![]()
|
|||||||
Тема 1. Предмет культурологии. Культура как система и методы ее изучения. 4 страницаФиникия. Страна представляла собой неширокую полосу вдоль северной части восточного побережья Средиземноморья. Финикийцы славились как искусные и предприимчивые люди. Они были хорошие кораблестроители, первыми начали использовать рабов в качестве гребцов на судах-галерах. В городах Финикии процветали различные ремесла: резьба по дереву, изготовление снадобий и вин, изделий из стекла, окраска тканей в пурпурный цвет и экспорт леса, но главное место занимала морская торговля. Финикийцы первыми стали использовать чисто алфавитную систему письма. От финикийского алфавита произошел и греческий. У финикийцев существовало многочисленное жречество. В древности они делали человеческие жертвоприношения (часто это были дети. и особенно первенцы) Молоху - мрачному богу войны, огня и солнца. Искусство финикийцев находилось под сильным влиянием Египта. От когда-то, вероятно, богатой финикийской литературы не сохранилось ничего, кроме скудных отрывков в поздних греческих пересказах.
Еще в древности считалось, что свет мудрости идет на Запад с Востока. Обоснуем это. 1. Египетская культура повлияла на культуры других стран ближневосточного ареала: тенденции к единобожию, реформация Эхна-тона, новый художественный канон искусства и другие духовные преобразования определили иной подход, связанный с обращением к миру человека. 2. Влияние культуры Палестины на культуру Европы и всего человечества огромно, т.к. она явилась основой объединения Запада с Востоком, Европы с Азией, основой христианства, которое уже в течение двух тысяч лет определяет развитие мировой культуры. 3. Значимы достижения материальной культуры стран ближневосточного ареала, некоторые из которых удостоились чести называться «одно из семи чудес света». 4. Связи между ближневосточной культурой и Античным миром обусловили появление средиземноморской культуры как особой целостности разнообразных культурных традиций. Средиземноморье стало колыбелью европейской цивилизации.
Вопрос 3. Китайская культура является одной из самых древних на планете, но это не означает, что древняя культура ушла в прошлое бесследно - она жива и сегодня. Иные культуры, как солнце, сохраняют свое сияние и неповторимое своеобразие в течение многих тысячелетий, что делает их современными всегда. Китайская культура - одна из таких культур. Пожалуй, главным условием «живучести» китайской культуры, является иероглифическая письменность, благодаря которой каждый образованный китаец может обращаться к классическому наследию родины. Китай расположен в Центральной и Восточной Азии, омывается водами Желтого, Восточно-Китайского и Южно-Китайского морей, водами Тихого океана. Это одно из крупнейших по численности населения и по площади государство в мире. Сегодня его население - больше 1 миллиарда человек. Слово «Китай» было взято из языка среднеазиатских народов, которые и дали стране это название по имени «китаев» (народа монгольского происхождения). Прежде, чем говорить об истории древнекитайской культуры, нужно разобраться в истории государственного образования Китая. Каждая из империй формировала своеобразие культуры Китая. В периоды Чжаньго-Чуньцю, например, возникают главнейшие этико-философские школы Древнего Китая, идеи которых получили яркое выражение в учении Конфуция (конфуцианство), Лао-цзы (даосизм), Мо Ди (моизм). Эти периоды вошли в историю китайской философии как эпоха «Соперничества ста школ», определивших лицо интеллектуальной традиции Китая. Первым императором в Китае был Фу-си. По преданиям, он научил людей строить хижины, ловить рыбу и охотиться, следить за сменой времен года. Он был создателем древнекитайской письменности, ввел обмен и торговлю, положил закон о браке. Фу-си дал древним китайцам понятие разума, который дарует людям Небо. С этого времени и развивается китайская культура. Культура Древнего Китая очень напоминает официальную культуру России, в особенности - времен империи и сталинизма, так как древнекитайское общество - типичная восточная деспотия. Главой государства был наследственный монарх, в его подчинении находились религия и наука. Духовная атмосфера древнекитайской государственной жизни очень схожа с духом семьи, так как монарх считался отцом народа, и это способствовало полной зависимости индивида от общества и государства. Китайцы не были личностями в семье, пока не заводили собственную семью. Но и тогда они оставались несовершеннолетними детьми императора, который мог наказать кого угодно и за что угодно. В Древнем Китае каждый человек имел несколько имен. При рождении он получал детское имя (для детских ласкательных имен обычно подбирались поэтические слова). В школе ему давали официальное имя, которое сохранялось за ним на всю жизнь и употреблялось в официальных случаях. Взрослому китайцу (друзья, родители, учителя) давали второе имя. Образованный китаец обычно имел еще и литературный псевдоним. Раб часто получал от хозяина не только новое имя, но и обретал его фамилию. Таким образом, при формировании государственности в Китае происходило растворение личности в социальной ячейке — «большой семье». В середине 1 тысячелетия до н. э. в Китае появились литые металлические деньги. Известно, что в стране существовало 96 монетных дворов, то есть активно развивались товарно-денежные отношения, для которых не существует границ, и это объективно способствовало объединению Китая. В этот период складывается мировоззрение, согласно которому земля является высшей ценностью и источником богатства. Китаец - прежде всего крестьянин, а не скотовод, мореплаватель или воин. Это стало основой самосознания китайцев. Захват земель и людей в эту эпоху становится главной целью военного соперничества между царствами, часто перераставшего в тотальную войну. В Китае придумывались различные способы защиты от соперников. Один хорошо известен нам: вдоль границ сооружались гигантские фортификационные укрытия - стены, которые позже стали звеньями Великой Китайской стены. Для управления империей, в силу причин, изложенных выше, нужно было унифицировать (упорядочить) все стороны жизни населения. Необходим был мощный управленческий аппарат. Начало преобразованиям в этом направлении положил Цинь Ши хуан-ди, который создал основу имперской государственности Китая, просуществовавшей четыре столетия. Им были введены: единое писаное законодательство, единая система чиновничества, инспекторский надзор, цензура. Цензоры должны были лично докладывать императору обо всем. Чиновники назначались для надзора за дорогами, за реками, за морским берегом. Была введена единообразная система канцелярского письма, упрощена письменность в целом. Основой бюрократического аппарата Китая стал мандаринад, который являлся опорой власти и вместе с тем поглощал лучшие умы государства. В Китае были гражданские и военные мандарины, причем гражданский был более уважаемым лицом. Общее число чиновников к концу I века до н. э. превышало 130 тысяч. Бюрократизация всей общественной жизни в Китае способствовала формированию принципов организованности в массовом сознании и проявлялась в склонности к ритуализации жизни, в подчинении ее нормативности и заданности. Вместе с тем эпоха правления Цинь Ши хуанди - период упадка древнекитайской науки. Критерием учености стали верноподдани-чество и угодливость по отношению к власти. Безжалостно уничтожалось все, что не соответствовало идее империи. Императору принадлежал лозунг: «Книги - в костер, ученых - в яму». За утайку книг кастрировали и отправляли на строительство Великой Китайской стены. Многие ученые (несколько сотен) бежали в горы. В стране насаждалась атмосфера страха, доносительства, подозрительности, в которой народ вырождался физически, умственно и нравственно. Сам император, заболев манией преследования, построил 37 сообщающихся дворцов, чтобы никто не знал, где именно он проводит данную ночь (аналог с Иваном Грозным, Сталиным). На месте старых традиций спешно закладывались новые, создавались и новые ценности. Как правило, возводились грандиозные сооружения, символизирующие суть новой культуры. В Египте, например, это б^1ли пирамиды, а в Китае - Великая стена, которая протянулась почти на четыре тысячи километров. Стена была сооружена из утрамбованной земли и каменных глыб, проходила по горам, по безводным степям и пустыням. Ее назначение - 1) обезопасить северную границу империи, 2) изолировать Китай, создать общество и культуру так называемого «закрытого типа». Стремительно возводились и многочисленные дворцы с заповедными парками, на постройке главного из которых трудились 700 тысяч рабов. Постепенно Китай превратился в мощное централизованное государство - одно из самых многонаселенных в древнем мире. С крушением династии Цинь, вспыхнули мятежи и восстания: слишком гибельной для китайского общества оказалась деспотия Цинь. Династии Хань, сменившей династию Цинь, достались одни разрушения и опустошения. Население наполовину вымерло. Даже в столичной области наблюдались случаи людоедства. Аналогично опустошенной оказалась и духовная культура, но она жила. Мировоззренческие принципы древних китайцев Ведущими принципами, лежащими в основе организации жизнедеятельности, в Древнем Китае были принципы «ву вэй» и «вэй». Согласно принципу «ву вэй», наибольшего успеха в сфере руководства гражданскими делами достигает тот, кто меньше других вмешивается в дело управления. Однако этот принцип означал не бездействие, а действие, согласуемое с законами природы. Мудр тот правитель (администратор), который проникает в сущность законов миропорядка и предоставляет возможность истории идти своим чередом, лишь направляя волю народа в нужное для истории русло. Противоположный принцип выражался термином «вэй» и предполагал возможность применения силы. Он базировался на уверенности в том, что окружающий мир не может не подчиниться требованиям человека. Как видим, древние китайцы не отвергали активное отношение к жизни, но считали, что человек, избравший принцип «вэй», должен целиком полагаться на самого себя и быть готовым к ответу за все свои действия перед высшей инстанцией, каковой для них было Небо. Два этих важных мировоззренческих принципа были преломлением в повседневном сознании китайцев абстрактных понятий Инь и Ян. Ими обозначались противоположные явления: тьма и свет, вода и огонь, пассивность и активность, женское и мужское начало. Нарушение естественного сочетания Инь и Ян вызывает смуты в обществе, падение нравов, хаос. Инь и Ян, согласно воззрениям древних китайцев, были порождены Великим пределом - самой Неопределенностью, которая все превращает в собственную противоположность. Инь, достигая предела, превращается в Ян и наоборот. В этих представлениях выражена вечная диалектика бытия и противоречивый характер человеческой деятельности и культуры. Кроме того, у китайцев были древние книги: «Книга перемен» (или «И-цзин») и «Пятикнижие» (или «У-цзин»), которые служили эталоном мудрости, а знакомство с ними должно было восстанавливать в человеке представление об изначальных качествах мира. Особенно высоко почиталось в обществе знание «Пятикнижия». Истоки традиционализма древнекитайской духовной культуры 1. Древнекитайские философские воззрения имели практический характер, так как были направлены на выявление и определение внутренних (нравственных) начал в человеке, на поиски основных законов миропорядка, уяснение которых послужило бы гарантией порядка в обществе. 2. Историография появилась в Китае еще в древние времена. Но историю китайцы понимали иначе, чем понимаем ее мы. Весь мир для них был историческим повествованием. Китайцы понимали историю как «древность-современность» (гу-цзинь) и не замечали разницы между мифом и реальной историей. 3. Вместе с тем для Китая характерна относительно быстрая демифологизация - освобождение от мифологического мышления. Она была связана с возникновением на территории среднего течения Хуанхэ урбанистической цивилизации Бронзового века, то есть с эпохой Инь, или Шан (XVI-XI вв. до н. э.). Эта эпоха отличалась господством ритуала, культом предков и исключительным практицизмом. Религиозные и мифологические представления постепенно дополнялись этическими нормами, этикетом. Свое благородство человек подтверждал наличием особого качества дэ (благодати-добродетели), которое проявлялось в соблюдении им этических норм. Согласно такому подходу, благородный человек определялся не происхождением, не умствованием и не верой, а порядочностью. Таким образом, прагматизм, следование ритуалам и традициям рано были осознаны в Китае как средство сохранения стабильности и процветания в обществе. Отсюда традиционализм древнекитайской духовной культуры. «Золотой век» духовной культуры Китая: основные школы и направления древнекитайской философии (эпоха Чжаньго) По указу императора Уди (140-87 гг. до н. э.) в Китае был основан Университет. Он унаследовал лучшие традиции академической науки Китая, сложившиеся в эпоху Чжаньго. В первую очередь это б^1ли учения философских школ, к которым, прежде всего, нужно отнести конфуцианство, даосизм, моизм и Школу закона (фа-цзя), а по-европейски - легизм. Конфуцианство В основу воззрений данной школы положено учение величайшего философа Древнего Китая Конфуция (551-479 гг. до. н. э.). Конфуций происходил из разорившейся семьи, был советником правителя царства Лу, а позже основал свою философскую школу. Конфуций понял, что все проблемы современного ему общества связаны с состоянием культуры, которое обусловлено отношением людей друг к другу. Он разрабатывал принцип жэнь (гуманность, человеколюбие), который истолковывал так: «Чего не желаешь себе, того не делай другим». Другим принципом Конфуция был принцип ли (почтительность, ритуал). Жэнь или философ рассматривал в качестве универсальных законов культуры и жизни. Гуманность и этикет- это как бы две опоры, на которых строится все общественное благополучие. Но для того, чтобы соблюдать эти принципы, нужно благоустроить свой внутренний мир, а для этого необходимо чистое сердце и, главное, правдивость и сознательность мысли, которые могут быть достигнуты лишь на пути познания самого себя. Познавать необходимо также волю Неба, в исполнении которой заключается высшее предназначение человека. Собственные воззрения Конфуция изложены его учениками в книге «Беседы и суждения» . Вплоть до эпохи Мао Цзе-дуна это учение оставалось неотъемлемой частью китайской культуры. О сегодняшней судьбе конфуцианства говорит тот факт, что политики и ученые многих стран Юго-Восточной Азии объясняют причины бурного экономического роста в данном регионе умелым сочетанием традиций конфуцианского мировоззрения и технологий Запада. Дао - это фундаментальное понятие в китайской философии. Буквально означает «путь», «дорога», но имеет очень много побочных значений: «вечное, неизменное, бесформенное, непознаваемое начало», «первооснова», а также '«завершение всего существующего и происходящего в мире». Наконец, дао - это всеобъемлющий закон мироздания. Основателем даосизма считается Лао-цзы. С этим именем связано много легенд. Современников поражали его взгляды, манеры, образ жизни. Он призывал к прощению, отвергал многие ценности, в том числе духовные. Он полагал, что все философские учения рождены жалкими усилиями их авторов, стремящихся скрыть от людей, в том числе и от себя, отсутствие соответствующих качеств. Вся суета вокруг понятий почтительности, гуманности не сможет заменить эти качества, но создает иллюзию их присутствия. Рассказывают, что Конфуций посетил однажды Лао-цзы, но тот высмеял его деятельность, увидев в ней лишь тщеславную суету. При этом Конфуций не только не возражал ему, но не смог и рта перед ним раскрыть. Моизм Основателем и единственным выдающимся представителем школы моистов был философ МоДи (Мо-цзы). Высшим законом он считал «Волю Неба», которая в равной мере распространяется на всех людей. Из этого следовали принцип равенства и теория «всеобщей любви», то есть любви к дальним, а не к ближним, которую философ вменял в обязанность всем. Известен также его принцип «ненападения», который он рассматривал как условие «всеобщей любви» между государствами. При этом школа моистов представляла собой четко построенную военизированную организацию. Хотя современники ценили моизм наравне с конфуцианством, он (моизм) не пережил эпохи политической раздробленности. Причины исчезновения этого философского учения не вполне ясны.
Значение древнекитайской культуры 1. Человечество обязано китайцам многими техническими достижениями {компас, сейсмограф, бумага, порох). 2. В древнекитайской культуре поощрялось созерцательное отношение человека к природе (принцип «ву вэй»). И это давало свои плоды: среди всех древних народов китайцы были величайшими естествоиспытателями. 3. Сам образ жизни древнекитайского общества весьма поучителен для всего человечества. Многие ученые считают одной из причин бурного экономического роста в некоторых странах Юго-Восточной Азии унаследованное у древних китайцев мировоззрение: религиозная ориентация, установка на сохранение существующего порядка в обществе, растворение личности в социальной ячейке, склонность к ритуализа-ции всей общественной жизни, ее бюрократизация. 4. Огромное население Китая сумело обеспечить себе не только жизнь на сравнительно небольшой территории, но и ее культурное развитие. Этот факт является показателем высокой культуры, опыт которой еще будет использован человечеством.
Вопрос 4. Щедрая природа обеспечила индийцам необходимые условия для самобытного развития. С одной стороны - Гималайские горы, огромной протяженности и высоты, а с трех других - море способствовали тому, что Индия долгое время была защищена от иноземных вторжений. Культура Индии кажется совершенно безмятежной. Гегель, излагая свое понимание мировой истории, определил общий принцип древнеиндийской культуры выражением «грезящий дух». Однако анализ этой культуры выявляет и другие ее характеристики. История Индии и древнейшие памятники ее культуры свидетельствуют о том, что ее особенностью является удивительная живучесть культурных ценностей, и объясняется это не консерватизмом, а традиционализмом, который не препятствовал общему культурному развитию. Под последним мы понимаем такое развитие, каждый этап которого содержит в себе достижения прошлого, обеспечивая тем самым единство и целостность культурного облика страны. Другая особенность культуры Индии заключается в том, что в ней запечатлены черты общемировые и общеисторические. Каждый может обнаружить в ней что-то близкое для себя. Классическим является пример с путешественником, попавшим к индийцам, которые понимали его без слов и он ощущал себя своим среди них. Обращаясь к истории, мы узнаем о существовании Индской цивилизации (река Инд) с центрами Хараппа и Мохенджо-Даро. Большое влияние на упадок этой цивилизации и изменение социально-политического уклада индской жизни оказало вторжение ариев. Оно породило проблемы расового и политического порядка. Скотоводы и кочевники, пришельцы были носителями другой культуры. Их отношения с местным населением были отчужденными и враждебными. Результатом постепенного взаимодействия различных народностей и культур в рамках Индской цивилизации явилось развитие кастовой системы, которая оказала глубокое влияние на всю последующую жизнь Индии. Касты (или «варны») четко разделили население на ариев (европеоидная раса) и неариев, представлявших из себя многочисленные племена. Понятие прав и обязанностей в Индии применялось не к человеку вообще, а к представителю той или иной касты; нравственные качества и добродетели были распределены между различными кастами - нельзя было жить «просто человеком». Такая ограниченность человеческого существования и жесткая иерархия каст создавали предпосылки своеобразного понимания жизни и ее связи со смертью. Правильная жизнь была условием того, что после смерти человек мог вновь родиться уже в иной, более высокой касте, а за глупую и никчемную жизнь он мог быть наказан рождением в образе животного, насекомого или растения. Даже брахманы, чья жизнь приравнивалась к божественной, обязаны были исполнять тысячи предписаний для того, чтобы сохранить себя в пределах высшего существования. Члены низших каст часто сознательно сводили к минимуму свои жизненные функции, как бы умирали при жизни для того, чтобы после смерти достичь величия. Кастовость была великим изобретением древности, поскольку она предотвратила взаимное истребление людей, а также явилась средством сохранения и развития культуры, так как способствовала культивированию в какой-то части общества умственного труда, творческой деятельности и высших духовных ценностей. Но с другой стороны, и в этом «коварство» древнеиндийской культуры, кастовость стала новым способом порабощения человека - культурным, организованным, социальным. Следующей особенностью духовной культуры индийцев была страсть к самоанализу, самоуглубленность, стремление осмыслить каждый свой поступок. К этому их вынуждали бесчисленные предписания. Например, днем брахманы должны были смотреть на север, а ночью - на юг, только в тени им разрешалось смотреть куда угодно. Другой пример: большую нужду тем же брахманам нельзя было справлять на дороге, вспаханной земле, в муравейнике, населенном белыми муравьями, в канаве и т.д., и при этом они не имели права смотреть на солнце, на воду, на животных. Все это может показаться комичным, но нужно видеть и другую сторону: человек должен был контролировать каждый свой поступок, а ведь это является необходимым условием его культурного развития, ибо культурная деятельность - сознательная деятельность. Арии разделили древнеиндийское общество на четыре основн^хе группе! (брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры), а жизнь древнего индийца - на четыре стадии: первая - отрочество и юность (период учения, обретения знаний, воспитания и самодисциплин^!, самообладания и сдержанности); вторая - жизнь в качестве семьянина и мирянина; третья - жизнь в качестве государственного деятеля, уравновешенного и объективного, посвятившему себя служению обществу, и, наконец, четвертая - жизнь отшельника или странника, отрешившегося от всякой мирской деятельности. О последней, четвертой, стадии жизни древнего индийца читаем в переводе древнеиндийской поэмы: Уходят мудрые от дома, Как лебеди бросают пруд. Им наша жажда незнакома -Увидеть завершенным труд. Такой подход к жизни человека - последовательный переход от одной стадии к другой - примирял две противоположные тенденции, присущие человеческому духу: приятие жизни во всей ее полноте и ее отрицание. Центральной идеей индо-арийской культуры была идея дхармы. Она выступала не просто религиозной идеей, но и учением об обязанностях, о долге человека по отношению к самому себе и другим. Сама дхарма явилась формой риты - основного морального закона древних индийцев, определяющего жизнь вселенной и каждого ее элемента, в том числе человека. Еще одной особенностью духовной культуры Древней Индии являлась неразвитость исторического сознания. Прошлое не воспринималось людьми как ступень к настоящему, а настоящее не осознавалось как ступень к будущему. Практически отсутствовало летописание, а летоисчисление было очень произвольным. Известно, что в IV веке до н. э. в Индии существовала письменность, было две системы слогового (квазиалфавитного) письма - брах-ми и кхароштхи. Важен и факт передачи от поколения к поколению древнеиндийских поэм, прозаических, религиозных и светских трактатов. В Индии грамотность, эрудиция всегда были в почете, так как ученость предполагала и высшие знания, и добродетель. Важнейшие литературные памятники и религиозно-философские течения Древней Индии Один из древнейших литературных памятников - веды. Веды (от корня «вид» - ведать) состояли как бы из нескольких слоев, каждый из которых предназначался одному из этапов жизни человека: сборники гимнов в честь богов для отрочества (воспитание), благочестивые размышления - для отшельников, сокровенное знание - для мудрых (более широкое значение слова «веды» - «сидеть около», то есть сидеть у ног учителя, получая от него наставления, поучения). Веды были творением ариев, вторгшихся в Индию. Различные слои ведов - Самхиты, Брахманы, Араньяки, Упани-шады - образуют священный канон брахманизма, подобно Библии или Корану в других религиях мира. Но развитие городского уклада жизни породило иное мировоззрение, которое нашло свое выражение в эпических поэмах «Махабхарате» и «Рамаяне». Первая из них состоит из ста тысяч стихов, что во много раз больше «Илиаде!» и «Одиссеи», вместе взятых. Главный итог философского содержания этих поэм можно определить таким образом: человек - пленник видимого, чувственного мира, он должен стремиться к состоянию освобождения {Мокша), которого невозможно достичь без нравственного усилия. Проходя через цепь рождений и смертей (Сансара), человек совершает поступки и обретает собственную ценность, или карму. Карма определяет характер его нового рождения. Учение о карме предполагает личную ответственность человека. Результатом дальнейшего развития ведической религии и брахманизма стал индуизм, который воспринял учение о перевоплощении душ (сансара) и о законе воздаяния (карма). Вопрос 5. Будда не был богом. Его имя Сиддхартха Гаутама. Родился он около 561-481 года до н. э. близ Гималаев, на границе с Непалом. До сих пор сохранился там памятник «Здесь родился Возвышенный». Сказания изображают его стройным, худощавым человеком с голубыми глазами, кротким и ясным выражением лица и мелодичным голосом. Обычно он был одет в желтое рубище, которое стало формой его последователей. Отец Сиддхартхи хотел оградить сына от суеты и волнений жизни, от неприятных зрелищ. Он построил ему дворец, и мальчик жил в нем, предаваясь грезам и мечтам. Будучи уже мужем и отцом, Сиддхартха сталкивается с реальной жизнью: он встречается со стариком, видит прокаженного, погребальную процессию и понимает, что жизнь полна страданий, что смерть - удел всех людей. Исчезает его безмятежное, радостное состояние. Он тихо покидает свой дом и уходит странствовать. Он становится отшельником, изучает веды, истязает свою плоть, но ни в чем не находит успокоения. Наконец, он решает, что не бросит отшельничество, пока не поймет истинную суть жизни, что лучше ему умереть, чем жить в бесконечных страданиях. Несколько дней он сидел, отрешившись от всего, а на четвертый на него снизошло просветление. Сиддхар-тха стал «буддой», то есть просветленным. Родился Будда - основатель буддизма Учение Будды пронизано добротой и любовью к людям. Он провозглашал главный закон жизни, ставший исходным принципом его учения: в этом мире ненависть никогда не побеждается ненавистью - она побеждается любовью! Будда проповедовал идеал праведности и самодисциплины. Важнейшая в мире победа, считал он, - победа человека над самим собой. То было время бурного роста городов. Кастовость изжила себя, она не вписывалась в городской уклад жизни. Смерть Будды явилась свидетельством верности его собственному учению. Больной, он отправился в путь, на свою родину. Заночевал у деревенского кузнеца. После скудного угощения, от которого не посмел отказаться, он почувствовал сильнейшие боли, его мучила жажда, ноги отказывались идти. Умирая, он сказал своим ученикам: «Монахи, все существующее - преходяще; пекитесь о своем спасении!» Незадолго до смерти он сформулировал «четыре благородные истины», ставшие ядром раннего буддизма: 1. Жизнь - это страдания. 2. Причина страданий - сама жизнь, состоящая у людей из бесконечных желаний, страстного стремления к удовольствиям, наслаждениям. 3. Можно избавиться от страданий, подавив в себе желания и стремления, которые чаще всего суетны и кончаются ничем. 4. Для подавления желаний и избавления от страданий человек должен следовать по пути, указанному буддизмом. Путь, о котором говорится в четвертой истине, - так называемый «восьмеричный путь». Вам, наверное, знакомо название «состояние нирваны». Так вот, заканчивая «восьмеричный путь», придя к цели (правильному созерцанию мира при полной отрешенности, избавлении от желаний), человек переходит именно в это состояние. Слово «нирвана» происходит от глагола «нирва», что значит «задувать», «тушить», «погашать». Нирвана - иное измерение бытия, где нет рождения и смерти, где сущность непосредственно совпадает с формами ее проявления. Нирвана не является небытием - напротив, это полнота бытия, где человек не цепляется за минуты жизни из страха перед смертью, где его существование исполнено радости и совершенства. Слова индийского поэта и драматурга Калидаса кое-что проясняют нам в понятии нирваны: «Когда ты вошел в мир, ты горько плакал, а все вокруг тебя радостно смеялись. Так сделай жизнь такой, чтобы, покидая мир, ты радостно смеялся, а все вокруг тебя плакали». Более подробно об учении Будды мы будем говорить на семинарском занятии.
1. Древнеиндийская философия имела практическую направленность, была обращена к повседневным нуждам людей, благодаря чему становилась жизнью человека, важнейшей частью его общей культуры.
|
|||||||
|