Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Лекционный курс 4 страница



Ассирийская культура оставила ряд интересных памятников: рельефы с охотничьими сценами, скульптурные изображения крылатых быков, архитектурные ансамбли. Была найдена библиотека, которая содержала 30 тыс. небольших глиняных табличек, написанных мелкими клинописными знаками. Эта библиотека была найдена английским путешественником в 1849 году, и около 20 лет пролежала в Британском музее, так как никто не мог прочитать.

                    Финикия.

Страна представляла собой неширокую полосу вдоль северной части восточного побережья Средиземноморья.

Финикийцы славились как искусные и предприимчивые люди. Они были хорошие кораблестроители, первыми начали использо­вать рабов в качестве гребцов на судах-галерах.

В городах Финикии процветали различные ремесла: резьба по дереву, изго­товление снадобий и вин, изделий из стекла, окраска тканей в пурпур­ный цвет и экспорт леса, но главное место занимала морская торговля.

Финикийцы первыми стали использовать чисто алфавитную си­стему письма. От финикийского алфавита произошел и греческий.

У финикийцев существовало многочисленное жречество. В древ­ности они делали человеческие жертвоприношения (часто это были дети. и особенно первенцы) Молоху - мрачному богу войны, огня и солнца.

Искусство финикийцев находилось под сильным влиянием Егип­та. От когда-то, вероятно, богатой финикийской литературы не сохранилось ничего, кроме скудных отрывков в поздних греческих пересказах.

      

Еще в древности считалось, что свет мудрости идет на Запад с Востока. Обоснуем это.

1. Египетская культура повлияла на культуры других стран ближ­невосточного ареала: тенденции к единобожию, реформация Эхна-тона, новый художественный канон искусства и другие духовные преобразования определили иной подход, связанный с обращением к миру человека.

2. Влияние культуры Палестины на культуру Европы и всего че­ловечества огромно, т.к. она явилась основой объединения Запада с Востоком, Европы с Азией, основой христианства, которое уже в течение двух тысяч лет определяет развитие мировой культуры.

3. Значимы достижения материальной культуры стран ближне­восточного ареала, некоторые из которых удостоились чести назы­ваться «одно из семи чудес света».

4. Связи между ближневосточной культурой и Античным ми­ром обусловили появление средиземноморской культуры как осо­бой целостности разнообразных культурных традиций. Средизем­номорье стало колыбелью европейской цивилизации.

 

 Вопрос 3.

Китайская культура является одной из самых древних на планете, но это не означает, что древняя культура ушла в прошлое бесследно - она жива и сегодня. Иные культуры, как солнце, сохраняют свое сияние и неповторимое своеобразие в течение многих тысячелетий, что делает их современными всегда. Китайская культура - одна из таких культур. По­жалуй, главным условием «живучести» китайской культуры, является иероглифическая письменность, благодаря которой каждый образованный китаец может обращаться к классическому наследию родины.

Китай расположен в Центральной и Восточной Азии, омывает­ся водами Желтого, Восточно-Китайского и Южно-Китайского морей, водами Тихого океана. Это одно из крупнейших по числен­ности населения и по площади государство в мире. Сегодня его на­селение - больше 1 миллиарда человек.

Слово «Китай» было взято из языка среднеазиатских народов, которые и дали стране это название по имени «китаев» (народа монгольского происхождения).

Прежде, чем говорить об истории древнекитайской культуры, нуж­но разобраться в истории государственного образования Китая.

Каждая из империй формировала своеобразие культуры Китая. В периоды Чжаньго-Чуньцю, например, возникают главнейшие этико-философские школы Древнего Китая, идеи которых получили яркое выражение в учении Конфуция (конфуцианство), Лао-цзы (дао­сизм), Мо Ди (моизм). Эти периоды вошли в историю китайской философии как эпоха «Соперничества ста школ», определивших лицо интеллектуальной традиции Китая.

Первым императором в Китае был Фу-си. По преданиям, он научил людей строить хижины, ловить рыбу и охотиться, следить за сменой времен года. Он был создателем древнекитайской письменности, ввел обмен и торговлю, положил закон о браке. Фу-си дал древним китайцам понятие разума, который дарует людям Небо. С этого времени и разви­вается китайская культура.

 Культура Древнего Китая очень напо­минает официальную культуру России, в особенности - времен им­перии и сталинизма, так как древнекитайское общество - типичная восточная деспотия.

Главой государства был наследственный монарх, в его подчине­нии находились религия и наука. Духовная атмосфера древнеки­тайской государственной жизни очень схожа с духом семьи, так как монарх считался отцом народа, и это способствовало полной зави­симости индивида от общества и государства.

Китайцы не были личностями в семье, пока не заводили собствен­ную семью. Но и тогда они оставались несовершеннолетними деть­ми императора, который мог наказать кого угодно и за что угодно.

В Древнем Китае каждый человек имел несколько имен. При рож­дении он получал детское имя (для детских ласкательных имен обыч­но подбирались поэтические слова). В школе ему давали официаль­ное имя, которое сохранялось за ним на всю жизнь и употреблялось в официальных случаях. Взрослому китайцу (друзья, родители, учи­теля) давали второе имя. Образованный китаец обычно имел еще и литературный псевдоним. Раб часто получал от хозяина не только новое имя, но и обретал его фамилию.

Таким образом, при формировании государственности в Китае про­исходило растворение личности в социальной ячейке — «большой семье».

В середине 1 тысячелетия до н. э. в Китае появились литые метал­лические деньги. Известно, что в стране существовало 96 монетных дворов, то есть активно развивались товарно-денежные отноше­ния, для которых не существует границ, и это объективно способствовало объединению Китая.

В этот период складывается мировоззрение, согласно которому земля является высшей ценностью и источником богатства. Китаец - прежде всего крестьянин, а не скотовод, мореплаватель или воин. Это стало основой самосознания китайцев.

Захват земель и людей в эту эпоху становится главной целью военного соперничества между царствами, часто перераставшего в тотальную войну. В Китае придумывались различные способы за­щиты от соперников. Один хорошо известен нам: вдоль границ со­оружались гигантские фортификационные укрытия - стены, которые поз­же стали звеньями Великой Китайской стены.

Для управления империей, в силу причин, изложенных выше, нужно было унифицировать (упорядочить) все стороны жизни на­селения. Необходим был мощный управленческий аппарат. Нача­ло преобразованиям в этом направлении положил Цинь Ши хуан-ди, который создал основу имперской государственности Китая, просуществовавшей четыре столетия.

Им были введены: единое писаное законодательство, единая си­стема чиновничества, инспекторский надзор, цензура.

Цензоры  должны были лично докладывать импе­ратору обо всем. Чиновники назначались для надзора за дорогами, за реками, за морским берегом. Была введена единообразная система канцелярского письма, упрощена письменность в целом.

Основой бюрократического аппарата Китая стал мандаринад, который являлся опорой власти и вместе с тем поглощал лучшие умы государства. В Китае были гражданские и военные мандарины, причем гражданский был более уважаемым лицом.

Общее число чиновников к концу I века до н. э. превышало 130 тысяч. Бюрократизация всей общественной жизни в Китае способствовала формированию принципов организованности в мас­совом сознании и проявлялась в склонности к ритуализации жизни, в подчинении ее нормативности и заданности.

Вместе с тем эпоха правления Цинь Ши хуанди - период упадка древнекитайской науки. Критерием учености стали верноподдани-чество и угодливость по отношению к власти. Безжалостно уничто­жалось все, что не соответствовало идее империи. Императору при­надлежал лозунг: «Книги - в костер, ученых - в яму». За утайку книг кастрировали и отправляли на строительство Великой Китайской стены. Многие ученые (несколько сотен) бежали в горы. В стране насаждалась атмосфера страха, доносительства, подозрительности, в которой народ вырождался физически, умственно и нравственно. Сам император, заболев манией преследования, построил 37 сооб­щающихся дворцов, чтобы никто не знал, где именно он проводит данную ночь (аналог с Иваном Грозным, Сталиным).

На месте старых традиций спешно закладывались новые, созда­вались и новые ценности. Как правило, возводились грандиозные сооружения, символизирующие суть новой культуры. В Египте, на­пример, это б^1ли пирамиды, а в Китае - Великая стена, которая протянулась почти на четыре тысячи километров. Стена была сооружена из утрамбованной земли и каменных глыб, проходила по горам, по безводным степям и пустыням. Ее назначение - 1) обе­зопасить северную границу империи, 2) изолировать Китай, создать общество и культуру так называемого «закрытого типа».

Стремительно возводились и многочисленные дворцы с заповед­ными парками, на постройке главного из которых трудились 700 тысяч рабов. Постепенно Китай превратился в мощное централизо­ванное государство - одно из самых многонаселенных в древнем мире.

С крушением династии Цинь, вспыхнули мятежи и восстания: слиш­ком гибельной для китайского общества оказалась деспотия Цинь.

Династии Хань, сменившей династию Цинь, достались одни раз­рушения и опустошения. Население наполовину вымерло. Даже в столичной области наблюдались случаи людоедства.

Аналогично опустошенной оказалась и духовная культура, но она жила.

      Мировоззренческие принципы древних китайцев

Ведущими принципами, лежащими в основе организации жизне­деятельности, в Древнем Китае были принципы «ву вэй» и «вэй». Со­гласно принципу «ву вэй», наибольшего успеха в сфере руководства гражданскими делами достигает тот, кто меньше других вмешивает­ся в дело управления. Однако этот принцип означал не бездействие, а действие, согласуемое с законами природы. Мудр тот правитель (администратор), который проникает в сущность законов миропо­рядка и предоставляет возможность истории идти своим чередом, лишь направляя волю народа в нужное для истории русло. Противоположный принцип выражался термином «вэй» и предполагал возможность приме­нения силы. Он базировался на уверенности в том, что окружающий мир не может не подчиниться требованиям человека.

Как видим, древние китайцы не отвергали активное отношение к жизни, но считали, что человек, избравший принцип «вэй», должен целиком полагаться на самого себя и быть готовым к ответу за все свои действия перед высшей инстанцией, каковой для них было Небо.

Два этих важных мировоззренческих принципа были преломлением в повседневном сознании китайцев абстрактных понятий Инь и Ян. Ими обозначались противоположные явления: тьма и свет, вода и огонь, пас­сивность и активность, женское и мужское начало. Нарушение естествен­ного сочетания Инь и Ян вызывает смуты в обществе, падение нравов, хаос. Инь и Ян, согласно воззрениям древних китайцев, были порождены Великим пределом - самой Неопределенностью, которая все превращает в собственную противоположность. Инь, достигая предела, превращается в Ян и наоборот. В этих представлениях выражена вечная диалектика бы­тия и противоречивый характер человеческой деятельности и культуры.

Кроме того, у китайцев были древние книги: «Книга перемен» (или «И-цзин») и «Пятикнижие» (или «У-цзин»), которые служили эта­лоном мудрости, а знакомство с ними должно было восстанавли­вать в человеке представление об изначальных качествах мира. Осо­бенно высоко почиталось в обществе знание «Пятикнижия».

Истоки традиционализма древнекитайской духовной культуры

1. Древнекитайские философские воззрения имели практический харак­тер, так как были направлены на выявление и определение внутренних (нрав­ственных) начал в человеке, на поиски основных законов миропорядка, уяс­нение которых послужило бы гарантией порядка в обществе.

2. Историография появилась в Китае еще в древние времена. Но историю китайцы понимали иначе, чем понимаем ее мы. Весь мир для них был историческим повествованием. Китайцы понимали историю как «древность-современность» (гу-цзинь) и не замечали разницы между мифом и реальной историей.

3. Вместе с тем для Китая характерна относительно быстрая де­мифологизация - освобождение от мифологического мышления. Она была связана с возникновением на территории среднего течения Хуанхэ урбани­стической цивилизации Бронзового века, то есть с эпохой Инь, или Шан (XVI-XI вв. до н. э.). Эта эпоха отличалась господством ритуала, культом предков и исключительным практицизмом. Религиозные и мифологичес­кие представления постепенно дополнялись этическими нормами, этике­том. Свое благородство человек подтверждал наличием особого качества дэ (благодати-добродетели), которое проявлялось в соблюдении им эти­ческих норм. Согласно такому подходу, благородный человек определял­ся не происхождением, не умствованием и не верой, а порядочностью.

Таким образом, прагматизм, следование ритуалам и традициям рано были осознаны в Китае как средство сохранения стабильно­сти и процветания в обществе. Отсюда традиционализм древнеки­тайской духовной культуры.

 «Золотой век» духовной культуры Китая: основные школы и направления древнекитайской философии (эпоха Чжаньго) По указу императора Уди (140-87 гг. до н. э.) в Китае был ос­нован Университет. Он унаследовал лучшие традиции академи­ческой науки Китая, сложившиеся в эпоху Чжаньго. В первую оче­редь это б^1ли учения философских школ, к которым, прежде всего, нужно отнести конфуцианство, даосизм, моизм и Школу закона (фа-цзя), а по-европейски - легизм.

Конфуцианство

В основу воззрений данной школы положено учение величайшего философа Древнего Китая Конфуция (551-479 гг. до. н. э.). Конфу­ций происходил из разорившейся семьи, был советником правите­ля царства Лу, а позже основал свою философскую школу.

Конфуций понял, что все проблемы современного ему общества связа­ны с состоянием культуры, которое обусловлено отношением людей друг к другу. Он разрабатывал принцип жэнь (гуманность, человеколюбие), который истолковывал так: «Чего не желаешь себе, того не делай другим». Дру­гим принципом Конфуция был принцип ли (почтительность, ритуал).

Жэнь или философ рассматривал в качестве универсальных законов культуры и жизни. Гуманность и этикет- это как бы две опоры, на кото­рых строится все общественное благополучие. Но для того, чтобы со­блюдать эти принципы, нужно благоустроить свой внутренний мир, а для этого необходимо чистое сердце и, главное, правдивость и сознатель­ность мысли, которые могут быть достигнуты лишь на пути познания самого себя. Познавать необходимо также волю Неба, в исполнении которой заключается высшее предназначение человека.

Собственные воззрения Конфуция изложены его учениками в кни­ге «Беседы и суждения» . Вплоть до эпохи Мао Цзе-дуна это учение оставалось неотъемлемой частью китайской культуры. О сегодняшней судьбе конфуцианства говорит тот факт, что политики и ученые многих стран Юго-Восточной Азии объясняют причины бурного экономического роста в данном регионе умелым сочетани­ем традиций конфуцианского мировоззрения и технологий Запада.

Дао - это фундаментальное понятие в китайской философии. Бук­вально означает «путь», «дорога», но имеет очень много побочных зна­чений: «вечное, неизменное, бесформенное, непознаваемое начало», «пер­вооснова», а также '«завершение всего существующего и происходяще­го в мире». Наконец, дао - это всеобъемлющий закон мироздания.

Основателем даосизма считается Лао-цзы. С этим именем связа­но много легенд. Современников поражали его взгляды, манеры, образ жизни. Он призывал к прощению, отвергал многие ценности, в том числе духовные. Он полагал, что все философские учения рож­дены жалкими усилиями их авторов, стремящихся скрыть от лю­дей, в том числе и от себя, отсутствие соответствующих качеств. Вся суета вокруг понятий почтительности, гуманности не сможет заменить эти качества, но создает иллюзию их присутствия.

Рассказывают, что Конфуций посетил однажды Лао-цзы, но тот высмеял его деятельность, увидев в ней лишь тщеславную суету. При этом Конфуций не только не возражал ему, но не смог и рта перед ним раскрыть.

                    Моизм

Основателем и единственным выдающимся представителем шко­лы моистов был философ МоДи (Мо-цзы).

Высшим законом он считал «Волю Неба», которая в равной мере рас­пространяется на всех людей. Из этого следовали принцип равенства и теория «всеобщей любви», то есть любви к дальним, а не к ближним, которую философ вменял в обязанность всем. Известен также его прин­цип «ненападения», который он рассматривал как условие «всеобщей любви» между государствами. При этом школа моистов представляла со­бой четко построенную военизированную организацию.

Хотя современники ценили моизм наравне с конфуцианством, он (моизм) не пережил эпохи политической раздробленности. Причины исчезновения этого философского учения не вполне ясны.

 

      Значение древнекитайской культуры

1. Человечество обязано китайцам многими техническими дос­тижениями {компас, сейсмограф, бумага, порох).

2. В древнекитайской культуре поощрялось созерцательное от­ношение человека к природе (принцип «ву вэй»). И это давало свои плоды: среди всех древних народов китайцы были величайшими естествоиспытателями.

3. Сам образ жизни древнекитайского общества весьма поучителен для всего человечества. Многие ученые считают одной из причин бур­ного экономического роста в некоторых странах Юго-Восточной Азии унаследованное у древних китайцев мировоззрение: религиозная ори­ентация, установка на сохранение существующего порядка в обществе, растворение личности в социальной ячейке, склонность к ритуализа-ции всей общественной жизни, ее бюрократизация.

4. Огромное население Китая сумело обеспечить себе не только жизнь на сравнительно небольшой территории, но и ее культурное развитие. Этот факт является показателем высокой культуры, опыт которой еще будет использован человечеством.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.