Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Лекционный курс 2 страница



Мидкультура делает модными образцы подлинно художественно­го творчества, создает моду на популярную науку, старину, альтерна­тивные стили бытия и т.п. и тем самым приподнимает духовный мир зрителя над обыденным уровнем. Эта культура находит отклик как среди большинства (масс), так и среди избранных (элиты).

Элитарная культура - это совокупность творческих достижений человечества, адекватное восприятие и создание которых требует спе­циальной подготовки. Она призвана сохранить в культуре творчес­кое начало и пафос. Наиболее целостно и последовательно концеп­ция элитарной культуры изложена в работах Х.Ортеги-и-Гассета. По его мнению, элита есть в каждом обществе. Элита -это наиболее спо­собная к духовной деятельности, одаренная высокими нравственны­ми и эстетическими задатками часть общества. Именно она обеспе­чивает прогресс. Элитарная культура многообразна по содержанию и способам проявления. Для понимания сущности элитарной куль­туры рассмотрим ее особенности на примере элитарного искусства.

Элитарное искусство развивается в двух основных теоретичес­ких формах: эстетический изоляционизм и панэстетизм.

Первая форма есть выражение «чистого искусства», или «искусства для искусства». Она реализовала себя в России в художественном объе­динении «Мир искусства» (1898-1899): основатель - А.Н.Бенуа, главный организатор - С.Н.Дягилев, участники - В.А.Серов, М.В.Врубелъ, К.Л.Коровин и другие художники. Отстаивали свободу индивидуаль­ного самопроявления в искусстве. Единственным чистым источником творческого энтузиазма считали красоту, которой современный мир, по их мнению, лишен. Русские сезоны Дягилева в Париже были этало­ном высокой культуры. На них привлекались самые крупные силы русской оперы, муз^хки, балета: Ф.Шаляпин, А.Павлова, М.Фокин и др.

Панэстетизм возвышает искусство над политикой, наукой, мора­лью. Художественно-интуитивным формам познания он отводит мес­сианскую роль «спасения мира». Эти идеи звучат в творчестве многих российских поэтов. (См. с. 149-150. Поэзия Серебряного века). Они так­же выражен^! в концепциях Ф.Ницше, А.Бергсона Ф.Шлегеля.

Контркультура - это множество субкультур, которые противо­стоят фундаментальным принципам, господствующим в официаль­ной культуре.

Термин «контркультура» появился в западной литературе в 1960 году и отражал либеральную оценку ранних хиппи и битников. Сло­во принадлежит американскому социологу Теодору Роззаку, кото­рый попытался объединить различные духовные влияния, на­правленные против господствующей культуры.

Субкультура - это малая культура отдельной группы, социаль­ной общности, народности. Примеры: молодежная, криминальная культуры, субкультура цыган и др.

Субкультура призвана держать свои социокультурные призна­ки в определенной изоляции от «иного» культурного слоя. Она тво­рит собственную культуру.

Существует множество субкультур. Например, только в современ­ной молодежной культуре можно выделить субкультуры хиппи, ро­керов и байкеров, панков, тинэйджеров, радикалов, баба и др.

Рокеры и байкеры культивируют «мужской дух», жесткость и пря­моту межличностного общения. Мир рокеров - их банда, религия роке­ров - рок, Бог рокеров - спортивный Иисус на манер Джеймса Бонда. «Кожаные мужчины» любят драки, их внешний вид подчеркнуто агрес­сивен, фундаментальная уверенность, как и вообще их стиль, грубый и шумный, прямо перекликаются с определенным музыкальным стилем -рок-н-роллом. Они считают «своей музыкой» мускульную характерность раннего рока, символами которого б^гли Элвис Пресли и Бадди Хоти.

Панки (перевод - «уличная девка»; употребляется в значении «никчемный», «испорченный») демонстрируют свое презрение ко всем и к себе тоже в примитивных и выразительных формах.

Битники - представители «разбитого поколения» 50-х годов. Поиск собственных субкультурных ориентации в их среде выразился в сексуаль­ном протесте, формой которого явились гомосексуальн^ге эксперимент^!, став­шие модн^хми в кругах интеллектуалов. Среди культурн^тх фигур битников—

Уолт Уитмен, Томас Вулф, Генри Миллер. Для эстетики битничества ха­рактерна поэтизация мужественного, бунтарского характера. Молодыхе пред­ставители этой субкультуры рассматривали себя как отверженн^тх, ищущих основы иного мироощущения.

Тинэйджеры - подростки 13-19 лет, заявившие о своем праве иметь субкультуру (репперы, скины, рейверы, сноубордисты, хакеры и др.).

Баба - наследники хиппи, их мир похож на необретенную и не­реализованную мечту. Они целыми днями слушают музыку, пребы­вая в наркотическом дурмане, и проповедуют христианское смире­ние. Представители этой субкультуры мягки и пассивны. Их музы­ка - одна из самых богатых и красивых в мире джаза.

Разумеется, ни одна из субкультур, сколь бы экзотической она ни была, не может устранить господствующую культуру. Только в своей совокупности субкультуры могут быть механизмом культур­ных новаций. Сохраняя и возобновляя себя, они способны спрово­цировать настоящую ценностную революцию.

Таким образом, контркультура - это совокупный эффект поис­ков нового ценностного ядра современной культуры (американский профессор Б.Бергер. «В^хживание контркультуры»).

Акультура - это не культура, противостоящая господствующей культуре, а внекультурное явление, способствующее разрушению культуры. Примеры: наркотическая акультура, вандализм, все виды насилия, войны, терроризм, экстремизм. Вся деятельность, направ­ленная против человека, является акультурой.

Следующий рубеж в нашей классификации культуры - ее типы по содержанию и влиянию. По содержанию и влиянию культура де­лится на прогрессивную и реакционную.

Прогрессивная культура - это динамично развивающаяся систе­ма, способная к обогащению новыми культурными ценностями.

Реакционная культура - это культура, утратившая свою акту­альность, ценностную значимость для людей. Она несет в себе реп­рессивное начало, подчиняя себе новые культурные явления и в итоге образуя культурный застой (характерно для культур «закрытых», бытующих в малых этнических группах).

Противоборство прогрессивной и реакционной культур - харак­терное выражение динамики культурно-исторического процесса.

И, наконец, по функциональным каналам культура также делится на ряд типов, отражающих профильную специфику ее функциони­рования в обществе: науку, образование, искусство, литературу, ми­фологию, нравственность, политику, право, религию. При этом все элементы и каналы культуры взаимодействуют друг с другом, об­разуя единую уникальную систему.

Вопрос 6.    

Классификация видов культуры зависит от видов человеческой деятельности, а существующее многообразие видов человеческой деятельности позволяет выделить: культуру труда, быта, досуга, художественную культуру (музыкальную, театральную, зодчества), физическую культуру и т.п.

 

Понять культуру можно лишь через понимание человеческой де­ятельности. Именно в ее многообразных проявлениях образуются виды культуры, наполненные энергией действующего общественного человека. Различные виды культуры наглядно демонстрируют спо­собности человека, разнообразие его сущностных сил в процессе соб­ственного жизненного пути. Участие человека в культурной са­модетерминации (самоопределении) позволяет ему раскрывать свой потенциал во всей полноте, начиная от правил и норм этикета, на­пример, семейной, бытовой, досуговой культуры и до развертыва­ния созидательного личного бытия. Таким образом проявляется уни­версальная сущность культуры и становится понятно, почему она «разлита» во всей социальности, вплетена в общественную жизнь и присуща роду людскому, всем и каждому, любой личности. Пораз­мышляйте об этом, характеризуя разные виды культуры.

Заключая анализ структуры культуры, необходимо сказать о ее сложности и иерархичности. При этом нужно подчеркнуть, что суще­ствующая на сегодня структура культуры является не застывшей, раз и навсегда сформировавшейся — она непрерывно изменяется, наполня­ется новыми культурными образованиями, и это характеризует ее динамичность. В разные культурно-исторические эпохи ее компонен­тный состав был различным. Наиболее полно он реализуется, начи­ная с культуры Нового времени .

 Вопрос7.

Культура представляет собой многофункциональную систему. Многогранность функций характеризуем через последующие их рассмотрения.

 

 1.Адаптивная( приспособительная, основная) функция: человек с целью выживания приспосабливается к окружающей среде.

2. Креативная (творческая) функция культуры является фундамен­тальной. Все остальные функции культуры так или иначе связаны с ней и даже вытекают из нее. В своем воздействии на природу, в поиске и производстве средств удовлетворения своих потребностей человек фор­мирует особый мир предметов и ценностей - культуру, и в этом процес­се он совершает грандиозные творческие усилия, которые не могут со­вершать животные или насекомые.

Но культура не только «приглашает» личность творить - она же накладывает на нее ограничения. Эти ограничения распространя­ются не только на социум, но и на природу. Культурные запреты защищают общество от разрушения.

3. Познавательная ( гносеологическая)функция тесно связана с творческой. Сам про­цесс преобразования, изменения связан с глубоким познавательным актом. Без знаний об окружающем нас мире невозможно было бы сфор­мировать культурный мир. Культура, концентрируя в себе лучшие образцы творчества, выполненные на основе их познания, приобретает спо­собность накапливать богатейшие знания о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения.

Можно утверждать, что общество интеллектуально настолько, насколько им используются богатейшие знания, содержащиеся в культурном генофонде человечества. Зрелость культуры во многом определяется мерой освоения культурных ценностей прошлого. На­пример, Япония смогла добиться огромного прорыва в своем разви­тии благодаря этой способности ее культуры. Другие общества, не­способные использовать познавательные функции культуры, мо­гут останавливаться в своем развитии, обрекая себя на отсталость.

4. Коммуникативная функция заключается в трансляции культурного опыта и позволяет осуществлять преемственность культурн^тх эпох, являясь способом передачи социальной памяти человечества. Разрыв в преемствен­ности культуры приводит к феномену манкуртизма. Манкурты - это люди, превращенные в рабов, не помнящие своего прошлого и не имеющие будуще­го, своего рода «зомби» (Ч.Айтматов).

Подчеркивая значимость духовной коммуникации, Б.Шоу при­водит простой, но очень убедительный пример. Когда два челове­ка, имеющие по одному яблоку каждый, встречаются и обменива­ются ими, то после встречи каждый из них является обладателем одного яблока, но, может быть, другого сорта. При встрече двух людей, имеющих в голове хотя бы по одной идее и желающих ими обменяться, каждый из них становится обладателем уже двух идей, и таким образом происходит их культурный рост.

Способы трансляции культурного опыта выводят нас на следующую важнейшую функцию культуры.

5. Информационная функция-это осознание, фиксация и трансляция социального опыта человечества и его приспособления к среде. Она выражена в устном и прикладном народном творчестве, памятниках искусства, языках, науке, философии и др.Возникающее информационное поле необходимо для поддержания определенного сбалансированного отношения человека к окружающей среде, как природной, так и социальной.

7. Оценочная {аксиологическая, ценностная) функция. Информа­ционные потоки коммуникации воспринимаются людьми осознан­но и обязательно избирательно. Поэтому принимается нами толь­ко то, что действительно является для нас ценным и значимым. Это зависит от культурных потребностей и ориентации людей. А нравственное и интеллектуальное содержание поступающей информации выступает критерием соответствующей оценки. Таким обра­зом, эта функция отражает важнейшее качественное состояние культу­ры - ее ценность и меру полезности для человека.

8. Регулятивная функция. Все то, что избирательно быгло оцене­но человеком, становится его личным культурным достоянием, ко­торое во многом регулирует его поведение, формирует его духов­ный облик. Проникая во внутренний мир личности, отобранные ценности могут его изменять: обогащать либо обеднять. Это про­цесс длительный и очень важный - ведь от того, что примет человек за ценность, будет зависеть его культурное развитие.

9.Ценностная( аксиологическая) функция: культура как система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации.

10.Семиотическая или знаковая функция, представляя собой определенную знаковую систему культуры, предполагает знание, владение ею.Без изучения соответствующих знаковых систем невозможно овладеть достижениями культуры.Так, семиотическая система-язык( устный или письменный) является ср едством общения людей.Специфические языки нужны для познания науки, музыки, живописи.

При изучении культуры следует иметь в виду проявление специфических, свойственных только ей закономерностей. Выделим главные.

1. Культура обладает всепроникающей способностью охваты­вать все стороны жизни человека и носит интеграционный харак­тер, объединяя различные культурные формы в единую систему духовной жизни.

2. Обладая относительной самостоятельностью, культура испы­тывает на себе влияние условий исторических эпох, но не всегда в своем развитии совпадает с ними. Это выражается либо в опережа­ющем, либо в отстающем характере развития культуры. Например, на закате средневековья зародилась культура Возрождения, которая по своему содержанию во многом опередила соответствующую ей исто­рическую эпоху.

Кризис культуры - это всегда признак ее отставания от потреб­ностей исторического общества. Сейчас российское общество заин­тересовано в выработке новых культурных ценностей, которые спло­тили бы нацию, но их пока нет.

3. Формирование и распространение культуры зависит от уровня развития материальной и духовной культур общества, а они, в свою очередь, находятся во взаимосвязи и зависимости друг от друга. Ма­териальная культура является фундаментом, или базой распростра­нения культуры, а духовные ценности опредмечены в материальной форме: памятники, скульптура, архитектура, полотна живописцев и т.п. Духовная культура является источником генерирования люб^хх ценностей, в том числе существующих в материализованном виде.

4. Культурный прогресс в целом носит противоречивый характер, что определяется рядом факторов экономического и политического свой­ства. Это порождает неравномерность развития различных сфер в сис­теме культуры: науки, искусства, религии. Так, в период средневековья приоритеты в культурном развитии получила религия, в эпоху Просве­щения - наука, а современное общество в качестве определяющей сфе­ры культуры выдвинуло политику.

5. Особенности состояния культуры определяются ее насыщенностью и обогащенностью народными и национальными началами: чем раз­нообразнее присутствие этих начал в культуре, тем больше уникаль­ных особенностей она содержит. Примерами уникальных многонацио­нальных культурных феноменов являются российская и американская культуры.

6. Культура является важнейшей формой, в которой выражается преемственность исторического развития общества. Через культур­ное наследие изучаются различные аспекты общества, поэтому куль­тура служит для других наук (истории, этнографии, археологии и т.д.) базой для изучения общественного развития человечества.

Условия функционирования культуры подразделяются на матери­альные и духовные.

Материальные создают возможность существования культуры. К ним относятся:

1) состояние и развитие социальных институтов общества как способов организации культуры (учреждения и общественные орга­низации образуют систему управления культурой - без них куль­турные процессы протекают стихийно, а это замедляет темпы раз­вития культуры);

2) наличие разветвленной сети каналов распространения культуры (музеи, галереи, театры и т.п.), способствующих социализации лично­сти, ее приобщению к культурному наследию и творческому ее разви­тию. Эти каналы распространения культуры выполняют три важней­шие функции: креативную (порождающую творчество), мемориальную (сохраняющую культурный опыт), рекреационную (досуговую).

Духовные условия в совокупности способствуют развитию куль­туры и выражаются в уровне развития потребностей общества в культуре. Если общество не заинтересовано в развитии определен­ных культурных ценностей, то они будут им отторгнуты.

На пересечении материальных и духовных условий зиждется сама возможность функционирования культуры - наличие и нормальное развитие человеческого общества. Для реализации этой возможнос­ти необходимо устранить то, что угрожает его существованию: вой­ны, голод, нищету, экологические проблемы, остаточный принцип в отношении к образованию, здравоохранению - и создать благоприятную социокультурную среду, в которой определяющи­ми будут такие ценности, как уважение к национальному своеобра­зию личности, стремление к культурному прогрессу.

 Особое место в разработке научных проблем занимает исполь­зование методологического инструментария, выработанного в пе­риод становления культурологии как науки, и создание нового ар­сенала методических средств в целях изучения современного состо­яния культуры. Если обратиться к истории науки, то важно понять роль тех научных подходов и методов, которые способствовали развитию культурологического знания:

а) аналитическая психология В. Дильтея подготовила прор^хв к толкова­нию сущности жизни как особого б^гтия, не сводимого к индивиду или сум­ме индивидов, живущих здесь и теперь. Это б^гтие надиндивидуальное и в то же время, проникающее в эмпирическую жизнь индивидов. Можно ли реально расшифровать такое странное бытие? Такая расшифровка стала возможной на основе феноменологии.

б) Э. Гуссерль в^гдвинул идею чистой феноменологии как предпо­сылки строгой науки. Такая наука, по его мнению, возможна лишь на основе выделения идеальной сферы в качестве особого самостоятель­ного мира сущностей. Этот мир, как реальность, выделяется с помо­щью применения методического приема «эпохэ», позволяющего весь реальный мир вынести за скобки. Исследователям культуры предста­вилась возможность изучать собственно культурные процессы.

в) М.Хайдеггер создает действительность с многообразием различных потоков сознания - концепцию Dasein. Dasein - это тип б^гтия, опос­редованного определенным отношением к жизни. Он выделяет два типа возможного бытия: 1) аутентичное (подлинное) и неаутентичное (непод­линное). Аналогом их могут выступать две музыкальные формы: это симфония как идея существования - Sein (в австрийском варианте), и Фуга как идея становления - Werden (в немецком варианте). Соответ­ственно в литературных формах существуют тотальный, или центро­бежный роман, как способ воссоздания действительности во всем мно­гообразии ее проявлений, и роман-парабола, или центростремительн^тй, в котором автор создает модель мира в своем сознании.

г) Психоанализ З.Фрейда позволил выделить основное проти­воречие между личными бессознательными либидозными влечени­ями человека и культурой, которая подавляет эти влечения, порож­дая массовые неврозы. Эти противоречия находят свое разрешение в динамике форм культуры, а в конечном счете - в сексуальной ре­волюции. Подобные исследования выявляют механизм существо­вания человека в культуре.

д) В отличие от Фрейда, Карл Юнг исходил из представлений о «коллективном бессознательном», определяющем жизнь, реакции и установки отдельного человека, подобно тому, как структура кри­сталла повторяется во всем эмпирическом многообразии кристал­лов определенного типа. Отсюда название его подхода - структу­рализм. Этот подход помог структурировать стихийные и неявные проявления культуры в жизни человека.

е) Структурная антропология К. Леви-Стросса позволяет выделить бессознательные структуры человеческого разума, подобные структур­ным моделям, используемым, например, в лингвистике. Соответствен­но в изучении культуры в целом также можно использовать математи­ческие модели. Он исследовал структуру мифов индейцев Бразилии и выявил в них повторяющиеся оппозиции, на основе которых можно предсказать существование недостающих звеньев, как это сделал Д.И. Менделеев, создав периодическую систему. Реализация этого подхода придала новое качество гуманитарным исследованиям культуры: спо­собность восстанавливать исходные структуры искусственных смыслов.

ж) Гегель в своей панлогической философской концепции, рассмат­ривая эмпирические феномены жизни (индивиды, их действия, следствия этих действий), полагает, что они обретают действительный смысл лишь в контексте мирового Разума и определяются этим Разумом. Это позво­лило вести поиск общих закономерностей развития культуры.

Таким образом, наука о культуре, пытаясь определить сущность современной цивилизации через поиск абсолютного смысла, либо установление в культурной жизни иерархии смыслов, сталкивается с новыми тенденциями общества. К примеру, глобализация мира раз­рушает целостный комплекс идей в пространстве культуры, унифи­цируя их содержание. Антиподом этого выступает деструктивность постмодернизма, который стал стилем мышления современности и может быть использован как подход к изучению культуры.

Постмодернизм  своими потенциальными возможностями изучения различных явлений и сто­рон жизни мог внести весомый вклад в определение и выявление осо­бенных и уникальных явлений культуры. Однако, фундаментальная уверенность постмодернизма в «недееспособности» классических эта­лонов исследования разрушает пока еще «хрупкие опоры» науки.

Нельзя не оценить гуманистического стремления постмодерниз­ма равноправно представить все существующие культуры и субкуль­туры по их ценностному проявлению. Тем не менее, уделяя большее внимание частным проявлениям в культуре, иногда даже их абсолю­тизируя, постмодернизм не позволяет целостно представить культур­ное пространство, а значит определить место и роль этого малого в сложной структуре большого, например, культурной эпохе.

Постмодернизм своим толерантным отношением к смыслам ока­зался не способным выявлять основные тенденции развития куль­туры, а без этих обобщений постмодернистский анализ превраща­ется, возможно, в очень интересную и особенную интерпретацию, но не более того. Это порождает потребность в создании нового типа системности. В настоящее время это нашло свое выражение в новом научном направлении - синергетике.

Теория синергетики  позволяет по-новому изучать открытые социальные системы, к ко­торым относится и культура.

Синергетика рассматривает социальные системы как открытые, нестабильные, недетерминистские, неравновесные, саморазвивающи­еся. Постмодернистский Хаос, с точки зрения синергетики, предстает как позитивный элемент, способный к самоорганизации. В культуро­логии долгое время доминирующим принципом при анализе различ­ных явлений культуры считалась организация как структура, и поэто­му хаос, беспорядок, игнорировался как элемент исследования: пола­галось, что он способствует уничтожению вообще всякой системы.

Но, как известно из истории (например, Древний Рим и Спарта), излишняя упорядоченность ведет к деградации общества и его ду­ховной жизни. В синергетике Хаос рассматривается с позиций би­фуркации (раздвоенности) процессов, которые могут быть рассмот­рены как непредсказуемые явления, негативно или позитивно влия­ющие на развитие культуры.

Синергийный подход часто применяется в экономических исследо­ваниях, а в культурологии - при изучении многих культурных систем.

Герменевтика активно исследует тексты культуры, расшифровывая их и помогая понять оригинальные авторские смыслы. Этот подход в культурологии рас­крывает свои возможности при анализе уникальных авторских про­изведений мистического или многосмыслового характера. Он позво­ляет по-новому понимать письменно фиксированные проявления жизни, а значит духовной культуры в ее исторических образцах.

Процесс заимствования подходов к изучению культуры у дру­гих наук ныне продолжается и одновременно сочетается с поиском собственно культурологических методов. Фактом ее признания яв­ляется включение культурологии в образовательные программы.

             

 

 

              Тема 2.Культура первобытного общества(2 млн. лет до н. э. - 4 в. н. э.)

                План:

 

 1.Периоды развития первобытной культуры. Культурогенез.

 2.Возникновение человека и общества.

 3.Становление и развитие первобытной культуры.

 4.Мифология как явление духовной культуры.

 5.Культура в эпоху разложения первобытного общества.

 

 

 Вопрос 1.

Эпоха первобытности , ее развитие до сих пор привлекает внимание ученых, так как здесь мы можем найти ответы на вопросы, волнующие человечество.

Большая часть истории человечества приходится на период древ­ности. Он длился много сотен тысяч лет.

Рассмотрим этапы развития древнего общества.

Каменный век (ок. 2 млн. - 6 тыс. лет до н. э.) включает три пери­ода, характеризующие культурные достижения первобытного че­ловека:

• палеолит (древний). Признаки: изготовление орудий труда и охоты из камня, приручена собака, получены навыки добычи и хра­нения огня;

• мезолит (средний). Признаки: изобретены лук и стрелы, появ­ляются первые культы (природы, женщины, огня), вводится запрет на обычай экзогамии, принципом организации общества становится материнский род;

• неолит (новый). Признаки: человек перешел от присвоения пло­дов земли к их выращиванию, скотоводству; появляются зачатки искусства (наскальные рисунки, скульптуры из камня и бивней ма­монта), возникает религия в виде разного рода верований (тоте­мизма, аниматизма, анимизма, фетишизма и магии), происходит переход от матриархата к патриархату.

Медный век (длился примерно с 3 - начала 2 тысячелетия до н. э.). Признаки: освоено изготовление медных орудий труда, развивает­ся пиктография (рисуночное письмо), изобретено колесо, утвержда­ется родовой строй.

Бронзовый век (длился примерно со 2 - начала 1 тысячелетия до н. э.). Признаки: развивается бронзовая металлургия, совершенству­ется письменность, появляются первые государства. Это период расцвета Восточной культуры.

Железный век (длился примерно с середине! 1 тысячелетия до н. э.). Признаки: развитие железной металлургии способствует совер­шенствованию орудий для земледелия, происходит разложение пер­вобытно-общинного строя и переход к рабовладельческому (клас­совому) обществу. Человеческим «измерением» этой эпохи являет­ся античность.

Вопрос 2.

Исходя из нашей позиции, согласно которой без человека нет культуры, мы будем рассматривать возникновение первобытной культуры во взаимосвязи с происхождением первобытного челове­ка. Для осмысления этого глобального вопроса человечество выра­ботало множество теорий. Назовем главные.

1. Мифологическая теория. Вначале существовал лишь вечный, без­граничный, темный Хаос, в нем заключался источник жизни. Все возник­ло из безграничного Хаоса - весь мир и бессмертные боги: богиня земли Гея, бог любви Эрос, бог неба Уран и др. Ограниченность духовного на­чала в жизни человека здесь компенсируется множеством богов, отвеча­ющих за различные качества человека {Аполлон - творческие способнос­ти; Афродита - способность любить; Немезида - богиня возмездия - ста­ла символом совести). Миф о Прометее объясняет зарождение культуры.

2. Теологическая теория (религиозная). Утверждает божественное происхождение человека и общества. Согласно Библии, сотворение мира произошло за пять дней. Каждый день был посвящен созданию неба и земли: лесов, гор и т.п. А человек был создан Богом в день шестой по образу и подобию своему. Так и мы созда­ем музыку, песни, танцы - так же из ничего. Бог создал человека и поставил его в^1ше ангелов, не подчинив его себе, тем самым даруя ему свободу (вы­бора, творчества, проявления любви к Богу).

3. Научные теории. Среди множества из них получила наибольшее распространение и вместе с тем вызвала больше всего возражений био­логическая теория Ч.Дарвина. В книге «Происхождение человека и по­ловой отбор» (1871) ученый выдвинул гипотезу происхождения чело­века от обезьяноподобного предка. Ведущее значение в этом вопросе он придавал половому отбору с приоритетом в нем роли женщины, предпочитающей определенных индивидов при размножении.

Многие ученые, сторонники биологической теории Дарвина, ре­шающим фактором превращения обезьяны в человека считали прямохождение. Другие приписывали такую роль руке и связывали фе­номен данного превращения с особенностью человеческого мозга. Но все эти гипотезы не учитывали общественную природу человека.

Ф.Энгельс в 1873-1876 годах сформулировал трудовую теорию происхождения человека. Ее суть можно передать фразой самого Энгельса: «Труд создал человека».

Труд - это целесообразная деятельность, которая началась с из­готовления орудий из камня, кости и дерева. Смотреть на что-либо с точки зрения цели - значит, смотреть с точки зрения будущего вообще. Такое опережающее видение и есть начало сознания.

Значит, одним из факторов порождения сознания стал труд.

Другим фактором появления современного человека стала речь как необходимое средство общения при совместной трудовой деятель­ности. Труд и речь - два главные средства искусственного отбора, которые определяют развитие человека вплоть до сегодняшнего дня.

Отличаются оригинальностью «пассионарная» теория происхожде­ния этнокультурн^1х систем Л.Н.Гумилева и современная офтальмогеометрическая концепция Э.Р.Мулдашева, которая, по мнению автора, от­крывает новый путь в изучении происхождения человечества.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.