|
|||
Тема 1. Предмет культурологии. Культура как система и методы ее изучения. 5 страница2. Вторая ее особенность - персонифицированный характер, так как она решала повседневные вопросы жизни каждого человека. 3. Можно считать, что общим для учений Востока является требование сопровождать постижение новых знаний соответствующим поведением, то есть положение о том, что всякое усвоение знаний требует от человека изменений в его жизни, поведении, настроении. 4. Древнеиндийская философия стремилась найти равновесие между зримым и незримым в человеке. Каждыхй конкретн^хй человек мог отдать предпочтение либо внешнему, либо внутреннему миру, то есть через философию происходил поиск гармоничного восприятия мира, что обеспечивало развитую духовность общества в целом. Роль культур Древнего Востока в становлении и развитии мировой цивилизации 1. Религиозные ценности Древнего Востока явились впоследствии источником трех мировых религий: христианства (родина - Палестина), буддизма (родина - Индия), ислама (родина - Аравия). 2. Древневосточная мифология объясняла происхождение мира и закладывала основы морали. 3. Древневосточная философия дала миру образец особого пути познания мироздания через самопознание, который определял характер социальных отношений (конфуцианство, моизм, даосизм, легизм - в Китае, буддизм в Индии и т.д.) 4. Искусство Древнего Востока укрепляло государственную власть и служило способом социализации человека. 5. Письменность (иероглифическая, слоговая, алфавитная) была величайшим достижением древневосточной культуры, ибо являлась • каналом ее распространения, • средством осуществления преемственности, • способом сохранения культурной и социальной памяти народов Востока.
Тема 4. Античная культура
План : 1. Общие черты древнегреческой культуры и мировоззрения. 2. «Золотой век» Афин: два варианта решения проблемы человека. 3.Платон и мировая культура. 4. Аристотель как систематизатор древнегреческой мысли. 5. «Греческое чудо» и его влияние на мировую культуру. 6.Культура Древнего Рима
Вопрос 1. «Античный» в переводе с латыни означает «древний». Этим словом называют историю и культуру древних греков и римлян. Древняя Греция считается колыбелью европейской цивилизации, потому что к идеям и образам древнегреческой культуры можно свести практически все достижения этой цивилизации. Духовный импульс, сообщенный древними греками мировой культуре, оказывает влияние на нее и в настоящее время. Обратимся к истокам. «Эллада» - так называли свою страну сами греки, а себя - «эллинами». Характер мировоззрения эллинов складывался еще в крито-микенский период. Отношение к природе, человеку и обществу отражает мифологизированность древнегреческого сознания. Природа представлялась древним грекам населенной и управляемой различными высшими существами, которые делились на три разряда: • верховные небожители во главе с Зевсом; • второстепенные божества гор, лесов и рек; • герои-родоначальники, покровители общин, селений. Среди потомков Зевса выделялся Аполлон - бог светлого начала. Он также являлся богом-прорицателем, покровителем искусств, предводителем муз - богинь поэзии, музыки, танца, драмы, истории и астрономии. Аполлон олицетворял рациональное в мировоззрении греков. Иррациональное начало олицетворял Дионис - сын Зевса. Он являлся богом производящих сил природы: виноградарства и виноделия. В походах его сопровождала жизнерадостная и разгульная свита. Культ Диониса был очень распространен. Это был умирающий и воскресающий бог. Но власть олимпийских богов была не беспредельной. Сам Зевс -властитель мира, подчинялся велениям судьбы - Ананке. Судьба для греков была обобщенным выражением всего непонятного, необъяснимого, неотвратимого. О происхождении человека существовали разные мифы, но везде повторялся один и тот же мотив: человек - это единство темного и светлого начал, возвышенного и низменного, т.е. существо двойственное. У эллинов не б^хло наших комплексов, им б^хла свойственна внутренняя свобода, отсутствие какой-либо стеснительности, т.е. сдерживающего начала. Возможно, именно благодаря этому в Элладе родилось понятие личности. Грек не ждал, как это часто делаем мы, лучших времен или обстоятельств для того, чтобы проявить себя, не оправдывал свое бездействие тем, что нет условий или людей, способных оценить и поддержать его. Натура грека искала реализации «здесь и теперь». Он действовал безоглядно, не опираясь на правила и инструкции. Дух грека, как и греческой культуры, возбуждался как бы самой природой, ее производящей силой. Его стесняла лишь телесность, вещественность. Полис и его роль в античной культуре Слово «полис» означает город (государство). Рабовладельческие полисы были основой греческой и вообще античной культуры, именно полисная организация общественной жизни необычайно ускорила развитие культуры. Главная роль полисов заключалась в том, что они предварительно «проиграли» целый ряд проблем, которые потом встали перед европейским человечеством XX века. Самым демократичным в Греции был Афинский полис. Здесь любой гражданин мог выступить в народном собрании с критикой должностных лиц, с предложениями по вопросам внутренней и внешней политики. Полисная демократия защищала не только жизнь и имущество горожан, но и права и свободу их личности. В условиях полисной культуры и родилась личность, так как данная культура предполагала способность к самооценке, умение сдерживать себя, соотносить свои интересы с интересами других. Правда, помимо этого она предполагала также умение скрывать свои интересы, маскироваться и лицемерить. Все эти черты составляли существо «полисной» личности. Афинский полис породил много ярких, выдающихся личностей. С его падением (в V в. до н. э.) начался упадок античной культуры. Характерные черты культуры эллинов 1. Подвижный и разнообразный в целом характер духовной культуры. 2. Развитый индивидуализм, явившийся предпосылкой рождения личности. 3. Развитая система заимствования, и трансформации культурных традиций: у египтян - солнечный календарь и сведения об устройстве государства; у вавилонян - многие математические открытия; у финикийцев - алфавит. Заимствуя, греки учились у своих учителей, а это великое умение, лежащее в основе саморазвития. 4. Самобытность и самостоятельный характер национальной культуры, проявляющийся, прежде всего, в присущей грекам свободе. Они сотворили себя сами, а ведь свобода в том и состоит, что человек делает себя сам. У греков была поговорка, смысл которой заключается в следующем: человек, страдающий насморком, должен чаще вытирать свой нос, а не винить мир в своих страданиях. 5. Пластичность и гармония греческой культуры ярко проявлялась в драматургии, поэзии, ваянии и других жанрах, в которых форма должна соответствовать содержанию. 6. Одновременно история Древней Греции б^хла полна безумия и фанатизма, насилия и тирании. Примером является Спарта, с ее казарменными устоями, с жестоким регулированием даже личной жизни людей (слабых новорожденных сбрасывали в пропасть). Те же афиняне, гордившиеся своей демократией, приговорили Сократа к смертной казни за свободомыслие. Примечательно и то, что ручной труд считался уделом рабов и был постыден для свободного гражданина. Обобщая, отметим: свободный характер культуры Древней Греции, равно как и ее противоречивость, во многом обусловлены тем, что греки не копировали другие народы, а полагались на свои представления, они созидали самих себя, и в этом их величие.
|
|||
|