Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





1. Целью общества является общее счастье. Правительство установлено, чтобы обеспечить человеку пользование его естественными и неотъемлемыми правами. 3 страница



"Гражданам не может быть воспрещено заниматься каким угодно трудом, земледелием, промыслом, торговлей";

"Каждый может предоставлять по договору свои услуги и свое время, но не может ни продаваться, ни быть проданным: его личность не есть отчуждаемая собственность. Закон никоим образом не допускает существования дворни: возможно лишь взаимное обязательство об услугах и вознаграждении между трудящимся и нанимателем";

"Никто не может быть лишен ни малейшей части своей собственности без его согласия, кроме случаев, когда этого требует установленная законом необходимость";

"Ни один налог не может быть установлен иначе как в интересах общей пользы. Все граждане имеют право участвовать в установлении обложения, наблюдать за расходованием поступлений и требовать в них отчета";

"Общественное призрение есть священный долг. Общество обязано давать пропитание неимущим, как приискивая им работу, так и обеспечивая средства существования лицам, неспособным к труду". Давая свою оценку этому документу в свое время, К. Маркс писал следующее: "...так называемые права человека, в отличие от прав гражданина, суть не что иное, как право члена гражданского общества, т.е. эгоистического человека, отделенного от человеческой сущности и общности" <1>. К. Маркс при этом был настроен очень критически, полагая, что "...ни одно из так называемых прав человека не выходит за пределы эгоистического человека, человека как члена гражданского общества, т.е. как индивида, замкнувшего в себе, в свой частный интерес и частный произвол и обособившегося от общественного целого... <2>. Единственной связью, объединяющей индивидов, является естественная необходимость, потребность, частный интерес, сохранение своей собственности и своей эгоистической личности" <3>.

--------------------------------

<1> Цит. по: Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / Под ред. проф. З.М. Черниловского. М., 1994. С. 223 - 224.

<2> Цит. по: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. I. С. 402.

<3> См.: там же. С. 406.

 

Но, учитывая, что достижение того идеального состояния, которое сам же К. Маркс характеризует как время, "когда действительный индивидуальный человек воспримет в себя абстрактного гражданина государства", не проглядывается не только в ближайшей, но и в отдаленной перспективе, следует учитывать все еще остающуюся актуальной характеристику права собственности как одного из естественных прав человека.

В этой связи интересно привести иную (чем у К. Маркса) оценку того же явления, которая содержится в общей теории конституционного права Л. Дюги: "В 1789 г., когда провозглашали принцип равенства, хотели особенно подтвердить лишь то, что личность и собственность всех граждан должны быть охраняемы законом одинаковым образом и с одинаковой силой, а не то, будто все граждане имеют одинаковые социальные прерогативы... Таким образом, всякий человек имеет право сделаться собственником; но все люди не имеют права обладать одинаковым количеством богатства, ибо если приобретение богатства есть результат труда, то не все люди имеют одинаковую способность, одинаковую ловкость и не производят одинакового количества богатства. Но все собственники, мелкие и крупные, должны быть охраняемы законом совершенно одинаковым образом и с одинаковой энергией" <1>.

--------------------------------

<1> Цит. по: Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / Под ред. проф. З.М. Черниловского. М., 1994. С. 245.

 

§ 2. Правотворческая деятельность как форма реализации

конституционных основ регулирования экономических отношений

 

Основополагающей формой руководства экономикой является правовое регулирование. Указанное положение было высказано академиком В.В. Лаптевым в 1981 г. и актуально в современных условиях <1>.

--------------------------------

<1> См.: Лаптев В.В. Экономика и право. Теория и практика регулирования хозяйственных отношений. М., 1981. С. 15.

 

Рассматривая правовое регулирование как научную категорию, С.С. Алексеев обоснованно утверждал, что "право как регулятор - это не только одна из важнейших проблем теории права, рассматриваемого в качестве институционного нормативного образования. Перед нами проблема более широкого научного значения. Здесь открывается перспектива нового подхода к праву в целом <1>. Такого подхода, который неведом догматической юриспруденции, выходит за ее границы, характеризуется тем, что право рассматривается в действии, в движении сообразно заложенным в нем потенциям и закономерностям, что и позволяет увидеть наиболее существенные стороны логики права. Категорией, через которую реализуется такая научная перспектива, является понятие "правовое регулирование".

--------------------------------

<1> См.: Алексеев С.С. Право: азбука, теория, философия: Опыт комплексного исследования. М., 1999. С. 347.

 

Значение правового регулирования для настоящего исследования заключается в том, что оно "является неотъемлемой частью экономической политики государства. Так же как экономическая политика в целом, правовое регулирование должно опираться на выявляемые закономерности и тенденции и обеспечивать правовые основы социально-экономического прогресса". Правовое регулирование составляет также неотъемлемую часть государственного регулирования экономики.

Следует согласиться с выводом К.К. Лебедева о том, что назначение и роль правового регулирования экономики принципиально различны в планово-административной системе управления экономикой и в децентрализованной системе с многообразием форм собственности на средства производства <1>. Когда государственное воздействие на экономику осуществляется посредством всеобъемлющего планирования, основное назначение правового регулирования состоит в том, чтобы обеспечить обязательность плановых заданий, их исполнение под страхом применения принудительных мер организационных и имущественных санкций <2>.

--------------------------------

<1> См.: Лебедев К.К. Предпринимательское и коммерческое право: системные аспекты (Предпринимательское и коммерческое право в системе права и законодательства, системе юридических наук и учебных дисциплин). СПб., 2002. С. 49.

<2> См.: Лебедев К.К. Указ. соч. С. 50 - 51.

 

Напротив, в децентрализованной системе государственного воздействия на экономику основное назначение правового регулирования состоит в обеспечении нормального функционирования и позитивного развития экономики без применения каких-либо принудительных мер.

В литературе по теории государства и права правовое регулирование определяется как воздействие права на общественные отношения с помощью системы специальных юридических средств. При этом подчеркивается, что не каждая правовая категория непосредственно регулирует общественные отношения, но можно с уверенностью сказать, что любая из них не может не оказывать на данный институт общего воздействия <1>.

--------------------------------

<1> См.: Общая теория государства и права. Академический курс / Под ред. М.Н. Марченко. М., 1998. Т. 1. С. 435 - 436.

 

Правовое регулирование в отличие от иных форм правового воздействия всегда осуществляется посредством своего особого инструментария, свойственного только праву механизма, призванного юридически гарантировать достижение целей, которые ставил законодатель, издавая или санкционируя юридические нормы, в рамках определенных типов, моделей юридического воздействия на общественные отношения <1>.

--------------------------------

<1> См.: Право: проблемы теории: Учебное пособие. Смоленск, 2003. С. 16.

 

Правовое регулирование тесно связано с категорией "правовое воздействие". Следует согласиться с общепринятой точкой зрения, в соответствии с которой правовое воздействие шире правового регулирования, поскольку существуют три формы (канала) правового воздействия: информационное, ценностно ориентированное и правовое регулирование <1>.

--------------------------------

<1> См.: Алексеев С.С. Указ. соч. С. 348.

 

В литературе были высказаны и иные точки зрения по поводу различия понятий "правовое регулирование" и "правовое воздействие". Например, В.Ф. Попондопуло считает, что такое различие можно проводить, понимая под правовым регулированием нормативно-правовое регулирование, а под правовым воздействием - воздействие на общественные отношения также посредством других правовых форм, в частности правоотношений <1>.

--------------------------------

<1> См.: Попондопуло В.Ф. Правовой режим предпринимательства. СПб., 1994. С. 65.

 

Т.Р. Орехова определяет правовое воздействие как процесс влияния права посредством действия его инструментов на ту или иную сферу общественных отношений, вызывающего в ней определенные изменения. В результате воздействия не всегда возникает упорядоченность; происходят лишь изменения, которые могут привести и к разрушению объекта.

Регулирование же должно быть направлено на достижение поставленных целей, определенного, заранее осмысленного результата в виде абстрактной модели. Отличие правового регулирования от правового воздействия заключается не в "степени" или применяемом инструментарии, а в сознательности, рациональности волевого фактора, логичности и целесообразной направленности его действия, его полезности для экономических агентов, государства, экономической системы. Поэтому можно утверждать, что не будут правовым регулированием волевые действия, хотя и облеченные в правовую форму, но направленные на резкое реформирование параметров экономической системы, не учитывающие ее внутреннего состояния и потребностей. Указанные волевые действия следует отнести к правовому воздействию.

Таким образом, в соответствии с изложенной выше точкой зрения в случаях, когда использование права не приводит к положительным результатам, имеет место правовое воздействие, а в случаях, когда применение права приводит к достижению поставленной цели, мы можем говорить о правовом регулировании.

В полной мере согласиться с изложенной точкой зрения вряд ли возможно. При подобном подходе, особенно в сфере экономики, говорить о правовом регулировании вообще было бы очень сложно и даже невозможно, поскольку последние 15 лет в основном характеризуются неудовлетворительным регулированием отношений в сфере экономики.

Хорошо известны примеры провального правового регулирования акционерных отношений, отношений на рынке ценных бумаг и т.д. За последние 10 лет трижды менялась концепция правового регулирования отношений по банкротству, в результате чего были приняты Законы 1992 г., 1998 г. и 2002 г.

Представляется, что отличие правового регулирования от правового воздействия заключается в том, что правовое регулирование представляет собой влияние на общественные отношения с помощью правовых средств, в то время как правовое воздействие предполагает возможность использования также и таких правовых явлений, как правосознание, правовая культура, правовые принципы и др.

Принципиальное значение имеет исследование различных видов правового регулирования <1>. Выделяются нормативное и индивидуальное правовое регулирование; собственно государственное и негосударственное правовое регулирование; централизованное и децентрализованное правовое регулирование; общее, ведомственное, местное и локальное правовое регулирование.

--------------------------------

<1> Представляется, что правильнее говорить именно о видах, а не о формах правового регулирования.

 

Нормативное правовое регулирование предполагает регулирование общественных отношений нормами позитивного права. Экономическая деятельность и экономические отношения в условиях рынка предполагают свободное перемещение товаров, работ и услуг, рабочей силы в пределах государства, что объективно требует единства их правового регулирования <1>.

--------------------------------

<1> См.: Пьяных Н.А. Правовое регулирование и его механизм // Сибирский юридический вестник. 2003. N 1. С. 46.

 

Нормы права, нормативное регулирование служат основой для индивидуального правового регулирования с помощью индивидуальных правовых средств.

Невозможно в силу сложности и многообразия экономической, предпринимательской деятельности урегулировать все отношения в условиях рынка с помощью только норм права, нормативного регулирования. Даже в условиях господства государственной собственности в СССР, единства отношений в экономике, существования социалистической, командно-административной системы хозяйствования не удалось урегулировать все отношения в сфере экономики с помощью правовых норм, хотя определенные попытки решить такую задачу были.

К середине 80-х гг. XX в. существовала огромная нормативно-правовая база регулирования экономики, в которой значительное место занимали подзаконные, прежде всего ведомственные, нормативные акты. Хозяйственное законодательство в период СССР характеризовалось множеством недостатков, среди которых: большое число актов по одним и тем же вопросам регулирования (например, в сфере капитального строительства); наличие устаревших, противоречащих друг другу или не увязанных между собой нормативных актов; большое число подзаконных актов; наличие в нормативных актах неоправданных ограничений и мелочного регламентирования, сковывающего хозяйственную инициативу предприятий и организаций, и др.

Все рыночные отношения в принципе не могут быть урегулированы с помощью правовых норм, поскольку рынок, несмотря на наличие объективно присущих ему недостатков и необходимость государственного регулирования, является все же саморегулируемой системой, предполагающей свободную, активную деятельность субъектов предпринимательства в сфере экономики. Именно данное обстоятельство предполагает особое значение такого вида правового регулирования, как индивидуальное правовое регулирование, которое обеспечивает интересы отдельных участников рынка через их согласование и координацию.

Индивидуальное правовое регулирование экономики осуществляется с помощью таких индивидуальных правовых средств, как договор, ответственность, акты применения права и др. Индивидуальное правовое регулирование определяют также как казуальное правовое регулирование. Оно в значительной степени основывается на нормативном правовом регулировании, дополняя и конкретизируя его. Однако в сфере регулирования экономики, точнее, рыночной экономики, роль индивидуального правового регулирования, в том числе и предпринимательской деятельности, значительно возрастает, с учетом того что невозможно с помощью правовых норм урегулировать всю совокупность чрезвычайно сложных отношений рынка <1>.

--------------------------------

<1> Вопросы совершенствования законодательства, анализ недостатков и путей их устранения содержались в Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 25 июня 1975 г. "О мерах по дальнейшему совершенствованию хозяйственного законодательства" // СП СССР. 1975. N 16. Ст. 98.

 

Необходимость и важность нормативного регулирования определяются существованием государственного регулирования рыночной экономики, поскольку государство в лице его органов осуществляет деятельность по руководству экономикой прежде всего на основе норм права. Это не означает, однако, что индивидуальные средства правового регулирования не применяются и не могут применяться при государственном регулировании. Наоборот, можно сказать, что имеется определенная тенденция к увеличению роли индивидуального правового регулирования в сфере государственного воздействия.

В качестве одного из примеров использования индивидуальных правовых средств при регулировании государством рынка можно привести отношения, связанные с предоставлением предпринимателям - налогоплательщикам налогового кредита, который представляет собой изменение срока уплаты налога на срок от трех месяцев до одного года при наличии оснований, указанных в Налоговом кодексе.

Налоговый кредит может быть предоставлен по одному или нескольким налогам. Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии оснований, указанных в Налоговом кодексе РФ, предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль (доход) организаций, а также по региональным и местным налогам.

Решение о предоставлении инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль (доход) организаций в части, поступающей в бюджет субъекта Федерации, принимается финансовым органом субъекта Федерации. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен на срок от одного года до пяти лет. Организация, получившая инвестиционный налоговый кредит, вправе уменьшать свои платежи по соответствующему налогу в течение срока действия договора об инвестиционном налоговом кредите. Уменьшение производится по каждому платежу соответствующего налога, по которому предоставлен инвестиционный налоговый кредит, за каждый отчетный период до тех пор, пока сумма, не уплаченная организацией в результате всех таких уменьшений (накопленная сумма кредита), не станет равной сумме кредита, предусмотренной соответствующим договором. Конкретный порядок уменьшения налоговых платежей определяется заключенным договором об инвестиционном налоговом кредите.

В каждом отчетном периоде (независимо от числа договоров об инвестиционном налоговом кредите) суммы, на которые уменьшаются платежи по налогу, не могут превышать 50% размера соответствующих платежей по налогу, определенных по общему правилу, без учета наличия договоров об инвестиционном налоговом кредите. При этом накопленная в течение налогового периода сумма кредита не может превышать 50% размера суммы налога, подлежащей уплате организацией за этот налоговый период. Если накопленная сумма кредита превышает предельные размеры, на которые может быть уменьшен налог для такого отчетного периода, то разница между этой суммой и предельно допустимой суммой переносится на следующий отчетный период <1>.

--------------------------------

<1> См.: Пьяных Н.А. Правовое регулирование и его механизм // Сибирский юридический вестник. 2003. N 1. С. 46.

 

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации, являющейся плательщиком соответствующего налога, при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

а) проведение этой организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами;

б) осуществление этой организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов;

в) выполнение этой организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению.

Инвестиционный налоговый кредит предоставляется в сумме, установленной Налоговым кодексом. Основания для получения инвестиционного налогового кредита должны быть документально подтверждены заинтересованной организацией.

Инвестиционный налоговый кредит предоставляется на основании заявления организации и оформляется договором установленной формы между соответствующим уполномоченным органом и этой организацией.

Форма договора об инвестиционном налоговом кредите устанавливается органом исполнительной власти, принимающим решение о предоставлении инвестиционного налогового кредита. Решение о предоставлении организации инвестиционного налогового кредита принимается уполномоченным органом в течение одного месяца со дня получения заявления. Наличие у организации одного или нескольких договоров об инвестиционном налоговом кредите не может препятствовать заключению с этой организацией другого договора об инвестиционном налоговом кредите по иным основаниям.

Договор об инвестиционном налоговом кредите должен предусматривать порядок уменьшения налоговых платежей, сумму кредита (с указанием налога, по которому организации предоставлен инвестиционный налоговый кредит), срок действия договора, начисляемые на сумму кредита проценты, порядок погашения суммы кредита и начисленных процентов, документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство, ответственность сторон.

Договор об инвестиционном налоговом кредите должен содержать положения, в соответствии с которыми не допускается в течение срока его действия реализация или передача во владение, пользование или распоряжение другим лицам оборудования или иного имущества, приобретение которого организацией было условием для предоставления инвестиционного налогового кредита, либо определяются условия такой реализации (передачи).

Правовое обеспечение государственного регулирования предпринимательской деятельности предполагает придание правовой формы тем средствам, с помощью которых осуществляется регулирование. В качестве правовых форм государственного регулирования экономики традиционно выступают законы и подзаконные акты, среди которых следует выделить указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты субъектов Федерации, ведомственные нормативные акты и внутренние (локальные) нормативные акты.

Необходимо учитывать, что судебная практика играет большую роль в деле охраны и защиты прав предпринимателей, однако в настоящее время судебные акты нельзя рассматривать в качестве источников права.

Создание правовой базы предпринимательства, законодательства о предпринимательской деятельности - сложный процесс, выходящий за рамки предпринимательского права. Однако нельзя не сказать о том, что без создания правовой базы невозможно рассчитывать на эффективное функционирование экономики, предпринимательской деятельности.

Право представляет собой, с одной стороны, самостоятельное средство реализации экономической функции государства, а с другой - самостоятельное средство государственного регулирования экономики наряду с иными средствами и инструментами экономического и административного характера.

На сегодняшний день можно констатировать отсутствие надлежащей правовой основы государственного регулирования экономики. К сожалению, практика законотворческой деятельности в основном пошла по пути разработки и принятия законов, посвященных государственному регулированию отдельных сфер хозяйственной деятельности (см., например: Федеральные законы от 16 июля 1998 г. "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" <1>, от 14 июля 1997 г. "О государственном регулировании агропромышленного производства" <2>, от 25 августа 1995 г. "О федеральном железнодорожном транспорте" <3> и др.).

--------------------------------

<1> См.: СЗ РФ. 1998. N 29. Ст. 3399.

<2> См.: СЗ РФ. 1997. N 29. Ст. 3501.

<3> См.: СЗ РФ. 1995. N 35. Ст. 3505.

 

Отмечая указанную выше тенденцию в развитии действующего законодательства о предпринимательской деятельности, регламентирующего отношения, связанные с государственным регулированием предпринимательства, следует выделить и другое направление в развитии законодательства в указанной сфере отношений. Суть его заключается во включении отдельных норм, совокупности норм, целых разделов, посвященных государственному регулированию, в нормативные акты, регламентирующие отдельные виды предпринимательской деятельности. В качестве одного из примеров можно привести Федеральный закон от 18 июля 1995 г. "О рекламе" <1>. Весь Закон буквально пронизан нормами публично-правового характера, содержащими властные требования государства к участникам рекламных отношений. Не менее ярким примером является Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. "О рынке ценных бумаг" <2>, содержащий самостоятельный раздел, посвященный государственному регулированию указанного рынка и соответствующих видов предпринимательской деятельности.

--------------------------------

<1> См.: СЗ РФ. 1995. N 30. Ст. 2864.

<2> См.: СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1918.

 

В настоящее время в значительной степени отсутствует правовая база, обеспечивающая применение средств, инструментов государственного регулирования экономики, создание которой следует рассматривать в качестве приоритетного направления развития законодательства (в широком смысле слова). Так, остро необходимо создание нормативной основы для эффективного применения таких средств государственного регулирования, как ценообразование, планирование, в том числе программно-целевое планирование и т.д.

Только после того, как будет создана правовая основа для эффективного применения отдельных средств государственного регулирования, обобщен опыт их применения на практике, следует рассмотреть вопрос о создании стержневого законодательного акта, определяющего основы государственного регулирования экономики.

Вполне возможно, что в качестве такого стержневого акта будет выступать Предпринимательский (хозяйственный) кодекс России, в котором будет содержаться раздел, посвященный государственному регулированию рынка. Однако следует признать, что перспектива принятия Предпринимательского (хозяйственного) кодекса весьма отдаленна. Представляется, что более реальна постановка задачи по разработке проекта закона об основах государственного регулирования рыночной экономики, что позволило бы придать стройность и единство нормам права о государственном регулировании применительно к тем или иным отраслям народного хозяйства. Указанная позиция поддержана А.Я. Курбатовым <1>.

--------------------------------

<1> См.: Курбатов А.Я. Обеспечение сочетания частноправового и публично-правового регулирования - основная задача предпринимательского права на современном этапе // Государство и право на рубеже веков. М., 2001. С. 273 - 274.

 

Законодательство о предпринимательской деятельности, по существу, часть законодательства о хозяйственной деятельности, поскольку последнее понятие шире. Несмотря на то что за последние годы было сделано много для совершенствования действующего законодательства, в том числе и в сфере предпринимательства и государственного регулирования, оно явно страдает существенными недостатками.

При анализе хозяйственного законодательства СССР выделялись такие проблемы, как множественность нормативных актов, их противоречивость, регулирование хозяйственных отношений в основном ведомственными нормативными актами, пробельность законодательства и его фрагментарность и др. К сожалению, многие из указанных недостатков и сегодня свойственны правовому регулированию предпринимательской деятельности.

Так же как и раньше, требуется принятие новых нормативных актов, в том числе законов. Однако законодатель должен быть экономным. Например, вряд ли нужен закон о доверительном управлении ценными бумагами. При таком подходе нужен и закон о депозитарной деятельности, о деятельности организаторов торговли и т.д., что не отвечало бы принципу экономии правовых средств.

В практике правового регулирования предпринимательства все еще встречаются случаи, когда нормативные акты в сфере предпринимательства имеют обратную силу. Принимаемые акты не учитывают особенностей правового регулирования предпринимательства, когда в большинстве случаев они вступают в силу с момента опубликования <1>.

--------------------------------

<1> См.: Тотьев К.Ю. Предпринимательское право. Публично-правовой статус предпринимателя. М., 2003. С. 111.

 

Вся структура взаимодействия государства и экономики, государства и предпринимательства взаимосвязана. Не только государство воздействует на экономику и предпринимательство, но и предпринимательство, бизнес влияют на государство <1>. Предпринимательство - сфера взаимодействия государства и экономики, именно поэтому исследование этого вопроса принципиально важно для раскрытия темы работы. Правовой основой взаимодействия предпринимательства и государства являются нормы Конституции РФ. Характеризуя в целом отношения между предпринимательством и государством, следует отметить их публичный характер, что не исключает их частноправовой составляющей <2>.

--------------------------------

<1> См.: Курбатов А.Я. Обеспечение сочетания частноправового и публично-правового регулирования - основная задача предпринимательского права на современном этапе // Государство и право на рубеже веков. М., 2001. С. 277.

<2> См.: Евенко Л.И. Уроки американского менеджмента: Вступительная статья // М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хеури. Основы менеджмента. М., 1992. С. 6.

 

Широкое распространение за рубежом и в России получило понятие "бизнес". А. Хоскинг определил бизнес как "деятельность, осуществляемую частными лицами, предприятиями или организациями по извлечению природных благ, производству или приобретению и продаже товаров или оказанию услуг в обмен на другие товары, услуги или деньги к взаимной выгоде заинтересованных лиц или организаций" <1>.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.