Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Лекционный курс 1 страница



                Лекционный курс

             Культурология

                    

 

Тема 1. Предмет культурологии. Культура как система и методы ее изучения.

                  План:

 

1. Предмет культурологии. Задачи курса культурологии

2.Многообразие определений термина «культура»

3. Концепции сущности культуры

4.Формы культуры.

5.Типы культуры

6.Виды культуры

7. Функции, закономерности и условия существования культуры

8. Методология науки. Подходы к изучению культуры

                Вопрос 1.

  Культурология как наука возникла в рамках этнологии. Культурология - общая теория культуры, изучающая зарождение, функционирование и закономерности развития культуры. Она является гуманитарной наукой о конкретных формах бытия человека, реализующих творчество человеческого духа и  изучает наиболее общие закономерности развития культуры, ее сущност­ные характеристики, присутствующие во всех известных культурах человечества.

Термин «культурология» возник в начале XIX столетия как обозначение области знания, исследующей закономерности раз­вития отдельных культур преимущественно с исторических по­зиций. В начале ХХ  века крупный американский культуролог Лесли Уайт (1900-1975) осуществил попытку обоснования общей теории культуры и ввел понятие «культурология» в широкий оборот. По мнению Уайта, именно термин «культурология» призван вы­разить отношения между человеческим организмом и культурой (т.е. между природной средой и искусственной).

«Отцом» культурологии по праву считается английский этно­граф и историк культуры Эдвард Тайлор. Его книга «Первобытная культура» до сих пор является эталоном культурологического ис­следования.

Большой вклад в развитие культурологии внесли зарубежные уче­ные: английский религиовед и этнолог Д. Фрезер, франко-немецкие мыслители-гуманисты Альберт Швейцер, Освальд Шпенглер, ни­дерландский историк культуры Йохан Хойзинга; американские куль­турологи Д.Белл, А. Кребер, К.Клакхон, испанский ученый Х.Орте-га-и-Гассет и многие другие.

Становление русской культурологии как науки приходится на вторую половину 19 века, когда осуществляется окончательное оформление гуманитарного знания не как части философии или богословия, а как система самостоятельных течений русской научной мысли, опирающихся на позитивистскую методологию и оперирующих методами частных наук. Становление науки о культуре требовало опоры в систематизированном научном знании, что предполагало изначально ее возникновение в системе научных поисков и исследований, которые вели ученые русских университетов, составлявшие гордость академического знания того времени. Именно русские антропологи, лингвисты и социологи, преподававшие в русских университетах Москвы, Петербурга, Казани, Харькова и других академических городов России, первыми поставили основные культурологические проблемы, начали поиск наиболее эффективно работающих методологических систем. Они осуществляли первые попытки не только обретения основных подходов культурологических проблем, но и изучения  их в контексте тех общественных вопросов бытия России, которыми было занято общественное сознание страны во второй половине ХIХ века. Это было время бурного расцвета гуманитарного знания в западноевропейской науке, как уже было сказано ранее. Создатели русской культурологии не только ставили конкретные вопросы определения понятия культуры и культурного прогресса, особенностей их развития в России, но исходно искали те идейные и методологические принципы, опираясь на к4оторые, можно было составить собственное понимание основных проблем бытия культуры, фактов ее развития, глубинной связи культуры, языка и литературы в духовном знании. Несмотря на идейное многообразие, именно в ХIХ веке сложилось несколько основных течений русской культурологической мысли. Особое место в ней занимала русская религиозная философия. Изначально же русская культурология в системе академического научного знания формируется представителями мифологической школы, возникшей в МГУ и бывшей в идейной близости со славянофилами. Основоположником этой школы стал Ф.И.Буслаев, крупнейший русский ученый. Культурно-историческая школа в русской философии, науке и культуре была широко представлена философами, культурологами и литературоведами А.Н.Пыпиным, Н.С.Тихонравовым, Н.И.Стороженко, В.В.Плотниковым и другими учеными.Эти школы, как и их предшественницы, мифологическая и культурно-историческая, накопили столько исследовательского материала, что без его учета и изучения не могла бы развиваться культурология ХХ века.

Предметом культурологии является изучение объективных закономерностей культуры, выраженных в различных формах ( миф, религия, наука, художественная культура и т.д.).При этом рассматривается их возникновение, формирование, развитие, а в последующем их взаимосвязи и взаимодействие.

Выгделяют следующие этапы развития культурологии.

Первый - донаучный - этап содержит в себе ранние стихийные догадки и представления о логичности и относительной завершен­ности, т.е. цикличности культурно-исторического процесса. Оп­ределим его окончание возникновением науки нового времени (се­редина XVII в.)

Второй - научно-исторический - этап продолжался до середины XIX века. На этом этапе еще не делалось четкого разграничения

между развитием истории и культуры. Для него характерно стремление ученых понять культуру как целостное явление, построить единую кар­тину культурного развития людей.

Третий - научно-философский - этап (современный) сохраняет и углубляет исторический подход к изучению культуры, но становит­ся очевидным различие между историческим и культурным развитием. Накопление исторических сведений о культурн^1х явлениях обусловли­вает их систематизацию и обобщение, определение ведущих тенденций и закономерностей развития культурно-исторического процесса.

Культурология как наука развила свой понятийный аппарат, целую систему терминов. Ключевое понятие в ней - «культура». Оно подробно будет рассмотрено во втором вопросе лекции. На основе этого ключе­вого понятия образуется целая группа других, вполне самостоятельных понятий: «ценности культуры», «структура культуры», «функции культу­ры», «культурная среда», «социокультурная ситуация», «культурный че­ловек» и многие другие.

Учебная дисциплина «Культурология», как и соответствующая ей область научного знания, содержательно совпадают, но формы передачи знаний у них разные и, конечно, у учебного курса иные, нежели у науки, задачи.

              Задачи курса:

1. Сформировать представление о культуре гуманитарного и тех­нического труда.

2. Изучить основы теоретических и исторических представле­ний о культуротворческой деятельности человека.

3. Научиться анализировать культурологические работы и про­дукты культуры.

4. Овладеть навыками свободной ориентации в любой социо­культурной ситуации.

5. Овладеть основами профессиональной культуры.

6.Углубить знания об идеях толерантности, космизме,а также нацональной идеи, художественной культуре, основах науки.

7.Повысить культурный уровень студентов, способствовать овладению ими этических норм и эстетических ценностей общества как основой социальной и профессиональной деятельности, личностных оценок и поступков.

Исходя из предмета нашего курса - изучение культуротворческой деятельности человека, - мы будем знакомиться с достижения­ми культуры разных стран и эпох и именно через призму человека будем оценивать их культурные особенности.. Таким образом, своей задачей культурология считает исследование всех процессов взаимодействия человека с миром природы, миром социума и миром физического и духовного бытия людей,

а, че­ловек будет выступать у нас как мера культуры

 

Вопрос 2.

 

Слово «культура» появилось в латинском языке. Его употребляли в трактатах и письмах поэты и ученые Древнего Рима. Оно обозначало действие по возделыванию, обработке земли, культивирование. Римский государ­ственный деятель и писатель Марк Порций Катон (234-149 гг. до н. э.) написал трактат о земледелии, название которого по латыни звучало примерно так: «Агрикультура». Трактат этот посвящен не просто обра­ботке земли, а именно уходу за ней, что определяет особое душевное к ней отношение. Следовательно, слово культура уже на первых порах применения означало не только обработку, но и почитание, может быть, даже поклонение.

Римляне употребляли слово «культура» с каким-нибудь объек­том в родительном падеже, например, «культура поведения», «куль­тура речи», тем самым все более приближая культуру к человеку. Римский оратор, философ и государственный деятель Цицеронис­пользовал это слово применительно к духовности. Он считал фило­софию культурой духа, а вернее - ума, полагая, что философия об­ладает таким воздействием на интеллект человека, которое дово­дит его культуру до совершенства. В античности понятие " культура" тесно связывается с понятием " цивилизация".Известный римский историк Корнелий Тацит(55-120гг) в качестве главных признаков цивилизации выделяет наличие государства, высокий уровень материального благосостояния, письменность, а также городской образ жизни, имущественное и профессиональное расслоение.( " О происхождении германцев и местоположении Германии").От Тацита идет традиция понимать цивилизацию как высшую стадию развития культуры и общества( низшая стадия-варварство).

В эпоху Средневековья чаще, чем слово «культура», употребля­лось слово «культ» (почитание).Огромная Римская империя распалась, единственной силой, объединяющей народы Европы, оказалась христианская религия. Изменения в жизни людей привели к формированию новых представлений о культуре, и связаны эти представления с христианством. В этот период утвердился культ Бога, и все остальные сферы социальной жизни подчинялись ему. Бог выступает центром мироздания, творцом всего существующего.Исчезает античный идеал гармоничного человека. Был и еще один культ в средние века - культ рыцарства. Он выражался в почитании доблести, чести, достоинства, возвышенных чувств. Но религиозная догма доминировала.

В эпоху Возрождения(по французски-Ренессанс) происходит возврат к античному смыслу слова «культура» - как гармоничному и возвышенному развитию человека, содержащему в себе его активное, творческое начало.

В Германии в XVII веке термин " культура" уже употребляется как сасмостоятельный, он означает результаты деятельности людей, общества.При этом подчеркивается противопоставление культуры природному, естественному в человеке и мире.

Слово «культура» трансформировалось в понятие «культура» в XVII веке в трудах немецкого юриста С.Пуфендорфа. Он употреблял его для обозначения результатов деятельности общественного чело­века. Культура впервые стала пониматься как продукт рукотворной (т.е. искусственной) человеческой деятельности. Этот смытсл чего-то внеприродного, развитого и культивируемого человеком, сохранился в понятии «культура» по сей день.

Эпоха Нового времени (XVII век) изменила мировоззрение людей. Великие географические открытия, технический и промышленный пе­реворот, утверждение нового стиля жизни - все это повлияло на отноше­ние к сфере духовности. Жизнь, деятельность и ее результаты все в большей мере определялись самим человеком. Очевидность определя­ющей роли человека в системе жизнедеятельности и послужила осно­вой отношения к культуре как к самостоятельному явлению. Понятие «культура» все чаще приобретает смысл противостояния человека ди­кой стихии природы, ее темным и необузданным силам. Слово «культу­ра» все чаще употребляется как синоним просвещенности, образо­ванности, воспитанности.

XVIII век - эпоха Просвещения,когда в той или иной мере все страны охватило идейное движение против феодализма и абсолютизма.Ее главные идеологи {Вольтер, Кондорсе, Тюрго, Ж-Ж. Руссо и др.) в определении термина «культура» исходили из доминирующего влияния духовности на все остальные сферы жизни общества. Поэтому они содержание куль­турно-исторического процесса сводили к развитию духовности че­ловека. История общества понималась ими как постепенное разви­тие от варварства к просвещенному и культурному состоянию. Не­вежество для них было матерью всех пороков, а просвещенность -высшим благом и добродетелью. Культ разума становится анало­гом культуры.

Немецкие просветители XVШ-начала XIX веков (Кант, Шил­лер, Гегель) считали, что средством освобождения духа является моральное, эстетическое, философское сознание, которому чуждо материально-вещное, массовое, количественное начало. Культура, в их понимании, — это область духовной свободы человека.

XIX-XX века. Философия марксизма развивала тезис: освобож­дение и развитие подлинной культуры связано с практической дея­тельностью пролетариата. Отсюда возник деятельностный подход к определению культуры, при котором выяснилось, что человек не толь­ко созидает культуру, но и сам оказывается ее результатом и ее дей­ствительным содержанием. При таком понимании культуру можно определить как способ природно и общественно обусловленного дея­тельного существования человека.

Таким образом, к современному периоду накопилось великое мно­жество смысловых понятий культуры. Сейчас ученые насчитывают более 500 дефиниций этого термина.

Дефиниции - разные грани сущности. Сущность, как известно, рас­крывает природу, происхождение, самобытность, своеобразие.В целом же можно сказать, что культура есть искусственный мир человека, способ его бытия, приспособления к естественному миру и преобразования последнего в своих целях. Такого понимания достаточно для начала рассуждений о культуре и мы из него будем исходить, постепенно наполняя более конкретным содержанием.

    3.Вопрос

ХIХ век стал временем рождения собственно культурологических концепций, которые с новых методологических позиций обратились к изучению человека и его проблемы. Философы и ученые второй половины ХIХ века по-разному подходили к анализу проблемы  культуры.

1. Социоатрибутивная (функциональная, деятельностная, тех­нологическая) концепция. Здесь культура понимается как неотъем­лемый атрибут человеческого социума, который охватывает все то, что создано руками и разумом человека, все искусственные, а не при­родой данные явления. Эти явления можно поделить на материаль­ную культуру и культуру духовную. Тогда культура предстанет как совокупность материальных и духовных ценностей.

2. Антропоцентристская (гуманистическая) концепция акцентирует роль культуры в формировании личности и рода человеческого вооб­ще. В ней культура выступает как способ и мера «производства» челове­ка, а не вещественных изделий. Для этой концепции характерно следую­щее рассуждение: «Культура - это то, что характеризует человека как вид. Напрасны поиски человека до культуры, появление его на арене истории надлежит рассматривать как феномен культуры. Она глубо­чайшим образом сопряжена с сущностью человека, является частью определения человека как такового» .

В отличие от предыдущей концепции здесь сущность куль­туры видится не в материальном или духовном производстве, а в эти­ческих нормах, эстетических вкусах, мировоззренческих убеждениях, которые и делают человека человеком. Вследствие этого антропоцентристская концепция отказывается включить в сферу культуры яд, меч, бомбу, насилие, считая их акультурными явлениями.

3. Трансцендентная концепция отличается тем, что не ограничи­вает культуру ни границами исторических обществ, ни пределами личностного мира. Культура - это сверхличностное и сверхсоци­альное явление, обладающее ценностью, ибо личности и общества, являющиеся творцами культурных ценностей, рано или поздно ис­чезают, а культура остается. Отсюда ее «трансцендентность», т.е. запредельность. В качестве независимых духовных образований су­ществуют мировые религии, фантастические миры искусства, мировая наука и техника. Эти культурные ценности обитают не в социальном времени и пространстве, а в вечности и обладают способностью к воз­рождению после периодов забвения.

4. Информационно-семиотическая концепция сущности культу­ры. В 1970 году Ю.М.Лотман ввел в научный оборот формулу: «Культура - совокупность всей ненаследованной (негенетической) информации, способов ее организации и хранения». Отсю­да вытекает, что способом передачи человеческой культуры слу­жат информационные процессы, осуществляемые людьми. Действи­тельно, практически все явления культуры мы воспринимаем и пе­редаем как разнообразную информацию: устная речь может быть передана в форме естественного языка, в виде литературных или научных текстов, музыка воспроизводится в форме нотографии, художественные полотна представляют собой своеобразную систе­му образов-символов, специальные языки различных наук отобра­жают суть в виде формул, графиков, чертежей.

5. Духовно-смысловая концепция исходит из того, что сущност­ное отличие человека от животного заключается в осмысленности (целенаправленности, одухотворенности) его действий. Отсюда сле­дует, что культура - это универсальный способ творческой саморе­ализации человека через полагание смысла, стремление вскрыть и утвердить смысл человеческой жизни в соотнесенности его со смыс­лом сущего. Культура предстает перед человеком как смысловой мир, который сплачивает людей в некоторое сообщество (нацию, религиозную или профессиональную группу). Этот смысловой мир передается из поколения в поколение и определяет способ бытия и мироощущения людей .

Смыслы - это продукты духовной деятельности, представляющие собой знания, верования, идеалы, эмоции, волевые побуждения, уме­ния, ценностные ориентации. Смыслы могут опредмечиваться в со­здаваемых людьми изделиях и документах, а могут существовать в неопределенной форме (естественный язык, традиции, нравствен­ность, чувство прекрасного и т.д.).

 Наличие или отсутствие искусственных смыслов можно рас­сматривать в качестве принципа отграничения культуры от природы. Куль­тура начинается там, где появляются созданные искусственно смыслы, и отсутствует там, где этих смыслов нет. Отсюда дефиниция: культура -мир искусственных смыслов.

Таким образом, социоатрибутивная концепция показывает ис­токи культуры, которые связаны с человеческим обществом; транс­цендентная - подчеркивает своеобразие и самостоятельность мира культуры; антропоцентристская - определяет созидателя культу­ры и меру ее ценности (через гуманистическую природу). Информационно-семиотическая концепция выявляет механизм дви­жения культурных ценностей как форм опредмеченных знаков, сим­волов, текстов, информации. Благодаря духовно-смысловой кон­цепции вырисовывается структура культуры. Каждая из них весь­ма полезна, но оправдан ли плюрализм ответов на вопрос, что та­кое культура? Ведь сущность у культуры все-таки одна, хотя и мож­но ее представить в разных ракурсах. Что же составляет природу, происхождение, самость культуры?

Нам кажется, что сущность культуры наиболее адекватно выра­жает духовно-смысловая концепция, утверждающая, что культура -это мир искусственных смыслов. Остальные концепции высвечива­ют отдельные грани (аспекты, стороны) этого мира, которые, разу­меется, немаловажны.

Пониманию сущности культуры во многом способствует ее структу­рирование, т.е. выделение в ней форм, типов и видов культурных явле­ний.

Конкретное содержание структурных компонентов культуры из­ложено ниже.

 4.Вопрос.

Культура является сложной, многоуровневой системой и отражает многообразие человеческой деятельности, ее подразделяют на виды и роды по базисным элементами, которые существуют в двух видах -материальном и духовном. Каждая, в свою очередь, состоит из элементов.

Материальная культура - это совокупность материальных цен­ностей. Она включает :культуру труда и материального производства, культуру быта, культуру топоса -места жительства( жилища, дома, хижины, села, деревни, города), культуру отношения человека к собственному телу, физическую культуру.

Особая роль в мире материальной культуры принадлежит ору­диям труда, с которых она, по сути, и началась.

 Материальная куль­тура характеризует данную деятельность с точки зрения ее влияния на развитие человека, раскрывая, в какой мере она дает возможность применить его способности, творческие возможности, дарования.

Духовная культура( интеллектуальная) - это совокупность духовных ценностей. К числу этих ценностей относятся:

1) познавательные и интеллектуальные;

2) философские;

3) нравственные;

4) художественные;

5) правовые;

6) педагогические;

7) религиозные и т.д.

Рассмотренные формы культуры являются «несущими стенами», стержнями всей системы культурных типов и видов. Такое подразделение в определенной мере условно, так как в реальной действительности они тесно взамосвязаны и взаимопроникаемы.Кроме того, существуют виды культуры. которые отнести только к материальной или духовной, невозможно. Некоторые кулутурологи характеризуют их как " вертикальное сечение" культуры, пронизывающее всю ее систему. К таким видам культуры относят экономическую, политическую, экологическую, эстетическую.

         Вопрос 5.

 

Культура представлена разнообразными идеями и теориями.Для наиболее полного и плодотворного изучения феномена культуры применяется метод классификации, или типологии. Типология культуры решает задачи упорядоченного описания и объяснения разнородного по составу множества объектов культуры.

Типология( от греч)-учение о классификации. Тип-это идеальная, абстрактная конструкция. Типологизация -общенаучный метод. Изучаемую совокупность объектов разделяют на группы, обладающие сходством. Методом типологизации мы изучаем культуру. Тип культуры в обобщенном виде выражает ее существенные черты.

Самой известной является историческая типология культуры. По историческому и географическому принципам выделяют периоды( эпохи), в рамках которых возникли и фнкционировали различные культуры. Известны следующие исторические эпохи: Древний мир, Средневековье, Новое время, Новейшее время. И известны следующие исторические типы культур: первобытная, Древнего Востока. античная, средневековая, Возрождения, Нового времени, модернизм и постмодернизм.

Различаются в зависимости от основания деления. По своему но­сителю культура подразделяется на мировую и национальную.

Мировая культура - это синтез лучших достижений  нацио­нальных культур и цивилизаций  всех народов  планеты (от первобытной и Античной культуры до культуры XXI века).

Национальная культура - это совокупность материальных и духов­ных ценностей нации, выражающих своеобразие ее образа жизни и традиций. Формы проявления культурного национализма: европоцен­тризм, американоцентризм, африканоцентризм, азиоцентризм.

В изучении мировой и национальной культуры большую роль играют механизмы (способы) передачи культурного наследия. Обо­значим наиболее важные из них.

Цивилизации- культурные суперсистемы, достигшие высшего уровня развития и обладающие ярко выраженными внешними признаками. Каждая культурная суперсистема характеризуется целостностью, ко­торая не сводится ни к отдельным национальным культурам, ни к го­сударствам. Существует, по меньшей мере, 30 цивилизационных сис­тем, но не всякая культура достигает уровня развития цивилизации.

Выделяются умершие, развивающиеся и остановившиеся в своем развитии цивилизации (по А. Тойнби). Умершие - древние цивили­зации (египетская, шумерская, античная и т.д.). Развивающиеся: за­падная, православная (русская), индийская, китайская, и т.д. Оста­новившиеся: эскимосская, спартанская, оттоманская и т.д.

Традиции - способ сохранения и передачи социального и куль­турного опыта от поколения к поколению. Обеспечивают устойчи­вость культуры.

В качестве традиций выступают нормы, обычаи, обряды и т.п.

Традиции могут восприниматься на определенном этапе развития как пережитки, могут исчезать, а потом вновь возрождаться. Так, на­пример, в 20-е годы Советской власти в России была объявлена пере­житком традиция встречи Нового года вокруг елки с игрушками, но прошло время, и эта традиция возродилась и устояла, несмотря на же­сткие идеологические запреты. Традиции могут быть позитивными, т.е. поддерживаемыми большинством как ценность, и могут быть не­гативными, когда что-то отвергается, поскольку это «не в традиции».

Традиции разных народов различны, и то, что для одних норма, для других - варварство.

Вот как понимали дикость греки. Один известный греческий мыс­литель-путешественник прибыл на Восток и был приглашен к знат­ному и богатому восточному деспоту. Его поразила такая сцена: красивые наложницы сидели в напряжении с открытыми ртами и жадно ловили плевки своего господина. Оказалось, что та из них, которая поймает плевок, по обычаю считается главной наложни­цей в течение трех дней, и для нее это великая милость.

Обычай - это система норм поведения, которая стала привычной или обычной. Пример: Геродот - греческий историк - описы­вает обычай из времен правления царя Дария. Царь призвал элли­нов (греков) и спросил, за какую цену они согласились бы съесть тела своих покойных родителей. Те ответили, что ни за что на свете не сделают этого. Тогда он призвал каллатиев (индийское племя), которые съедали тела своих покойников, и предложил им за большое вознаграждение сжечь их на костре. Те громко закричали и просили царя не кощунствовать. Царь заключил: обычай - царь всего.

Предания и поверья объясняют обычаи, служат их мировоззрен­ческой основой, а обычаи являются показателями нравов.

Обряды и ритуалы - это определенный порядок действий, посред­ством которого совершается и закрепляется обычай.

Обряды бывают семейные, трудовые, профессиональные (например, посвящение в студенты, церемонии дипломатических приемов и др.).

Мировые и национальные культуры при более дробной дифферен­циации образуют культуры социальных общностей, которые вклю­чают: народную, классовую, городскую, сельскую, профессиональную, молодежную культуры, а также культуру семьи и культуру отдель­ного человека. (Определение терминов.

В свою очередь, все это многообразие субкультур делится по при­знаку распространения на массовую, элитарную и популярную куль­туры, а также на контркультуру и акулътуру.

Массовая культура( общедоступная)культура начала формироваться под давлением экономической и духовной необходимости в ХIХ веке.Это совпало с промышленной революцией, ростом численности населения и концентрации производства, усилением роли государства.В России еще с середины XIX века име­лась так называемая «культура для народа», в которой преоблада­ли религиозные брошюры, душещипательные сентиментальные ис­тории, приключенческие повести о разбойниках. Эта литература с полным основанием по всем ее характерным чертам может быть отнесена к массовой культуре. Она и создавалась для масс, для на­

рода. Современная полиграфия, кино, телевидение, радио, видео- и грам­запись превратили ее в культуру для миллионов.

Достоинствами ее являются демократичность, доступность, рас­пространенность, способность отвлечь человека от серьезных соци­альных проблем. Она основывается на архетипах (т.е. бессознатель­ном восприятии большинством фундаментальных структур обыден­ной жизни: любви, насилия, труда, счастья). В этом ее особенность и опасность, т.к. в зависимости от того, в чьих руках находятся сред­ства массовой информации - ее надежные ретрансляторы, - зави­сит ее содержание, а значит, и ее влияние на людей.

Доказательством этого является реализованная послевоенная док­трина против СССР, выраженная в словах американского политика Д.Ф.Даллеса: «Мы найдем своих союзников в самой России. Эпизод за эпизодом будет разыгрываться по своему масштабу трагедия гибе­ли самого непокорного на земле народа, необратимо угасание его са­мосознания... Литература, театры, кино - все будет изображать и про­славлять самые низменные человеческие чувства. Мы будем всячески поддерживать и поднимать так называемых художников, которые ста­нут насаждать и вдалбливать в человеческое сознание культ секса, на­силия, садизма, предательства - словом всякой безнравственности. В управлении государством мы создадим хаос и неразбериху. Честность и порядочность будут осмеиваться и никому не станут нужны, превра­тятся в пережиток прошлого. Хамство и наглость, ложь и обман, пьян­ство и наркомания, животный страх друг перед другом и беззастенчи­вость, национализм и вражда народов - все это расцветет махровым цветом». (Олейник Б.И. Князь тьмы // Роман-газета. 1993. №4. С.55).

Популярная культура — это способ адаптации традиционных гу­манистических идеалов и ценностей, доминирующих в культуре, к запросам отдельных социальных групп. В отличие от массовой куль­туры она менее распространена и включает традиционные гумани­стические идеалы и ценности. Она может быть частью либо массо­вой, либо элитарной культуры, поскольку содержит вечные цен­ности, способные к возрождению. В 70-80-е годы прошлого столе­тия в западных странах стала преобладать культура среднего уров­ня {мидкультура), в которой произошло соединение образцов высо­кой культуры и популярной.

Священная история становится сюжетом музыкальной оперы «Иисус Христос - суперзвезда». Экранизация «Оливера Твиста» и «Войны и мира» адаптирует классику к «экранной» культуре.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.