|
||||||||||
Таблица 1 История психологии и психологии образования (развитие психологического знания)Стр 1 из 13Следующая ⇒ Таблица 1 История психологии и психологии образования (развитие психологического знания)
Научное наследие (труды) |
Последовате ли, ученики | Преемствен ность научных идей | ||||||||
Этап (период): досократовский этап (от VII-VI вв до н.э до V-IV вв до н.э.) | ||||||||||
Фалес | Стихийный философский материализм. Милетская школа (главное внимание они уделяли проблемам познания природы.). Фалес считал, что первооснова всего сущего – вода. Фалес указывал на связь души с телесной организацией, зависимость психических состояний от физического здоровья тела. | «О началах», «О солнцестоянии»
| Анаксимандр
| В наше время актуальны такие идеи: Зависимость психических состояний от физического здоровья тела. | ||||||
Анаксимандр | Милетская школа (главное внимание они уделяли проблемам познания природы.). Анаксимандр считал началом всего «апейрон» (беспредельную и бескачественную материю). Анаксимандр учил, что части изменяются, целое же остается неизменным.. земля покоится посредине, занимая место средоточия и она шарообразна. Луна не светит своим светом , а заимствует его от солнца. Солнце величиной не менее земли и представляет собой чистейший огонь. Душа- одно из состояний апейрона. Идея эволюции живого из неживого. | "«Пери фюсеос"
| Анаксимен
| Идеи о луне и солнце, о форме земли. Идея эволюции. | ||||||
Анаксимен | Милетская школа (главное внимание они уделяли проблемам познания природы.). Анаксимен признавал первоматерией воздух. Душа имеет воздушную природу и связана с дыханием человека. | "о природе" |
| |||||||
Гераклит | Представитель стихийной диалектики. Считал первоосновой всего сущего огонь. «этот космос, один и тот же для всего существующего, не создал никакой бог и никакой человек, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим». Он рассматривал мир в постоянном изменении и движении, как борьбу противоположных начал. Мировой процесс цикличен. Душа-особое состояние огня-психея. Деятельность души зависит от тела и окружающего мира. | «о природе»
| Демокрит; Зенон Китийский ;
| Идея о несуществовании бога и о вечном существовании космоса. Мир-как борьба противоположных начал. Мировой процесс цикличен. Психея -первый психологический термин( на его основе в 1590 г Гоклениусом был предложен термин « психология». Деятельность души зависит от тела и окружающего мира. Гераклитом поставлены проблемы внешней и телесной детерминации психики. Демокрит также использовал идеи огненного происхождения вещей. | ||||||
Гиппократ | Софистская школа; Учения о темпераменте человека. Согласно его учению, общее поведение человека зависит от соотношения четырёх соков (жидкостей), циркулирующих в организме, — крови, желчи, чёрной желчи и слизи (флегмы, лимфы). Учения о формировании человека внешней средой, о материальном происхождении психического склада людей, о единстве природы человека. Заболевания возникают вследствие природных причин, отвергая существовавшие суеверия о вмешательстве богов. | «О природе человека», “Корпус Гиппократа”, : «Клятва», «Закон», «О враче», «О благоприличном поведении», «Наставления», Это трактаты - «О ветрах», «О воздухах, водах и местностях», «Прогностика», «О диете при острых болезнях» | Дексипп, Гален, Везалий, Уильям Гарвей. Аполлоний, Фимбрай, семья косских Асклепиадов, Полибий, Бон , Полиархон, Архипол,
| Учения о темпераменте человека. Учения о формировании человека внешней средой, более 70 медицинских трактатов | ||||||
Левкипп | Один из основоположников атомистики. Все чувства являются разновидностями осязазания | Не сохранились.
| Демокрит
| Термины: атом, чувство. | ||||||
Демокрит | Пифагорейская школа. Учение об атомах; учение о эйдолах; детерменизм; разум в голове; разграничение психических функций, как и пространственное разделение. Великая Пустота пространственно бесконечна. Признавал множественность миров. Считал, что земля находится в центре мира. Демокрит признает два рода познания – чувственное – темное или неподлинное и рациональное; Отрицание свободы воли. | Упоминается около 70 различных трудов Демокрита,но все не сохранились. «Великий мирострой», «О разнице форм», «О вкусах», «О цветах», «Об уме», «О логике или канонах» и т.д
| Эпикур-последователь.
| Атом -термин используемый и в наше время. | ||||||
Ксенофан | Считал, что всё возникшее подвержено гибели и что душа есть |
| Диоген
| |||||||
Анисфен | Аскет. Основатель Кинизма. «Человека отдельно я вижу, человечности не вижу» . |
|
| |||||||
Зенон Китийский | Элейская школа. Апори́ямии (которыми он пытался доказать противоречивость концепций движения, пространства и множества). Его апории углубили понимание таких фундаментальных понятий, как роль дискретного и непрерывного в природе, адекватность физического движения и его математической модели и др. азвивал космополитическое воззрение. | Работы Зенона дошли до нас в изложении Аристотеля. «Споры», «Против философов», «О природе». Апории.
| Филонид, Каллипп, Посидоний
| Апории Зенона, Мысли о дискретности и непрерывности движения. | ||||||
|
||||||||||
|