|
|||
Лекционный курс 4 страницаАссирийская культура оставила ряд интересных памятников: рельефы с охотничьими сценами, скульптурные изображения крылатых быков, архитектурные ансамбли. Была найдена библиотека, которая содержала 30 тыс. небольших глиняных табличек, написанных мелкими клинописными знаками. Эта библиотека была найдена английским путешественником в 1849 году, и около 20 лет пролежала в Британском музее, так как никто не мог прочитать. Финикия. Страна представляла собой неширокую полосу вдоль северной части восточного побережья Средиземноморья. Финикийцы славились как искусные и предприимчивые люди. Они были хорошие кораблестроители, первыми начали использовать рабов в качестве гребцов на судах-галерах. В городах Финикии процветали различные ремесла: резьба по дереву, изготовление снадобий и вин, изделий из стекла, окраска тканей в пурпурный цвет и экспорт леса, но главное место занимала морская торговля. Финикийцы первыми стали использовать чисто алфавитную систему письма. От финикийского алфавита произошел и греческий. У финикийцев существовало многочисленное жречество. В древности они делали человеческие жертвоприношения (часто это были дети. и особенно первенцы) Молоху - мрачному богу войны, огня и солнца. Искусство финикийцев находилось под сильным влиянием Египта. От когда-то, вероятно, богатой финикийской литературы не сохранилось ничего, кроме скудных отрывков в поздних греческих пересказах.
Еще в древности считалось, что свет мудрости идет на Запад с Востока. Обоснуем это. 1. Египетская культура повлияла на культуры других стран ближневосточного ареала: тенденции к единобожию, реформация Эхна-тона, новый художественный канон искусства и другие духовные преобразования определили иной подход, связанный с обращением к миру человека. 2. Влияние культуры Палестины на культуру Европы и всего человечества огромно, т.к. она явилась основой объединения Запада с Востоком, Европы с Азией, основой христианства, которое уже в течение двух тысяч лет определяет развитие мировой культуры. 3. Значимы достижения материальной культуры стран ближневосточного ареала, некоторые из которых удостоились чести называться «одно из семи чудес света». 4. Связи между ближневосточной культурой и Античным миром обусловили появление средиземноморской культуры как особой целостности разнообразных культурных традиций. Средиземноморье стало колыбелью европейской цивилизации.
Вопрос 3. Китайская культура является одной из самых древних на планете, но это не означает, что древняя культура ушла в прошлое бесследно - она жива и сегодня. Иные культуры, как солнце, сохраняют свое сияние и неповторимое своеобразие в течение многих тысячелетий, что делает их современными всегда. Китайская культура - одна из таких культур. Пожалуй, главным условием «живучести» китайской культуры, является иероглифическая письменность, благодаря которой каждый образованный китаец может обращаться к классическому наследию родины. Китай расположен в Центральной и Восточной Азии, омывается водами Желтого, Восточно-Китайского и Южно-Китайского морей, водами Тихого океана. Это одно из крупнейших по численности населения и по площади государство в мире. Сегодня его население - больше 1 миллиарда человек. Слово «Китай» было взято из языка среднеазиатских народов, которые и дали стране это название по имени «китаев» (народа монгольского происхождения). Прежде, чем говорить об истории древнекитайской культуры, нужно разобраться в истории государственного образования Китая. Каждая из империй формировала своеобразие культуры Китая. В периоды Чжаньго-Чуньцю, например, возникают главнейшие этико-философские школы Древнего Китая, идеи которых получили яркое выражение в учении Конфуция (конфуцианство), Лао-цзы (даосизм), Мо Ди (моизм). Эти периоды вошли в историю китайской философии как эпоха «Соперничества ста школ», определивших лицо интеллектуальной традиции Китая. Первым императором в Китае был Фу-си. По преданиям, он научил людей строить хижины, ловить рыбу и охотиться, следить за сменой времен года. Он был создателем древнекитайской письменности, ввел обмен и торговлю, положил закон о браке. Фу-си дал древним китайцам понятие разума, который дарует людям Небо. С этого времени и развивается китайская культура. Культура Древнего Китая очень напоминает официальную культуру России, в особенности - времен империи и сталинизма, так как древнекитайское общество - типичная восточная деспотия. Главой государства был наследственный монарх, в его подчинении находились религия и наука. Духовная атмосфера древнекитайской государственной жизни очень схожа с духом семьи, так как монарх считался отцом народа, и это способствовало полной зависимости индивида от общества и государства. Китайцы не были личностями в семье, пока не заводили собственную семью. Но и тогда они оставались несовершеннолетними детьми императора, который мог наказать кого угодно и за что угодно. В Древнем Китае каждый человек имел несколько имен. При рождении он получал детское имя (для детских ласкательных имен обычно подбирались поэтические слова). В школе ему давали официальное имя, которое сохранялось за ним на всю жизнь и употреблялось в официальных случаях. Взрослому китайцу (друзья, родители, учителя) давали второе имя. Образованный китаец обычно имел еще и литературный псевдоним. Раб часто получал от хозяина не только новое имя, но и обретал его фамилию. Таким образом, при формировании государственности в Китае происходило растворение личности в социальной ячейке — «большой семье». В середине 1 тысячелетия до н. э. в Китае появились литые металлические деньги. Известно, что в стране существовало 96 монетных дворов, то есть активно развивались товарно-денежные отношения, для которых не существует границ, и это объективно способствовало объединению Китая. В этот период складывается мировоззрение, согласно которому земля является высшей ценностью и источником богатства. Китаец - прежде всего крестьянин, а не скотовод, мореплаватель или воин. Это стало основой самосознания китайцев. Захват земель и людей в эту эпоху становится главной целью военного соперничества между царствами, часто перераставшего в тотальную войну. В Китае придумывались различные способы защиты от соперников. Один хорошо известен нам: вдоль границ сооружались гигантские фортификационные укрытия - стены, которые позже стали звеньями Великой Китайской стены. Для управления империей, в силу причин, изложенных выше, нужно было унифицировать (упорядочить) все стороны жизни населения. Необходим был мощный управленческий аппарат. Начало преобразованиям в этом направлении положил Цинь Ши хуан-ди, который создал основу имперской государственности Китая, просуществовавшей четыре столетия. Им были введены: единое писаное законодательство, единая система чиновничества, инспекторский надзор, цензура. Цензоры должны были лично докладывать императору обо всем. Чиновники назначались для надзора за дорогами, за реками, за морским берегом. Была введена единообразная система канцелярского письма, упрощена письменность в целом. Основой бюрократического аппарата Китая стал мандаринад, который являлся опорой власти и вместе с тем поглощал лучшие умы государства. В Китае были гражданские и военные мандарины, причем гражданский был более уважаемым лицом. Общее число чиновников к концу I века до н. э. превышало 130 тысяч. Бюрократизация всей общественной жизни в Китае способствовала формированию принципов организованности в массовом сознании и проявлялась в склонности к ритуализации жизни, в подчинении ее нормативности и заданности. Вместе с тем эпоха правления Цинь Ши хуанди - период упадка древнекитайской науки. Критерием учености стали верноподдани-чество и угодливость по отношению к власти. Безжалостно уничтожалось все, что не соответствовало идее империи. Императору принадлежал лозунг: «Книги - в костер, ученых - в яму». За утайку книг кастрировали и отправляли на строительство Великой Китайской стены. Многие ученые (несколько сотен) бежали в горы. В стране насаждалась атмосфера страха, доносительства, подозрительности, в которой народ вырождался физически, умственно и нравственно. Сам император, заболев манией преследования, построил 37 сообщающихся дворцов, чтобы никто не знал, где именно он проводит данную ночь (аналог с Иваном Грозным, Сталиным). На месте старых традиций спешно закладывались новые, создавались и новые ценности. Как правило, возводились грандиозные сооружения, символизирующие суть новой культуры. В Египте, например, это б^1ли пирамиды, а в Китае - Великая стена, которая протянулась почти на четыре тысячи километров. Стена была сооружена из утрамбованной земли и каменных глыб, проходила по горам, по безводным степям и пустыням. Ее назначение - 1) обезопасить северную границу империи, 2) изолировать Китай, создать общество и культуру так называемого «закрытого типа». Стремительно возводились и многочисленные дворцы с заповедными парками, на постройке главного из которых трудились 700 тысяч рабов. Постепенно Китай превратился в мощное централизованное государство - одно из самых многонаселенных в древнем мире. С крушением династии Цинь, вспыхнули мятежи и восстания: слишком гибельной для китайского общества оказалась деспотия Цинь. Династии Хань, сменившей династию Цинь, достались одни разрушения и опустошения. Население наполовину вымерло. Даже в столичной области наблюдались случаи людоедства. Аналогично опустошенной оказалась и духовная культура, но она жила. Мировоззренческие принципы древних китайцев Ведущими принципами, лежащими в основе организации жизнедеятельности, в Древнем Китае были принципы «ву вэй» и «вэй». Согласно принципу «ву вэй», наибольшего успеха в сфере руководства гражданскими делами достигает тот, кто меньше других вмешивается в дело управления. Однако этот принцип означал не бездействие, а действие, согласуемое с законами природы. Мудр тот правитель (администратор), который проникает в сущность законов миропорядка и предоставляет возможность истории идти своим чередом, лишь направляя волю народа в нужное для истории русло. Противоположный принцип выражался термином «вэй» и предполагал возможность применения силы. Он базировался на уверенности в том, что окружающий мир не может не подчиниться требованиям человека. Как видим, древние китайцы не отвергали активное отношение к жизни, но считали, что человек, избравший принцип «вэй», должен целиком полагаться на самого себя и быть готовым к ответу за все свои действия перед высшей инстанцией, каковой для них было Небо. Два этих важных мировоззренческих принципа были преломлением в повседневном сознании китайцев абстрактных понятий Инь и Ян. Ими обозначались противоположные явления: тьма и свет, вода и огонь, пассивность и активность, женское и мужское начало. Нарушение естественного сочетания Инь и Ян вызывает смуты в обществе, падение нравов, хаос. Инь и Ян, согласно воззрениям древних китайцев, были порождены Великим пределом - самой Неопределенностью, которая все превращает в собственную противоположность. Инь, достигая предела, превращается в Ян и наоборот. В этих представлениях выражена вечная диалектика бытия и противоречивый характер человеческой деятельности и культуры. Кроме того, у китайцев были древние книги: «Книга перемен» (или «И-цзин») и «Пятикнижие» (или «У-цзин»), которые служили эталоном мудрости, а знакомство с ними должно было восстанавливать в человеке представление об изначальных качествах мира. Особенно высоко почиталось в обществе знание «Пятикнижия». Истоки традиционализма древнекитайской духовной культуры 1. Древнекитайские философские воззрения имели практический характер, так как были направлены на выявление и определение внутренних (нравственных) начал в человеке, на поиски основных законов миропорядка, уяснение которых послужило бы гарантией порядка в обществе. 2. Историография появилась в Китае еще в древние времена. Но историю китайцы понимали иначе, чем понимаем ее мы. Весь мир для них был историческим повествованием. Китайцы понимали историю как «древность-современность» (гу-цзинь) и не замечали разницы между мифом и реальной историей. 3. Вместе с тем для Китая характерна относительно быстрая демифологизация - освобождение от мифологического мышления. Она была связана с возникновением на территории среднего течения Хуанхэ урбанистической цивилизации Бронзового века, то есть с эпохой Инь, или Шан (XVI-XI вв. до н. э.). Эта эпоха отличалась господством ритуала, культом предков и исключительным практицизмом. Религиозные и мифологические представления постепенно дополнялись этическими нормами, этикетом. Свое благородство человек подтверждал наличием особого качества дэ (благодати-добродетели), которое проявлялось в соблюдении им этических норм. Согласно такому подходу, благородный человек определялся не происхождением, не умствованием и не верой, а порядочностью. Таким образом, прагматизм, следование ритуалам и традициям рано были осознаны в Китае как средство сохранения стабильности и процветания в обществе. Отсюда традиционализм древнекитайской духовной культуры. «Золотой век» духовной культуры Китая: основные школы и направления древнекитайской философии (эпоха Чжаньго) По указу императора Уди (140-87 гг. до н. э.) в Китае был основан Университет. Он унаследовал лучшие традиции академической науки Китая, сложившиеся в эпоху Чжаньго. В первую очередь это б^1ли учения философских школ, к которым, прежде всего, нужно отнести конфуцианство, даосизм, моизм и Школу закона (фа-цзя), а по-европейски - легизм. Конфуцианство В основу воззрений данной школы положено учение величайшего философа Древнего Китая Конфуция (551-479 гг. до. н. э.). Конфуций происходил из разорившейся семьи, был советником правителя царства Лу, а позже основал свою философскую школу. Конфуций понял, что все проблемы современного ему общества связаны с состоянием культуры, которое обусловлено отношением людей друг к другу. Он разрабатывал принцип жэнь (гуманность, человеколюбие), который истолковывал так: «Чего не желаешь себе, того не делай другим». Другим принципом Конфуция был принцип ли (почтительность, ритуал). Жэнь или философ рассматривал в качестве универсальных законов культуры и жизни. Гуманность и этикет- это как бы две опоры, на которых строится все общественное благополучие. Но для того, чтобы соблюдать эти принципы, нужно благоустроить свой внутренний мир, а для этого необходимо чистое сердце и, главное, правдивость и сознательность мысли, которые могут быть достигнуты лишь на пути познания самого себя. Познавать необходимо также волю Неба, в исполнении которой заключается высшее предназначение человека. Собственные воззрения Конфуция изложены его учениками в книге «Беседы и суждения» . Вплоть до эпохи Мао Цзе-дуна это учение оставалось неотъемлемой частью китайской культуры. О сегодняшней судьбе конфуцианства говорит тот факт, что политики и ученые многих стран Юго-Восточной Азии объясняют причины бурного экономического роста в данном регионе умелым сочетанием традиций конфуцианского мировоззрения и технологий Запада. Дао - это фундаментальное понятие в китайской философии. Буквально означает «путь», «дорога», но имеет очень много побочных значений: «вечное, неизменное, бесформенное, непознаваемое начало», «первооснова», а также '«завершение всего существующего и происходящего в мире». Наконец, дао - это всеобъемлющий закон мироздания. Основателем даосизма считается Лао-цзы. С этим именем связано много легенд. Современников поражали его взгляды, манеры, образ жизни. Он призывал к прощению, отвергал многие ценности, в том числе духовные. Он полагал, что все философские учения рождены жалкими усилиями их авторов, стремящихся скрыть от людей, в том числе и от себя, отсутствие соответствующих качеств. Вся суета вокруг понятий почтительности, гуманности не сможет заменить эти качества, но создает иллюзию их присутствия. Рассказывают, что Конфуций посетил однажды Лао-цзы, но тот высмеял его деятельность, увидев в ней лишь тщеславную суету. При этом Конфуций не только не возражал ему, но не смог и рта перед ним раскрыть. Моизм Основателем и единственным выдающимся представителем школы моистов был философ МоДи (Мо-цзы). Высшим законом он считал «Волю Неба», которая в равной мере распространяется на всех людей. Из этого следовали принцип равенства и теория «всеобщей любви», то есть любви к дальним, а не к ближним, которую философ вменял в обязанность всем. Известен также его принцип «ненападения», который он рассматривал как условие «всеобщей любви» между государствами. При этом школа моистов представляла собой четко построенную военизированную организацию. Хотя современники ценили моизм наравне с конфуцианством, он (моизм) не пережил эпохи политической раздробленности. Причины исчезновения этого философского учения не вполне ясны.
Значение древнекитайской культуры 1. Человечество обязано китайцам многими техническими достижениями {компас, сейсмограф, бумага, порох). 2. В древнекитайской культуре поощрялось созерцательное отношение человека к природе (принцип «ву вэй»). И это давало свои плоды: среди всех древних народов китайцы были величайшими естествоиспытателями. 3. Сам образ жизни древнекитайского общества весьма поучителен для всего человечества. Многие ученые считают одной из причин бурного экономического роста в некоторых странах Юго-Восточной Азии унаследованное у древних китайцев мировоззрение: религиозная ориентация, установка на сохранение существующего порядка в обществе, растворение личности в социальной ячейке, склонность к ритуализа-ции всей общественной жизни, ее бюрократизация. 4. Огромное население Китая сумело обеспечить себе не только жизнь на сравнительно небольшой территории, но и ее культурное развитие. Этот факт является показателем высокой культуры, опыт которой еще будет использован человечеством.
|
|||
|