Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





1. Целью общества является общее счастье. Правительство установлено, чтобы обеспечить человеку пользование его естественными и неотъемлемыми правами. 2 страница



Компенсация как таковая не облагается никакими налогами, вычетами или сборами. В ст. 17 устанавливается, что закон определяет случаи обязательного возмещения утраченного лицам, имеющим право на компенсацию дохода с отчуждаемой недвижимой собственности, вплоть до момента выплаты компенсации <1>.

--------------------------------

<1> См.: Конституции государств Европы. Т. 2. С. 125.

 

Процесс национализации в широких масштабах имел место в странах Западной Европы в период после Второй мировой войны (в Германии, Италии, Франции). Национализировались предприятия, владельцы которых активно поддерживали фашистские режимы. В более поздний период национализация проводилась во Франции (в период президентства социалиста Ф. Миттерана), в Великобритании (национализировались предприятия судостроительной и авиационной промышленности - по Закону 1977 г.). 1 мая 2006 года Президент Боливии Эво Моралис, выполняя свои предвыборные обещания, передал государственной компании YPFB (Yacimientos Petroliferos Fiscales Bolivianos) право распоряжаться углеводородными ресурсами, которые до этого находились в распоряжении нескольких десятков иностранных компаний. Теперь 82 процента доходов от продажи природного газа с крупнейших боливийских месторождений СаАльберто и Сабало (около 70 процентов добычи голубого топлива в стране) будут поступать в казну. Это, как ожидается, принесет в госбюджет дополнительно 300 млн. долларов в год <1>.

--------------------------------

<1> См.: Арбузкин А.М. Конституционное право зарубежных стран: Учебное пособие. М., 2004. С. 69.

 

Раньше этому южноамериканскому государству доставалось только 18 процентов. В числе иностранных компаний, занимающихся добычей углеводородного сырья в Боливии и попавших под действие указа, - французская "Тоталь", британские "Бритиш гас" и "Бритиш петролеум", американский "Эксон", а также бразильская "Петробраз" и испанско-аргентинская "Репсол".

Следует иметь в виду, что национализация проводится прежде всего в экономических целях, то есть для предотвращения финансового краха тех объектов хозяйственной деятельности, роль которых в национальном хозяйстве велика, чтобы не вызвать широкомасштабные негативные социальные последствия <1>. Национализированные предприятия подвергаются санации за счет средств государственного бюджета и могут быть в дальнейшем приватизированы. В этом процессе никто не усматривает посягательства на собственность <2>.

--------------------------------

<1> В настоящее время подготовлено несколько альтернативных законопроектов о национализации. См. интернет-сайт: http//www.duma.gov.ru (официальный сайт Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации).

<2> См.: Диев А. Латиноамериканский вызов, или Нефть и газ как оружие слабых // Планета людей. 2006. 12 мая.

 

Конституция Российской Федерации вопрос о национализации имущества, принадлежащего на праве личной собственности, специально не регулирует, не решен этот вопрос и в федеральном законодательстве. Часть 3 статьи 35 Конституции гласит: "Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения".

Лишение лица его имущества по решению суда (в форме приговора или решения, вынесенного в гражданском или арбитражном процессе) может иметь место только в предусмотренных законом случаях. Исчерпывающий перечень оснований принудительного изъятия у собственника имущества содержится в п. 2 ст. 235 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Принудительное лишение имущества может проводиться вследствие ненадлежащего поведения собственника. К таким случаям относятся:

- обращение взыскания на имущество по обязательствам собственника;

- отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу;

- выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей;

- конфискация (ст. ст. 237, 238, 240, 243 ГК РФ).

Лишение собственника имущества возможно и в силу причин, не зависящих от его поведения. С такими причинами законодатель связывает государственные или муниципальные нужды. Последние не называются в ч. 3 ст. 35 Конституции РФ. Однако в данном случае под государственными нуждами следует понимать государственный или общественный интерес, поэтому понятием "государственные нужды" в ч. 3 ст. 35 охватываются и нужды муниципальные. Принудительное отчуждение имущества для этих нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. К таким случаям ГК относит:

- отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием участка, на котором оно находится (ст. 239 ГК);

- реквизицию (ст. 242 ГК);

- национализацию (п. 2 ст. 235 ГК).

Изъятие имущества по этим основаниям производится возмездно с возмещением собственнику убытков в порядке, установленном ст. ст. 239 - 243, 306 ГК. Лицо, имущество которого реквизировано, вправе при прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми произведена реквизиция, требовать по суду возврата ему сохранившегося имущества (п. 3 ст. 242 ГК).

В соответствии со ст. 242 ГК РФ возможно также принудительное изъятие имущества в ситуациях чрезвычайного характера (реквизиция), когда требуется оперативное принятие соответствующих мер, например в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, по решению государственных органов.

Мера государственного вмешательства в экономическую деятельность, осуществляемую в рамках рыночных механизмов, является одним из самых дискуссионных вопросов. Например, В.Е. Чиркин утверждает, что экономические теории и воззрения не могут устанавливаться государством в качестве государственных или обязательных, а государство не может провозгласить марксизм либо экономический либерализм государственной экономической идеологией <1>. Б.Н. Топорнин высказывал мнение о том, что конституция должна определить "систему координат", в которой государство "играет свою экономическую функцию". К числу таких координат Б.Н. Топорнин относил общепризнанные ценности, основные цели развития, принципы демократии и господства права, указывая также, что конституция может предусматривать инструменты государственного регулирования, в том числе бюджет, налоги, экспортно-импортные льготы и т.д. <2>.

--------------------------------

<1> См.: Чиркин В.Е. Современное государство. М., 2001. С. 303.

<2> См.: Топорнин Б.Н. Конституционно-правовые проблемы формирования новой экономической системы // Конституционный строй России. М., 1992. С. 13.

 

Следует согласиться с тем, что невозможно закрепить в Конституции конкретную экономическую роль государства, определенную степень и предел государственного участия в экономике, так как распоряжение государством своими ресурсами не может все время осуществляться по единым, постоянным правилам. В то же время общее содержание конституционно-правового регулирования экономики несет в себе важную ограничительную функцию, обозначая общие цели и задачи такого вмешательства и предусматривая соответствующие средства.

Несмотря на то что государство берет на себя функции по устранению негативных социально-экономических последствий несовершенств рынка, созданию условий, обеспечивающих функционирование национального хозяйства в целом, его вмешательство в экономику не должно быть беспредельным <1>.

--------------------------------

<1> См., напр.: Загашов Л.И. Экономические функции Советского государства. М., 1968; Байтин М.И. Понятие и классификация функций социалистического государства // Учебные записки Саратовского юридического института. Вып. 19. Ч. 1. Саратов, 1970; Цивадзе Д.Ю. Развитие экономических функций Советского государства. М., 1970; Шкредов В.П. Экономика и право. М., 1990; Анцупов В.В. Экономическая функция государства: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Красноярск, 2004.

 

Например, Т.Я. Хабриева и В.Е. Чиркин отмечают, что границей осуществления государственного регулирования экономики является эффективность. Пересечение этой черты может привести к исчезновению экономических стимулов, обеспечивающих результативное функционирование рыночного механизма. Так, Президент России в своем ежегодном Послании Федеральному Собранию, определяя принципиальные идеологические и политические вопросы и вопросы социально-экономического развития страны в 2005 году и на ближайшее десятилетие - развитие России как свободного, демократического государства, - отметил, что для решения этих задач крайне необходимы повышение эффективности государственного управления, строгое соблюдение чиновниками законности, предоставление ими качественных публичных услуг населению.

Для защиты экономических прав государство создает определенные институты, деятельность которых представляет собой способ гарантирования указанных прав. Конституционный контроль за соблюдением экономических прав является одной из основных функций государства, поэтому они возложены прежде всего на органы государственной власти:

- Президента как главы государства, гаранта прав и свобод человека и гражданина, который может приостанавливать действие актов органов исполнительной власти, субъектов Федерации, поскольку они противоречат Конституции, до решения вопроса соответствующим судом, отменять постановления и распоряжения Правительства РФ (ч. 3 статьи 115);

- Правительство, которое осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан (статья 114);

- Федеральное Собрание РФ, принимающее федеральные законы в целях ограничения прав и свобод человека и гражданина только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55).

Определенные функции в области конституционного контроля возложены на федеральный Конституционный Суд, осуществляющий самостоятельно и независимо судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Полномочия, порядок образования и деятельность Конституционного Суда РФ определяются Конституцией и Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации".

Активными участниками защиты экономических прав граждан являются суды общей юрисдикции, арбитражные суды, мировые судьи.

Обратим особое внимание на динамику нарушений экономических прав граждан и организаций в последние годы - она весьма тревожна: по ряду составов она не замедляется, а растет. Причинами массовых нарушений являются:

а) общие неблагоприятные экономические, политические, национальные и идеологические факторы, которые связаны с дестабилизацией и ухудшением жизни большинства людей;

б) утрата доверия к закону и власти, обязанной защитить его;

в) невысокий уровень правосознания, незнание закона, его игнорирование и нарушение;

г) недоработанность законодательства, отставание от запросов практики, а также запутанность и противоречивость законодательства.

В связи с децентрализацией экономической системы, бурным развитием предпринимательской деятельности, появлением множества коммерческих организаций и иных юридических лиц, являющихся в основном собственниками имущества, возникла насущная необходимость в защите прав и законных интересов граждан - участников имущественного оборота. Данная проблема нашла отражение в ГК РФ, закрепляющем необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты (п. 1 статьи 1).

Гражданский кодекс значительно расширил перечень способов защиты нарушенных либо оспоренных гражданских прав - в настоящее время их насчитывается одиннадцать. Они носят универсальный характер и могут быть применены для защиты, как правило, любого субъективного гражданского права.

К числу универсальных способов защиты гражданских прав относятся:

- признание права;

- восстановление положения, существовавшего до нарушения права;

- пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признание оспоримой сделки недействительной и применение последствий ее недействительности;

- применение последствий недействительности ничтожной сделки; признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;

- самозащита права;

- присуждение к исполнению обязанности в натуре; возмещение убытков;

- компенсация морального вреда;

- прекращение или изменение правоотношения;

- прекращение судом действия акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону.

Указанный перечень, включающий в себя одиннадцать способов защиты гражданских прав, не является исчерпывающим. В случае нарушения гражданских прав могут быть использованы и иные способы защиты, предусмотренные законом или договором.

Основными органами, осуществляющими разрешение экономических споров граждан, считаются суды общей юрисдикции, если одним из участников спора является гражданин. Судами рассматривается значительное количество исковых заявлений о защите жилищных, наследственных и иных имущественных прав и охраняемых законом интересов граждан, не имеющих статуса предпринимателя, либо в случае, когда гражданин имеет статус предпринимателя, но дело возникло не в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности.

Федеральным конституционным законом "Об арбитражных судах в Российской Федерации" предусмотрено, что одной из основных задач арбитражных судов при рассмотрении подведомственных им споров является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (статья 5).

В силу Арбитражного процессуального кодекса РФ (статья 4) право на обращение в арбитражный суд для защиты нарушенных прав и оспоренных законных прав и интересов, кроме юридических лиц, имеют граждане, прошедшие государственную регистрацию в качестве предпринимателя без образования юридического лица; физические лица в случаях, когда соответствующий орган отказал гражданину в регистрации его в качестве предпринимателя или уклонился от нее, либо при заявлении гражданином своего требования в качестве кредитора к обанкротившемуся предприятию, а также трудовые коллективы при предъявлении ими требования о приватизации предприятия.

Развивая частноправовые способы защиты гражданских прав, законодательство предусмотрело и возможности предъявления косвенного (производного) иска, которым защищаются права не только группы граждан, но и организации в целом. Так, в соответствии с законодательством истцами в арбитражном суде могут выступать: само акционерное общество; акционер или группа акционеров, которые владеют в совокупности не менее чем 1% размещенных обыкновенных акций акционерного общества; номинальный держатель акций, но только тогда, когда у него есть доверенность от акционеров на ведение дела <1>.

--------------------------------

<1> См.: Ярков В. Корпоративное право: косвенные иски // Рынок ценных бумаг. 1997. N 18. С. 78.

 

Следует отметить, что с помощью косвенного иска можно требовать возмещения убытков, которые уже причинены акционерному обществу. Если же акционеры не согласны с решением органов управления (например, об отказе включить в повестку собрания какой-либо вопрос, отказе созыва внеочередного собрания, несогласие с решением собрания по тому или иному вопросу), но оно еще не причинило ущерб обществу, такой иск не может рассматриваться как косвенный. Здесь истцы защищают собственные интересы.

Данный вид иска давно известен праву многих развитых стран и отражает возможности акционерного общества или группы его акционеров принудить своих менеджеров к определенному варианту поведения, разрешая тем самым конфликты между владельцами общества и его исполнительным аппаратом.

Впервые возможность предъявления косвенного иска появилась в новом ГК РФ. Так, в соответствии с п. 3 статьи 53 ГК РФ лицо, которое в силу закона или учредительных документов юридического лица выступает от его имени, должно действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно. Оно обязано по требованию учредителей (участников) юридического лица, если иное не предусмотрено законом или договором, возместить убытки, причиненные им юридическому лицу <1>.

--------------------------------

<1> См.: Ярков В. Корпоративное право: косвенные иски // Рынок ценных бумаг. 1997. N 18. С. 78.

 

Данное положение сформулировано также в п. 3 статьи 105 ГК РФ применительно к взаимоотношениям дочернего и основного обществ. Согласно данной норме участники (акционеры) дочернего общества вправе требовать возмещения основным обществом убытков, причиненных по его вине дочернему обществу, если иное не установлено законами о хозяйственных обществах.

Приведенные нормативные предписания получили развитие в Законе "Об акционерных обществах". Так, в соответствии с п. 3 статьи 6 акционеры дочернего общества вправе требовать возмещения основным обществом убытков, причиненных по его вине дочернему обществу. Убытки считаются причиненными по вине основного общества, только если оно использовало свое право и (или) возможность вынудить дочернее общество совершить действия, заведомо зная, что вследствие этого дочернее общество понесет убытки.

Статья 71 Закона посвящена ответственности управляющих акционерным обществом. В частности, члены совета директоров (наблюдательного совета), единоличный исполнительный орган (директор, генеральный директор) и (или) члены коллегиального исполнительного органа (правления, дирекции), а равно управляющая организация или управляющий несут ответственность перед обществом за убытки, причиненные ему их виновными действиями (бездействием), если иные основания и размер ответственности не установлены в законе.

При этом члены совета директоров (наблюдательного совета), коллегиального исполнительного органа (правления, дирекции) не несут ответственности, если они голосовали против решения, которое повлекло убытки, или не участвовали в голосовании.

Право на обращение в суд предоставлено как акционерному обществу, так и акционеру или группе акционеров, которые владеют в совокупности не менее чем одним процентом размещенных обыкновенных акций АО. Здесь и закреплена конструкция косвенного (производного) иска. Его своеобразие заключается в том, что истцы (акционеры) защищают свои интересы не прямо, а опосредованно - иск предъявляется о защите прав акционерного общества, акционеры которого понесли убытки. В конечном счете акционеры защищают свои собственные интересы, поскольку после возмещения убытков должна возрасти курсовая стоимость акций, увеличатся активы акционерного общества.

В иске о защите личных интересов акционер является прямым выгодоприобретателем, например, ему возмещается понесенный ущерб. По косвенному иску прямым выгодоприобретателем является акционерное общество, в пользу которого взыскивается присужденное.

Выгода самих акционеров косвенная, они лично ничего не получают, кроме возмещения ответчиком понесенных ими судебных расходов в случае выигрыша дела. В целях обеспечения правильного применения судами общей юрисдикции и арбитражными судами Закона "Об акционерных обществах" Пленум Верховного Суда РФ и Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ приняли Постановление от 2 апреля 1997 года "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах" <1>.

--------------------------------

<1> См.: Ярков В. Защита прав акционеров по Закону "Об акционерных обществах" с помощью косвенных исков // Хозяйство и право. 1997. N 11. С. 74 - 78.

 

Так, при рассмотрении исков о признании решения общего собрания акционеров недействительным Постановление считает необходимым учитывать, что к нарушениям закона, которые могут служить основаниями для удовлетворения иска акционера о признании решения общего собрания акционеров недействительным, относятся, в частности:

- несвоевременное извещение (неизвещение) акционера о дате проведения общего собрания (п. 2 ст. 52);

- непредоставление возможности ознакомиться с необходимой информацией (материалами) по вопросам, включенным в повестку дня собрания (п. 3 ст. 52);

- несвоевременное предоставление бюллетеней для голосования при заочном его проведении (п. 3 ст. 50) и др.

Вместе с тем при разрешении таких споров суд вправе с учетом всех обстоятельств дела оставить в силе обжалуемое решение, если голосование данного акционера не могло повлиять на результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенными и решение не повлекло причинения убытков данному акционеру (п. 8 ст. 49).

Если обжалование решения общего собрания акционеров мотивировано нарушениями организационного или процедурного характера, при решении вопроса о признании его недействительным или об оставлении в силе необходимо иметь в виду, что порядок принятия решений общего собрания акционеров определяется статьей 49 и уставом общества. Если устав не приведен в соответствие с Законом об акционерных обществах, то на основании п. 3 статьи 94 он применяется в части, не противоречащей Закону.

Постановление обращает внимание на то, что в случаях, когда стороны, участвующие в рассматриваемом судом споре, ссылаются в обоснование своих требований или возражений по иску на решение общего собрания акционеров, но при этом судом установлено, что данное решение принято с нарушением компетенции общего собрания акционеров, при отсутствии кворума, предусмотренного Законом, либо с иным существенным нарушением законодательства, суд должен исходить из того, что такое решение не имеет юридической силы (в целом или в соответствующей части) независимо от того, было оно оспорено кем-либо из акционеров или нет, и разрешить спор, руководствуясь нормами Закона. При этом следует иметь в виду, что общее собрание акционеров согласно Закону не вправе рассматривать и принимать решения по вопросам, не отнесенным к его компетенции (п. 3 ст. 48), принимать решения по вопросам, не включенным в повестку дня собрания, и изменять повестку дня (п. 6 ст. 49).

Защита экономических прав и законных интересов граждан возможна не только в судебном, но и в административном порядке путем обращения к вышестоящему должностному лицу (органу). При этом обратим особое внимание, что любое решение, вынесенное административным органом, может быть оспорено в суде (статья 11 ГК). В некоторых странах СНГ введены специальные административные суды по рассмотрению споров, возникающих в процессе исполнительной деятельности.

Итак, конституционное право, обеспечивая свободное развитие гражданина, особое внимание уделяет экономическим правам, которые, как было показано выше, регулируются различными, но близкими по целям, задачам и направлениям подотраслями гражданского права. Как часть конституционного права они помогают обеспечивать свободу экономической деятельности гражданина.

Как верно отметил Г.А. Гаджиев, "стержнем подсистемы конституционных норм, условно названной "экономической конституцией", являются основные права человека и гражданина (право на свободное развитие своей личности, право на объединение, право свободно избирать род деятельности, право собственности и др.)" <1>.

--------------------------------

<1> См.: Гаджиев Г.А. Защита основных экономических прав и свобод предпринимателей за рубежом и в Российской Федерации (опыт сравнительного исследования). М.: Манускрипт, 1995. С. 115.

 

Сложность предпринятого в настоящем параграфе анализа заключается в уяснении специфики государственно-правовой природы права собственности, которая явно недостаточно освещена в юридической литературе по сравнению с широкой разработанностью указанной проблематики в свете гражданского, трудового и земельного права <1>.

--------------------------------

<1> См.: Алексеев С.С. Гражданское право в современную эпоху. М.: Юрайт, 1999; Бердычевский В.С. Защита конституционных прав работников профессиональными союзами в сфере труда. Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2002; Игнатьева С.В. Государственное регулирование предпринимательской деятельности в России (теоретико-правовой аспект): Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. СПб., 1996; Крассов О.И. Право частной собственности на землю. М.: Юристъ, 2000; Мозолин В.П. Право собственности в Российской Федерации в период перехода к рыночной экономике. М., 1998; Суханов Е.А. Лекции о праве собственности. М., 1991; Маттей У., Суханов Е.А. Основные положения права собственности. М., 1999; и др.

 

В данном случае мы опираемся на разделяемую нами позицию Г.А. Гаджиева в той ее части, в которой он обосновывает следующий важный тезис, а именно: "Такие конституционные понятия, как право частной собственности, неприкосновенность частной жизни, состязательность и т.д., могут быть названы смежными (отраслевыми) конституционно-правовыми понятиями, поскольку их содержание в конституционном праве может не совпадать с содержанием одноименных отраслевых понятий" <1>.

--------------------------------

<1> См.: Гаджиев Г.А. Конституционные принципы рыночной экономики. Развитие основ гражданского права в решениях Конституционного Суда Российской Федерации. М.: Юристъ, 2002. С. 16.

 

Примечательно, что в числе выделенных С.А. Зинченко и Н.С. Бондарем "рыночно-экономических" (по их определению) прав и свобод, обеспечивающих свободу предпринимательской и иных форм экономической, а также трудовой деятельности, на первое место поставлено право частной собственности (ч. 1 ст. 35) и ее наследования (ч. 4 ст. 35 Конституции России) <1>.

--------------------------------

<1> См.: Зинченко С.А., Бондарь Н.С. Собственность - свобода - право. Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 1995. С. 84.

 

Мы убеждены в том, что и право собственности может быть признано одним из естественных и неотъемлемых прав человека, и постараемся это обосновать ниже.

К сказанному добавим, что право собственности, на наш взгляд, правильнее отнести к первому поколению прав человека, поскольку она появляется вместе с первичным разделением труда. Об этом убедительно писал еще Ф. Энгельс в связи с исследованиями древнего общества Льюиса Т. Моргана, а именно: "Внутри родового строя не существует еще никакого различия между правами и обязанностями; для индейца не существует вопроса, являются ли участие в общественных делах, кровная месть или уплата выкупа за нее правом или обязанностью; такой вопрос показался бы ему столь же нелепым, как и вопрос, являются ли еда, сон, охота правом или обязанностью. Точно так же невозможно расслоение племени и рода на различные классы" <1>.

--------------------------------

<1> См.: Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. В связи с исследованиями Л.Г. Моргана. М.: Политиздат, 1973. С. 177 - 178.

 

Интересно в этой связи и то, что уже в самых древних среди известных памятников законодательства (Законы из Эшнунны, Законы Хаммурапи и др.) регулировались прежде всего правоотношения по защите прав собственников <1>. Не случайно также и то, что довольно длительное в исторических рамках время право собственности (увязанное с наличием собственности) обусловливало права политические <2>. Так, по законодательству Английской революции 1640 - 1660 гг. признавались имеющими право выбирать членов парламента от графств лица, имеющие на праве собственности или владения от своего имени имущество движимое или недвижимое стоимостью двести фунтов стерлингов. Чтобы иметь право быть избранным в Национальное Собрание Франции по Декрету от 3 ноября 1789 г., необходимо было платить прямой налог стоимостью в одну серебряную марку и, кроме того, обладать какою-нибудь земельной собственностью.

--------------------------------

<1> См.: Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / Под ред. проф. З.М. Черниловского, сост. В.Н. Садиков. М., 1994. С. 9 - 24.

<2> См.: Захер Я.М. Французская революция в документах, 1789 - 1794. М., 1926. С. 60.

 

И наконец, в Декларации прав человека и гражданина 1793 г. содержались вполне определенные нормы, а именно:

"1. Целью общества является общее счастье. Правительство установлено, чтобы обеспечить человеку пользование его естественными и неотъемлемыми правами.

2. Эти права суть: равенство, свобода, безопасность, собственность" <1>.

--------------------------------

<1> Цит. по: Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII - XIX вв.: Сборник документов / Под ред. П.Н. Галанзы. М.: Госюриздат, 1957. С. 330.

 

Весьма интересно сформулированы в этой Декларации статьи, посвященные праву собственности и другим экономическим правам и свободам, как то:

"Право собственности состоит в принадлежащей каждому гражданину возможности пользоваться и располагать по усмотрению своим имуществом, своими доходами, плодами своего труда и своего промысла";



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.