Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Словарь литературоведческих терминов 8 страница



Развитие характера вовсе не является непременным условием изображения человека в литературе. Не менее интересными могут быть характеры статичные, не меняющиеся. Как правило, такие характеры появляются в тех случаях, когда писателя интересует определенный тип личности, представляющий общественный интерес или замечательный полнотой проявления каких-либо ярких общечеловеческих качеств. Изображение таких характеров нередко насыщено деталями, подробностями.

В русской классической литературе сложившиеся характеры изображались тогда, когда писатели-реалисты стремились представить какую-либо историческую эпоху, общественную, бытовую или профессиональную среду. Статичные характеры нередко были как бы знаками эпохи или среды, быта, нравов и не имели самостоятельного значения.

Немало таких характеров в историческом романе Л. Н. Толстого «Война и мир»: это характеры исторических деятелей (Александр I, Наполеон, Кутузов) и вымышленных персонажей (Анна Павловна Шерер, старик Болконский, старшее поколение семьи Ростовых, Вера и Берг, семья Курагиных). Не меняются характеры персонажей Гоголя. В «Ревизоре» и «Мертвых душах» чиновники и Помещики представляют русское дворянство с его общественными и нравственными пороками. Писатель тщательно индивидуализирует своих персонажей, но при этом они остаются людьми вполне сложившимися, как бы «вросшими» в мир привычных отношений, в мир окружающих их вещей.

Иначе изображали характеры писатели-романтики. М.Ю. Лермонтов создал в поэме «Мцыри» яркий образ героя-бунтаря, неспособного к компромиссам. Это характер исключительный по глубине и тщательности психологической проработки. В то же время личность Мцыри — поразительно цельная, завершенная. Он — герой-символ, в котором автор выразил свои представления об определенном типе личности. Это личность пленника, стремящегося к абсолютной свободе, готового вступить в спор с судьбой даже ради глотка свободы.

Как видно из «Предисловия» к роману, в Печорине Лермонтов хотел представить «героя» своего времени. Характер Печорина, конечно, отражает эпоху и духовный облик дворянской элиты. Но изображение личности Печорина заставляет вспомнить не о реалистических, а о романтических принципах изображения характера. Печорин представляет не столько эпоху 1830-х гг. и дворянскую среду, сколько «самого себя». Он так же, как и Мцыри, характер исключительно цельный, хотя сложный и противоречивый. Духовный мир Печорина, однако, не развивается, противоречия и внутренние конфликты не приводят к изменениям в характере. Печорин показан в «вечном» разладе с самим собой и окружающими его людьми. Лермонтов стремился к полноте изображения уже сложившейся личности.

Художественная деталь — подробность пейзажа, портрета, интерьера или психологической характеристики героя, выделенная писателем среди всех других подробностей с целью подчеркнуть ее особое изобразительное, выразительное или символическое значение.

Описание природы, предметного мира, воссоздание внешнего
и внутреннего облика людей сопровождается, как правило, множеством подробностей (см., например, портреты и интерьеры в «Мертвых душах» Н.В.Гоголя, портретные и пейзажные зарисовки в романах И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого, М.А.Шолохова). Их смысл в том, чтобы представить явления природы, предметы или героев полно и разносторонне.

Функция художественных деталей существенно иная. Однаединственная деталь способна заменить целый ряд подробностей. В отличие от них, художественная деталь единична, нередко уникальна в своей изобразительно-выразительной функции.

Деталь фокусирует внимание читателя на том, что писателю кажется наиболее важным или характерным в природе, в человеке или в окружающем его предметном мире. Например, предметные детали в изображении кабинета Онегина («Гребенки, пилочки стальные, / Прямые ножницы, кривые / И щетки тридцати родов / И для ногтей и для зубов») выражают ироническое отношение автора к герою. В романе «Война и мир» Л.Н.Толстого яркими, запоминающимися портретными деталями являются «лучистые глаза» княжны Марьи Болконской, «короткая верхняя губка с усиками» маленькой княгини, жены Андрея Болконского.

В самом отборе, «усилении» некоторых подробностей, которые превращаются в художественные детали, проявляется авторское отношение к жизни и героям. Например, не раз упомянув о «знаке» застывшей, бездушной красоты Элен — ее голых, матово блестевших плечах, Толстой выразил свое негативное отношение к ней. Напротив, эпизод с «драдедамовым платком» Катерины Ивановны в «Преступлении и наказании» Ф.М.Достоевского свидетельствует о сочувственном отношении писателя к этой несчастной женщине.

Использование художественных деталей не только заменяет пространные, подробные описания, но и позволяет проследить динамику изменений, происходящих в человеке. Например, Толстой очень внимателен к глазам Наташи Ростовой. Нередко ему вполне достаточно указать на взгляд Наташи или выражение ее глаз, чтобы читатель получил представление о ее внутреннем состоянии, почувствовал мгновенную смену чувств: Наташа «взглянула на нее сквозь слезы смеха»; «не шевелясь и не дыша, блестящими глазами смотрела из своей засады»; «ее черные глаза смотрели на толпу, никого не отыскивая». Андрей Болконский «любовался на радостный блеск ее глаз».

Некоторые художественные детали становятся многозначными символами, имеющими психологический, социальный и философский смысл (таковы, например, «простертая рука» «кумира на бронзовом коне» в поэме А.С.Пушкина «Медный всадник», «футляр» в чеховском рассказе «Человек в футляре», «запах антоновских яблок» в рассказе И.А.Бунина «Антоновские яблоки»). Таких деталей немало и в романе «Война и мир» Л.Н.Толстого.

Художественная речь— языковая основа произведения, носитель смысла, важнейшая сторона формы литературного произведения. Это индивидуальная реализация в литературном произведении всех особенностей языка — фонетических, лексических, грамматических, синтаксических и стилистических.

Одна из таких особенностей — широкое использование не только лексических (словарных) значений слов, но и различных смысловых оттенков значения слов, разнообразных интонационно-синтаксических связей между словами. Художественная речь является не только логически выстроенной, но и образно-экспрессивной. Она использует все возможности языка, включая те, которые в других видах речи воспринимаются как неправильные и недопустимые.

Кроме того, в художественной речи все другие виды речи могут быть объектом изображения: деловая речь (если писателю необходимо включить в текст произведения деловое письмо или служебную записку), речь оратора, научная, публицистическая. Нередки случаи, когда в литературном произведении художественная речь дополняется публицистическими комментариями автора, как, например, в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».

В крупном произведении могут быть использованы все виды речи, так как художественная речь обладает необычайной гибкостью. Она менее формализована в сравнении с другими видами речи (кроме разговорной). В художественной речи могут использоваться социально-профессиональные диалекты, жаргон, сленг и даже ненормативная лексика. Все зависит от творческих задач писателя, от его представлений о пределах допустимого в использования языковых средств, от степени владения языком.

Элегия — древнейший и один из самых распространенных жанров мировой лирической поэзии. Элегия возникла еще в творчестве античных поэтов (Архилоха, Каллимаха, Катулла, Овидия). Представление о жанре почти за два тысячелетия сильно изменилось. Как видно из этимологии слова, в античной поэзии элегиями называли самые разнообразные стихотворения, написанные элегическим дистихом (двустишием). Ритм этой своеобразной строфической формы (сочетание строки гекзаметра и строки пентаметра) позволял поэтам выразить глубокие чувства и мысли.

Однако в дальнейшем жанр элегии утрачивает строгость формы. Важнейшими признаками жанра становятся особенности содержания: философские или исторические размышления, выражение скорби, печали, грусти и меланхолии, а иногда и более сложных видов лирической медитации: например, сочетания радости и грусти, бодрости и отчаяния. Эти жанровые признаки элегии оказались особенно важными для романтиков. В романтической лирике этот жанр стал как бы каноническим для поэтов, стремившихся передать определенный комплекс настроений. Русские романтики писали свои элегии преимущественно ямбом. Элегия в русской поэзии не имеет каких-либо формальных признаков. К жанру элегии может быть отнесено практически каждое стихотворение философско-медитативного плана, в котором отражены чувства и настроения тоски, грусти, отчаяния, разуверения, мысли о прошлом, воспоминания, сожаления.

Выдающимися русскими поэтами-элегиками были В.А.Жуковский, К.Н.Батюшков, А.С.Пушкин. Элегии создавали М.Ю.Лермонтов, Н.А.Некрасов, А.А.Фет, А.А.Блок, И.Ф.Анненский, С.А.Есенин и многие другие поэты XIX и XX вв.

Эпиграмма — один из самых распространенных в русской поэзии сатирических жанров. Это короткое стихотворение (иногда двустишие), пристрастно и зло высмеивающее какое-либо лицо или общественное явление.

В древнегреческой поэзии эпиграммами первоначально называли краткие стихотворные надписи самого различного характера. Современное понимание этого жанра восходит к сатирическим эпиграммам римских поэтов Ювенала и Марциала. Именно эпиграммы имел в виду А.С.Пушкин, называя сатиру «Ювеналовым бичом».

Для эпиграмм характерна не только краткость, афористичность, но и открытая субъективность, личное отношение поэта к предмету осмеяния. Человек или общественное явление предстают в неожиданном ракурсе. Например, в пушкинской эпиграмме на Александра I облик царя-самодержца меняется, отражая смену его общественно-политических ролей. Но в любой роли царь обнаруживает свое ничтожество. Сначала это трусливый капитан, затем «фрунтовый профессор», геройствующий на плацу во время парадов, и, наконец, «коллежский асессор», сменивший военный мундир на чиновничий:

Воспитанный под барабаном,

Наш царь лихим был капитаном:

Под Австерлицем он бежал,

В двенадцатом году дрожал,

Зато был фрунтовый профессор!

Но фрунт герою надоел —

Теперь коллежский он асессор

По части иностранных дел!


     Поэт, как этого требует жанр, создает словесное подобие карикатуры, отбрасывая малосущественные детали и подчеркивая,

В эпиграммах широко используется смысловой «сдвиг», позволяющий поэту не только выявить комические противоречия в объекте насмешки, но и показать абсурдность, бессмысленность самого его существования. В эпиграмме А.С.Пушкина на критика, «шута нарядного», осмелившегося судить о личных качествах поэта, обыгрывается смысл слов «пустой» и «полный». Критик измерен той же меркой, какую он приложил к поэту:

«Хоть, впрочем, он поэт изрядный,

Эмилий человек пустой».

— «Да ты чем полон, шут нарядный?

А, понимаю: сам собой;

Ты полон дряни, милый мой!»

 

Критическое суждение не просто отвергается, но и обессмысливается, становится абсурдным: о «пустоте» судит дрянь, гордая своей «полнотой». А «пустота» поэта превращается в иное, положительное, качество — в свободу от дряни, которой наполнен его критик.

Тематический диапазон эпиграмм необычайно широк. Объек тами осмеяния могут стать и отдельные качества человека, и события общественной жизни. Все зависит от цели поэта: ведь эпиграмма и «жалит», и «убивает», она может быть добродушноязвительной или беспощадно-злой.

В.Л.Пушкин, например, посылает стрелу своей эпиграммы в некоего Маркела — олицетворение злобы, человека недоброжелательного, «ядовитого»:

Змея ужалила Маркела.

— Он умер? Нет, змея, напротив, околела.

Эпилог — заключительный эпизод или эпизоды повествовательных произведений, отделенные от событий сюжета более или менее длительным промежутком времени. Обычно писатели указывают, сколько времени прошло после окончания основного действия. Так же, как и пролог, эпилог не является компонентом сюжета, хотя внешне напоминает сюжетную развязку действия.

Эпизоды, из которых состоит эпилог, удовлетворяют ожидания читателей, стремящихся узнать последующую судьбу героев, особенно если сюжет был сложным, насыщенным драматическими перипетиями. Однако этим роль эпилогов в произведении не исчерпывается. Подводя итоги жизни героев, писатели нередко определяют перспективы развития их характеров, включают в эпилоги собственные размышления различного характера — нравственные, исторические, философские. Многие эпилоги интегрируют важнейшие стороны смысла произведений, а не просто завершают повествование о событиях и героях.

Например, роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» завершается эпилогом, в котором читатель видит Раскольникова уже на каторге. «Со дня преступления его прошло почти полтора года», — замечает автор. Важные звенья биографии героя — суд и арестантский этап — опущены. Писатель только вкратце рассказывает о судопроизводстве, попутно отмечая, каким было состояние Раскольникова, как сложились судьбы его близких (матери, Дуни, Разумихина, Сони Мармеладовой).

Обширный эпилог, состоящий из двух частей, завершает роман Л.Н.Толстого «Войнаимир». «Прошло семь лет после 12-го года. Взволнованное историческое море Европы улеглось в свои берега», — так писатель обозначает два времени: историческое и бытийное. Первое заполнено событиями исторической и частной жизни, вместившимися в короткий промежуток между 1812 и 1819 гг. Об этом времени можно рассказывать, перечисляя собы-
тия, указывая на лица и факты: они доступны для понимания и анализа. Второе время — бытийное — трудно обозначить числом лет. Писатель находит свою «единицу измерения» — образную: он пишет об «историческом море» Европы, о непонятной и своенравной стихии, измеряемой не годами, а бурями и штилями, приливами и отливами. Это море, по убеждению Толстого, вечно, как вечно движение человеческого духа. Даже успокоившись на поверхности, «оно бурлило в глубине».

Эпитет — образная, эмоционально-выразительная характеристика предмета, явления, лица или события, выраженная, как правило, прилагательным с иносказательным значением. Эпитет обычно выполняет в предложении синтаксическую функцию определения, поэтому его можно считать образным определением.

Эпитеты особенно важны в поэтических описаниях, ведь в них не просто фиксируются объективные свойства предметов и явлений. Основная их цель — выразить отношение поэта к тому, о чем он пишет. Вот пример поэтического описания осени — стихотворение Ф.И.Тютчева:

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора —

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера...

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто все — простор везде, —

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде...

В этом отрывке даже такие, казалось бы, обычные, предметные определения, как «короткая пора», «тонкий волос», являются эпитетами, передающими эмоциональное восприятие Тютчевым ранней осени. Они как бы аккомпанируют ярким метафорическим эпитетам «день хрустальный», «лучезарны вечера», «бодрый серп», «на праздной борозде».

Эпитетами могут быть различные части речи, выполняющие в предложении функции определений (отглагольные прилагательные, причастия), обстоятельств образа действия (наречия, деепричастия), а также существительные-приложения.

Эпитеты, в отличие от обычных определений, всегда отражают индивидуальность писателя. Найти удачный, яркий эпитет для поэта или прозаика — значит точно определить свой неповторимый, уникальный взгляд на предмет, явление, человека.

В народной поэзии, чуждой личному авторству, широко распространены постоянные эпитеты: «дружинушка хоробрая», «красна девица», «синее море», «шелковое стремечко», «дорога прямоезжая», «конь добрый», «тучи черные», «поле чистое» и т.п.

Постоянные эпитеты указывают на типичный, постоянный признак предмета. Они часто не учитывают ситуации, в которой этот признак проявляется: ведь море не всегда «синее», а конь не всегда «добрый». Однако для певца или сказителя смысловые противоречия не являются помехой.

В произведениях писателей, опирающихся на традиции устного народного творчества, обязательно используются постоянные эпитеты. Немало их в поэмах М.Ю.Лермонтова «Песня про купца Калашникова» и Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», в стихотворениях Некрасова, Есенина. Особенно последовательным в использовании постоянных эпитетов является Лермонтов, их можно встретить едва ли не в каждой строке его поэмы:

Над Москвой великой, златоглавою,

Над стеной кремлевской белокаменной

Из-за дальних лесов, из-за синих гор,

По тесовым кровелькам играючи,

Тучки серые разгоняючи,

Заря алая подымается...

Все эпитеты в этом тексте взяты Лермонтовым из образного «словаря» народной поэзии.

Эпос — литературный род, в котором объектом изображения могут быть любые явления внешнего мира (люди, события, предметы) в их сложных отношениях и взаимосвязях, а также внутренний мир людей. Основа эпоса — повествование, в принципе не имеющее ограничений во времени и пространстве. Возможности изображения предметного мира, психологии людей, идей и настроений самих писателей тоже практически безграничны. Основные эпические жанры: роман, повесть, рассказ, новелла, поэма.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.