Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





1. Целью общества является общее счастье. Правительство установлено, чтобы обеспечить человеку пользование его естественными и неотъемлемыми правами. 7 страница



Кроме того, государство призвано нести ответственность за наиболее важные стороны организации производства и распределения в стране в целом, в особенности за то, что в наибольшей степени затрагивает интересы граждан. Речь идет в первую очередь о надежности снабжения населения всем необходимым; о гарантиях роста производства и обеспечения участия в производстве и распределении всех работоспособных лиц (т.е. о занятости); о смягчении последствий нестабильности в экономике (регулировании цен и т.п.) или колебаний спроса на международном рынке; о снятии внутреннего напряжения в регионах и между теми или иными сферами жизни и группами людей <1>.

--------------------------------

<1> См.: Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2009. С. 132.

 

Таким образом, ухудшение экономического состояния страны, присущее экономическому кризису, с правовой точки зрения проявляется прежде всего в значительном ущемлении прав граждан. История показывает, что ущемление экономических прав и свобод неизбежно негативным образом сказывается и на комплексе иных прав граждан. Так, например, в кризисных условиях усложняется социальная обстановка в обществе, на волне социального недовольства свою деятельность могут активизировать представители различных организаций экстремистской направленности, соответственно, повышается рост преступности <1>. Следует согласиться с утверждением Председателя Конституционного Суда РФ В.Д. Зорькина, что главной конституционной проблемой для государства в этих условиях становится разрешение противоречия между обязанностью гарантировать права и свободы человека и гражданина и необходимостью обеспечивать национальную безопасность <2>.

--------------------------------

<1> См.: Доклад Генерального прокурора Российской Федерации Ю.Я. Чайки, председательствующего на седьмом заседании генеральных прокуроров - членов Шанхайской организации сотрудничества 13 апреля 2009 г. // Официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации: http:// genproc.gov.ru/ genprokuror/ appearances/ document-25/.

<2> См.: Зорькин В.Д. Кризис доверия и государство // Российская газета. Федеральный выпуск. 2009. N 4887.

 

Обобщая вышеизложенное, можно сформировать следующее определение экономического кризиса: это состояние общества, при котором под воздействием негативных процессов в экономике происходит значительное ущемление прав граждан. В качестве критериев значительности выступают прежде всего массовость нарушений прав граждан соотносительно с существующим в благоприятные годы состоянием, а также множественность сфер общественных отношений, в которых происходят нарушения.

Необходимо кратко рассмотреть вопрос, какими обстоятельствами может быть вызван экономический кризис. Прежде всего стоит упомянуть, что Россия не в первый раз сталкивается с экономическим кризисом, подобные процессы в стране проходили не так давно, а именно в 1998 году <1>. Рассмотрение причин, послуживших причиной развития экономического кризиса тех лет, может помочь выявить общие закономерности кризисных процессов, а также оценить принимаемые на государственном уровне решения и степень их влияния на такие процессы. В литературе основными причинами кризиса 1998 года называются: огромный государственный долг России, кризис ликвидности, низкие мировые цены на сырье, а также популистская экономическая политика государства и строительство пирамиды государственных краткосрочных обязательств <2>.

--------------------------------

<1> См.: Батвинникова А.М. Кризис в экономике России - его развитие до и после 17 августа 1998 года // Экономические и правовые реформы в Российской Федерации. М.: Ин-т международного права и экономики им. А.С. Грибоедова, 1999. С. 143 - 146.

<2> См: Гражданское право: В 4 т. / Отв. ред. Е.А. Суханов. М.: Волтерс Клувер, 2008. Т. 1: Общая часть. С. 13.

 

Вместе с тем особый интерес в рамках исследуемого вопроса вызывает именно правовая оценка причин кризиса, а также правовые последствия по итогам соответствующего расследования. Подобная оценка была изложена в материалах Временной комиссии Совета Федерации по расследованию причин, обстоятельств и последствий принятия решений Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации от 17 августа 1998 года (о реструктуризации государственных краткосрочных обязательств, девальвации обменного курса рубля, введения моратория на осуществление валютных операций капитального характера), сформированной в соответствии с Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации N 447-СФ "О социально-экономической ситуации в Российской Федерации и неотложных мерах по выводу страны из кризиса" <1>.

--------------------------------

<1> См.: Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 15.10.1998 N 447-СФ "О социально-экономической ситуации в Российской Федерации и неотложных мерах по выводу страны из кризиса" // СЗ РФ. 1998. N 43. Ст. 5256.

 

В выводах, содержащихся в заключении вышеназванной Временной комиссии <1>, не вдаваясь в подробности расследования, можно отметить следующие моменты, имеющие принципиальное значение в рамках обозначенного исследования:

--------------------------------

<1> См.: Постановление СФ ФС РФ от 17.03.1999 N 113-СФ "Об итогах работы Временной комиссии Совета Федерации по расследованию причин, обстоятельств и последствий принятия решений Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации от 17 августа 1998 года о реструктуризации государственных краткосрочных обязательств, девальвации обменного курса рубля, введения моратория на осуществление валютных операций капитального характера" // СЗ РФ. 1999. N 13. Ст. 1528.

 

1) подготовка и принятие решений Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации проходили с грубыми нарушениями принятых процедур подготовки, без необходимых в таких случаях экономической и юридической экспертиз, анализа вероятных последствий. Проекты решений не проходили согласования в соответствующих ведомствах, не обсуждались на заседаниях Правительства Российской Федерации и Совета директоров Центрального банка Российской Федерации;

2) привлечение экспертов к подготовке и принятию решений от 17 августа проводилось без необходимых в таких случаях мер по предотвращению несанкционированного разглашения конфиденциальной информации и ее использования в коммерческих целях, а также в ущерб национальным интересам России. При этом доступ к информации о готовящихся решениях получили лица, заведомо заинтересованные в ее коммерческом использовании;

3) ряд решений был принят в нарушение гражданского законодательства, предусматривающего невозможность одностороннего расторжения договоров.

Таким образом, грубое нарушение установленных законодательством требований, в том числе по соблюдению государственной тайны, порядка проведения международных переговоров, обеспечению национальной безопасности, в конечном итоге послужило причиной резкого обострения кризисных процессов в экономике. В свою очередь, данные процессы негативным образом сказались на жителях страны, в особенности это выразилось в ущемлении социально-экономических прав, которые, в отличие от подавляющего большинства личных и политических прав, чаще всего имеют характер принципов и не обеспечиваются непосредственной защитой в судебном порядке (так, суд не может предоставить работу безработному, обеспечить каждому возможность для предпринимательской деятельности и т.д.).

Вместе с тем необходимо принимать во внимание, что "не человек - для права, а право - для человека" <1>. Как отмечает В.Д. Зорькин, если в мире протекают острые процессы, то подход к правовым нормам и правовым механизмам должен как минимум учитывать эти процессы, предполагая, что они являются контекстом для нашего законодательного действия. А как максимум - включать сам процесс в диалектику осуществляемого законотворчества <2>. Таким образом, не всегда отход от стандартных процедур, установленных правом, может рассматриваться в качестве негативного обстоятельства, например при условии благих намерений.

--------------------------------

<1> См.: Зорькин В.Д. Право - для человека // Российская газета. 2008. N 4798.

<2> См.: там же.

 

Также нельзя согласиться с рядом выводов Временной комиссии. Так, например, фундаментальной причиной экономического кризиса и решений от 17 августа, по мнению членов комиссии, явилось "крайнее несовершенство правового регулирования процессов подготовки и принятия государственных решений, изначально заложенное в Конституции Российской Федерации, нормы которой в части разграничения полномочий и предметов ведения ветвей власти чрезмерно размыты" <1>. Вместе с тем экономическая система общества складывается из многих составляющих, причем не все из них получают соответственное правовое регулирование, не все поддаются такому регулированию и тем более поднимаются на уровень конституционного регулирования. Кроме того, следует отметить, что сама по себе любая конституционная модель не решает проблем, поскольку абсолютной гармонии между установленным на практике и должным просто не существует. Можно принять идеальную конституцию, где будут парламентская республика, символические представительские полномочия президента и где вместе с тем на практике в стране будут процветать правовой нигилизм, преступность, коррупция и беззаконие.

--------------------------------

<1> Цит. по: Постановление СФ ФС РФ от 17.03.1999 N 113-СФ "Об итогах работы Временной комиссии Совета Федерации по расследованию причин, обстоятельств и последствий принятия решений Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации от 17 августа 1998 года о реструктуризации государственных краткосрочных обязательств, девальвации обменного курса рубля, введения моратория на осуществление валютных операций капитального характера" // СЗ РФ. 1999. N 13. Ст. 1528.

 

Возвращаясь к рассмотрению причин экономического кризиса, нельзя обойти вниманием происходящее в России в последние годы. Безусловно, негативные процессы, происходящие в мировой экономике, возымели колоссальное влияние на развитие текущей кризисной ситуации в нашей стране. Отчасти это вызвано тем, что в российской экономике доминирует экспортно-сырьевая модель развития, не сдерживаемая и не поддерживаемая какими-либо встроенными институционально-нормативными антикризисными механизмами, потребность в наличии которых определяется конституционной экономикой в качестве первейшей конституционной обязанности государства <1>.

--------------------------------

<1> Цит. по: Баренбойм П.Д. Конституционная экономика как система доказательств отсутствия интеллектуального превосходства государства над его гражданами и поправки к Конституции РФ // Законодательство и экономика. 2008. N 12.

 

Об отсутствии эффективных антикризисных механизмов, способных смягчить последствия негативного влияния мирового экономического кризиса в нынешних условиях, говорит П.Д. Баренбойм: "Потому, например, что в системе руководства финансов ввели вертикаль и нарушили статью 75 Конституции РФ, в соответствии с которой Центральный банк России является независимым при решении определенных вопросов. Превратили Центральный банк в филиал Министерства финансов (что удобно с точки зрения вертикали власти), лишив себя тем самым основного антикризисного механизма в финансовой сфере. В результате стабильность рублевых сбережений граждан и валютные резервы страны поставлены в зависимость от сиюминутных и, возможно, не всегда дальновидных политических решений, которым Центральный банк РФ в соответствии со своей конституционной компетенцией может и должен в необходимых случаях твердо оппонировать" <1>. Таким образом, все это свидетельствует о возможности повторения антиправовых решений, аналогичных принятым 17 августа 1998 года.

--------------------------------

<1> Цит. по: Баренбойм П.Д. Конституционная экономика как система доказательств отсутствия интеллектуального превосходства государства над его гражданами и поправки к Конституции РФ // Законодательство и экономика. 2008. N 12.

 

Переходя к рассмотрению способов и мер по преодолению экономического кризиса как непременному условию всестороннего раскрытия рассматриваемой темы, следует отметить следующее. Способы по преодолению экономического кризиса в данном случае представляют собой не что иное, как определенный порядок, последовательность действий по максимально возможному снижению негативного воздействия кризиса на все сферы общественной жизни (что основывается на сформированном выше определении экономического кризиса). Меры в данном случае необходимо рассматривать как количественную определенность действий по преодолению экономического кризиса.

Для целей настоящего исследования целесообразно абстрагироваться от экономической составляющей способов, сфокусировав внимание на правовом аспекте данной проблемы. Вместе с тем полное отстранение от экономических вопросов, безусловно, обеспечить просто не удастся, поскольку, как будет показано ниже, право и экономика имеют колоссальную взаимозависимость, а "право - это живая сверхсложная система, чувствительная к культуре и религии, к политике и экономике, к социальной жизни и техническому прогрессу" <1>.

--------------------------------

<1> Цит. по: Зорькин В.Д. Право - для человека // Российская газета. 2008. N 4798.

 

Рассмотрение причин экономического кризиса позволяет сделать вывод, что антикризисные механизмы непременно должны разрабатываться органами государственной власти, причем значение правовых актов в кризисной ситуации сложно переоценить, поскольку именно они опосредуют антикризисную волю государства. Не переходя к конкретным практическим примерам, следует определить наиболее приоритетные векторы, позволяющие снизить негативное воздействие кризиса. Условно их можно разделить на внутригосударственные и международные.

Внутригосударственные меры складываются из последовательных действий всех ветвей власти согласно конституционному принципу разделения властей. Согласованность данных действий, их своевременность необходимо рассматривать в качестве непременного условия решения любых задач, направленных на преодоление кризисных процессов.

Примечательно, что данные процессы, несмотря на все негативные последствия, служат в качестве индикатора эффективности существующих властных отношений, который непременно должен приниматься во внимание при их реформировании.

В подтверждение этому следует привести определение кризиса из Толкового словаря Даля: это "переворот, решительная пора переходного состоянья" <1>, а также высказывание Председателя Конституционного Суда РФ о том, что "глобальный кризис заставляет пересмотреть очень многие представления о том, что и как делать перед лицом глобальной угрозы, как реформировать национальное и международное право, государственные и международные институты власти, их функции" <2>.

--------------------------------

<1> См.: Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: ОлмаМедиаГрупп, 2007. Т. 2: И - О. С. 471.

<2> Цит. по: Зорькин В.Д. Кризис доверия и государство // Российская газета. 2009. N 4887.

 

К внутригосударственным векторам необходимо прежде всего отнести государственное регулирование налогообложения, поскольку кризисные процессы актуализируют проблемы совершенствования и всемерного повышения эффективности принятых систем налогообложения. Крупномасштабные или частичные налоговые реформы являются одним из главных способов выхода из экономического кризиса, достижения экономической и политической независимости и стабильности развивающихся стран <1>. Вместе с тем на сегодняшний день данная сфера в нашей стране, как и ряд других сфер, отличается непоследовательностью и противоречивостью в законодательном регулировании.

--------------------------------

<1> См.: Кинсбурская В.А., Ялбулганов А.А. Налоговые преступления по законодательству Российской Федерации: Научно-практический комментарий законодательства и судебной практики // СПС "КонсультантПлюс".

 

"Непоследовательность и противоречивость мы наблюдаем, например, в налоговом законодательстве - это сотни поправок в ущерб его стабильности, а также несоразмерные ограничения прав налогоплательщиков" <1>.

--------------------------------

<1> Цит. по: Зорькин В.Д. Верховенство права и встреча цивилизаций // Журнал конституционного правосудия. 2008. N 1. С. 2 - 9.

 

В ситуации, когда затруднено финансирование экономики через банки, еще большее значение приобретают меры прямой государственной поддержки реального сектора, в частности меры налогового регулирования, предоставление налоговых отсрочек или инвестиционных налоговых кредитов. В то же время существенное изменение правил игры в налоговой сфере чревато серьезными рисками с точки зрения наполнения доходной базы бюджета <1>. Поэтому в кризисных условиях необходимо обеспечить разумный баланс между изменениями в налоговом законодательстве, направленными на преодоление кризисных явлений, и соблюдением прав граждан-налогоплательщиков.

--------------------------------

<1> См.: Степашин С.В. Тезисы выступления на пленарном заседании Госдумы в рамках рассмотрения в первом чтении проекта Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" (г. Москва, 6 апреля 2009 года) // Официальный сайт Счетной палаты РФ: http:// www.ach.gov.ru/ ru/ chairman/ ?id=684.

 

Учитывая тот факт, что тесное переплетение экономики и права на конституционном уровне особенно видно в бюджетной сфере <1>, эффективное и своевременное правовое регулирование данной сферы на федеральном, региональном и местном уровнях следует считать непременным условием и одним из способов преодоления последствий кризиса. Важнейшую роль в такой ситуации будут играть решения, принимаемые на всех уровнях власти: от объективности при принятии решений, оперативности и адекватности трансформации бюджетов под кризисные процессы во многом зависит уровень стрессоустойчивости регионов и государства в целом.

--------------------------------

<1> См.: Баренбойм П.Д. Конституционная экономика: двадцать пять лет в мире и десять лет в России // Законодательство и экономика. 2007. N 6.

 

Отдельного внимания заслуживает вопрос взаимовлияния права и экономического кризиса. Распространенное деление права на частное и публичное, основой которого выступает интерес, на защиту которого направлена соответствующая норма <1>, постепенно теряет свои очертания, и кризис является катализатором данного процесса.

--------------------------------

<1> См.: Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. М.: Юристъ, 2004. С. 329.

 

Обычно, если нормы права направлены на защиту государственного, публичного интереса, такие нормы следует относить к публичному праву. Если же норма защищает частный интерес, то речь идет о праве частном. Вместе с тем в современном праве зачастую весьма непросто однозначно определить, частный или публичный интерес защищают нормы какой-либо отрасли права. Рост государственного вмешательства в товарно-денежные отношения, где традиционно преобладают частные интересы их участников, усиление государственного регулирования этих отношений, направленное, разумеется, на отстаивание общественного, публичного интереса, приводят к тому, что частное право обретает все более публичный характер <1>.

--------------------------------

<1> См.: Третьяков К.Н. Влияние кризиса на российское право и законодательство // Вестник МГИМО. 2009. N 3 - 4.

 

Наиболее яркий пример - частноправовой институт права собственности, на который в условиях нынешнего правового регулирования распространяется множество публично-правовых норм (запрещение использования собственности определенным образом, принудительный отъем собственности в государственных интересах с предоставлением равноценной компенсации и так далее).

С другой стороны, публичное право также подвергается трансформации, поскольку постепенно возрастает вовлечение бизнеса в государственную сферу, и законодателю при принятии нормативных актов приходится в известной степени учитывать лоббируемые частные интересы. Таким образом, грань между частным и публичным правом, особенно в условиях кризиса, все больше размывается.

В условиях кризиса, когда имеет место, с одной стороны, ужесточение государственного регулирования экономики, а с другой стороны, растет связь между государством и частными корпорациями (которые государство вынуждено поддерживать, чтобы не допустить краха экономической и социальной системы), интеграция публичного и частного права будет возрастать <1>.

--------------------------------

<1> См.: там же.

 

В подтверждение этому необходимо проанализировать правотворческую деятельность в условиях кризиса, а именно соотнести изменения объема и порядка государственного регулирования экономики.

Ярким примером антикризисного регулирования является Федеральный закон "О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации" <1>. Согласно этому Закону государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" получила право предоставлять российским организациям кредиты (займы) либо выкупать у иностранных кредиторов российских организаций права требования на общую сумму не более пятидесяти миллиардов долларов США (эти средства Банк России размещает на счетах ВЭБ). Кроме этого, Законом устанавливается ряд правомочий и обязанностей Внешэкономбанка и Банка России в области кредитования.

--------------------------------

<1> См.: Федеральный закон от 13.10.2008 N 173-ФЗ (ред. от 17.07.2009) "О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации" // СЗ РФ. 2008. N 42. Ст. 4698.

 

Следует оговориться, что Россия не единственное государство, которое пошло по пути оказания прямой государственной помощи предприятиям и кредитным организациям, - аналогичные законодательные меры были приняты в других странах. В связи с этим нельзя не упомянуть принятый в США Закон о неотложных мерах по стабилизации экономики (Emergency Economic Stabilization Act) от 03.10.2008, также известный как "план Полсона". Предусмотренные этим Законом меры предусматривают государственную помощь американской экономике на общую сумму порядка семисот миллиардов долларов США.

Вместе с тем, сравнивая российский и американский Законы, можно заметить существенные различия даже исходя из объема указанных документов. Если Закон о неотложных мерах по стабилизации экономики в том виде, как он доступен для ознакомления на интернет-сайте Библиотеки Конгресса США <1>, по объему составляет сто шестьдесят девять страниц, то Закон "О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации" по объему в двадцать раз меньше.

--------------------------------

<1> См.: H.R. 1424 // The Library of Congress: http:// thomas.loc.gov/ cgi-bin/ bdquery/ z?dl10:H.R.1424.

 

Данное различие предопределяет степень усмотрения правоприменителя при исполнении приведенных нормативных актов. Положения американского Закона очень подробны, включают в себя как общие положения (например, чем должно руководствоваться государство при принятии решений об оздоровлении американской финансовой системы - защита интересов налогоплательщиков, сохранение жилища за семьями, жизнеспособность финансовых институтов, которым оказывается помощь, в долгосрочном периоде и т.д.), так и специальные нормы (права и обязанности уполномоченных субъектов, процедуры их реализации, состав компетентных государственных органов, отчеты о деятельности и так далее).

Российский же Закон отличается общим характером используемых формулировок, а также отсылками к иным нормативным актам. Пример: требования к получателям кредитов (займов) от Внешэкономбанка должны быть установлены наблюдательным советом ВЭБ <1>. Кроме того, по данному Закону ВЭБ вправе не только предоставлять кредиты (займы) или выкупать права требования у иностранных кредиторов к российским организациям, но и осуществлять в указанных целях иные операции, содержание которых ни в самом Законе, ни в принятых в его исполнение нормативных актах не раскрывается. Подобный подход оставляет правоприменителю довольно широкую свободу.

--------------------------------

<1> См.: Статья 1 Федерального закона от 13.10.2008 N 173-ФЗ (ред. от 17.07.2009) "О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации" // СЗ РФ. 2008. N 42. Ст. 4698.

 

Изменение действующего законодательства как отражение динамики развития общественных отношений в правовом поле активизировалось под напором кризисных процессов.

Можно выделить следующие направления изменения текущего законодательства, которые логично вытекают из вышеобозначенных векторов антикризисных действий: создание новых финансовых институтов и закрепление их в правовом поле; усиление защиты прав граждан и юридических лиц в условиях кризиса; повышение ответственности за правонарушения в экономической сфере; усиление государственного контроля над расходованием денежных средств организациями. Значительные изменения претерпел прежде всего финансовый блок законодательства и его бюджетное <1>, налоговое <2> и банковское <3> направления.

--------------------------------

<1> См.: Федеральный закон от 30.12.2008 N 310-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" // СЗ РФ. 2009. N 1. Ст. 18.

<2> См.: Федеральный закон от 30.12.2008 N 305-ФЗ "О внесении изменений в статью 284 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" // СЗ РФ. 2009. N 1. Ст. 13.

<3> См.: Федеральный закон от 27.10.2008 N 175-ФЗ (ред. от 19.07.2009) "О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года" // СЗ РФ. 2008. N 44. Ст. 4981; Федеральный закон от 22.12.2008 N 270-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" и иные законодательные акты Российской Федерации" // СЗ РФ. 2008. N 52 (ч. 1). Ст. 6225; Федеральный закон от 27.10.2008 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и статью 12 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" // СЗ РФ. 2008. N 44. Ст. 4982.

 

§ 2. Вопросы совершенствования системы и структуры

налогообложения в условиях конституционного реформирования

российского законодательства

 

Понятие "система" относится к числу общенаучных категорий, поскольку оно применимо к характеристике любых явлений, объектов, которые нуждаются в исследовании с использованием данного подхода.

Повышенное внимание специалистов к проблемам системного подхода в настоящее время объясняется его полным соответствием как метода исследования усложнившимся задачам познания и анализа.

Системный подход прежде всего вычленяет определенную закономерность в развитии любой, в том числе и правовой, науки. Основная причина, определяющая роль системного подхода в науке, - это колоссальное увеличение количества разного рода информации. Преодоление противоречия "между ростом количества информации и ограниченными возможностями ее усвоения может быть достигнуто с помощью системной реорганизации знания" <1>.

--------------------------------

<1> См.: Уемов А.И. Системный подход и общая теория систем. М.: Мысль, 1978. С. 117.

 

Поскольку за системным подходом закрепилась характеристика ценного инструмента познавательной деятельности, он используется исследователями и в правовых дисциплинах. Однако, несмотря на то что системный подход находит свое применение в различных областях научных знаний, и в том числе при исследовании правовых проблем, в настоящее время в научной литературе нет единой трактовки понятия "система". Это обусловлено такими причинами, как незавершенность общей теории систем, множественность, разнообразие объективного мира, где выделяется большое многообразие систем, различие которых затрудняет выделение общего понятия <1>. Таким образом, прежде чем говорить о системе и структуре налогообложения в условиях конституционного реформирования российского законодательства, следует определиться, что будет пониматься под этими терминами в рамках данной работы <2>.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.