Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема 1. Предмет культурологии. Культура как система и методы ее изучения. 5 страница



2. Вторая ее особенность - персонифицированный характер, так как она решала повседневные вопросы жизни каждого человека.

3. Можно считать, что общим для учений Востока является тре­бование сопровождать постижение новых знаний соответствующим поведением, то есть положение о том, что всякое усвоение знаний тре­бует от человека изменений в его жизни, поведении, настроении.

4. Древнеиндийская философия стремилась найти равновесие между зримым и незримым в человеке. Каждыхй конкретн^хй человек мог от­дать предпочтение либо внешнему, либо внутреннему миру, то есть через философию происходил поиск гармоничного восприятия мира, что обес­печивало развитую духовность общества в целом.

Роль культур Древнего Востока в становлении и развитии мировой цивилизации

1. Религиозные ценности Древнего Востока явились впоследствии источником трех мировых религий: христианства (родина - Палес­тина), буддизма (родина - Индия), ислама (родина - Аравия).

2. Древневосточная мифология объясняла происхождение мира и закладывала основы морали.

3. Древневосточная философия дала миру образец особого пути познания мироздания через самопознание, который определял харак­тер социальных отношений (конфуцианство, моизм, даосизм, легизм - в Китае, буддизм в Индии и т.д.)

4. Искусство Древнего Востока укрепляло государственную власть и служило способом социализации человека.

5. Письменность (иероглифическая, слоговая, алфавитная) была величайшим достижением древневосточной культуры, ибо являлась

• каналом ее распространения,

• средством осуществления преемственности,

• способом сохранения культурной и социальной памяти наро­дов Востока.

 

Тема 4. Античная культура

 

                  План :

1. Общие черты древнегреческой культуры

и мировоззрения.

2. «Золотой век» Афин:

два варианта решения проблемы человека.

3.Платон и мировая культура.

4. Аристотель как систематизатор древнегреческой мысли.

5. «Греческое чудо»

и его влияние на мировую культуру.

6.Культура Древнего Рима

 

 

 

 

Вопрос 1.

«Античный» в переводе с латыни означает «древний». Этим сло­вом называют историю и культуру древних греков и римлян.

Древняя Греция считается колыбелью европейской цивилизации, потому что к идеям и образам древнегреческой культуры можно све­сти практически все достижения этой цивилизации. Духовный им­пульс, сообщенный древними греками мировой культуре, оказывает влияние на нее и в настоящее время. Обратимся к истокам.

«Эллада» - так называли свою страну сами греки, а себя - «эл­линами». Характер мировоззрения эллинов складывался еще в крито-микенский период. Отношение к природе, человеку и обществу отражает мифологизированность древнегреческого сознания.

Природа представлялась древним грекам населенной и управля­емой различными высшими существами, которые делились на три разряда: • верховные небожители во главе с Зевсом; • второстепен­ные божества гор, лесов и рек; • герои-родоначальники, покровите­ли общин, селений.

Среди потомков Зевса выделялся Аполлон - бог светлого начала. Он также являлся богом-прорицателем, покровителем искусств, пред­водителем муз - богинь поэзии, музыки, танца, драмы, истории и аст­рономии. Аполлон олицетворял рациональное в мировоззрении греков.

Иррациональное начало олицетворял Дионис - сын Зевса. Он яв­лялся богом производящих сил природы: виноградарства и виноде­лия. В походах его сопровождала жизнерадостная и разгульная сви­та. Культ Диониса был очень распространен. Это был умирающий и воскресающий бог.

Но власть олимпийских богов была не беспредельной. Сам Зевс -властитель мира, подчинялся велениям судьбы - Ананке. Судьба для греков была обобщенным выражением всего непонятного, необъяс­нимого, неотвратимого.

О происхождении человека существовали разные мифы, но везде повторялся один и тот же мотив: человек - это единство темного и свет­лого начал, возвышенного и низменного, т.е. существо двойственное.

У эллинов не б^хло наших комплексов, им б^хла свойственна внут­ренняя свобода, отсутствие какой-либо стеснительности, т.е. сдер­живающего начала. Возможно, именно благодаря этому в Элладе родилось понятие личности.

Грек не ждал, как это часто делаем мы, лучших времен или обсто­ятельств для того, чтобы проявить себя, не оправдывал свое бездей­ствие тем, что нет условий или людей, способных оценить и поддер­жать его. Натура грека искала реализации «здесь и теперь». Он дей­ствовал безоглядно, не опираясь на правила и инструкции. Дух грека, как и греческой культуры, возбуждался как бы самой природой, ее производящей силой. Его стесняла лишь телесность, вещественность.

    Полис и его роль в античной культуре

Слово «полис» означает город (государство). Рабовладельчес­кие полисы были основой греческой и вообще античной культуры, именно полисная организация общественной жизни необычайно ус­корила развитие культуры. Главная роль полисов заключалась в том, что они предварительно «проиграли» целый ряд проблем, ко­торые потом встали перед европейским человечеством XX века.

Самым демократичным в Греции был Афинский полис. Здесь лю­бой гражданин мог выступить в народном собрании с критикой долж­ностных лиц, с предложениями по вопросам внутренней и внешней политики. Полисная демократия защищала не только жизнь и имуще­ство горожан, но и права и свободу их личности. В условиях полисной культуры и родилась личность, так как данная культура предполагала способность к самооценке, умение сдерживать себя, соотносить свои интересы с интересами других. Правда, помимо этого она предпола­гала также умение скрывать свои интересы, маскироваться и лицеме­рить. Все эти черты составляли существо «полисной» личности.

Афинский полис породил много ярких, выдающихся личностей. С его падением (в V в. до н. э.) начался упадок античной культуры.

    Характерные черты культуры эллинов

1. Подвижный и разнообразный в целом характер духовной культуры.

2. Развитый индивидуализм, явившийся предпосылкой рождения личности.

3. Развитая система заимствования, и трансформации культур­ных традиций: у египтян - солнечный календарь и сведения об уст­ройстве государства; у вавилонян - многие математические откры­тия; у финикийцев - алфавит. Заимствуя, греки учились у своих учи­телей, а это великое умение, лежащее в основе саморазвития.

4. Самобытность и самостоятельный характер национальной культуры, проявляющийся, прежде всего, в присущей грекам свобо­де. Они сотворили себя сами, а ведь свобода в том и состоит, что человек делает себя сам. У греков была поговорка, смысл которой заключается в следующем: человек, страдающий насморком, дол­жен чаще вытирать свой нос, а не винить мир в своих страданиях.

5. Пластичность и гармония греческой культуры ярко проявля­лась в драматургии, поэзии, ваянии и других жанрах, в которых форма должна соответствовать содержанию.

6. Одновременно история Древней Греции б^хла полна безумия и фанатизма, насилия и тирании. Примером является Спарта, с ее казар­менными устоями, с жестоким регулированием даже личной жизни людей (слабых новорожденных сбрасывали в пропасть). Те же афи­няне, гордившиеся своей демократией, приговорили Сократа к смер­тной казни за свободомыслие. Примечательно и то, что ручной труд считался уделом рабов и был постыден для свободного гражданина.

Обобщая, отметим: свободный характер культуры Древней Гре­ции, равно как и ее противоречивость, во многом обусловлены тем, что греки не копировали другие народы, а полагались на свои пред­ставления, они созидали самих себя, и в этом их величие.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.