|
|||
Тема 1. Предмет культурологии. Культура как система и методы ее изучения. 2 страницаЭлитарная культура - это совокупность творческих достижений человечества, адекватное восприятие и создание которых требует специальной подготовки. Она призвана сохранить в культуре творческое начало и пафос. Наиболее целостно и последовательно концепция элитарной культуры изложена в работах Х.Ортеги-и-Гассета. По его мнению, элита есть в каждом обществе. Элита -это наиболее способная к духовной деятельности, одаренная высокими нравственными и эстетическими задатками часть общества. Именно она обеспечивает прогресс. Элитарная культура многообразна по содержанию и способам проявления. Для понимания сущности элитарной культуры рассмотрим ее особенности на примере элитарного искусства. Элитарное искусство развивается в двух основных теоретических формах: эстетический изоляционизм и панэстетизм. Первая форма есть выражение «чистого искусства», или «искусства для искусства». Она реализовала себя в России в художественном объединении «Мир искусства» (1898-1899): основатель - А.Н.Бенуа, главный организатор - С.Н.Дягилев, участники - В.А.Серов, М.В.Врубелъ, К.Л.Коровин и другие художники. Отстаивали свободу индивидуального самопроявления в искусстве. Единственным чистым источником творческого энтузиазма считали красоту, которой современный мир, по их мнению, лишен. Русские сезоны Дягилева в Париже были эталоном высокой культуры. На них привлекались самые крупные силы русской оперы, муз^хки, балета: Ф.Шаляпин, А.Павлова, М.Фокин и др. Панэстетизм возвышает искусство над политикой, наукой, моралью. Художественно-интуитивным формам познания он отводит мессианскую роль «спасения мира». Эти идеи звучат в творчестве многих российских поэтов. (См. с. 149-150. Поэзия Серебряного века). Они также выражен^! в концепциях Ф.Ницше, А.Бергсона Ф.Шлегеля. Контркультура - это множество субкультур, которые противостоят фундаментальным принципам, господствующим в официальной культуре. Термин «контркультура» появился в западной литературе в 1960 году и отражал либеральную оценку ранних хиппи и битников. Слово принадлежит американскому социологу Теодору Роззаку, который попытался объединить различные духовные влияния, направленные против господствующей культуры. Субкультура - это малая культура отдельной группы, социальной общности, народности. Примеры: молодежная, криминальная культуры, субкультура цыган и др. Субкультура призвана держать свои социокультурные признаки в определенной изоляции от «иного» культурного слоя. Она творит собственную культуру. Существует множество субкультур. Например, только в современной молодежной культуре можно выделить субкультуры хиппи, рокеров и байкеров, панков, тинэйджеров, радикалов, баба и др. Рокеры и байкеры культивируют «мужской дух», жесткость и прямоту межличностного общения. Мир рокеров - их банда, религия рокеров - рок, Бог рокеров - спортивный Иисус на манер Джеймса Бонда. «Кожаные мужчины» любят драки, их внешний вид подчеркнуто агрессивен, фундаментальная уверенность, как и вообще их стиль, грубый и шумный, прямо перекликаются с определенным музыкальным стилем -рок-н-роллом. Они считают «своей музыкой» мускульную характерность раннего рока, символами которого б^гли Элвис Пресли и Бадди Хоти. Панки (перевод - «уличная девка»; употребляется в значении «никчемный», «испорченный») демонстрируют свое презрение ко всем и к себе тоже в примитивных и выразительных формах. Битники - представители «разбитого поколения» 50-х годов. Поиск собственных субкультурных ориентации в их среде выразился в сексуальном протесте, формой которого явились гомосексуальн^ге эксперимент^!, ставшие модн^хми в кругах интеллектуалов. Среди культурн^тх фигур битников— Уолт Уитмен, Томас Вулф, Генри Миллер. Для эстетики битничества характерна поэтизация мужественного, бунтарского характера. Молодыхе представители этой субкультуры рассматривали себя как отверженн^тх, ищущих основы иного мироощущения. Тинэйджеры - подростки 13-19 лет, заявившие о своем праве иметь субкультуру (репперы, скины, рейверы, сноубордисты, хакеры и др.). Баба - наследники хиппи, их мир похож на необретенную и нереализованную мечту. Они целыми днями слушают музыку, пребывая в наркотическом дурмане, и проповедуют христианское смирение. Представители этой субкультуры мягки и пассивны. Их музыка - одна из самых богатых и красивых в мире джаза. Разумеется, ни одна из субкультур, сколь бы экзотической она ни была, не может устранить господствующую культуру. Только в своей совокупности субкультуры могут быть механизмом культурных новаций. Сохраняя и возобновляя себя, они способны спровоцировать настоящую ценностную революцию. Таким образом, контркультура - это совокупный эффект поисков нового ценностного ядра современной культуры (американский профессор Б.Бергер. «В^хживание контркультуры»). Акультура - это не культура, противостоящая господствующей культуре, а внекультурное явление, способствующее разрушению культуры. Примеры: наркотическая акультура, вандализм, все виды насилия, войны, терроризм, экстремизм. Вся деятельность, направленная против человека, является акультурой. Следующий рубеж в нашей классификации культуры - ее типы по содержанию и влиянию. По содержанию и влиянию культура делится на прогрессивную и реакционную. Прогрессивная культура - это динамично развивающаяся система, способная к обогащению новыми культурными ценностями. Реакционная культура - это культура, утратившая свою актуальность, ценностную значимость для людей. Она несет в себе репрессивное начало, подчиняя себе новые культурные явления и в итоге образуя культурный застой (характерно для культур «закрытых», бытующих в малых этнических группах). Противоборство прогрессивной и реакционной культур - характерное выражение динамики культурно-исторического процесса. И, наконец, по функциональным каналам культура также делится на ряд типов, отражающих профильную специфику ее функционирования в обществе: науку, образование, искусство, литературу, мифологию, нравственность, политику, право, религию. При этом все элементы и каналы культуры взаимодействуют друг с другом, образуя единую уникальную систему. Вопрос 6. Классификация видов культуры зависит от видов человеческой деятельности, а существующее многообразие видов человеческой деятельности позволяет выделить: культуру труда, быта, досуга, художественную культуру (музыкальную, театральную, зодчества), физическую культуру и т.п.
Понять культуру можно лишь через понимание человеческой деятельности. Именно в ее многообразных проявлениях образуются виды культуры, наполненные энергией действующего общественного человека. Различные виды культуры наглядно демонстрируют способности человека, разнообразие его сущностных сил в процессе собственного жизненного пути. Участие человека в культурной самодетерминации (самоопределении) позволяет ему раскрывать свой потенциал во всей полноте, начиная от правил и норм этикета, например, семейной, бытовой, досуговой культуры и до развертывания созидательного личного бытия. Таким образом проявляется универсальная сущность культуры и становится понятно, почему она «разлита» во всей социальности, вплетена в общественную жизнь и присуща роду людскому, всем и каждому, любой личности. Поразмышляйте об этом, характеризуя разные виды культуры. Заключая анализ структуры культуры, необходимо сказать о ее сложности и иерархичности. При этом нужно подчеркнуть, что существующая на сегодня структура культуры является не застывшей, раз и навсегда сформировавшейся — она непрерывно изменяется, наполняется новыми культурными образованиями, и это характеризует ее динамичность. В разные культурно-исторические эпохи ее компонентный состав был различным. Наиболее полно он реализуется, начиная с культуры Нового времени . Вопрос7. Культура представляет собой многофункциональную систему. Многогранность функций характеризуем через последующие их рассмотрения.
1.Адаптивная( приспособительная, основная) функция: человек с целью выживания приспосабливается к окружающей среде. 2. Креативная (творческая) функция культуры является фундаментальной. Все остальные функции культуры так или иначе связаны с ней и даже вытекают из нее. В своем воздействии на природу, в поиске и производстве средств удовлетворения своих потребностей человек формирует особый мир предметов и ценностей - культуру, и в этом процессе он совершает грандиозные творческие усилия, которые не могут совершать животные или насекомые. Но культура не только «приглашает» личность творить - она же накладывает на нее ограничения. Эти ограничения распространяются не только на социум, но и на природу. Культурные запреты защищают общество от разрушения. 3. Познавательная ( гносеологическая)функция тесно связана с творческой. Сам процесс преобразования, изменения связан с глубоким познавательным актом. Без знаний об окружающем нас мире невозможно было бы сформировать культурный мир. Культура, концентрируя в себе лучшие образцы творчества, выполненные на основе их познания, приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения. Можно утверждать, что общество интеллектуально настолько, насколько им используются богатейшие знания, содержащиеся в культурном генофонде человечества. Зрелость культуры во многом определяется мерой освоения культурных ценностей прошлого. Например, Япония смогла добиться огромного прорыва в своем развитии благодаря этой способности ее культуры. Другие общества, неспособные использовать познавательные функции культуры, могут останавливаться в своем развитии, обрекая себя на отсталость. 4. Коммуникативная функция заключается в трансляции культурного опыта и позволяет осуществлять преемственность культурн^тх эпох, являясь способом передачи социальной памяти человечества. Разрыв в преемственности культуры приводит к феномену манкуртизма. Манкурты - это люди, превращенные в рабов, не помнящие своего прошлого и не имеющие будущего, своего рода «зомби» (Ч.Айтматов). Подчеркивая значимость духовной коммуникации, Б.Шоу приводит простой, но очень убедительный пример. Когда два человека, имеющие по одному яблоку каждый, встречаются и обмениваются ими, то после встречи каждый из них является обладателем одного яблока, но, может быть, другого сорта. При встрече двух людей, имеющих в голове хотя бы по одной идее и желающих ими обменяться, каждый из них становится обладателем уже двух идей, и таким образом происходит их культурный рост. Способы трансляции культурного опыта выводят нас на следующую важнейшую функцию культуры. 5. Информационная функция-это осознание, фиксация и трансляция социального опыта человечества и его приспособления к среде. Она выражена в устном и прикладном народном творчестве, памятниках искусства, языках, науке, философии и др.Возникающее информационное поле необходимо для поддержания определенного сбалансированного отношения человека к окружающей среде, как природной, так и социальной. 7. Оценочная {аксиологическая, ценностная) функция. Информационные потоки коммуникации воспринимаются людьми осознанно и обязательно избирательно. Поэтому принимается нами только то, что действительно является для нас ценным и значимым. Это зависит от культурных потребностей и ориентации людей. А нравственное и интеллектуальное содержание поступающей информации выступает критерием соответствующей оценки. Таким образом, эта функция отражает важнейшее качественное состояние культуры - ее ценность и меру полезности для человека. 8. Регулятивная функция. Все то, что избирательно быгло оценено человеком, становится его личным культурным достоянием, которое во многом регулирует его поведение, формирует его духовный облик. Проникая во внутренний мир личности, отобранные ценности могут его изменять: обогащать либо обеднять. Это процесс длительный и очень важный - ведь от того, что примет человек за ценность, будет зависеть его культурное развитие. 9.Ценностная( аксиологическая) функция: культура как система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. 10.Семиотическая или знаковая функция, представляя собой определенную знаковую систему культуры, предполагает знание, владение ею.Без изучения соответствующих знаковых систем невозможно овладеть достижениями культуры.Так, семиотическая система-язык( устный или письменный) является ср едством общения людей.Специфические языки нужны для познания науки, музыки, живописи. При изучении культуры следует иметь в виду проявление специфических, свойственных только ей закономерностей. Выделим главные. 1. Культура обладает всепроникающей способностью охватывать все стороны жизни человека и носит интеграционный характер, объединяя различные культурные формы в единую систему духовной жизни. 2. Обладая относительной самостоятельностью, культура испытывает на себе влияние условий исторических эпох, но не всегда в своем развитии совпадает с ними. Это выражается либо в опережающем, либо в отстающем характере развития культуры. Например, на закате средневековья зародилась культура Возрождения, которая по своему содержанию во многом опередила соответствующую ей историческую эпоху. Кризис культуры - это всегда признак ее отставания от потребностей исторического общества. Сейчас российское общество заинтересовано в выработке новых культурных ценностей, которые сплотили бы нацию, но их пока нет. 3. Формирование и распространение культуры зависит от уровня развития материальной и духовной культур общества, а они, в свою очередь, находятся во взаимосвязи и зависимости друг от друга. Материальная культура является фундаментом, или базой распространения культуры, а духовные ценности опредмечены в материальной форме: памятники, скульптура, архитектура, полотна живописцев и т.п. Духовная культура является источником генерирования люб^хх ценностей, в том числе существующих в материализованном виде. 4. Культурный прогресс в целом носит противоречивый характер, что определяется рядом факторов экономического и политического свойства. Это порождает неравномерность развития различных сфер в системе культуры: науки, искусства, религии. Так, в период средневековья приоритеты в культурном развитии получила религия, в эпоху Просвещения - наука, а современное общество в качестве определяющей сферы культуры выдвинуло политику. 5. Особенности состояния культуры определяются ее насыщенностью и обогащенностью народными и национальными началами: чем разнообразнее присутствие этих начал в культуре, тем больше уникальных особенностей она содержит. Примерами уникальных многонациональных культурных феноменов являются российская и американская культуры. 6. Культура является важнейшей формой, в которой выражается преемственность исторического развития общества. Через культурное наследие изучаются различные аспекты общества, поэтому культура служит для других наук (истории, этнографии, археологии и т.д.) базой для изучения общественного развития человечества. Условия функционирования культуры подразделяются на материальные и духовные. Материальные создают возможность существования культуры. К ним относятся: 1) состояние и развитие социальных институтов общества как способов организации культуры (учреждения и общественные организации образуют систему управления культурой - без них культурные процессы протекают стихийно, а это замедляет темпы развития культуры); 2) наличие разветвленной сети каналов распространения культуры (музеи, галереи, театры и т.п.), способствующих социализации личности, ее приобщению к культурному наследию и творческому ее развитию. Эти каналы распространения культуры выполняют три важнейшие функции: креативную (порождающую творчество), мемориальную (сохраняющую культурный опыт), рекреационную (досуговую). Духовные условия в совокупности способствуют развитию культуры и выражаются в уровне развития потребностей общества в культуре. Если общество не заинтересовано в развитии определенных культурных ценностей, то они будут им отторгнуты. На пересечении материальных и духовных условий зиждется сама возможность функционирования культуры - наличие и нормальное развитие человеческого общества. Для реализации этой возможности необходимо устранить то, что угрожает его существованию: войны, голод, нищету, экологические проблемы, остаточный принцип в отношении к образованию, здравоохранению - и создать благоприятную социокультурную среду, в которой определяющими будут такие ценности, как уважение к национальному своеобразию личности, стремление к культурному прогрессу. Особое место в разработке научных проблем занимает использование методологического инструментария, выработанного в период становления культурологии как науки, и создание нового арсенала методических средств в целях изучения современного состояния культуры. Если обратиться к истории науки, то важно понять роль тех научных подходов и методов, которые способствовали развитию культурологического знания: а) аналитическая психология В. Дильтея подготовила прор^хв к толкованию сущности жизни как особого б^гтия, не сводимого к индивиду или сумме индивидов, живущих здесь и теперь. Это б^гтие надиндивидуальное и в то же время, проникающее в эмпирическую жизнь индивидов. Можно ли реально расшифровать такое странное бытие? Такая расшифровка стала возможной на основе феноменологии. б) Э. Гуссерль в^гдвинул идею чистой феноменологии как предпосылки строгой науки. Такая наука, по его мнению, возможна лишь на основе выделения идеальной сферы в качестве особого самостоятельного мира сущностей. Этот мир, как реальность, выделяется с помощью применения методического приема «эпохэ», позволяющего весь реальный мир вынести за скобки. Исследователям культуры представилась возможность изучать собственно культурные процессы. в) М.Хайдеггер создает действительность с многообразием различных потоков сознания - концепцию Dasein. Dasein - это тип б^гтия, опосредованного определенным отношением к жизни. Он выделяет два типа возможного бытия: 1) аутентичное (подлинное) и неаутентичное (неподлинное). Аналогом их могут выступать две музыкальные формы: это симфония как идея существования - Sein (в австрийском варианте), и Фуга как идея становления - Werden (в немецком варианте). Соответственно в литературных формах существуют тотальный, или центробежный роман, как способ воссоздания действительности во всем многообразии ее проявлений, и роман-парабола, или центростремительн^тй, в котором автор создает модель мира в своем сознании. г) Психоанализ З.Фрейда позволил выделить основное противоречие между личными бессознательными либидозными влечениями человека и культурой, которая подавляет эти влечения, порождая массовые неврозы. Эти противоречия находят свое разрешение в динамике форм культуры, а в конечном счете - в сексуальной революции. Подобные исследования выявляют механизм существования человека в культуре. д) В отличие от Фрейда, Карл Юнг исходил из представлений о «коллективном бессознательном», определяющем жизнь, реакции и установки отдельного человека, подобно тому, как структура кристалла повторяется во всем эмпирическом многообразии кристаллов определенного типа. Отсюда название его подхода - структурализм. Этот подход помог структурировать стихийные и неявные проявления культуры в жизни человека. е) Структурная антропология К. Леви-Стросса позволяет выделить бессознательные структуры человеческого разума, подобные структурным моделям, используемым, например, в лингвистике. Соответственно в изучении культуры в целом также можно использовать математические модели. Он исследовал структуру мифов индейцев Бразилии и выявил в них повторяющиеся оппозиции, на основе которых можно предсказать существование недостающих звеньев, как это сделал Д.И. Менделеев, создав периодическую систему. Реализация этого подхода придала новое качество гуманитарным исследованиям культуры: способность восстанавливать исходные структуры искусственных смыслов. ж) Гегель в своей панлогической философской концепции, рассматривая эмпирические феномены жизни (индивиды, их действия, следствия этих действий), полагает, что они обретают действительный смысл лишь в контексте мирового Разума и определяются этим Разумом. Это позволило вести поиск общих закономерностей развития культуры. Таким образом, наука о культуре, пытаясь определить сущность современной цивилизации через поиск абсолютного смысла, либо установление в культурной жизни иерархии смыслов, сталкивается с новыми тенденциями общества. К примеру, глобализация мира разрушает целостный комплекс идей в пространстве культуры, унифицируя их содержание. Антиподом этого выступает деструктивность постмодернизма, который стал стилем мышления современности и может быть использован как подход к изучению культуры. Постмодернизм своими потенциальными возможностями изучения различных явлений и сторон жизни мог внести весомый вклад в определение и выявление особенных и уникальных явлений культуры. Однако, фундаментальная уверенность постмодернизма в «недееспособности» классических эталонов исследования разрушает пока еще «хрупкие опоры» науки. Нельзя не оценить гуманистического стремления постмодернизма равноправно представить все существующие культуры и субкультуры по их ценностному проявлению. Тем не менее, уделяя большее внимание частным проявлениям в культуре, иногда даже их абсолютизируя, постмодернизм не позволяет целостно представить культурное пространство, а значит определить место и роль этого малого в сложной структуре большого, например, культурной эпохе. Постмодернизм своим толерантным отношением к смыслам оказался не способным выявлять основные тенденции развития культуры, а без этих обобщений постмодернистский анализ превращается, возможно, в очень интересную и особенную интерпретацию, но не более того. Это порождает потребность в создании нового типа системности. В настоящее время это нашло свое выражение в новом научном направлении - синергетике. Теория синергетики позволяет по-новому изучать открытые социальные системы, к которым относится и культура. Синергетика рассматривает социальные системы как открытые, нестабильные, недетерминистские, неравновесные, саморазвивающиеся. Постмодернистский Хаос, с точки зрения синергетики, предстает как позитивный элемент, способный к самоорганизации. В культурологии долгое время доминирующим принципом при анализе различных явлений культуры считалась организация как структура, и поэтому хаос, беспорядок, игнорировался как элемент исследования: полагалось, что он способствует уничтожению вообще всякой системы. Но, как известно из истории (например, Древний Рим и Спарта), излишняя упорядоченность ведет к деградации общества и его духовной жизни. В синергетике Хаос рассматривается с позиций бифуркации (раздвоенности) процессов, которые могут быть рассмотрены как непредсказуемые явления, негативно или позитивно влияющие на развитие культуры. Синергийный подход часто применяется в экономических исследованиях, а в культурологии - при изучении многих культурных систем. Герменевтика активно исследует тексты культуры, расшифровывая их и помогая понять оригинальные авторские смыслы. Этот подход в культурологии раскрывает свои возможности при анализе уникальных авторских произведений мистического или многосмыслового характера. Он позволяет по-новому понимать письменно фиксированные проявления жизни, а значит духовной культуры в ее исторических образцах. Процесс заимствования подходов к изучению культуры у других наук ныне продолжается и одновременно сочетается с поиском собственно культурологических методов. Фактом ее признания является включение культурологии в образовательные программы.
Тема 2.Культура первобытного общества(2 млн. лет до н. э. - 4 в. н. э.) План:
1.Периоды развития первобытной культуры. Культурогенез. 2.Возникновение человека и общества. 3.Становление и развитие первобытной культуры. 4.Мифология как явление духовной культуры. 5.Культура в эпоху разложения первобытного общества.
Вопрос 1. Эпоха первобытности , ее развитие до сих пор привлекает внимание ученых, так как здесь мы можем найти ответы на вопросы, волнующие человечество. Большая часть истории человечества приходится на период древности. Он длился много сотен тысяч лет. Рассмотрим этапы развития древнего общества. Каменный век (ок. 2 млн. - 6 тыс. лет до н. э.) включает три периода, характеризующие культурные достижения первобытного человека: • палеолит (древний). Признаки: изготовление орудий труда и охоты из камня, приручена собака, получены навыки добычи и хранения огня; • мезолит (средний). Признаки: изобретены лук и стрелы, появляются первые культы (природы, женщины, огня), вводится запрет на обычай экзогамии, принципом организации общества становится материнский род; • неолит (новый). Признаки: человек перешел от присвоения плодов земли к их выращиванию, скотоводству; появляются зачатки искусства (наскальные рисунки, скульптуры из камня и бивней мамонта), возникает религия в виде разного рода верований (тотемизма, аниматизма, анимизма, фетишизма и магии), происходит переход от матриархата к патриархату. Медный век (длился примерно с 3 - начала 2 тысячелетия до н. э.). Признаки: освоено изготовление медных орудий труда, развивается пиктография (рисуночное письмо), изобретено колесо, утверждается родовой строй. Бронзовый век (длился примерно со 2 - начала 1 тысячелетия до н. э.). Признаки: развивается бронзовая металлургия, совершенствуется письменность, появляются первые государства. Это период расцвета Восточной культуры. Железный век (длился примерно с середине! 1 тысячелетия до н. э.). Признаки: развитие железной металлургии способствует совершенствованию орудий для земледелия, происходит разложение первобытно-общинного строя и переход к рабовладельческому (классовому) обществу. Человеческим «измерением» этой эпохи является античность. Вопрос 2. Исходя из нашей позиции, согласно которой без человека нет культуры, мы будем рассматривать возникновение первобытной культуры во взаимосвязи с происхождением первобытного человека. Для осмысления этого глобального вопроса человечество выработало множество теорий. Назовем главные. 1. Мифологическая теория. Вначале существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос, в нем заключался источник жизни. Все возникло из безграничного Хаоса - весь мир и бессмертные боги: богиня земли Гея, бог любви Эрос, бог неба Уран и др. Ограниченность духовного начала в жизни человека здесь компенсируется множеством богов, отвечающих за различные качества человека {Аполлон - творческие способности; Афродита - способность любить; Немезида - богиня возмездия - стала символом совести). Миф о Прометее объясняет зарождение культуры. 2. Теологическая теория (религиозная). Утверждает божественное происхождение человека и общества. Согласно Библии, сотворение мира произошло за пять дней. Каждый день был посвящен созданию неба и земли: лесов, гор и т.п. А человек был создан Богом в день шестой по образу и подобию своему. Так и мы создаем музыку, песни, танцы - так же из ничего. Бог создал человека и поставил его в^1ше ангелов, не подчинив его себе, тем самым даруя ему свободу (выбора, творчества, проявления любви к Богу). 3. Научные теории. Среди множества из них получила наибольшее распространение и вместе с тем вызвала больше всего возражений биологическая теория Ч.Дарвина. В книге «Происхождение человека и половой отбор» (1871) ученый выдвинул гипотезу происхождения человека от обезьяноподобного предка. Ведущее значение в этом вопросе он придавал половому отбору с приоритетом в нем роли женщины, предпочитающей определенных индивидов при размножении. Многие ученые, сторонники биологической теории Дарвина, решающим фактором превращения обезьяны в человека считали прямохождение. Другие приписывали такую роль руке и связывали феномен данного превращения с особенностью человеческого мозга. Но все эти гипотезы не учитывали общественную природу человека. Ф.Энгельс в 1873-1876 годах сформулировал трудовую теорию происхождения человека. Ее суть можно передать фразой самого Энгельса: «Труд создал человека». Труд - это целесообразная деятельность, которая началась с изготовления орудий из камня, кости и дерева. Смотреть на что-либо с точки зрения цели - значит, смотреть с точки зрения будущего вообще. Такое опережающее видение и есть начало сознания. Значит, одним из факторов порождения сознания стал труд. Другим фактором появления современного человека стала речь как необходимое средство общения при совместной трудовой деятельности. Труд и речь - два главные средства искусственного отбора, которые определяют развитие человека вплоть до сегодняшнего дня. Отличаются оригинальностью «пассионарная» теория происхождения этнокультурн^1х систем Л.Н.Гумилева и современная офтальмогеометрическая концепция Э.Р.Мулдашева, которая, по мнению автора, открывает новый путь в изучении происхождения человечества. Как в связи с этим происходило развитие человеческого общества? Ученые считают, что первой упорядоченной формой организации общества, сменившей праобщину, был коллективродственников, связанных общим происхождением по материнской линии, т.е. материнский род. Значение имело то, что кровное родство обеспечивало более прочные социальные связи.
|
|||
|