|
|||||
ЗАНЯТИЕ 18 1 страницаСтр 1 из 11Следующая ⇒
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ Кафедра клинической фармакологии Н.В. РОГОВА ПЕРВАЯ ДОВРАЧЕБНАЯ ПОМОЩЬ Учебное пособие для студентов III курса фармацевтического факультета дневной и заочной форм обучения Под редакцией академика РАМН, доктора медицинских наук, профессора В.И. Петрова Рекомендовано Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия по курсу Первой доврачебной помощи для студентов фармацевтических вузов
Волгоград 2002
Рецензенты: д-р мед. наук, проф. С.И. Богословская; д-р мед. наук, проф. А.Н. Яворский Рекомендовано к печати Цикловой методической комиссией фармацевтического факультета ВМА (протокол № 1 от 5 сентября 2001 г.) Рогова Н.В. Р59 Первая доврачебная помощь: Учебное пособие / Под ред. академика РАМН, д. м. н., проф. В.И. Петрова. — Волгоград: Издательство ВолГУ, 2002. — 184 с. ISBN 5-85534-563-7 В учебном пособии приведены тематические планы лекций практических занятий по курсу «Первая доврачебная помощь», изложены основные аспекты этиопатогенеза и клинической картины часто встречающихся неотложных состояний, алгоритмы оказания первой помощи, даны указания по проведению производственной медицинской ознакомительной практики. Предназначено для студентов III курса фармацевтического факультета медицинской академии.
ISBN 5-85534-563-7 © Н.В. Рогова, 2002 © Издательство Волгоградского государственного университета, 2002 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ 1. Задачи, объем и основные принципы оказания первой доврачебной помощи. История службы скорой медицинской помощи. Этика и деонтология в работе с больным. Терминальное состояние: клиническая симптоматика, стадии, сердечно-легочная реанимация (2 часа). 2. Острая дыхательная недостаточность: виды, диагностика на доврачебном этапе, алгоритм оказания первой доврачебной помощи (2 часа). 3. Шок: основные патогенетические механизмы, виды, диагностика на доврачебном этапе, критерии оценки тяжести состояния больного, фазы, алгоритм оказания первой доврачебной помощи (2 часа). 4. Кома: виды, критерии оценки состояния сознания больного, основные патогенетические механизмы, дифдиагностика на доврачебном этапе, алгоритм оказания первой доврачебной помощи (2 часа). 5. Отравления. Основные положения клинической токсикологии. Первая доврачебная помощь при острых отравлениях животными ядами (2 часа). 6. Первая доврачебная помощь при эпилептическом статусе и других судорожных состояниях. Понятие о бреде, возбуждении, галлюцинациях и принципы оказания доврачебной помощи (2 часа). 7. Свертывающая и противосвертывающая системы крови. Основные патогенетические механизмы развития ДВС-синдрома, его стадии, принципы диагностики, лечения, предупреждения развития (2 часа). 8. Неотложные состояния в педиатрии. Особенности оказания первой доврачебной помощи детям (2 часа). 9. Неотложная помощь в акушерско-гинекологической практике. Роды вне стационара (2 часа). Всего 18 часов.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ 1. Предмет и задачи первой доврачебной помощи. Методы клинического обследования больного и диагностика неотложных состояний на догоспитальном этапе. Курация больных (3 часа). 2. Терминальное состояние: стадии, клиническая диагностика, критерии оценки тяжести состояния больного. Внезапная остановка сердца. Приемы сердечно-легочной реанимации. Электро- физиологические основы ЭКГ и методика регистрации ЭКГ в 12 отведениях. Решение ситуационных задач по теме. Знакомство с работой ПИТ кардиологического отделения ЖДБ (3 часа). 3. Острая дыхательная недостаточность. Стеноз гортани, сердечная астма, бронхиальная астма, истинный и ложный крупп: симптомы, дифдиагностика, первая доврачебная помощь. Принципы трахеостомии. Техника выполнения искусственной вентиляции легких (3 часа). 4. Первая доврачебная помощь при электротравме, поражении молнией, утоплении (в пресной, в соленой воде). Решение ситуационных задач по теме занятия. Уход за больным (постановка банок и горчичников). Итоговая контрольная работа по темам 1—3 (3 часа). 5. Первая доврачебная помощь при тепловом и солнечном ударе, обмороке, коллапсе. Решение ситуационных задач по теме занятия. Понятие о нарушении мозгового кровообращения и принципах оказания первой помощи (3 часа). 6. Первая доврачебная помощь при аллергических реакциях: анафилактический шок, отек Квинке, крапивница, лекарственная аллергия. Знакомство с работой детского аллергологического центра при ЖДБ и курация больных. Решение ситуационных задач по теме занятия (3 часа). 7. Итоговая контрольная работа по темам 4—6. Первая доврачебная помощь при болевом синдроме: боли в груди, головные боли, зубная боль. Патофизиология боли. Клинические симптомы острого инфаркта миокарда. Курация больных в кардиологическом отделении ЖДБ (3 часа). 8. Первая доврачебная помощь при болевом синдроме: боли в животе, поясничной области. Понятие «острый живот». Курация больных в хирургическом отделении ЖДБ (3 часа). 9. Первая доврачебная помощь при лихорадочных состояниях. Методика термометрии. Лихорадочные состояния при инфекционных болезнях, у урологических больных, при неинфекционных заболеваниях. Решение ситуационных задач по теме занятия. Уход за больным (промывание желудка, постановка клизм). История болезни (курация) (3 часа). 10. Первая доврачебная помощь при острых отравлениях: бытовые, производственные отравления, отравления растительными ядами. Ядовитые растения и животные Волгоградской области. Первая помощь при рвоте, икоте, диарее, запорах. Макроскопическое исследование кала. Понятие о «пищевых токсикоин- фекциях». Клиническая симптоматика ботулизма. Решение ситуационных задач по теме занятия (3 часа). 11. Итоговая контрольная работа по темам 7—10. Десмургия: правила наложения бинтовых повязок, перевязки. Знакомство с работой перевязочной хирургического отделения ЖДБ и выполнение перевязок больным отделения. Первая доврачебная помощь при вывихах и переломах. Транспортная иммобилизация. Правила наложения шин. Решение ситуационных задач по теме занятия (3 часа). 12. Асептика и антисептика. Раны: виды ран, обследование раненого, ТИЕ № 9. Темчебная помощь Нагноение ран. Острая и хроническая хирургическая инфекция. Специфическая раневая инфекция. Решение ситуационных задач по теме занятия (3 часа). 13. Первая доврачебная помощь при травмах. Закрытые повреждения мягких тканей, черепномозговые травмы, повреждения грудной клетки. Транспортная иммобилизация. Решение ситуационных задач по теме занятия (3 часа). 14. Итоговая контрольная работа (зачет) по темам 11—13 (3 часа). 15. Первая доврачебная помощь при кровотечениях: артериальное, венозное, капилярное, смешанное, носовое, внутреннее. Правила остановки наружного кровотечения. Техника выполнения передней тампонады носа. Методика определения группы крови и резус-фактора. Уход за больным (методика выполнения внутрикожных и внутримышечных инъекций). Выполнение плановых в/м инъекций больным терапевтического отделения ЖДБ. Контроль историй болезни (3 часа). 16. Первая доврачебная помощь при ожогах. Состав аптечки для оказания первой помощи и назначение ее основных компонентов. Показания, противопоказания, побочное действие лекарств, разрешенных к применению в «домашней аптечке» без назначения врача (без рецепта). Первая доврачебная помощь при отморожениях, общее охлаждение. Замерзание. Решение ситуационных задач по теме занятия. Уход за тяжелобольным, гигиена больного. Курация больных в терапевтическом отделении ЖДБ (3 часа). 17. Итоговая контрольная работа по темам 14—16. Неотложная помощь в акушерско-гинекологической практике: кровотечение, роды вне стационара. Решение ситуационных задач по теме занятия. Курация больных гинекологического отделения ЖДБ. Уход за новорожденным и неотложная помощь (3 часа). 18. Зачетное занятие. Зачет по практическим навыкам. Контроль конспектов лекционного курса. Компьютерное тестирование уровня теоретической подготовки по курсу «Первая доврачебная помощь» (3 часа). Всего 54 часов.
ЗАНЯТИЕ 1 Тема: Предмет и задачи первой доврачебной помощи. Методы клинического обследования больного и диагностика неотложные состояний на догоспитальном этапе. Цель: Изучить основы медицинской деонтологии и методы обследования больного при неотложных состояниях. Научить студентов различать неотложные состояния и обострения течения хронических заболеваний, определять объем первой помощи, первой доврачебной помощи, первой врачебной помощи, квалифицированной врачебной помощи и специализированной врачебной помощи. Контрольные вопросы 1. Что понимают под первой доврачебной помощью ? Определите задачи, объем данной помощи. 2. В чем суть медицинской деонтологии? 3. Изложите основные положения этического кодекса фармацевтического работника России. 4. Как проводится осмотр пострадавшего ? Конспект лекции Бурный прогресс науки и техники, рост темпа и ритма современной жизни, увеличение психоэмоциональных перегрузок, учащение катостроф, сопровождающихся многообразием патологии привели к неуклонному росту экстремальной патологии. К истинным неотложным состояниям относятся все острые патологические состояния, вызванные внешними или внутренними причинами и требующие, независимо о наличия угрозы для жизни, немедленной диагностики и лечения. Первая доврачебная помощь — это комплекс пособий, позволяющих восстанавливать и поддерживать основные жизненные функции организма больного до оказания квалифицированной медицинской помощи. Задачи первой доврачебной помощи: 1) По возможности устранить патологическое воздействие. 2) Эффективное временное искусственное замещение и управление функциями жизненно важных органов и систем организма (например, искусственная вентиляция легких, непрямой массаж сердца). 3) Быстрая транспортировка (обеспечение) квалифицированной медицинской помощи. Однако, успех доврачебной помощи зависит не только от знания и владения навыками оказания помощи, но и от деонто- логического компонента. Термин «деонтология» (от греч. deonthos — должный), то есть учение о должном поведении, поступках, образе действия, связано с именем английского священника Бентама (XVIII), вкладывавшего в это понятие религиозно-нравственное содержание. Применительно к медицинской деятельности термин «медицинская деонтология» очень скоро стал обозначать комплекс этических правил, норм, принципов, которыми руководствуется медработник, совокупность соответствующих профессиональных, морально-этических и правовых принципов и правил, составляющих понятие медицинского долга. Всегда и при всех обстоятельствах необходимо помнить, что человек обращается к медицинским работникам за помощью, что с ним случилась беда, иногда очень серьезная, способная повлечь за собой утрату здоровья, трудоспособности, а подчас и угрожающая жизни. Только при полном сочувствии больному, при понимании его положения возможен настоящий контакт между ним и медицинским работником, что так необходимо для успешного оказания помощи. Чуткость, моральная поддержка, душевная теплота нужны пострадавшему не меньше, а может быть, и больше, чем лекарственные препараты. Этический кодекс фармацевтического работника России (провизора и фармацевта) Этический кодекс фармацевтического работника России является совокупностью этических норм и морально-нравственных принципов поведения фармацевтического работника при оказании квалифицированной и своевременной лекарственной помощи, которая включает обеспечение населения необходимыми лекарственными средствами и другими изделиями медицинского назначения, а также оказание консультативных услуг, связанных с лекарственным обслуживанием. Внедрение Кодекса нацелено на обеспечения более быстрого перехода России к правовому государству и цивилизованному фармацевтическому рынку. Кодекс определяет отношения между фармацевтическим работником, с одной стороны, и обществом, пациентом, медицинским работником — с другой. Он направлен на защиту достоинства, охрану прав и здоровья личности и общества в целом, а также определяет права и моральную ответственность специалистов фармацевтических (аптечных) учреждений и предприятий. Основой Этического кодекса являются законы Российской Федерации о здравоохранении, защите прав потребителей и пациентов, о рекламе, Гражданский кодекс и другие законодательные акты РФ, также документы Организации Объединенных Наций и Всемирной организации здравоохранения, относящиеся к этическим аспектам сферы лекарственного обслуживания населения. РАЗДЕЛ 1. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РАБОТНИКА И ОБЩЕСТВА Статья 1.1. Основная задача профессиональной деятельности фармацевтического работника — охрана здоровья человека. Фармацевтический работник должен оказывать лекарственную помощь любому человеку независимо от его национальности, политически и религиозных убеждений, имущественного положения, пола, возраста и социального статуса Специальное фармацевтическое образование предусматривает ответственность фармацевтического работника за рациональное использование лекарственных средств. В интересах охраны здоровья и безопасности населения фармацевтический работник должен обеспечить контроль за качеством и условиями хранения лекарственных средств. Особую бдительность фармацевтический работник должен проявлять при отпуске лекарственных средств для престарелых и детей. Статья 1.2. Основные требования к деятельности фармацевтического работника-высокий профессионализм и компетентность в вопросах лекарственного обеспечения. Фармацевтический работник должен: - постоянно совершенствовать свои специальные знания, умения и навыки, помня о том, что «лекарство в руках знающего человека подобно бессмертию и жизни, а в руках невежды подобно огню и мечу»; - владеть полной информацией о лекарственных средствах, в том числе о побочных действиях и противопоказаниях к применению; - предотвращать ошибки при изготовлении, контроле и отпуске лекарственных средств; - критически подходить к оценке своей работы и своего профессионального мастерства; - способствовать внедрению достижений фармацевтической науки в практику. Статья 1.3. Фармацевтический работник не вправе использовать свои знания и опыт в антигуманных целях. Фармацевтический работник не имеет права: - использовать свои знания, умения и навыки при незаконном производстве (изготовлении) и отпуске лекарственных средств, особенно тех, которые могут нанести ущерб здоровью, физической или психической целостности человека; - отпускать лекарственные средства, не разрешенные к медицинскому применению, и те, в качестве которых он сомневается. Статья 1.4. Долг фармацевтического работника— хранить свою профессиональную независимость и осознавать меру ответственности за свои действия. Фармацевтический работник должен: - поддерживать престиж своей профессии и приоритетность своих знаний в области обращения лекарственных средств; - при сотрудничестве с производителями фармацевтической продукции или их посредниками принимать профессионально обоснованные решения в интересах пациента, независимо от собственной экономической выгоды. - фармацевтический работник не должен навязывать свои политические, религиозные и философские взгляды. Статья 1.5. Фармацевтический работник должен соблюдать принципы фармацевтической этики и деонтологии. В своей деятельности, в том числе в области маркетинга и рекламы лекарственных средств. фармацевтический работник должен соблюдать этические принципы (нормы). Основными принципами в деятельности фармацевтического работника должны быть обеспечение безопасности и эффективности лекарственных средств при профилактике и лечении заболеваний пациентов, а также соблюдение деонтологи- ческих норм взаимодействия между всеми партнерами фармацевтического рынка. РАЗДЕЛ 2. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РАБОТНИКА И ПАЦИЕНТА Статья 2.1. Фармацевтический работник должен уважать честь и достоинство пациента. Фармацевтический работник должен: - владеть основами психотерапевтического воздействия для улучшения взаимопонимания между ним и пациентом; - следить за своей речью, жестами и мимикой; произносить обращенные к пациенту слова членораздельно и достаточно громко; располагать к себе пациента своим внешним видом; - при общении с пациентом постараться убедить его в том, что пациент имеет дело с высокообразованным, знающим и культурным человеком; - C уважением относиться к каждому пациенту, не выявляя предпочтения или неприязни; - Быть сдержанным при общении с пациентом, не проявлять обиды, спешки, нетерпения, заносчивости, безразличия; относиться с пониманием к возможной раздражительности пациента; - Помнить, что внимательное и заботливое отношение к пациенту помогает укрепить его уверенность в полезности и эффективности лекарственного средства и веру в выздоровление. Статья 2.2. Фармацевтический работник обязан сообщить необходимую информацию о лекарственных средствах. Право пациента — получать, а обязанность фармацевтического работника — сообщать пациенту всю необходимую информацию о лекарственных средствах (о способе, времени и частоте приема, хранении в домашних условиях и др.). Статья 2.3. Фармацевтический работник не должен разглашать медицинскую тайн. Фармацевтический работник должен сохранять в тайне известную ему медицинскую информацию о пациенте. Статья 2.4. Фармацевтический работник должен уметь оказывать первую доврачебную помощь пациенту. РАЗДЕЛ 3. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РАБОТНИКА И ВРАЧА Статья 3.1. Деловые отношения между фармацевтическим работником и врачом должны строиться на взаимном уважении. У фармацевтического работника и врача общая задача — возвращение здоровья пациенту. Фармацевтический работник не должен допускать бестактных высказываний в адрес врача, а врач не должен умалять достоинство фармацевтического работника. Статья 3.2. Фармацевтический работник как специалист в области лекарствоведения обязан: - информировать врача о новых лечебных, профилактических и диагностических препаратах; - требовать от врача строгого соблюдения установленных правил выписывания рецепта. Статья 3.3. Фармацевтический работник должен работать в тесном контакте с врачом. Содружество фармацевтического работника и врача должно быть нацелено на выбор наиболее эффективных лекарственных средств, оптимальной лекарственной формы, дозы, рациональной схемы лечения и способа применения. Фармацевтический работник обязан обеспечить пациента лекарственными средствами, прописанными ему врачом, в указанной в рецепте дозе и соответствующей лекарственной форме. Фармацевтический работник не должен подменять врача в выборе лекарственных средств и предлагать пациенту лекарственные препараты по своему усмотрению. Фармацевтический работник должен выявлять ошибки в прописывании лекарственных средств и обсуждать их только с медицинским работником. РАЗДЕЛ 4. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РАБОТНИКА И КОЛЛЕГ Фармацевтический работник должен относиться к своим коллегам так, как хотел бы, чтобы они относились к нему. Отношения в коллективе должны строиться на основе взаимного уважения. В общении друг с другом все члены коллектива должны быть взаимно вежливыми, добродетельными, честными и справедливыми. Фармацевтический работник должен уважать труд и опыт каждого члена коллектива, независимо от его занимаемой должности, а также передавать свой опыт и знания младшим по профессии. Фармацевтический работник долен осуждать некомпетентные действия своих коллег и различного рода непрофессионалов, наносящих вред здоровью пациента. Критика в адрес коллеги должна быть четко аргументирована и изложена в корректной форме. Критике могут подлежать профессиональные действия, но не личность коллеги. Критика коллеги в присутствии пациентов не допустима. Руководитель фармацевтического учреждения должен помнить, что не административное положение дает моральное право руководить фармацевтическими работниками, а более высокий уровень профессиональной компетентности. РАЗДЕЛ 5. ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РАБОТНИК И ПРОГРЕСС ФАРМАЦИИ Статья 5.1. Создание, испытание и внедрение в практику новых лекарственных средств должны проводиться в соответствии с международными нормами. Любое исследование может проводиться только после его одобрения этическим комитетом. Привлечение пациента к участию в испытании новых лекарственных средств может проводиться только с его добровольного согласия и после предоставления ему полной информации о планируемом исследовании. При создании, стандартизации и контроле качества лекарственных средств специалист должен руководствоваться требованиями международных стандартов: Good Clinikal Practice (GCP; Добротная клиническая практика), Good Laboratory Practice (GLP; Добротная лабораторная практика), Good Manufacturing Practice (GMP; Правила правильного производства). При проведении медико-биологических испытаний лекарственных средств исследователи должны гуманно обращаться с экспериментальными животными. РАЗДЕЛ 6. ДЕЙСТВИЕ ЭТИЧЕСКОГО КОДЕКСА, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЕГО НАРУШЕНИЯ И ПОРЯДОК ЕГО ПЕРЕСМОТРА Статья 6.1. Действие Этического кодекса. Настоящий Этический кодекс действует на территории всех субъектов Российской Федерации и распространяется на все области фармацевтической деятельности, осуществляемой фармацевтическими (аптечными) учреждениями и предприятиями в сфере обращения лекарственных средств, включая закупку, изготовление, хранение, оптовую и розничную реализацию, стандартизацию, контроль качества лекарственных средств, а также систему формирования спроса и стимулирования сбыта лекарственных средств, непрерывное фармацевтическое образование. Статья 6.2. Ответственность за нарушение Этического кодекса. Фармацевтический работник несет ответственность за нарушение этических принципов (норм), если это нарушение од- новременно затрагивает положения действующего законодательства Российской Федерации. Статья 6.3. Порядок пересмотра Этического кодекса. Пересмотр Этического кодекса должен проводиться на специальных конференциях, объединяющих фармацевтические общества и ассоциации России. Осмотр больного (пострадавшего) 1. Необходимо выяснить, что беспокоит пострадавшего (боли, рвота, одышка и т. п.), что с ним случилось, впервые ли это происходит, есть ли какие-либо у него тяжелые хронические болезни, нет ли аллергии к лекарствам. (Если пострадавший не может отвечать на вопросы, то опрашивают свидетелей случившегося.) Выделяют субъективные симптомы — это ощущения, испытываемые больным (боль, тошнота). Они являются отражением объективных изменений в организме. Объективные симптомы, обнаруживаются при исследовании больного (желтуха, увеличение печени). 2. Оценка сознания. Сознание больного может быть ясным (нормальным), то есть человек адекватно реагирует на ситуацию, отвечает на вопросы, ориентируется в пространстве и времени. Сознание может быть нарушенным: ступорозным, сопорз- ным и коматозным. Ступор — состояние оглушения. Больной плохо ориентируется в окружающей обстановке, на вопросы отвечает с запозданием. Подобное состояние наблюдается при контузиях, некоторых отравлениях. Сопор — спячка, из которой больной выходит на короткое время при громком окрике или торможении. Рефлексы сохранены. Такое состояние может наблюдаться при инфекционных заболеваниях, в начальной стадии уремии. Кома — бессознательное состояние, характеризующееся полным отсутствием реакции на внешние раздражители, отсутствием рефлексов и расстройством жизненно важных функций. 3. Определение пульса на сонной, лучевой, бедренной артериях. Подсчет частоты сердечных сокращений (ЧСС) за 1 минуту. Увеличение ЧСС > 90 в минуту — тахикардия, при ЧСС< 60 в мин — брадикардия. 4. Определение и подсчет частоты дыхательных движений (ЧДД) за 1 минуту. Одышка может быть субъективной и объективной. Субъективная одышка — субъективное ощущение больным затруднения дыхания. Объективная одышка определяется объективными методами исследования и характеризуется изменением частоты, глубины или ритма дыхания, а также продолжительностью вдоха или выдоха. Одышка с увеличением частоты дыхания — та- хипное, а при урежении — брадипное. При затруднении вдоха — инспираторная, при затруднении выдоха — экспираторная. Одышка может быть смешанной. 5. Если пострадавший находится в бессознательном состоянии, то обязательно оцениваем состояние зрачков (расширены или узкие), определяем реакцию зрачка на свет, затем определяем корнеальный рефлекс. 6. Измерение артериального давления (АД) на обеих руках. Артериальное давление — давление крови на стенки артерий во время систолы и диастолы. Оно зависит от силы сокращения сердца, притока крови в артериальную систему, сопротивления периферических сосудов, эластичности сосудистых стенок, вязкости крови. Различают артериальное давление систолическое (максимальное) — то есть возникающее в артериальной системе вслед за сокращением (систолой) левого желудочка, диастолическое (минимальное) — то есть в период расслабления (диастолы) сердца, и пульсовое (разница между величинами систолического и диастолического давления. Гипертония — повышение АД, гипотония — понижение АД. Техника измерения артериального давления Во время измерения артериального давления обследуемый должен сидеть или лежать спокойно, не разговаривать и не следить за ходом измерения. На обнаженное плечо левой руки больного на 2-3 см выше локтевого сгиба нетуго накладывают и закрепляют манжетку так, чтобы между нею и кожей проходил только один палец. Рука обследуемого располагается удобно, ладонь вверх. В локтевом сгибе находят место пульсации плечевой артерии и плотно, но без давления прикладывают к нему фонендоскоп. Затем баллоном постепенно нагнетают воздух. Который поступает одновременно и в манжетку, и в манометр. Цифры на шкале манометра будут показывать уровень давления воздуха в манжетке, то есть силу, с какой сдавлена через мягкие ткани артерия, в которой измеряют АД. Постепенно накачивая воздух в манжетку, фиксируют момент, когда исчезнут звуки пульсовых ударов. Затем начинают постепенно снижать давление в манжетке, приоткрыв вентиль у баллона. В тот момент, когда давление в манжетке станет равным систолическому давлению в плечевой артерии, выслушивается первый короткий довольно громкий звук — тон. При дальнейшем падении давления в манжетке тоны при выслушивании ослабевают и постепенно исчезают. В момент исчезновения тонов давление в манжетке соответствует диастолическому давлению в плечевой артерии. Цифры на манометре указывают минимальное давление. 7. Определение положения больного. Оно может быть активным, пассивным и вынужденным. Активное положение — больной легко изменяет свое положение в зависимости от обстоятельств. Пассивное положение — наблюдается обычно при бессознательном состоянии. Больные неподвижны, голова и конечности свешиваются в силу их тяжести. Вынужденное положение больной принимает для прекращения или ослабления имеющихся у него болезненных ощущений (например, во время приступа бронхиальной астмы больной стоит или сидит, крепко опираясь руками в край стола или стула со слегка наклоненной вперед верхней половиной туловища у раскрытого окна). 8. Определение телосложения больного. В понятие телосложения входят конституция, рост и масса тела больного. По классификации М.В. Черноруцкого различают три конституциональных типа: астенический, гиперстенический и нормостенический. Астенический тип характеризуется значительным преобладанием продольных размеров тела над поперечными, конечностей — над туловищем, грудной клетки — над животом. Эпигастральный угол <90°. Гиперстенический тип характеризуется относительным преобладанием поперечных размеров тела. Туловище относительно длинное, конечности короткие, живот значительных размеров, диафрагма стоит высоко. Эпигастральный угол >90°. Нормостеническая конституция отличается пропорциональностью телосложения и занимает промежуточное положение между астенической и гиперстенической. Эпигастральный угол = 90°. 9. Осмотр головы и лица. Непроизвольные движения головы (трясение) бывает при паркинсонизме. Обращают внимание на черты лица. Лицо может быть одутловатым из-за общего отека при болезнях почек. «Лицо Корвизара» характерно для сердечной недостаточности. Оно отечное, желтовато-бледное, с синеватым оттенком. Рот постоянно полуоткрыт, губы цианотичные, глаза слипающиеся, тусклые. При инфекционных заболеваниях можно увидеть лихорадочное лицо: гиперемия кожи, блестящие глаза, возбужденное выражение. При проказе — «львиное лицо»: с бугорчато-узловатым утолщением кожи под глазами и над бровями и расширенным носом. У больных анемией — лицо «восковой куклы»: слегка одутловатое, очень бледное с желтоватым оттенком и как бы просвечивающейся кожей. «Сардоническая улыбка», когда рот расширяется, как при смехе, а лоб образует складки, как при печали, наблюдается у больных столбняком. Лицо Гиппократа: запавшие глаза, заостренный нос, мертвенно-бледная с синюшним оттенком кожа, иногда покрытая крупными каплями пота, обычно наблюдается при коллапсе при тяжелых заболеваниях органов брюшной полости.
|
|||||
|