Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Словарь литературоведческих терминов 7 страница



«Онегинская» строфа была создана Пушкиным специально для романа «Евгений Онегин». Структурная схема «онегинской» строфы выглядит так: АbАbССddЕffgg (прописными буквами обозначены женские клаузулы, строчными — мужские). Эта структура выдерживается во всем тексте романа, за исключением писем Татьяны (гл.З), Онегина (гл.8) и «Песни девушек» в гл. 3.

Сюжет — последовательность событий в литературном произведении. События разворачиваются во времени и пространстве, объединяются временными или причинно-следственными связями.

Сюжет — важнейший компонент формы в большинстве эпических и драматургических произведений, а также в некоторых лиро-эпических произведениях (балладах и лирических поэмах). Без сюжета любое произведение было бы чем-то хаотичным и бесформенным, грудой событий и фактов жизни, не связанных между собой. В лирических произведениях сюжет отсутствует.

Событие — основа любого сюжета. В каждом событии участвуют люди — персонажи литературного произведения. Событие складывается из действий, поступков, движений, взаимоотношений персонажей. Действия сопровождаются жестами, мимикой, монологами или репликами. Комментатором событий — в эпических произведениях — является повествователь.

Не всякое событие, упомянутое в произведении, имеет отношение к сюжету. Сюжетными являются те события, которые непосредственно показаны, а не те, о которых только сообщается. Как правило, сообщения о событиях важны для характеристики героев, дополняют или уточняют общую картину происходящего, побуждают героев к совершению поступков. Если же писатель предпочитает не показывать события, а рассказывать о них, это замедляет сюжет, делает его рыхлым, нединамичным.

В основе сюжета могут быть не только такие действия персонажей, в которых проявляется их характер, воля, отношение к другим людям. Персонажи становятся участниками событий, совершающихся помимо их воли и намерений. К таким событиям относятся стихийные бедствия, бунты, войны, революции.

События в таких сюжетах зависят не только от поступков персонажей, но и от тех сил, которые не подчиняются отдельному человеку или группе людей. Это дает возможность проследить взаимоотношения личности и общества, поставить проблему связи судеб людей с ходом истории, показать, как в локальных конфликтах между людьми отражаются конфликты более масштабные — социальные, исторические, как влияют на человека Не познанные им силы природы.

В сюжете очень важна мотивировка событий, то есть обусловленность каждого последующего события предыдущим. Случайность, бессвязность событий, умолчания создают впечатление ^мотивированности происходящего, разрушают цельность сюжета, так как нарушается логика событий илл их временная последовательность.

Компоненты сюжета. В большинстве сюжетов классических произведений ход событий в большей или меньшей степени соот. ветствует жизненной логике развития событий. В основе таких сюжетов лежит, как правило, конфликт, поэтому расположение и взаимосвязь событий в сюжете определяются развитием кон. фликта.

Сюжет, основанный на конфликте, может включать следую, щие компоненты: экспозицию, завязку действия, развитие действия, кульминацию,развязку действия.

Следует подчеркнуть, что наличие всех компонентов сюжета вовсе не обязательно. Отдельные его компоненты (например, экспозиция или развязка действия) могут отсутствовать. Это зависит от художественной задачи, поставленной писателем.

Экспозиция — наиболее статичная часть сюжета. Ее цель — представить некоторых персонажей произведения и обстановку действия. Основное сюжетное действие в экспозиции еще не начато. Экспозиция лишь мотивирует действия, которые произойдут впоследствии, как бы проливает на них свет.

Заметим, что от экспозиции йе следует ожидать знакомства со всеми героями. В ней могут быть представлены второстепенные лица. Иногда именно появление главного действующего лица завершает экспозицию и является завязкой действия (например, появление Чацкого в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»).

Обстановка действия, представленная в экспозиции, совсем не обязательно сохраняется в ходе сюжета. «Единство места» — канон классицистической пьесы — практически не соблюдается в романтических и реалистических.произведениях. Пожалуй, только в «Горе от ума» действие от начала и до конца происходит на одной «сценической площадке» — в доме Фамусова.

В экспозиции нередко используется повествовательный прием, который называется предысторией. Обширная предыстория Онегина содержится, например, в экспозиции романа «Евгений Онегин» А.С.Пушкина (глава 1). В пьесе А.Н.Островского «Гроза» предысторией Катерины является ее расскав Варваре о жизни в родительском доме. Особый случай предыстории героя — рассказ о жизни Чичикова в одиннадцатой главе «Мертвых душ» Н.В.Гоголя, намеренно вынесенный писателем не только за пределы экспозиции, но и фактически за пределы сюжета первого тома поэмы.

Завязка действия — событие или ряд событий, которые дают толчок основному действию. Именно в завязке действия резко меняется положение персонажей, между ними могут возникнуть противоречия. Нередко завязкой действия становятся вполне обычные ситуации: приезд или отъезд действующего лица, знакомство, встреча, сообщение о чем-либо или разговор.

Важно правильно определить момент начала основного сюжетного действия. Для этого необходимо найти точный ответ на вопросы: что выводит из равновесия сложившуюся систему отношений между персонажами, что меняет жизнь персонажа, в чем причина всех последующих событий? Ведь именно характер завязки действия нередко предопределяет особенности дальнейшего движения сюжета. Такие стандартные для завязки действия ситуации, как, например, встреча или приезд героя, слабо проясняют последующие события. Напротив, спор, резкое столкновение героев сразу определяют конфликтные отношения между ними, которые, очевидно, и будут воплощены в сюжете.

Развитие действия — наиболее протяженная и сложная для анализа часть сюжета. В развитии действия реализуется конфликт, если он есть в произведении. Если конфликт отсутствует, то развитие действия складывается из хроники событий, действий, поступков персонажей.

Если сюжет основан на конфликтных отношениях, то в развитии действия напряженность между конфликтующими сторонами нарастает. В процессе анализа целесообразно проследить именно этот аспект сюжета, не стремясь выявить абсолютно все события. Для того чтобы правильно определить границы развития действия, необходимо точно установить завязку действия и тот момент, в который действие достигает наивысшего напряжения.

Характеризуя темп развития действия,, следует обращать особое внимание на остановки, замедления, которые могут возникнуть, если писатель использует разного рода внесюжетные компоненты (например, вставные произведения, авторские отступления). Широкое использование описаний, вводящих рассказов, необходимых для того, чтобы представить новых героев, а также «исповедей» героев, диалогов, в которых выясняются их идейные позиции, также тормозит развитие действия, снижает его темп.

Кульминация — высшая точка в развитии действия, в которой конфликт достигает наивысшей остроты и напряжения. После кульминации действие неизбежно идет на спад, так как Конфликт оказывается исчерпанным. Кульминация — поворотвый момент в отношениях между противоборствующими сторонами. Как правило, после кульминации изменения конфликтующих сторон становятся неизбежными.

Например, в пьесе А.Н.Островского «Гроза» кульминация — Признание Катерины в «грехе». Это поворотный момент в сюжете, так как после него выбор героини неизбежен: она должна либо покориться «темному царству», либо решиться на ту единственную форму протеста, которая ей доступна, — уход из жизни. Кульминацией нередко являются объяснение героев (в рамках любовного сюжета) или дуэль.

В сюжетах хроникального типа кульминация либо слабо выражена, либо полностью отсутствует. Например, она отсутствует в первом томе поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души». Некое подобие кульминации можно найти в пьесе А.П.Чехова «Вишневый сад»: известие о продаже усадьбы внешне меняет жизнь персонажей, но не является следствием конфликта между ними. Потеря «дворянского гнезда» — давно ожидаемое событие, оно имеет прежде всего психологическое и символическое значение.

Развязка действия — завершающая часть сюжета, следующая после кульминации. В развязке действия обычно выясняется, как изменились отношения между противоборствующими сторонами, какие последствия имел конфликт.

Нередко для того, чтобы разрушить стереотип ожидания читателей («свадьба» или «похороны), писатели вообще опускают развязку действия. Например, отсутствие развязки в сюжете восьмой главы «Евгения Онегина» делает финал романа «открытым». Пушкин как бы приглашает читателей самих поразмышлять над тем, как могла бы сложиться судьба Онегина, не предрешая возможного развития событий. Кроме того, характер главного героя также остается «незавершенным», способным к дальнейшему развитию.

Иногда развязка действия представляет собой последующую историю одного или нескольких персонажей. Это повествовательный прием, который используется для сообщения о том, как сложилась жизнь персонажей после завершения основного действия. Краткую «последующую историю» героев «Капитанской дочки» А.С.Пушкина можно найти в послесловии, написанном «издателем». Этот прием довольно часто использовали русские романисты второй половины XIX века, в частности И.А.Гончаров в романе «Обломов» и И.С.Тургенев в романе «Отцы и дети».

Типы сюжетов. Среди всего многообразия сюжетов литературных произведений выделяются два основных типа:

хроникальные сюжеты (их называют также центробежными);

концентрические сюжеты (центростремительные).

Принципы связи событий в хроникальных и концентрических сюжетах существенно различаются, следовательно, различаются и их возможности в изображении действительности, поступков и поведения людей. Критерий разграничения этих типов сюжета — характер связи между событиями.

В хроникальных сюжетах связь между событиями — временная, то есть события сменяют друг друга во времени, следуя одно      за другим.

Действие в хроникальных сюжетах не отличается цельностью, строгой логической мотивированностью: ведь в сюжетаххрониках не развертывается какой-либо один центральный конфликт. Они представляют собой обозрение событий и фактов, которые могут быть внешне (логически) не связаны между собой. Объединяет эти события только то, что все они выстраиваются в одну цепь с точки зрения протекания во времени. Хроникальные сюжеты многоконфликтны: конфликты возникают и гаснут, одни конфликты приходят на смену другим.

Хроникальные сюжеты широко используются в авантюрноприключенческих романах, в которых воссоздается, как правило,, внешняя сторона жизни людей, в социально-бытовых романах-хрониках, где могут быть изображены несколько поколений одной семьи или показано развитие определенной социально-бытовой среды.

Хроникальный тип сюжета может привлечь писателя, если ему необходимо показать внутренний мир персонажей, развертывающийся во времени. «История души человеческой» — основа психологического романа-хроники.

Русские писатели XIX века часто создавали в своих произведениях хроникальные сюжеты. Таков, например, сюжет мемуарного повествования о жизни Гринева и Маши Мироновой в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Этот тип сюжета часто привлекал писателей-сатириков: сатирические «хроники» создали Н.В.Гоголь («Мертвые души») и М.Е.Салтыков-Щедрин («История одного города»). Хроникальный тип сюжета весьма распространен и в поэмах. Хроникальными в своей основе являются сюжеты поэм «Кому на Руси жить хорошо» Н.А.Некрасова, «Соловьиный сад» А.А.Блока и «Анна Онегина» С.А.Есенина.

Нередко для того, чтобы подчеркнуть хроникальный принцип расположения событий в произведениях, писатели называли их «историями», «хрониками» или — в соответствии с давней русской литературной традицией — «повестями».

В концентрических сюжетах преобладают причинно-следственные связи между событиями, то есть каждое событие является причиной следующего за ним и следствием предыдущего. Так» сюжеты отличаются от хроникальных единством действия: писатель исследует какую-либо одну конфликтную ситуацию. Все события в сюжете как бы стягиваются в один узел, подчиняясь логике основного конфликта.

Примеры сюжетов концентрического типа — сюжеты романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», комедии Н.В.Гоголя «Ревизор». Мастерски построен концентрический сюжет романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Все повести — «главы» романа основаны на ясно выраженных конфликтах (за исключением, может-быть, повести «Максим Максимыч»). Однако хронологические связи между ними намеренно разрушены, так как Лермонтов вовсе не стремился воссоздавать «историю души» Печорина. Сюжет воплощает иной замысел писателя: выявить постепенно, поэтапно характер главного героя — характер вполне сложившийся, глубокий и противоречивый. Личность Печорина не развивается, а выясняется, выявляется в сюжетной цепи из пяти повестей, каждая из которых — образец концентрического сюжета.

В большинстве произведений литературы XIX и XX вв. оба типа сюжета сосуществуют: для писателей важно развернуть события во времени, но не менее важно выстроить их в соответствии с логикой конфликта. Особенно сложны отношения между хроникальными и концентрическими типами сюжета в многоплановых произведениях, где есть несколько сюжетных линий (например, «Война и мир» Л.Н.Толстого, «Мастер и Маргарита» М.А.Булгакова, «Петр Первый» А.Н.Толстого, «Тихий Дон» М.А.Шолохова). Но и в сравнительно прозрачных с точки зрения организации сюжета произведениях два сюжетных начала могут сосуществовать, дополняя друг друга. Например, в сюжете пьесы М.Горького «На дне» преобладает хроникальное начало, которое осложняется, однако, многочисленными частными конфликтами — столкновениями и спорами персонажей.

Тема(или тематика — совокупность тем) — это явления жизни, отраженные в литературном произведении.

Как правило, в произведениях, особенно крупных, есть не одна, а несколько тем, поскольку писатель привлекает широкий круг жизненных явлений. Его материалом могут быть самые разнообразные отношения, складывающиеся между людьми (социальные, бытовые, идейные), а также различные типы человеческих характеров.

Среди тем произведения могут выделяться центральная (основная, главная) тема и темы второстепенные (побочные, фоновые). Их взаимодействие всегда важно для оценки многообразия жизненного материала, используемого писателем.

Например, в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» центральной является тема современного человека, не пожелавшего видеть в жизни «одних обедов длинный ряд». Это «онегинская» тема. Темы любви и дружбы, несмотря на всю их важность в романе, — второстепенные. Их роль в том, чтобы выявить характер Онегина и других персонажей, показать их взаимоотношения. Важная для Пушкина тема поэта и поэзии также разработана в романе: ведь автор сделал поэзию и отношение к ней критерием оценки современного человека. Текст романа не позволяет читателю забыть ни на минуту, что произведение создается буквально «на наших глазах». Создает его поэт, чей человеческий и творческий облик соответствует пушкинскому идеалу поэта.

В лирических произведениях, несмотря на их камерный характер, также могут присутствовать несколько тем. Например, практически в любом стихотворении М.Ю.Лермонтова наряду с главной темой всегда есть несколько других тем. Эти темы образуют комплекс мотивов, повторяющихся и варьирующихся в зависимости от творческих задач поэта.

Например, в известном стихотворении «Поэт» (1838) главной является тема поэта и поэзии. Однако «созвучными» ей оказываются другие излюбленные лермонтовские темы: тема современного поколения (к нему принадлежит поэт, «осмеянный пророк», кроме того, в стихотворении звучит голос его современников, требующих от поэта «блесток и обманов»), тема одиночества (поэтпророк, даже «осмеянный», всегда одинок, одиночество — это и социально-психологическое качество всех современников).

В литературном произведении могут быть сквозные темы, проходящие через все произведение, преломляясь в различных героях и в различных ситуация. Другие же темы, напротив, могут быть полностью исчерпаны на каком-то определенном отрезке произведения.

Например, вромане Л.Н.Толстого «Войнаимир» такой сквозной темой является тема нравственных исканий людей (она раскрывается прежде всего в изображении Андрея Болконского и Пьера Безухова). Важная сквозная тема романа — военная (писатель обращается к ней уже в первом томе). А вот тема Отечественной войны 1812 года разработана писателем только в третьем и четвертом томах, то есть в той части повествования, где он использовал соответствующий исторический материал.

Среди множества конкретных тем поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» выделяется одна сквозная — тема народа и народной судьбы, которая отражает многогранность представлений поэта о крестьянстве.

Решающее влияние на выбор темы произведения и особенности ее решения оказывает личность писателя, его жизненный опыт: ведь каждый писатель знает определенный жизненный материал и использует его в своих произведениях. От полноты и богатства сведений писателя об исследуемых им сторонах жизни зависит точность и жизненная достоверность произведения.

Степень важности темы во мновом определяет мировоззрение писателя — его социальные, идеологические, философские взгляды. Одна и та же тема может быть по-разному решена писателями в зависимости от их мировоззрения.

На выбор тем произведений влияют время их создания, состояние общества, в котором живет писатель. Это особенно хорошо видно в творчестве писателей, чутко реагировавших на изменения в жизни русского общества. Например, смена тем в романах И.С.Тургенева — от «Рудина» (1855) до «Нови» (1877) — обусловлена не столько изменениями в мировоззрении писателя, сколько его «сейсмографической» чуткостью ко всему новому, что появлялось в общественной и идейной жизни русского общества.

Активно разрабатываются писателями так называемые «вечные темы», то есть темы, которые волновали и волнуют писателей независимо от времени, их собственных взглядов или литературных традиций. Это прежде всего темы любви, дружбы, родственных отношений, природы, смысла жизни, судьбы.
Легко видеть, что круг этих тем определяют вечные духовные ценности людей, их философские представления о мире и человеке. Смерть — также «вечная» философская тема литературы. В этом ряду и тема, вне которой было бы невозможно самопознание искусства, — тема творчества, искусства, творца, поэта и поэзии.

Существует особое понятие — лирическая тема (или лирические темы). Это тема лирического произведения. Такие темы бывает особенно трудно определить, так как сам предмет изображения в лирике сложен и трудновыразим на языке логики — это внутренний мир человека, его чувства, мысли, переживания, эмоции.

Есть устойчивые лирические темы — например, любви и дружбы, поэта и поэзии, родины, у некоторых поэтов — тема одиночества, тема современного поколения (М.Ю.Лермонтов), тема народа (Н.А.Некрасов), тема города (В.В.Маяковский).

Следует помнить, что тематика — самый первый и, как правило, не очень глубокий слой содержания литературных произведений. Через анализ темы или совокупности тем произведения необходимо подойти к другим сторонам содержания.

В тематике произведений может быть немало совпадений не только у писателей-современников, но и у писателей, живших в разное время, особенно если они обращаются к устойчивым или «вечным» темам. Поэтому если тема сочинения или вопрос устного билета предполагают анализ тематики произведения, ряда произведений или даже тематики творчества того или иного писателя, необходимо не только указать на материал, избранный писателем, но и проанализировать, в чем особенности разработки данной темы, какие именно стороны, например, темы дворянства, темы народа, темы поэта и поэзии кажутся ему наиболее значительными, как художественно воплощена та или иная тема в отдельном произведении, какие аспекты темы появляются в различных произведениях того же писателя или в произведениях, созданных на разных этапах его творческого развития.

Трагедия— древнейший жанр драматургии, основанный на трагическом конфликте между человеком и судьбой или человеком и непреодолимыми социально-историческими обстоятельствами. В трагедиях изображается не только обреченность людей в их схватке с судьбой или обстоятельствами, но и героизм, мужество тех, кто дерзнул бросить им вызов. Трагические герои — это сильные, цельные натуры, готовые умереть, но не отступить от своей цели. Они всегда изображаются в героическом ореоле.

Нередко смысл трагического конфликта понимают не совсем точно, считая трагическими любые обстоятельства, которые ведут человека к несчастьям или даже к гибели. В этом случае данный тип конфликта становится практически неотличим от другого — драматического. Наиболее точный критерий трагических конфликтов и трагических обстоятельств — не их последствия для людей, а характер препятствий, возникающих перед человеком, принципиальная возможность или невозможность их преодоления. Трагический конфликт принципиально неразрешим в пользу человека, несмотря ни на какие его личные качества и субъективные намерения. Герой трагедии сталкивается с непреодолимыми препятствиями, со « стеной », как бы становясь заложником судьбы.

Древние трагедии были «трагедиями рока», но и в трагедиях ХГХ-ХХ вв., изображающих столкновение людей с конкретными социально-историческими или даже бытовыми препятствиями, мотив противостояния человека и, судьбы является одним из наиболее важных. Самые знаменитые трагедии в русской литературе XIX в. — «Борис Годунов» и «Маленькие трагедии» А.С.Пушкина, трагедия А.Н.Островского «Гроза» (ее жанр сам автор по традиции обозначил как «драму»).

Троп — слово, используемое в переносном, экспрессивно-образном значении. Тропами являются метафоры, метонимии, синекдохи и другие приемы.

Характер— повторяющиеся, устойчивые внутренние свойства человека: мировоззрение, нравственные принципы, жизненные ценности, привычки — все, что позволяет охарактеризовать его как личность.

Характеры людей проявляются в их поступках и поведении, в отношениях с другими людьми. Но необходимо помнить, что если целью анализа является именно характер литературного героя, то все внешние формы его изображения важны не сами по себе, а только как способ выявления его духовного мира. Поэтому вполне уместно говорить о характере как об одной из сторон изображения персонажа (действующего лица, героя). В этом случае человек в литературном произведении рассматривается с определенной точки зрения: не как действующий и совершающий поступки, а как думающий, чувствующий, оценивающий окружающий мир и себя самого.

О характере литературного героя можно говорить так же, как и о характере реального человека: умен он или глуп; щедр и великодушен или, напротив, скуп и жаден; альтруист он, жертвующий собой ради других, или, может быть, эгоист, с презрением относящийся к людям; честен, благороден или подлец, лжец, авантюрист. Все многообразие хороших и дурных свойств реальных людей может быть воплощено в характерах литературных героев.

Надо только помнить о том, что сам писатель нередко подчеркивает, как бы «укрупняет» в своих персонажах те черты их характеров, которые представляются ему наиболее важными. О других чертах может быть сказано менее подробно, а какие-то стороны личности персонажей и вовсе могут остаться скрытыми от читателя по той простой причине, что о них ничего не сказано. Характеры центральных персонажей, как правило, изображаются более подробно, чем характеры второстепенных, а характеры эпизодических персонажей могут быть едва намечены.

Характер литературного героя никогда не исчерпывается одним свойством, это всегда совокупность различных и взаимосвязанных свойств. Возьмем, например, персонажей произведений Н.В.Гоголя. Характеры, изображенные Гоголем, почти всегда статичны, лишены развития. Писатель подчеркивает в окружающих их предметах, в ситуациях, в которых появляются эти люди, повторяющиеся черты, отражающие личность героя. Создается впечатление, что автору «Мертвых душ» хочется показать тождество личности героев и окружающей их предметно-бытовой среды. Большинство деталей (портретных, пейзажных, предметных) — детали характерологические: они указывают наодни и те же стороны личности. Однако гоголевские характеры неисчерпываются только одним, пусть и важным, бросающимся в глаза, свойством.

Чем сложнее характер человека, изображенного в литературном произведении, тем больше в нем разнообразных, подчас противоречивых, свойств. Все они образуют сложное единство, которое делает характеры неповторимыми, уникальными, даже есликакие-то человеческие качества у различных персонажей близки или совпадают.

Нередко характер персонажа определяется внутренним конфликтом. Внутренний конфликт — это противоречия внутреннего мира человека, борьба в его мировосприятии различных, иногда взаимоисключающих тенденций, противостояние в немдоброго и злого начал, альтруизма и эгоизма, жалости, сострадания и равнодушия к людям, разума и чувства, желания и долга.

Содержание внутренних конфликтов и формы их проявлениямногообразны. Это необходимо учитывать, анализируя характерылитературных героев. Внутренний конфликт необходим писателю потому, что он является как бы источником энергии, питающим характер. Это движущая сила многих изменений, происходящих в людях. В отличие от обычного, внешнего, конфликта, который проявляется в столкновении персонажей с другими персонажами и становится основой сюжетного действия, внутреннийконфликт характеризует личность человека, его внутренний мир.

Этот конфликт может выявляться в поступках персонажей, быть «открытым», а может так и остаться «незримым», «скрытым». В одних случаях мы видим следствия внутреннего конфликта — противоречия, непоследовательность в поведениилюдей, в их отношении к другим людям. Внутренний конфликтможет проявиться в повышенной раздражительности, нервозности персонажей. «Скрытый» внутренний конфликт внешне почтиникак не проявляется: человек тщательно скрывает противоречия своей души, окружающим он кажется цельной личностью. В этом случае писатели либо ограничиваются намеками на разлад в душе персонажа, либо обращаются к таким формам выявления внутреннего конфликта, как внутренний монолог, исповедь-признание, дневники или письма.

Внутренний конфликт — движущая сила изменений, происходящих в некоторых персонажах романа Л.Н.Толстого «Война и мир». И князь Андрей Болконский, и Пьер Безухов, ищущие новые жизненные истины, мучимые сомнениями, на разных этапах своего жизненного пути проходят через глубокий внутренний кризис. Он отражается в их поведении, но — главное — в особенно напряженной работе души, что обнаруживается во внутренних монологах и исповедях Андрея и Пьера.

Важнейшее средство изображения характеров — ситуации нравственного выбора, в которых оказываются персонажи литературных произведений.

Ситуация нравственного выбора — это острый момент в жизни человека, когда перед ним возникает необходимость выбрать один из двух или нескольких возможных вариантов поведения в соответствии со своими нравственными принципами, представлениями о долге и чести, добре и зле, о допустимом или недопустимом.

Именно в таких ситуациях в человеке могут обнаружиться и проявиться скрытые или нереализованные ранее внутренние качества. В нравственном выборе персонажей характер раскрывается наиболее глубоко и полно. В эти критические моменты жизни выявляется душевный потенциал человека, так как нередко речь идет о жизни и смерти, чести и бесчестии, благородстве или подлости. Ситуации нравственного выбора могут возникать и в частной жизни людей, и в общественной. Они складываются и в особых исторических обстоятельствах — во время войн, революций, стихийных бедствий.

Нередко проблема нравственного выбора возникает перед персонажами литературных произведений в любовных взаимоотношениях. Например, Онегин, получив письмо Татьяны Лариной (гл. 3), оказался именно в такой ситуации. Он мог либо «не заметить» ее письма, либо воспользоваться «неопытностью» девушки и скуки ради применить «науку страсти нежной». Но, как отмечает автор, в этом случае Онегин «явил души прямое благородство»: он решил объясниться с Татьяной, честно высказать ей, что он не может ответить на ее чувства, предостеречь ее от неосторожных признаний («к беде неопытность ведет»).

Более драматичной оказалась ситуация нравственного выбора уже для самой Татьяны (гл. 8). Она продолжает любить Онегина, но вынуждена казаться холодной и равнодушной, а во время встречи осыпать его градом необоснованных упреков, повинуясь требованию супружеского долга («Но я другому отдана; / Я буду век ему верна»). И в том, и в другом случае персонажи пушкинского романа проявляют важнейшие качества своих характеров (благородство Онегина и верность долгу Татьяны), а сами поступки — это следствие их внутреннего выбора.

В литературных произведениях существуют два основных типа характеров: характеры меняющиеся, развивающиеся, динамичные и характеры лишенные развития, статичные.

Развитие характеров — один из основных признаков эпических жанров: романа, новеллы, некоторых повестей и поэм. В пьесах развитие характеров встречается редко, хотя иногда авторы пьес стремятся доступными им средствами драматургии показать или хотя бы намекнуть на возможные изменения в характерах персонажей. Интересный пример находим в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» — это «немая сцена». «Окаменение» героев — результат сильнейшего нравственного потрясения, вызванного сообщением жандарма. Автор именно такое потрясение считал началом прозрения и духовного обновления людей.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.