Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Вопрос 4.



Щедрая природа обеспечила индийцам необходимые условия для самобытного развития. С одной стороны - Гималайские горы, ог­ромной протяженности и высоты, а с трех других - море способство­вали тому, что Индия долгое время была защищена от иноземных вторжений.

Культура Индии кажется совершенно безмятежной. Гегель, из­лагая свое понимание мировой истории, определил общий прин­цип древнеиндийской культуры выражением «грезящий дух». Од­нако анализ этой культуры выявляет и другие ее характеристики.

История Индии и древнейшие памятники ее культуры свидетель­ствуют о том, что ее особенностью является удивительная живучесть культурных ценностей, и объясняется это не консерватизмом, а тра­диционализмом, который не препятствовал общему культурному раз­витию. Под последним мы понимаем такое развитие, каждый этап которого содержит в себе достижения прошлого, обеспечивая тем самым единство и целостность культурного облика страны.

Другая особенность культуры Индии заключается в том, что в ней запечатлены черты общемировые и общеисторические. Каждый может обнаружить в ней что-то близкое для себя. Классическим яв­ляется пример с путешественником, попавшим к индийцам, кото­рые понимали его без слов и он ощущал себя своим среди них.

Обращаясь к истории, мы узнаем о существовании Индской циви­лизации (река Инд) с центрами Хараппа и Мохенджо-Даро. Большое влияние на упадок этой цивилизации и изменение социально-поли­тического уклада индской жизни оказало вторжение ариев. Оно по­родило проблемы расового и политического порядка. Скотоводы и кочевники, пришельцы были носителями другой культуры. Их отно­шения с местным населением были отчужденными и враждебными.

Результатом постепенного взаимодействия различных народно­стей и культур в рамках Индской цивилизации явилось развитие кастовой системы, которая оказала глубокое влияние на всю пос­ледующую жизнь Индии. Касты (или «варны») четко разделили населе­ние на ариев (европеоидная раса) и неариев, представлявших из себя многочисленные племена.

Понятие прав и обязанностей в Индии применялось не к человеку вообще, а к представителю той или иной касты; нравственные качества и добродетели были распределены между различными кастами - нельзя было жить «просто человеком».

Такая ограниченность человеческого существования и жесткая иерархия каст создавали предпосылки своеобразного понимания жизни и ее связи со смертью. Правильная жизнь была условием того, что после смерти человек мог вновь родиться уже в иной, более высо­кой касте, а за глупую и никчемную жизнь он мог быть наказан рождением в образе животного, насекомого или растения. Даже брахманы, чья жизнь приравнивалась к божественной, обязаны были исполнять тысячи предписаний для того, чтобы сохранить себя в пределах высшего существования. Члены низших каст часто сознательно сводили к минимуму свои жизненные функции, как бы умирали при жизни для того, чтобы после смерти достичь величия.

Кастовость была великим изобретением древности, поскольку она предотвратила взаимное истребление людей, а также явилась средством сохранения и развития культуры, так как способствова­ла культивированию в какой-то части общества умственного тру­да, творческой деятельности и высших духовных ценностей. Но с другой стороны, и в этом «коварство» древнеиндийской культуры, кастовость стала новым способом порабощения человека - куль­турным, организованным, социальным.

Следующей особенностью духовной культуры индийцев была страсть к самоанализу, самоуглубленность, стремление осмыслить каждый свой поступок. К этому их вынуждали бесчисленные пред­писания. Например, днем брахманы должны были смотреть на се­вер, а ночью - на юг, только в тени им разрешалось смотреть куда угодно. Другой пример: большую нужду тем же брахманам нельзя было справлять на дороге, вспаханной земле, в муравейнике, насе­ленном белыми муравьями, в канаве и т.д., и при этом они не имели права смотреть на солнце, на воду, на животных.

Все это может показаться комичным, но нужно видеть и другую сторону: человек должен был контролировать каждый свой посту­пок, а ведь это является необходимым условием его культурного развития, ибо культурная деятельность - сознательная деятельность.

Арии разделили древнеиндийское общество на четыре основн^хе группе! (брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры), а жизнь древнего индийца - на четыре стадии: первая - отрочество и юность (период учения, обретения

знаний, воспитания и самодисциплин^!, самообладания и сдержанности); вто­рая - жизнь в качестве семьянина и мирянина; третья - жизнь в качестве государственного деятеля, уравновешенного и объективного, посвятившему себя служению обществу, и, наконец, четвертая - жизнь отшельника или странника, отрешившегося от всякой мирской деятельности.

О последней, четвертой, стадии жизни древнего индийца читаем в переводе древнеиндийской поэмы:

Уходят мудрые от дома, Как лебеди бросают пруд. Им наша жажда незнакома -Увидеть завершенным труд.

Такой подход к жизни человека - последовательный переход от одной стадии к другой - примирял две противоположные тенден­ции, присущие человеческому духу: приятие жизни во всей ее полно­те и ее отрицание.

Центральной идеей индо-арийской культуры была идея дхармы. Она выступала не просто религиозной идеей, но и учением об обя­занностях, о долге человека по отношению к самому себе и другим. Сама дхарма явилась формой риты - основного морального закона древних индийцев, определяющего жизнь вселенной и каждого ее элемента, в том числе человека.

Еще одной особенностью духовной культуры Древней Индии являлась неразвитость исторического сознания. Прошлое не воспри­нималось людьми как ступень к настоящему, а настоящее не осозна­валось как ступень к будущему. Практически отсутствовало лето­писание, а летоисчисление было очень произвольным.

Известно, что в IV веке до н. э. в Индии существовала письмен­ность, было две системы слогового (квазиалфавитного) письма - брах-ми и кхароштхи. Важен и факт передачи от поколения к поколению древнеиндийских поэм, прозаических, религиозных и светских трак­татов. В Индии грамотность, эрудиция всегда были в почете, так как ученость предполагала и высшие знания, и добродетель.

Важнейшие литературные памятники и религиозно-философские течения Древней Индии

Один из древнейших литературных памятников - веды.

Веды (от корня «вид» - ведать) состояли как бы из нескольких сло­ев, каждый из которых предназначался одному из этапов жизни человека: сборники гимнов в честь богов для отрочества (воспитание), благочести­вые размышления - для отшельников, сокровенное знание - для мудрых

 (более широкое значение слова «веды» - «сидеть около», то есть сидеть у ног учителя, получая от него наставления, поучения).

Веды были творением ариев, вторгшихся в Индию.

Различные слои ведов - Самхиты, Брахманы, Араньяки, Упани-шады - образуют священный канон брахманизма, подобно Библии или Корану в других религиях мира.

Но развитие городского уклада жизни породило иное мировоззрение, которое нашло свое выражение в эпических поэмах «Махабхарате» и «Рамаяне». Первая из них состоит из ста тысяч стихов, что во много раз больше «Илиаде!» и «Одиссеи», вместе взятых. Главный итог философ­ского содержания этих поэм можно определить таким образом: человек - пленник видимого, чувственного мира, он должен стремиться к состо­янию освобождения {Мокша), которого невозможно достичь без нрав­ственного усилия. Проходя через цепь рождений и смертей (Сансара), человек совершает поступки и обретает собственную ценность, или кар­му. Карма определяет характер его нового рождения. Учение о карме предполагает личную ответственность человека.

Результатом дальнейшего развития ведической религии и брах­манизма стал индуизм, который воспринял учение о перевоплоще­нии душ (сансара) и о законе воздаяния (карма).

               Вопрос 5.

Будда  не был богом. Его имя Сиддхартха Гаутама. Родился он око­ло 561-481 года до н. э. близ Гималаев, на границе с Непалом. До сих пор сохранился там памятник «Здесь родился Возвышенный».

Сказания изображают его стройным, худощавым человеком с голубыми глазами, кротким и ясным выражением лица и мелодич­ным голосом. Обычно он был одет в желтое рубище, которое стало формой его последователей.

Отец Сиддхартхи хотел оградить сына от суеты и волнений жиз­ни, от неприятных зрелищ. Он построил ему дворец, и мальчик жил в нем, предаваясь грезам и мечтам.

Будучи уже мужем и отцом, Сиддхартха сталкивается с реаль­ной жизнью: он встречается со стариком, видит прокаженного, по­гребальную процессию и понимает, что жизнь полна страданий, что смерть - удел всех людей.

Исчезает его безмятежное, радостное состояние. Он тихо поки­дает свой дом и уходит странствовать. Он становится отшельни­ком, изучает веды, истязает свою плоть, но ни в чем не находит ус­покоения. Наконец, он решает, что не бросит отшельничество, пока не поймет истинную суть жизни, что лучше ему умереть, чем жить в бесконечных страданиях. Несколько дней он сидел, отрешившись от всего, а на четвертый на него снизошло просветление. Сиддхар-тха стал «буддой», то есть просветленным. Родился Будда - основа­тель буддизма

Учение Будды пронизано добротой и любовью к людям. Он про­возглашал главный закон жизни, ставший исходным принципом его учения: в этом мире ненависть никогда не побеждается ненавис­тью - она побеждается любовью!

Будда проповедовал идеал праведности и самодисциплины. Важ­нейшая в мире победа, считал он, - победа человека над самим собой.

То было время бурного роста городов. Кастовость изжила себя, она не вписывалась в городской уклад жизни.

Смерть Будды явилась свидетельством верности его собственно­му учению. Больной, он отправился в путь, на свою родину. Заноче­вал у деревенского кузнеца. После скудного угощения, от которого не посмел отказаться, он почувствовал сильнейшие боли, его мучила жажда, ноги отказывались идти. Умирая, он сказал своим ученикам: «Монахи, все существующее - преходяще; пекитесь о своем спасе­нии!» Незадолго до смерти он сформулировал «четыре благородные истины», ставшие ядром раннего буддизма:

1. Жизнь - это страдания.

2. Причина страданий - сама жизнь, состоящая у людей из бес­конечных желаний, страстного стремления к удовольствиям, на­слаждениям.

3. Можно избавиться от страданий, подавив в себе желания и стремления, которые чаще всего суетны и кончаются ничем.

4. Для подавления желаний и избавления от страданий человек должен следовать по пути, указанному буддизмом.

Путь, о котором говорится в четвертой истине, - так называемый «восьмеричный путь». Вам, наверное, знакомо название «состояние нирваны». Так вот, заканчивая «восьмеричный путь», придя к цели (правильному созерцанию мира при полной отрешенности, избав­лении от желаний), человек переходит именно в это состояние.

Слово «нирвана» происходит от глагола «нирва», что значит «за­дувать», «тушить», «погашать». Нирвана - иное измерение бытия, где нет рождения и смерти, где сущность непосредственно совпадает с фор­мами ее проявления. Нирвана не является небытием - напротив, это полнота бытия, где человек не цепляется за минуты жизни из страха перед смертью, где его существование исполнено радости и совершен­ства. Слова индийского поэта и драматурга Калидаса кое-что прояс­няют нам в понятии нирваны: «Когда ты вошел в мир, ты горько пла­кал, а все вокруг тебя радостно смеялись. Так сделай жизнь такой, что­бы, покидая мир, ты радостно смеялся, а все вокруг тебя плакали».

Более подробно об учении Будды мы будем говорить на семинар­ском занятии.

 

 

1. Древнеиндийская философия имела практическую направленность, была обращена к повседневным нуждам людей, благодаря чему стано­вилась жизнью человека, важнейшей частью его общей культуры.

2. Вторая ее особенность - персонифицированный характер, так как она решала повседневные вопросы жизни каждого человека.

3. Можно считать, что общим для учений Востока является тре­бование сопровождать постижение новых знаний соответствующим поведением, то есть положение о том, что всякое усвоение знаний тре­бует от человека изменений в его жизни, поведении, настроении.

4. Древнеиндийская философия стремилась найти равновесие между зримым и незримым в человеке. Каждыхй конкретн^хй человек мог от­дать предпочтение либо внешнему, либо внутреннему миру, то есть через философию происходил поиск гармоничного восприятия мира, что обес­печивало развитую духовность общества в целом.

Роль культур Древнего Востока в становлении и развитии мировой цивилизации

1. Религиозные ценности Древнего Востока явились впоследствии источником трех мировых религий: христианства (родина - Палес­тина), буддизма (родина - Индия), ислама (родина - Аравия).

2. Древневосточная мифология объясняла происхождение мира и закладывала основы морали.

3. Древневосточная философия дала миру образец особого пути познания мироздания через самопознание, который определял харак­тер социальных отношений (конфуцианство, моизм, даосизм, легизм - в Китае, буддизм в Индии и т.д.)

4. Искусство Древнего Востока укрепляло государственную власть и служило способом социализации человека.

5. Письменность (иероглифическая, слоговая, алфавитная) была величайшим достижением древневосточной культуры, ибо являлась

• каналом ее распространения,

• средством осуществления преемственности,

• способом сохранения культурной и социальной памяти наро­дов Востока.

 

Тема 4. Античная культура

 

                  План :

1. Общие черты древнегреческой культуры

и мировоззрения.

2. «Золотой век» Афин:

два варианта решения проблемы человека.

3.Платон и мировая культура.

4. Аристотель как систематизатор древнегреческой мысли.

5. «Греческое чудо»

и его влияние на мировую культуру.

6.Культура Древнего Рима

 

 

 

 

Вопрос 1.

«Античный» в переводе с латыни означает «древний». Этим сло­вом называют историю и культуру древних греков и римлян.

Древняя Греция считается колыбелью европейской цивилизации, потому что к идеям и образам древнегреческой культуры можно све­сти практически все достижения этой цивилизации. Духовный им­пульс, сообщенный древними греками мировой культуре, оказывает влияние на нее и в настоящее время. Обратимся к истокам.

«Эллада» - так называли свою страну сами греки, а себя - «эл­линами». Характер мировоззрения эллинов складывался еще в крито-микенский период. Отношение к природе, человеку и обществу отражает мифологизированность древнегреческого сознания.

Природа представлялась древним грекам населенной и управля­емой различными высшими существами, которые делились на три разряда: • верховные небожители во главе с Зевсом; • второстепен­ные божества гор, лесов и рек; • герои-родоначальники, покровите­ли общин, селений.

Среди потомков Зевса выделялся Аполлон - бог светлого начала. Он также являлся богом-прорицателем, покровителем искусств, пред­водителем муз - богинь поэзии, музыки, танца, драмы, истории и аст­рономии. Аполлон олицетворял рациональное в мировоззрении греков.

Иррациональное начало олицетворял Дионис - сын Зевса. Он яв­лялся богом производящих сил природы: виноградарства и виноде­лия. В походах его сопровождала жизнерадостная и разгульная сви­та. Культ Диониса был очень распространен. Это был умирающий и воскресающий бог.

Но власть олимпийских богов была не беспредельной. Сам Зевс -властитель мира, подчинялся велениям судьбы - Ананке. Судьба для греков была обобщенным выражением всего непонятного, необъяс­нимого, неотвратимого.

О происхождении человека существовали разные мифы, но везде повторялся один и тот же мотив: человек - это единство темного и свет­лого начал, возвышенного и низменного, т.е. существо двойственное.

У эллинов не б^хло наших комплексов, им б^хла свойственна внут­ренняя свобода, отсутствие какой-либо стеснительности, т.е. сдер­живающего начала. Возможно, именно благодаря этому в Элладе родилось понятие личности.

Грек не ждал, как это часто делаем мы, лучших времен или обсто­ятельств для того, чтобы проявить себя, не оправдывал свое бездей­ствие тем, что нет условий или людей, способных оценить и поддер­жать его. Натура грека искала реализации «здесь и теперь». Он дей­ствовал безоглядно, не опираясь на правила и инструкции. Дух грека, как и греческой культуры, возбуждался как бы самой природой, ее производящей силой. Его стесняла лишь телесность, вещественность.

    Полис и его роль в античной культуре

Слово «полис» означает город (государство). Рабовладельчес­кие полисы были основой греческой и вообще античной культуры, именно полисная организация общественной жизни необычайно ус­корила развитие культуры. Главная роль полисов заключалась в том, что они предварительно «проиграли» целый ряд проблем, ко­торые потом встали перед европейским человечеством XX века.

Самым демократичным в Греции был Афинский полис. Здесь лю­бой гражданин мог выступить в народном собрании с критикой долж­ностных лиц, с предложениями по вопросам внутренней и внешней политики. Полисная демократия защищала не только жизнь и имуще­ство горожан, но и права и свободу их личности. В условиях полисной культуры и родилась личность, так как данная культура предполагала способность к самооценке, умение сдерживать себя, соотносить свои интересы с интересами других. Правда, помимо этого она предпола­гала также умение скрывать свои интересы, маскироваться и лицеме­рить. Все эти черты составляли существо «полисной» личности.

Афинский полис породил много ярких, выдающихся личностей. С его падением (в V в. до н. э.) начался упадок античной культуры.

    Характерные черты культуры эллинов

1. Подвижный и разнообразный в целом характер духовной культуры.

2. Развитый индивидуализм, явившийся предпосылкой рождения личности.

3. Развитая система заимствования, и трансформации культур­ных традиций: у египтян - солнечный календарь и сведения об уст­ройстве государства; у вавилонян - многие математические откры­тия; у финикийцев - алфавит. Заимствуя, греки учились у своих учи­телей, а это великое умение, лежащее в основе саморазвития.

4. Самобытность и самостоятельный характер национальной культуры, проявляющийся, прежде всего, в присущей грекам свобо­де. Они сотворили себя сами, а ведь свобода в том и состоит, что человек делает себя сам. У греков была поговорка, смысл которой заключается в следующем: человек, страдающий насморком, дол­жен чаще вытирать свой нос, а не винить мир в своих страданиях.

5. Пластичность и гармония греческой культуры ярко проявля­лась в драматургии, поэзии, ваянии и других жанрах, в которых форма должна соответствовать содержанию.

6. Одновременно история Древней Греции б^хла полна безумия и фанатизма, насилия и тирании. Примером является Спарта, с ее казар­менными устоями, с жестоким регулированием даже личной жизни людей (слабых новорожденных сбрасывали в пропасть). Те же афи­няне, гордившиеся своей демократией, приговорили Сократа к смер­тной казни за свободомыслие. Примечательно и то, что ручной труд считался уделом рабов и был постыден для свободного гражданина.

Обобщая, отметим: свободный характер культуры Древней Гре­ции, равно как и ее противоречивость, во многом обусловлены тем, что греки не копировали другие народы, а полагались на свои пред­ставления, они созидали самих себя, и в этом их величие.

             Вопрос2.

Этот период относится к V веку до н. э., когда на должность стра­тега (командующего) в Афинах б^1л избран Перикл (ок. 490-429 г. до н.э.). Период его правления длился всего 15 лет, но сделано было так много, что иногда этот короткий промежуток времени называ­ют «эпохой Перикла». Что же было сделано?

• Был архитектурно преображен облик Афин, построен ансамбль Акрополя, главным храмом которого явился Парфенон.

• Была введена оплата службы должностных лиц (принцип «сти­мул плюс бескорыстие»).

• Малоимущим были даны права и льготы: право заниматься полити­кой, возможность посещать театр за счет средств городской казны и т.д. (т.е. Перикл заботился о росте культурного уровня всех афинян).

• Был принят закон о гражданстве, согласно которому граждан­ство признавалось лишь за теми, кто был сыном или дочерью граж­данина Афин. (Интересно, что сам Перикл стал жертвой закона о гражданстве, поскольку его сын, рожденный его второй женой

пасией, не был признан гражданином, так как Аспасия являлась уро­женкой Милета).

Во многом величие и слава Афин были результатом деятельности Перикла. Он обладал обширным кругозором, глубокими теоретичес­кими познаниями, тонким вкусом. Дом Перикла был самым притяга­тельным местом, где собирались талантливейшие люди: историк Ге­родот, философы Анаксагор и Протагор, великий ваятель Фидий, гра­достроитель Гипподам, драматург Софокл. Душой этого небольшого кружка истинн^хх интеллигентов б^хла Аспасия. Ее роль в преобразо­вании античной культуры, по сути, не меньше, чем роль царицы Не­фертити в древнеегипетской реформации. Главной же ее заслугой б^хло благотворное влияние, которое она оказывала на Перикла.

Перикл преследовал возвышенную цель: создать новый невидан­ный город-царство с высококультурным обществом. Ему нельзя от­казать в благородстве помыслов, однако нельзя не отметить, что, страстно желая видеть греков высококультурными, он переоцени­вал роль культуры в обыденной человеческой жизни. Вследствие этого в Афинах появились массы праздных граждан, постоянно требовавших от государства «хлеба и зрелищ». Материальные ус­ловия жизни улучшались, а нравы падали. Молодежь росла цинич­ной, самоуверенной, стремилась только к наслаждениям.

Много споров тогда велось об «арете» - гражданской доблести. В этих спорах принимал участие и Сократ (470-399 гг. до н. э.).

Его размышления о человеке любопытны и поучительны:

• человек не должен ничего олицетворять, а должен быть самим собою,

• человек не Бог, но ему дана бессмертная душа - и это его личных бог при жизни, с которым он должен соотносить свои планы и поступки,

• высшее призвание человека - быть самим собою в любых об­стоятельствах.

• человек должен сам, своими усилиями добыть «арете», а не го­сударство должно ему его обеспечивать.

Сократ выступал в роли «повивальной бабки» по отношению к своим ученикам, принимая участие в рождении их личностей.

Сократ отстаивал тезис о неразрывной связи общественного и го­сударственного порядка с нравственными ценностями, будучи в этом близок к воззрениям Будды и Конфуция. Он не интересовался воп­росами мироздания.

Образ жизни и деятельность «непослушного» философа раздра­жали многих консервативно настроенных афинян, которые обвиня­ли его в непочтительном отношении к традиционным богам, в по­пытке ввести новыхбогов, в развращении молодежи философскими бе­седами. Большинством голосов присяжные осудили его на казнь. По­мещенный в тюрьму, он отказался от предложенного друзьями побега, считая, что нужно повиноваться закону. В назначенное время он выпил чашу цикуты - растительного яда.

Значение Сократа в том, что он, по словам Цицерона, спустил философию «с небес на землю». Он обратил внимание на человека, на его мышление, его душу. Философия Сократа - это путь само­познания человека.

Немалую роль в истории эллинской философии сыграли «софис­ты» - учителя красноречия. Выдающийся среди них - Протагор (481-411 гг. до н. э.).

Протагор был учеником Демокрита - философа-атомиста. Судь­ба его трагична: книги его сожгли (сочинение «О богах»), а самого изгнали из города, обвинив в безбожии.

Ему принадлежит мысль, которая волнует умы философов и сей­час: «Человек есть мера всех вещей, существованию как существующих и несуществованию как несуществующих». Истолковать эту мысль можно так: то, что человек считает существующим, для него действи­тельно существует, а то, что он считает несуществующим, для него не существует. Иными словами: человек смотрит на мир не глазами, дан­ными ему природой, а «глазами» своего сознания, своей культуры.

Мысль Протагора «Человек есть мера всех вещей» стала пер­вым в истории мировой культуры провозглашением гуманизма как принципа, в соответствии с которым и должна быть организована культура. Значит, Протагор нашел точное и лаконичное выражение для общекультурного идеала.

Все вопросы в период «золотого века» Афин сводились в конеч­ном итоге к проблеме человека. Мы рассмотрели философию, опре­делившую личностный подход к этой проблеме.

Греческие математики и анатомы доказали, что человека можно исследовать теми же способами, какими изучается внешний мир: из­мерять, взвешивать, вычислять и т.д. Такой взгляд хорошо соот­ветствовал демократической жизни общества, где каждый, незави­симо от его внутренних качеств, должен обладать равными со всеми правами и обязанностями перед законом.

Демократия, как и наука, предполагает одинаковость всех членов социума. Демократии эллинского общества соответствовал научный подход, то есть изучение внешнего мира и человека как части этого мира. Новое научное мировоззрение нашло свое выражение в многочис­ленных научных школах, которые разрабатывали свои программы. Назо­вем главные.

Одной из самых ранних была программа (формулировка взгля­дов) Пифагора. Он и его ученики («пифагорейцы») считали, что «все есть число». Это одна из самых фундаментальных программ, по­скольку без математики не может существовать ни одна из наук. В пифагореизме большое внимание уделялось математическим иссле­дованиям, оккультным учениям, в том числе и о переселении души.

 

Школа киников (Антисфен, Диоген, Кратет и др.). Они отрицали цивилизованную жизнь, стремясь к упрощению во всем. Демонстра­тивно пренебрегали нормами морали, приличия, считая, что во всем необходима естественность. Нищенский образ жизни избрали созна­тельно, считая, что он позволяет во всем следовать закону естества.

Пиррон - основатель скептицизма, полагал, что видимый нами мир существует лишь постольку, поскольку нам кажется, что он существует, а в действительности ничего не существует. Когда он умер, его соотечественники, уважая философию его жизни, написа­ли на могиле: «Здесь лежит Пиррон. Ему кажется, что он умер». Последователей у Пиррона было немало, появилась новая жизнен­ная позиция - скепсис, который способствовал расцвету иного -критического мышления.

Стоицизм - родоначальник Зенон. Его школа и учение опреде­ляли цель жизни человека как жизнь в согласии с природой и утвер­ждали, что следовать этой цели - то же самое, что быть добродетель­ным. Стоики полагали, что жить в царстве света - значит жить как должно, что у каждого человека есть свой рок, его необходимо лю­бить и не надо рассуждать о том, каким должен быть человек, а просто быть им, во всем остальном доверяя судьбе.

  Итак, рассмотренные нами философские учения Древней Гре­ции, бывшие, вместе с тем, принципами жизни определенных слоев эллинского общества, условно можно разделить на два подхода:

• Человек должен личными усилиями изменить свою жизнь, не ожидая, пока ее изменят общество и государство, поскольку истин­ные законы жизни находятся в самом человеке. Это философско-личностный подход.

• Существует возможность познания окружающего мира, систе­матизации и классификации накапливаемых знаний о предметах. Эти знания - необходимая опора человека, ибо для того, чтобы жить в этом мире достойно, по-человечески, нужно его познать. В этом суть научно-рационалистического подхода.

Каждый из этих подходов внес огромный вклад в развитие фи­лософии и мировой культуры в целом.

 Вопрос 3.

Философия Платона подготовила сознание греков и римлян к вос­приятию идей Нового Завета. Уже одним этим он оказал огромное влияние на мировую культуру. Главное же, в чем выразилось его вли­яние на культуру, состоит в возвышенном отношении к идеям, кото­рое он сумел привить человечеству. Платоновский «мир идей» огро­мен, и важно, что ему удалось создать такое представление об иде­альном, которое не может быть приземлено или стать обыденным. Это принципиально определило последующее развитие мировой филосо­фии. Кроме того, Платон существенно повлиял на европейскую лите­ратуру. Мастерски созданные им диалоги и по сей день остаются об­разцами литературного творчества. Что же это была за личность?

Платон (427-347 гг. до н. э.) Встреча с Сократом полностью измени­ла его жизнь. Он понял, что его царское происхождение мало значит в сравнении с божественным происхождением истинной философии.

Ранние диалоги Платона испытывают влияние Сократа. Диа­лог как литературная форма был избран Платоном скорее всего под влиянием «сократического способа» ведения бесед. Постепенно диалоги становятся все более самостоятельными и зрелыми. Рассмотрим ве­дущие философские идеи, выраженные в них.

 Каждый из людей - это символ человека, а тело является лишь временным пристанищем души, средством ее общения с чувственным миром. Кто хочет познать себя, тот должен заглянуть в свою душу. Познать себя - это обратить свой взор в ту часть души, в которой заключена мудрость. Любовь к мудрости возвышает человека над всем временным, освобождает его от земных привязанностей. В ком есть такая любовь, тот обладает добродетелью и высшим достоинством.

В конце жизни Платон написал свою последнюю книгу «Законы», в которой идея философов-правителей уже отвергается, а все в госу­дарстве основывается на твердой власти и принуждении. Основной принцип разумного устройства государственности - человек должен все время быть чем-то занят. Все, в том числе искусство, должно на­ходиться под строжайшим контролем государства. Таким образом, Платон был одним из первых, кто обосновал тоталитаризм как за­лог оптимального функционирования общества. Правда, произош­ло это уже на последнем этапе жизненного пути, и в истории фило­софской мысли Платон все же остался более как идеолог самоопределе­ния государства через самоопределение личности.

От «Золотого века» Афины вели в будущее два основных пути:

• путь самопознания, на который указывали Платон и Сократ, и

• путь накопления знаний о мире вне человека, на который ука­зывал Аристотель.

 Вопрос 4.

Аристотель (384-322 гг. до н. э.) б^хл родом из Стагира. Он вы­делялся среди учеников платоновской Академии своей страстью к исследованиям. Платон называл его умом Академии. Но постепен­но от своего учителя Аристотель отошел: «Платон мне друг, но ис­тина - дороже».

Работоспособности Аристотеля можно было удивляться. Расска­зывают, что во время работы он брал в руку шар, а у ног ставил таз. Когда он засыпал от усталости, шар падал в таз, и от звука Аристо­тель просыпался, вновь брал в руку шар и продолжал работать.

В 50-летнем возрасте Аристотель основал свою философскую школу в Афинах - Ликей, или Лицей. За свою жизнь он написал 300 больших трактатов, которые могут составить отдельную библиотеку. До наших дней дошли труды Аристотеля по метафизике, гносеологии, методоло­гии науки, логике, сочинения по биологии, этике, исследования по пси­хологии, политические трактаты, труды по физике, метеорологии. Ари­стотель работал как бы за все человечество, он стремился обозреть весь мир, в реальном существовании которого не сомневался.

Детищем Аристотеля стала наука о мышлении и его законах, ко­торую он изложил в шести работах.

 

Бог Аристотеля - идеальный логик, определивший собой единство всего сущего. У Аристотеля, следовательно, была не только идея син­теза всех наук, но и орудие, с помощью которого ее можно осуществить. Прошло много веков, и аристотелевский рационализм стал играть решающую роль в западной культуре.

5. «Греческое чудо» и его влияние на мировую культуру 1. Культура Древней Греции стала прообразом последующего развития европейской культуры, а следовательно - одним из прооб­разов мировой культуры.

2. Деятельность Сократа стала образцом внеакадемического фи­лософствования, что сближало его с философами Востока и дало европейской культуре импульс к самопознанию.

3. Платоновская Академия, равно как и Лицей Аристотеля, по­служили образцами профессиональных исследований в области гу­манитарного и естественнонаучного знания. По своему научному уровню к ним может быть приравнен центр в основанной Алексан­дром Македонским Александрии (Египет). Центр назывался Мусейон, в нем была огромная библиотека, лаборатории, обсерватории, зоопарк и ботанический сад.

4. Непревзойденные образцы творчества были созданы и в дру­гих областях античной культуры, помимо философии: в истории -Геродотом, в поэзии -Гомером, в медицине- Гиппократом, в драма­тургии - Софоклом, в ваянии - Фидием и др.

5. Культура Древней Греции подготовила людей к принятию хри­стианского мировоззрения.

6. Появление и распространение «эллинизма» связано со време­нем, которое наступило после завоеваний Александра Македонс­кого. В этот период происходило активное взаимодействие различ-н^1х культур (что объясняется переделом границ и появлением но­вых государств). Изменяются отношения между личностью и госу­дарством, возрастает отчуждение между ними. Горизонты созна­ния раздвигаются до границ ойкумены, распространяются идеи космополитизма и новой человеческой общности.

7. В IV веке до н. э. возникает понятие «семь чудес света», кото­рое имело смысл не «достижения национальных культур», а «чуде­са творения рук человеческих».

8. Организация и проведение в Древней Греции Олимпийских игр были не только демонстрацией физического совершенства челове­ка, но и фактором объединения народов - не случайно впоследствии эти игры стали гарантом мира на Земле.

9. В Александрии возникла новая гуманитарная дисциплина -филология.

10.Греки стали родоначальниками трансформации религиозных воззрений: они «присваивали» себе восточные божества, давая им свои имена.

И в заключение отметим: эллинская культура была полна контрастов. Это определялось сближением на ее основе культур Европы и Азии, Запада и Востока. И хотя противостояние между

ними не исчезло, эллинизм стал свидетельством того, что между разными национальными культурами существуют общие точки со­прикосновения, что расширение индивидуального сознания и от­крытость человека миру — это путь постепенного преодоления про­тивостояния, национальной розни.

               Вопрос 5.

Культура Эллады отличалась самобытностью, непосредственно­стью, открытостью. Греки часто были импульсивны, несдержанны, непостоянны. Однако это не препятствовало их творчеству, воспри­ятию ими нового, способствовало поэтизации их мировоззрения.

Иным был характер древних римлян. Само название «римляне» свидетельствовало о превосходстве города над человеком. Могу­чий город был божеством — не просто центром универсума, а внут­ренней точкой отсчета в оценке помыслов, чувств, настроений рим­лянина. Мировоззрение последнего было намного прозаичнее, чем у грека. Религиозная сдержанность, суровость и внутренняя целесообразность характеризуют римлян. В их манерах чувствова­лась обдуманность, но вместе с тем и искусственность. И это не могло не отразиться на характере древнеримской культуры.

 

В конце VII века до н.э. в Риме установилось господство этрус­ков, которые стали проникать в Италию. У этрусков римляне взяли обычай пышно отмечать воинские триумфы. В целом искусство эт­русков было реалистичным. У них был свой пантеон богов, анало­гичный римскому, было очень развито гадание, которое в Риме по­лучило название «этрусская наука». Гадали по внутренностям жи­вотных, особенно по печени. Этруски были искусными мореходами и пиратами, также они славились как замечательные ремесленники и, в первую очередь, к



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.