Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ЗАНЯТИЕ 18



III.  После родов:

1.  Шок: является следствием кровотечения, разрыва матки, эмболии околоплодными водами. Лечение должно быть интен­сивным с применением инфузионно-трансфузионной терапии, препаратов вазопрессорного действия с устранением основной причины этих осложнений.

2.  Атония матки: Наружный и внутренний массаж матки с использованием препаратов окситоцитического действия чаще всего дает эффективные результаты. При отсутствии эффекта — удаление матки.

3.  Задержка отделения последа: Если в течение 30 минут не произошло самостоятельное отделение плаценты, производят руч­ное отделение и выделение последа.

4.  Послеродовое кровотечение: интенсивный наружный и внутренний массаж матки, назначение препаратов окситоцино- вого ряда. Может потребоваться интенсивная инфузионная тера­пия, хирургическое вмешательство.

5.  Послеродовый сепсис: Следует назначить интенсивную антибиотикотерапию широкого спектра. Могут возникнуть тром­ботические осложнения, тромбофлебит вен таза.

Правила оказания помощи при родах вне стационара см. лекции.Цель: Проверить уровень полученных студентами знаний по курсу «Первая доврачебная помощь».

План зачетного занятия

1.  Контроль конспектов лекций.

2.  Контроль конспектов занятий.

3.  Защита курсовой истории болезни.

4.  Компьютерное тестирование уровня теоретической под­готовки.

5.  Контроль уровня полученных практических навыков оказа­ния первой помощи и ухода за больным (на базе кардиологического, терапевтического и хирургического отделений больницы).

К зачетному занятию допускаются студенты не имеющие задолжностей по лекционному курсу и практическим занятиям.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПО КУРСУ «ПЕРВАЯ ДОВРАЧЕБНАЯ ПОМОЩЬ»

1.  Антропометрия (измерение окружности груди, взвешива­ние, измерение длины тела, спирометрия).

2.  Определение частоты дыхательных движений больного.

3.  Определение и подсчет пульса на височных, сонных, лу­чевых, бедренных артериях.

4.  Техника измерения системного артериального давления.

5.  Признаки остановки сердца (наступления клинической смерти больного).

6.  Сердечно-легочная реанимация. Восстановление проходи­мости дыхательных путей больного.

7.  Сердечно-легочная реанимация. Искусственная вентиля­ция легких.

8.  Сердечно-легочная реанимация. Искусственное кровооб­ращение (закрытый массаж сердца).

9.  Определение эффективности проводимых реанимацион­ных мероприятий.

10.  Методика регистрации ЭКГ в 12 отведениях.

11.  ЭКГ-признаки фибрилляции желудочков, асистолии.

12.  Первая помощь при инородном теле верхних дыхатель­ных путей. Принципы трахеостомии.

13.  Первая помощь при астматическом статусе.

14.  Клинические признаки ангионевротического отека Квинке.

15.  Первая помощь при электротравме.

16.  Первая помощь при поражении молнией.

17.  Первая помощь при утоплении.

18.  Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.

19.  Первая помощь при обмороке.

20.  Первая помощь при коллапсе.

21.  Первая помощь при анафилактическом шоке.

22.  Первая помощь при боли в груди.

23.  Первая помощь при боли в животе.

24.  Первая помощь при головной боли.

25.  Методика термометрии.

26.  Методика постановки банок, горчичников.

27.  Техника постановки газоотводной трубки.

28.  Уход за больным (гигиена больного)

29.  Уход за больным (смена нательного белья, смена по­стельного белья).

30.  Техника подачи кислорода через носовые катетеры, че­рез маску.

31.  Методика помывания желудка.

32.  Первая помощь при пищевом отравлении.

33.  Первая помощь при отравлении алкоголем.

34.  Первая помощь при отравлении окисью углерода.

35.  Первая помощь при отравлении барбитуратами.

36.  Первая помощь при укусе змей.

37.  Первая помощь при эпилептическом припадке.

38.  Виды ран. Принципы оказания помощи раненому.

39.  Первая помощь при проникающем ранении грудной клетки.

40.  Первая помощь при проникающем ранении брюшной полости.

41.  Специфическая раневая инфекция. Виды. Правила ока­зания первой доврачебной помощи.

42.  Правила наложения бинтовых повязок.

43.  Техника наложения повязок на голову ишею.

44.  Техника наложения повязок на грудь и плечевой пояс.

45.  Техника наложения повязок на область живота и таза.

46.  Техника наложения повязок на верхние и нижние ко­нечности.

47.  Правила наложенияшин.

48.  Транспортная иммобилизация.

49.  Первая помощь при открытом переломе.

50.  Первая помощь при закрытом переломе.

51.  Первая помощь при вывихе.

52.  Техника выполнения внутрикожных инъекций.

53.  Техника выполнения подкожных инъекций.

54.  Техника выполнения внутримышечных инъекций.

55.  Методика катетеризации мочевого пузыря.

56.  Методика постановки очистительной клизмы.

57.  Методика наложения ленточного жгута.

58.  Методика наложения матерчатого жгута-закрутки.

59.  Техника проведения ингаляций.

60.  Техника постановки согревающего компресса.

61.  Методика определения группы крови больного и резус- фактора.

62.  Первая помощь при кровохаркании.

63.  Первая помощь при носовом кровотечении. Техника вы­полнения передней тампонады носа.

64.  Правила остановки наружного кровотечения. Виды. Мес­та пальцевого прижатия.

65.  Клинические признаки внутреннего кровотечения. Пер­вая помощь.

66.  Ожоги. Оценка степени и площади ожога.

67.  Первая помощь при термическом ожоге.

68.  Первая помощь при химическом ожоге (кислотой, ще­лочью).

69.  Первая помощь при электроожоге.

70.  Отморожения. Определение степени отморожения. Пер­вая помощь.

71.  Состав аптечки для оказания первой помощи.

72.  Способы транспортировки больных.

73.  Методика применения глазных капель и капель для носа.

74.  Принципы и порядок оказания первой помощи при ро­дах вне стационара.

75.  Понятие об асептике и антисептике (механической, фи­зической, химической, биологической).

76.  Уход за больным инфекционным заболеванием.

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ОЗНАКОМИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА

Производственную медицинскую ознакомительную прак­тику студенты фармацевтического факультета проходят на III курсе (V семестр) после изучения «Первой доврачебной помо­щи» на кафедре клинической фармакологии в соответствие с требованиями квалификационной характеристики выпускников фармацевтических институтов и фармацевтических факультетов медицинских институтов.

К медицинской ознакомительной практике допускаются студенты, получившие зачет по теоретическому курсу «Первая доврачебная помощь» и оформившие санитарную книжку.

Студенты должны знать основные вопросы патогенеза и клинических проявлений патологических состояний, развиваю­щихся в результате острых терапевтических, хирургических, ги­некологических, неврологических заболеваний у взрослых и де­тей, угрожающих жизни больного (пострадавшего) и требую­щие срочной первой доврачебной помощи.

Цель медицинской ознакомительной практики — закрепле­ние полученных знаний по курсу «Первая доврачебная помощь», приобретение практических навыков оказания неотложной по­мощи больным (пострадавшим), знакомство с работой лечебно­го учреждения.

Задачи медицинской ознакомительной практики

Студент должен научиться:

•  Обрабатывать раны;

•  Производить временную остановку кровотечения;

•  Производить транспортную иммобилизацию конечностей при переломах и вывихах;

•  Транспортировать пострадавших и тяжелобольных;

•  Накладывать повязки на различные участки тела;

•  Осуществлять искусственную вентиляцию легких, зак­рытый массаж сердца, промывание желудка, клизмы;

•  Измерять артериальное давление, температуру тела;

•  Ставить банки и горчичники;

•  Промывать конъюктивальный мешок;

•  Оказывать первую помощь при обмороках, коллапсе, шоке, эпилептическом припадке, ожогах и отморожениях, электротрав­ме, при бронхиальной и сердечной астме, инфаркте миокарда, ин­фаркте легкого, стенокардии, гипертоническом кризе, диабетичес­кой коме, инсульте, при утоплении, отравлении, укусах змеями и животными, при перегревании и переохлаждении организма;

•  Производить внутримышечные и подкожные инъекции;

•  Оказывать первую помощь лицам, подвергшимся радиа­ционному поражению.

Производственную медицинскую ознакомительную прак­тику студенты фармацевтического факультета проходят в Отде­ленческой клинической железнодорожной больнице на станции Волгоград-I (клиническая база кафедры клинической фармако­логии). Ответственный за проведение практики — доцент кафед­ры, канд. мед. наук Н.В. Рогова. Продолжительность практики — 36 часов. По окончании практики студенты сдают зачет по прак­тическим навыкам (с оценкой в зачетной книжке).

Обязанности студента III курса на производственной практике:

1.  Пройти инструктаж по технике безопасности на рабочем месте;

2.  Студент обязан безоговорочно выполнять правила внут­реннего распорядка железнодорожной больницы и все указания своих непосредственных руководителей на рабочих местах (стар­ших медицинских сестер отделений);

3.  Студент обязан являться на практику без опозданий (к 8 часам 30 минутам) и иметь медицинскую форму (медицинский халат, шапочку, сменную одежду и обувь), медицинские пер­чатки, марлевую маску, оформленную санитарную книжку;

4.  Продолжительность рабочего дня студента составляет 6 часов, из них 1 час отводится на заполнение дневника по прак­тике. С понедельника по пятницу студент работает в качестве среднего медицинского персонала в отделениях железнодорож­ной больницы, а в субботу — зачет по практическим навыкам;

5.  Сокращение продолжительности практики на допускается. Пропуски дней практики, независимо от причин, отрабатыва­ются при наличие разрешения из деканата фармацевтического факультета по договоренности с руководителем практики;

6.  К моменту окончания практики студент обязан полнос­тью и качественно (по времени и объему работы) выполнить программу практики;

7.  В период практики студент обязан провести санитарно­просветительскую работу (прочитать лекцию больным или офор­мить информационный стенд о новых лекарственных средствах) по согласованию с руководителем практики;

8.  Во время ознакомительной практики студент ведет днев­ник по предлагаемой форме. Дневник заверяется подписями за­ведующего отделения, старшей медицинской сестры отделения и печатью больницы;

9.  Дневник студенты сдают руководителю практики при по­лучении зачета по практике;

10.  Без оформленного дневника, характеристики, отметки руководителя в дневнике студенты к зачету по практике не до­пускаются.

График прохождения практики

1- й день

1)  общий инструктаж по прохождению практики (цели, за­дачи, правила поведения, меры безопасности) — проводится в актовом зале клиники кафедры ответственным по практике (1 час).

2)  Работа в приемном отделении больницы (6 часов)

- инструктаж по технике безопасности (старшая медсестра отделения) (30 мин).

Работая в приемном покое, студент должен научиться оце­нивать тяжесть состояния больного по клиническим признакам, владеть навыками по медицинской сортировке больных, уметь оформлять медицинскую документацию, регистрировать ЭКГ в 12 отведениях, знать основные лекарственные средства, приме­няемые в данном отделении, правила транспортировки больных, уметь проводить санитарную обработку больного, обследование по форме 20, знать режим работы в изоляторе.

2- й день

Работа в оперблоке и отделении общей реанимации (ПИТ кардиологического отделения) ЖДБ.

1.  Инструктаж по технике безопасности и экскурсия по от­делению (старшая медсестра отделения) (30 мин).

2.  Работа в отделении (6 часов).

Работая в отделении общей реанимации, студент должен научиться выявлять состояния, угрожающие жизни больного, выполнять специальный уход за больным (перестелить постель, сменить нательное белье, обработать полость рта и кожные по­кровы, накормить тяжелого больного, уложить больного на под­кладное судно, подать мочеприемник, подмыть тяжелобольных), определять частоту пульса, дыхания, измерять АД, температуру тела, выполнять подкожные и внутримышечные инъекции ле­карственных препаратов по назначению врача, проводить зонди­рование и промывание желудка, при задержке отхождения газов вводить в прямую кишку газоотводную трубку, проводить про­филактику пролежней, эффективно выполнять сердечно-легоч­ную реанимацию.

Работая в оперблоке, студент должен научиться проводить профилактику контактной инфекции при работе с больными, подготавливать к стерилизации перевязочный материал, опера­ционное белье, перчатки, хирургический инструментарий, шпри­цы, самостоятельно стерилизовать инструментарий методом ки­пячения, определять надежность стерилизации, обрабатывать руки перед операцией, самостоятельно подготавливать стол для сте­рильного белья, материала, инструментов, подготавливать опе­рационное поле.

3- й день

Работа в хирургическом (урологическом, гинекологическом) отделении ЖДБ.

1.  Инструктаж по технике безопасности и экскурсия по от­делению (старшая медсестра отделения) (30 мин).

2.  Работа в отделении (6 часов).

Работая в хирургическом отделении, студент должен на­учиться проводить туалет поверхностных ран конечностей путем использования антисептиков (механическая антисептика), пра­вильно охарактеризовать рану, оказывать экстренную доврачеб­ную помощь при ранениях, включая временную остановку кро­вотечения, проводить перевязку больных с ранами, по указа­нию врача снимать швы с раны, зажившей первичным натяже­нием, определять признаки местных раневых осложнений, на­кладывать шины, проводить катетеризацию мочевого пузыря мягким катетером, определять группу крови и резус-фактор, пробы на совместимость крови, собирать систему для перелива­ния крови.

4- й день

Работа в терапевтическом (детском) отделении ЖДБ.

1.  Инструктаж по технике безопасности и экскурсия по от­делению (старшая медсестра отделения) (30 мин).

2.  Работа в отделении (6 часов).

Работая в терапевтическом отделении, студент должен на­учиться выполнять подкожные и внутримышечные инъекции лекарственных препаратов. По назначению врача проводить зон­дирование и промывание желудка, при задержке стула и отхож- дения газов вводить в прямую кишку газоотводную трубку, ста­вить очистительную клизму, по показаниям ставить банки и горчичники, проводить профилактику пролежней, выполнять специальный уход за тяжелобольными, оказывать экстренную доврачебную помощь при аллергических реакциях, приступах бронхиальной астмы, обмороке, рвоте.

5- й день

Работа в кардиологическом (неврологическом) отделении ЖДБ.

1.  Инструктаж по технике безопасности и экскурсия по от­делению (старшая медсестра отделения) (30 мин).

2.  Работа в отделении (6 часов).

Работая в кардиологическом отделении, студент, кроме прак­тических навыков, общих для всех отделений терапевтического профиля, должен научиться оказывать экстренную доврачебную помощь при остром инфаркте миокарда, аритмиях сердца, ги­пертоническом кризе, остром нарушении мозгового кровообра­щения, предполагать наличие черепно-мозговой травмы, оцени­вать степень нарушения сознания у пострадавшего с травмой головы, осуществлять транспортировку больных с ЧМТ, пра­вильно фиксировать больного в постели при двигательном воз­буждении.

6- й днень

Зачет по производственной медицинской ознакомительной практике (2 часа 30 мин).

Итого 36 часов.

Рекомендации по ведению дневника производственной медицинской ознакомительной практики

I. Образец заполнения дневника:

1.  Дневник по практике

С января 200 г. по января 200 г.

Прохожу практику на базе______________________________ отделе­

ния Отделенческой клинической железнодорожной больницы ст. Волгоград I. Больница на коек. Имеется    отде­

лений: (перечислить). Характеристика отделения (где проходит практику) количество коек; штаты: количество врачей, мед­сестер, санитарок; структура отделения: количество перевя­зочных, сестринских постов, смотровых, операционных и их назначение; оборудование: инструменты, ЭКГ — аппараты.

Характеристика часто встречающихся среди больных от­деления заболеваний (острый холецистит, гипертоническая бо­лезнь, атопический дерматит, то есть перечислить нозологии).

Прошел на рабочем месте инструктаж по технике безопас­ности. Обязуюсь строго соблюдать правила техники безопасности.

«Дата» («_____________ » января 200  г.)_____________ «Подпись».

2.  Ежедневные дневники по производственной практике дол­жны содержать полное перечисление всех выполненных за рабо­чий день манипуляций.

Например:

В/м инъекций всего 11, из них витамин В1 % мл

— 5, пенициллин млн ЕД — 4, раствор сульфокамфокаи-

на % мл — 2; катетеризация мочевого пузыря — 1;

стерилизация шприцев; изготовление марлевых тампонов; со­провождение и подготовка больных к ФГДС — 3 с указанием для чего вводилось то или иное вещество (например: пеницил­лин вводим больным с острым воспалительным процессом в легких для получения антибактериального эффекта) или с ка­кой целью выполнялась какая-либо другая манипуляция.

Ежедневно подробно описывается по (справочнику) техни­ка выполнения какой-либо одной манипуляции с указанием Ф.И.О. больного, его возраста, номер истории болезни, диагно­зом. Один день — в/в инъекция, другой очистительная клизма, следующий — катетеризация мочевого пузыря, перевязка.

Например:

Больная Петренко А.Ф., 60 лет. Находится на лечении в кардиологическом отделении ЖДБ с 1/I-2000 г. с диагнозом — гипертоническая болезнь II стадия. Кризовое течение. Дисцир- куляторная (гипертоническая) энцефалопатия II. Н I, истории болезни №164. 19/I-2000 г. в 11.00 у больной появилась сильная головная боль, тошнота, позывы на рвоту, покраснение лица. Это кризовое повышение АД. АД было 165/90 мм рт. ст. Больная переносит все лекарственные препараты. С целью снижения АД больной, врач назначил ввести в/в Sol. Dibasoli 1 %-6,0.

Далее подробно описывается техника в/в инъекции (из учеб­ного пособия).

3.  Дневник ежедневно подписывает старшая медицинская сестра отделения.

4.  После ежедневных дневников, в 5-й день практики офор­мляется следующий раздел «Практические навыки». Он должен содержать полный перечень манипуляций, которыми студент ов­ладел за время практики.

Например:

За время производственной практики в_______________________ отде­

лении ЖДБ я овладел следующими практическими навыками:

-  промывание желудка — 4;

-  очистительные клизмы — 6;

-  в/м инъекции — 60;

-  в/в инъекции — 7;

-  в/в капельное введение — 10.

5.  После раздела «Практические навыки» оформляется раз­дел «Применяемые в отделении лекарственные средства» в виде таблицы.

Например:

В                                                 отделении, где я проходил (а) практику

наиболее часто используются следующие медикаменты:

Название лекарствен­ ного препарата С какой це­лью исполь­зуется в отделении (показания) При ка­ких забо­леваниях В каких ле­карствен- ных формах применяется Какие дозы этого препа­рата приме­няются Как он вво­дится боль­ному (peros, в/в, в/м, п/к) Противопо­казания и побочное действие препарата
             

 

6. Следующий раздел: «Характеристика».

По окончании практики старшая медицинская сестра отде­ления пишет в дневнике на студента-практиканта характеристи­ку и выставляет оценку по практике.

Характеристику подписывает заведующий отделением, стар­шая медицинская сестра больницы и ставится печать больницы.

7.  Дневник по производственной практике должен быть оформлен аккуратно. Исправления, зачеркивания не допускают­ся. Не допускается заполнение дневника разными чернилами (или только синими, или только черными).

8.  Студенты, не оформившие «Дневник по практике», к зачету не допускаются.

II. Образец оформления титульного листа

Министерство здравоохранения РФ Волгоградская медицинская академия Кафедра клинической фармакологии и интенсивной терапии

Заведующий кафедрой: академик РАМН., доктор медицинских наук, профессор

В.И. Петров Руководитель практики: доцент кафедры, к.м.н.

Н.В. Рогова

Дневник по производственной «Медицинской ознакомительной практике»

Иванова Ивана Ивановича, студента III курса фармацевтического факультета 1 группы 200_ — 200_ учебный год

г. Волгоград — 200 г.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.  Белова Н.И., Беренбей Б.А., Великорецкий Д.А. и др. Справочник медицинской сестры по уходу / Под ред. Н.Р. Пале- ева. М.: Медицина, 1989. 528 с.

2.  Бунятян А.А., Рябов Г.А., Маневич А.З. Анестезиология и реаниматология. М.: Медицина, 1984. 512 с.

3.  Голиков А.П., Закин А.М. Неотложная терапия: Справоч­ник для врачей. М.: Медицина, 1986. 160 с.

4.  Мурашко В.В., Шуганов Е.Г., Панченко А.В. Общий уход за больными: Учеб. пособие. М.: Медицина, 1988. 224 с.

5.  Авруцкий Г.Я., Балаболкин М.И., Баркаган З.С. и др. Неотложные состояния и экстренная медицинская помощь: Спра­вочник / Под ред. Е.И. Чазова. М.: Медицина, 1989. 640 с.

6.  Кениг К. Неотложная медицина в вопросах и ответах. СПб.: Питер Пресс, 1997. 512 с. (Серия «Практическая медицина»).

7.  Ahnefeld F.W., Linder K.H., Lotz P., Rossi R. Kardiopulmonale Reanimation. Stuttgart: Wissenschaftliche Verlagsgesellschaft, 1987;

8.  Dittmer A., Seipelt H. Praktische Therarie und Arzneiverordnung fUr das Kindesalter. Jene: Gustav Fischer, 1987.

9.  Gobiet W. Intensivtherapie nach Schadel-Hirn-Trauma. Berlin; Heideberg; New York: Springer, 1980.

10.  Lawin P. Praxis der Intensivbehandlung. Stuttgait: Georg Thieme, 1981;

11.  Abramowicz M (ed). Drugs for sexually transmitted diases. Medical Letter 36 (913):3, 1994.

12.  Trunkey D.D., Lewis F.R. (eds). Current Therapy of Trauma. Phyladelphia, Deker, 1991.

Содержание

Тематический план лекций.......................................................... 3

Тематический план практических занятий................................... 4

ЗАНЯТИЕ 1............................................................................ 7

ЗАНЯТИЕ 2.......................................................................... 20

ЗАНЯТИЕ 3.......................................................................... 32

ЗАНЯТИЕ 4.......................................................................... 41

ЗАНЯТИЕ 5.......................................................................... 47

ЗАНЯТИЕ 6.......................................................................... 54

ЗАНЯТИЕ 7.......................................................................... 62

ЗАНЯТИЕ 8.......................................................................... 68

ЗАНЯТИЕ 9.......................................................................... 75

ЗАНЯТИЕ 10........................................................................ 85

ЗАНЯТИЕ 11...................................................................... 111

ЗАНЯТИЕ 12...................................................................... 118

ЗАНЯТИЕ 13...................................................................... 128

ЗАНЯТИЕ 14...................................................................... 144

ЗАНЯТИЕ 15...................................................................... 145

ЗАНЯТИЕ 16...................................................................... 154

ЗАНЯТИЕ 17...................................................................... 163

ЗАНЯТИЕ 18...................................................................... 171

Производственная медицинская

ознакомительная практика................................................. 174

Список литературы................................................................. 182


Рогова Наталия Вячеславовна

ПЕРВАЯ ДОВРАЧЕБНАЯ ПОМОЩЬ

Учебное пособие для студентов III курса фармацевтического факультета дневной и заочной форм обучения

Под редакцией академика РАМН, доктора медицинских наук, профессора В.И. Петрова

Главный редактор А.В. Шестакова Технический редактор М.Н. Растегина



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.