Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





1. Целью общества является общее счастье. Правительство установлено, чтобы обеспечить человеку пользование его естественными и неотъемлемыми правами. 9 страница



<2> См.: Дубов И.А. Правовой статус кредитной организации // Законодательство. 1998. N 2.

 

Банковская система отражает сложившуюся практику распределения функций и объема полномочий между ее различными уровнями. Несмотря на законодательное закрепление за Центральным банком права проведения всех видов банковских операций, его главными функциями выступают надзор за негосударственными банками и поддержание стабильности и надежности банковской системы в целом. В то же время максимальный объем проводимых в стране банковских операций концентрируется в коммерческих и иных негосударственных банках, работающих непосредственно на рынке финансовых услуг <1>.

--------------------------------

<1> См.: Фетисов Г.Г. Устойчивость, стабильность, равновесие и надежность банковской системы: понятия и критерии оценки // Законодательство и экономика. 2002. N 8.

 

Формальный признак наличия двухуровневой банковской системы подтверждают два самостоятельных нормативных акта, отдельно регулирующих правовое положение Центрального банка Российской Федерации (ФЗ от 10 июля 2002 г.) и коммерческих банков.

Мировой опыт прошлых десятилетий показывает эффективность действия централизованной банковской системы. Наша банковская система долгое время представляла собой монополию государственного банка (одноуровневая банковская система) с жестким планированием сверху. В данный момент у нас происходит установление новой централизованной банковской системы, отвечающей стандартам экономики, связанной рыночными отношениями. Идет речь о совсем другой структуре организации банковских институтов. Централизация здесь объединяет банки в единую систему для проведения с ее помощью кредитно-денежной политики государства, при этом каждый банк в отдельности экономически независим в проведении банковских операций. Каждый банк подчиняется определенным правилам игры, установленным государством для эффективной его работы на финансовом рынке. Децентрализация банковского дела неудобна и вносит беспорядок в экономические процессы.

Зарубежные страны на горьком опыте убедились, что нерегулируемая банковская система вряд ли способна обеспечить должное предложение денег и в наибольшей степени способствовать благосостоянию экономики в целом. Мировой опыт доказывает, что укрепление покупательной способности денег невозможно без отлаженно работающей банковской системы. Она играет главную роль в управлении денежным оборотом при переходе к рыночной экономике.

Начало формированию механизма управления денежным оборотом было положено в 1987 году решением о преобразовании монобанковской структуры в систему Госбанка СССР и пяти государственных специализированных банков (Промстройбанк, Агропромбанк, Жилсоцбанк, Сбербанк и Внешэкономбанк). Важное значение имело то обстоятельство, что Госбанк СССР перестал соединять в себе функции центрального и коммерческого банка, хотя и не получил реальных рычагов управления денежным оборотом на экономической основе <1>.

--------------------------------

<1> См.: Фетисов Г.Г. Экономическое и организационно-правовое обеспечение устойчивости банковской системы // Адвокат. 2002. N 9.

 

Отсутствие двухуровневого построения банковской системы привело к ведомственному противостоянию специализированных банков и Госбанка СССР. Монополия одного банка сменилась монополией ведомственных банков. Сохранилось принудительное прикрепление клиентуры к банкам. Инструментами кредитно-денежной политики остались административно утверждаемые кассовый и кредитный планы. Не создавались предпосылки для формирования финансовой инфраструктуры (денежного рынка, рынка капиталов, ценных бумаг, валютного рынка - в общем, здорового западного рынка).

Тем не менее был сделан шаг в сторону демократизации банковской системы. Созданная в административном порядке система специализированных банков вскоре показала свою неэффективность. Вместе с тем, если помнить о конкретно-исторической ситуации, другой трансформации монобанковской структуры быть не могло. Система коммерческих кредитно-финансовых учреждений могла возникнуть лишь в результате обособления от Госбанка государственных специализированных банков. Подобный путь уже прошли страны Восточной Европы с плановой системой хозяйства (Польша, Чехословакия, Венгрия).

Появление системы специализированных банков дало импульс к возникновению уже в 1988 году коммерческих и кооперативных банков на паевой основе, количество которых быстро увеличивалось. Их появление изменило ситуацию в банковской системе. Клиенты получили право выбирать банк, чем было положено начало конкуренции между банками.

Начался стремительный рост коммерческих банков. Учитывая тот факт, что деятельность коммерческих банков с принятием банковских законодательных актов получила правовой статус, можно говорить о существовании в настоящее время двухуровневой банковской системы. Нижний уровень ее образуют коммерческие банки, а вершину составляет Центральный банк.

С распадом Советского Союза в 1991 г. Центральный банк России остался единственным из центральных банковских учреждений бывшего СССР. Госбанк СССР был реорганизован и присоединен к Банку России. Специализированные банки распались и стали акционерными.

Процесс становления коммерческого банка можно показать на примере Промстройбанка. Он был образован в 1922 году и действовал на протяжении почти 70 лет. В ноябре 1991 г. состоялось собрание учредителей Акционерного инвестиционно-коммерческого банка, ставшего правопреемником Промстройбанка и сохранившего наименование "Промстройбанк". Сейчас Промстройбанк (регистрационный номер - 1149; дата регистрации - 24 декабря 1991 г.) остается одним из немногих устойчивых банков страны, способных выдавать крупные кредиты.

Банковская реформа 1987 года преобразовала государственные трудовые сберегательные кассы в Сбербанк СССР как специализированный банк по обслуживанию населения и юридических лиц. Опыт передовых стран подсказывал, что сберегательные учреждения всех уровней должны быть выведены из подчинения Госбанку, чтобы развиваться в коммерческие банки. Следующим шагом к независимости стало принятое в июле 1990 года Постановление Верховного Совета РСФСР, которым бывший Российский республиканский банк Сбербанка СССР был объявлен собственностью РСФСР. После выхода в свет Закона РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР" в декабре 1990 г. Сбербанк РСФСР был преобразован в акционерный коммерческий банк, контрольным пакетом которого владеет Банк России.

Став коммерческим, Сбербанк не только значительно расширил сферу своей деятельности в области совершения депозитных, кредитно-расчетных и прочих кассовых операций, но и стал работать с акциями, выдавать поручительства, гарантии и иные обязательства третьих лиц, совершать операции с иностранной валютой, вести доверительные операции по поручению клиентов (Трастовые Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР. 1990. N 27. Ст. 357. Операции). При выдаче ссуд населению банк в своей кредитной политике придерживается умеренных процентов. Сбербанк - единственный банк страны, где сохранность вкладов граждан гарантируется государством. Это предусмотрено Гражданским кодексом РФ. Его п. 1 ст. 840 гарантируется возврат вкладов физических лиц в банках, в уставном капитале которых государству принадлежит более 50% любых акций (как голосующих, так и привилегированных).

Сбербанк России играет особую роль на рынке банковских услуг. Его доля в собственных средствах (капитале) банковского сектора за 2001 год выросла с 14,9% на 01.01.2001 до 29,2% на 01.01.2010, в совокупных активах - с 25,4% до 26,4% соответственно. Сбербанк России по-прежнему доминирует на рынке вкладов населения, аккумулируя почти 83% вкладов в национальной и 51% в иностранной валюте. Вместе с тем доля Сбербанка России в общем объеме привлекаемых банковским сектором вкладов населения снизилась с 76,5% на 01.01.2001 до 72,1% на 01.01.2002.

Сбербанк России занимает активную позицию на финансовом рынке: его доля во вложениях в государственные долговые обязательства выросла (с 56,6% на 01.01.2001 до 62,7% на 01.01.2002). Остается существенной роль Сбербанка России и в кредитовании реального сектора экономики. Вместе с тем доля Сбербанка России в общем объеме кредитов, выданных банковским сектором предприятиям и организациям реального сектора экономики, несколько снизилась (с 31,6% на 01.01.2001 до 30,7% на 01.01.2002). На межбанковском рынке присутствие Сбербанка России варьировалось в достаточно широком диапазоне: доля в остатках по счетам межбанковских кредитов составляла от 0,5% на 01.01.2002 до 6,5% на начало года.

Банк России по своей сути эквивалентен центральным эмиссионным банкам других стран. В качестве своей основной функции, установленной в конституционно-правовом порядке, Банк России формирует и претворяет в жизнь кредитно-денежную политику государства. Спектр деятельности Банка России весьма широк: от действия в качестве агента государства и управления банковскими холдинг-компаниями до обеспечения необходимого количества денег.

Банк России начал свое существование с принятием Закона "О Банке России" в декабре 1990 года. Он независим от распорядительных и исполнительных органов государственной власти. Он может быть распущен и ликвидирован только специальным законодательным актом. Банк России экономически самостоятелен, то есть осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Однако Банк России в проведении кредитно-денежной политики не руководствуется стремлением к прибыли, а проводит политику улучшения состояния экономики в целом.

Банк России является "банком банков", он предоставляет кредиты и принимает вклады только от депозитных учреждений. Он имеет право выпускать в обращение денежные знаки, которые тем самым образуют предложение бумажных денег. Такой функции другие банки в РФ не имеют.

Банк России возглавляется Председателем Банка и имеет свой Устав <1>. Банк России имеет большое количество своих отделений по всей стране. В стране 77 территориальных учреждений Банка России. Следовательно, стержнем банковской системы нашей страны является Банк России.

--------------------------------

<1> Устав Центрального банка РСФСР (Банка России), утв. Постановлением Президиума ВС РСФСР от 24 июня 1991 г. (с изм. и доп. от 10 ноября 1992 г. и 24 декабря 1993 г.) (утратил силу) // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. N 29. Ст. 1012.

 

В российскую банковскую систему наряду с Банком России и Сберегательным банком РФ входят также Банк Внешней торговли РФ (Внешторгбанк), коммерческие банки различных видов, а также другие кредитные учреждения, получившие лицензию на проведение банковских операций.

Банк внешней торговли осуществляет внешнеэкономическую деятельность и совершает операции в иностранной валюте. Во исполнение ст. 8 Федерального закона от 10 июля 2002 г. Банк России к 1 января 2003 года вышел из капитала Внешторгбанка.

Коммерческие банки в российской банковской системе играют исполнительную роль. Посредством коммерческих банков Банк России претворяет в жизнь финансовую политику. Каждый банк может осуществлять свою деятельность только на основании лицензии, выдаваемой Банком России. Банк России может на основании закона приостановить действие лицензии или отозвать ее. Банки имеют право открывать на территории РФ и за ее пределами филиалы. Банки могут образовывать банковские союзы, межбанковские объединения, ассоциации. Запрещается только использовать эти и другие объединения для достижения соглашений, направленных на монополизацию рынка банковских операций и на ограничение конкуренции в банковском деле <1>.

--------------------------------

 

КонсультантПлюс: примечание.

Комментарий И.С. Шиткиной "Холдинги. Правовой и управленческий аспекты" включен в информационный банк согласно публикации - Городец-издат, 2003.

 

<1> См.: Шиткина И.С. Холдинги. Правовой и управленческий аспекты // СПС "Гарант", 2002.

 

Широкое распространение получили в нашей стране объединения банков в банковские холдинг-компании. Банковские холдинг-компании представляют собой фирмы, которые владеют долей акционерного капитала одного или нескольких банков, достаточной для того, чтобы осуществлять полный контроль над ними. Следовательно, банковские холдинг-компании сосредотачивают в одних руках процесс управления целой группой банков. Это выгодно для фирм, поскольку они имеют возможность в кратчайшие сроки получить в случае необходимости кредит от этих банков.

Большей своей частью коммерческие банки являются акционерными (имеется незначительная доля кооперативных банков), и их акции обращаются на рынке ценных бумаг наряду с ценными бумагами промышленных предприятий.

Все банки должны держать свои обязательные резервы в Банке России, так как основная часть активов банка - это бессрочные вклады, подлежащие изъятию по первому требованию вкладчиков, но определенный процент активов должен храниться в резервах, в высоколиквидной форме. Деятельность банков ежегодно подлежит проверке аудиторскими организациями <1>. Налогообложение банков существенно превышает налогообложение предприятий, в результате чего они оказались в неравном положении, а это приводит к снижению деловой активности банков и в конечном счете - к ослаблению их роли в развитии экономики. Изобретая различные схемы ухода от завышенного налогообложения, многие банки наладили специальный бизнес для своих клиентов, помогая им снизить налоговый пресс <1>.

--------------------------------

<1> См.: Фетисов Г.Г. Устойчивость, стабильность, равновесие и надежность банковской системы: понятия и критерии оценки // Законодательство и экономика. 2002. N 8.

<2> См.: Гузнов А.Г., Курмашева Н.Н., Фатеев Н.А. Перечисления кредитными организациями налогов и иных обязательных платежей // Законодательство. 1999. N 5.

 

При сравнении банковских систем с позиции степени их устойчивости важен и такой принцип их классификации, как возможность выполнения банками ряда операций. В некоторых странах коммерческим банкам запрещено выполнять ряд операций. К примеру, до недавнего времени согласно требованиям закона Гласса - Стигала коммерческие банки США не могли быть полноправными участниками рынка ценных бумаг - им запрещалось покупать и продавать корпоративные ценные бумаги.

В российском банковском законодательстве кредитным организациям запрещено заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью (ст. 5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности в РСФСР" (с изм. и доп. от 3 февраля 1996 г. 17-ФЗ, от 31 июля 1998 г.; 5, 8 июля 1999 г.; 19 июня, 7 августа 2001 г.; 21 марта 2002 г.)); в отдельных странах банкам запрещены сделки с недвижимостью, участие в капитале предприятий и др.

Оправданно ли это с позиции обеспечения устойчивости денежно-кредитных институтов? Конечно, каждый из указанных видов деятельности не является чисто банковским делом, для этого существуют промышленные, торговые, страховые предприятия и организации, риелторские компании и др. Очевидно также и то, что чисто банковскими операциями, например кредитными, могут заниматься не только банки, но и названные субъекты.

Банковские операции (кроме эмиссии наличных денег) давно перестали быть монополией только банка. Кредитовать могут все, кто имеет свободные капиталы. Принимать вклады, совершать расчеты может при определенных условиях каждый, для этого нужно лишь получить лицензию Центрального банка. Следовательно, запрет на выполнение банками рассмотренного круга небанковских операций можно признать дискриминационной мерой в отношении банков, ущемляющей их конкурентоспособность на рынке.

Более правильным было бы другое решение - не запрещать, а разрешить банкам выполнять те операции, которые связаны с производственной, торговой и страховой деятельностью. Такая модель вписывается в идею свободного предпринимательства, обеспечивая его участникам возможность диверсификации активов и снижения рисков. Вопрос, однако, состоит в том, насколько эта иная, небанковская деятельность будет соответствовать статусу банка как особого института, выполняющего вполне определенную специфическую миссию. Занятие прочей небанковской деятельностью может привести к ситуации, при которой эта деятельность будет превалировать по сравнению с классической банковской деятельностью.

В связи с этим очень важно, во-первых, предусмотреть такой статус банка, при котором основная его деятельность составляла бы основу его хозяйственного оборота, и, во-вторых, разрешение вести производственную, торговую и страховую деятельность не должно быть беспредельным. Опыт ряда стран показывает, что рациональнее не просто разрешить, а установить при этом пределы ведения дополнительных видов деятельности (например, 10% к совокупным активам банка). За счет приобретения новых активов кредитные учреждения получат возможность расширить свои операции, увеличить доходность, диверсифицировать активы, снизить риски, повысить свою устойчивость.

Правовая проблема обеспечения устойчивого развития банковской системы требует разрешения через подготовку и принятие таких регулирующих законов, подзаконных и иных нормативных актов, которые, с одной стороны, разграничивали бы ответственность элементов банковской системы при принятии решений, а с другой - обеспечивали бы открытость информации и прозрачность процессов реализации таких решений <1>.

--------------------------------

<1> См.: Фетисов Г.Г. Экономическое и организационно-правовое обеспечение устойчивости банковской системы // Адвокат. 2002. N 9.

 

Устойчивость банковской системы и ее отдельных элементов становится одной из центральных проблем. Особенно это заметно на фоне неразвитого банковского законодательства, слабого методического обеспечения, отставания от международных стандартов банковской деятельности. Несмотря на принятие в июле 2002 г. Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", так и осталась неясность по таким фундаментальным положениям, как независимость Банка России, роль государственной собственности в банковском секторе, место иностранного капитала на российском рынке, незавершенность правового обеспечения иностранных инвестиций. Все это дестабилизирует экономическое развитие, отпугивает отечественных и иностранных инвесторов, снижает приток финансовых ресурсов в экономику страны.

Мероприятия по стабилизации банковской системы актуальны не только на этапе резких обвалов, когда разрушительные силы в полной мере дают о себе знать; стабилизация нужна как мера, предотвращающая сползание экономики и банковского сектора к кризису. Стабилизация необходима всегда, независимо от экономического цикла. Применительно к банковской деятельности в законодательном отношении предпочтение отдается именно стабилизации кредитных учреждений. Не случайно в Федеральном законе "О банках и банковской деятельности" (в редакции от 3 февраля 1996 г. N 17-ФЗ) одна из глав названа "Обеспечение стабильности банковской системы, защита прав, интересов вкладчиков и кредиторов кредитных организаций".

В целях обеспечения финансовой надежности кредитная организация обязана создавать резервы (фонды), в том числе под обесценение ценных бумаг, порядок формирования и использования которых устанавливается Банком России. Минимальные размеры резервов (фондов) устанавливаются Банком России. Размеры отчислений в резервы (фонды) из прибыли до налогообложения устанавливаются федеральными законами о налогах (ст. 24 ФЗ N 395-1).

Кредитная организация обязана осуществлять классификацию активов, выделяя сомнительные и безнадежные долги, и создавать резервы (фонды) на покрытие возможных убытков в порядке, устанавливаемом Банком России. Об учете величины резерва на возможные потери по ссудам при налогообложении издано специальное указание ЦБ РФ от 28 января 2002 г. <1>.

--------------------------------

<1> См.: Указание ЦБ РФ от 28 января 2002 г. 1103-У // Вестник Банка России. 2002. N 9.

 

Установлено, что кредитная организация обязана соблюдать обязательные нормативы, устанавливаемые в соответствии с Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Данным актом от 10 июля 2002 г. (ст. 62) определено, что в целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Банк России может устанавливать следующие обязательные нормативы: минимальный размер уставного капитала для создаваемых кредитных организаций, размер собственных средств (капитала) для действующих кредитных организаций в качестве условия создания на территории иностранного государства их дочерних организаций и (или) открытия их филиалов, получения небанковской кредитной организацией статуса банка, а также получения кредитной организацией статуса дочернего банка иностранного банка; предельный размер имущественных (неденежных) вкладов в уставный капитал кредитной организации; максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков; максимальный размер крупных кредитных рисков; нормативы ликвидности кредитной организации; нормативы достаточности собственных средств (капитала); размеры валютного, процентного и иных финансовых рисков; минимальный размер резервов, создаваемых под риски (порядок формирования кредитными организациями резервов на возможные потери установлен Положением ЦБ РФ от 12 апреля 2001 г. 137-П); нормативы использования собственных средств (капитала) кредитной организации для приобретения акций (долей) других юридических лиц; максимальный размер кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных кредитной организацией (банковской группой) своим участникам (акционерам).

В качестве фактора стабильности банковской деятельности выступает обязанность банка (ст. 25 ФЗ N 395-1) выполнять норматив обязательных резервов, депонируемых в Банке России, в том числе по срокам, объемам и видам привлеченных денежных средств. Порядок депонирования обязательных резервов определяется Банком России в соответствии с Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Банк обязан иметь в Банке России счет для хранения обязательных резервов <1>.

--------------------------------

<1> См.: Положение об обязательных резервах кредитных организаций, депонируемых в Центральном банке Российской Федерации // Вестник Банка России. 2002. N 28.

 

В области права кроется и проблема банковского надзора, направленного на поддержание устойчивости банковской системы. Частично она решается вопросами частоты проверок коммерческих банков со стороны Банка России. Никак не регламентируются (кроме инструкций Банка России) частота и объем отчетности, представляемой банками в территориальные подразделения Банка России, в налоговые органы и другие ведомства.

Помимо годовых балансов и отчетов о прибылях и убытках в течение года нет информации о состоянии коммерческих банков и в самом Банке России. В результате для общества остается скрытым текущее состояние устойчивости этих банков, что не способствует укреплению доверия к ним.

Устойчивость банковской системы связана и с морально-этическими факторами. Она опосредована субъективным восприятием банковской системы как потребителей, так и участников ее функционирования. Отметим отсутствие доверия со стороны наших граждан к российской банковской системе. Потребительское отношение к банкам имеет место со стороны руководителей производства. Не может быть устойчивой система, главная задача которой - аккумуляция свободных денежных средств и размещение их в наиболее выгодных отраслях при отсутствии этих самых свободных денежных средств.

Применительно к банковской системе и ее отдельным звеньям глобальный взгляд на устойчивое развитие предполагает разрешение всего комплекса противоречий. Банки создаются и управляются людьми, их деятельность может принести позитивные плоды только при согласовании экономических интересов с требованиями экологии, интересами развитых и развивающихся банковских систем, международных и национальных банковских структур, при соответствии между сложившимися и разумными представлениями об их потребностях. Банкам придется скорректировать свои взгляды на цели и критерии своей деятельности, методы управления банковским делом, инструменты защиты собственного и привлеченного капитала. Разрешение этих и других противоречий в рамках глобального развития природы и общества может привести к новой модели банковской системы, отличающейся устойчивым развитием.

Ориентиром в законопроектной деятельности Банка России служит повышение функциональной роли и уровня развития банковского сектора в интересах поступательного движения экономики. С этой целью Банком России совместно с Правительством РФ 30 декабря 2001 г., как уже отмечалось, была принята Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации, реализация которой рассчитана на пятилетнюю перспективу.

Стратегия развития банковского сектора определяет задачи его развития и меры государственной политики по их решению, среди которых особо выделяются вопросы совершенствования законодательных основ функционирования банковской системы страны. К числу наиболее приоритетных законопроектов, подлежащих разработке и принятию, Стратегия относит подготовленный Минэкономразвития России с участием Банка России, Минфина России и Минюста России проект Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации". Данный Федеральный закон был принят 28.11.2003 (177-ФЗ) и определяет основные принципы формирования и функционирования обязательной системы страхования вкладов физических лиц.

Система страхования вкладов в своей основе направлена на создание механизма защиты населения при размещении своих сбережений в российских кредитных организациях и отвечает потребностям самой банковской системы. Создание предлагаемой системы страхования вкладов будет способствовать формированию устойчивой ресурсной базы для долгосрочного кредитования национальной экономики.

Предложенная в проекте система страхования вкладов представляет собой совокупность отношений участников системы страхования вкладов (вкладчиков, банков, органа управления системой страхования вкладов и Банка России при осуществлении им функций, вытекающих из Закона) по предоставлению физическим лицам обязательств возврата их денежных средств (или их части), размещенных в кредитных организациях, зарегистрированных в РФ, в случае установления невозможности исполнения банками своих денежных обязательств по договорам банковского вклада и банковского счета.

Основными принципами создания и деятельности системы страхования вкладов являются: обязательность участия банков, работающих на рынке вкладов физических лиц; сокращение рисков наступления неблагоприятных последствий для вкладчиков при наступлении страховых случаев и экономное использование фонда страхования вкладов; прозрачность деятельности системы страхования вкладов; накопительный характер формирования фонда страхования вкладов.

Следует иметь в виду, что принятие названного Закона с неизбежностью влечет за собой необходимость внесения большого количества изменений в действующее законодательство. Это касается как федеральных законов, непосредственно регулирующих банковскую деятельность, так и других федеральных законов, например "О реструктуризации кредитных организаций", "О некоммерческих организациях", "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", а также Гражданского кодекса РФ.

Современные исследования понятия "оптимизация налогообложения", образующие фундаментальную лексическую основу данной области научных знаний, а также базис основных понятий и принципов, с одной стороны, стимулируют к углубленному изучению сферы налоговых отношений. Но также несложно заметить разобщенность и незавершенность этих усилий, которая зиждется на не определенной законодателем позиции оптимизации налогообложения. Последний аспект частично объясняет причину отсутствия единого понимания налогово-правовых явлений у субъектов правотворчества и правоприменения <1>.

--------------------------------

<1> См.: Корректировка налоговых систем в условиях глобального кризиса // Финансовая газета. Региональный выпуск. 2009. N 16. С. 56.

 

Вне всякого сомнения, у налогового планирования есть будущее. Государство и налогоплательщик всегда будут играть в эту увлекательную игру. На очередные запреты государства налогоплательщик ответит поиском новых схем. Государство в ответ на очередные схемы будет прикрывать те законодательные лазейки, которые позволяют реализовывать подобные схемы <1>.

--------------------------------

<1> См.: Соболев М. Наиболее перспективные юрисдикции для налогового планирования // Консультант. 2010. N 1. С. 65 - 70.

 

В экономических изданиях в последнее время многими авторами проводится мысль о том, что при гармонизации налоговой системы возможности налогового маневра и налогового планирования существенно уменьшатся. Гармонизация налоговой системы, скорее всего, значительным образом отменит, и вполне справедливо, многие совершенно неэффективные налоговые льготы. Значит, будет меньшее количество льготных режимов налогообложения <1>.

--------------------------------

<1> См.: Горлов В.В. Налоговое планирование: направления совершенствования и перспективы развития // Налоговое планирование. 2009. N 2. С. 61.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.