Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





1. Целью общества является общее счастье. Правительство установлено, чтобы обеспечить человеку пользование его естественными и неотъемлемыми правами. 1 страница



 

 
"Конституционные основы регулирования экономических отношений в России: Монография"(Мельников В.В.)("ЮРКОМПАНИ", 2011)  
Документ предоставлен КонсультантПлюс www.consultant.ru Дата сохранения: 02.10.2012  

 


 

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ

ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ

 

В.В. МЕЛЬНИКОВ

 

Введение

 

Конституция РФ 1993 г. закрепляет правовые основы экономической организации общества, определяет главное содержание и общую направленность развития экономических отношений, тем самым придавая ей качество "конституционной экономики". От состояния экономики страны в решающей степени зависит обеспечение действия Конституции. В свою очередь, оптимальное конституционное регулирование экономики в значительной мере предопределяет эффективность ее развития.

Как подчеркнул, выступая с ежегодным Посланием Федеральному Собранию, Президент России, "Россия должна быть и будет страной с конкурентоспособной рыночной экономикой, где права собственности надежно защищены, а экономические свободы позволяют людям честно работать, зарабатывать. Зарабатывать без страха и ограничений" <1>.

--------------------------------

<1> См.: Российская газета. 2003. 17 мая. 93 (3207). С. 4.

 

Мировой опыт конституционного регулирования экономики во многих странах свидетельствует, что наряду с рыночными регуляторами существует система государственного регулирования экономики, включающая централизованное планирование и программирование социальных и экономических процессов.

В качестве стержневой конструкции новой экономики России выступают наиболее общие конституционные принципы: народовластия (демократизма), правового социального государства, разделения властей, неприкосновенности собственности, свободы договора, стабильности гражданского оборота. Как отмечает Г.А. Гаджиев, конституционные принципы рыночной экономики образуют основы экономического строя России, представляющие собой фундаментальные устои социально-экономического, правового и, в частности, конституционного строя <1>.

--------------------------------

<1> Подробнее об этом: Гаджиев Г.А. Конституционные принципы рыночной экономики. Развитие основ гражданского права в решениях Конституционного Суда Российской Федерации. М.: Юристъ, 2002. С. 8.

 

Экономические основы конституционного строя определяют фундамент экономики страны. Так, статья 8 Конституции РФ гласит: "В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности" <1>.

--------------------------------

<1> См., например: Ковешников Е.М. Конституционное право Российской Федерации: Краткий курс лекций. 2-е изд., изм. и доп. М., 2000. С. 34 - 35; Малый А.Ф. Конституционное право России: Учебное пособие в схемах. М., 1998. С. 33; и др.

 

В России признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности". Более того, закрепляя принципы единого экономического пространства и свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, законодатель усиливает их дополнительными гарантиями. Статья 74 Конституции РФ предусматривает прямой запрет на установление таможенных границ, пошлин, сборов и иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств на территории Российской Федерации.

Одним из важнейших последствий конституционной реформы в Российской Федерации стало прогрессирующее возрастание роли рыночных механизмов в государственно управляемом и самоуправляемом секторах отечественной экономики на базе конституционных устоев. Это предопределяет острую актуальность научного осмысления бурных трансформаций базисных экономических отношений через призму именно взаимодействия юридической и фактической конституций Российского государства. Как образно и весьма метко сформулировал сложившуюся в XXI веке в России модель общественного строя О.Е. Кутафин, "трудно сказать, что последует в России после завершения переходного периода, однако несомненно, что закрепление в Конституции экономических или социальных основ, и даже основ общественного строя, не является признаком тоталитаризма, а лишь свидетельствует о том значении, которое государство придает соответствующим вопросам, и складывающиеся в этой сфере отношения могут быть составной частью предмета конституционного права" <1>.

--------------------------------

<1> См.: Кутафин О.Е. Предмет конституционного права. М.: Юристъ, 2001. С. 28.

 

В целом характеристика экономического строя, заложенная в ст. 8 Конституции, соответствует сложившимся представлениям о современной рыночной экономике - экономике, которую можно охарактеризовать как форму организации хозяйства, основанную на товарно-денежных отношениях, многообразии форм собственности, экономической свободе и конкуренции хозяйствующих субъектов в сфере производства и реализации товаров и услуг. Рыночная экономика - это наиболее универсальная модель хозяйствования, создающая условия для максимального экономического эффекта как на макро-, так и на микроуровне <1>.

--------------------------------

<1> См.: Гребенников В.В. Институт собственности в условиях рыночной экономики и социального государства. М., 1996. С. 23.

 

Тем не менее автор настоящего исследования признает необходимость критического рассмотрения обозначенной выше концепции "рыночной сущности" конституционной основы экономического строя. Представляются теоретически неточными и исторически бесперспективными попытки связать модель российской экономики лишь со строительством рыночного хозяйства. Действительно, формирование новой экономики неизбежно ведет к становлению рыночных отношений в различных их формах со всеми присущими им особенностями: частной собственностью, свободой экономической деятельности и т.д. <1>.

--------------------------------

<1> См.: Куртов А.Е. Экономические основы конституционного строя (вопросы теории и практики): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2004. С. 9.

 

Однако одной из составляющих частей смешанной экономики и свободы предпринимательства является сейчас во всех развитых странах лишь одной из составляющих частей смешанной экономики <1>. Задача, таким образом, поставлена, и она подлежит научному и практическому разрешению. Свою лепту в эту проблему с целью ее решения попытался внести и автор настоящей работы.

--------------------------------

<1> См. подробнее: Трапезников В. Борьба с отмыванием доходов, полученных противоправным путем // Российская юстиция. 2003. N 4. С. 22 - 24; Журавлев М.П., Журавлева Е.М. Ответственность за легализацию (отмывание) преступных доходов: закон и судебная практика // Журнал российского права. 2004. N 3. С. 45.

 

Комплексный (междисциплинарный) характер исследуемой проблематики предопределил обращение к таким сферам юридической науки, как государственное (конституционное) право, теория права и государства, финансовое (включая бюджетное) право, экономика и право и другие. Разумеется, в качестве системообразующего (парадигмального) критерия и условия выполнения исследования приоритетом пользовался механизм конституционно-правового регулирования в единстве предмета и метода государственно-правовой науки и отрасли.

Общетеоретической основой монографического исследования послужили работы таких отечественных ученых-правоведов, как Т.Е. Абова, С.А. Авакьян, А.С. Автономов, Л.В. Акопов, Н.Н. Алексеев, С.С. Алексеев, Р. Арон, Г.В. Атаманчук, А.М. Бабич, М.В. Баглай, П.Д. Баренбойм, А.А. Белкин, Ж.-Л. Бержель, Н.А. Богданова, Н.С. Бондарь, С.Д. Валентей, Н.В. Витрук, Л.Д. Воеводин, О.В. Врублевская, Г.А. Гаджиев, Д. Гомьен, О.Н. Горбунова, Ю.А. Дмитриев, Л. Дюги, С.А. Зинченко, В.Г. Игнатов, М.В. Карасева, Д.А. Ковачев, Е.И. Козлова, Т.В. Конюхова, Ю.А. Колесников, Ю.А. Крохина, В.А. Кряжков, В.Н. Кудрявцев, В.Е. Кузнеченкова, О.Е. Кутафин, В.И. Лафитский, И.А. Ледях, Е.А. Лукашева, В.О. Лучин, Г.В. Мальцев, Н.И. Матузов, В.А. Мау, И.В. Мухачев, О.А. Ногина, Ж.И. Овсепян, М.И. Пискотин, Н.Д. Погосян, Ю.М. Прусаков, В.А. Ржевский, О.Г. Румянцев, Ю.А. Тихомиров, Б.Н. Топорнин, Г.А. Тосунян, В.А. Туманов, И.А. Умнова, Ф.А. Хайек, Р.О. Халфина, Н.И. Химичева, Б.В. Христенко, С.Д. Цыпкин, В.Е. Чиркин, Т.М. Шамба, Д.Ю. Шапсугов, Б.С. Эбзеев, А.И. Экимов и др.

Ключевые вопросы исследования экономических основ конституционного строя Российской Федерации разработаны в трудах С.А. Авакьяна, М.В. Баглая, Н.А. Богдановой, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Е.И. Козловой, Ю.А. Крохиной, О.Е. Кутафина, В.И. Лафитского, М.И. Пискотина, О.Г. Румянцева, Г.П. Толстопятенко, И.А. Умновой, В.Е. Чиркина и др.

Вместе с тем работ, специально посвященных современным конституционным основам регулирования экономических отношений в современной России, явно недостаточно, практически отсутствуют диссертации по этой проблематике, выполненные и защищенные юристами в последние годы. Такая слабая разработанность избранной темы обусловила основную цель и задачи настоящей работы.

Объект исследования - общественные отношения, возникающие в сфере реализации конституционных основ регулирования экономических отношений в Российской Федерации.

Предмет исследования - теория и история развития конституционных основ регулирования экономических отношений в России, правовые доктрины, а также нормы права, обеспечивающие экономические права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации.

Целью исследования является раскрытие на основе комплексного системного анализа содержания и сущности современных конституционных основ регулирования экономических отношений в Российской Федерации.

В соответствии с обозначенной целью автором монографии поставлены следующие задачи:

- исследовать понятие, конституционно-правовое содержание и структуру основ, а также принципы экономического строя;

- изучить формы взаимодействия конституционного права и экономики;

- исследовать понятие и классификацию экономических прав и свобод человека и гражданина по Конституции Российской Федерации, выявить их место в системе конституционных прав и свобод;

- исследовать правотворческую и правоприменительную деятельность как формы реализации конституционных основ регулирования экономических отношений;

- выявить несовершенство современного конституционного регулирования экономических отношений и национальной экономики и предложить направления совершенствования конституционных основ регулирования экономических отношений в современной России.

Методологической основой исследования служат общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него частнонаучные методы: системно-структурный, конкретно-социологический, технико-юридический, историко-правовой, метод сравнительного правоведения.

Их применение позволило автору монографии исследовать рассматриваемые объекты во взаимосвязи, целостности, всесторонне и объективно.

Нормативную базу исследования составляют Конституция Российской Федерации, конституции входящих в нее республик, уставы других субъектов Федерации, федеральные конституционные законы, Бюджетный кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, иные федеральные законы, постановления Конституционного Суда Российской Федерации, послания Президента Российской Федерации, акты палат Федерального Собрания и Правительства Российской Федерации, Счетной палаты, а также законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации, территориальных органов федеральных исполнительных органов и нормативные правовые документы органов местного самоуправления. К анализу привлекались и наиболее существенные для исследования проблематики монографии законы и подзаконные акты СССР, РСФСР и Российской Федерации, действовавшие в предшествующие годы и утратившие силу в настоящее время.

Работа является комплексным монографическим исследованием, в котором представлена целостная концепция правового регулирования государственного воздействия на рыночную экономику и предпринимательство в современной России. Впервые на монографическом уровне с учетом системного подхода рассмотрены средства и правовые формы государственного регулирования, сформулированы основы правового регулирования рыночной экономики и предпринимательства, проанализированы основополагающие инструменты государственного воздействия, такие как планирование, государственный сектор экономики, прямые средства государственного воздействия.

Научная новизна исследования также находит свое отражение в положениях, выносимых на защиту. В работе аргументирована правомерность рассмотрения основ экономического строя в качестве самостоятельной конституционной категории; обоснована необходимость разграничения понятий "основы конституционного строя" и "конституционные принципы".

Автором дается определение понятия конституционных основ экономического строя, в работе предпринята попытка структурного анализа конституционных основ экономического строя, проведен анализ исторического развития закрепления конституционных основ экономического строя России, выявлены факторы, которые повлияли на формирование конкретного содержания конституционного регулирования современной экономики.

 

Глава 1. РЕАЛИЗАЦИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ ОСНОВ РЕГУЛИРОВАНИЯ

ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ

 

§ 1. Формы реализации конституционных основ регулирования

экономических отношений

 

В юридической литературе особо подчеркивается специфическая экономическая роль государства в процессе демонтажа командно-административной экономической системы и формирования новых, рыночных принципов хозяйствования. Например, по мнению Н.Г. Салищевой, в процессе реформ не было учтено обстоятельство, что, "провозгласив свободу частной собственности, государство должно было позаботиться о защите частного производства и собственности, о разумной системе налогообложения, об эффективном правовом регулировании" <1>.

--------------------------------

<1> См.: Салищева Н.Г. Административное право и экономика // Административно-правовое регулирование экономических отношений. М., 2001. С. 5.

 

Хотя регулятивная роль государства в экономике - факт очевидный, ориентированность на деэтатизацию во всех сферах жизни общества нашла свое отражение в процессах развития отечественного конституционализма.

Конституция РФ содержит весьма фрагментарные положения о государственном регулировании экономической системы, несмотря на то что, по сути, должна была осуществить учредительную функцию, заложив основы еще только формирующихся общественных отношений в сфере социально-экономического устройства <1>.

--------------------------------

<1> См.: Краснов Ю.К. Государственное право России. История и современность. М., 2002. С. 695.

 

В отечественной научной литературе вопрос о государственном регулировании экономики традиционно рассматривался через призму учения о функциях государства, в частности таких, как хозяйственно-организационные, регулирования меры труда и потребления. Правоведами была предложена трактовка функций государства не только как направлений его деятельности, но и как механизма воздействия на общественные процессы <1>. Так, А. Комаров под государственным регулированием экономики понимает систему экономических, правовых, организационных мероприятий государства, посредством которых оно через систему государственных органов и должностных лиц воздействует на социально-экономическое развитие страны и проводит социально-экономическую государственную политику <2>.

--------------------------------

<1> См., напр.: Загашов Л.И. Экономические функции Советского государства. М., 1968; Байтин М.И. Понятие и классификация функций социалистического государства // Учебные записки Саратовского юридического института. Вып. 19. Ч. 1. Саратов, 1970; Цивадзе Д.Ю. Развитие экономических функций Советского государства. М., 1970; Шкредов В.П. Экономика и право. М., 1990; Анцупов В.В. Экономическая функция государства: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Красноярск, 2004.

<2> См.: Комаров А. Государственное регулирование экономики // Право и жизнь. 2000. N 31. С. 136.

 

Государственное регулирование экономики направлено на достижение ряда важнейших целей, основные из которых:

- создание нормальных условий для функционирования рыночного механизма;

- обеспечение устойчивых темпов роста;

- регулирование структурных изменений в экономике, вызванных потребностями современной научно-технической революции;

- обеспечение социальной стабильности и социального прогресса;

- решение экологических проблем.

Другие авторы определяют необходимость включения государства в экономический процесс следующими факторами:

- необходимость обеспечения общественного воспроизводства в расширенном масштабе;

- обеспечение долговременности интересов населения;

- поддержание баланса социально-экономических интересов различных групп населения в стране;

- обеспечение единства и целостности территориального пространства страны <1>.

--------------------------------

<1> См.: Государственное регулирование рыночной экономики. М., 2002. С. 15.

 

Экономист Н.И. Базылев называет такие экономические функции государства:

- совершенствование системы социально-экономических отношений;

- составление прогнозов развития;

- управление демографическими процессами;

- ориентация производства на конечные результаты;

- выработка программ развития;

- повышение роли трудовых коллективов;

- согласование интересов субъектов;

- стимулирование экономической деятельности;

- обеспечение интеллектуального развития, защиты жизни, прав и свобод человека;

- регулирование процессов международной интеграции <1>.

--------------------------------

<1> См.: Экономическая теория / Под ред. Н.И. Базылева. Минск, 1997. С. 41.

 

В.И. Кушлин дает следующий перечень экономических функций государства таким образом:

- правовое обеспечение экономической деятельности;

- организация денежного обращения;

- производство общественных товаров и услуг;

- минимизация транзакционных издержек;

- минимизация экстерналий;

- реализация национальных интересов в мировой экономике;

- проведение региональной и социальной политики <1>.

--------------------------------

<1> См.: Государственное регулирование рыночной экономики. М., 1998. С. 10.

 

И.Л. Соколова отмечает, что экономическую функцию государства можно определить как направления деятельности государства в экономической сфере, имеющие целью обеспечение экономического роста, стабильности национальной экономики, внешнеэкономической стабильности, средства и способы государственного воздействия <1>.

--------------------------------

<1> См.: Соколова И.Л. Особенности экономической функции федеративного государства // Законодательство и экономика. 2005. N 5. С. 47.

 

Р. Саватье ввел в научный оборот понятие "экономический публичный порядок". "Публичный порядок направлен на решение трех задач: прежде всего на охрану индивидуальной свободы, затем на обеспечение суверенитета государства и прочности семьи и, наконец, на соблюдение общих правил морали" <1>. В результате значительного расширения функций публичной власти появились две новые сферы применения публичного порядка: социальный публичный порядок, направленный на то, чтобы сглаживать классовое неравенство, и экономический публичный порядок, направленный на создание управляемой экономики <2>. Л.А. Морозова отмечает, что экономический публичный порядок предполагает государственное воздействие на рыночную экономику в целях определенной стабилизации, упорядочения рыночных отношений, наполнения их социальным содержанием, поиска компромисса между частными и публичными интересами <3>.

--------------------------------

<1> См.: Саватье Р. Теория обязательств. Юридический и экономический очерк / Пер. с фр. М., 1972. С. 201 - 217.

<2> См.: Краснов Ю.К. Государственное право России. История и современность. М., 2002. С. 693.

<3> См.: Морозова Л.А. Государство и собственность // Государство и право. 1996. N 12. С. 22 - 23.

 

Поскольку вмешательства государства в общественную жизнь нельзя избежать, да этого и не следует делать, необходимо соблюдать меру вмешательства государства, чтобы оно не нарушало естественной саморегуляции общества. Так, институт САТО опубликовал очередной рейтинг экономической свободы в странах мира. Ключевыми критериями экономической свободы считаются право свободного выбора, право свободного обмена, право свободной конкуренции, а также защита личности и собственности, обеспечиваемые государством. САТО оценивал уровень свободы экономики по 26 конкретным показателям. Среди них: количество и уровень налогов, влияние правительства на экономику, независимость судов, уровень защиты интеллектуальной собственности, наличие или отсутствие скрытых таможенных барьеров и т.д. Наиболее свободная экономика мира - в Гонконге. Второе место разделили США и Сингапур, третье - Великобритания и Новая Зеландия. В первую десятку также вошли Канада, Швейцария, Ирландия, Австралия и Нидерланды. Из постсоветских государств в этом рейтинге первенствовала Эстония (16-е место). Латвия заняла 51-е место, Литва - 69-е, Россия - 112-е, Украина - 117-е.

Остальные постсоветские государства в рейтинге не участвовали. Для сравнения: Германия в этом перечне заняла 20-е место, Япония - 26-е, Италия - 35-е, Франция - 44-е, Израиль - 56-е, Китай - 100-е, Турция - 103-е. По данным САТО, чем ниже уровень экономической свободы в государстве, тем ниже личные доходы его граждан <1>.

--------------------------------

<1> См.: Морозова Л.А. Государство и собственность // Государство и право. 1996. N 12. С. 22 - 23.

 

Не случайно содержательным элементом административной реформы в Российской Федерации явилась модернизация государственного аппарата, целью которой является создание эффективного и компактного механизма управления. В Указе Президента Российской Федерации от 23 июля 2003 г. N 824 "О мерах по проведению административной реформы в 2003 - 2004 годах" <1> определены следующие основные направления административной реформы, в том числе касающейся и экономической сферы:

--------------------------------

<1> См.: Указ Президента РФ от 23 июля 2003 г. N 824 "О мерах по проведению административной реформы в 2003 - 2004 годах" // СЗ РФ. 2003. N 30. Ст. 3046.

 

- ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования;

- развитие системы саморегулируемых организаций в области экономики;

- организационное разделение функций, касающихся регулирования экономической деятельности, надзора и контроля, управления государственным имуществом и предоставления государственными организациями услуг гражданам и юридическим лицам <1>.

--------------------------------

<1> См. интернет-сайт: www.ng.ru.

 

Обращаясь к зарубежному опыту, необходимо отметить, что комплексное конституционное регулирование экономической роли государства является скорее исключением, нежели правилом мировой практики конституционализма. Зачастую установление целей государственного вмешательства в экономику имеет ярко выраженный социальный характер и не обуславливается собственно экономическими задачами.

Примером подобного регулирования могут служить положения ст. 41 Конституции Итальянской Республики: "Частная хозяйственная инициатива свободна. Она не может осуществляться в противоречии с общественной пользой или с ущербом для безопасности, свободы, человеческого достоинства. Закон определяет программы мероприятий и контроль, с помощью которых публичная и частная экономическая деятельность может направляться и координироваться в социальных целях".

Таким образом, на конституционном уровне здесь провозглашается содержание государственного регулирования предпринимательской деятельности, его общесоциальная направленность. Гораздо более распространенным в мировой практике является закрепление в конституционном законодательстве отдельных средств государственного вмешательства, таких, например, как принудительное обращение собственности граждан и юридических лиц в собственность государства (национализация). Как правило, в конституциях устанавливается ряд обязательных условий национализации в современном демократическом государстве:

- проведение ее исключительно на основании закона, в общественных (общих, национальных, публичных и др.) интересах;

- с выплатой обязательной соответствующей компенсации собственнику;

- судебный порядок возмещения стоимости имущества при спорах <1>.

--------------------------------

<1> См.: Конституции зарубежных государств: Учебное пособие / Сост. проф. В.В. Маклаков. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2003. С. 87.

 

В большинстве случаев основной целью конституционного закрепления порядка осуществления национализации является не столько установление возможности отчуждения имущества в общих целях, сколько защита от произвольного огосударствления и экспроприации имущества добросовестного собственника. Согласно п. 3 ст. 14 Основного Закона ФРГ 1949 г., отчуждение собственности допускается только в целях общего блага. Оно может производиться только по закону и на основании закона, регулирующего характер и размеры возмещения <1>.

--------------------------------

<1> См.: Арбузкин А.М. Конституционное право зарубежных стран: Учебное пособие. М., 2004. С. 69.

 

Возмещение определяется со справедливым учетом интересов общества и затронутых лиц. В случае споров о размерах возмещения можно обращаться в суды общей компетенции. В соответствии с ч. 4 ст. 4 Конституции Итальянской Республики 1947 года в предусмотренных законом случаях частная собственность может быть отчуждена в общих интересах при условии выплаты компенсации. В пункте 1 ст. 14 Конституции Королевства Нидерланды 1983 года предусматривается, что экспроприация может допускаться только в интересах общества и при условии предварительных гарантий полной компенсации собственникам в порядке, предусмотренном актом парламента либо иными актами, изданными на его основе. В части 2 ст. 62 Конституции Португальской Республики 1976 года содержится норма о том, что реквизиция и экспроприация в общественных интересах могут быть осуществлены только на основании закона и при условии справедливого вознаграждения <1>.

--------------------------------

<1> См.: Конституции зарубежных государств: Учебное пособие. С. 196.

 

Согласно ч. 2 ст. 21 Конституции Республики Польша 1997 года, лишение имущества допустимо лишь тогда, когда оно осуществляется в публичных целях и за справедливое вознаграждение. Особенно интересны положения Конституции Греции 1975 года о национализации, поскольку они сформулированы предельно конкретно, четко и практически не требуют дополнительной конкретизации в законодательстве <1>. Согласно п. 2 ст. 17 Конституции, никто не может быть лишен своей собственности, кроме как в общественных интересах, подтвержденных должным образом, тогда и так, когда и как это определено законом, во всяком случае, при условии предварительной полной компенсации, соответствующей стоимости отчуждаемой собственности на момент слушания в суде вопроса о временном определении размера компенсации <2>.

--------------------------------

<1> См.: там же. С. 192.

<2> См.: Конституции государств Европы. М., 2001. Т. 2. С. 239, 364.

 

Изменение стоимости собственности, имевшее место после опубликования акта об отчуждении, во внимание не принимается. В соответствии с п. 4 данной статьи компенсация всегда назначается гражданским судом. До момента выплаты компенсации владелец сохраняет все права и конфискация собственности не допускается <1>.

--------------------------------

<1> См.: там же. С. 567.

 

Назначенная компенсация выплачивается в обязательном порядке не позднее чем в полуторалетний срок с момента опубликования решения о временном назначении компенсации, а в случае прямого запроса об окончательном определении компенсации - с момента опубликования решения судом об этом; в противном случае отчуждение автоматически аннулируется.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.