И внимательно слушать мой голос...» Затем врач обращается к аудитории: «Подготовка к сеансу закончилась. А теперь, перед тем как начать снятие заикания, я проведу проверку состояния их нервной системы на данный момент». После этих слов он, обернувшись к пациентам, громко командует: «...Внимание!.. Смирно... Смотреть только мне в глаза... Ни на секунду в сторону, только на меня!.. Сейчас я подойду к каждому из вас... положу руки на вашу голову... и вы под влиянием моего взгляда... упадёте назад, на стенку...» Как только пациент начинает падать назад, делается императивное внушение: «...Заикание снято... Его больше нет!.. Речь будет чёткой... громкой... плавной!.. ...Я раз и навсегда снимаю с вас заикание, как старый изношенный сюртук!..
Рис. 42
…Теперь ты будешь всегда говорить свободно!.. ...Ты чувствуешь громадное облегчение!.. С тебя сорваны путы трудной речи!.. Ты свободный человек, со свободной раскованной речью!» Начинать сдачу экзамена следует с больных, от которых можно ожидать хорошей отражённой и диалогической речи. Первые фразы, а затем и более развёрнутые высказывания, произнесённые таким больным без заикания, не только окрыляют его самого, но и оказывают активизирующее воздействие на лечебную группу и всю аудиторию в целом, рождают в пациентах чувство уверенности в своих силах и в успехе лечения. Все, что говорится в процессе сеанса, — лечебные внушения специалиста и речь больного — все это должно быть окрашено положительными, радостными эмоциями. Это разрешает состояние психологической напряжённости, предшествовавшее моменту внушения. В последнее время, руководствуясь многолетним опытом проведения указанной процедуры, формулу внушения, адресованную всей группе, мы произносим громким, напряжённым голосом, а индивидуальное внушение — шёпотом, глядя прямо в глаза собеседнику на близком расстоянии. Такой переход от громкого голоса к шёпоту помогает длительное время концентрировать внимание лечебной группы и зала на проводимой работе, ни на минуту не позволяет кому-либо отвлечься от того, что делает и говорит специалист. Тест с падением назад и императивным внушением проводится с каждым пациентом индивидуально. Затем наступает важный и торжественный момент — сдача экзамена на новую, правильную речь. При сдаче экзамена врач рекомендует пациентам выполнять несколько «золотых правил речи»: 1. Смотреть прямо в глаза врачу. 2. Прежде чем сказать, надо сделать вдох и говорить на выдохе. 3. Надо говорить плавно и уверенно. Подойдя к одному из пациентов, К М. Дубровский командует « ..Внимание! Смотреть в глаза... Говорите громко... Я могу!.. Мы можем!.. Человек все может!..» Затем он поворачивает пациента лицом к аудитории и даёт ему установку на сдачу экзамена на весь зал. Чёткая и громкая речь пациента без запинок и сопутствующих движений производит огромное впечатление на других пациентов и родственников, сидящих в зале. И они аплодисментами поздравляют с успешной сдачей экзамена бывшего заикающегося. Врач торжественно поздравляет пациента, жмёт ему руку, после чего накладывает «молчание на сутки». Больной может общаться с родственниками только письменно. На следующий день проводится второй сеанс гипноза «по снятию молчания» и укреплению новой, правильной речи. Сеанс гипноза по «одномоментному снятию заикания» очень сложен по своей структуре. Используются разнообразные психотерапевтические приёмы: метод «рикошета», императивное внушение наяву и в гипнотическом трансе, а также создание стресса с приёмами опосредования и потенцирования. Такие сеансы должны проводиться только в группах из 10 — 12 человек и в присутствии аудитории, что создаёт положительный эмоциональный настрой у пациента. В дальнейшем назначается курс логопедических занятий, которые чередуются с обычными сеансами групповой психотерапии, направленными на закрепление новой, правильной речи. Так значит, лечение происходит не одномоментно? Разумеется, «разрешение» от заикания в один момент не происходит. Одномоментность состоит в том, что заикающийся, исподволь, заранее (и не в один день) подготовленный специалистами, в какой-то один момент (при кульминации лечебного воздействия) вдруг чувствует себя новым человеком, с новой речью, новыми взглядами на себя и на окружающих. Но после первого ощущения ещё сравнительно долго будет продолжаться процесс утверждения и закрепления новых взглядов и навыков. Ему необходимо выполнять специальные речевые упражнения, чтобы самостоятельно научиться и всегда пользоваться новой речью, по-новому вести себя в общении с окружающими. В настоящее время многие специалисты в комплексе своей лечебно-педагогической работы с заикающимися подростками и взрослыми (маленьким детям это противопоказано) используют приёмы, предложенные К. М. Дубровским. Казимир Маркович любил приводить следующее сравнение: «Есть много способов приготовления различных блюд из яйца, но вначале яйцо надо разбить». Он считал, что вначале очаг заикания должен быть «разбит», а в дальнейшем могут проводиться любые логопедические занятия. В 1966 г. мне представилась возможность лично познакомиться и долгое время общаться с К. М. Дубровским и неоднократно присутствовать на его сеансах по одномоментному снятию заикания и лечению больных от алкоголизма. Эти сеансы поражали воображение присутствующих театральностью и высокой эффективностью, а также мастерством врача, доведённым до совершенства. Через час после лечения пациенты, которые до этого были не способны назвать своего имени и фамилии вслух из-за трудностей с речью, громко и уверенно произносили на весь зал: «Шурша, шумит камыш... Мой номер телефона — триста тридцать три». В зале не оставалось равнодушных к судьбе этих больных, к лечению и звучали громкие, восторженные аплодисменты, у некоторых родителей на глазах были слезы радости. К сожалению, в то время меня интересовали другие направления и аспекты в применении гипноза и не было достаточно времени, чтобы проводить эти сеансы самостоятельно. Однако методика и техника проведения сеанса гипноза К. М. Дубровским произвела на меня сильное впечатление и оставила незабываемый след в памяти на всю жизнь. Девизом К. М. Дубровского было «Человек все может!». И только спустя 20 лет, когда я прошёл обучение эмоционально-стрессовой терапии у доктора Довженко, ко мне пришло новое понимание возможностей этого метода. Тогда я решил создать свою авторскую методику лечения заикающихся, используя знания и опыт, полученные у А. Р. Довженко. Я сохранил структуру и последовательность действий во время сеанса, предложенную К. М. Дубровским, использовал свой многолетний опыт публичных выступлений с демонстрацией гипноза и клинический опыт работы врачом-психотерапевтом. В итоге это позволило мне создать авторскую методику лечения заикания гипнозом, опираясь на знания своих учителей. Напоминаю: особенностями эмоционально-стрессовой психотерапии при лечении заикания являются проведение сеанса с открытыми глазами, для воздействия внушением используется неглубокое гипнотическое трансовое состояние. Группа состоит из 10 — 12 человек, сеанс продолжается полтора часа, обязательно в присутствии родственников. Первый сеанс лечебного гипноза по снятию заикания мы проводим в актовом зале на фоне сильного эмоционального напряжения. В зале находятся пациенты, которые впервые приехали в центр на консультацию, а также их родственники.
Рис. 43
Помощник врача торжественно зачитывает вступительное слово, где коротко говорится о враче и работе центра. Затем в зал пофамильно приглашаются пациенты, приехавшие на лечение, их приветствуют восторженными аплодисментами. На столе у врача лежат цветы, принесённые пациентами. В зале создаётся общая приподнятая, радостная, эмоционально насыщенная обстановка Затем в зал приглашается врач-психотерапевт, который обращает внимание присутствующих на то, что речь — явление социальное, поэтому лечение заикания должно проводиться только в условиях коллектива. В группе находятся дети, которые были неоднократно травмированы грубостью окружающих из-за дефекта их речи. И всё-таки некоторых из них врач просит ещё раз назвать своё имя, фамилию или прочитать вслух текст... Врач проверяет речь пациентов. Все присутствующие видят и слышат, как мучительно трудно им даётся каждое слово, каждая фраза. При этом врач тактично использует эту ситуацию для создания эмоционального напряжения в зале. Подчёркивая трудности, с которыми пациентам приходится сталкиваться в жизни, он сообщает: «Сегодня на ваших глазах с этих детей будет снято заикание. Через час они будут говорить свободно и уверенно, как мы с вами»*. _____________________________________________________________________________________ * Методика В. Г. Евтушенко основана на подходе К М. Дубровского. Чтобы подчеркнуть эту преемственность, мы сочли возможным сохранить в тексте некоторые повторы.
Рис. 44
Затем пациенты рассаживаются на стулья, а врач садится за стол, на котором лежат цветы, и начинает сеанс гипноза. Первая часть сеанса проводится по методу эмоционально-стрессовой терапии с открытыми глазами. «...Внимание! Носки и пятки поставили вместе... Руки положили на колени ладонями вниз... Ваши руки должны лежать свободно... Никакой напряжённости в руках и ногах не должно быть... Приняли удобное, расслабленное положение... Сидеть неподвижно... как сейчас... на протяжении всего сеанса... ...Каждый из вас должен выбрать одну точку на моей переносице, и на протяжении всего сеанса смотреть только мне в глаза...» Происходит двойное наведение гипнотического транса с использованием приёмов директивного и эриксоновского гипноза. Врач говорит громко, уверенно, торжественным голосом: «...Внимание!.. Начинаю сеанс лечебного гипноза по снятию с вас заикания... мышечных спазмов... и страха перед речью!.. ...Сеанс лечебного гипноза я буду проводить по высшей стадии, с открытыми глазами... Никого из вас сегодня я усыплять не буду...» По ходу сеанса врач рассказывает о сущности заикания, о том, как и почему оно возникает под воздействием стрессов: «Причина вашего заболевания кроется в прожитой вами жизни. Все волнения, переживания, начиная с момента рождения, оставляют след в вашей психике. Нет сомнения: в вашей жизни произошло нечто такое, что подействовало на вашу психику и нарушило речь. Человек не мог родиться таким несчастным».
Указываются пути и возможности излечения от заикания во время сеанса гипноза. «Помните: полному успеху излечения от заикания и неврозов способствует то, что больной должен сам или с помощью врача по-новому осознать давно забытое переживание... Именно сознательное вызывание в памяти следов давно забытого переживания как конкретной причины вашего заболевания... является единственным и главным способом лечения заикания... Исцеление происходит в результате отреагирования и успокоения перевозбуждённых нервных клеток мозга...» По ходу сеанса подчёркивается лечебное воздействие внушения и слова на человека: «...Слово — это неоценимый дар, который дала нам щедрая природа... Велика его убеждающая сила, а в гипнозе — в 100 раз выше...» В течение 45 минут, используя приёмы косвенного и прямого внушения, врач создаёт у пациента позитивный настрой на излечение, на успех. После такого психотерапевтического воздействия он торжественно объявляет: «...А теперь наступил важный и торжественный момент снятия с вас заикания. Оно будет проводиться стоя. Встали и построились так, как вы стояли...»
Вторая часть сеанса гипноза проводится стоя. Пациенты становятся лицом к залу и друг друга не должны касаться. Затем врач переходит к демонстрации гипнотических проб на внушаемость. «...Многие из вас думают, что слово необходимо только для общения или обмена мыслями... А слово врача-гипнотизёра действует исцеляюще... Никто из вас не знает... но это так, это факт. Сама жизнь говорит нам об этом... ...Невесомое, незримое слово с огромной силой влияет на мысли, чувства человека... восстанавливая его речь... ...Сейчас я продемонстрирую силу воздействия моего слова на человека с лечебной целью, а также проверю вашу готовность к лечению...» Врач демонстрирует 11 разных по сложности гипнотических приёмов, чтобы наглядно показать силу своего гипнотического воздействия на человека. Это значительно повышает доверие пациента к врачу и его веру в успешное восстановлении речи. Часть проб на внушаемость проводится с применением вербальных внушений, а затем врач переходит к взаимодействию с пациентом на бессознательном уровне, используя взгляд, жест и синхронное дыхание. С помощью этих тестов он ещё раз проверяет готовность пациента к лечению, углубляет его трансовое состояние с помощью специальной техники дыхания. Демонстрация проб на внушаемость оказывает большое психологическое воздействие на тех пациентов, которые впервые приехали в центр и сидят в зале, чтобы познакомиться с методом лечения. Они сами видят и слышат, как восстанавливается речь у прошедших лечение, а это уже реальность, которая мобилизует их волю. Кроме того, это способствует созданию соответствующей эмоциональной обстановки на сеансе. После демонстрации гипнотических техник врач даёт следующую установку. «...Так же, как одним прикосновением своей руки к голове я вызываю падение человека назад, точно так же одним прикосновением своей руки я снимаю с вас заикание, мышечные спазмы, страх перед речью!.. Речь будет чёткая, ясная!..»
Рис. 45
Каждый пациент подходит к врачу, он делаете определённые пассы, углубляя гипнотический транс, и проводит специальный ритуал по снятию с него заикания: «...Я снимаю с тебя заикание!.. Мышечные спазмы!.. Страх перед речью навсегда!.. Речь будет чёткая... ясная!.. Ты теперь здоровый человек!..» Проделав эту процедуру с каждым из пациентов, врач сообщает всем присутствующим, что наступил самый важный и торжественный момент в их жизни: «...Именно сейчас произойдёт то, о чем вы мечтали долгие годы... Вы услышите свою новую, правильную речь...»
При сдаче экзамена врач рекомендует пациентам выполнять четыре «золотых правила речи»: 1. При разговоре смотреть в глаза тому, с кем говорите: дома — родителям, в школе — учителям, на улице — друзьям и товарищам. 2. Прежде чем сказать, надо сделать вдох и говорить на выдохе. 3. Говорить следует плавно и уверенно, делая короткие остановки в речи. Тогда самое трудное, самое длинное предложение вы сможете произнести свободно. 4. Прежде чем сказать, надо построить предложение мысленно, а потом произносить.
Врач подходит к пациенту и даёт установку: «...Смотреть мне в глаза... Сделали вдох... Говорить на выдохе... громко и уверенно... ...Я могу!.. Мы можем!.. Человек все может!.. Мы сами все можем!.. Мы сами все можем говорить теперь!..» Затем пациент поворачивается лицом к залу и самостоятельно сдаёт экзамен всему залу: «...Даю честное слово, всегда и везде... говорить громко, чётко, уверенно!.. Я теперь здоровый человек!.. На всю жизнь!»
Зал приветствует его бурными аплодисментами. Это вызывает незабываемые впечатления у всех присутствующих, в зале создаётся особая атмосфера радости, успеха. Родители положительным эмоциональным настроем поддерживают своих детей, помогая им обрести уверенность в своих силах, избавиться от страха перед речью. Врач торжественно поздравляет пациента с успешной сдачей экзамена и его новой речью, жмёт ему руку. После чего накладывает «молчание на сутки», объясняя всем присутствующим: «...Теперь их нервные клетки мозга чистые, спокойные, как у новорождённого... Никаких речевых нагрузок... Сутки молчать!..» И специальным пассом накладывает молчание. Больной может общаться с родственниками только письменно.
Рис. 46
Когда последний пациент сдаст экзамен на новую речь, врач подводит в итоги: «Каждый из вас сегодня по-своему успешно справился с экзаменом на правильную и свободную речь. Перед вами теперь открыты все пути! Вы теперь здоровые люди!..» Весь зал ещё раз громкими и восторженными аплодисментами поздравляет пациентов с успешной сдачей экзамена на новую речь. Все расстаются до следующего утра, когда будет проведён второй сеанс гипноза по снятию наложенного на них врачом молчания и укреплению новой речи. Затем врач приступает к проведению проб на внушаемость у тех пациентов, которые сегодня приехали в центр впервые и присутствовали в зале на сеансе. Каждый пациент проходит тест «Падение назад». Если пациент прошёл тест успешно, то проводится индивидуальная консультация и логопедическое исследование его речи.
На второй сеанс приходят только те пациенты, на которых было наложено молчание, в сопровождении родственников. Помощник врача рассаживает пациентов в зале и зачитывает им письма от пациентов, которые прошли лечение от заикания в центре. В первой части сеанса врач наводит гипнотический транс. Затем делаются внушения на закрепление достигнутых результатов речи: «...Вы теперь здоровые люди. Всегда и везде вы будете говорить только по-новому... громко и уверенно, испытывая чувство радости и гордости за свою новую речь...» Кроме того, даётся установка на дальнейшие регулярные и активные тренировки дома, чтобы закрепить новую правильную речь.
Начинается вторая часть сеанса гипноза. Она проводится стоя. Врач снимает с пациентов наложенное им молчание. Пациенты ещё раз сдают экзамен на правильную речь. При этом врач подчёркивает: «...Вы преодолели все трудности на пути к новой... правильной речи... Вы вышли на широкую дорогу... новой жизни... Перед вами теперь открыты... все пути... Вы теперь здоровые люди!..»
В конце сеанса врач напоминает о том, как важно в дальнейшем соблюдать режим и проводить тренировку для закрепления новой правильной речи.
Рекомендации 1. После сеанса гипноза три дня говорить шёпотом. В течение трёх недель речевые нагрузки должны быть минимальными. 2. В течение трёх месяцев во время разговора держать под языком косточку от вишни. 3. В течение трёх месяцев два раза в день (утром и вечером) по 10 минут читать выразительно вслух текст, стоя перед зеркалом. 4. Ежедневно вечером перед сном, лежа в постели, расслабить мышцы лица, шеи, рук и повторить формулу самовнушения: «Буду говорить медленно, свободно». 5. Каждое утро делать зарядку, принимать душ. 6. Каждый день заниматься дыхательной гимнастикой и работать над артикуляцией А-О-У-И-Е-Э. 7. Занятие с логопедом по месту жительства. 8. В течение года фильмов ужасов не смотреть.
В течение четырёх лет лечение логоневроза проводилось также в центре «Урания» (Будапешт). Этот опыт подтвердил правильность наших методических подходов к решению проблемы логоневроза и возможность проведения сеансов гипноза для иностранцев через переводчика. На эффективности лечения присутствие переводчика не сказывается, хотя его участие в процессе увеличивает продолжительность сеанса. При проведении сеансов гипноза за границей для пациентов, не говорящих по-русски, чаще используются приёмы невербального воздействия на пациента. Предлагаемые в книге гипнотические техники позволяют ввести пациента в гипнотический транс без активного участия переводчика.
|
|||
|