Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Лекционный курс 3 страница



Как в связи с этим происходило развитие человеческого обще­ства? Ученые считают, что первой упорядоченной формой организа­ции общества, сменившей праобщину, был коллективродственни­ков, связанных общим происхождением по материнской линии, т.е. материнский род. Значение имело то, что кровное родство обеспечи­вало более прочные социальные связи.

Женщины играли важнейшую роль во всех областях хозяйствен­ной жизни рода. С женщиной ассоциировалось само понятие жиз­ни и ее продолжение. Она была хранительницей очага (огня), а ведь именно огонь (умение его добывать и хранить) делал человека от­личным от животных.

Именно при свете огня человек увидел самого себя и свою особен­ность. В свете солнечного дня он не выделял себя из природы. Солнце светило всем - огонь светил только человеку. Употребление огня стало началом культуры как человеческого способа жизни.

Особая роль женщины в первобытном человеческом обществе стала основой первого культа - поклонения женщине.

Однолинейный (по женской линии) счет родства стал началом общинно-родового строя и первым принципом организации рода в его рамках. Род - это уже не биологическое явление, он имеет соци­альную окраску.

Вторым принципом организации рода явился обычай экзогамии, т.е. запрещения брачного общения внутри рода. Причин происхож­дения экзогамии выдвигают много: инстинктивное отвращение к кровосмесительным связям, желание не допускать каких-либо стол­кновений внутри рода и др.

 

Так или иначе, но именно в связи с однолинейным счетом родства и экзогамией на смену праобщине приходит новый производственный коллектив - родовая община. Это начало новой жизни, организован­ной на основе социальных, самим человеком созданных принципов.

Разумеется, почтение к женщине и запрет на кровосмешение в своих истоках имеют буквальное значение. Однако по мере разви­тия общества они приобретают и символический смысл. Почтение к женщине есть, в конечном итоге, почтение к жизни, почтение ко всему, что обеспечивает существование общества и культуры: почте­ние и уважение к традициям, святыням, обрядам и т.д.

Возникновение речи и мышления способствовало развитию форм первобытной культуры: от материальной до духовной - ведь речь и мышление позволяют человеку действовать не только с вещами (ору­диями труда), но и с их идеальными копиями, с их образами и зву­ковыми обозначениями. Для этого необходим не только развитый мозг, но и развитый артикуляционный аппарат, включающий орга­ны речи, мимику, руку. Мысль, слово, дело становились для людей не менее реальными, чем мир натуральных предметов. Мысль и сло­во позволяли не только общаться, но и быть связанным с отсутству­ющим человеком. Связи между людьми постепенно становились не только материальными, физиологическими, но и идеологическими.

Идеология, по удачному выражению философа М.К.Мамардаш-вили, - это «социальный клей». Благодаря идеологии даже умершие могли продолжать жить, т.е. быть «склеенными» с живущими. Мерт­вые обрели способность становиться прообразами героев, которым впоследствии поклонялись живые.

Идеологические воззрения древних людей закреплялись в действи­ях, носивших обрядовый, ритуальный характер. Антропологи отно­сят к ним, в первую очередь, ранние погребения. Факты погребений свидетельствуют о том, что эти ритуальные акты были вершиной ре­ализации того массива идей, которым располагали наши предки.

Вопрос 3.

Неверным было бы представление о том, что идеи первобытных людей являлись чем-то совершенно примитивным. Если бы это было так, то первобытный человек не смог бы выжить, обеспечить себе жизнь. Зачатки рациональных знаний и речь, одомашнивание животных и создание сельскохозяйственных культур, овладение огнем, изобретение колеса и орудий труда - все это имело отношение к материальной культуре первобытного общества, на основе которой фор­мировалась его духовная культура - мир идей.

Особенностью первобытной культуры являлось прежде всего то, что она, образно говоря, б^1ла скроена по мерке самого человека. У истоков материальной культуры вещами командовал человек, а не наоборот, они служили продолжением его собственных органов, были их вещественными копиями. В связи с этим духовная культу­ра как бы буквально продолжала материальную.

Орудия труда имели строго определенное назначение. Они были необходимы для поддержания жизни. Но жизнь постоянно выходи­ла за рамки биологического существования. Она становилась со­циальной, и для ее поддержания требовались иные средства.

Одним из таких средств явилось искусство. Вид руки стал первой моделью, по которой были созданы простейшие орудия труда. Но инст­румент высшего качества - это уже не просто орудие труда, а настоящее произведение искусства. Для человека-труженика он будет предметом, доставляющим непосредственно эстетическое наслаждение, радость. И ради этого человек напрягается, надрывается, испытывает лишения...

Таким образом, труд и соответствующие орудия труда выражают, с одной стороны, неудовлетворенность человека существующим, а с дру­гой стороны - способ достижения удовлетворения. С помощью орудий труда первобытный человек достигал того, что виделось ему лишь в во­ображении. В них он непосредственно воплощал свое чувство, свое виде­ние мира. Поэтому произведения первобытного искусства являются не простым отражением мира вещей, но и выражением состояния человека.

Взгляды на происхождение первобытного искусства

1. В марксистском учении происхождение искусства объясняет­ся трудовой деятельностью. Г.В.Плеханов писал по этому поводу, что искусство - дитя труда, а не игры.

2. Согласно иным взглядам, искусство связано с религией. Магия охоты и магия плодородия находили отражение в деятельности пер­вобытных художников.

3. Существует также традиция связывать происхождение искусства с игровой деятельностью. Замечено, что первобытные изображения посте­пенно становились менее реалистичными, более условными. Для игры как раз характерно создание человеком в условном пространстве и време­ни порядка, который определяется им самим. Академик А.П.Окладников в книге «Утро искусства» писал, что у первобытных художников была сильна потребность в материализованном выражении внутренних переживаний, чувств и идей, потребность в реализации творческой фантазии.

В вопросе о происхождении искусства важно понять не столько причину, сколько цель, с которой первобытный художник созда­вал свои произведения. Целью для него служила тяга к изображе­нию идеала. На начальной стадии культуры цели и идеалы искусст­ва совпадают. Это определяется синкретичностью (нерасчлененно­стью) первобытной культурной деятельности. Истина, добро и кра­сота были еще нераздельны, и все ценности обладали их единством. В связи с этим закономерны особенности первобытной культуры.

    Особенности первобытной культуры

• Антропоморфный (человекообразный) характер.

• Синкретичностъ - неразделенность, единство.

• Примитивный коллективизм, способствовавший локальному развитию форм первобытной культуры как способов коммуника­ции и общения.

• Национальные особенности, обусловленные приспособлением первобытных людей к среде обитания (в Европе - европеоидная раса, в Азии - монголоидная раса, в Африке и Австралии - негроидная раса).

    Формы первобытной культуры.

1. Сохранения и захоронения как особый вид творчества, направлен­ный на идеал и ставший способом его сохранения, то есть способом со­хранения живого образа умершего в памяти оставшихся. Как художник, возвращающий людям идеал, тем самым оживляет его в их памяти, так и захоронение покойника было его своеобразным оживлением, т.е. предот­вращением любой возможности увидеть разложение образа сородича.

2. Религиозные воззрения:

• тотемизм (вера в существование связи между родовой груп­пой и тотемом - видом животных, растений, каких-либо предметов или явлений природы);

• анимизм (вера в души, заключенные в какие-либо тела, или в духов, действующих самостоятельно);

• аниматизм (представление об одушевленности всех предметов и явлений природы, их оживотворение);

• фетишизм (вера в сверхъестественные свойства одухотворен­ных предметов);

• магия (вера в способность человека воздействовать на предметы и явления природы сверхъестественным способом).

Религия была как бы обязательством древних не приносить при­роде ущерб больший, чем это необходимо для выживания. Она яв­лялась частью культуры первобытного человека, а значит, и час­тью самого человека.

3. Мифотворчество. Остановимся на нем подробнее.

Вопрос4.

Мифология становится «ядром» и одной из самых ярких форм первобытной культуры. Ее роль и влияние выходят далеко за преде­лы времени, в котором она зародилась. Она становится органич­ным элементом развившейся на ее основе более поздней культуры.

Дня первобытного человека мифология являлась объективной действи­тельностью. Такой же, как для нас, например, знание о том, что в году 365 или 366 суток. Подобные аксиомы кажутся нам как бы свойствами самих вещей, едва ли не природными явлениями. Это происходит еще и потому, что мы не знаем их автора. Мифы также являются анонимными произведе­ниями. Для первобытного человека они вообще не были «произведения­ми». Они выступали формой его сознания, его психического состояния, которое отождествлялось им с состоянием окружающего мира Не мир вне человека, а мир в восприятии рода стал началом человеческого знания.

Таким образом, мифология - это мир первообразов, которые были достоянием рода и передавались из поколения в поколение.

Мифология стала исходной формой человеческого мышления, источником последующих, более развитых его форм: религиозно­го, художественного, философского, научного сознания. А это означает, что мифы являются своеобразной «материей» духовной культуры первобытного общества.

Роль и значение мифотворчества в жизни первобытного челове­ка проявляются в функциях мифов. Эти функции таковы:

1) моделирующая. Модель мира представала перед человеком в виде прообразов, с помощью которых происходило познание и освоение мира;

2) идеологическая. Идеи и фантазии, выраженные в мифах, ста­новились реальностью для человека, что продуцировало формирова­ние идеологического сознания, мировоззрения. Мифология давала че­ловеку набор оригинальных образов, или моделей, по которым строи­лись его поведение, сознание, жизнь;

3) регулирующая. Идеи и образы мифов способствовали созданию первых норм и правил жизни, регулировали жизнедеятельность челове­ка. Например, образ богини Немезиды отождествлялся с идеей возмез­дия и служил психологическим барьером на пути совершения разного рода бесчеловечных поступков, преступлений и т.д.

Реализации этих функций способствовали свойства мифов:

1) диахрония - смещение времени в ракурс неопределенной дли­тельности. Миф для первобытного человека - это не история, кото­рая когда-то произошла и стала прошлым. Это настоящие действи­тельные события, которые происходят и существуют всегда;

2) синхрония - одновременность происходящих событий. Собы­тия, излагаемые в мифе, являются содержанием мифологического сознания, поэтому переживаются человеком как реальные, происхо­дящие с ним самим «сегодня и сейчас». Человек жил событиями мифа. Они были его прошлым, настоящим и будущим одновременно. Это проявлялось в том, что человек действовал, совершал обряды, вос­производил мифы. В жизни древних людей не только сами обряды, песни и танцы были посвящены мифическим событиям, но и изобре­тение обрядов, песен или музыкальных инструментов приписывалось героям мифов (например, Аполлону, Гермесу, Орфею и др.).

3) обрядовость и ритуальность. Обряды, танцы, хороводы были вне­шними формами выражения содержания мифов. Значение обрядов было так велико, что в Афинах ради них даже откладывали смертные казни. Так случилось с Сократом. Он ждал казни, пока не закончился обрядовый праз­дник. Обряды и ритуалы выражали единство мифотворчества, а значит, и древней культуры. Такое единство характеризует ее синкретичность;

4) культовость. Культ - это поклонение, почитание. Сам^хми древ­ними объектами культа б^хли, вероятно, огонь и хранительница огня -женщина. С культа начинается культура. Смысл мифологических куль­тов заключается в том, что человек должен был поступать так, как поступали герои мифов. Культ возвышал человека над обыденностью первобытной жизни и дикостью животного существования. Поступая, как мифологические герои, разыгрывая сцены их жизни, человек упо­доблял себя им, и это делало его человеком. Поэтому можно сказать, что с культа начинался сам человек. Единство словесной и действен­ной стороны первобытной культуры выражалось как требование един­ства слова и дела. Оно было непосредственным выражением творче­ства и совершенствования. Таким образом, мифология создавала со­циальные нормативы жизни и развивала культуру.

Вопрос5.

Основным содержанием эпохи разложения первобытного обще­ства стало возникновение частной собственности, классов и государ­ства. Накопление отдельными слоями населения излишков продук­ции в виде богатств было началом частной собственности.

Появление такой собственности способствовало развитию войн. Грабеж давал возможность быстрого и легкого обогащения. Военное дело и трофеи ценились выше достатка, полученного мирным путем. Боеспособные мужчины постепенно составили новую форму органи­зации общества, которая получила название военной демократии.

Возникает социальное неравенство, использование труда воен­нопленных, рабов. Происходит сплочение знати, объединение ее в тайные союзы для защиты своих привилегий. Постепенно предста­вители знати стали обладать реальной властью в родоплеменных общинах. Они все более стали отрываться от общины. Их кланы превращались в самостоятельные органы господства и угнетения. Укрепление этих органов явилось фактором возведения в ранг зако­на существовавшего неравенства.

Происходит становление государственного и политического ус­тройства общества нового типа.

Духовная культура в этот период характеризуется следующими особенностями:

1. Экономические и социальные преобразования способствуют росту знаний, многообразию видов деятельности и культуры.

2. Умственный труд становится профессиональным занятием, появляются управленцы, выделяются военачальники, жрецы и т.д.

3. Зарождаются правовые знания.

4. Возникает искусство архитектуры.

5. Происходит отделение ремесла от земледелия.

6. Развиваются и усложняются религиозные верования.

7. Осуществляется переход к патриархату, сопровождающийся возникновением культа мужских предков-покровителей.

8. Создается упорядоченная письменность. Пиктография (рисуночная письменность) - вершина развития духовной культуры, передававшая лишь общий смысл сообщения, постепенно трансформируется в идеог­рафическое или логическое письмо, где знаки обозначают понятия и сло­ва.

В первобытную эпоху зародились все виды изобразительного искусства: графика( рисунки и силуэты), живопись( изображения в цвете, выполненные минеральными красками), скульптура( фигуры, высеченные из камня или вылепленные из глины), декоративное искусство( резьба по камню и кости).Особая область первобытного искусства -геометрический орнамент.. Разновидностью такого письма является древнейшее иероглифичес­кое письмо шумеров, египтян, критян, китайцев, майя и др. народов.

Все это по-разному отразилось на каждой национальной куль­туре и в целом на культурах отдельных цивилизаций. Наиболее круп­ным из них будут посвящены последующие лекции курса.

Несомненно, многие факты первобытности не могут быть однозначно объяснены из-за недостатка знаний, утраты культурно-исторического контекста, невозможности реконструкции духовных феноменов и, особенно, полного отсутствия письменных источников. В силу этого изучение первобытной культуры началось сравнительно поздно -в ХIХ веке. Археологические исследования с каждым годом приносят новые находки: обнаружено более 10 тысяч рисунков, сотни тысяч предметов быта и орудий. Ученые пристально изучают проявления культуры, отстоящие от нас на миллионы лет. Первобытная культура-это такая форма организации жизни людей, которая соответствует слабо развитым общественным отношениям. Но эта культура, как и любая другая культура, обладала признаками самодостаточности и самоценности. Эта культура способна и сегодня дать нам образцы взаимоотношений человека и природы.

Тема 3. ВОСТОЧНАЯ КУЛЬТУРА (3-2 тыс. до н.э.)

План:

 

1.Особенности египетской культуры и цивилизации. Значение культуры Древнего Египта.

2. Шумерская и аккадская культура и цивилизация.

3. Значение древнекитайской культуры.  Истоки традиционализма древнекитайской духовной культуры.

4. Культура Древней Индии. Общие черты древнеиндийской культуры.

5. Буддизм - символ культуры Древней Индии . Индийская философия как важнейшее достижение мировой духовной культуры.

 

 

Вопрос 1.

Египет - это государство, располагающееся в северо-восточной Аф­рике, в нижнем течении реки Нил, одно из древнейших государств в мире.

Слово «Египет» происходит от древнегреческого наименования «Айгуптос». Современные египтяне, говорящие по-арабски, назы­вают свою страну «Миср». Древние египтяне называли ее «Кемс» (Черная) - по цвету темной почвы.

Культура древнего Египта настолько отличается от предшествующих культур, что существует гипотеза ее внеземного происхождения. Египтологи считают, что египтяне- выходцы из Азии. Об этом, по их мнению, свидетельствует язык и особенности характера .Другие ученые полагают, что исконные жители Египта -родственники негритянских народов. Так или иначе, в IV тысячелетии до н.э. население долины Нила переходит от первобытности к цивилизации. Формируются все основные признаки последней: письменность, монументальные сооружения, города. классовое общество и государство. Государство Египта- первая империя, претендующая на мировое господство. Это было сильное государство, в котором народ был полностью подчинен правящему классу. Основными принципами, на которых строилась верховная власть в Египте, были незыблемость и непостижимость.

Древнеегипетская культура развивалась изолированно. Тради­ционность составляла ее суть.

Отличительными чертами культуры Египта были наглядность и предметность. Вид - вот что главенствовало в ней.

Ритуалы и обряды занимали очень важное место. Они способ­ствовали стабильности государства и культуры.

Величайшими памятниками материальной культуры древних египтян явились пирамиды и оросительная система. Пирамиды были своеобразной данью Солнцу, оросительные каналы - Нилу.

Крупнейшая из пирамид - пирамида Хеопса (имеет высоту 146,5 м). Поражает точность подгонки ее глыб: между ними нельзя просунуть лезвие ножа. Она стоит уже около пяти тысяч лет.

В древности существовала пословица: «Все в мире боится време­ни, а время боится пирамид». Пирамиды - высшее достижение древ­него рационализма. С ними связано много загадок и необъяснимых учеными явлений. Примечательным явлением материальной куль­туры Древнего Египта является также сфинкс. Это фантастическое существо с телом льва и головой человека, реже - животного. Сфинкс - это тайна, многосмысловой образ. Его можно расшифровать и так:

человеческая голова, выглядывающая из тела животного, олицетворяет дух, который начинает возвышаться над природой.

Интересно, что древнеегипетские боги часто изображались на­оборот: в виде человеческой фигуры с головой животного. Так же облачались и жрецы при исполнении различных обрядов.

Изображение на плоскости не столько смотрелось, сколько чита­лось. Художник показывал предмет не таким, каким видел его, а стремился отразить сразу все его характерные признаки. Поэтому изображения получались необычными. На наш взгляд, позы людей на этих изображениях странны и неестественны.

     У египтян, как мы знаем, были  развиты грамматика, аст­рономия, музыка и медицина.

Большое значение в их духовной жизни имел культ мертвых Отсюда чрезвычайно почтительное отношение к умершим. Еще при жизни египтя­не, особенно состоятельные, заботились о строительстве для себя гробниц, чтобы приготовить вечное пристанище для своего тела В связи с этим было развито бальзамирование. Основным изображением на гробницах является суд в царстве мертвых. Видимо, египтяне верили в загробную жизнь, счи­тая, что там их ожидает священное судилище. Мысль о предстоящем суде и загробном царстве обязывала живых чтить моральные предписания.

Еще более высоко, нежели умершие, почитались древнеегипетс­кие цари. Имя человека в Древнем Египте считалось его душой. Име­на и титулы царей почитались священными. Царя избегали назы­вать по имени без особой надобности. С середины 2 тысячелетия до н. э. царя стали называть иносказательно - «большой дом», откуда и появилось слово «фараон». Царь олицетворял высшую власть, был живым божеством и предметом всеобщего поклонения.

Власть фараонов зиждилась на громадных ресурсах земли, лю­дей, продовольствия, вещей и утверждалась в формах собственнос­ти, иерархия которых пронизывала все общество. Естественно поэтому культуре Древнего Египта свойственно стремление к овеществлению, объективации.

Жрец, которому было поручено написать египетскую историю, насчитал до 30 династий фараонов.

По преданию, первым царем Египта был Мена (Мина). В истории Егип­та были и фараоны-женщины: Нитокрида, Нефрусебек, Хатшепсут и др. С царствующими женщинами связаны многие значительные события в истории древнеегипетской культуры. Так, например, своей реформаторс­

кой деятельностью Эхнатон был обязан влиянию супруги - Нефертити (перевод имени - «красавица грядет»). Она производила на современни­ков необычайное впечатление своей красотой и манерами, живостью ума и характера. С ее появлением на арене истории связано изменение стиля в изобразительном искусстве Египта: зарождение пристального внимания к внутреннему миру человека, тонкое изображение драматизма душевных переживаний. Этот новый стиль стал фактором относительного рефор­мирования не только искусства, но и духовной жизни египтян в целом -фактором обращения к человеческому в человеке. В 1912 году были най­дены поэтичные, тонкие скульптурные портреты Нефертити и фараона Эхнатона, созданные мастером Тутмесом в XIV веке до н. э.

  Значение культуры Древнего Египта

1. Древнеегипетская реформация, которая заключалась в пробуж­дении человека, в его освобождении от давящей рациональности циклопических сооружений, культовых памятников и «городов мер­твых», имела большое значение для мировой культуры в целом. Суть ее заключалась в попытке взглянуть на человека как на живое, а не культовое существо.

2. Египтяне оставили человечеству папирус, монументальную ка­менную архитектуру, пирамиды, скульптурный портрет, идею худо­жественного канона, математические и астрономические познания.

3. В течение длительного периода египтяне были пионерами цивили­зации. Так, в эпоху Древнего царства (3 тысячелетие до н. э.) в Египте существовало своеобразное «высшее учебное заведение» - «Дом жиз­ни», были в ходу учебники и задачники, всевозможные лечебники.

4.Египетская культура оказала влияние на культуру Рима: культ египетской богини Исиды получил широкое распространение в Риме: сюда же перевозились гигантские обелиски и памятники.

5.Египетское искусство с характерной для него монументальной архитектурой и скульптурой явилось образцом для крито-микенской культуры в Древней Греции.

6.Египетский скульптурный портрет, пейзажная живопись, обелиски и другие элементы архитектуры, львы и сфинксы были восприняты античным искусством, а через него-европейским.

7.Египетская религия оказала влияние на христианское учение: библейские сюжеты, учение о загробном суде и др.Связаны с египетской религией или заимствовано из нее.

 

 Таким образом, древнеегипетская культура - это попытка при­открыть тайну человека, показать, что многое в мире является твор­чеством самого человека, что именно через него приходят в мир вечное и возвышенное, прекрасное и истинное.

 

 Вопрос 2.

Примерно в то же время, что и в Египте, рабовладельческое об­щество и государство складывалось в южной части долины Тигра и Евфра­та, называемой Двуречьем.(Междуречье). Вся долина называлась Месопотамией (сей­час эту территорию занимает государство Ирак).На территории Междуречья сменяли друг друга различные государственные образования: Шумер, Аккад, Вавилония, Ассирия, Иран.  В Двуречье существо­вало несколько десятков небольших городов-государств с населе­нием 40-50 тыс. человек каждый.

Древнейшим населением территории являлись шумеры. Большинство городов было основано шумерами, поэтому эту культуру принято называть шумерской.. У шумеров была развита математика, они пользова­лись шестидесятеричной системой исчисления.

Школы у них находились при храмах и дворцах. Они готовили детей из натных и богатых семей к должности писцов, чиновников и жрецов.В школах давалось как общее, так и несколько повышенное специальное образование .Общее образование включало изучение письменности и языка, а также элементов арифметики, геометрии и астрономии. В систему специального образования входило изучение богословия, права, медицины и музыки. Своими геометричес­кими формами храмы шумеров очень напоминают современные со­оружения. Основным строительным материалом служила глина.

Шумеры умели выполнять сложные операции, например, удалять катаркту. Они разработали и составили первый календарь для зимы и лета. В перечне растений выделяли особые группы деревьев- фруктовые, хлебные злаки и ароматические травы. Шумерам принадлежала первая глиняная географическая карта.

Шумеры высоко ценили музыкальное исполнительское искусст­во. Они создали свирель, флейту, бубен, арфу. Шумерская мифология - одна из древнейших. Мифы о сотворе­нии мира, о всемирном потопе были рождены именно ими. В шумерской цивилизации были заложены начала науки, которая была вписана в религиозное мировоззрение. Библио­теки шумеров были первыми в человеческой цивилизации храни­лищами разнообразных знаний, и можно утверждать, что основы библиографии заложены шумерским народом. Шумеры создали правовые кодексы. Шумеры были весьма художественным народом. Очень рано у них развилась скульптура, хотя в стране было мало камня. Храмы шумеров удивительно напоминают современные сооружения своими геометрическими формами. Эта культура существовала с 4 тыс. до н.э. до первой половины 1 тыс. до н.э., затем усиливается мощь Аккада. Царь Саргон впервые в мировой истории создал постоянное войско численностью 5400 человек .Он объединил всю Мессопотамию в единую великую империю и расширил границы далеко за пределами Персидского залива. Покоренные аккадцами народы находились на более высоком уровне развития. Шумеро-Аккадское государство просуществовало около 200 лет. Многие достижения культуры Шумера были ассимилированы и творчески переработаны другими народами.

  В первой половине 2 тыс. до н.э. произошло новое объединение всех государств Мессопотамии вокруг Вавилона.

Слово «Вавилон» («Бабили») переводится как «Врата Бога».

Древневавилонское царство достигло вершины своего развития при царе Хаммурапи - опытном полководце, политике и законода­теле. Законы Хаммурапи - первый из известных во всемирной исто­рии сборник законов. В них выражена попытка учета злой воли при определении наказаний за преступления.

В Вавилонии были развиты ростовщичество и долговое рабство. Торговля и имущественная зависимость приводили в конечном итоге к тому, что родители продавали своих детей. Дети являлись прибыльным товаром для многих семей. Существовала поговорка: «Сильный чело­век живет своими руками, а слабый - ценой своих детей». В Вавилонии, в отличие от Египта, не развился в такой мере заупокойный культ и не было построено ничего, подобного каменным громадам пирамид.

Наиболее значительным явлением вавилонской (и шире - месопо-тамской) мифологии была теогоническая поэма «Энума элиш» («Когда вверху») - о происхождении мира. Верховным божеством вавилонского пантеона был Мардук; он же являлся покровителем города. Семь глав­ных астральных богов послужили основой современной семидневной недели.

Жречество в Вавилонии было достаточно развито. В храме бога солнца Шамаша существовали жрицы-затворницы - своеобразные дохристианские монахини. Сильное жречество сдерживало развитие науки и культуры в целом. Но математические познания были глубокими. Вавилонские математики стали основоположниками алгебры (решали уравнения с тремя неизвестными). Больших успехов достигла астрономия, были со­зданы карты звездного неба. Вместе с тем, и в этом особенность, астро­номия и медицина развивались в тесной связи с астрологией и магией.

Высокого развития достигло вавилонское искусство архитекту­ры. Висячие сады Семирамиды стали одним из семи чудес света.

                 Ассирия.

 В середине 3 тысячелетия до н. э. в Северном Двуречье образовалось государство Ассирия с центром в древнем городе Ашшур (Ассур).

Ассирийское искусство исполнено пафосом силы, оно прославляло мощь и победу завоевателей. Особенность ассирийского искусства-изображения царской жестокости .Жестокость нравов связана с невысокой религиозностью: в городах преобладали не культовые постройки, а дворцы и светские постройки; в рельефах и росписях -не культовые, а светские сюжеты. Характерны изображения животных( грандиозные и высокомерные крылатые быки с надменными человеческими лицами и сверкающими глазами, львы, кони).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.