Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема 1. Предмет культурологии. Культура как система и методы ее изучения. 4 страница



                    Финикия.

Страна представляла собой неширокую полосу вдоль северной части восточного побережья Средиземноморья.

Финикийцы славились как искусные и предприимчивые люди. Они были хорошие кораблестроители, первыми начали использо­вать рабов в качестве гребцов на судах-галерах.

В городах Финикии процветали различные ремесла: резьба по дереву, изго­товление снадобий и вин, изделий из стекла, окраска тканей в пурпур­ный цвет и экспорт леса, но главное место занимала морская торговля.

Финикийцы первыми стали использовать чисто алфавитную си­стему письма. От финикийского алфавита произошел и греческий.

У финикийцев существовало многочисленное жречество. В древ­ности они делали человеческие жертвоприношения (часто это были дети. и особенно первенцы) Молоху - мрачному богу войны, огня и солнца.

Искусство финикийцев находилось под сильным влиянием Егип­та. От когда-то, вероятно, богатой финикийской литературы не сохранилось ничего, кроме скудных отрывков в поздних греческих пересказах.

      

Еще в древности считалось, что свет мудрости идет на Запад с Востока. Обоснуем это.

1. Египетская культура повлияла на культуры других стран ближ­невосточного ареала: тенденции к единобожию, реформация Эхна-тона, новый художественный канон искусства и другие духовные преобразования определили иной подход, связанный с обращением к миру человека.

2. Влияние культуры Палестины на культуру Европы и всего че­ловечества огромно, т.к. она явилась основой объединения Запада с Востоком, Европы с Азией, основой христианства, которое уже в течение двух тысяч лет определяет развитие мировой культуры.

3. Значимы достижения материальной культуры стран ближне­восточного ареала, некоторые из которых удостоились чести назы­ваться «одно из семи чудес света».

4. Связи между ближневосточной культурой и Античным ми­ром обусловили появление средиземноморской культуры как осо­бой целостности разнообразных культурных традиций. Средизем­номорье стало колыбелью европейской цивилизации.

 

 Вопрос 3.

Китайская культура является одной из самых древних на планете, но это не означает, что древняя культура ушла в прошлое бесследно - она жива и сегодня. Иные культуры, как солнце, сохраняют свое сияние и неповторимое своеобразие в течение многих тысячелетий, что делает их современными всегда. Китайская культура - одна из таких культур. По­жалуй, главным условием «живучести» китайской культуры, является иероглифическая письменность, благодаря которой каждый образованный китаец может обращаться к классическому наследию родины.

Китай расположен в Центральной и Восточной Азии, омывает­ся водами Желтого, Восточно-Китайского и Южно-Китайского морей, водами Тихого океана. Это одно из крупнейших по числен­ности населения и по площади государство в мире. Сегодня его на­селение - больше 1 миллиарда человек.

Слово «Китай» было взято из языка среднеазиатских народов, которые и дали стране это название по имени «китаев» (народа монгольского происхождения).

Прежде, чем говорить об истории древнекитайской культуры, нуж­но разобраться в истории государственного образования Китая.

Каждая из империй формировала своеобразие культуры Китая. В периоды Чжаньго-Чуньцю, например, возникают главнейшие этико-философские школы Древнего Китая, идеи которых получили яркое выражение в учении Конфуция (конфуцианство), Лао-цзы (дао­сизм), Мо Ди (моизм). Эти периоды вошли в историю китайской философии как эпоха «Соперничества ста школ», определивших лицо интеллектуальной традиции Китая.

Первым императором в Китае был Фу-си. По преданиям, он научил людей строить хижины, ловить рыбу и охотиться, следить за сменой времен года. Он был создателем древнекитайской письменности, ввел обмен и торговлю, положил закон о браке. Фу-си дал древним китайцам понятие разума, который дарует людям Небо. С этого времени и разви­вается китайская культура.

 Культура Древнего Китая очень напо­минает официальную культуру России, в особенности - времен им­перии и сталинизма, так как древнекитайское общество - типичная восточная деспотия.

Главой государства был наследственный монарх, в его подчине­нии находились религия и наука. Духовная атмосфера древнеки­тайской государственной жизни очень схожа с духом семьи, так как монарх считался отцом народа, и это способствовало полной зави­симости индивида от общества и государства.

Китайцы не были личностями в семье, пока не заводили собствен­ную семью. Но и тогда они оставались несовершеннолетними деть­ми императора, который мог наказать кого угодно и за что угодно.

В Древнем Китае каждый человек имел несколько имен. При рож­дении он получал детское имя (для детских ласкательных имен обыч­но подбирались поэтические слова). В школе ему давали официаль­ное имя, которое сохранялось за ним на всю жизнь и употреблялось в официальных случаях. Взрослому китайцу (друзья, родители, учи­теля) давали второе имя. Образованный китаец обычно имел еще и литературный псевдоним. Раб часто получал от хозяина не только новое имя, но и обретал его фамилию.

Таким образом, при формировании государственности в Китае про­исходило растворение личности в социальной ячейке — «большой семье».

В середине 1 тысячелетия до н. э. в Китае появились литые метал­лические деньги. Известно, что в стране существовало 96 монетных дворов, то есть активно развивались товарно-денежные отноше­ния, для которых не существует границ, и это объективно способствовало объединению Китая.

В этот период складывается мировоззрение, согласно которому земля является высшей ценностью и источником богатства. Китаец - прежде всего крестьянин, а не скотовод, мореплаватель или воин. Это стало основой самосознания китайцев.

Захват земель и людей в эту эпоху становится главной целью военного соперничества между царствами, часто перераставшего в тотальную войну. В Китае придумывались различные способы за­щиты от соперников. Один хорошо известен нам: вдоль границ со­оружались гигантские фортификационные укрытия - стены, которые поз­же стали звеньями Великой Китайской стены.

Для управления империей, в силу причин, изложенных выше, нужно было унифицировать (упорядочить) все стороны жизни на­селения. Необходим был мощный управленческий аппарат. Нача­ло преобразованиям в этом направлении положил Цинь Ши хуан-ди, который создал основу имперской государственности Китая, просуществовавшей четыре столетия.

Им были введены: единое писаное законодательство, единая си­стема чиновничества, инспекторский надзор, цензура.

Цензоры  должны были лично докладывать импе­ратору обо всем. Чиновники назначались для надзора за дорогами, за реками, за морским берегом. Была введена единообразная система канцелярского письма, упрощена письменность в целом.

Основой бюрократического аппарата Китая стал мандаринад, который являлся опорой власти и вместе с тем поглощал лучшие умы государства. В Китае были гражданские и военные мандарины, причем гражданский был более уважаемым лицом.

Общее число чиновников к концу I века до н. э. превышало 130 тысяч. Бюрократизация всей общественной жизни в Китае способствовала формированию принципов организованности в мас­совом сознании и проявлялась в склонности к ритуализации жизни, в подчинении ее нормативности и заданности.

Вместе с тем эпоха правления Цинь Ши хуанди - период упадка древнекитайской науки. Критерием учености стали верноподдани-чество и угодливость по отношению к власти. Безжалостно уничто­жалось все, что не соответствовало идее империи. Императору при­надлежал лозунг: «Книги - в костер, ученых - в яму». За утайку книг кастрировали и отправляли на строительство Великой Китайской стены. Многие ученые (несколько сотен) бежали в горы. В стране насаждалась атмосфера страха, доносительства, подозрительности, в которой народ вырождался физически, умственно и нравственно. Сам император, заболев манией преследования, построил 37 сооб­щающихся дворцов, чтобы никто не знал, где именно он проводит данную ночь (аналог с Иваном Грозным, Сталиным).

На месте старых традиций спешно закладывались новые, созда­вались и новые ценности. Как правило, возводились грандиозные сооружения, символизирующие суть новой культуры. В Египте, на­пример, это б^1ли пирамиды, а в Китае - Великая стена, которая протянулась почти на четыре тысячи километров. Стена была сооружена из утрамбованной земли и каменных глыб, проходила по горам, по безводным степям и пустыням. Ее назначение - 1) обе­зопасить северную границу империи, 2) изолировать Китай, создать общество и культуру так называемого «закрытого типа».

Стремительно возводились и многочисленные дворцы с заповед­ными парками, на постройке главного из которых трудились 700 тысяч рабов. Постепенно Китай превратился в мощное централизо­ванное государство - одно из самых многонаселенных в древнем мире.

С крушением династии Цинь, вспыхнули мятежи и восстания: слиш­ком гибельной для китайского общества оказалась деспотия Цинь.

Династии Хань, сменившей династию Цинь, достались одни раз­рушения и опустошения. Население наполовину вымерло. Даже в столичной области наблюдались случаи людоедства.

Аналогично опустошенной оказалась и духовная культура, но она жила.

      Мировоззренческие принципы древних китайцев

Ведущими принципами, лежащими в основе организации жизне­деятельности, в Древнем Китае были принципы «ву вэй» и «вэй». Со­гласно принципу «ву вэй», наибольшего успеха в сфере руководства гражданскими делами достигает тот, кто меньше других вмешивает­ся в дело управления. Однако этот принцип означал не бездействие, а действие, согласуемое с законами природы. Мудр тот правитель (администратор), который проникает в сущность законов миропо­рядка и предоставляет возможность истории идти своим чередом, лишь направляя волю народа в нужное для истории русло. Противоположный принцип выражался термином «вэй» и предполагал возможность приме­нения силы. Он базировался на уверенности в том, что окружающий мир не может не подчиниться требованиям человека.

Как видим, древние китайцы не отвергали активное отношение к жизни, но считали, что человек, избравший принцип «вэй», должен целиком полагаться на самого себя и быть готовым к ответу за все свои действия перед высшей инстанцией, каковой для них было Небо.

Два этих важных мировоззренческих принципа были преломлением в повседневном сознании китайцев абстрактных понятий Инь и Ян. Ими обозначались противоположные явления: тьма и свет, вода и огонь, пас­сивность и активность, женское и мужское начало. Нарушение естествен­ного сочетания Инь и Ян вызывает смуты в обществе, падение нравов, хаос. Инь и Ян, согласно воззрениям древних китайцев, были порождены Великим пределом - самой Неопределенностью, которая все превращает в собственную противоположность. Инь, достигая предела, превращается в Ян и наоборот. В этих представлениях выражена вечная диалектика бы­тия и противоречивый характер человеческой деятельности и культуры.

Кроме того, у китайцев были древние книги: «Книга перемен» (или «И-цзин») и «Пятикнижие» (или «У-цзин»), которые служили эта­лоном мудрости, а знакомство с ними должно было восстанавли­вать в человеке представление об изначальных качествах мира. Осо­бенно высоко почиталось в обществе знание «Пятикнижия».

Истоки традиционализма древнекитайской духовной культуры

1. Древнекитайские философские воззрения имели практический харак­тер, так как были направлены на выявление и определение внутренних (нрав­ственных) начал в человеке, на поиски основных законов миропорядка, уяс­нение которых послужило бы гарантией порядка в обществе.

2. Историография появилась в Китае еще в древние времена. Но историю китайцы понимали иначе, чем понимаем ее мы. Весь мир для них был историческим повествованием. Китайцы понимали историю как «древность-современность» (гу-цзинь) и не замечали разницы между мифом и реальной историей.

3. Вместе с тем для Китая характерна относительно быстрая де­мифологизация - освобождение от мифологического мышления. Она была связана с возникновением на территории среднего течения Хуанхэ урбани­стической цивилизации Бронзового века, то есть с эпохой Инь, или Шан (XVI-XI вв. до н. э.). Эта эпоха отличалась господством ритуала, культом предков и исключительным практицизмом. Религиозные и мифологичес­кие представления постепенно дополнялись этическими нормами, этике­том. Свое благородство человек подтверждал наличием особого качества дэ (благодати-добродетели), которое проявлялось в соблюдении им эти­ческих норм. Согласно такому подходу, благородный человек определял­ся не происхождением, не умствованием и не верой, а порядочностью.

Таким образом, прагматизм, следование ритуалам и традициям рано были осознаны в Китае как средство сохранения стабильно­сти и процветания в обществе. Отсюда традиционализм древнеки­тайской духовной культуры.

 «Золотой век» духовной культуры Китая: основные школы и направления древнекитайской философии (эпоха Чжаньго) По указу императора Уди (140-87 гг. до н. э.) в Китае был ос­нован Университет. Он унаследовал лучшие традиции академи­ческой науки Китая, сложившиеся в эпоху Чжаньго. В первую оче­редь это б^1ли учения философских школ, к которым, прежде всего, нужно отнести конфуцианство, даосизм, моизм и Школу закона (фа-цзя), а по-европейски - легизм.

Конфуцианство

В основу воззрений данной школы положено учение величайшего философа Древнего Китая Конфуция (551-479 гг. до. н. э.). Конфу­ций происходил из разорившейся семьи, был советником правите­ля царства Лу, а позже основал свою философскую школу.

Конфуций понял, что все проблемы современного ему общества связа­ны с состоянием культуры, которое обусловлено отношением людей друг к другу. Он разрабатывал принцип жэнь (гуманность, человеколюбие), который истолковывал так: «Чего не желаешь себе, того не делай другим». Дру­гим принципом Конфуция был принцип ли (почтительность, ритуал).

Жэнь или философ рассматривал в качестве универсальных законов культуры и жизни. Гуманность и этикет- это как бы две опоры, на кото­рых строится все общественное благополучие. Но для того, чтобы со­блюдать эти принципы, нужно благоустроить свой внутренний мир, а для этого необходимо чистое сердце и, главное, правдивость и сознатель­ность мысли, которые могут быть достигнуты лишь на пути познания самого себя. Познавать необходимо также волю Неба, в исполнении которой заключается высшее предназначение человека.

Собственные воззрения Конфуция изложены его учениками в кни­ге «Беседы и суждения» . Вплоть до эпохи Мао Цзе-дуна это учение оставалось неотъемлемой частью китайской культуры. О сегодняшней судьбе конфуцианства говорит тот факт, что политики и ученые многих стран Юго-Восточной Азии объясняют причины бурного экономического роста в данном регионе умелым сочетани­ем традиций конфуцианского мировоззрения и технологий Запада.

Дао - это фундаментальное понятие в китайской философии. Бук­вально означает «путь», «дорога», но имеет очень много побочных зна­чений: «вечное, неизменное, бесформенное, непознаваемое начало», «пер­вооснова», а также '«завершение всего существующего и происходяще­го в мире». Наконец, дао - это всеобъемлющий закон мироздания.

Основателем даосизма считается Лао-цзы. С этим именем связа­но много легенд. Современников поражали его взгляды, манеры, образ жизни. Он призывал к прощению, отвергал многие ценности, в том числе духовные. Он полагал, что все философские учения рож­дены жалкими усилиями их авторов, стремящихся скрыть от лю­дей, в том числе и от себя, отсутствие соответствующих качеств. Вся суета вокруг понятий почтительности, гуманности не сможет заменить эти качества, но создает иллюзию их присутствия.

Рассказывают, что Конфуций посетил однажды Лао-цзы, но тот высмеял его деятельность, увидев в ней лишь тщеславную суету. При этом Конфуций не только не возражал ему, но не смог и рта перед ним раскрыть.

                    Моизм

Основателем и единственным выдающимся представителем шко­лы моистов был философ МоДи (Мо-цзы).

Высшим законом он считал «Волю Неба», которая в равной мере рас­пространяется на всех людей. Из этого следовали принцип равенства и теория «всеобщей любви», то есть любви к дальним, а не к ближним, которую философ вменял в обязанность всем. Известен также его прин­цип «ненападения», который он рассматривал как условие «всеобщей любви» между государствами. При этом школа моистов представляла со­бой четко построенную военизированную организацию.

Хотя современники ценили моизм наравне с конфуцианством, он (моизм) не пережил эпохи политической раздробленности. Причины исчезновения этого философского учения не вполне ясны.

 

      Значение древнекитайской культуры

1. Человечество обязано китайцам многими техническими дос­тижениями {компас, сейсмограф, бумага, порох).

2. В древнекитайской культуре поощрялось созерцательное от­ношение человека к природе (принцип «ву вэй»). И это давало свои плоды: среди всех древних народов китайцы были величайшими естествоиспытателями.

3. Сам образ жизни древнекитайского общества весьма поучителен для всего человечества. Многие ученые считают одной из причин бур­ного экономического роста в некоторых странах Юго-Восточной Азии унаследованное у древних китайцев мировоззрение: религиозная ори­ентация, установка на сохранение существующего порядка в обществе, растворение личности в социальной ячейке, склонность к ритуализа-ции всей общественной жизни, ее бюрократизация.

4. Огромное население Китая сумело обеспечить себе не только жизнь на сравнительно небольшой территории, но и ее культурное развитие. Этот факт является показателем высокой культуры, опыт которой еще будет использован человечеством.

 

              Вопрос 4.

Щедрая природа обеспечила индийцам необходимые условия для самобытного развития. С одной стороны - Гималайские горы, ог­ромной протяженности и высоты, а с трех других - море способство­вали тому, что Индия долгое время была защищена от иноземных вторжений.

Культура Индии кажется совершенно безмятежной. Гегель, из­лагая свое понимание мировой истории, определил общий прин­цип древнеиндийской культуры выражением «грезящий дух». Од­нако анализ этой культуры выявляет и другие ее характеристики.

История Индии и древнейшие памятники ее культуры свидетель­ствуют о том, что ее особенностью является удивительная живучесть культурных ценностей, и объясняется это не консерватизмом, а тра­диционализмом, который не препятствовал общему культурному раз­витию. Под последним мы понимаем такое развитие, каждый этап которого содержит в себе достижения прошлого, обеспечивая тем самым единство и целостность культурного облика страны.

Другая особенность культуры Индии заключается в том, что в ней запечатлены черты общемировые и общеисторические. Каждый может обнаружить в ней что-то близкое для себя. Классическим яв­ляется пример с путешественником, попавшим к индийцам, кото­рые понимали его без слов и он ощущал себя своим среди них.

Обращаясь к истории, мы узнаем о существовании Индской циви­лизации (река Инд) с центрами Хараппа и Мохенджо-Даро. Большое влияние на упадок этой цивилизации и изменение социально-поли­тического уклада индской жизни оказало вторжение ариев. Оно по­родило проблемы расового и политического порядка. Скотоводы и кочевники, пришельцы были носителями другой культуры. Их отно­шения с местным населением были отчужденными и враждебными.

Результатом постепенного взаимодействия различных народно­стей и культур в рамках Индской цивилизации явилось развитие кастовой системы, которая оказала глубокое влияние на всю пос­ледующую жизнь Индии. Касты (или «варны») четко разделили населе­ние на ариев (европеоидная раса) и неариев, представлявших из себя многочисленные племена.

Понятие прав и обязанностей в Индии применялось не к человеку вообще, а к представителю той или иной касты; нравственные качества и добродетели были распределены между различными кастами - нельзя было жить «просто человеком».

Такая ограниченность человеческого существования и жесткая иерархия каст создавали предпосылки своеобразного понимания жизни и ее связи со смертью. Правильная жизнь была условием того, что после смерти человек мог вновь родиться уже в иной, более высо­кой касте, а за глупую и никчемную жизнь он мог быть наказан рождением в образе животного, насекомого или растения. Даже брахманы, чья жизнь приравнивалась к божественной, обязаны были исполнять тысячи предписаний для того, чтобы сохранить себя в пределах высшего существования. Члены низших каст часто сознательно сводили к минимуму свои жизненные функции, как бы умирали при жизни для того, чтобы после смерти достичь величия.

Кастовость была великим изобретением древности, поскольку она предотвратила взаимное истребление людей, а также явилась средством сохранения и развития культуры, так как способствова­ла культивированию в какой-то части общества умственного тру­да, творческой деятельности и высших духовных ценностей. Но с другой стороны, и в этом «коварство» древнеиндийской культуры, кастовость стала новым способом порабощения человека - куль­турным, организованным, социальным.

Следующей особенностью духовной культуры индийцев была страсть к самоанализу, самоуглубленность, стремление осмыслить каждый свой поступок. К этому их вынуждали бесчисленные пред­писания. Например, днем брахманы должны были смотреть на се­вер, а ночью - на юг, только в тени им разрешалось смотреть куда угодно. Другой пример: большую нужду тем же брахманам нельзя было справлять на дороге, вспаханной земле, в муравейнике, насе­ленном белыми муравьями, в канаве и т.д., и при этом они не имели права смотреть на солнце, на воду, на животных.

Все это может показаться комичным, но нужно видеть и другую сторону: человек должен был контролировать каждый свой посту­пок, а ведь это является необходимым условием его культурного развития, ибо культурная деятельность - сознательная деятельность.

Арии разделили древнеиндийское общество на четыре основн^хе группе! (брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры), а жизнь древнего индийца - на четыре стадии: первая - отрочество и юность (период учения, обретения

знаний, воспитания и самодисциплин^!, самообладания и сдержанности); вто­рая - жизнь в качестве семьянина и мирянина; третья - жизнь в качестве государственного деятеля, уравновешенного и объективного, посвятившему себя служению обществу, и, наконец, четвертая - жизнь отшельника или странника, отрешившегося от всякой мирской деятельности.

О последней, четвертой, стадии жизни древнего индийца читаем в переводе древнеиндийской поэмы:

Уходят мудрые от дома, Как лебеди бросают пруд. Им наша жажда незнакома -Увидеть завершенным труд.

Такой подход к жизни человека - последовательный переход от одной стадии к другой - примирял две противоположные тенден­ции, присущие человеческому духу: приятие жизни во всей ее полно­те и ее отрицание.

Центральной идеей индо-арийской культуры была идея дхармы. Она выступала не просто религиозной идеей, но и учением об обя­занностях, о долге человека по отношению к самому себе и другим. Сама дхарма явилась формой риты - основного морального закона древних индийцев, определяющего жизнь вселенной и каждого ее элемента, в том числе человека.

Еще одной особенностью духовной культуры Древней Индии являлась неразвитость исторического сознания. Прошлое не воспри­нималось людьми как ступень к настоящему, а настоящее не осозна­валось как ступень к будущему. Практически отсутствовало лето­писание, а летоисчисление было очень произвольным.

Известно, что в IV веке до н. э. в Индии существовала письмен­ность, было две системы слогового (квазиалфавитного) письма - брах-ми и кхароштхи. Важен и факт передачи от поколения к поколению древнеиндийских поэм, прозаических, религиозных и светских трак­татов. В Индии грамотность, эрудиция всегда были в почете, так как ученость предполагала и высшие знания, и добродетель.

Важнейшие литературные памятники и религиозно-философские течения Древней Индии

Один из древнейших литературных памятников - веды.

Веды (от корня «вид» - ведать) состояли как бы из нескольких сло­ев, каждый из которых предназначался одному из этапов жизни человека: сборники гимнов в честь богов для отрочества (воспитание), благочести­вые размышления - для отшельников, сокровенное знание - для мудрых

 (более широкое значение слова «веды» - «сидеть около», то есть сидеть у ног учителя, получая от него наставления, поучения).

Веды были творением ариев, вторгшихся в Индию.

Различные слои ведов - Самхиты, Брахманы, Араньяки, Упани-шады - образуют священный канон брахманизма, подобно Библии или Корану в других религиях мира.

Но развитие городского уклада жизни породило иное мировоззрение, которое нашло свое выражение в эпических поэмах «Махабхарате» и «Рамаяне». Первая из них состоит из ста тысяч стихов, что во много раз больше «Илиаде!» и «Одиссеи», вместе взятых. Главный итог философ­ского содержания этих поэм можно определить таким образом: человек - пленник видимого, чувственного мира, он должен стремиться к состо­янию освобождения {Мокша), которого невозможно достичь без нрав­ственного усилия. Проходя через цепь рождений и смертей (Сансара), человек совершает поступки и обретает собственную ценность, или кар­му. Карма определяет характер его нового рождения. Учение о карме предполагает личную ответственность человека.

Результатом дальнейшего развития ведической религии и брах­манизма стал индуизм, который воспринял учение о перевоплоще­нии душ (сансара) и о законе воздаяния (карма).

               Вопрос 5.

Будда  не был богом. Его имя Сиддхартха Гаутама. Родился он око­ло 561-481 года до н. э. близ Гималаев, на границе с Непалом. До сих пор сохранился там памятник «Здесь родился Возвышенный».

Сказания изображают его стройным, худощавым человеком с голубыми глазами, кротким и ясным выражением лица и мелодич­ным голосом. Обычно он был одет в желтое рубище, которое стало формой его последователей.

Отец Сиддхартхи хотел оградить сына от суеты и волнений жиз­ни, от неприятных зрелищ. Он построил ему дворец, и мальчик жил в нем, предаваясь грезам и мечтам.

Будучи уже мужем и отцом, Сиддхартха сталкивается с реаль­ной жизнью: он встречается со стариком, видит прокаженного, по­гребальную процессию и понимает, что жизнь полна страданий, что смерть - удел всех людей.

Исчезает его безмятежное, радостное состояние. Он тихо поки­дает свой дом и уходит странствовать. Он становится отшельни­ком, изучает веды, истязает свою плоть, но ни в чем не находит ус­покоения. Наконец, он решает, что не бросит отшельничество, пока не поймет истинную суть жизни, что лучше ему умереть, чем жить в бесконечных страданиях. Несколько дней он сидел, отрешившись от всего, а на четвертый на него снизошло просветление. Сиддхар-тха стал «буддой», то есть просветленным. Родился Будда - основа­тель буддизма

Учение Будды пронизано добротой и любовью к людям. Он про­возглашал главный закон жизни, ставший исходным принципом его учения: в этом мире ненависть никогда не побеждается ненавис­тью - она побеждается любовью!

Будда проповедовал идеал праведности и самодисциплины. Важ­нейшая в мире победа, считал он, - победа человека над самим собой.

То было время бурного роста городов. Кастовость изжила себя, она не вписывалась в городской уклад жизни.

Смерть Будды явилась свидетельством верности его собственно­му учению. Больной, он отправился в путь, на свою родину. Заноче­вал у деревенского кузнеца. После скудного угощения, от которого не посмел отказаться, он почувствовал сильнейшие боли, его мучила жажда, ноги отказывались идти. Умирая, он сказал своим ученикам: «Монахи, все существующее - преходяще; пекитесь о своем спасе­нии!» Незадолго до смерти он сформулировал «четыре благородные истины», ставшие ядром раннего буддизма:

1. Жизнь - это страдания.

2. Причина страданий - сама жизнь, состоящая у людей из бес­конечных желаний, страстного стремления к удовольствиям, на­слаждениям.

3. Можно избавиться от страданий, подавив в себе желания и стремления, которые чаще всего суетны и кончаются ничем.

4. Для подавления желаний и избавления от страданий человек должен следовать по пути, указанному буддизмом.

Путь, о котором говорится в четвертой истине, - так называемый «восьмеричный путь». Вам, наверное, знакомо название «состояние нирваны». Так вот, заканчивая «восьмеричный путь», придя к цели (правильному созерцанию мира при полной отрешенности, избав­лении от желаний), человек переходит именно в это состояние.

Слово «нирвана» происходит от глагола «нирва», что значит «за­дувать», «тушить», «погашать». Нирвана - иное измерение бытия, где нет рождения и смерти, где сущность непосредственно совпадает с фор­мами ее проявления. Нирвана не является небытием - напротив, это полнота бытия, где человек не цепляется за минуты жизни из страха перед смертью, где его существование исполнено радости и совершен­ства. Слова индийского поэта и драматурга Калидаса кое-что прояс­няют нам в понятии нирваны: «Когда ты вошел в мир, ты горько пла­кал, а все вокруг тебя радостно смеялись. Так сделай жизнь такой, что­бы, покидая мир, ты радостно смеялся, а все вокруг тебя плакали».

Более подробно об учении Будды мы будем говорить на семинар­ском занятии.

 

 

1. Древнеиндийская философия имела практическую направленность, была обращена к повседневным нуждам людей, благодаря чему стано­вилась жизнью человека, важнейшей частью его общей культуры.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.