Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Се­ан­сы гип­но­те­ра­пии. Са­мо­вну­ше­ние и ау­то­ген­ная тре­ни­ров­ка



Се­ан­сы гип­но­те­ра­пии

На пер­вом эта­пе ле­че­ния вну­ше­ние в гип­но­зе про­во­дит­ся вна­ча­ле 3 раза в не­де­лю, а за­тем 1 раз в 7-10 дней.

Гип­но­те­ра­пия в не­ко­то­рых слу­ча­ях яв­ля­ет­ся хо­ро­шей под­го­­то­вкой па­ци­ен­та к про­ве­де­нию им­пе­ра­тив­но­го се­ан­са вну­ше­ния в бодр­ст­вую­щем со­стоя­нии по ме­то­ду К. М. Дуб­ров­ско­го.

Вну­ше­ние в гип­но­зе, подкреплённое ло­го­пе­ди­че­ски­ми за­­н­яти­ями и пси­хо­те­ра­пев­ти­че­ски­ми бе­се­да­ми, спо­соб­ст­ву­ет ус­­тр­ан­ению стра­ха пе­ред ре­чью. Се­ан­сы гип­но­те­ра­пии про­во­дят­ся в груп­пе 10—12 че­ло­век.

 

Са­мо­вну­ше­ние и ау­то­ген­ная тре­ни­ров­ка

Са­мо­вну­ше­ние про­во­дит­ся по клас­си­че­ской ме­то­ди­ке, пред­­л­оже­нной Э. Куэ. При этом сле­ду­ет до­би­вать­ся, что­бы па­ци­ент не пас­сив­но про­го­ва­ри­вал фор­му­лу са­мо­вну­ше­ния, а ста­рал­ся ак­тив­но пред­став­лять се­бя хо­ро­шо го­во­ря­щим.Боль­ной должен нау­чить­ся ви­зуа­ли­зи­ро­вать и вы­зы­вать у се­бя об­раз то­го, как он раз­го­ва­ри­ва­ет без заи­ка­ния до­ма, в шко­ле, на ули­це и в дру­гих си­туа­ци­ях. Очень важ­но для па­ци­ен­та про­во­дить са­мо­­вн­уш­ение ве­че­ром пе­ред сном, ле­жа в по­сте­ли, ис­поль­зуя при­­ро­дное гип­но­ти­че­ское фа­зо­вое со­стоя­ние тран­са.

Ау­то­ген­ная тре­ни­ров­ка боль­ных заи­ка­ни­ем даёт воз­мож­­ность рас­сла­бить мыш­цы ар­ти­ку­ляр­но-го­ло­со­во­го ап­па­ра­та, снять чув­ст­во ско­ван­но­сти, на­пря­же­ния в об­лас­ти диа­фраг­мы, вол­не­ние и страх пе­ред ре­чью.

Ау­то­ген­ная тре­ни­ров­ка ак­ти­ви­зи­ру­ет внут­рен­нюю ра­бо­ту и по­зво­ля­ет заи­каю­щим­ся са­мо­стоя­тель­но за­ни­мать­ся до­ма для про­фи­лак­ти­ки ре­ци­ди­вов.

Ос­та­но­вим­ся бо­лее под­роб­но на «од­но­мо­мент­ном ме­то­де сня­тия заи­ка­ния» по ме­то­ди­ке К. М. Дуб­ров­ско­го, ко­то­рый ру­ко­во­дил в Харь­ко­ве Рес­пуб­ли­кан­ским цен­тром ле­че­ния лого­нев­ро­зов.

Не­смот­ря на вы­со­кую эф­фек­тив­ность дан­ной ме­то­ди­ки, в на­стоя­щее вре­мя она прак­ти­че­ски не при­ме­ня­ет­ся из-за не­­ум­ения вра­ча­ми-пси­хо­те­ра­пев­та­ми ра­бо­тать с груп­пой и в при­сут­ст­вии ау­ди­то­рии, хо­тя дан­ную ме­то­ди­ку ле­че­ния заи­­к­ания ус­пеш­но ис­поль­зо­ва­ли в сво­ей ра­бо­те В. М. Шкловс­кий и Ю. Б. Не­кра­со­ва. Се­ан­сы ле­чеб­но­го гип­но­за, ко­то­рые про­во­дил К. М. Дуб­ров­ский, — это впе­чат­ляю­щий, те­ат­ра­ли­­з­ова­нный ме­тод кол­лек­тив­но-груп­по­вой пси­хо­те­ра­пии.

Се­анс про­во­дит­ся в ак­то­вом за­ле. Фор­ми­ру­ет­ся ау­ди­то­рия из род­ст­вен­ни­ков боль­ных, ко­то­рые бу­дут про­хо­дить ле­че­ние, и па­ци­ен­тов, впер­вые прие­хав­ших на кон­суль­та­цию в со­про­­в­о­жд­ении род­ст­вен­ни­ков.

Пер­вая часть се­ан­са про­во­дит­ся на фо­не силь­но­го эмо­цио­­нал­ьн­ого на­пря­же­ния. Ка­ж­до­го па­ци­ен­та по­фа­миль­но при­гла­­ш­ают в зал, где при­сут­ст­вую­щие при­вет­ст­ву­ют его ап­ло­дис­мен­­т­ами. На сто­ле вра­ча ле­жат цве­ты, принесённые па­ци­ен­та­ми. Создаётся при­под­ня­тая, ра­до­ст­ная, эмо­цио­наль­но на­сы­щен­ная об­ста­нов­ка.

Па­ци­ен­ты вы­страи­ва­ют­ся в од­ну ли­нию вдоль сте­ны. Врач про­во­дит оп­рос боль­ных, де­мон­ст­ри­руя ау­ди­то­рии их па­то­ло­­г­ич­ескую речь. При этом он так­тич­но ис­поль­зу­ет си­туа­цию для соз­да­ния определённого эмо­цио­наль­но­го на­пря­же­ния в за­ле, подчёркивая труд­но­сти, с ко­то­ры­ми при­хо­дит­ся стал­ки­вать­ся в жиз­ни заи­каю­щим­ся лю­дям. Врач ав­то­ри­тет­но за­яв­ля­ет, что ме­ди­ци­на даёт воз­мож­ность вер­нуть им пра­виль­ную и сво­бод­­ную речь.

За­тем врач-пси­хо­те­ра­певт рас­ска­зы­ва­ет о сущ­но­сти заи­ка­­ния, о том, как и по­че­му оно воз­ни­ка­ет, разъ­яс­ня­ет воз­мож­­ность его уст­ра­не­ния гип­но­зом. Не­об­хо­ди­мо обя­за­тель­но объ­яс­нить заи­каю­щим­ся, по­че­му ле­че­ние, ко­то­рое они про­хо­­д­или рань­ше, не во­зы­ме­ло долж­но­го эф­фек­та.

К. М. Дуб­ров­ский вну­ши­тель­но и об­раз­но го­во­рит о си­ле сло­ва, ко­то­рое не толь­ко слу­жит сред­ст­вом ком­му­ни­ка­ции ме­ж­­ду людь­ми, но и мо­жет иметь фи­зио­ло­ги­че­ское, а сле­до­ва­тель­­но, и ле­чеб­ное зна­че­ние. Для де­мон­ст­ра­ции про­во­дят­ся про­бы на вну­шае­мость. Фик­си­ру­ет­ся вни­ма­ние на мо­гу­ще­ст­вен­ной си­ле сло­ва пси­хо­те­ра­пев­та.

За­тем на­чи­на­ет­ся сле­дую­щий этап ле­че­ния. Ка­ж­дый па­ци­­ент в при­сут­ст­вии всех ин­ди­ви­ду­аль­но про­ве­ря­ет­ся на вну­шае­­мость по раз­лич­ным тес­там (не­воз­мож­ность раз­жать ру­ки, сжать паль­цы в ку­лак, па­де­ние вперёд, на­зад и т. д.). Эти тес­ты ока­зы­­в­ают боль­шое пси­хо­ло­ги­че­ское воз­дей­ст­вие на всех уча­ст­ни­­ков се­ан­са. По хо­ду се­ан­са К. М. Дуб­ров­ский вы­би­рал трёх па­­ц­ие­нтов, пред­ла­гая им со­гнуть ру­ки в лок­тях, раз­вес­ти паль­цы вее­ром и де­лал со­от­вет­ст­вую­щие вну­ше­ния:

«...Мак­си­маль­но раз­ве­ли паль­цы на ру­ках. Сей­час я дос­­ч­итаю до трёх, и ва­ши паль­цы оде­ре­ве­не­ют. На­пря­же­­ние растёт, смот­ри­те на свои ру­ки, вы ви­ди­те, как ва­ши паль­цы на­пря­же­ны и де­ла­ют­ся де­ре­вян­ны­ми... не­под­­ви­жн­ыми... Ва­ши паль­цы как гвоз­ди... Ру­ки оце­пе­не­ли... Ва­ши ру­ки под­чи­ня­ют­ся толь­ко мо­им ко­ман­дам... Вы не в си­лах сжать паль­цы в ку­лак... Чем силь­нее вы хо­ти­­те сжать их в ку­лак, тем силь­нее они на­пря­га­ют­ся... ...Раз... Врач лег­ко по­сту­ки­ва­ет сво­им паль­цем по напряжённым паль­цам па­ци­ен­та... Паль­цы как гвоз­ди... их не со­гнуть... При­кос­но­ве­ние мо­ей ру­ки к ва­шим паль­цам уси­ли­ва­ет в них на­пря­же­ние...

...Два... Паль­цы за­сты­ва­ют в та­ком по­ло­же­нии... на­сту­­п­ает пол­ное оде­ре­ве­не­ние... пол­ное оце­пе­не­ние... ...Три... Паль­цы как гвоз­ди... их не со­гнуть... они вы­тя­­н­утые... ров­ные... не­под­виж­ные... С это­го мо­мен­та вы не в си­лах сжать паль­цы в ку­лак... Про­буй­те... у вас ни­­ч­его не по­лу­чит­ся...»

 

                        

                          Рис. 41

 

Па­ци­ен­ты пы­та­ют­ся сжать паль­цы в ку­лак, но они не дви­­г­аю­тся. По­сле че­го врач де­ла­ет сле­дую­щее вну­ше­ние:

«...Я при­ка­са­юсь сво­ей ру­кой к ва­шим паль­цам на пра­вой ру­ке... и сни­маю с них на­пря­же­ние... Паль­цы ста­ли под­виж­ны­ми и лег­ко сги­ба­ют­ся... Паль­цы на пра­вой ру­ке под­виж­ные, а на ле­вой — как гвоз­ди... Про­буй­те сжи­мать паль­цы в ку­лак...»

Па­ци­ент с удив­ле­ни­ем об­на­ру­жи­ва­ет, что паль­цы на пра­вой ру­ке ста­ли по­слуш­ны­ми и лег­ко сжи­ма­ют­ся в ку­лак, а на ле­вой по-преж­не­му на­пря­же­ны и не­под­виж­ны.

Этот фе­но­мен К. М. Дуб­ров­ский ис­поль­зо­вал для то­го, что­бы фик­си­ро­вать вни­ма­ние па­ци­ен­та на мо­гу­ще­ст­вен­ной си­ле сло­ва вра­ча, а так­же же­лая по­ка­зать заи­каю­щим­ся па­ци­ен­там свои воз­мож­но­сти воз­дей­ст­во­вать на их пси­хи­ку и мы­шеч­ное на­пря­же­ние. Он ещё раз подчёркивал, что сло­во об­ла­да­ет ог­­ро­мной си­лой — с его по­мо­щью мож­но об­ра­до­вать и огор­чить, ус­по­ко­ить, за­гип­но­ти­зи­ро­вать и из­ле­чить. На­при­мер, ес­ли сло­во вра­ча спо­соб­но вы­звать оде­ре­ве­не­ние рук, за­ста­вить че­ло­­в­ека па­дать на­зад, то точ­но так же сво­им сло­вом и од­ним при­­ко­сн­ов­ен­ием сво­ей ру­ки он смог снять на­пря­же­ние, спаз­мы мышц на пра­вой ру­ке. И та­ким же об­ра­зом од­ним при­кос­но­ве­­н­ием сво­ей ру­ки к их го­ло­ве он смо­жет снять их заи­ка­ние и спаз­мы мышц ли­ца, рас­ко­вать их речь и от­крыть путь к но­вой, пра­виль­ной ре­чи. Все эти тес­ты и вну­ше­ния вы­зы­ва­ют у па­ци­­е­нтов со­стоя­ние по­вы­шен­но­го эмо­цио­наль­но­го на­пря­же­ния. В даль­ней­шем по хо­ду се­ан­са врач вы­страи­ва­ет па­ци­ен­тов в ше­рен­гу вдоль сте­ны на рас­стоя­нии по­лу­ша­га и даёт ус­та­нов­ку:

«...Нос­ки и пят­ки по­ста­вить плот­но... ру­ки по швам... го­ло­ву слег­ка за­про­ки­нуть на­зад... И вни­ма­тель­но слу­шать мой го­лос...»

За­тем врач об­ра­ща­ет­ся к ау­ди­то­рии: «Под­го­тов­ка к се­ан­су за­кон­чи­лась. А те­перь, пе­ред тем как на­чать сня­тие заи­ка­ния, я про­ве­ду про­вер­ку со­стоя­ния их нерв­ной сис­те­мы на дан­ный мо­мент». По­сле этих слов он, обер­нув­шись к па­ци­ен­там, гром­ко ко­ман­ду­ет:

«...Вни­ма­ние!.. Смир­но... Смот­реть толь­ко мне в гла­за... Ни на се­кун­ду в сто­ро­ну, толь­ко на ме­ня!.. Сей­час я по­­до­йду к ка­ж­до­му из вас... по­ло­жу ру­ки на ва­шу го­ло­ву... и вы под влия­ни­ем мое­го взгля­да... упадёте на­зад, на стен­ку...»

Как толь­ко па­ци­ент на­чи­на­ет па­дать на­зад, де­ла­ет­ся им­пе­­р­ати­вное вну­ше­ние:

«...Заи­ка­ние сня­то... Его боль­ше нет!.. Речь бу­дет чёткой... гром­кой... плав­ной!..

...Я раз и на­все­гда сни­маю с вас заи­ка­ние, как ста­рый из­но­шен­ный сюр­тук!..

 

                 

                  Рис. 42

 

…Те­перь ты бу­дешь все­гда го­во­рить сво­бод­но!.. ...Ты чув­ст­ву­ешь гро­мад­ное об­лег­че­ние!.. С те­бя со­рва­­ны пу­ты труд­ной ре­чи!.. Ты сво­бод­ный че­ло­век, со сво­­бо­дной рас­ко­ван­ной ре­чью!»

На­чи­нать сда­чу эк­за­ме­на сле­ду­ет с боль­ных, от ко­то­рых мож­но ожи­дать хо­ро­шей отражённой и диа­ло­ги­че­ской ре­чи. Пер­вые фра­зы, а за­тем и бо­лее развёрнутые вы­ска­зы­ва­ния, произнесённые та­ким боль­ным без заи­ка­ния, не толь­ко ок­ры­ля­ют его са­мо­го, но и ока­зы­ва­ют ак­ти­ви­зи­рую­щее воз­дей­ст­вие на ле­чеб­ную груп­пу и всю ау­ди­то­рию в це­лом, ро­ж­да­ют в па­ци­ен­­тах чув­ст­во уве­рен­но­сти в сво­их си­лах и в ус­пе­хе ле­че­ния. Все, что го­во­рит­ся в про­цес­се се­ан­са, — ле­чеб­ные вну­ше­ния спе­ци­­ал­иста и речь боль­но­го — все это долж­но быть ок­ра­ше­но по­ло­­ж­ител­ьн­ыми, ра­до­ст­ны­ми эмо­ция­ми. Это раз­ре­ша­ет со­стоя­ние пси­хо­ло­ги­че­ской напряжённости, пред­ше­ст­во­вав­шее мо­мен­ту вну­ше­ния.

В по­след­нее вре­мя, ру­ко­во­дству­ясь мно­го­лет­ним опы­том про­ве­де­ния ука­зан­ной про­це­ду­ры, фор­му­лу вну­ше­ния, ад­ре­со­­ва­нную всей груп­пе, мы про­из­но­сим гром­ким, напряжённым го­ло­сом, а ин­ди­ви­ду­аль­ное вну­ше­ние — шёпотом, гля­дя пря­мо в гла­за со­бе­сед­ни­ку на близ­ком рас­стоя­нии. Та­кой пе­ре­ход от гром­ко­го го­ло­са к шёпоту по­мо­га­ет дли­тель­ное вре­мя кон­­це­нтр­ир­овать вни­ма­ние ле­чеб­ной груп­пы и за­ла на про­во­ди­­мой ра­бо­те, ни на ми­ну­ту не по­зво­ля­ет ко­му-ли­бо от­влечь­ся от то­го, что де­ла­ет и го­во­рит спе­циа­лист.

Тест с па­де­ни­ем на­зад и им­пе­ра­тив­ным вну­ше­ни­ем про­во­­ди­тся с ка­ж­дым па­ци­ен­том ин­ди­ви­ду­аль­но. За­тем на­сту­па­ет важ­ный и тор­же­ст­вен­ный мо­мент — сда­ча эк­за­ме­на на но­вую, пра­виль­ную речь. При сда­че эк­за­ме­на врач ре­ко­мен­ду­ет па­ци­­е­нтам вы­пол­нять не­сколь­ко «зо­ло­тых пра­вил ре­чи»:

1. Смот­реть пря­мо в гла­за вра­чу.

2. Пре­ж­де чем ска­зать, на­до сде­лать вдох и го­во­рить на вы­до­хе.

3. На­до го­во­рить плав­но и уве­рен­но.

По­дой­дя к од­но­му из па­ци­ен­тов, К М. Дуб­ров­ский ко­манду­ет

« ..Вни­ма­ние! Смот­реть в гла­за... Го­во­ри­те гром­ко... Я мо­гу!.. Мы мо­жем!.. Че­ло­век все мо­жет!..»

За­тем он по­во­ра­чи­ва­ет па­ци­ен­та ли­цом к ау­ди­то­рии и даёт ему ус­та­нов­ку на сда­чу эк­за­ме­на на весь зал.

Чёткая и гром­кая речь па­ци­ен­та без за­пи­нок и со­пут­ст­вую­­щих дви­же­ний про­из­во­дит ог­ром­ное впе­чат­ле­ние на дру­гих па­ци­ен­тов и род­ст­вен­ни­ков, си­дя­щих в за­ле. И они ап­ло­дис­­ме­нт­ами по­здрав­ля­ют с ус­пеш­ной сда­чей эк­за­ме­на быв­ше­го заи­каю­ще­го­ся.

Врач тор­же­ст­вен­но по­здрав­ля­ет па­ци­ен­та, жмёт ему ру­ку, по­сле че­го на­кла­ды­ва­ет «мол­ча­ние на су­тки». Боль­ной мо­жет об­щать­ся с род­ст­вен­ни­ка­ми толь­ко пись­мен­но.

На сле­дую­щий день про­во­дит­ся вто­рой се­анс гип­но­за «по сня­тию мол­ча­ния» и ук­ре­п­ле­нию но­вой, пра­виль­ной ре­чи.

Се­анс гип­но­за по «од­но­мо­мент­но­му сня­тию заи­ка­ния» очень сло­жен по сво­ей струк­ту­ре. Ис­поль­зу­ют­ся раз­но­об­разные пси­хо­те­ра­пев­ти­че­ские приёмы: ме­тод «ри­ко­ше­та», им­пе­­р­ати­вное вну­ше­ние на­яву и в гип­но­ти­че­ском тран­се, а так­же со­­зд­ание стрес­са с приёмами опо­сре­до­ва­ния и по­тен­ци­ро­ва­ния. Та­кие се­ан­сы долж­ны про­во­дить­ся толь­ко в груп­пах из 10 — 12 че­ло­век и в при­сут­ст­вии ау­ди­то­рии, что создаёт по­ло­жи­тель­­ный эмо­цио­наль­ный на­строй у па­ци­ен­та.

В даль­ней­шем на­зна­ча­ет­ся курс ло­го­пе­ди­че­ских за­ня­тий, ко­то­рые че­ре­ду­ют­ся с обыч­ны­ми се­ан­са­ми груп­по­вой пси­хо­­т­ер­апии, на­прав­лен­ны­ми на за­кре­п­ле­ние но­вой, пра­виль­ной ре­чи.

Так зна­чит, ле­че­ние про­ис­хо­дит не од­но­мо­мент­но? Ра­зу­ме­­е­тся, «раз­ре­ше­ние» от заи­ка­ния в один мо­мент не про­ис­хо­дит. Од­но­мо­мент­ность со­сто­ит в том, что заи­каю­щий­ся, ис­под­воль, за­ра­нее (и не в один день) под­го­тов­лен­ный спе­циа­ли­ста­ми, в ка­кой-то один мо­мент (при куль­ми­на­ции ле­чеб­но­го воз­дей­­с­твия) вдруг чув­ст­ву­ет се­бя но­вым че­ло­ве­ком, с но­вой ре­чью, но­вы­ми взгля­да­ми на се­бя и на ок­ру­жаю­щих. Но по­сле пер­во­­го ощу­ще­ния ещё срав­ни­тель­но дол­го бу­дет про­дол­жать­ся про­цесс ут­вер­жде­ния и за­кре­п­ле­ния но­вых взгля­дов и на­вы­ков. Ему не­об­хо­ди­мо вы­пол­нять спе­ци­аль­ные ре­че­вые уп­раж­не­ния, что­бы са­мо­стоя­тель­но нау­чить­ся и все­гда поль­зо­вать­ся но­вой ре­чью, по-но­во­му вес­ти се­бя в об­ще­нии с ок­ру­жаю­щи­ми.

В на­стоя­щее вре­мя мно­гие спе­циа­ли­сты в ком­плек­се сво­ей ле­чеб­но-пе­да­го­ги­че­ской ра­бо­ты с заи­каю­щи­ми­ся под­ро­ст­ка­ми и взрос­лы­ми (ма­лень­ким де­тям это про­ти­во­по­ка­за­но) ис­поль­­з­уют приёмы, пред­ло­жен­ные К. М. Дуб­ров­ским.

Ка­зи­мир Мар­ко­вич лю­бил при­во­дить сле­дую­щее срав­не­ние: «Есть мно­го спо­со­бов при­го­тов­ле­ния раз­лич­ных блюд из яй­ца, но вна­ча­ле яй­цо на­до раз­бить». Он счи­тал, что вна­ча­ле очаг за­­ик­ания дол­жен быть «раз­бит», а в даль­ней­шем мо­гут про­во­дить­­ся лю­бые ло­го­пе­ди­че­ские за­ня­тия.

В 1966 г. мне пред­ста­ви­лась воз­мож­ность лич­но по­зна­ко­­мит­ься и дол­гое вре­мя об­щать­ся с К. М. Дуб­ров­ским и не­од­но­к­ра­тно при­сут­ст­во­вать на его се­ан­сах по од­но­мо­мент­но­му сня­тию заи­ка­ния и ле­че­нию боль­ных от ал­ко­го­лиз­ма. Эти се­ан­сы по­ра­жа­ли во­об­ра­же­ние при­сут­ст­вую­щих те­ат­раль­но­стью и вы­­с­окой эф­фек­тив­но­стью, а так­же мас­тер­ст­вом вра­ча, доведённым до со­вер­шен­ст­ва. Че­рез час по­сле ле­че­ния па­ци­ен­ты, ко­­т­орые до это­го бы­ли не спо­соб­ны на­звать сво­его име­ни и фа­­м­илии вслух из-за труд­но­стей с ре­чью, гром­ко и уве­рен­но про­­и­зн­ос­или на весь зал: «Шур­ша, шу­мит ка­мыш... Мой но­мер те­­л­еф­она — три­ста три­дцать три». В за­ле не ос­та­ва­лось рав­но­душ­­ных к судь­бе этих боль­ных, к ле­че­нию и зву­ча­ли гром­кие, вос­тор­жен­ные ап­ло­дис­мен­ты, у не­ко­то­рых ро­ди­те­лей на гла­зах бы­ли сле­зы ра­до­сти.

К со­жа­ле­нию, в то вре­мя ме­ня ин­те­ре­со­ва­ли дру­гие на­прав­­л­ения и ас­пек­ты в при­ме­не­нии гип­но­за и не бы­ло дос­та­точ­но вре­ме­ни, что­бы про­во­дить эти се­ан­сы са­мо­стоя­тель­но. Од­на­ко ме­то­ди­ка и тех­ни­ка про­ве­де­ния се­ан­са гип­но­за К. М. Дуб­ров­с­ким про­из­ве­ла на ме­ня силь­ное впе­чат­ле­ние и ос­та­ви­ла не­за­­б­ыва­емый след в па­мя­ти на всю жизнь. Де­ви­зом К. М. Дуб­ров­­ск­ого бы­ло «Че­ло­век все мо­жет!».

И толь­ко спус­тя 20 лет, ко­гда я прошёл обу­че­ние эмо­цио­­нал­ьно-стрес­со­вой те­ра­пии у док­то­ра Дов­жен­ко, ко мне при­шло но­вое по­ни­ма­ние воз­мож­но­стей это­го ме­то­да. То­гда я ре­шил соз­дать свою ав­тор­скую ме­то­ди­ку ле­че­ния заи­каю­­щи­хся, ис­поль­зуя зна­ния и опыт, по­лу­чен­ные у А. Р. Дов­­же­нко. Я со­хра­нил струк­ту­ру и по­сле­до­ва­тель­ность дей­ст­вий во вре­мя се­ан­са, пред­ло­жен­ную К. М. Дуб­ров­ским, ис­поль­­з­овал свой мно­го­лет­ний опыт пуб­лич­ных вы­сту­п­ле­ний с де­­мо­нс­тр­ац­ией гип­но­за и кли­ни­че­ский опыт ра­бо­ты вра­чом-пси­хо­те­ра­пев­том. В ито­ге это по­зво­ли­ло мне соз­дать ав­тор­с­кую ме­то­ди­ку ле­че­ния заи­ка­ния гип­но­зом, опи­ра­ясь на зна­ния сво­их учи­те­лей.

На­по­ми­наю: осо­бен­но­стя­ми эмо­цио­наль­но-стрес­со­вой пси­хо­те­ра­пии при ле­че­нии заи­ка­ния яв­ля­ют­ся про­ве­де­ние се­­а­нса с от­кры­ты­ми гла­за­ми, для воз­дей­ст­вия вну­ше­ни­ем ис­поль­­з­уе­тся не­глу­бо­кое гип­но­ти­че­ское тран­со­вое со­стоя­ние. Груп­па со­сто­ит из 10 — 12 че­ло­век, се­анс про­дол­жа­ет­ся пол­то­ра ча­са, обя­за­тель­но в при­сут­ст­вии род­ст­вен­ни­ков.

Пер­вый се­анс ле­чеб­но­го гип­но­за по сня­тию заи­ка­ния мы про­во­дим в ак­то­вом за­ле на фо­не силь­но­го эмо­цио­наль­но­го на­­пр­яж­ения. В за­ле на­хо­дят­ся па­ци­ен­ты, ко­то­рые впер­вые при­­ех­али в центр на кон­суль­та­цию, а так­же их род­ст­вен­ни­ки.

 

                           

                        Рис. 43

 

По­мощ­ник вра­ча тор­же­ст­вен­но за­чи­ты­ва­ет всту­пи­тель­ное сло­во, где ко­рот­ко го­во­рит­ся о вра­че и ра­бо­те цен­тра. За­тем в зал по­фа­миль­но при­гла­ша­ют­ся па­ци­ен­ты, прие­хав­шие на ле­­ч­ение, их при­вет­ст­ву­ют вос­тор­жен­ны­ми ап­ло­дис­мен­та­ми. На сто­ле у вра­ча ле­жат цве­ты, принесённые па­ци­ен­та­ми. В за­ле создаётся об­щая при­под­ня­тая, ра­до­ст­ная, эмо­цио­наль­но на­сы­­ще­нная об­ста­нов­ка

За­тем в зал при­гла­ша­ет­ся врач-пси­хо­те­ра­певт, ко­то­рый об­­р­ащ­ает вни­ма­ние при­сут­ст­вую­щих на то, что речь — яв­ле­ние со­ци­аль­ное, по­это­му ле­че­ние заи­ка­ния долж­но про­во­дить­ся толь­ко в ус­ло­ви­ях кол­лек­ти­ва.

В груп­пе на­хо­дят­ся де­ти, ко­то­рые бы­ли не­од­но­крат­но трав­­м­ир­ов­аны гру­бо­стью ок­ру­жаю­щих из-за де­фек­та их ре­чи. И всё-таки не­ко­то­рых из них врач про­сит ещё раз на­звать своё имя, фа­ми­лию или про­чи­тать вслух текст...

Врач про­ве­ря­ет речь па­ци­ен­тов. Все при­сут­ст­вую­щие ви­дят и слы­шат, как му­чи­тель­но труд­но им даётся ка­ж­дое сло­во, ка­ж­­дая фра­за. При этом врач так­тич­но ис­поль­зу­ет эту си­туа­цию для соз­да­ния эмо­цио­наль­но­го на­пря­же­ния в за­ле. Подчёркивая труд­но­сти, с ко­то­ры­ми па­ци­ен­там при­хо­дит­ся стал­ки­вать­ся в жиз­ни, он со­об­ща­ет: «Се­го­дня на ва­ших гла­зах с этих де­тей будет сня­то заи­ка­ние. Че­рез час они бу­дут го­во­рить сво­бод­но и уве­рен­но, как мы с ва­ми»*.

_____________________________________________________________________________________

* Ме­то­ди­ка В. Г. Ев­ту­шен­ко ос­но­ва­на на под­хо­де К М. Дуб­ров­ско­го. Что­бы под­­чер­кнуть эту пре­ем­ст­вен­ность, мы со­чли воз­мож­ным со­хра­нить в тек­сте не­ко­то­рые по­­вт­оры.

 

 

               

            Рис. 44

 

За­тем па­ци­ен­ты рас­са­жи­ва­ют­ся на сту­лья, а врач са­дит­ся за стол, на ко­то­ром ле­жат цве­ты, и на­чи­на­ет се­анс гип­но­за.

Пер­вая часть се­ан­са про­во­дит­ся по ме­то­ду эмо­цио­наль­но-стрес­со­вой те­ра­пии с от­кры­ты­ми гла­за­ми.

«...Вни­ма­ние! Нос­ки и пят­ки по­ста­ви­ли вме­сте... Ру­ки по­ло­жи­ли на ко­ле­ни ла­до­ня­ми вниз... Ва­ши ру­ки долж­ны ле­жать сво­бод­но... Ни­ка­кой напряжённости в ру­ках и но­гах не долж­но быть... При­ня­ли удоб­ное, рас­слаб­лен­­ное по­ло­же­ние... Си­деть не­под­виж­но... как сей­час... на про­тя­же­нии все­го се­ан­са...

...Ка­ж­дый из вас дол­жен вы­брать од­ну точ­ку на мо­ей пе­­р­ен­ос­ице, и на про­тя­же­нии все­го се­ан­са смот­реть толь­ко мне в гла­за...»

Про­ис­хо­дит двой­ное на­ве­де­ние гип­но­ти­че­ско­го тран­са с ис­поль­зо­ва­ни­ем приёмов ди­рек­тив­но­го и эрик­со­нов­ско­го гип­­н­оза. Врач го­во­рит гром­ко, уве­рен­но, тор­же­ст­вен­ным го­ло­сом:

«...Вни­ма­ние!.. На­чи­наю се­анс ле­чеб­но­го гип­но­за по сня­тию с вас заи­ка­ния... мы­шеч­ных спаз­мов... и стра­ха пе­ред ре­чью!..

...Се­анс ле­чеб­но­го гип­но­за я бу­ду про­во­дить по выс­шей ста­дии, с от­кры­ты­ми гла­за­ми... Ни­ко­го из вас се­го­дня я усы­п­лять не бу­ду...»

По хо­ду се­ан­са врач рас­ска­зы­ва­ет о сущ­но­сти заи­ка­ния, о том, как и по­че­му оно воз­ни­ка­ет под воз­дей­ст­ви­ем стрес­сов:

«При­чи­на ва­ше­го за­бо­ле­ва­ния кро­ет­ся в про­жи­той ва­ми жиз­ни. Все вол­не­ния, пе­ре­жи­ва­ния, на­чи­ная с мо­мен­та ро­ж­де­ния, ос­тав­ля­ют след в ва­шей пси­хи­ке. Нет со­мне­­ния: в ва­шей жиз­ни про­изош­ло не­что та­кое, что по­дей­­с­тв­ов­ало на ва­шу пси­хи­ку и на­ру­ши­ло речь. Че­ло­век не мог ро­дить­ся та­ким не­сча­ст­ным».

 

Ука­зы­ва­ют­ся пу­ти и воз­мож­но­сти из­ле­че­ния от заи­ка­ния во вре­мя се­ан­са гип­но­за.

«Пом­ни­те: пол­но­му ус­пе­ху из­ле­че­ния от заи­ка­ния и не­­вр­озов спо­соб­ст­ву­ет то, что боль­ной дол­жен сам или с по­мо­щью вра­ча по-но­во­му осоз­нать дав­но за­бы­тое пе­­р­еж­ив­ание...

Имен­но соз­на­тель­ное вы­зы­ва­ние в па­мя­ти сле­дов дав­но за­бы­то­го пе­ре­жи­ва­ния как кон­крет­ной при­чи­ны ва­ше­­го за­бо­ле­ва­ния... яв­ля­ет­ся един­ст­вен­ным и глав­ным спо­­с­обом ле­че­ния заи­ка­ния...

Ис­це­ле­ние про­ис­хо­дит в ре­зуль­та­те от­реа­ги­ро­ва­ния и ус­­п­око­ения перевозбуждённых нерв­ных кле­ток моз­га...»

По хо­ду се­ан­са подчёркивается ле­чеб­ное воз­дей­ст­вие вну­­ш­ения и сло­ва на че­ло­ве­ка:

 «...Сло­во — это не­оце­ни­мый дар, ко­то­рый да­ла нам щед­рая при­ро­да... Ве­ли­ка его убе­ж­даю­щая си­ла, а в гип­­н­озе — в 100 раз вы­ше...»

В те­че­ние 45 ми­нут, ис­поль­зуя приёмы кос­вен­но­го и пря­­м­ого вну­ше­ния, врач создаёт у па­ци­ен­та по­зи­тив­ный на­строй на из­ле­че­ние, на ус­пех. По­сле та­ко­го пси­хо­те­ра­пев­ти­че­ско­го воз­дей­ст­вия он тор­же­ст­вен­но объ­яв­ля­ет:

«...А те­перь на­сту­пил важ­ный и тор­же­ст­вен­ный мо­мент сня­тия с вас заи­ка­ния. Оно бу­дет про­во­дить­ся стоя. Вста­ли и по­строи­лись так, как вы стоя­ли...»

 

Вто­рая часть се­ан­са гип­но­за про­во­дит­ся стоя. Па­ци­ен­ты ста­но­вят­ся ли­цом к за­лу и друг дру­га не долж­ны ка­сать­ся. За­тем врач пе­ре­хо­дит к де­мон­ст­ра­ции гип­но­ти­че­ских проб на вну­­ша­емость.

«...Мно­гие из вас ду­ма­ют, что сло­во не­об­хо­ди­мо толь­ко для об­ще­ния или об­ме­на мыс­ля­ми... А сло­во врача-гипнотизёра дей­ст­ву­ет ис­це­ляю­ще... Ни­кто из вас не зна­ет... но это так, это факт. Са­ма жизнь го­во­рит нам об этом...

...Не­ве­со­мое, не­зри­мое сло­во с ог­ром­ной си­лой влия­ет на мыс­ли, чув­ст­ва че­ло­ве­ка... вос­ста­нав­ли­вая его речь... ...Сей­час я про­де­мон­ст­ри­рую си­лу воз­дей­ст­вия мое­го сло­ва на че­ло­ве­ка с ле­чеб­ной це­лью, а так­же про­ве­рю ва­шу го­тов­ность к ле­че­нию...»

Врач де­мон­ст­ри­ру­ет 11 раз­ных по слож­но­сти гип­но­ти­че­с­ких приёмов, что­бы на­гляд­но по­ка­зать си­лу сво­его гип­но­ти­­ч­еск­ого воз­дей­ст­вия на че­ло­ве­ка. Это зна­чи­тель­но по­вы­ша­ет до­ве­рие па­ци­ен­та к вра­чу и его ве­ру в ус­пеш­ное вос­ста­нов­ле­­нии ре­чи.

Часть проб на вну­шае­мость про­во­дит­ся с при­ме­не­ни­ем вер­­бал­ьных вну­ше­ний, а за­тем врач пе­ре­хо­дит к взаи­мо­дей­ст­вию с па­ци­ен­том на бес­соз­на­тель­ном уров­не, ис­поль­зуя взгляд, жест и син­хрон­ное ды­ха­ние. С по­мо­щью этих тес­тов он ещё раз про­­в­ер­яет го­тов­ность па­ци­ен­та к ле­че­нию, уг­луб­ля­ет его тран­совое со­стоя­ние с по­мо­щью спе­ци­аль­ной тех­ни­ки ды­ха­ния.

Де­мон­ст­ра­ция проб на вну­шае­мость ока­зы­ва­ет боль­шое пси­­х­ол­ог­ич­еское воз­дей­ст­вие на тех па­ци­ен­тов, ко­то­рые впер­вые прие­ха­ли в центр и си­дят в за­ле, что­бы по­зна­ко­мить­ся с ме­то­­дом ле­че­ния. Они са­ми ви­дят и слы­шат, как вос­ста­нав­ли­ва­ет­ся речь у про­шед­ших ле­че­ние, а это уже ре­аль­ность, ко­то­рая мо­­б­ил­из­ует их во­лю. Кро­ме то­го, это спо­соб­ст­ву­ет соз­да­нию со­­о­тве­тс­тву­ющей эмо­цио­наль­ной об­ста­нов­ки на се­ан­се. По­сле де­мон­ст­ра­ции гип­но­ти­че­ских тех­ник врач даёт сле­дую­щую ус­­т­ано­вку.

«...Так же, как од­ним при­кос­но­ве­ни­ем сво­ей ру­ки к го­­л­ове я вы­зы­ваю па­де­ние че­ло­ве­ка на­зад, точ­но так же од­ним при­кос­но­ве­ни­ем сво­ей ру­ки я сни­маю с вас заи­­к­ание, мы­шеч­ные спаз­мы, страх пе­ред ре­чью!.. Речь бу­дет чёткая, яс­ная!..»

 

                             

                             Рис. 45

 

Ка­ж­дый па­ци­ент под­хо­дит к вра­чу, он де­лае­те определённые пас­сы, уг­луб­ляя гип­но­ти­че­ский транс, и про­во­дит спе­ци­­ал­ьный ри­ту­ал по сня­тию с не­го заи­ка­ния:

 «...Я сни­маю с те­бя заи­ка­ние!.. Мы­шеч­ные спаз­мы!.. Страх пе­ред ре­чью на­все­гда!.. Речь бу­дет чёткая... яс­ная!.. Ты те­перь здо­ро­вый че­ло­век!..»

Про­де­лав эту про­це­ду­ру с ка­ж­дым из па­ци­ен­тов, врач со­об­­щ­ает всем при­сут­ст­вую­щим, что на­сту­пил са­мый важ­ный и тор­­ж­ес­тве­нный мо­мент в их жиз­ни:

«...Имен­но сей­час произойдёт то, о чем вы меч­та­ли дол­гие го­ды... Вы ус­лы­ши­те свою но­вую, пра­виль­ную речь...»

 

При сда­че эк­за­ме­на врач ре­ко­мен­ду­ет па­ци­ен­там вы­пол­нять че­ты­ре «зо­ло­тых пра­ви­ла ре­чи»:

1. При раз­го­во­ре смот­реть в гла­за то­му, с кем го­во­ри­те: до­ма — ро­ди­те­лям, в шко­ле — учи­те­лям, на ули­це — друзь­ям и то­­в­ар­ищам.

2. Пре­ж­де чем ска­зать, на­до сде­лать вдох и го­во­рить на вы­до­­хе.

3. Го­во­рить сле­ду­ет плав­но и уве­рен­но, де­лая ко­рот­кие ос­та­­но­вки в ре­чи. То­гда са­мое труд­ное, са­мое длин­ное пред­ло­­ж­ение вы смо­же­те про­из­не­сти сво­бод­но.

4. Пре­ж­де чем ска­зать, на­до по­стро­ить пред­ло­же­ние мыс­лен­­но, а по­том про­из­но­сить.

 

Врач под­хо­дит к па­ци­ен­ту и даёт ус­та­нов­ку:

«...Смот­реть мне в гла­за... Сде­ла­ли вдох... Го­во­рить на вы­до­хе... гром­ко и уве­рен­но...

...Я мо­гу!.. Мы мо­жем!.. Че­ло­век все мо­жет!.. Мы са­ми все мо­жем!.. Мы са­ми все мо­жем го­во­рить те­перь!..»

За­тем па­ци­ент по­во­ра­чи­ва­ет­ся ли­цом к за­лу и са­мо­стоя­тель­­но сдаёт эк­за­мен все­му за­лу:

«...Даю че­ст­ное сло­во, все­гда и вез­де... го­во­рить гром­ко, чётко, уве­рен­но!.. Я те­перь здо­ро­вый че­ло­век!.. На всю жизнь!»

 

Зал при­вет­ст­ву­ет его бур­ны­ми ап­ло­дис­мен­та­ми. Это вы­зы­­в­ает не­за­бы­вае­мые впе­чат­ле­ния у всех при­сут­ст­вую­щих, в за­ле создаётся осо­бая ат­мо­сфе­ра ра­до­сти, ус­пе­ха. Ро­ди­те­ли по­ло­жи­­тел­ьным эмо­цио­наль­ным на­стро­ем под­дер­жи­ва­ют сво­их де­тей, по­мо­гая им об­рес­ти уве­рен­ность в сво­их си­лах, из­ба­вить­ся от стра­ха пе­ред ре­чью.

Врач тор­же­ст­вен­но по­здрав­ля­ет па­ци­ен­та с ус­пеш­ной сда­чей эк­за­ме­на и его но­вой ре­чью, жмёт ему ру­ку. По­сле че­го на­кла­ды­­в­ает «мол­ча­ние на су­тки», объ­яс­няя всем при­сут­ст­вую­щим:

«...Те­перь их нерв­ные клет­ки моз­га чис­тые, спо­кой­ные, как у новорождённого... Ни­ка­ких ре­че­вых на­гру­зок... Су­тки мол­чать!..»

И спе­ци­аль­ным пас­сом на­кла­ды­ва­ет мол­ча­ние. Боль­ной мо­жет об­щать­ся с род­ст­вен­ни­ка­ми толь­ко пись­мен­но.

 

                           

                           Рис. 46

 

Ко­гда по­след­ний па­ци­ент сдаст эк­за­мен на но­вую речь, врач под­во­дит в ито­ги:

«Ка­ж­дый из вас се­го­дня по-сво­ему ус­пеш­но спра­вил­ся с эк­за­ме­ном на пра­виль­ную и сво­бод­ную речь. Пе­ред ва­ми те­перь от­кры­ты все пу­ти! Вы те­перь здо­ро­вые лю­ди!..»

Весь зал ещё раз гром­ки­ми и вос­тор­жен­ны­ми ап­ло­дис­мен­­т­ами по­здрав­ля­ет па­ци­ен­тов с ус­пеш­ной сда­чей эк­за­ме­на на но­вую речь. Все рас­ста­ют­ся до сле­дую­ще­го ут­ра, ко­гда бу­дет проведён вто­рой се­анс гип­но­за по сня­тию на­ло­жен­но­го на них вра­чом мол­ча­ния и ук­ре­п­ле­нию но­вой ре­чи.

За­тем врач при­сту­па­ет к про­ве­де­нию проб на вну­шае­мость у тех па­ци­ен­тов, ко­то­рые се­го­дня прие­ха­ли в центр впер­вые и при­сут­ст­во­ва­ли в за­ле на се­ан­се. Ка­ж­дый па­ци­ент про­хо­дит тест «Па­де­ние на­зад». Ес­ли па­ци­ент прошёл тест ус­пеш­но, то про­­в­оди­тся ин­ди­ви­ду­аль­ная кон­суль­та­ция и ло­го­пе­ди­че­ское ис­сле­­д­ов­ание его ре­чи.

 

На вто­рой се­анс при­хо­дят толь­ко те па­ци­ен­ты, на ко­то­рых бы­ло на­ло­же­но мол­ча­ние, в со­про­во­ж­де­нии род­ст­вен­ни­ков.

По­мощ­ник вра­ча рас­са­жи­ва­ет па­ци­ен­тов в за­ле и за­чи­ты­ва­­ет им пись­ма от па­ци­ен­тов, ко­то­рые про­шли ле­че­ние от заи­ка­­ния в цен­тре.

В пер­вой час­ти се­ан­са врач на­во­дит гип­но­ти­че­ский транс. За­тем де­ла­ют­ся вну­ше­ния на за­кре­п­ле­ние дос­тиг­ну­тых ре­зуль­­т­атов ре­чи:

«...Вы те­перь здо­ро­вые лю­ди. Все­гда и вез­де вы бу­де­те го­во­рить толь­ко по-но­во­му... гром­ко и уве­рен­но, ис­пы­­т­ывая чув­ст­во ра­до­сти и гор­до­сти за свою но­вую речь...»

Кро­ме то­го, даётся ус­та­нов­ка на даль­ней­шие ре­гу­ляр­ные и ак­тив­ные тре­ни­ров­ки до­ма, что­бы за­кре­пить но­вую пра­виль­­ную речь.

 

На­чи­на­ет­ся вто­рая часть се­ан­са гип­но­за. Она про­во­дит­ся стоя. Врач сни­ма­ет с па­ци­ен­тов на­ло­жен­ное им мол­ча­ние. Па­­ц­ие­нты ещё раз сда­ют эк­за­мен на пра­виль­ную речь. При этом врач подчёркивает:

«...Вы пре­одо­ле­ли все труд­но­сти на пу­ти к но­вой... пра­­вил­ьной ре­чи... Вы вы­шли на ши­ро­кую до­ро­гу... но­вой жиз­ни... Пе­ред ва­ми те­перь от­кры­ты... все пу­ти... Вы те­перь здо­ро­вые лю­ди!..»

 

В кон­це се­ан­са врач на­по­ми­на­ет о том, как важ­но в даль­­не­йшем со­блю­дать ре­жим и про­во­дить тре­ни­ров­ку для за­кре­п­­л­ения но­вой пра­виль­ной ре­чи.

 

Ре­ко­мен­да­ции

1. По­сле се­ан­са гип­но­за три дня го­во­рить шёпотом. В те­че­ние трёх не­дель ре­че­вые на­груз­ки долж­ны быть ми­ни­маль­ны­ми.

2. В те­че­ние трёх ме­ся­цев во вре­мя раз­го­во­ра дер­жать под язы­ком кос­точ­ку от виш­ни.

3. В те­че­ние трёх ме­ся­цев два раза в день (ут­ром и ве­че­ром) по 10 ми­нут чи­тать вы­ра­зи­тель­но вслух текст, стоя пе­ред зер­­к­алом.

4. Еже­днев­но ве­че­ром пе­ред сном, ле­жа в по­сте­ли, рас­сла­бить мыш­цы ли­ца, шеи, рук и по­вто­рить фор­му­лу са­мо­вну­ше­­ния: «Бу­ду го­во­рить мед­лен­но, сво­бод­но».

5. Ка­ж­дое ут­ро де­лать за­ряд­ку, при­ни­мать душ.

6. Ка­ж­дый день за­ни­мать­ся ды­ха­тель­ной гим­на­сти­кой и ра­­б­отать над ар­ти­ку­ля­ци­ей А-О-У-И-Е-Э.

7. За­ня­тие с ло­го­пе­дом по мес­ту жи­тель­ст­ва.

8. В те­че­ние го­да филь­мов ужа­сов не смот­реть.

 

В те­че­ние четырёх лет ле­че­ние ло­го­нев­ро­за про­во­ди­лось так­же в цен­тре «Ура­ния» (Бу­да­пешт). Этот опыт под­твер­дил пра­­вил­ьность на­ших ме­то­ди­че­ских под­хо­дов к ре­ше­нию про­бле­­мы ло­го­нев­ро­за и воз­мож­ность про­ве­де­ния се­ан­сов гип­но­за для ино­стран­цев че­рез пе­ре­во­дчи­ка. На эф­фек­тив­но­сти ле­че­ния при­сут­ст­вие пе­ре­во­дчи­ка не ска­зы­ва­ет­ся, хо­тя его уча­стие в про­цес­се уве­ли­чи­ва­ет про­дол­жи­тель­ность се­ан­са. При про­ве­­д­ении се­ан­сов гип­но­за за гра­ни­цей для па­ци­ен­тов, не го­во­ря­­щих по-рус­ски, ча­ще ис­поль­зу­ют­ся приёмы не­вер­баль­но­го воз­­де­йс­твия на па­ци­ен­та.

Пред­ла­гае­мые в кни­ге гип­но­ти­че­ские техн­и­ки по­зво­ля­ют вве­сти па­ци­ен­та в гип­но­ти­че­ский транс без ак­тив­но­го уча­стия пе­ре­во­дчи­ка.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.