|
|||
Вопрос 4. ⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10 Щедрая природа обеспечила индийцам необходимые условия для самобытного развития. С одной стороны - Гималайские горы, огромной протяженности и высоты, а с трех других - море способствовали тому, что Индия долгое время была защищена от иноземных вторжений. Культура Индии кажется совершенно безмятежной. Гегель, излагая свое понимание мировой истории, определил общий принцип древнеиндийской культуры выражением «грезящий дух». Однако анализ этой культуры выявляет и другие ее характеристики. История Индии и древнейшие памятники ее культуры свидетельствуют о том, что ее особенностью является удивительная живучесть культурных ценностей, и объясняется это не консерватизмом, а традиционализмом, который не препятствовал общему культурному развитию. Под последним мы понимаем такое развитие, каждый этап которого содержит в себе достижения прошлого, обеспечивая тем самым единство и целостность культурного облика страны. Другая особенность культуры Индии заключается в том, что в ней запечатлены черты общемировые и общеисторические. Каждый может обнаружить в ней что-то близкое для себя. Классическим является пример с путешественником, попавшим к индийцам, которые понимали его без слов и он ощущал себя своим среди них. Обращаясь к истории, мы узнаем о существовании Индской цивилизации (река Инд) с центрами Хараппа и Мохенджо-Даро. Большое влияние на упадок этой цивилизации и изменение социально-политического уклада индской жизни оказало вторжение ариев. Оно породило проблемы расового и политического порядка. Скотоводы и кочевники, пришельцы были носителями другой культуры. Их отношения с местным населением были отчужденными и враждебными. Результатом постепенного взаимодействия различных народностей и культур в рамках Индской цивилизации явилось развитие кастовой системы, которая оказала глубокое влияние на всю последующую жизнь Индии. Касты (или «варны») четко разделили население на ариев (европеоидная раса) и неариев, представлявших из себя многочисленные племена. Понятие прав и обязанностей в Индии применялось не к человеку вообще, а к представителю той или иной касты; нравственные качества и добродетели были распределены между различными кастами - нельзя было жить «просто человеком». Такая ограниченность человеческого существования и жесткая иерархия каст создавали предпосылки своеобразного понимания жизни и ее связи со смертью. Правильная жизнь была условием того, что после смерти человек мог вновь родиться уже в иной, более высокой касте, а за глупую и никчемную жизнь он мог быть наказан рождением в образе животного, насекомого или растения. Даже брахманы, чья жизнь приравнивалась к божественной, обязаны были исполнять тысячи предписаний для того, чтобы сохранить себя в пределах высшего существования. Члены низших каст часто сознательно сводили к минимуму свои жизненные функции, как бы умирали при жизни для того, чтобы после смерти достичь величия. Кастовость была великим изобретением древности, поскольку она предотвратила взаимное истребление людей, а также явилась средством сохранения и развития культуры, так как способствовала культивированию в какой-то части общества умственного труда, творческой деятельности и высших духовных ценностей. Но с другой стороны, и в этом «коварство» древнеиндийской культуры, кастовость стала новым способом порабощения человека - культурным, организованным, социальным. Следующей особенностью духовной культуры индийцев была страсть к самоанализу, самоуглубленность, стремление осмыслить каждый свой поступок. К этому их вынуждали бесчисленные предписания. Например, днем брахманы должны были смотреть на север, а ночью - на юг, только в тени им разрешалось смотреть куда угодно. Другой пример: большую нужду тем же брахманам нельзя было справлять на дороге, вспаханной земле, в муравейнике, населенном белыми муравьями, в канаве и т.д., и при этом они не имели права смотреть на солнце, на воду, на животных. Все это может показаться комичным, но нужно видеть и другую сторону: человек должен был контролировать каждый свой поступок, а ведь это является необходимым условием его культурного развития, ибо культурная деятельность - сознательная деятельность. Арии разделили древнеиндийское общество на четыре основн^хе группе! (брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры), а жизнь древнего индийца - на четыре стадии: первая - отрочество и юность (период учения, обретения знаний, воспитания и самодисциплин^!, самообладания и сдержанности); вторая - жизнь в качестве семьянина и мирянина; третья - жизнь в качестве государственного деятеля, уравновешенного и объективного, посвятившему себя служению обществу, и, наконец, четвертая - жизнь отшельника или странника, отрешившегося от всякой мирской деятельности. О последней, четвертой, стадии жизни древнего индийца читаем в переводе древнеиндийской поэмы: Уходят мудрые от дома, Как лебеди бросают пруд. Им наша жажда незнакома -Увидеть завершенным труд. Такой подход к жизни человека - последовательный переход от одной стадии к другой - примирял две противоположные тенденции, присущие человеческому духу: приятие жизни во всей ее полноте и ее отрицание. Центральной идеей индо-арийской культуры была идея дхармы. Она выступала не просто религиозной идеей, но и учением об обязанностях, о долге человека по отношению к самому себе и другим. Сама дхарма явилась формой риты - основного морального закона древних индийцев, определяющего жизнь вселенной и каждого ее элемента, в том числе человека. Еще одной особенностью духовной культуры Древней Индии являлась неразвитость исторического сознания. Прошлое не воспринималось людьми как ступень к настоящему, а настоящее не осознавалось как ступень к будущему. Практически отсутствовало летописание, а летоисчисление было очень произвольным. Известно, что в IV веке до н. э. в Индии существовала письменность, было две системы слогового (квазиалфавитного) письма - брах-ми и кхароштхи. Важен и факт передачи от поколения к поколению древнеиндийских поэм, прозаических, религиозных и светских трактатов. В Индии грамотность, эрудиция всегда были в почете, так как ученость предполагала и высшие знания, и добродетель. Важнейшие литературные памятники и религиозно-философские течения Древней Индии Один из древнейших литературных памятников - веды. Веды (от корня «вид» - ведать) состояли как бы из нескольких слоев, каждый из которых предназначался одному из этапов жизни человека: сборники гимнов в честь богов для отрочества (воспитание), благочестивые размышления - для отшельников, сокровенное знание - для мудрых (более широкое значение слова «веды» - «сидеть около», то есть сидеть у ног учителя, получая от него наставления, поучения). Веды были творением ариев, вторгшихся в Индию. Различные слои ведов - Самхиты, Брахманы, Араньяки, Упани-шады - образуют священный канон брахманизма, подобно Библии или Корану в других религиях мира. Но развитие городского уклада жизни породило иное мировоззрение, которое нашло свое выражение в эпических поэмах «Махабхарате» и «Рамаяне». Первая из них состоит из ста тысяч стихов, что во много раз больше «Илиаде!» и «Одиссеи», вместе взятых. Главный итог философского содержания этих поэм можно определить таким образом: человек - пленник видимого, чувственного мира, он должен стремиться к состоянию освобождения {Мокша), которого невозможно достичь без нравственного усилия. Проходя через цепь рождений и смертей (Сансара), человек совершает поступки и обретает собственную ценность, или карму. Карма определяет характер его нового рождения. Учение о карме предполагает личную ответственность человека. Результатом дальнейшего развития ведической религии и брахманизма стал индуизм, который воспринял учение о перевоплощении душ (сансара) и о законе воздаяния (карма). Вопрос 5. Будда не был богом. Его имя Сиддхартха Гаутама. Родился он около 561-481 года до н. э. близ Гималаев, на границе с Непалом. До сих пор сохранился там памятник «Здесь родился Возвышенный». Сказания изображают его стройным, худощавым человеком с голубыми глазами, кротким и ясным выражением лица и мелодичным голосом. Обычно он был одет в желтое рубище, которое стало формой его последователей. Отец Сиддхартхи хотел оградить сына от суеты и волнений жизни, от неприятных зрелищ. Он построил ему дворец, и мальчик жил в нем, предаваясь грезам и мечтам. Будучи уже мужем и отцом, Сиддхартха сталкивается с реальной жизнью: он встречается со стариком, видит прокаженного, погребальную процессию и понимает, что жизнь полна страданий, что смерть - удел всех людей. Исчезает его безмятежное, радостное состояние. Он тихо покидает свой дом и уходит странствовать. Он становится отшельником, изучает веды, истязает свою плоть, но ни в чем не находит успокоения. Наконец, он решает, что не бросит отшельничество, пока не поймет истинную суть жизни, что лучше ему умереть, чем жить в бесконечных страданиях. Несколько дней он сидел, отрешившись от всего, а на четвертый на него снизошло просветление. Сиддхар-тха стал «буддой», то есть просветленным. Родился Будда - основатель буддизма Учение Будды пронизано добротой и любовью к людям. Он провозглашал главный закон жизни, ставший исходным принципом его учения: в этом мире ненависть никогда не побеждается ненавистью - она побеждается любовью! Будда проповедовал идеал праведности и самодисциплины. Важнейшая в мире победа, считал он, - победа человека над самим собой. То было время бурного роста городов. Кастовость изжила себя, она не вписывалась в городской уклад жизни. Смерть Будды явилась свидетельством верности его собственному учению. Больной, он отправился в путь, на свою родину. Заночевал у деревенского кузнеца. После скудного угощения, от которого не посмел отказаться, он почувствовал сильнейшие боли, его мучила жажда, ноги отказывались идти. Умирая, он сказал своим ученикам: «Монахи, все существующее - преходяще; пекитесь о своем спасении!» Незадолго до смерти он сформулировал «четыре благородные истины», ставшие ядром раннего буддизма: 1. Жизнь - это страдания. 2. Причина страданий - сама жизнь, состоящая у людей из бесконечных желаний, страстного стремления к удовольствиям, наслаждениям. 3. Можно избавиться от страданий, подавив в себе желания и стремления, которые чаще всего суетны и кончаются ничем. 4. Для подавления желаний и избавления от страданий человек должен следовать по пути, указанному буддизмом. Путь, о котором говорится в четвертой истине, - так называемый «восьмеричный путь». Вам, наверное, знакомо название «состояние нирваны». Так вот, заканчивая «восьмеричный путь», придя к цели (правильному созерцанию мира при полной отрешенности, избавлении от желаний), человек переходит именно в это состояние. Слово «нирвана» происходит от глагола «нирва», что значит «задувать», «тушить», «погашать». Нирвана - иное измерение бытия, где нет рождения и смерти, где сущность непосредственно совпадает с формами ее проявления. Нирвана не является небытием - напротив, это полнота бытия, где человек не цепляется за минуты жизни из страха перед смертью, где его существование исполнено радости и совершенства. Слова индийского поэта и драматурга Калидаса кое-что проясняют нам в понятии нирваны: «Когда ты вошел в мир, ты горько плакал, а все вокруг тебя радостно смеялись. Так сделай жизнь такой, чтобы, покидая мир, ты радостно смеялся, а все вокруг тебя плакали». Более подробно об учении Будды мы будем говорить на семинарском занятии.
1. Древнеиндийская философия имела практическую направленность, была обращена к повседневным нуждам людей, благодаря чему становилась жизнью человека, важнейшей частью его общей культуры. 2. Вторая ее особенность - персонифицированный характер, так как она решала повседневные вопросы жизни каждого человека. 3. Можно считать, что общим для учений Востока является требование сопровождать постижение новых знаний соответствующим поведением, то есть положение о том, что всякое усвоение знаний требует от человека изменений в его жизни, поведении, настроении. 4. Древнеиндийская философия стремилась найти равновесие между зримым и незримым в человеке. Каждыхй конкретн^хй человек мог отдать предпочтение либо внешнему, либо внутреннему миру, то есть через философию происходил поиск гармоничного восприятия мира, что обеспечивало развитую духовность общества в целом. Роль культур Древнего Востока в становлении и развитии мировой цивилизации 1. Религиозные ценности Древнего Востока явились впоследствии источником трех мировых религий: христианства (родина - Палестина), буддизма (родина - Индия), ислама (родина - Аравия). 2. Древневосточная мифология объясняла происхождение мира и закладывала основы морали. 3. Древневосточная философия дала миру образец особого пути познания мироздания через самопознание, который определял характер социальных отношений (конфуцианство, моизм, даосизм, легизм - в Китае, буддизм в Индии и т.д.) 4. Искусство Древнего Востока укрепляло государственную власть и служило способом социализации человека. 5. Письменность (иероглифическая, слоговая, алфавитная) была величайшим достижением древневосточной культуры, ибо являлась • каналом ее распространения, • средством осуществления преемственности, • способом сохранения культурной и социальной памяти народов Востока.
Тема 4. Античная культура
План : 1. Общие черты древнегреческой культуры и мировоззрения. 2. «Золотой век» Афин: два варианта решения проблемы человека. 3.Платон и мировая культура. 4. Аристотель как систематизатор древнегреческой мысли. 5. «Греческое чудо» и его влияние на мировую культуру. 6.Культура Древнего Рима
Вопрос 1. «Античный» в переводе с латыни означает «древний». Этим словом называют историю и культуру древних греков и римлян. Древняя Греция считается колыбелью европейской цивилизации, потому что к идеям и образам древнегреческой культуры можно свести практически все достижения этой цивилизации. Духовный импульс, сообщенный древними греками мировой культуре, оказывает влияние на нее и в настоящее время. Обратимся к истокам. «Эллада» - так называли свою страну сами греки, а себя - «эллинами». Характер мировоззрения эллинов складывался еще в крито-микенский период. Отношение к природе, человеку и обществу отражает мифологизированность древнегреческого сознания. Природа представлялась древним грекам населенной и управляемой различными высшими существами, которые делились на три разряда: • верховные небожители во главе с Зевсом; • второстепенные божества гор, лесов и рек; • герои-родоначальники, покровители общин, селений. Среди потомков Зевса выделялся Аполлон - бог светлого начала. Он также являлся богом-прорицателем, покровителем искусств, предводителем муз - богинь поэзии, музыки, танца, драмы, истории и астрономии. Аполлон олицетворял рациональное в мировоззрении греков. Иррациональное начало олицетворял Дионис - сын Зевса. Он являлся богом производящих сил природы: виноградарства и виноделия. В походах его сопровождала жизнерадостная и разгульная свита. Культ Диониса был очень распространен. Это был умирающий и воскресающий бог. Но власть олимпийских богов была не беспредельной. Сам Зевс -властитель мира, подчинялся велениям судьбы - Ананке. Судьба для греков была обобщенным выражением всего непонятного, необъяснимого, неотвратимого. О происхождении человека существовали разные мифы, но везде повторялся один и тот же мотив: человек - это единство темного и светлого начал, возвышенного и низменного, т.е. существо двойственное. У эллинов не б^хло наших комплексов, им б^хла свойственна внутренняя свобода, отсутствие какой-либо стеснительности, т.е. сдерживающего начала. Возможно, именно благодаря этому в Элладе родилось понятие личности. Грек не ждал, как это часто делаем мы, лучших времен или обстоятельств для того, чтобы проявить себя, не оправдывал свое бездействие тем, что нет условий или людей, способных оценить и поддержать его. Натура грека искала реализации «здесь и теперь». Он действовал безоглядно, не опираясь на правила и инструкции. Дух грека, как и греческой культуры, возбуждался как бы самой природой, ее производящей силой. Его стесняла лишь телесность, вещественность. Полис и его роль в античной культуре Слово «полис» означает город (государство). Рабовладельческие полисы были основой греческой и вообще античной культуры, именно полисная организация общественной жизни необычайно ускорила развитие культуры. Главная роль полисов заключалась в том, что они предварительно «проиграли» целый ряд проблем, которые потом встали перед европейским человечеством XX века. Самым демократичным в Греции был Афинский полис. Здесь любой гражданин мог выступить в народном собрании с критикой должностных лиц, с предложениями по вопросам внутренней и внешней политики. Полисная демократия защищала не только жизнь и имущество горожан, но и права и свободу их личности. В условиях полисной культуры и родилась личность, так как данная культура предполагала способность к самооценке, умение сдерживать себя, соотносить свои интересы с интересами других. Правда, помимо этого она предполагала также умение скрывать свои интересы, маскироваться и лицемерить. Все эти черты составляли существо «полисной» личности. Афинский полис породил много ярких, выдающихся личностей. С его падением (в V в. до н. э.) начался упадок античной культуры. Характерные черты культуры эллинов 1. Подвижный и разнообразный в целом характер духовной культуры. 2. Развитый индивидуализм, явившийся предпосылкой рождения личности. 3. Развитая система заимствования, и трансформации культурных традиций: у египтян - солнечный календарь и сведения об устройстве государства; у вавилонян - многие математические открытия; у финикийцев - алфавит. Заимствуя, греки учились у своих учителей, а это великое умение, лежащее в основе саморазвития. 4. Самобытность и самостоятельный характер национальной культуры, проявляющийся, прежде всего, в присущей грекам свободе. Они сотворили себя сами, а ведь свобода в том и состоит, что человек делает себя сам. У греков была поговорка, смысл которой заключается в следующем: человек, страдающий насморком, должен чаще вытирать свой нос, а не винить мир в своих страданиях. 5. Пластичность и гармония греческой культуры ярко проявлялась в драматургии, поэзии, ваянии и других жанрах, в которых форма должна соответствовать содержанию. 6. Одновременно история Древней Греции б^хла полна безумия и фанатизма, насилия и тирании. Примером является Спарта, с ее казарменными устоями, с жестоким регулированием даже личной жизни людей (слабых новорожденных сбрасывали в пропасть). Те же афиняне, гордившиеся своей демократией, приговорили Сократа к смертной казни за свободомыслие. Примечательно и то, что ручной труд считался уделом рабов и был постыден для свободного гражданина. Обобщая, отметим: свободный характер культуры Древней Греции, равно как и ее противоречивость, во многом обусловлены тем, что греки не копировали другие народы, а полагались на свои представления, они созидали самих себя, и в этом их величие. Вопрос2. Этот период относится к V веку до н. э., когда на должность стратега (командующего) в Афинах б^1л избран Перикл (ок. 490-429 г. до н.э.). Период его правления длился всего 15 лет, но сделано было так много, что иногда этот короткий промежуток времени называют «эпохой Перикла». Что же было сделано? • Был архитектурно преображен облик Афин, построен ансамбль Акрополя, главным храмом которого явился Парфенон. • Была введена оплата службы должностных лиц (принцип «стимул плюс бескорыстие»). • Малоимущим были даны права и льготы: право заниматься политикой, возможность посещать театр за счет средств городской казны и т.д. (т.е. Перикл заботился о росте культурного уровня всех афинян). • Был принят закон о гражданстве, согласно которому гражданство признавалось лишь за теми, кто был сыном или дочерью гражданина Афин. (Интересно, что сам Перикл стал жертвой закона о гражданстве, поскольку его сын, рожденный его второй женой пасией, не был признан гражданином, так как Аспасия являлась уроженкой Милета). Во многом величие и слава Афин были результатом деятельности Перикла. Он обладал обширным кругозором, глубокими теоретическими познаниями, тонким вкусом. Дом Перикла был самым притягательным местом, где собирались талантливейшие люди: историк Геродот, философы Анаксагор и Протагор, великий ваятель Фидий, градостроитель Гипподам, драматург Софокл. Душой этого небольшого кружка истинн^хх интеллигентов б^хла Аспасия. Ее роль в преобразовании античной культуры, по сути, не меньше, чем роль царицы Нефертити в древнеегипетской реформации. Главной же ее заслугой б^хло благотворное влияние, которое она оказывала на Перикла. Перикл преследовал возвышенную цель: создать новый невиданный город-царство с высококультурным обществом. Ему нельзя отказать в благородстве помыслов, однако нельзя не отметить, что, страстно желая видеть греков высококультурными, он переоценивал роль культуры в обыденной человеческой жизни. Вследствие этого в Афинах появились массы праздных граждан, постоянно требовавших от государства «хлеба и зрелищ». Материальные условия жизни улучшались, а нравы падали. Молодежь росла циничной, самоуверенной, стремилась только к наслаждениям. Много споров тогда велось об «арете» - гражданской доблести. В этих спорах принимал участие и Сократ (470-399 гг. до н. э.). Его размышления о человеке любопытны и поучительны: • человек не должен ничего олицетворять, а должен быть самим собою, • человек не Бог, но ему дана бессмертная душа - и это его личных бог при жизни, с которым он должен соотносить свои планы и поступки, • высшее призвание человека - быть самим собою в любых обстоятельствах. • человек должен сам, своими усилиями добыть «арете», а не государство должно ему его обеспечивать. Сократ выступал в роли «повивальной бабки» по отношению к своим ученикам, принимая участие в рождении их личностей. Сократ отстаивал тезис о неразрывной связи общественного и государственного порядка с нравственными ценностями, будучи в этом близок к воззрениям Будды и Конфуция. Он не интересовался вопросами мироздания. Образ жизни и деятельность «непослушного» философа раздражали многих консервативно настроенных афинян, которые обвиняли его в непочтительном отношении к традиционным богам, в попытке ввести новыхбогов, в развращении молодежи философскими беседами. Большинством голосов присяжные осудили его на казнь. Помещенный в тюрьму, он отказался от предложенного друзьями побега, считая, что нужно повиноваться закону. В назначенное время он выпил чашу цикуты - растительного яда. Значение Сократа в том, что он, по словам Цицерона, спустил философию «с небес на землю». Он обратил внимание на человека, на его мышление, его душу. Философия Сократа - это путь самопознания человека. Немалую роль в истории эллинской философии сыграли «софисты» - учителя красноречия. Выдающийся среди них - Протагор (481-411 гг. до н. э.). Протагор был учеником Демокрита - философа-атомиста. Судьба его трагична: книги его сожгли (сочинение «О богах»), а самого изгнали из города, обвинив в безбожии. Ему принадлежит мысль, которая волнует умы философов и сейчас: «Человек есть мера всех вещей, существованию как существующих и несуществованию как несуществующих». Истолковать эту мысль можно так: то, что человек считает существующим, для него действительно существует, а то, что он считает несуществующим, для него не существует. Иными словами: человек смотрит на мир не глазами, данными ему природой, а «глазами» своего сознания, своей культуры. Мысль Протагора «Человек есть мера всех вещей» стала первым в истории мировой культуры провозглашением гуманизма как принципа, в соответствии с которым и должна быть организована культура. Значит, Протагор нашел точное и лаконичное выражение для общекультурного идеала. Все вопросы в период «золотого века» Афин сводились в конечном итоге к проблеме человека. Мы рассмотрели философию, определившую личностный подход к этой проблеме. Греческие математики и анатомы доказали, что человека можно исследовать теми же способами, какими изучается внешний мир: измерять, взвешивать, вычислять и т.д. Такой взгляд хорошо соответствовал демократической жизни общества, где каждый, независимо от его внутренних качеств, должен обладать равными со всеми правами и обязанностями перед законом. Демократия, как и наука, предполагает одинаковость всех членов социума. Демократии эллинского общества соответствовал научный подход, то есть изучение внешнего мира и человека как части этого мира. Новое научное мировоззрение нашло свое выражение в многочисленных научных школах, которые разрабатывали свои программы. Назовем главные. Одной из самых ранних была программа (формулировка взглядов) Пифагора. Он и его ученики («пифагорейцы») считали, что «все есть число». Это одна из самых фундаментальных программ, поскольку без математики не может существовать ни одна из наук. В пифагореизме большое внимание уделялось математическим исследованиям, оккультным учениям, в том числе и о переселении души.
Школа киников (Антисфен, Диоген, Кратет и др.). Они отрицали цивилизованную жизнь, стремясь к упрощению во всем. Демонстративно пренебрегали нормами морали, приличия, считая, что во всем необходима естественность. Нищенский образ жизни избрали сознательно, считая, что он позволяет во всем следовать закону естества. Пиррон - основатель скептицизма, полагал, что видимый нами мир существует лишь постольку, поскольку нам кажется, что он существует, а в действительности ничего не существует. Когда он умер, его соотечественники, уважая философию его жизни, написали на могиле: «Здесь лежит Пиррон. Ему кажется, что он умер». Последователей у Пиррона было немало, появилась новая жизненная позиция - скепсис, который способствовал расцвету иного -критического мышления. Стоицизм - родоначальник Зенон. Его школа и учение определяли цель жизни человека как жизнь в согласии с природой и утверждали, что следовать этой цели - то же самое, что быть добродетельным. Стоики полагали, что жить в царстве света - значит жить как должно, что у каждого человека есть свой рок, его необходимо любить и не надо рассуждать о том, каким должен быть человек, а просто быть им, во всем остальном доверяя судьбе. Итак, рассмотренные нами философские учения Древней Греции, бывшие, вместе с тем, принципами жизни определенных слоев эллинского общества, условно можно разделить на два подхода: • Человек должен личными усилиями изменить свою жизнь, не ожидая, пока ее изменят общество и государство, поскольку истинные законы жизни находятся в самом человеке. Это философско-личностный подход. • Существует возможность познания окружающего мира, систематизации и классификации накапливаемых знаний о предметах. Эти знания - необходимая опора человека, ибо для того, чтобы жить в этом мире достойно, по-человечески, нужно его познать. В этом суть научно-рационалистического подхода. Каждый из этих подходов внес огромный вклад в развитие философии и мировой культуры в целом. Вопрос 3. Философия Платона подготовила сознание греков и римлян к восприятию идей Нового Завета. Уже одним этим он оказал огромное влияние на мировую культуру. Главное же, в чем выразилось его влияние на культуру, состоит в возвышенном отношении к идеям, которое он сумел привить человечеству. Платоновский «мир идей» огромен, и важно, что ему удалось создать такое представление об идеальном, которое не может быть приземлено или стать обыденным. Это принципиально определило последующее развитие мировой философии. Кроме того, Платон существенно повлиял на европейскую литературу. Мастерски созданные им диалоги и по сей день остаются образцами литературного творчества. Что же это была за личность? Платон (427-347 гг. до н. э.) Встреча с Сократом полностью изменила его жизнь. Он понял, что его царское происхождение мало значит в сравнении с божественным происхождением истинной философии. Ранние диалоги Платона испытывают влияние Сократа. Диалог как литературная форма был избран Платоном скорее всего под влиянием «сократического способа» ведения бесед. Постепенно диалоги становятся все более самостоятельными и зрелыми. Рассмотрим ведущие философские идеи, выраженные в них. Каждый из людей - это символ человека, а тело является лишь временным пристанищем души, средством ее общения с чувственным миром. Кто хочет познать себя, тот должен заглянуть в свою душу. Познать себя - это обратить свой взор в ту часть души, в которой заключена мудрость. Любовь к мудрости возвышает человека над всем временным, освобождает его от земных привязанностей. В ком есть такая любовь, тот обладает добродетелью и высшим достоинством. В конце жизни Платон написал свою последнюю книгу «Законы», в которой идея философов-правителей уже отвергается, а все в государстве основывается на твердой власти и принуждении. Основной принцип разумного устройства государственности - человек должен все время быть чем-то занят. Все, в том числе искусство, должно находиться под строжайшим контролем государства. Таким образом, Платон был одним из первых, кто обосновал тоталитаризм как залог оптимального функционирования общества. Правда, произошло это уже на последнем этапе жизненного пути, и в истории философской мысли Платон все же остался более как идеолог самоопределения государства через самоопределение личности. От «Золотого века» Афины вели в будущее два основных пути: • путь самопознания, на который указывали Платон и Сократ, и • путь накопления знаний о мире вне человека, на который указывал Аристотель. Вопрос 4. Аристотель (384-322 гг. до н. э.) б^хл родом из Стагира. Он выделялся среди учеников платоновской Академии своей страстью к исследованиям. Платон называл его умом Академии. Но постепенно от своего учителя Аристотель отошел: «Платон мне друг, но истина - дороже». Работоспособности Аристотеля можно было удивляться. Рассказывают, что во время работы он брал в руку шар, а у ног ставил таз. Когда он засыпал от усталости, шар падал в таз, и от звука Аристотель просыпался, вновь брал в руку шар и продолжал работать. В 50-летнем возрасте Аристотель основал свою философскую школу в Афинах - Ликей, или Лицей. За свою жизнь он написал 300 больших трактатов, которые могут составить отдельную библиотеку. До наших дней дошли труды Аристотеля по метафизике, гносеологии, методологии науки, логике, сочинения по биологии, этике, исследования по психологии, политические трактаты, труды по физике, метеорологии. Аристотель работал как бы за все человечество, он стремился обозреть весь мир, в реальном существовании которого не сомневался. Детищем Аристотеля стала наука о мышлении и его законах, которую он изложил в шести работах.
Бог Аристотеля - идеальный логик, определивший собой единство всего сущего. У Аристотеля, следовательно, была не только идея синтеза всех наук, но и орудие, с помощью которого ее можно осуществить. Прошло много веков, и аристотелевский рационализм стал играть решающую роль в западной культуре. 5. «Греческое чудо» и его влияние на мировую культуру 1. Культура Древней Греции стала прообразом последующего развития европейской культуры, а следовательно - одним из прообразов мировой культуры. 2. Деятельность Сократа стала образцом внеакадемического философствования, что сближало его с философами Востока и дало европейской культуре импульс к самопознанию. 3. Платоновская Академия, равно как и Лицей Аристотеля, послужили образцами профессиональных исследований в области гуманитарного и естественнонаучного знания. По своему научному уровню к ним может быть приравнен центр в основанной Александром Македонским Александрии (Египет). Центр назывался Мусейон, в нем была огромная библиотека, лаборатории, обсерватории, зоопарк и ботанический сад. 4. Непревзойденные образцы творчества были созданы и в других областях античной культуры, помимо философии: в истории -Геродотом, в поэзии -Гомером, в медицине- Гиппократом, в драматургии - Софоклом, в ваянии - Фидием и др. 5. Культура Древней Греции подготовила людей к принятию христианского мировоззрения. 6. Появление и распространение «эллинизма» связано со временем, которое наступило после завоеваний Александра Македонского. В этот период происходило активное взаимодействие различ-н^1х культур (что объясняется переделом границ и появлением новых государств). Изменяются отношения между личностью и государством, возрастает отчуждение между ними. Горизонты сознания раздвигаются до границ ойкумены, распространяются идеи космополитизма и новой человеческой общности. 7. В IV веке до н. э. возникает понятие «семь чудес света», которое имело смысл не «достижения национальных культур», а «чудеса творения рук человеческих». 8. Организация и проведение в Древней Греции Олимпийских игр были не только демонстрацией физического совершенства человека, но и фактором объединения народов - не случайно впоследствии эти игры стали гарантом мира на Земле. 9. В Александрии возникла новая гуманитарная дисциплина -филология. 10.Греки стали родоначальниками трансформации религиозных воззрений: они «присваивали» себе восточные божества, давая им свои имена. И в заключение отметим: эллинская культура была полна контрастов. Это определялось сближением на ее основе культур Европы и Азии, Запада и Востока. И хотя противостояние между ними не исчезло, эллинизм стал свидетельством того, что между разными национальными культурами существуют общие точки соприкосновения, что расширение индивидуального сознания и открытость человека миру — это путь постепенного преодоления противостояния, национальной розни. Вопрос 5. Культура Эллады отличалась самобытностью, непосредственностью, открытостью. Греки часто были импульсивны, несдержанны, непостоянны. Однако это не препятствовало их творчеству, восприятию ими нового, способствовало поэтизации их мировоззрения. Иным был характер древних римлян. Само название «римляне» свидетельствовало о превосходстве города над человеком. Могучий город был божеством — не просто центром универсума, а внутренней точкой отсчета в оценке помыслов, чувств, настроений римлянина. Мировоззрение последнего было намного прозаичнее, чем у грека. Религиозная сдержанность, суровость и внутренняя целесообразность характеризуют римлян. В их манерах чувствовалась обдуманность, но вместе с тем и искусственность. И это не могло не отразиться на характере древнеримской культуры.
В конце VII века до н.э. в Риме установилось господство этрусков, которые стали проникать в Италию. У этрусков римляне взяли обычай пышно отмечать воинские триумфы. В целом искусство этрусков было реалистичным. У них был свой пантеон богов, аналогичный римскому, было очень развито гадание, которое в Риме получило название «этрусская наука». Гадали по внутренностям животных, особенно по печени. Этруски были искусными мореходами и пиратами, также они славились как замечательные ремесленники и, в первую очередь, к
|
|||
|