Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Словарь литературоведческих терминов 5 страница



В эпических произведениях природа часто является самостоятельным объектом изображения. Для эпического писателя мир природы — часть действительности, предметного мира, окружающего героев. Природа воздействует не только на поступки людей, но и на их психологическое состояние. В эпических произведениях, начиная с романтиков, широко используется психологический пейзаж.

Психологический пейзаж — один из видов пейзажа. В нем различные явления природы соотносятся с внутренним миром героев. В отличие от обычного пейзажа, воссоздающего обстановку действия или раскрывающего авторское отношение к природе (в эпических произведениях), психологический пейзаж необходим для того, чтобы создать представление о душевном состоянии людей.

В эпических произведениях могут использоваться несколько видов пейзажа. Пейзаж важен не только для характеристики внутреннего мира героев, но и для выражения авторской позиции, что особенно наглядно проявляется в произведениях писателей-романтиков. Например, в первой главе поэмы «Мцыри» М.Ю.Лермонтова дан традиционный для романтических поэм «пейзаж-развалины», сразу же создающий вполне определенное настроение, подчеркивающий жизнеспособность легенды о юноше-пленнике на фоне руин некогда процветавшего горного монастыря. Пейзаж является одним из средств выражения авторской позиции в ранних романтических произведениях М.Горького («Макар Чудра», «Старуха Изергиль» и др.).

В произведениях XIX и XX вв., действие в которых происходит в городе, появляется особый вид пейзажа — городской (урбанистический), нередко отодвигающий на второй план или вытесняющий традиционный пейзаж. Урбанистический пейзаж — это воссоздание городской среды. Яркие примеры такого рода находим в поэме А.С.Пушкина «Медный всадник», в повести Н.В.Гоголя «Шинель», в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». В этих произведениях воссоздан облик Петербурга. Сам город (его площади, улицы, центр и бедные окраины) становится не только местом, где разворачиваются события, но и важным фактором, влияющим на внутренний мир и философское самосознание героев. Вообще, «петербургская» тема принесла с собой резкое усиление значимости урбанистического пейзажа. В романах Л.Н. Толстого «Война и мир» и М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» воссоздана городская среда Москвы. Даже в лирических произведениях городской пейзаж с середины XIX в. начинает играть важную роль (стихотворения Н.А.Некрасова, А.А.Блока, В.В.Маяковского).

Персонаж(лицо, личность, личина) — этим словом называли маску, которую надевал   актер в древнеримском театре) — (действующее лицо, литературный герой) — человек в литературном произведении с его внешностью, поступками, поведением, речью, отношениями с другими персонажами.

Среди трех близких по значению терминов самым нейтраль ным, а потому и наиболее предпочтительным во многих случаях можно считать термин персонаж. Термин действующее лицо подчеркивает, что человек совершает какие-то поступки, действует, участвует в событиях. Этот термин используется чаще всего для обозначения людей в пьесах. В термине литературный герой (герой) многие теоретики находят нежелательный смысловой оттенок: указание на героическое в человеке, хотя реально в нем может и не быть никаких качеств героя. В самом деле, ничего героического нет в большинстве героев произведений русских писателей XIX века. Некоторых из них можно даже назвать не-героями или даже антигероями (Чичикова, Хлестакова, Раскольникова). Но с течением времени термин литературный герой утратил этот оттенок смысла, поэтому все три термина в практике анализа произведений используются как взаимозаменяемые.

В любом произведении (кроме лирических) персонажи делятся на центральных (главных) и второстепенных. Центральные персонажи показываются более подробно, они являются основными участниками событий, часто именно с ними связан замысел произведения. Изображение второстепенных персонажей более лаконично, их характеристики менее подробны, а роль в сюжете произведения ограничивается участием в небольшом количестве событий. Эпизодические персонажи часто служат для того, чтобы создать фон, обстановку действия. Они могут быть обрисованы всего лишь несколькими штрихами.

Одна из важных сторон произведения, составная часть его композиции — система персонажей. Этим термином определяются взаимоотношения персонажей, их участие в сюжете, ведь персонажи как бы «сцеплены» друг с другом, их могут связывать разнообразные отношения: любви, ненависти, симпатии или антипатии. Между персонажами могут возникать противоречия, конфликты. В системе персонажей раскрывается замысел писателя, его понимание отношений между людьми.

Система персонажей в произведении может меняться: в различных его частях, главах, действиях (в пьесах) участниками событий могут быть разные лица, между которыми возникают различные отношения. Меняется от главы к главе или от действия к действию соотношение центральных, второстепенных и эпизодических персонажей. Одни перестают участвовать в действии, другие, наоборот, появляются, становятся активными участниками событий.

Особое значение в системе персонажей имеют персонажиантиподы, то есть люди, вступающие в конфликт друг с другом (такой конфликт между центральными персонажами часто становится основой сюжета), противоположные по своим убеждениям, нравственным принципам. Такими персонажами являются, например, Гринев и Швабрин, Онегин и Ленский (если учитывать противоположность их характеров), Степан Калашников и Кирибеевич, Печорин и Грушницкий, Чацкий и Молчалин, Павел Петрович Кирсанов и Базаров.

Иногда персонажи-антиподы четко делятся на отрицательных и положительных, если автор выражает свое негативное отношение к одному из них и противопоставляет ему персонажа, воплощающего авторские представления о «должном», справедливом, нравственном или прекрасном. Деление персонажей на положительных и отрицательных широко представлено в произведениях классицистов, а также в произведениях с дидактической направленностью. В них писатели стремятся выразить свои представления о том, что «хорошо» и что «плохо» в человеке.

Большинство персонажей в произведениях русских писателей, даже если они и противопоставлены друг другу в сюжете или какими-то сторонами своей личности, не могут быть оценены как положительные или отрицательные по одной простой причине: само произведение, авторское отношение к этим людям не дает оснований для такой оценки. Авторы большинства романтических, реалистических и модернистских произведений избегают схематического противопоставления «хороших», «добродетельных», «идеальных» персонажей «плохим», «порочным», «низменным».

Иногда персонажи-антиподы оказываются антиподами мнимыми. Самый яркий пример находим в комедии Гоголя «Ревизор». Здесь мнимыми антиподами являются чиновники уездного города, стремящиеся обмануть ревизора, и Хлестаков, ревизор мнимый, созданный воображением самих испуганных чиновников.

Существенными для понимания драматургических произведений являются так называемые внесценические персонажи, то есть люди, которых нет на сцене и которые поэтому персонажами в буквальном смысле не являются. Однако их упоминают в разговорах или репликах, о них говорят с одобрением или осуждают. Такими внесценическими персонажами являются, например, в пьесе А.С.Грибоедова «Горе от ума» князь Федор, племянник княгини Тугоуховской («он химик, он ботаник, князь Федор, мой Племянник»), брат Скалозуба, бросивший службу и удалившийся в деревню читать книги. Гости Фамусова упоминают о них потому, что, по их мнению, эти люди — такие же сумасшедшие, как и Чацкий, это жертвы «учености» и книг. Вместе с тем существование этих людей доказывает, что Чацкий, который одинок на сцене, не одинок в жизни. Внесценические персонажи, упоминаемые в пьесах, как бы расширяют сценическую площадку, круг людей, изображенных в произведении. Они пунктирно связывают пьесу с более широким кругом людей и событий, с самой жизнью.

Портрет — воссоздание внешности персонажей эпических и драматургических произведений, внешнего облика людей в лирических стихотворениях (лицо, фигура, одежда, походка, жесты, манера держаться). Это один из основных приемов изображения человека в литературном произведении. Портрет, подчеркивая в человеке индивидуальные, неповторимые черты, является важным средством создания его образа.

Портретное описание относится к самым древним приемам словесного искусства. Уже в фольклорных произведениях изображение внешности людей использовалось не только для того, чтобы представить их. Портрет был средством авторской оценки героя (возвышающей, идеализирующей или негативной, уничижительной). В литературе обычный, «паспортный» портрет, представляющий человека, используется довольно широко. Однако в произведениях русских писателей Х1Х-ХХ вв. портретные описания несут чаще всего более значительную смысловую нагрузку. Портрет дает писателю широкие возможности для характеристики не только внешности, но и внутреннего мира человека, так как в облике человека всегда в большей или меньшей степени проявляются его взгляды на жизнь, характер, психологические особенности.

Психологический портрет — один из вариантов изображения внешности людей в литературе. В отличие от обычного портрета, главная цель которого — представить человека, психологический портрет связывает внешность героя с особенностями его внутреннего мира. Портретное описание указывает на состояние души героя, акцентирует внимание читателя на тех деталях внешнего облика человека, которые несут информацию о мыслях, чувствах, переживаниях и настроениях.

Существуют две разновидности психологического портрета:

1)в портретном описании может быть подчеркнуто соответствие внешности героя его внутреннему миру;

2)внешность героя и его внутренний мир соотносятся по принципу контраста.

Первая разновидность психологического портрета широко используется всеми писателями. Его основа — убеждение в том, что внешность человека — зеркало его души, особенно если это человек открытый, искренний, не умеющий или не желающий притворяться.

Даже в замкнутом, скрытном человеке внимательный наблюдатель может различить тайное, за внешностью-«маской» рассмотреть истинное «лицо». Классический пример такого портрета — психологический портрет Печорина в повести «Максим Максимыч» («Герой нашего времени»).

Портрет позволяет писателю обнаружить несоответствие внешнего облика героя его подлинным душевным качествам. Чаще всего под напускным равнодушием и спокойствием человека скрываются сильные страсти и волнения. Видимая бедность эмоций маскирует внутреннюю энергию, способность к глубоким переживаниям. Иногда это противоречие не сразу открывается читателю.

Портреты-зарисовки Татьяны — светской дамы в восьмой Главе романа «Евгений Онегин» напоминают статуи, расставленные в мастерской скульптора. Густая вуаль этикетно-дружелюбного светского общения скрывает ее подлинные переживания. Но это выясняется только в последней сцене, когда Онегин застает Татьяну плачущей над его письмом. Ему на мгновение показалось, что лед растаял. В этой по-домашнему одетой женщине он вдруг узнал прежнюю Татьяну, трогательную и прекрасную в искреннем проявлении чувств: «Княгиня перед ним, одна, / Сидит, не убрана, бледна, / Письмо какое-то читает / И тихо слезы льет рекой, / Опершись на руку щекой» (Глава восьмая, ХЬ).

Другой вариант контрастного портрета позволяет писателям сразу же обнаружить способность героя к «мимикрии» — защит-
ной реакции опытной и недоверчивой души. Так изображается, например, Андрей Болконский в романе Л. Н.. Толстого «Война и мир» (том первый, часть 1, гл. XXV). Наедине с самим собой князь, собирающийся нг> войну, не скрывает своих чувств:

« Лицо князя Андрея было очень задумчиво и нежно. Он, заложив руки назад, быстро ходил по комнате из угла в угол, глядя вперед себя, и задумчиво покачивал головой». Но облик Болконского мгновенно меняется, как только он Понимает, что его уединение будет нарушено. Перед нами — контрастный портрет, подчеркивающий обычную для героя потребность тщательно скрывать свое душевное состояние:

«Страшно ли было идти на войну, грустно ли бросить жену, — может быть, и то и другое, только, видимо, не желая, чтоб его видели в таком положении, услыхав шаги в сенях, он торопливо высвободил руки, остановился у стола, как будто увязывал чехол шкатулки, и принял свое всегдашнее спокойное выражение».

Поэма(от древнегреч. росета — творение) — стихотворный эпический жанр, в основе которого могут быть различные типы жанрового содержания: романический («Мцыри» и «Демон» М.Ю.Лермовтова, «Соловьиный сад» А.А.Блока, «Анна Онегина» С.А.Есенина), нравоописательный («Медный всадник» А.С.Пушкина, «Кому на Руси жить хорошо» Н.А.Некрасова; здесь этот тип жанрового содержания сочетается с другим — национально-историческим), национально-исторический («Песня про купца Калашникова» М.Ю.Лермонтова, «Двенадцать» А.А.Блока, «Реквием» А.А.Ахматовой).

Проблема(или проблематика, то есть совокупность проблем) — одна из сторон содержания литературных произведений. Как правило, даже в пределах одной темы, избранной писателем, возможна постановка самых различных проблем. Любое произведение является многопроблемным.

Проблематика произведения — это отбор, выделение, усиление в избранном материале (теме) таких сторон, которые кажутся писателю наиболее значимыми с социальной, идейной, нравственной и психологической точек зрения. В проблематике в большей степени, чем в тематике, отражается личность писателя, его жизненный опыт и мировоззрение.

Следует иметь в виду, что постановка проблем в литературном произведении отличается от постановки проблем в научном трактате или публицистическом произведении. В научном или публицистическом произведении проблемы должны быть точно и ясно сформулированы и рассмотрены с использованием всех необходп мых аргументов. В художественном произведении проблемы ставятся и раскрываются в образной форме.

Поэтому не следует искать точных логических формулировок и готовых ответов на поставленные вопросы. Писатели выделяют и усиливают в явлениях, людях или событиях то, что кажется им ^наиболее важным и значительным. Это особенно ясно видно в выборе персонажей, в характеристике их взаимоотношений (бытовых, социальных, идейных).

Даже если между произведениями существует тематическое сходство, то обязательно будут различия в постановке проблем и  их решении. Например, романы И.С.Тургенева «Отцы и дети», д.Г.Чернышевского «Что делать?» и Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» тематически близки. Во всех этих произведениях в центре внимания писателей, главной их темой является молодежь 60-х годов XIX в. Пожалуй, это была самая злободневная тема в 1860-е годы, когда и были созданы эти произведения.

Однако круг проблем, волнующих писателей в рамках избранной темы, весьма различен. Каждый из них по-своему трактует тему, выделяя в ней разные стороны и заостряя в избранном жизненном материале наиболее важные проблемы.

И.С.Тургенев считал наиболее важным идеологическое столкновение «отцов» и «детей». Он подчеркнул в традиционной -проблеме исторического спора двух поколений именно ее мировоззренческий и социальный смысл: Базаров представляет не просто поколение «детей». Он выразитель интересов новой социальной группы — разночинцев-демократов, поэтому с консервативными и либеральными «отцами» его разделяют не только возраст, но и понимание общества, мировоззрение, нравственные идеалы. Даже внешний облик и круг занятий Базарова отражают его пренебрежительное отношение к безнадежно устаревшим, по его мнению, моделям мышления и поведения.

Н.Г.Чернышевский в своем романе на первый план выдвинул совершенно иную проблему. Его интересовал вопрос, что может сделать молодежь 60-х годов в условиях, когда общество в целом очень консервативно, враждебно относится ко всему новому. При этом писатель взял сферу, в которой инерция старых представлений особенно сильна, — семью, отношения между мужчиной и женщиной. Ответ Чернышевского на вопрос, вынесенный в заглавие романа, таков: начать коренную ломку общества следует с семьи, с устаревшей семейно-бытовой морали. Современную проблематику писатель перевел в плоскость практических отношений между «новыми людьми», которые, по его мнению, совершенно нормальные люди, «не выше обыкновенного роста».

Ф.М.Достоевского интересовал религиозно-философский смысл нигилизма, распространившегося в среде радикальной молодежи. Он поставил вопрос о том, к чему может привести утрата веры в Бога и нравственной почвы. Писатель убежден, что «бунт» без Бога обречен: вседозволенность не просто асоциальна и аморальна, но и ведет к гибели личности.

При том, что некоторые второстепенные проблемы, поставленные писателями, могут быть схожими или созвучными, центральные проблемы этих произведений глубоко различны. Более

того, в романах Тургенева, Чернышевского и Достоевского ощутима и скрытая полемика между писателями. Тургенев — либерал и «идеалист», верный идеям просвещения и гуманизма, и Чернышевский — лидер революционной демократии 1850-х — 1860-х гг. — представляют два идеологических полюса того времени. Достоевский — «почвенник», глубоко религиозный человек — в юности прошел через увлечение социализмом, а после каторги и ссылки стал одним из самых ярых его противников.

Проблематика литературных произведений зависит от ряда факторов, среди которых на первом месте особенности мировоззрения, личности, жизненного опыта писателей. Постановка проблем и их решение определяются также представлениями писателей о сущности человека, о взаимоотношениях между людьми, об общественном развитии. Даже если писатели разрабатывают «вечные темы», их подход к ним, проблематика созданных ими произведений в немалой степени зависят от состояния общественной и идейной жизни. Тема для писателя — это всегда только лишь «поле», на котором каждый художник собирает свой «урожай» проблем.

Проза — это речь, которая воспринимается читателем или слушателем как организованная только логически, ритмически неупорядоченная. Прозаическая речь в художественных произведениях в основном подчиняется тем же принципам, что и обычная разговорная и письменная речь людей.

Пролог(от древнегреч. рго1одоз — вступление, предисловие) — начальный эпизод или эпизоды эпического (реже — драматургического) произведения, в которых либо сообщается о намерениях автора (в этом случае они играют роль авторских предисловий), либо изображаются события, предваряющие по времени события сюжета. Эпизоды пролога не являются частью сюжетного действия, но необходимы для его понимания. Кроме того, в прологе могут быть даны развернутые характеристики персонажей, показано их прошлое, выражена авторская позиция. Прологи были неотъемлемой частью многих пьес, написанных античными и средневековыми драматургами. Ими предваряли свои произведения писатели Возрождения и ХУИ-ХУГП вв. В романах, поэмах и пьесах, созданных русскими писателями Х1Х-ХХ вв., функции прологов часто выполняли обширные предыстории героев или предисловные рассказы, вводившиеся непосредственно в повествование, а в драматургических произведениях — монологи-исповеди героев, включавшие рассказы об ихпрошлой жизни. Такие предыстории, генетически восходящие к прологам, находим в романах И.С.Тургенева, Ф.М.Достоевского, И.А.Гончарова, А.Ф.Писемского, в пьесах А.Н.Островского и М.Горького.

Классическими прологами являются «Вступление» в поэме А.С.Пушкина «Медный всадник» и «Пролог» в поэме А.А.Блока «Возмездие». В пушкинском «Вступлении» создан многогранный образ Петербурга, предваряющий рассказ о разрушительном наводнении. Именно в прологе установлен исторический масштаб события, подчеркнута связь между прошлым и настоящим Петербурга, выражено отношение к «граду Петра» самого поэта. «Пролог» поэмы Блока — лирическая исповедь художника, дерзнувшего «бесстрастной мерой измерить все», показав жизнь нескольких поколений дворянского рода, втянутого в «мировой водоворот». Необычен «Пролог» в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Н.А.Некрасова, в котором совмещены два мира: условно-сказочный и реальный.

Психологизм— индивидуализированное воспроизведение внутреннего мира людей в литературных произведениях. Полнота и глубина передачи различных душевных движений (размышлений, чувств и переживаний, эмоций и настроений) конкретных персонажей зависят от художественных задач писателей и литературных традиций, от используемых ими принципов, форм и приемов анализа внутреннего мира человека.

Наряду с термином психологизм в практике литературоведческого анализа применяются термины психологическое изображение, изображение внутреннего мира, психологический анализ.

Не всегда изображение психологии человека считалось необходимым и важным для писателей. Поиск путей и конкретных художественных форм передачи внутреннего мира людей в литературе был долгим, трудным и по-своему драматичным. Формирование литературного психологизма растянулось на много столетий, не завершен этот процесс и сейчас. Видимо, неисчерпаемость человеческой души, углубление знаний о внутреннем мире человека вызовут появление новых форм психологизма и в будущем.

Размер (метр)— схема, закон чередования стоп в стихе. В соответствии с видами стоп, которые используются в стихе, разМеры могут быть двусложными (хорей, ямб) и трехсложными (дактиль, амфибрахий, анапест).

При определении размера учитывается не только «качество», но и количество стоп в стихотворной строке (стихе). Поэтому, например, ямб может быть четырехстопным, пятистопным, вольным (если количество стоп в стихотворных строках варьируется). В стихотворении могут чередоваться стихотворные строки, написанные разностопным ямбом (пятистопный ямб может чередоваться с четырехстопным, четырехстопный с трехстопным и т.д.). В каждом конкретном случае необходимо составлять метрическую схему стихотворения и, проанализировав ее, делать вывод о том, каким размером оно написано.

Размер (метр) — это как бы «идеальная» схема чередования стоп, которая чаще всего выдерживается не очень строго. Это связано с тем, что слова в русском языке имеют разное количество слогов и только одно ударение. Кроме того, есть немало слов, состоящих из одного (ударного) слога. Не условно-схематическое, а реальное, в отдельных случаях отступающее от метрической схемы, чередование стоп (или ударений) в конкретном стихотворном произведении называют ритмом.

В стихотворной строке могут быть стопы, в которых ударение «пропущено». Такой пропуск ударения на том слоге, который должен быть ударным в соответствии с размером, называется пиррихием. Стопы с пиррихием называют «облегченными» (пиррихированными).

Встречаются, правда гораздо реже, случаи, когда в стопе появляется «лишнее» ударение, то есть ударение на слоге, который в соответствии с размером должен быть безударным. Такое «лишнее» (сверх схемы, заданной размером) ударение называется спондеем. Спондеи как бы «утяжеляют» стих. Пример спондея находим в строке из пушкинской поэмы «Полтава»:

Швед, русский колет, рубит, режет...

В строке, написанной четырехстопным ямбом, ударение на первом слоге первой стопы (в слове «швед») является сверхсхемным. Именно пиррихии и спондеи создают неповторимый ритмический рисунок стихотворения.

Рассказ — «малый» прозаический жанр эпоса. В его основе — нравоописательный тип жанрового содержания. Отличается от повести главным образом масштабом изображения действительности, наличием небольшого количества персонажей и несложным сюжетом. Рассказ — популярный жанр в русской литературе. Рассказами являются такие произведения, как «Человек в футляре» А.П.Чехова, «Бывшие люди» и «Ледоход» М.Горького, «Пастух и пастушка» В.П.Астафьева.

Ритм— повторяемость тех или иных сходных явлений через определенные промежутки времени. В литературных произведениях ритм создается повторяемостью фонетических элементов: звуков, пауз, ударений, слогов, сочетаний ударных и безударных слогов, а также слов, рядов слов, синтаксических конструкций.

Рифма — это звуковое соответствие или согласованность стиховых клаузул (окончаний).

Рифмы могут быть бедными и богатыми. Богатые рифмы включают много звуков (например, морозы розы, глух — дух, день плетень), бедные рифмы состоят из малого количества звуков, например, из одного гласного: друзья меня.

Точные (полные) и неточные (неполные) рифмы различаются тем, что в точных рифмах совпадают все или почти все звуки (Евгений гений, занемог не мог, безбрежной зарубежной, Русь боюсь), а в неточных рифмах созвучие может быть приблизительным, так как повторяются только некоторые звуки (ложи ножек, распят паспорт, голос Гойя).

В русской поэзии XIX в. сравнительно редко, а в поэзии XX в. очень часто поэты полностью отказываются от рифм. Стихи, не имеющие рифм, называются белыми стшя'Ми. Примерами стихотворений, написанных белыми стихами, могут быть «Море» , В.А.Жуковского и «...Вновь я посетил...» А.С.Пушкина. Устная народная поэзия рифм не знает, созвучия окончаний в фольклорных стихах — явление нечастое и, как правило, случайное.

В зависимости от расположения в строках рифмы делятся на несколько видов (их называют также способами рифмовки):

смежные, или парные (в этом случае рифмуются соседние строки), схема рифмовки аа ЬЬ;

перекрестные (рифмуются первая строка с третьей, вторая — с четвертой), схема рифмовки аЪаЬ;

кольцевые, или опоясанные, (рифмуются первая строка с четвертой, вторая — с третьей), схема рифмовки аЬЬа.

Роман(так называли произведения, написанные на романских языках) — один из самых распространенных в русской литературе эпических жанров. Ведущую роль в нем играет романический тип жанрового содержания. Жанр романа позволяет писателю использовать разнообразный жизненный материал, показать сложные взаимоотношения между людьми, бытовые, социальные и исторические конфликты. Как правило, романы являются прозаическими произведениями крупной формы. Небольшие по объему романы называют «романическими повестями» . Среди таких произведений можно отметить «Собачье сердце» М.А.Булгакова и «Прощание с Матёрой» В.Г.Распутина.

Наиболее значимые, этапные произведения русской литературы — «Капитанская дочка» А.С.Пушкина, «Отцы и дети» И.С.Тургенева, «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского, «Война и мир» Л.Н.Толстого, «Мастер и Маргарита» М.А.Булгакова и другие — являются именно романами. Роман способен синтезировать самые различные жанровые тенденции и даже целые жанры. Разновидностью жанра является «роман в стихах» «Евгений Онегин» — романное повествование с гибкой структурой, опирающееся, однако, на строгие стиховые формы «онегинской строфы».

Сатира— 1) Один из видов смеха, наряду с юмором, сарказмом и иронией. Сатирический смех направлен на явления общественные или имеющие общественное значение. Значительность самого предмета осмеяния во многом определяет качества сатиры. Сатирический смех имеет массу оттенков, диапазон сатирических произведений русской литературы XIX в. необычайно широк: от политической сатиры А.С.Пушкина и М.Е.СалтыковаЩедрина до «сатиры на нравы» Н.В.Гоголя и А.Н.Островского. Общественно-бытовые явления советской эпохи становились объектами сатирического осмеяния в произведениях В.В.Маяковского, М.А.Булгакова, А.П.Платонова.

За сатирическим смехом всегда скрывается определенная позиция писателя, понимание, каким должен быть осмеиваемый предмет, если он был бы лишен комических противоречий. Однако сатирический смех, как и смех вообще, не выражает идеалов писателей прямо и непосредственно. Авторская позиция выражается через критику, отрицание самого предмета изображения или его отдельных свойств. Сатира, являясь в своей основе негативной идейно-эмоциональной реакцией на изображаемое, только указывает, намекает на присутствие авторского идеала, не обнаруживая его. «Положительные герои» разрушают комическое, позволяют писателю выйти за пределы сатиры, они всегда «серьезны», лишены комических противоречий и поэтому предметом осмеяния быть не могут.

Интенсивность сатирического смеха напрямую связана с задачами, которые ставит перед собой писатель-сатирик. Например, в гоголевском смехе («Ревизор», «Мертвые души») ощутимо стремление писателя увидеть в каждом из осмеиваемых персонажей хотя бы крупицы человеческого. Гоголь жадно искал в своих героях не только пороки, но и крупицы истинно человеческого, духовного, возможность движения, развития или обновления. Его сатира — «высокий смех» писателя-моралиста, убежденного втом, что, увидев себя в «зеркале» смеха, люди должны задуматься над собственными недостатками и сделать первый, самый сложный шаг на пути к их преодолению. Сатира Салтыкова-Щедрина («История одного города», «Господа Головлевы», «сказки») — иная разновидность сатирического смеха. Чаще всего это
смех саркастический, рассчитанный на то, чтобы «уничтожить» осмеиваемые явления общественной жизни. Сарказм писателя не горькое «лекарство», которым он предполагал «излечить» современное ему общество, а мощное оружие, которым он боролся против самодержавия, бюрократии, праздности и лени дворянства — высшего сословия России.

Юмор(от англ. китоиг — первоначально: влага; свойство человеческого характера), в отличие от сатиры, направлен не на общественные пороки и несовершенства, а на недостатки отдельных людей и быта, не имеющие общественного значения. Именно поэтому юмористический смех «мягче» и «беззлобнее» сатирического.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.