Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ЗАНЯТИЕ 18 1 страница



 

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ Кафедра клинической фармакологии

Н.В. РОГОВА

ПЕРВАЯ ДОВРАЧЕБНАЯ ПОМОЩЬ

Учебное пособие для студентов III курса фармацевтического факультета дневной и заочной форм обучения

Под редакцией академика РАМН, доктора медицинских наук, профессора В.И. Петрова

Рекомендовано Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия по курсу Первой доврачебной помощи для студентов фармацевтических вузов

 

Волгоград 2002

ББК 53.53я73 Р59

Рецензенты: д-р мед. наук, проф. С.И. Богословская; д-р мед. наук, проф. А.Н. Яворский

Рекомендовано к печати Цикловой методической комиссией фармацевтического факультета ВМА (протокол № 1 от 5 сентября 2001 г.)

Рогова Н.В.

Р59 Первая доврачебная помощь: Учебное пособие / Под

ред. академика РАМН, д. м. н., проф. В.И. Петрова. — Вол­гоград: Издательство ВолГУ, 2002. — 184 с.

ISBN 5-85534-563-7

В учебном пособии приведены тематические планы лек­ций практических занятий по курсу «Первая доврачебная по­мощь», изложены основные аспекты этиопатогенеза и клини­ческой картины часто встречающихся неотложных состояний, алгоритмы оказания первой помощи, даны указания по прове­дению производственной медицинской ознакомительной прак­тики.

Предназначено для студентов III курса фармацевтическо­го факультета медицинской академии.

ИЗДАТЕЛЬСТВО

ISBN 5-85534-563-7

© Н.В. Рогова, 2002 © Издательство Волгоградского

государственного университета, 2002

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ

1.  Задачи, объем и основные принципы оказания первой доврачебной помощи. История службы скорой медицинской по­мощи. Этика и деонтология в работе с больным. Терминальное состояние: клиническая симптоматика, стадии, сердечно-легоч­ная реанимация (2 часа).

2.  Острая дыхательная недостаточность: виды, диагностика на доврачебном этапе, алгоритм оказания первой доврачебной помощи (2 часа).

3.  Шок: основные патогенетические механизмы, виды, ди­агностика на доврачебном этапе, критерии оценки тяжести со­стояния больного, фазы, алгоритм оказания первой доврачеб­ной помощи (2 часа).

4.  Кома: виды, критерии оценки состояния сознания боль­ного, основные патогенетические механизмы, дифдиагностика на доврачебном этапе, алгоритм оказания первой доврачебной помощи (2 часа).

5.  Отравления. Основные положения клинической токсико­логии. Первая доврачебная помощь при острых отравлениях жи­вотными ядами (2 часа).

6.  Первая доврачебная помощь при эпилептическом статусе и других судорожных состояниях. Понятие о бреде, возбужде­нии, галлюцинациях и принципы оказания доврачебной помо­щи (2 часа).

7.  Свертывающая и противосвертывающая системы крови. Основные патогенетические механизмы развития ДВС-синдрома, его стадии, принципы диагностики, лечения, предупрежде­ния развития (2 часа).

8.  Неотложные состояния в педиатрии. Особенности оказа­ния первой доврачебной помощи детям (2 часа).

9.  Неотложная помощь в акушерско-гинекологической прак­тике. Роды вне стационара (2 часа).

Всего 18 часов.

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

1.  Предмет и задачи первой доврачебной помощи. Методы клинического обследования больного и диагностика неотложных состояний на догоспитальном этапе. Курация больных (3 часа).

2.  Терминальное состояние: стадии, клиническая диагности­ка, критерии оценки тяжести состояния больного. Внезапная ос­тановка сердца. Приемы сердечно-легочной реанимации. Электро- физиологические основы ЭКГ и методика регистрации ЭКГ в 12 отведениях. Решение ситуационных задач по теме. Знакомство с работой ПИТ кардиологического отделения ЖДБ (3 часа).

3.  Острая дыхательная недостаточность. Стеноз гортани, сер­дечная астма, бронхиальная астма, истинный и ложный крупп: симптомы, дифдиагностика, первая доврачебная помощь. Прин­ципы трахеостомии. Техника выполнения искусственной венти­ляции легких (3 часа).

4.  Первая доврачебная помощь при электротравме, поражении молнией, утоплении (в пресной, в соленой воде). Решение ситуаци­онных задач по теме занятия. Уход за больным (постановка банок и горчичников). Итоговая контрольная работа по темам 1—3 (3 часа).

5.  Первая доврачебная помощь при тепловом и солнечном ударе, обмороке, коллапсе. Решение ситуационных задач по теме занятия. Понятие о нарушении мозгового кровообращения и прин­ципах оказания первой помощи (3 часа).

6.  Первая доврачебная помощь при аллергических реакциях: анафилактический шок, отек Квинке, крапивница, лекарствен­ная аллергия. Знакомство с работой детского аллергологического центра при ЖДБ и курация больных. Решение ситуационных задач по теме занятия (3 часа).

7.  Итоговая контрольная работа по темам 4—6. Первая дов­рачебная помощь при болевом синдроме: боли в груди, головные боли, зубная боль. Патофизиология боли. Клинические симпто­мы острого инфаркта миокарда. Курация больных в кардиологи­ческом отделении ЖДБ (3 часа).

8.  Первая доврачебная помощь при болевом синдроме: боли в животе, поясничной области. Понятие «острый живот». Кура­ция больных в хирургическом отделении ЖДБ (3 часа).

9.  Первая доврачебная помощь при лихорадочных состояни­ях. Методика термометрии. Лихорадочные состояния при инфек­ционных болезнях, у урологических больных, при неинфекци­онных заболеваниях. Решение ситуационных задач по теме заня­тия. Уход за больным (промывание желудка, постановка клизм). История болезни (курация) (3 часа).

10.  Первая доврачебная помощь при острых отравлениях: бытовые, производственные отравления, отравления раститель­ными ядами. Ядовитые растения и животные Волгоградской об­ласти. Первая помощь при рвоте, икоте, диарее, запорах. Макро­скопическое исследование кала. Понятие о «пищевых токсикоин- фекциях». Клиническая симптоматика ботулизма. Решение ситу­ационных задач по теме занятия (3 часа).

11.  Итоговая контрольная работа по темам 7—10. Десмургия: правила наложения бинтовых повязок, перевязки. Знакомство с работой перевязочной хирургического отделения ЖДБ и выполне­ние перевязок больным отделения. Первая доврачебная помощь при вывихах и переломах. Транспортная иммобилизация. Правила нало­жения шин. Решение ситуационных задач по теме занятия (3 часа).

12.  Асептика и антисептика. Раны: виды ран, обследование раненого, ТИЕ № 9. Темчебная помощь Нагноение ран. Острая и хроническая хирургическая инфекция. Специфическая раневая инфекция. Решение ситуационных задач по теме занятия (3 часа).

13.  Первая доврачебная помощь при травмах. Закрытые по­вреждения мягких тканей, черепномозговые травмы, поврежде­ния грудной клетки. Транспортная иммобилизация. Решение си­туационных задач по теме занятия (3 часа).

14.  Итоговая контрольная работа (зачет) по темам 11—13 (3 часа).

15.  Первая доврачебная помощь при кровотечениях: артери­альное, венозное, капилярное, смешанное, носовое, внутреннее. Правила остановки наружного кровотечения. Техника выполне­ния передней тампонады носа. Методика определения группы крови и резус-фактора. Уход за больным (методика выполнения внутрикожных и внутримышечных инъекций). Выполнение пла­новых в/м инъекций больным терапевтического отделения ЖДБ. Контроль историй болезни (3 часа).

16.  Первая доврачебная помощь при ожогах. Состав аптечки для оказания первой помощи и назначение ее основных компо­нентов. Показания, противопоказания, побочное действие ле­карств, разрешенных к применению в «домашней аптечке» без назначения врача (без рецепта). Первая доврачебная помощь при отморожениях, общее охлаждение. Замерзание. Решение ситуаци­онных задач по теме занятия. Уход за тяжелобольным, гигиена больного. Курация больных в терапевтическом отделении ЖДБ (3 часа).

17.  Итоговая контрольная работа по темам 14—16. Неотлож­ная помощь в акушерско-гинекологической практике: кровоте­чение, роды вне стационара. Решение ситуационных задач по теме занятия. Курация больных гинекологического отделения ЖДБ. Уход за новорожденным и неотложная помощь (3 часа).

18.  Зачетное занятие. Зачет по практическим навыкам. Конт­роль конспектов лекционного курса. Компьютерное тестирова­ние уровня теоретической подготовки по курсу «Первая довра­чебная помощь» (3 часа).

Всего 54 часов.


                                             

                                               ЗАНЯТИЕ 1

Тема: Предмет и задачи первой доврачебной помощи. Ме­тоды клинического обследования больного и диагностика нео­тложные состояний на догоспитальном этапе.

Цель: Изучить основы медицинской деонтологии и методы обследования больного при неотложных состояниях. Научить сту­дентов различать неотложные состояния и обострения течения хронических заболеваний, определять объем первой помощи, первой доврачебной помощи, первой врачебной помощи, квалифицированной врачебной помощи и специализированной врачебной помощи.

Контрольные вопросы

1.  Что понимают под первой доврачебной помощью ? Опреде­лите задачи, объем данной помощи.

2.  В чем суть медицинской деонтологии?

3.  Изложите основные положения этического кодекса фар­мацевтического работника России.

4.  Как проводится осмотр пострадавшего ?

Конспект лекции

Бурный прогресс науки и техники, рост темпа и ритма современной жизни, увеличение психоэмоциональных перегру­зок, учащение катостроф, сопровождающихся многообразием патологии привели к неуклонному росту экстремальной патоло­гии. К истинным неотложным состояниям относятся все острые патологические состояния, вызванные внешними или внутрен­ними причинами и требующие, независимо о наличия угрозы для жизни, немедленной диагностики и лечения.

Первая доврачебная помощь — это комплекс пособий, по­зволяющих восстанавливать и поддерживать основные жизнен­ные функции организма больного до оказания квалифициро­ванной медицинской помощи.

Задачи первой доврачебной помощи:

1)  По возможности устранить патологическое воздействие.

2)  Эффективное временное искусственное замещение и уп­равление функциями жизненно важных органов и систем орга­низма (например, искусственная вентиляция легких, непрямой массаж сердца).

3) Быстрая транспортировка (обеспечение) квалифициро­ванной медицинской помощи.

Однако, успех доврачебной помощи зависит не только от знания и владения навыками оказания помощи, но и от деонто- логического компонента.

Термин «деонтология» (от греч. deonthos — должный), то есть учение о должном поведении, поступках, образе действия, связано с именем английского священника Бентама (XVIII), вкла­дывавшего в это понятие религиозно-нравственное содержание. Применительно к медицинской деятельности термин «медицин­ская деонтология» очень скоро стал обозначать комплекс эти­ческих правил, норм, принципов, которыми руководствуется медработник, совокупность соответствующих профессиональных, морально-этических и правовых принципов и правил, составля­ющих понятие медицинского долга.

Всегда и при всех обстоятельствах необходимо помнить, что человек обращается к медицинским работникам за помощью, что с ним случилась беда, иногда очень серьезная, способная повлечь за собой утрату здоровья, трудоспособности, а подчас и угрожающая жизни. Только при полном сочувствии больному, при понимании его положения возможен настоящий контакт между ним и медицинским работником, что так необходимо для успешного оказания помощи. Чуткость, моральная поддержка, душевная теплота нужны пострадавшему не меньше, а может быть, и больше, чем лекарственные препараты.

Этический кодекс фармацевтического работника России (провизора и фармацевта)

Этический кодекс фармацевтического работника России является совокупностью этических норм и морально-нравствен­ных принципов поведения фармацевтического работника при оказании квалифицированной и своевременной лекарственной помощи, которая включает обеспечение населения необходимы­ми лекарственными средствами и другими изделиями медицинс­кого назначения, а также оказание консультативных услуг, свя­занных с лекарственным обслуживанием.

Внедрение Кодекса нацелено на обеспечения более быстро­го перехода России к правовому государству и цивилизованному фармацевтическому рынку. Кодекс определяет отношения между фармацевтическим работником, с одной стороны, и обществом, пациентом, медицинским работником — с другой. Он направлен на защиту достоинства, охрану прав и здоровья личности и об­щества в целом, а также определяет права и моральную ответ­ственность специалистов фармацевтических (аптечных) учреж­дений и предприятий.

Основой Этического кодекса являются законы Российской Федерации о здравоохранении, защите прав потребителей и па­циентов, о рекламе, Гражданский кодекс и другие законода­тельные акты РФ, также документы Организации Объединен­ных Наций и Всемирной организации здравоохранения, относя­щиеся к этическим аспектам сферы лекарственного обслужива­ния населения.

РАЗДЕЛ 1.                             ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО

РАБОТНИКА И ОБЩЕСТВА

Статья 1.1. Основная задача профессиональной деятельнос­ти фармацевтического работника — охрана здоровья человека.

Фармацевтический работник должен оказывать лекар­ственную помощь любому человеку независимо от его нацио­нальности, политически и религиозных убеждений, имуще­ственного положения, пола, возраста и социального статуса

Специальное фармацевтическое образование предусмат­ривает ответственность фармацевтического работника за ра­циональное использование лекарственных средств.

В интересах охраны здоровья и безопасности населения фармацевтический работник должен обеспечить контроль за качеством и условиями хранения лекарственных средств.

Особую бдительность фармацевтический работник дол­жен проявлять при отпуске лекарственных средств для преста­релых и детей.

Статья 1.2. Основные требования к деятельности фарма­цевтического работника-высокий профессионализм и компетен­тность в вопросах лекарственного обеспечения.

Фармацевтический работник должен:

-  постоянно совершенствовать свои специальные знания, умения и навыки, помня о том, что «лекарство в руках знаю­щего человека подобно бессмертию и жизни, а в руках невеж­ды подобно огню и мечу»;

-  владеть полной информацией о лекарственных средствах, в том числе о побочных действиях и противопоказаниях к при­менению;

-  предотвращать ошибки при изготовлении, контроле и отпуске лекарственных средств;

-  критически подходить к оценке своей работы и своего профессионального мастерства;

-  способствовать внедрению достижений фармацевтичес­кой науки в практику.

Статья 1.3. Фармацевтический работник не вправе исполь­зовать свои знания и опыт в антигуманных целях.

Фармацевтический работник не имеет права:

-  использовать свои знания, умения и навыки при неза­конном производстве (изготовлении) и отпуске лекарственных средств, особенно тех, которые могут нанести ущерб здоро­вью, физической или психической целостности человека;

-  отпускать лекарственные средства, не разрешенные к медицинскому применению, и те, в качестве которых он сомневается.

Статья 1.4. Долг фармацевтического работника— хранить свою профессиональную независимость и осознавать меру ответ­ственности за свои действия.

Фармацевтический работник должен:

-  поддерживать престиж своей профессии и приоритет­ность своих знаний в области обращения лекарственных средств;

-  при сотрудничестве с производителями фармацевтичес­кой продукции или их посредниками принимать профессиональ­но обоснованные решения в интересах пациента, независимо от собственной экономической выгоды.

-  фармацевтический работник не должен навязывать свои политические, религиозные и философские взгляды.

Статья 1.5. Фармацевтический работник должен соблю­дать принципы фармацевтической этики и деонтологии.

В своей деятельности, в том числе в области маркетинга и рекламы лекарственных средств. фармацевтический работник должен соблюдать этические принципы (нормы).

Основными принципами в деятельности фармацевтичес­кого работника должны быть обеспечение безопасности и эф­фективности лекарственных средств при профилактике и лече­нии заболеваний пациентов, а также соблюдение деонтологи- ческих норм взаимодействия между всеми партнерами фарма­цевтического рынка.

РАЗДЕЛ 2.                     ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО

РАБОТНИКА И ПАЦИЕНТА

Статья 2.1. Фармацевтический работник должен уважать честь и достоинство пациента.

Фармацевтический работник должен:

-  владеть основами психотерапевтического воздействия для улучшения взаимопонимания между ним и пациентом;

-  следить за своей речью, жестами и мимикой; произно­сить обращенные к пациенту слова членораздельно и доста­точно громко; располагать к себе пациента своим внешним видом;

-  при общении с пациентом постараться убедить его в том, что пациент имеет дело с высокообразованным, знаю­щим и культурным человеком;

-  C уважением относиться к каждому пациенту, не выяв­ляя предпочтения или неприязни;

-  Быть сдержанным при общении с пациентом, не про­являть обиды, спешки, нетерпения, заносчивости, безразли­чия; относиться с пониманием к возможной раздражительно­сти пациента;

-  Помнить, что внимательное и заботливое отношение к пациенту помогает укрепить его уверенность в полезности и эф­фективности лекарственного средства и веру в выздоровление.

Статья 2.2. Фармацевтический работник обязан сообщить необходимую информацию о лекарственных средствах.

Право пациента — получать, а обязанность фармацевти­ческого работника — сообщать пациенту всю необходимую ин­формацию о лекарственных средствах (о способе, времени и частоте приема, хранении в домашних условиях и др.).

Статья 2.3. Фармацевтический работник не должен раз­глашать медицинскую тайн.

Фармацевтический работник должен сохранять в тайне известную ему медицинскую информацию о пациенте.

Статья 2.4. Фармацевтический работник должен уметь ока­зывать первую доврачебную помощь пациенту.

РАЗДЕЛ 3.                     ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО

РАБОТНИКА И ВРАЧА

Статья 3.1. Деловые отношения между фармацевтическим работником и врачом должны строиться на взаимном уважении.

У фармацевтического работника и врача общая задача — возвращение здоровья пациенту. Фармацевтический работ­ник не должен допускать бестактных высказываний в адрес врача, а врач не должен умалять достоинство фармацевтичес­кого работника.

Статья 3.2. Фармацевтический работник как специалист в области лекарствоведения обязан:

-  информировать врача о новых лечебных, профилакти­ческих и диагностических препаратах;

-  требовать от врача строгого соблюдения установленных правил выписывания рецепта.

Статья 3.3. Фармацевтический работник должен работать в тесном контакте с врачом.

Содружество фармацевтического работника и врача дол­жно быть нацелено на выбор наиболее эффективных лекар­ственных средств, оптимальной лекарственной формы, дозы, рациональной схемы лечения и способа применения.

Фармацевтический работник обязан обеспечить пациента лекарственными средствами, прописанными ему врачом, в ука­занной в рецепте дозе и соответствующей лекарственной форме.

Фармацевтический работник не должен подменять врача в выборе лекарственных средств и предлагать пациенту лекар­ственные препараты по своему усмотрению.

Фармацевтический работник должен выявлять ошибки в прописывании лекарственных средств и обсуждать их только с медицинским работником.

РАЗДЕЛ 4. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РАБОТНИКА И КОЛЛЕГ

Фармацевтический работник должен относиться к своим коллегам так, как хотел бы, чтобы они относились к нему.

Отношения в коллективе должны строиться на основе взаимного уважения.

В общении друг с другом все члены коллектива должны быть взаимно вежливыми, добродетельными, честными и спра­ведливыми.

Фармацевтический работник должен уважать труд и опыт каждого члена коллектива, независимо от его занимаемой дол­жности, а также передавать свой опыт и знания младшим по профессии.

Фармацевтический работник долен осуждать некомпетен­тные действия своих коллег и различного рода непрофессио­налов, наносящих вред здоровью пациента.

Критика в адрес коллеги должна быть четко аргументи­рована и изложена в корректной форме. Критике могут подле­жать профессиональные действия, но не личность коллеги. Критика коллеги в присутствии пациентов не допустима.

Руководитель фармацевтического учреждения должен по­мнить, что не административное положение дает моральное право руководить фармацевтическими работниками, а более высокий уровень профессиональной компетентности.

РАЗДЕЛ 5. ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РАБОТНИК И ПРОГРЕСС ФАРМАЦИИ

Статья 5.1. Создание, испытание и внедрение в практику новых лекарственных средств должны проводиться в соответствии с международными нормами.

Любое исследование может проводиться только после его одобрения этическим комитетом.

Привлечение пациента к участию в испытании новых ле­карственных средств может проводиться только с его добро­вольного согласия и после предоставления ему полной инфор­мации о планируемом исследовании.

При создании, стандартизации и контроле качества лекар­ственных средств специалист должен руководствоваться требо­ваниями международных стандартов: Good Clinikal Practice (GCP; Добротная клиническая практика), Good Laboratory Practice (GLP; Добротная лабораторная практика), Good Manufacturing Practice (GMP; Правила правильного производства).

При проведении медико-биологических испытаний лекар­ственных средств исследователи должны гуманно обращаться с экспериментальными животными.

РАЗДЕЛ 6. ДЕЙСТВИЕ ЭТИЧЕСКОГО КОДЕКСА,

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЕГО НАРУШЕНИЯ И ПОРЯДОК ЕГО ПЕРЕСМОТРА

Статья 6.1. Действие Этического кодекса.

Настоящий Этический кодекс действует на территории всех субъектов Российской Федерации и распространяется на все области фармацевтической деятельности, осуществляемой фармацевтическими (аптечными) учреждениями и предприя­тиями в сфере обращения лекарственных средств, включая закупку, изготовление, хранение, оптовую и розничную реа­лизацию, стандартизацию, контроль качества лекарственных средств, а также систему формирования спроса и стимулиро­вания сбыта лекарственных средств, непрерывное фармацев­тическое образование.

Статья 6.2. Ответственность за нарушение Этического кодекса.

Фармацевтический работник несет ответственность за на­рушение этических принципов (норм), если это нарушение од-

новременно затрагивает положения действующего законода­тельства Российской Федерации.

Статья 6.3. Порядок пересмотра Этического кодекса.

Пересмотр Этического кодекса должен проводиться на специальных конференциях, объединяющих фармацевтические общества и ассоциации России.

Осмотр больного (пострадавшего)

1.  Необходимо выяснить, что беспокоит пострадавшего (боли, рвота, одышка и т. п.), что с ним случилось, впервые ли это про­исходит, есть ли какие-либо у него тяжелые хронические болезни, нет ли аллергии к лекарствам. (Если пострадавший не может отве­чать на вопросы, то опрашивают свидетелей случившегося.)

Выделяют субъективные симптомы — это ощущения, ис­пытываемые больным (боль, тошнота). Они являются отражени­ем объективных изменений в организме.

Объективные симптомы, обнаруживаются при исследова­нии больного (желтуха, увеличение печени).

2.  Оценка сознания. Сознание больного может быть ясным (нормальным), то есть человек адекватно реагирует на ситуацию, отвечает на вопросы, ориентируется в пространстве и времени.

Сознание может быть нарушенным: ступорозным, сопорз- ным и коматозным.

Ступор — состояние оглушения. Больной плохо ориентиру­ется в окружающей обстановке, на вопросы отвечает с запозда­нием. Подобное состояние наблюдается при контузиях, некото­рых отравлениях.

Сопор — спячка, из которой больной выходит на короткое время при громком окрике или торможении. Рефлексы сохране­ны. Такое состояние может наблюдаться при инфекционных за­болеваниях, в начальной стадии уремии.

Кома — бессознательное состояние, характеризующееся пол­ным отсутствием реакции на внешние раздражители, отсутстви­ем рефлексов и расстройством жизненно важных функций.

3.  Определение пульса на сонной, лучевой, бедренной арте­риях. Подсчет частоты сердечных сокращений (ЧСС) за 1 минуту.

Увеличение ЧСС > 90 в минуту — тахикардия, при ЧСС< 60 в мин — брадикардия.

4.  Определение и подсчет частоты дыхательных движений (ЧДД) за 1 минуту.

Одышка может быть субъективной и объективной. Субъек­тивная одышка — субъективное ощущение больным затрудне­ния дыхания. Объективная одышка определяется объективными методами исследования и характеризуется изменением частоты, глубины или ритма дыхания, а также продолжительностью вдо­ха или выдоха. Одышка с увеличением частоты дыхания — та- хипное, а при урежении — брадипное. При затруднении вдоха — инспираторная, при затруднении выдоха — экспираторная. Одышка может быть смешанной.

5.  Если пострадавший находится в бессознательном состоя­нии, то обязательно оцениваем состояние зрачков (расширены или узкие), определяем реакцию зрачка на свет, затем определя­ем корнеальный рефлекс.

6.  Измерение артериального давления (АД) на обеих руках.

Артериальное давление — давление крови на стенки арте­рий во время систолы и диастолы. Оно зависит от силы сокраще­ния сердца, притока крови в артериальную систему, сопротив­ления периферических сосудов, эластичности сосудистых сте­нок, вязкости крови. Различают артериальное давление систоли­ческое (максимальное) — то есть возникающее в артериальной системе вслед за сокращением (систолой) левого желудочка, ди­астолическое (минимальное) — то есть в период расслабления (диастолы) сердца, и пульсовое (разница между величинами си­столического и диастолического давления.

Гипертония — повышение АД, гипотония — понижение АД.

Техника измерения артериального давления

Во время измерения артериального давления обследуемый должен сидеть или лежать спокойно, не разговаривать и не сле­дить за ходом измерения. На обнаженное плечо левой руки боль­ного на 2-3 см выше локтевого сгиба нетуго накладывают и закрепляют манжетку так, чтобы между нею и кожей проходил только один палец. Рука обследуемого располагается удобно, ла­донь вверх. В локтевом сгибе находят место пульсации плечевой артерии и плотно, но без давления прикладывают к нему фо­нендоскоп. Затем баллоном постепенно нагнетают воздух. Кото­рый поступает одновременно и в манжетку, и в манометр. Циф­ры на шкале манометра будут показывать уровень давления воз­духа в манжетке, то есть силу, с какой сдавлена через мягкие ткани артерия, в которой измеряют АД. Постепенно накачивая воздух в манжетку, фиксируют момент, когда исчезнут звуки пульсовых ударов. Затем начинают постепенно снижать давление в манжетке, приоткрыв вентиль у баллона. В тот момент, когда давление в манжетке станет равным систолическому давлению в плечевой артерии, выслушивается первый короткий довольно громкий звук — тон. При дальнейшем падении давления в ман­жетке тоны при выслушивании ослабевают и постепенно исчеза­ют. В момент исчезновения тонов давление в манжетке соответ­ствует диастолическому давлению в плечевой артерии. Цифры на манометре указывают минимальное давление.

7.  Определение положения больного. Оно может быть актив­ным, пассивным и вынужденным.

Активное положение — больной легко изменяет свое поло­жение в зависимости от обстоятельств.

Пассивное положение — наблюдается обычно при бессозна­тельном состоянии. Больные неподвижны, голова и конечности свешиваются в силу их тяжести.

Вынужденное положение больной принимает для прекра­щения или ослабления имеющихся у него болезненных ощуще­ний (например, во время приступа бронхиальной астмы больной стоит или сидит, крепко опираясь руками в край стола или стула со слегка наклоненной вперед верхней половиной туловища у раскрытого окна).

8.  Определение телосложения больного. В понятие телосложе­ния входят конституция, рост и масса тела больного. По класси­фикации М.В. Черноруцкого различают три конституциональ­ных типа: астенический, гиперстенический и нормостенический.

Астенический тип характеризуется значительным преобла­данием продольных размеров тела над поперечными, конечнос­тей — над туловищем, грудной клетки — над животом. Эпигаст­ральный угол <90°.

Гиперстенический тип характеризуется относительным пре­обладанием поперечных размеров тела. Туловище относительно длинное, конечности короткие, живот значительных размеров, диафрагма стоит высоко. Эпигастральный угол >90°.

Нормостеническая конституция отличается пропорциональ­ностью телосложения и занимает промежуточное положение между астенической и гиперстенической. Эпигастральный угол = 90°.

9.  Осмотр головы и лица. Непроизвольные движения головы (трясение) бывает при паркинсонизме. Обращают внимание на черты лица. Лицо может быть одутловатым из-за общего отека при болезнях почек. «Лицо Корвизара» характерно для сердечной недостаточности. Оно отечное, желтовато-бледное, с синеватым оттенком. Рот постоянно полуоткрыт, губы цианотичные, глаза слипающиеся, тусклые. При инфекционных заболеваниях можно увидеть лихорадочное лицо: гиперемия кожи, блестящие глаза, возбужденное выражение. При проказе — «львиное лицо»: с бу­горчато-узловатым утолщением кожи под глазами и над бровями и расширенным носом. У больных анемией — лицо «восковой куклы»: слегка одутловатое, очень бледное с желтоватым оттен­ком и как бы просвечивающейся кожей. «Сардоническая улыб­ка», когда рот расширяется, как при смехе, а лоб образует складки, как при печали, наблюдается у больных столбняком. Лицо Гип­пократа: запавшие глаза, заостренный нос, мертвенно-бледная с синюшним оттенком кожа, иногда покрытая крупными капля­ми пота, обычно наблюдается при коллапсе при тяжелых заболе­ваниях органов брюшной полости.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.