|
|||
Лекционный курс 3 страницаКак в связи с этим происходило развитие человеческого общества? Ученые считают, что первой упорядоченной формой организации общества, сменившей праобщину, был коллективродственников, связанных общим происхождением по материнской линии, т.е. материнский род. Значение имело то, что кровное родство обеспечивало более прочные социальные связи. Женщины играли важнейшую роль во всех областях хозяйственной жизни рода. С женщиной ассоциировалось само понятие жизни и ее продолжение. Она была хранительницей очага (огня), а ведь именно огонь (умение его добывать и хранить) делал человека отличным от животных. Именно при свете огня человек увидел самого себя и свою особенность. В свете солнечного дня он не выделял себя из природы. Солнце светило всем - огонь светил только человеку. Употребление огня стало началом культуры как человеческого способа жизни. Особая роль женщины в первобытном человеческом обществе стала основой первого культа - поклонения женщине. Однолинейный (по женской линии) счет родства стал началом общинно-родового строя и первым принципом организации рода в его рамках. Род - это уже не биологическое явление, он имеет социальную окраску. Вторым принципом организации рода явился обычай экзогамии, т.е. запрещения брачного общения внутри рода. Причин происхождения экзогамии выдвигают много: инстинктивное отвращение к кровосмесительным связям, желание не допускать каких-либо столкновений внутри рода и др.
Так или иначе, но именно в связи с однолинейным счетом родства и экзогамией на смену праобщине приходит новый производственный коллектив - родовая община. Это начало новой жизни, организованной на основе социальных, самим человеком созданных принципов. Разумеется, почтение к женщине и запрет на кровосмешение в своих истоках имеют буквальное значение. Однако по мере развития общества они приобретают и символический смысл. Почтение к женщине есть, в конечном итоге, почтение к жизни, почтение ко всему, что обеспечивает существование общества и культуры: почтение и уважение к традициям, святыням, обрядам и т.д. Возникновение речи и мышления способствовало развитию форм первобытной культуры: от материальной до духовной - ведь речь и мышление позволяют человеку действовать не только с вещами (орудиями труда), но и с их идеальными копиями, с их образами и звуковыми обозначениями. Для этого необходим не только развитый мозг, но и развитый артикуляционный аппарат, включающий органы речи, мимику, руку. Мысль, слово, дело становились для людей не менее реальными, чем мир натуральных предметов. Мысль и слово позволяли не только общаться, но и быть связанным с отсутствующим человеком. Связи между людьми постепенно становились не только материальными, физиологическими, но и идеологическими. Идеология, по удачному выражению философа М.К.Мамардаш-вили, - это «социальный клей». Благодаря идеологии даже умершие могли продолжать жить, т.е. быть «склеенными» с живущими. Мертвые обрели способность становиться прообразами героев, которым впоследствии поклонялись живые. Идеологические воззрения древних людей закреплялись в действиях, носивших обрядовый, ритуальный характер. Антропологи относят к ним, в первую очередь, ранние погребения. Факты погребений свидетельствуют о том, что эти ритуальные акты были вершиной реализации того массива идей, которым располагали наши предки. Вопрос 3. Неверным было бы представление о том, что идеи первобытных людей являлись чем-то совершенно примитивным. Если бы это было так, то первобытный человек не смог бы выжить, обеспечить себе жизнь. Зачатки рациональных знаний и речь, одомашнивание животных и создание сельскохозяйственных культур, овладение огнем, изобретение колеса и орудий труда - все это имело отношение к материальной культуре первобытного общества, на основе которой формировалась его духовная культура - мир идей. Особенностью первобытной культуры являлось прежде всего то, что она, образно говоря, б^1ла скроена по мерке самого человека. У истоков материальной культуры вещами командовал человек, а не наоборот, они служили продолжением его собственных органов, были их вещественными копиями. В связи с этим духовная культура как бы буквально продолжала материальную. Орудия труда имели строго определенное назначение. Они были необходимы для поддержания жизни. Но жизнь постоянно выходила за рамки биологического существования. Она становилась социальной, и для ее поддержания требовались иные средства. Одним из таких средств явилось искусство. Вид руки стал первой моделью, по которой были созданы простейшие орудия труда. Но инструмент высшего качества - это уже не просто орудие труда, а настоящее произведение искусства. Для человека-труженика он будет предметом, доставляющим непосредственно эстетическое наслаждение, радость. И ради этого человек напрягается, надрывается, испытывает лишения... Таким образом, труд и соответствующие орудия труда выражают, с одной стороны, неудовлетворенность человека существующим, а с другой стороны - способ достижения удовлетворения. С помощью орудий труда первобытный человек достигал того, что виделось ему лишь в воображении. В них он непосредственно воплощал свое чувство, свое видение мира. Поэтому произведения первобытного искусства являются не простым отражением мира вещей, но и выражением состояния человека. Взгляды на происхождение первобытного искусства 1. В марксистском учении происхождение искусства объясняется трудовой деятельностью. Г.В.Плеханов писал по этому поводу, что искусство - дитя труда, а не игры. 2. Согласно иным взглядам, искусство связано с религией. Магия охоты и магия плодородия находили отражение в деятельности первобытных художников. 3. Существует также традиция связывать происхождение искусства с игровой деятельностью. Замечено, что первобытные изображения постепенно становились менее реалистичными, более условными. Для игры как раз характерно создание человеком в условном пространстве и времени порядка, который определяется им самим. Академик А.П.Окладников в книге «Утро искусства» писал, что у первобытных художников была сильна потребность в материализованном выражении внутренних переживаний, чувств и идей, потребность в реализации творческой фантазии. В вопросе о происхождении искусства важно понять не столько причину, сколько цель, с которой первобытный художник создавал свои произведения. Целью для него служила тяга к изображению идеала. На начальной стадии культуры цели и идеалы искусства совпадают. Это определяется синкретичностью (нерасчлененностью) первобытной культурной деятельности. Истина, добро и красота были еще нераздельны, и все ценности обладали их единством. В связи с этим закономерны особенности первобытной культуры. Особенности первобытной культуры • Антропоморфный (человекообразный) характер. • Синкретичностъ - неразделенность, единство. • Примитивный коллективизм, способствовавший локальному развитию форм первобытной культуры как способов коммуникации и общения. • Национальные особенности, обусловленные приспособлением первобытных людей к среде обитания (в Европе - европеоидная раса, в Азии - монголоидная раса, в Африке и Австралии - негроидная раса). Формы первобытной культуры. 1. Сохранения и захоронения как особый вид творчества, направленный на идеал и ставший способом его сохранения, то есть способом сохранения живого образа умершего в памяти оставшихся. Как художник, возвращающий людям идеал, тем самым оживляет его в их памяти, так и захоронение покойника было его своеобразным оживлением, т.е. предотвращением любой возможности увидеть разложение образа сородича. 2. Религиозные воззрения: • тотемизм (вера в существование связи между родовой группой и тотемом - видом животных, растений, каких-либо предметов или явлений природы); • анимизм (вера в души, заключенные в какие-либо тела, или в духов, действующих самостоятельно); • аниматизм (представление об одушевленности всех предметов и явлений природы, их оживотворение); • фетишизм (вера в сверхъестественные свойства одухотворенных предметов); • магия (вера в способность человека воздействовать на предметы и явления природы сверхъестественным способом). Религия была как бы обязательством древних не приносить природе ущерб больший, чем это необходимо для выживания. Она являлась частью культуры первобытного человека, а значит, и частью самого человека. 3. Мифотворчество. Остановимся на нем подробнее. Вопрос4. Мифология становится «ядром» и одной из самых ярких форм первобытной культуры. Ее роль и влияние выходят далеко за пределы времени, в котором она зародилась. Она становится органичным элементом развившейся на ее основе более поздней культуры. Дня первобытного человека мифология являлась объективной действительностью. Такой же, как для нас, например, знание о том, что в году 365 или 366 суток. Подобные аксиомы кажутся нам как бы свойствами самих вещей, едва ли не природными явлениями. Это происходит еще и потому, что мы не знаем их автора. Мифы также являются анонимными произведениями. Для первобытного человека они вообще не были «произведениями». Они выступали формой его сознания, его психического состояния, которое отождествлялось им с состоянием окружающего мира Не мир вне человека, а мир в восприятии рода стал началом человеческого знания. Таким образом, мифология - это мир первообразов, которые были достоянием рода и передавались из поколения в поколение. Мифология стала исходной формой человеческого мышления, источником последующих, более развитых его форм: религиозного, художественного, философского, научного сознания. А это означает, что мифы являются своеобразной «материей» духовной культуры первобытного общества. Роль и значение мифотворчества в жизни первобытного человека проявляются в функциях мифов. Эти функции таковы: 1) моделирующая. Модель мира представала перед человеком в виде прообразов, с помощью которых происходило познание и освоение мира; 2) идеологическая. Идеи и фантазии, выраженные в мифах, становились реальностью для человека, что продуцировало формирование идеологического сознания, мировоззрения. Мифология давала человеку набор оригинальных образов, или моделей, по которым строились его поведение, сознание, жизнь; 3) регулирующая. Идеи и образы мифов способствовали созданию первых норм и правил жизни, регулировали жизнедеятельность человека. Например, образ богини Немезиды отождествлялся с идеей возмездия и служил психологическим барьером на пути совершения разного рода бесчеловечных поступков, преступлений и т.д. Реализации этих функций способствовали свойства мифов: 1) диахрония - смещение времени в ракурс неопределенной длительности. Миф для первобытного человека - это не история, которая когда-то произошла и стала прошлым. Это настоящие действительные события, которые происходят и существуют всегда; 2) синхрония - одновременность происходящих событий. События, излагаемые в мифе, являются содержанием мифологического сознания, поэтому переживаются человеком как реальные, происходящие с ним самим «сегодня и сейчас». Человек жил событиями мифа. Они были его прошлым, настоящим и будущим одновременно. Это проявлялось в том, что человек действовал, совершал обряды, воспроизводил мифы. В жизни древних людей не только сами обряды, песни и танцы были посвящены мифическим событиям, но и изобретение обрядов, песен или музыкальных инструментов приписывалось героям мифов (например, Аполлону, Гермесу, Орфею и др.). 3) обрядовость и ритуальность. Обряды, танцы, хороводы были внешними формами выражения содержания мифов. Значение обрядов было так велико, что в Афинах ради них даже откладывали смертные казни. Так случилось с Сократом. Он ждал казни, пока не закончился обрядовый праздник. Обряды и ритуалы выражали единство мифотворчества, а значит, и древней культуры. Такое единство характеризует ее синкретичность; 4) культовость. Культ - это поклонение, почитание. Сам^хми древними объектами культа б^хли, вероятно, огонь и хранительница огня -женщина. С культа начинается культура. Смысл мифологических культов заключается в том, что человек должен был поступать так, как поступали герои мифов. Культ возвышал человека над обыденностью первобытной жизни и дикостью животного существования. Поступая, как мифологические герои, разыгрывая сцены их жизни, человек уподоблял себя им, и это делало его человеком. Поэтому можно сказать, что с культа начинался сам человек. Единство словесной и действенной стороны первобытной культуры выражалось как требование единства слова и дела. Оно было непосредственным выражением творчества и совершенствования. Таким образом, мифология создавала социальные нормативы жизни и развивала культуру. Вопрос5. Основным содержанием эпохи разложения первобытного общества стало возникновение частной собственности, классов и государства. Накопление отдельными слоями населения излишков продукции в виде богатств было началом частной собственности. Появление такой собственности способствовало развитию войн. Грабеж давал возможность быстрого и легкого обогащения. Военное дело и трофеи ценились выше достатка, полученного мирным путем. Боеспособные мужчины постепенно составили новую форму организации общества, которая получила название военной демократии. Возникает социальное неравенство, использование труда военнопленных, рабов. Происходит сплочение знати, объединение ее в тайные союзы для защиты своих привилегий. Постепенно представители знати стали обладать реальной властью в родоплеменных общинах. Они все более стали отрываться от общины. Их кланы превращались в самостоятельные органы господства и угнетения. Укрепление этих органов явилось фактором возведения в ранг закона существовавшего неравенства. Происходит становление государственного и политического устройства общества нового типа. Духовная культура в этот период характеризуется следующими особенностями: 1. Экономические и социальные преобразования способствуют росту знаний, многообразию видов деятельности и культуры. 2. Умственный труд становится профессиональным занятием, появляются управленцы, выделяются военачальники, жрецы и т.д. 3. Зарождаются правовые знания. 4. Возникает искусство архитектуры. 5. Происходит отделение ремесла от земледелия. 6. Развиваются и усложняются религиозные верования. 7. Осуществляется переход к патриархату, сопровождающийся возникновением культа мужских предков-покровителей. 8. Создается упорядоченная письменность. Пиктография (рисуночная письменность) - вершина развития духовной культуры, передававшая лишь общий смысл сообщения, постепенно трансформируется в идеографическое или логическое письмо, где знаки обозначают понятия и слова. В первобытную эпоху зародились все виды изобразительного искусства: графика( рисунки и силуэты), живопись( изображения в цвете, выполненные минеральными красками), скульптура( фигуры, высеченные из камня или вылепленные из глины), декоративное искусство( резьба по камню и кости).Особая область первобытного искусства -геометрический орнамент.. Разновидностью такого письма является древнейшее иероглифическое письмо шумеров, египтян, критян, китайцев, майя и др. народов. Все это по-разному отразилось на каждой национальной культуре и в целом на культурах отдельных цивилизаций. Наиболее крупным из них будут посвящены последующие лекции курса. Несомненно, многие факты первобытности не могут быть однозначно объяснены из-за недостатка знаний, утраты культурно-исторического контекста, невозможности реконструкции духовных феноменов и, особенно, полного отсутствия письменных источников. В силу этого изучение первобытной культуры началось сравнительно поздно -в ХIХ веке. Археологические исследования с каждым годом приносят новые находки: обнаружено более 10 тысяч рисунков, сотни тысяч предметов быта и орудий. Ученые пристально изучают проявления культуры, отстоящие от нас на миллионы лет. Первобытная культура-это такая форма организации жизни людей, которая соответствует слабо развитым общественным отношениям. Но эта культура, как и любая другая культура, обладала признаками самодостаточности и самоценности. Эта культура способна и сегодня дать нам образцы взаимоотношений человека и природы. Тема 3. ВОСТОЧНАЯ КУЛЬТУРА (3-2 тыс. до н.э.) План:
1.Особенности египетской культуры и цивилизации. Значение культуры Древнего Египта. 2. Шумерская и аккадская культура и цивилизация. 3. Значение древнекитайской культуры. Истоки традиционализма древнекитайской духовной культуры. 4. Культура Древней Индии. Общие черты древнеиндийской культуры. 5. Буддизм - символ культуры Древней Индии . Индийская философия как важнейшее достижение мировой духовной культуры.
Вопрос 1. Египет - это государство, располагающееся в северо-восточной Африке, в нижнем течении реки Нил, одно из древнейших государств в мире. Слово «Египет» происходит от древнегреческого наименования «Айгуптос». Современные египтяне, говорящие по-арабски, называют свою страну «Миср». Древние египтяне называли ее «Кемс» (Черная) - по цвету темной почвы. Культура древнего Египта настолько отличается от предшествующих культур, что существует гипотеза ее внеземного происхождения. Египтологи считают, что египтяне- выходцы из Азии. Об этом, по их мнению, свидетельствует язык и особенности характера .Другие ученые полагают, что исконные жители Египта -родственники негритянских народов. Так или иначе, в IV тысячелетии до н.э. население долины Нила переходит от первобытности к цивилизации. Формируются все основные признаки последней: письменность, монументальные сооружения, города. классовое общество и государство. Государство Египта- первая империя, претендующая на мировое господство. Это было сильное государство, в котором народ был полностью подчинен правящему классу. Основными принципами, на которых строилась верховная власть в Египте, были незыблемость и непостижимость. Древнеегипетская культура развивалась изолированно. Традиционность составляла ее суть. Отличительными чертами культуры Египта были наглядность и предметность. Вид - вот что главенствовало в ней. Ритуалы и обряды занимали очень важное место. Они способствовали стабильности государства и культуры. Величайшими памятниками материальной культуры древних египтян явились пирамиды и оросительная система. Пирамиды были своеобразной данью Солнцу, оросительные каналы - Нилу. Крупнейшая из пирамид - пирамида Хеопса (имеет высоту 146,5 м). Поражает точность подгонки ее глыб: между ними нельзя просунуть лезвие ножа. Она стоит уже около пяти тысяч лет. В древности существовала пословица: «Все в мире боится времени, а время боится пирамид». Пирамиды - высшее достижение древнего рационализма. С ними связано много загадок и необъяснимых учеными явлений. Примечательным явлением материальной культуры Древнего Египта является также сфинкс. Это фантастическое существо с телом льва и головой человека, реже - животного. Сфинкс - это тайна, многосмысловой образ. Его можно расшифровать и так: человеческая голова, выглядывающая из тела животного, олицетворяет дух, который начинает возвышаться над природой. Интересно, что древнеегипетские боги часто изображались наоборот: в виде человеческой фигуры с головой животного. Так же облачались и жрецы при исполнении различных обрядов. Изображение на плоскости не столько смотрелось, сколько читалось. Художник показывал предмет не таким, каким видел его, а стремился отразить сразу все его характерные признаки. Поэтому изображения получались необычными. На наш взгляд, позы людей на этих изображениях странны и неестественны. У египтян, как мы знаем, были развиты грамматика, астрономия, музыка и медицина. Большое значение в их духовной жизни имел культ мертвых Отсюда чрезвычайно почтительное отношение к умершим. Еще при жизни египтяне, особенно состоятельные, заботились о строительстве для себя гробниц, чтобы приготовить вечное пристанище для своего тела В связи с этим было развито бальзамирование. Основным изображением на гробницах является суд в царстве мертвых. Видимо, египтяне верили в загробную жизнь, считая, что там их ожидает священное судилище. Мысль о предстоящем суде и загробном царстве обязывала живых чтить моральные предписания. Еще более высоко, нежели умершие, почитались древнеегипетские цари. Имя человека в Древнем Египте считалось его душой. Имена и титулы царей почитались священными. Царя избегали называть по имени без особой надобности. С середины 2 тысячелетия до н. э. царя стали называть иносказательно - «большой дом», откуда и появилось слово «фараон». Царь олицетворял высшую власть, был живым божеством и предметом всеобщего поклонения. Власть фараонов зиждилась на громадных ресурсах земли, людей, продовольствия, вещей и утверждалась в формах собственности, иерархия которых пронизывала все общество. Естественно поэтому культуре Древнего Египта свойственно стремление к овеществлению, объективации. Жрец, которому было поручено написать египетскую историю, насчитал до 30 династий фараонов. По преданию, первым царем Египта был Мена (Мина). В истории Египта были и фараоны-женщины: Нитокрида, Нефрусебек, Хатшепсут и др. С царствующими женщинами связаны многие значительные события в истории древнеегипетской культуры. Так, например, своей реформаторс кой деятельностью Эхнатон был обязан влиянию супруги - Нефертити (перевод имени - «красавица грядет»). Она производила на современников необычайное впечатление своей красотой и манерами, живостью ума и характера. С ее появлением на арене истории связано изменение стиля в изобразительном искусстве Египта: зарождение пристального внимания к внутреннему миру человека, тонкое изображение драматизма душевных переживаний. Этот новый стиль стал фактором относительного реформирования не только искусства, но и духовной жизни египтян в целом -фактором обращения к человеческому в человеке. В 1912 году были найдены поэтичные, тонкие скульптурные портреты Нефертити и фараона Эхнатона, созданные мастером Тутмесом в XIV веке до н. э. Значение культуры Древнего Египта 1. Древнеегипетская реформация, которая заключалась в пробуждении человека, в его освобождении от давящей рациональности циклопических сооружений, культовых памятников и «городов мертвых», имела большое значение для мировой культуры в целом. Суть ее заключалась в попытке взглянуть на человека как на живое, а не культовое существо. 2. Египтяне оставили человечеству папирус, монументальную каменную архитектуру, пирамиды, скульптурный портрет, идею художественного канона, математические и астрономические познания. 3. В течение длительного периода египтяне были пионерами цивилизации. Так, в эпоху Древнего царства (3 тысячелетие до н. э.) в Египте существовало своеобразное «высшее учебное заведение» - «Дом жизни», были в ходу учебники и задачники, всевозможные лечебники. 4.Египетская культура оказала влияние на культуру Рима: культ египетской богини Исиды получил широкое распространение в Риме: сюда же перевозились гигантские обелиски и памятники. 5.Египетское искусство с характерной для него монументальной архитектурой и скульптурой явилось образцом для крито-микенской культуры в Древней Греции. 6.Египетский скульптурный портрет, пейзажная живопись, обелиски и другие элементы архитектуры, львы и сфинксы были восприняты античным искусством, а через него-европейским. 7.Египетская религия оказала влияние на христианское учение: библейские сюжеты, учение о загробном суде и др.Связаны с египетской религией или заимствовано из нее.
Таким образом, древнеегипетская культура - это попытка приоткрыть тайну человека, показать, что многое в мире является творчеством самого человека, что именно через него приходят в мир вечное и возвышенное, прекрасное и истинное.
Вопрос 2. Примерно в то же время, что и в Египте, рабовладельческое общество и государство складывалось в южной части долины Тигра и Евфрата, называемой Двуречьем.(Междуречье). Вся долина называлась Месопотамией (сейчас эту территорию занимает государство Ирак).На территории Междуречья сменяли друг друга различные государственные образования: Шумер, Аккад, Вавилония, Ассирия, Иран. В Двуречье существовало несколько десятков небольших городов-государств с населением 40-50 тыс. человек каждый. Древнейшим населением территории являлись шумеры. Большинство городов было основано шумерами, поэтому эту культуру принято называть шумерской.. У шумеров была развита математика, они пользовались шестидесятеричной системой исчисления. Школы у них находились при храмах и дворцах. Они готовили детей из натных и богатых семей к должности писцов, чиновников и жрецов.В школах давалось как общее, так и несколько повышенное специальное образование .Общее образование включало изучение письменности и языка, а также элементов арифметики, геометрии и астрономии. В систему специального образования входило изучение богословия, права, медицины и музыки. Своими геометрическими формами храмы шумеров очень напоминают современные сооружения. Основным строительным материалом служила глина. Шумеры умели выполнять сложные операции, например, удалять катаркту. Они разработали и составили первый календарь для зимы и лета. В перечне растений выделяли особые группы деревьев- фруктовые, хлебные злаки и ароматические травы. Шумерам принадлежала первая глиняная географическая карта. Шумеры высоко ценили музыкальное исполнительское искусство. Они создали свирель, флейту, бубен, арфу. Шумерская мифология - одна из древнейших. Мифы о сотворении мира, о всемирном потопе были рождены именно ими. В шумерской цивилизации были заложены начала науки, которая была вписана в религиозное мировоззрение. Библиотеки шумеров были первыми в человеческой цивилизации хранилищами разнообразных знаний, и можно утверждать, что основы библиографии заложены шумерским народом. Шумеры создали правовые кодексы. Шумеры были весьма художественным народом. Очень рано у них развилась скульптура, хотя в стране было мало камня. Храмы шумеров удивительно напоминают современные сооружения своими геометрическими формами. Эта культура существовала с 4 тыс. до н.э. до первой половины 1 тыс. до н.э., затем усиливается мощь Аккада. Царь Саргон впервые в мировой истории создал постоянное войско численностью 5400 человек .Он объединил всю Мессопотамию в единую великую империю и расширил границы далеко за пределами Персидского залива. Покоренные аккадцами народы находились на более высоком уровне развития. Шумеро-Аккадское государство просуществовало около 200 лет. Многие достижения культуры Шумера были ассимилированы и творчески переработаны другими народами. В первой половине 2 тыс. до н.э. произошло новое объединение всех государств Мессопотамии вокруг Вавилона. Слово «Вавилон» («Бабили») переводится как «Врата Бога». Древневавилонское царство достигло вершины своего развития при царе Хаммурапи - опытном полководце, политике и законодателе. Законы Хаммурапи - первый из известных во всемирной истории сборник законов. В них выражена попытка учета злой воли при определении наказаний за преступления. В Вавилонии были развиты ростовщичество и долговое рабство. Торговля и имущественная зависимость приводили в конечном итоге к тому, что родители продавали своих детей. Дети являлись прибыльным товаром для многих семей. Существовала поговорка: «Сильный человек живет своими руками, а слабый - ценой своих детей». В Вавилонии, в отличие от Египта, не развился в такой мере заупокойный культ и не было построено ничего, подобного каменным громадам пирамид. Наиболее значительным явлением вавилонской (и шире - месопо-тамской) мифологии была теогоническая поэма «Энума элиш» («Когда вверху») - о происхождении мира. Верховным божеством вавилонского пантеона был Мардук; он же являлся покровителем города. Семь главных астральных богов послужили основой современной семидневной недели. Жречество в Вавилонии было достаточно развито. В храме бога солнца Шамаша существовали жрицы-затворницы - своеобразные дохристианские монахини. Сильное жречество сдерживало развитие науки и культуры в целом. Но математические познания были глубокими. Вавилонские математики стали основоположниками алгебры (решали уравнения с тремя неизвестными). Больших успехов достигла астрономия, были созданы карты звездного неба. Вместе с тем, и в этом особенность, астрономия и медицина развивались в тесной связи с астрологией и магией. Высокого развития достигло вавилонское искусство архитектуры. Висячие сады Семирамиды стали одним из семи чудес света. Ассирия. В середине 3 тысячелетия до н. э. в Северном Двуречье образовалось государство Ассирия с центром в древнем городе Ашшур (Ассур). Ассирийское искусство исполнено пафосом силы, оно прославляло мощь и победу завоевателей. Особенность ассирийского искусства-изображения царской жестокости .Жестокость нравов связана с невысокой религиозностью: в городах преобладали не культовые постройки, а дворцы и светские постройки; в рельефах и росписях -не культовые, а светские сюжеты. Характерны изображения животных( грандиозные и высокомерные крылатые быки с надменными человеческими лицами и сверкающими глазами, львы, кони).
|
|||
|