Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





1. Целью общества является общее счастье. Правительство установлено, чтобы обеспечить человеку пользование его естественными и неотъемлемыми правами. 4 страница



--------------------------------

<1> См.: Хоскинг А. Курс предпринимательства: Практическое пособие / Пер. с англ. М., 1993. С. 18.

 

Представляется, что, по сути, бизнес и предпринимательство довольно близкие понятия. Однако определенный смысл в их различии все же имеется. Предпринимательство - вид деятельности (частный случай бизнеса), тесно связанный с личностью человека-предпринимателя, который осуществляет бизнес, затевая новое дело, реализуя некоторое нововведение, вкладывая собственные средства в новое предприятие и принимая на себя личный риск в соответствии со ст. 30 Конституции РФ ("каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется"). Приведенная норма Конституции РФ имеет принципиальное значение для деятельности объединений предпринимателей, вступающих во взаимоотношения с государством.

Не меньшее значение имеет норма ст. 32 Конституции РФ, предоставляющая гражданам Российской Федерации право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Указанная норма напрямую относится к гражданам, осуществляющим предпринимательскую деятельность.

В статье 33 Конституции РФ закреплена одна из основных форм взаимодействия между бизнесом и властью - индивидуальные или коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Рассматривая проблему взаимоотношений между предпринимательством и государством, следует иметь в виду то обстоятельство, что под государством мы понимаем не только Российскую Федерацию, но и субъекты Федерации и муниципальные образования, влияние которых на предпринимательство иногда не менее значимо, чем влияние Российской Федерации в целом.

Основа отношений предпринимательства и государства построена на взаимодействии, взаимосвязи интересов той и другой сторон.

Поскольку государство имеет в качестве одной из основных функций создание правил работы на рынке, а при определенных условиях существует возможность использовать соответствующие инструменты государственного воздействия на экономику и предпринимательство, такие, например, как планирование, ценообразование и др., то у предпринимателей имеется интерес, заключающийся в участии в формировании соответствующей политики государства по отношению к предпринимательству и влиянии на формирование условий применения соответствующих средств государственного регулирования. При этом предпринимательские интересы отражают как частные интересы отдельных предпринимателей, так и общие интересы, представляемые государством.

Государство заинтересовано в наиболее эффективной реализации принадлежащих ему функций в сфере экономики и предпринимательства через согласование и обеспечение своих интересов. Предприниматели, реализуя свои интересы через взаимодействие с государством, используют возможности государства точно так же, как и государство реализует свои интересы через использование возможностей предпринимательства <1>.

--------------------------------

<1> См.: Губин Е.П. Правовые проблемы государственного регулирования рыночной экономики и предпринимательства: Дис. ... д-ра. юрид. наук. М., 2005.

 

В литературе выделяют несколько способов взаимодействия предпринимательства с государством: государственное администрирование, конструктивный диалог в целях достижения консенсуса, лоббирование, взаимовыгодное экономическое сотрудничество, коррупция. Каждый из указанных способов взаимодействия имеет определенную специфику.

Государственное администрирование (прямое государственное регулирование) предполагает властное воздействие государственных органов в отношениях с предпринимателями, т.е. движение при формировании отношений осуществляется сверху вниз от государства к предпринимателям.

Коррупция предполагает формирование отношений между государством в лице его органов и должностных лиц и предпринимателями снизу вверх от предпринимателей к государству.

Лоббирование предполагает существование горизонтальных отношений между государством и властью, сущность которых - информирование государства об интересах предпринимателей, при этом информация поступает от предпринимателей к органам государства <1>.

--------------------------------

<1> См.: Шамхалов Ф.И. Государство и экономика: власть и бизнес. М., 1999. С. 218.

 

При конструктивном диалоге и взаимовыгодном экономическом сотрудничестве между предпринимательством и государством направление движения встречное - как от предпринимателей к государству в лице его органов, так и от государства в лице его органов к предпринимателям.

Особый интерес представляет изучение статуса участников взаимодействия со стороны предпринимателей, поскольку в правовой литературе должного внимания этому вопросу уделено не было.

Исследование данного вопроса позволяет выделить следующих участников:

- отдельные индивидуальные и коллективные предприниматели, взаимодействие которых с государством осуществляется в основном на уровне органов местного самоуправления;

- крупные корпоративные структуры, роль которых чрезвычайно велика на этапе становления рыночных отношений, осознания и формирования общих интересов отдельных групп предпринимателей;

- объединения предпринимателей.

В настоящее время одним из недостатков действующей системы взаимодействия между предпринимателями и властью является слишком большое влияние отдельных олигархических структур на процесс взаимодействия предпринимателей с государством, в то время как в наибольшей степени интересы всех предпринимателей, всего предпринимательства прежде всего отражают предпринимательские объединения. Объединения предпринимателей - наиболее адекватная форма, в том числе и правовая, для формирования и выражения вовне интересов предпринимателей.

Действующая правовая база деятельности объединений предпринимателей достаточно обширна. Это Федеральные законы от 12 января 1996 г. "О некоммерческих организациях", от 19 мая 1995 г. "Об общественных объединениях", Закон РФ от 7 июля 1993 г. "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации", Гражданский кодекс РФ, иные правовые акты, принимаемые Президентом РФ, Правительством РФ, министерствами, федеральными службами и агентствами.

Объединения предпринимателей могут быть классифицированы по различным основаниям. В зависимости от сферы действия выделяются объединения предпринимателей, действующие, например, в сфере банковского бизнеса. Одним из наиболее известных и авторитетных объединений предпринимателей, индивидуальных и коллективных, является Ассоциация российских банков, созданная 10 лет назад.

К числу основных задач Ассоциации российских банков относятся: участие в развитии банковского дела в Российской Федерации, в мероприятиях органов государственной власти и органов исполнительной власти, Центрального банка РФ по стабилизации экономики, денежного обращения и осуществлению денежно-кредитной политики; представление и защита интересов кредитных организаций в законодательных и исполнительных органах власти и управления, Центральном банке РФ, судебных, правоохранительных, налоговых и других государственных органах.

Для достижения указанных выше задач Ассоциация российских банков:

а) добивается принятия законодательных и подзаконных актов, способствующих развитию денежно-кредитной системы, повышению ее надежности и самостоятельности, ограждающих кредитные организации от незаконного вмешательства государственных органов в их деятельность;

б) самостоятельно разрабатывает или непосредственно участвует в подготовке указанных выше актов;

в) разрабатывает и направляет в компетентные органы власти и управления, а также в Банк России предложения по реализации денежно-кредитной политики, регулированию деятельности кредитных организаций, стабилизации денежного обращения, финансового и кредитного рынка и по совершенствованию налоговой политики в сфере банковской деятельности;

г) координирует свою деятельность с Банком России и т.д.

Существенную роль во взаимоотношениях предпринимательства и государства (бизнеса и власти) играет Российский союз промышленников и предпринимателей (работодателей). В Уставе союза в качестве основных направлений деятельности предусматриваются: представление интересов членов Российского союза в органах законодательной и исполнительной власти, в отношениях с профсоюзами и другими общественными организациями; участие в избирательных кампаниях в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Федерации о выборах; через членов Российского союза, состоящих в различных общественных объединениях, а также депутатов различных уровней проведение в законодательных и исполнительных органах, массовых движениях реализации мер, направленных на создание наиболее благоприятных условий для развития промышленности, предпринимательства и ускорения научно-технического прогресса (п. 3.1 Устава).

Широко распространены региональные объединения предпринимателей. Так, активно действует Союз предпринимателей г. Обнинска. Существенное место во взаимоотношениях предпринимательства и власти занимают иные объединения предпринимателей, созданные на основе общности интересов: Российская ассоциация развития малого и среднего предпринимательства, Международный союз товаропроизводителей и др. <1>.

--------------------------------

<1> См.: http:business.obninsk.ru/ cont/ reg.htm.

 

К сожалению, число объединений предпринимателей чрезвычайно велико. Множественность создаваемых организаций предпринимателей, отсутствие действительно авторитетных крупных объединений не позволяют в полной мере реализовать предпринимателями и созданными ими объединениями стоящие перед ними цели и задачи по обеспечению своих прав и интересов во взаимоотношениях с властью.

Особую роль в ряду созданных за последние годы объединений предпринимателей играют торгово-промышленные палаты, что выражено в принятии специального закона, определяющего статус и порядок деятельности торгово-промышленных палат в Российской Федерации: в Законе РФ "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации" содержатся нормы, определяющие основы взаимоотношений государства и торгово-промышленных палат.

Существенным правовым вопросом в рамках рассматриваемых проблем является необходимость более четкого определения правовой формы деятельности создаваемых предпринимателями объединений. Все они некоммерческие организации. Перечень организационно-правовых форм, содержащийся в Федеральном законе "О некоммерческих организациях", не отражает в полной мере потребностей предпринимателей. Так, Российский союз промышленников и предпринимателей (работодателей) создан в форме общественной организации, а его членами являются как физические, так и юридические лица, в то время как Закон "О некоммерческих организациях" в ст. 6 предусматривает, что "общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются только добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившиеся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей".

В Законе "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации", Уставе Торгово-промышленной палаты Российской Федерации организационно-правовая форма торгово-промышленных палат четко не определена. В названном Законе и Уставе лишь отмечается, что торгово-промышленная палата - негосударственная некоммерческая организация. Представляется, что отнесение торгово-промышленных палат к разновидностям ассоциаций не вполне правомерно, поскольку в соответствии со ст. 121 ГК РФ ассоциация как вид объединения создается только коммерческими организациями.

Действительность показывает, что все объединения предпринимателей включают в качестве членов как индивидуальных, так и коллективных предпринимателей - юридические лица. Предусмотренные же Законом "О некоммерческих организациях" организационно-правовые формы не всегда отвечают содержанию деятельности объединений предпринимателей, основная цель которых - установление надежного взаимодействия между предпринимателями и властью <1>.

--------------------------------

<1> См.: Губин Е.П. Правовые проблемы государственного регулирования рыночной экономики и предпринимательства: Дис. ... д-ра. юрид. наук. М., 2005.

 

В связи с рассмотренным выше вопросом актуально исследование деятельности некоммерческих организаций и их правового статуса с точки зрения использования ими правовых средств и форм взаимодействия с государством и правовой регламентации возникающих в результате их деятельности хозяйственных отношений. Объединения предпринимателей как некоммерческие организации, по существу, являются институтами инфраструктуры рынка, без которых цивилизованное предпринимательство невозможно <1>.

--------------------------------

<1> См.: Гражданское право: Учебник / Под ред. Е.А. Суханова. М., 1998. Том I. С. 272.

 

Роль и значение предпринимательских союзов и объединений будут постоянно возрастать. Одно из направлений возрастания роли предпринимательских объединений закреплено в Федеральной программе государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2000 - 2001 годы. В качестве одной из основных целей и задач названной Программы и одного из направлений решения поставленных задач предусмотрен постепенный переход от государственного регулирования отдельных аспектов деятельности малого предпринимательства к саморегулированию через предпринимательские союзы и объединения.

В отдельных сегментах рынка, например на рынке ценных бумаг, и сегодня уже достаточно активно работают саморегулируемые организации, которые вполне эффективно взаимодействуют между субъектами предпринимательской деятельности и государством, вырабатывают правила игры на фондовом рынке. Это не означает, что государство не должно контролировать их деятельность, пресекать необоснованные попытки монополизировать те или иные направления взаимодействия между государством и рынком, в данном случае между ФКЦБ РФ и профессиональными участниками рынка ценных бумаг.

Следует, однако, отметить, что, несмотря на признание роли объединений предпринимателей в современной рыночной экономике, тем не менее отсутствуют адекватная правовая основа их взаимодействия с государством, надлежащие гарантии прав таких объединений при реализации стоящих перед ними целей.

Остановимся на таких способах взаимодействия между предпринимательством и государством, как конструктивный диалог и сотрудничество, не связанные с экономической деятельностью, и лоббизм. Сотрудничество между предпринимательством и государством осуществляется не только неформально, но и будучи урегулированным правом в достаточно четких и определенных правовых формах. Так, Постановлением Правительства РФ от 5 августа 2000 г. N 581 <1> было утверждено Положение о Совете по предпринимательству при Правительстве Российской Федерации.

--------------------------------

<1> См.: Постановление Правительства РФ от 5 августа 2000 г. N 581 "О Совете по предпринимательству при Правительстве Российской Федерации" // СЗ РФ. 2000. N 33. Ст. 3402.

 

Важная форма взаимодействия путем конструктивного диалога и сотрудничества - различного рода конференции и круглые столы, где выявляются интересы сторон, происходят их формулирование, совместное обсуждение и закрепление путей решения имеющихся проблем, стоящих перед предпринимателями и государством.

Результаты сотрудничества и конструктивного диалога вполне могут быть закреплены с помощью такой правовой формы, как договор. Подобные предложения уже прозвучали в периодической печати. Система сотрудничества предпринимательства и государства выражена и соответствующе закреплена в правовых актах. Так, Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1998 - 1999 годы, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 3 июля 1998 г. N 697 <1>, предусматривает, что действующая система органов поддержки и развития малого предпринимательства включает соответствующие органы государственной и исполнительной власти, Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, Торгово-промышленную палату Российской Федерации, общественные объединения предпринимателей <2>.

--------------------------------

<1> См.: СЗ РФ. 1998. N 28. Ст. 3355.

<2> См.: Офитова С., Чеховский Н. Трио для Президента, Правительства и олигархов. Борис Немцов предложил заключить соглашение о принципах взаимоотношений государства и бизнеса // Сегодня. 2000. 6 июля.

 

В состав многих правительственных комиссий включаются представители объединений предпринимателей, что позволяет эффективно согласовывать интересы сторон. Так, вице-президент Торгово-промышленной палаты и вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей (работодателей) включены в состав Межведомственной комиссии по развитию инфраструктуры товарных рынков Российской Федерации.

Слабо развит такой способ осуществления взаимодействия между предпринимательством и государством, как лоббирование. Лоббирование рассматривается в нашем обществе большей частью как отрицательное явление, связанное с негативными моментами в сфере экономики и политики, в действительности же лоббирование следует рассматривать как необходимый инструмент информирования власти, в том числе при формировании государственной экономической политики, об интересах отдельных групп предпринимателей в тех или иных областях предпринимательской деятельности с целью выработки отвечающих потребностям экономического развития решений и направлений деятельности. Устранение негативных моментов лоббирования интересов отдельных групп предпринимателей возможно путем принятия соответствующего нормативного акта в виде закона, устанавливающего преграды на пути недобросовестных действий отдельных лиц или групп лиц.

Существующие проекты Федерального закона "О регулировании лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти", к сожалению, на наш взгляд, не отвечают в полной мере необходимым требованиям. Так, в указанном проекте говорится только о лоббисте - физическом лице, осуществляющем соответствующую деятельность по лоббированию, и ничего об организациях, чаще всего и осуществляющих этот вид деятельности. Отсутствуют четкие границы дозволенного при лоббировании.

Представляется, что лоббирование - признак цивилизованного предпринимательства, необходимый элемент предпринимательской инфраструктуры. Особого внимания заслуживает изучение форм и методов лоббистской деятельности. К числу наиболее перспективных форм лоббирования следует отнести институциональные формы, которые тесно соприкасаются с формой координации, согласования интересов при взаимодействии предпринимателей и государства. Институциональные формы предполагают присутствие в органах государственной власти представителей предпринимательских объединений, ответственность сторон, закрепление форм участия предпринимательских объединений в согласовании интересов бизнеса и власти.

Одна из важнейших форм взаимодействия - участие предпринимателей в законотворческой работе через лоббирование своих интересов с использованием субъектов, осуществляющих лоббистскую деятельность.

Важную роль во взаимодействии предпринимателей и государства играют также ассоциации экономического взаимодействия субъектов Федерации. Они служат как бы промежуточным, но не лишним звеном в цепочке взаимодействия предпринимателей в конкретных регионах России с органами власти субъектов Федерации и федеральными органами власти.

Правовой статус ассоциаций экономического взаимодействия определен Федеральным законом от 17 декабря 1999 г. "Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации". Учредителями данной некоммерческой организации выступают органы законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации. Однако членами ассоциаций, по существу, являются сами субъекты Федерации <1>.

--------------------------------

<1> См.: Губин Е.П. Правовые проблемы государственного регулирования рыночной экономики и предпринимательства: Дис. ... д-ра. юрид. наук. М., 2005.

 

Создание в Российской Федерации федеральных округов не делает ненужной, на наш взгляд, деятельность ассоциаций экономического взаимодействия, а наоборот, предполагает еще более активную их деятельность.

 

§ 3. Правоприменительная деятельность как форма реализации

конституционных основ регулирования экономических отношений

 

Экономическая составляющая является одной из важнейших основ конституционного строя, а права и свободы, входящие в группу социально-экономических, также являются основой всех иных прав и свобод и потому образуют группу основных прав и свобод человека и гражданина <1>. Данные положения обуславливают необходимость решения непростой задачи, возложенной на государство, по обеспечению экономической безопасности, что исторически и логически возникает одновременно с формированием государственности, а также осознанием экономических интересов общества. Кроме того, состояние экономики имеет первостепенное значение для национальной безопасности страны, а экономическая безопасность выступает ее материальной основой <2>.

--------------------------------

<1> См.: Ашомко М.М., Бакланова Л.Д., Богомолова О.В. и др. Экономическое право и конституционная экономика: Лекционный фонд юридических кафедр / Под общ. ред. В.И. Видяпина // Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова. Факультет политологии и права. Кафедра экономического права. Официальный сайт Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова: http:// www.rea.ru/ portal/ Departments.nsf/ (Index)/ 4DFCEEDE154CD7BFC325715C007A1A5D.

<2> Цит. по: Бондарева Е.А. Конституционный институт основ экономического строя РФ: понятие, структура // Конституционные чтения: научно-практ. конф., 2002 г. // Федеральный правовой портал: http:// law.edu.ru/ doc/ document.asp?docID= 1120602.

 

Стоит отметить, что рассмотрение экономических вопросов в конституционном праве обуславливает необходимость преломления отраслевого законодательства сквозь призму его конституционного понимания. Одним из наиболее ярких примеров такого преломления является новое научное направление - конституционная экономика <1>. Конституционная экономика заложена в дух и текст Конституции РФ как гарантия не только частной собственности и рынка, но и прав граждан на их материальное благополучие: защищенные Конституцией РФ, они прямо вытекают из ее текста <2>.

--------------------------------

<1> См.: Мусалова З.М. Конституционная экономика: тенденции и перспективы развития // Конституционное и муниципальное право. 2008. N 17.

<2> См.: Баренбойм П.Д. Конституционная экономика как система доказательств отсутствия интеллектуального превосходства государства над его гражданами и поправки к Конституции РФ // Законодательство и экономика. 2008. N 12.

 

Кризисные процессы, развернувшиеся в последние годы в мировых и российских финансовой и экономической системах, выступили серьезной угрозой экономической безопасности страны, а следовательно, угрозой для каждого гражданина России. "Масштаб кризисных явлений и процессов угрожает значительным ущербом не только в материальной сфере производства и потребления, но и в сфере социально-политической стабильности; в том числе существует вероятность событий, меняющих конфигурации финансовых, экономических и политических систем как в мире, так и в России" <1>.

--------------------------------

<1> Цит. по: Сулакшин С.С. Экспресс-анализ мирового и российского финансово-экономического кризиса // Труды Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования. М.: Научный эксперт, 2009. Выпуск 12. С. 40.

 

Экономический кризис, сопровождающийся уменьшением объемов производства, ростом числа убыточных предприятий, низким уровнем исполнения законов, взаимными неплатежами и рядом других факторов, оказал негативное влияние на ситуацию с занятостью населения, характеризуемую высоким уровнем безработицы, наличием в значительных размерах неполной занятости (скрытой безработицы), увеличением темпов роста численности безработных. Уровень развития скрытых форм безработицы в России - самый высокий среди стран с переходной экономикой. Они проявляются в инициированных администрацией предприятий вынужденных, неоплачиваемых (или частично оплачиваемых) отпусках, неполной занятости <1>.

--------------------------------

<1> См.: Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий (постатейный) / Отв. ред. Ю.А. Дмитриев. М.: Юстицинформ, 2007. С. 358.

 

Изложенное обуславливает необходимость и актуальность рассмотрения вопросов экономического кризиса с конституционно-правовой позиции. Несмотря на то что кризис во всех его проявлениях характеризуется зачастую излишним вниманием со стороны средств массовой информации, научные труды, исследующие данное явление, чаще всего лежат в экономической плоскости. Вместе с тем конституционно-правовая характеристика экономического кризиса может послужить дополнительным импульсом к понятию сущности данного явления и содействию его преодолению. Для этого необходимо не только последовательно рассмотреть вопросы понятия экономического кризиса в правовых категориях, причины его возникновения и развития, но и раскрыть правовые способы и меры по его преодолению.

Правоприменительная деятельность - сложный процесс, ведущий к разрешению конкретного дела или вопроса и принятию правового решения, который начинается (после установления и исследования фактических обстоятельств дела) с осмысления всех нормативных актов, регулирующих данную юридическую ситуацию, и выбора правовых норм, подлежащих применению. Системность материала, полученного в результате поиска с помощью предметного классификатора, имеет большое значение для юристов, занимающихся правоприменительной деятельностью <1>.

--------------------------------

<1> См.: Минниахметов Р.Г., Файзуллин Г.Г. Правотворческая и правоприменительная деятельность в Российской Федерации: вопросы теории и практики // Право и политика. 2007. N 8. С. 6 - 7.

 

Правоприменительная деятельность представляет собой систему разнородных действий основного и вспомогательного характера, имеющих творческое, организующее содержание. По своей сути правоприменительная деятельность состоит в разработке и фактическом осуществлении организационных мер, направленных на то, чтобы обеспечить претворение предписаний правовых норм в жизнь. Правоприменительный орган, распространяя юридические нормы на тот или другой конкретный жизненный случай, решает юридическое дело, принимает необходимые организационные меры по практической реализации норм права.

В соответствии с этим применение права представляет собой деятельность, осуществляемую в специальных, законом установленных формах. В условиях режима социалистической законности применение права облекается в процедурно-процессуальные формы, которые обеспечивают достижение истины при реализации юридических норм, охрану прав заинтересованных лиц, защиту от возможных правонарушений <1>.

--------------------------------

<1> В последнее время в советской юридической литературе высказаны новые, весьма основательные соображения в пользу того, что необходимо с предельной четкостью выделять из всей массы разнообразных процедурных форм процессуальные формы в строгом смысле, которые концентрируют значительные юридические ценности, связанные с правосудием и неотделимые от "самого" права. См., в частности: Труды ВЮЗИ / Отв. ред. М.С. Шакарян. М., 1980.

 

Значение специально-юридического, технико-юридического аспекта применения права обусловлено тем, что здесь оно выступает в виде такой деятельности, которая относится к технике юриспруденции и потому самым непосредственным образом связана с практической работой юристов.

Содержание правоприменительной деятельности так же, как и содержание права, может быть рассмотрено под углом зрения его интеллектуально-волевых характеристик.

Интеллектуальная сторона содержания правоприменительной деятельности состоит в том, что в процессе ее происходит отражение фактов объективной действительности и, следовательно, их познание. Последнее включает установление фактических обстоятельств дела, а также уяснение путем толкования содержания правовых предписаний, применяемых к данным обстоятельствам <1>.

--------------------------------

<1> См.: Осипов Ю.К. Совершенствовать формы и методы профилактической работы по предупреждению гражданских правонарушений // Сов. юстиция. 1967. N 9; Комиссаров К.И. Задачи судебного надзора в сфере гражданского судопроизводства. С. 73 - 75.

 

Волевая сторона содержания правоприменительной деятельности состоит в самом государственно-властном решении юридического дела. Наиболее ярко и выпукло она выражается в решениях, направленных на индивидуальное поднормативное регулирование общественных отношений (например, в приговорах по уголовным делам, содержащих конкретную меру наказания за совершенное преступление) <1>.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.