Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Глава первая



В дни Ирода, когда над Иудеей
навис великий Рим,
Захария – священник из евреев,
служил при храме, Господом храним.
Его жена из рода Аарона
звалась Елисаветой и слыла
безгрешной, но бесплодною была.
И дожили они до лет преклонных.
Их жизнь почти прошла…

Захария однажды в час урочный
пред Господом служил.
И в храме он рукою беспорочной
по жребию каждение вершил 1.
А весь народ во множестве великом
молился вне, у храмовых ворот.
И вот Господень Ангел предстаёт
перед Захарией – прекрасноликий,
и речь свою ведёт:

«Захария, не бойся, не смущайся:
твоя мольба – услышана она!
Господним чудесам не удивляйся –
наступит день – родит твоя жена.
И сына назовёшь ты Иоанном 2.
Он счастье принесёт тебе и свет,
ты радость обретёшь на склоне лет.
Великим он пред Господом предстанет
Превыше счастья нет!

Он будет муж большой духовной силы,
как Илия-пророк.
И Дух Святой с рожденья до могилы
пребудет в нём и светел и высок.
Сынов Израилевых очень многих
он к Господу направит, к Богу их.
Он отвратит их от богов чужих,
покажет людям верную дорогу
в делах своих святых.

И будет он предвестником Господним,
сведёт с детьми отцов 3,
на путь наставит Господу угодный,
чтоб весь народ к приходу был готов
Того, кто вслед за ним сойдёт на землю».
«Но как узнаю, правда, или сон»?! –
Захария воскликнул, потрясён.
Во храме Ангелу Господню внемля,
не верит слуху он, –

Я стар. Моя жена в летах преклонных:
нам не иметь детей!
Всю жизнь мы их желали неуклонно,
но вот живём одни, стыдясь людей»!
И так ему ответил Ангел Божий –
пред Богом предстоящий Гавриил:
«У Господа на всё достанет сил
и сомневаться в Господе негоже!
Тебе благовестил

Я эту весть, но вижу – ты не веришь.
Так знай – ты будешь нем
до дня, когда увидишь и проверишь,
что сын родился твой на радость всем».
Захария немым выходит к людям,
показывает жестом, что стряслось,
что видеть в Божьем храме довелось.
И с верой в то, что сказанное будет
уйти ему пришлось.

А вскоре зачала Елисавета.
Пять месяцев она
таилась, от людей скрывая это,
хранила тайну сладкую одна.
И Господа она благодарила
за то, что снял Господь с неё позор 4 –
дал то, что не давал до этих пор:
зачать дитя, носить его дал силу,
унял в душе раздор.

И послан был в то время Ангел Бога
в старинный Назарет.
Там в Галилее, в доме у дороги,
жила Мария в цвете юных лет.
Она была помолвлена недавно
с Иосифом (он местный плотник был).
Марию беззаветно он любил.
Был муж он независимый и славный,
в трудах и в Боге жил.

А Гавриил, придя тогда к Марии,
ей вымолвил слова –
она такие слышала впервые.
От этих слов кружилась голова:
«О, Благодатная! Господь с тобою!
Благословенна будь!
Господню волю я тебе открою,
и укажу дальнейшей жизни путь.
Зачнёшь во чреве и родишь ты сына.
Ты Иисусом назовёшь Его.
Превыше в мире будет Он всего.
Расти его, сомнения отринув.
Нет жизни без Него!

Всевышнего Он Сыном наречётся,
как Бог и Человек.
Ему престол Давидов предаётся.
В Иакове восцарствует навек,
и царствию Его конца не будет»! 5
Мария с удивлением: «Но как?
Мне только предстоит желанный брак,
и вот – дитя! А что же скажут люди?
Ведь не бывает так»!

«Тебя своею силою могучей
Всевышний осенит.
И Дух Святой сойдёт к тебе сквозь тучи,
небесным светом деву озарит.
Поэтому дитя твоё родное –
сошедший к людям твой и Божий Сын
для всех людей Спаситель Он один.
Он в мире этом самое Святое –
вершина из вершин! –

И Ангел Божий речь свою продолжил, –
Елисавете Бог, –
сказал он ей, – тому полгода тоже
зачать дитя заветное помог.
А ведь её считали все бесплодной!
Но с Богом эта добрая жена –
шесть месяцев беременна она
и носит сына милого свободно,
и в срок родить должна.

Нет ничего, что Бог свершить не может! –
закончил Гавриил.
«Я Господу слуга и Он поможет!
Пусть всё свершится, как Господь решил, –
так Ангелу Мария отвечала.
На том он удалился от неё,
оставив лишь сияние своё.
Таким до нас доведено начало

Благовещение Пресвятой Богородицы

И в Иудею, в дом Елисаветы
Мария поднялась.
Спеша проведать родственницу эту,
она в нагорный город подалась.
К Захарии пошла она с приветом,
с Елисаветой встретиться спеша.
От сильного волненья чуть дыша,
в их мирный дом вошла она с рассветом
и полнилась душа

предчувствием невиданного счастья.
И на её привет
Елисавета с миром и участьем
ей шлёт по матерински свой ответ.
И в этот миг ребёнок в ней забился,
взыграл во чреве, будто бы узнал
Того, кого Господь сюда прислал!
И Дух Святой к ней с неба опустился,
исполнил и объял.

Воскликнула тогда Елисавета:
«Благословенна ты!
Благословен младенец чудный этот –
Господь, пришедший с горней высоты!
За что мне эта сладкая тревога?
Мать Господа сама пришла ко мне
и говорит со мною наравне!
Блаженна ты, поверившая Богу,
всех жён ты мне родней»!

« Моя душа, – ответила Мария, –
ликует и поёт
и Господу в торжественном порыве
хвалу и благодарность воздаёт.
Призрел Он на рабы Своей смиренье.
Меня благословенной назовут
И поколенья, что за мной грядут,
защиту и покой и утешенье
У Господа найдут.

Величие Мне сотворил Могучий!
Он милосерден к тем,
кто чтит Его. И нам с небес сквозь тучи
Святое Имя Божье светит всем.
Он силу рук своих явил народам:
рассеял гордых в замыслах сердец,
сорвал с лихих властителей венец,
смиренных Он возвысил, дал свободу
подняться, наконец.

Он алчущих исполнил благ насущных.
Богатых отослал.
Израиля Господь воспринял Сущий,
всё вспомнив, что отцам обетовал,
что говорил когда-то Аврааму,
в виденьях патриархам обещал,
потомкам их до века завещал
все милости Свои. Народ упрямый
Он много раз прощал.

Три месяца была с Елисаветой
в нагорном городке
Мария. Старой женщины советам
внимала, с ней общаясь налегке.
Но вот пора родить Елисавете
уверенно и тихо подошла.
Марию ждут домашние дела.
Ушла домой, вниманием согрета.
А вскоре родила

Елисавета сына дорогого.
И ликовал их род.
На день восьмой для торжества большого
к Захарии потёк родной народ.
И сделавши младенцу обрезанье,
назвать хотели в честь отца его,
но мать сказала: «Знаю для него
другое имя. Матери желанье
весомее всего.

Мы назовём младенца Иоанном».
Захария тут встал.
Рукою твёрдой, светлым утром ранним,
он имя на дощечке написал.
То имя произнёс посланец Бога.
Поведал он – младенец Богом дан
под именем «Дар Божий – Иоанн».
Так пусть идёт по жизненной дороге
Всевышним осиян.

И тут же речь к Захарии вернулась.
И обуял всех страх.
Молва по Иудее потянулась.
У всех святое имя на устах.
Все думали: что станет с Иоанном.
Воистину Господня сила с ним.
С рождения он Господом любим
и отличится в жизни Богом данным
призванием своим.

Исполнился в те дни Святого Духа
Захария – отец.
Стал людям возвещать о том, что будет,
чему придёт начало и конец.
«Благословен Господь – Великий, Правый
Он взор Свой на Израиль обратил,
народ Свой от врагов Он защитил 6
Израилю вернул Он честь и славу, –
провидец говорил. –

Благословен Господь! Воздвиг Он Силу
в Давидовом дому! 7
Спасёт она Израиль Богу милый,
Спасителем придёт она к нему.
Как возвестили древние пророки:
от нас Он вражьи руки отведёт,
как обещал отцам – спасёт народ
Он вспомнит нашей верности истоки,
обет Свой помянёт.

Свою Он вспомнит клятву Аврааму,
что не страшась врага,
мы станем безбоязненно и прямо
служить Ему в грядущие века.
А ты, мой сын родимый, наречёшься
Всевышнего пророком у людей.
Ему послужишь жизнью ты своей,
Путь приготовить для Него возьмёшься
среди людских страстей.

Уразуметь ты дашь Его народу
спасение его:
отпустятся грехи и канут в воду,
по милости Господней от того,
что Сам Господь с небес сойдёт на землю
и выполнит великий Свой обет,
который дал отцам в начале лет.
Раскаянье в грехах Господь приемлет
и воссияет свет!

И по великой милости Господней
восстанет новый день.
Живущим в страхе и во тьме холодной,
Господь отринет пасмурную сень,
нам путь укажет к солнечному миру
Он страждущих и бедных просветит,
на верную дорогу обратит.
И всех людей – и царственных и сирых,
спасёт Он и простит»!

А Иоанн в пустыне развивался.
Креп телом и душой.
На людях он тогда не появлялся.
Он к миссии готовился иной…

********************************

Примечания:

1 Семьи «сынов Аарона» обязаны были по очереди служить в храме, причём представитель каждой семьи избирался по жребию;
2 Иоанн – «благодатный дар Божий» (евр.);
3 Имеется в виду возобновление духовной связи живущего поколения с древними патриархами;
4 У древних евреев бездетность считалась позором для женщины. Супругам в те времена было за 60 лет;
5 Престол Давида, отца Его. О пришествии великого Царя из рода Давида предсказано было самому Давиду (2 Цар 7:12-19). Но если Сын Пресвятой Девы называется здесь потомком Давида, то этим самым ясно показывается, что Пресвятая Дева происходила из рода Давидова: она только одна — без Иосифа — здесь выступает рождающею Мессию, потомка Давидова, Который таковым здесь представляется именно по матери.
Над домом Иакова. Пока Мессия изображается только, как Царь народа избранного: речь ангела движется в кругу пророческих представлений о мессианском царстве, по которым, действительно, это царство будет основано прежде всего в народе израильском. Конечно, этим не исключалась возможность и язычникам с течением времени стать членами этого царства;
6 Захария имеет в виду, прежде всего политическое освобождение народа, ему, несомненно, было не чуждо и представление о духовном возрождении народа, которое входило в понятие о мессианском спасении;
7 Здесь благословляет Бога Захария за то, что Он в потомстве Давида восставил силу спасения или приносящую спасение — иначе сказать, Мессию
Спасителя;

Евангелие. Глава 2

Рождение Иисуса; явление Ангела пастухам; Встреча Младенца в храме Симеоном и Анной (Лк.гл.2:1-39);

Ещё до свадьбы, после обрученья
Мария понесла.
Познал Иосиф ревности мученья,
когда такой она к нему пришла.
А был он человек благочестивый,
но беззаветно он её любил.
И потому он для себя решил
не оглашать 1 её. Миролюбиво
Марию отпустил.

И вот во сне явился Ангел Божий
и так сказал ему:
«Иосиф, сын Давидов, ты не можешь
винить свою невесту, потому,
что Дух Святой послал дитя Марии.
И в жёны ты её не бойся брать.
Твоя судьба беречь и охранять
Младенца, что появится впервые,
и праведную Мать.

Родившемуся Иисус 2 дашь имя.
Господень дар таков.
Учением, деяньями Своими
людей Своих спасёт он от грехов.3
Когда от сна Иосиф пробудился,
Он, боле не колеблясь, поступил,
как повелел в виденье Гавриил,
когда во сне ночном ему явился:
Марию он просил

придти к нему и быть его женою.
Та девственна была,
хранима мужем, как цветок от зноя.
А срок пришёл – Младенца родила.
Иосиф Иисусом без сомненья
назвал дитя, ласкал его, любил,
играл с ним, ремеслу его учил
покуда Сын Господень до крещенья
с ним и Марией жил.

А до рожденья сына, повеленье
от кесаря пришло,
чтоб всё страны еврейской населенье,
по роду каждый, перепись прошло.
И вот они пошли из Назарета,
что в Галилее, в древний Вифлеем –
Давидов город, именно затем,
чтоб записаться в славном месте этом,
как приказали всем.4

В то время срок пришёл рожать Марии.
И родила она.
И жёны ей не помогли чужие –
Младенца приняла она одна.
Запеленала мальчика родного
и уложила в ясли до утра.
Она была не по годам мудра
и знала, что родить дитя готова
в том городе вчера,

но не было в гостинице им места,
а хлев нашли с трудом.
Там было от скота тепло и тесно.
Заночевать решили в хлеве том.
Здесь по ночам овец своих на воле
три пастуха усердно стерегли
и у костра на склоне прилегли.
Но вот Господень Ангел к ним, на поле
спустился до земли.

Господня слава местность осияла,
как яркий балдахин.
На миг светло и ясно в мире стало.
И очень испугались пастухи.
Но Ангел им сказал: «Христос родился!
Христос Господь ваш – радость для людей!
И весть моя отрадней всех вестей:
Спаситель ваш на свете появился.
Сейчас Младенец сей

находится в пещере, в Вифлееме.
Он в яслях видит сны».
Закончил Ангел речь, и в это время
Мельканье крыл закрыло диск луны.
Несметны сонмы Ангелов Господних
кружат и славу Господу поют,
Ему хвалу на небе воздают
и мир среди людей богоугодных
на землю к нам зовут.

Но вот утихло всё. И золотая
опять видна луна.
И тишина от края и до края.
Объята сном, покойно спит страна.
А пастухи не стали ждать до утра.
Они пошли немедля в Вифлеем,
дабы увидеть и поведать всем,
что Сам Господь им дал в явленье мудром
весть младенце Сем

Рождество Иисуса Христа

И поспешив, они нашли пещеру,
в ней хлев, а в яслях Он,
несущий людям свет, любовь и веру,
лучом рассвета первым озарён.
И пастухи Марии передали,
что Ангел Божий им сказал о Нём.
Они ей рассказали обо всём,
что видели воочью и слыхали
в видении своём.

Дивились люди, а сама Мария
внимала их словам.
Слагала в сердце те слова святые,
что довелось услышать пастухам.
Отправились в обратную дорогу,
рассказывали всюду про Него
все пастухи. За это торжество
они в пути благодарили Бога
и славили Его.

Настало время делать обрезанье.
Всё, как Господь сказал.
Иосиф внял святому указанью –
он Иисусом первенца назвал.
Очистились они. Господь был с ними.
И Моисеев выполнив закон 5,
Младенца принесли Она и он
во храм Господень в Иерусалиме.
Был славой окружён

в те годы храм, восставший из развалин.
И Богу посвятить
своё Дитя супруги пожелали
и жертву отступную приносить –
двух горлиц, или пару голубиных
ещё не оперившихся птенцов
дать по закону древнему отцов,
как Бог велел в седых веков глубинах –
основа из основ 6.

И жил в то время в Иерусалиме
почтенный Симеон.
На нём был Дух Святой и это имя
благочестиво нёс по свету он 7.
И Дух Святой сказал ему однажды,
что смерти не дождётся он своей,
и лишь тогда покинет мир страстей,
когда Господь Избранника укажет
ему среди людей.

И вот пришёл он в храм по вдохновенью,
когда туда вошла
Семья святая и к благословенью
Младенца Иисуса принесла.
И славный старец взял Его на руки
и благодарно Бога восхвалил:
«Господь наш Бог, ты всё предвосхитил,
тому Дитя прекрасное порукой!
Прошу, чтоб отпустил,

раба Ты Своего, как обещал мне.
Пусть с миром я уйду,
усну навеки под могильным камнем,
покой желанный средь своих найду.
Ведь видели глаза мои спасенье,
что милостью великою Своей
открыл для всех народов и людей
Господнего Мессии появленьем!
И на земле Твоей

несёт Он правды свет для всех народов –
и духу и уму!
Он честь и славу даст под небосводом
Израилю – народу Твоему»!
Иосиф и Мария подивились
тому, что Симеон сказал о Нём.
А старец в озарении своём
Благословил Семью. И возносились
слова его о том,

что Сей Младенец призван на паденье
в Израиле одних,
но также призван Он на возвышенье
перед людьми и Господом иных.
Он станет в мире знаменем Господним,
но многие не примут, не поймут,
за знаменем Христовым не пойдут,
и мысли их откроются свободно
на справедливый суд.8

«Тебе самой Мария, – ей печально
сказал старик седой, –
во времени, теперь уже не дальнем,
мечом тоски безмерной, ледяной
пронзит насквозь страдающую душу.
И унесёт отраду и покой,
наполнит дни мученьем и тоской.
И время боль не снимет, не заглушит
Она всегда с тобой

в душе не заживающею раной».
Он кончил говорить.
И тут пророчица седая Анна
Вошла, чтоб Господа благодарить.
Об Иисусе всем она вещала:
«Спасти пришёл Он Иерусалим! 9
Врагов заклятых с Ним мы победим»!
Дочь Фануилова в видениях узнала:
«Христос – Господень сын»!

Окончив все законные обряды,
вернулись в Вифлеем.
И завершенью дела были рады,
Но в Вифлеем пришли не насовсем…
********************************
Примечания:

1 Во многих других рукописях употреблено более сильное слово — пристыдить или подвергнуть опасности, огласить затем, чтобы навлечь нечто худое, предать смерти как женщину, не оказавшуюся верной;
2 Иисус слово еврейское, преобразованное из Иешуа, или (до Вавил. плена) Иегошуа, значит Бог Спаситель. Имя это было обычно у евреев;
3 т. е. известный народ, принадлежащий именно Ему, а не кому-либо другому. Прежде всего разумеется здесь еврейский народ — так мог понимать слова эти Иосиф; затем люди из всякого народа, — однако из еврейского и из других народов только те лица, которые суть Его последователи, веруют в Него, принадлежат собственно Ему;
4 Поскольку Иосиф и жена его Мария были из рода (дома) Давидова, то и на перепись они должны были явится в Вифлеем – Давидов город;
5 Женщина, родившая младенца мужеского пола, считалась нечистою семь дней и еще тридцать три дня не могла ходить в храм и участвовать в общественном богослужении;
6 Все перворожденные сыновья у израильтян, прежде чем были избраны на служение Богу левиты (Чис 8:14 и сл.), как собственность Иеговы, были назначены для служения в скинии и храме. Но за пять сиклей, они должны были быть выкупаемы, освобождаемы от служения в храме. Для Марии же была совершена установленная жертва за грех, которою во всех случаях служила горлица или молодой голубь. Кроме того, в жертву всесожжения она, как бедная женщина, принесла также горлицу или молодого голубя (более зажиточные женщины приносили агнца);
7 Очевидно, евангелист видит в Симеоне пророка, потому что в пророках пребывал Дух Святой (2 Петр 1:21). Этот Дух и внушил Симеону, что он не увидит смерти, т. е. не умрет, пока не увидит Мессию Господнего;
8 Симеон, в согласии с кн. Ис (Ис 8:14; ср. Мф 21:42,44), имеет здесь, конечно, в виду тот суд (Ин 3:19 и сл.), который должен совершаться над людьми вследствие явления и деятельности Мессии. Многие, по божественному решению, должны пасть или впасть чрез неверие в ожесточение и погибель, а многие другие должны восстать чрез веру в Него к новой, лучшей, жизни. Все это будет совершаться в Израиле, т. е. Симеон пока имеет в виду только деятельность Самого Христа, которая прошла, как известно в проповедании Евангелия, только в народе израильском;
9 Прежде всего, Анна имела в виду политическое избавление Израиля от римской власти. Однако, своим пророческим чутьём она ведала, что Дитя находящееся в храме – Мессия-Христос.

Евангелие. Глава 3

Волхвы с востока; бегство в Египет; Избиение младенцев; Возвращение из Египта. (Матф., гл.2); Детство Иисуса (Лук,гл.2, ст.40-52).

И в это время правил Иудеей
от Рима властелин.
Царь Ирод ненавистен был евреям.
В семи грехах повинен был один.1
А в Иерусалим пришли с востока
Три мудреца. Их привела сюда
восставшая на небесах звезда.

Волхвы, ведомые чудесной звездой

И вопрошали в Иерусалиме:
«Где Иудейский царь,
которому в Египте, или Риме
нет равного, и не бывало встарь.
Его звезда на небе воссияла,
наполнив светом тёмный небосклон
в тот час, когда Младенец был рождён.
И мы спешим, чтоб с самого начала
отдать Ему поклон.

Услышав это, Ирод взволновался.
Весь город с ним.
При слове «Царь», он очень испугался,
что вдруг упустит Иерусалим.
Призвал к себе он самых просвещенных
из всех первосвященников своих,
«Где родился Христос»? – спросил он их.
И вот в ответ от мужей умудрённых –
простой библейский стих:

«Ты славный Вифлеем – земля Иуды
не ниже всех других
её частей. Произойдёт оттуда
народный Вождь. В деяниях Своих
Он станет мудрым пастырем народным»! 2
Тут Ирод тайно мудрецов призвал,
всё вызнать о Младенце приказал
и в Вифлеем дорогою свободной
тотчас их отослал.

Волхвы пошли. Звезда в пути светила,
манила и звала.
И в древнем Вифлееме Божьей силой
остановилась – к месту привела.
И в дом войдя, Младенца увидали
вдвоём с Марией – Матерью Его.
И поняли величие Сего,
и поклонившись, из ларцов достали
подарки для Него.

Вот золото – царям его по сану
должно преподносить.
Вот ладан – Всемогущему осанну
мы им должны во храмах возносить.
Вот смирна – знак смирения и грусти:
не прочен ведь и смертен человек
и на земле ему короткий век,
пока Господь не примет, не отпустит,
не заберёт навек.

Волхвы ушли. Но было откровенье
им всем в глубоком сне.
И выполнив Господне повеленье,
не возвратились к Ироду оне.
Пошли в свою страну другой дорогой.
Иосифу же Ангел в эту ночь
велел с семьёй из Вифлеема прочь
бежать в Египет прямо от порога,
усталость превозмочь.

В Египте быть до нового явленья.
когда укажет Он,
что путь открыт надежды и спасенья,
что бегства срок отныне завершён,
что грозный Ирод больше не опасен:
Младенца изверг ныне не найдёт,
а им в Египте жить, пока умрёт.
И в ту же ночь (их путь был прям и ясен)
отправились в поход.

Бегство Иосифа с Пресвятой Богородицей и младенцем Иисусом Христом в Египет

Шли месяцы, а Ирод в это время,
не видя трёх волхвов,
впал в ярость, проклиная это племя,
и в гневе всех детей сгубить готов.
И слугам приказал он в Вифлееме
убить младенцев в возрасте двух лет
и меньше. Вот губительный ответ,
потрясший даже в это злое время
весь мир, весь белый свет!

Избиение младенцев в Вифлееме

Но быть не долго Ироду осталось.
Господь его прибрал.
Наследники на тронах оказались,3
и Ангел вновь Иосифу сказал:
«Иосиф, встань, возьми Марию с Сыном.
Иди в Израиль, ибо умерли
Все, кто Младенцу зла желать могли.
И жить в Египте больше нет причины
от родины вдали».

И снова в путь – теперь уже обратный,
отправилась Семья.
Ушли с утра, порой ещё прохладной
открыто: не скрываясь, не таясь.
Качается на ослике Мария
С Младенцем Иисусом на руках.
Иосифа обуревает страх.
И мысли тяготят его иные:
что ждёт в родных местах?

Иосиф знает – Архелай на троне.
Боится подлеца.
Не верит он, что царь Семью не тронет –
достоин сын умершего отца!
И он страдал, сказать о том не смея,
но Бог ему в видении сказал,
чтоб шёл туда, откуда путь начал –
в свой Назарет нагорной Галилеи –
родной его причал.

И вот семья дошла до Назарета
и поселилась в нём.
И Назореем нарекли за это
Того, кто вырос в городе Своём.
Пророческое сбылось предсказанье:
был призван из Египта Божий Сын,
чтоб в Назарете юность провести
и правды свет и истинное знанье
на землю принести…4

Младенец возрастал и укреплялся
и телом и душой.
Он благодати Божьей исполнялся
и мудрости для юного – большой.
Иосиф и Мария ежегодно
на праздник Пасхи в Иерусалим.
ходили с Сыном, посещали с Ним
великий храм, молясь в толпе народной.
И Господом любим,

Он набирался мужества и силы.
В Его двенадцать лет
Семья пошла на праздник сердцу милый,
покинув свой родимый Назарет.
На Пасху ликовал народ в столице,
но праздник отшумел и пролетел,
к трудам вернуться каждый захотел.
Пора пришла домой им воротиться –
скопилось много дел.

Но Иисуса нет в дороге с ними.
Он в городе большом
Остался сам, один с людьми чужими.
С трудом Иосиф отрока нашёл.
Три полных дня Иосиф и Мария
Его искали всюду – тут и там.
На третий день лишь заглянувши в храм,
увидели, как Иисус впервые
седым учителям

вопросы ставил и давал советы.
И разуму Его
Дивились все. И не было ответа:
откуда эта мудрость у Него.
А Мать в слезах тогда Ему сказала:
«О, Чадо, что Ты делаешь со мной?
Гляди – отец от горя сам не свой»!
Ответил Иисус: «Зачем искали?
Мне храм, как дом родной.

Отрок Иисус Христос посреди учителей иудейских

Неужто вы того совсем не знали?
Я в храме должен быть:
дела Отца сюда Меня призвали.
Его заветам должен Я служить».
Слова сии им были непонятны.
А Иисус вернулся в Назарет
и жил с родными там не мало лет,
был отроком послушным и приятным.
Господь хранил от бед.
************************************

Примечания:

1 Ирод, называемый «великим». Он был сын идумеянина Антипатра, а мать у него была арабка. Он был коронован царем иудейским в Риме и после того должен был завоевывать себе царство оружием. Евреи его ненавидели, несмотря на то, что в угоду им он перестроил иерусалимский храм с большим великолепием. Ирод был очень жесток и не брезговал ничем с целью упрочить за собой царство. Он казнил своего шурина (брата своей жены, Мариамны), тестя, тещу, троих сыновей и многих других лиц, подозревая их в заговорах против себя. Умер по достаточно точным вычислениям в 750 году от основания Рима, вскоре после рождения Спасителя, на 38 году своего царствования и на 70 году жизни;
2 Первосвященники и книжники не имели возможности сообщить Ироду каких-либо точных и определенных сведений, и только сослались на древнее пророчество (Пророчество Михея евр. Мих 5:1), может быть в надежде, что Ирод, старавшийся казаться иудеем, поверит их словам и ответ их покажется ему удовлетворительным;
3 Ирод в своем последнем завещании разделил свое царство между сыновьями Архелаем, Иродом Антипой и Иродом Филиппом. Первый получил во владение Иудею, Самарию и Идумею, второй Галилею и Перею и последний заиорданские земли. Архелай отличался такою же жестокостью, как и его отец, но не обладал его умом. Пребывание в его владениях было бы опасно. Ирод Антипа отличался больше похотливостью, чем жестокостью. Тирания Архелая в короткое время сделалась столь нетерпимою, что он был низложен Августом и заточен в Галлию, нынешнюю Францию, где и умер;
4 Как Израиль был избавлен Богом из Египта, так и Христос был вызван оттуда, — но при новых обстоятельствах, несходных с прежними.

Евангелие. Глава 4

Иоанн проповедует и крестит; Крещение Иисуса. (Лук.гл.3; Матф., гл.3).

Пятнадцать лет Тиберий правил Римом,
а в Иудее был
в те времена Пилат. Незаменимым
начальником провинции он слыл.
И дети Ирода страну терзали
не меньше, чем жестокий их отец,
оставивший свой царственный венец
своим сынам, что душу измотали
Израилю вконец.

Каиафа был тогда первосвященник.
И в эти времена,
пустыни Иудейской гордый пленник,
услышал Иоанн во время сна
Глас Божий, подниматься повелевший
и на служенье Богу выступать.
И тут коснулась Божья благодать
святой души, для подвига созревшей,
и начал понимать

сам Иоанн своё предназначенье.
У Иорданских вод
для Высшей Воли Господа свершенья,
он начал знаменитый свой поход.
До тридцати он жил один в пустыне.
Как Илия-пророк был сир и гол,
питался саранчой и мёдом пчёл,
живущих в диких скалах и поныне.
Одежду он обрёл

из волоса верблюда – власяницу
под кожаным ремнём.
И редко видел он людские лица.
И люди мало ведали о нём.
И вот по всей долине Иорданской
пошёл сей тёмноликий человек
с копной волос, не стриженных вовек,
И люд к нему стекается крестьянский,
солдат несёт свой грех.

Чиновники, торговцы городские,
прослышавши о нём,
спешат услышать речи огневые
о Царствии Небесном 1 и о том,
что покаянье станет им спасеньем,
что Суд над миром близится, идёт,
лишь покаяние в грехах спасёт,
избавит от посмертного мученья,
и к Богу приведёт.

Сам Иоанн крестил их в Иордане
и призывал людей
их жизнь переменить и с новым знаньем
раскаяться в греховности своей.
А с покаяньем прощены им будут
за жизнь их совершённые грехи:
«Детей Своих избавит от тоски
Господь наш Бог простит и не осудит.
Страданья нелегки».

И гласом вопиющего в пустыне
Был Иоаннов глас.
Писал о нём Исайя. И поныне
пророчество то в памяти у нас.2
«Готовьте люди Господу дорогу!
Тропу Его спрямите перед Ним
душевным покаянием своим!
С пути Его исчезнут все пороги,
развеются, как дым,

наполнятся долины, рвы, а горы
сравняются на нём.
И воссияет на земном просторе
Господень путь в величии своём!
И все узнают о спасенье Божьем»!
И к Иоанну шёл простой народ
креститься в лоне Иорданских вод.
И книжники пожаловали тоже
и фарисейский ход.3

Но Иоанн изрёк послам пришедшим:
«Отродья вы змеи!
Кто дал вам знак, чтоб вы бежали спешно
от гнева Божьего»? Сказал он им:
«Не слишком ли к спасению спешите?
Раскаянья не виден даже след,
лишь плоть хотите уберечь от бед.
Вы истинно раскайтесь, докажите:
гордыни больше нет!

Себе не говорите в утешенье:
«Отец наш Авраам»! 4
Господь из камня может, без сомненья,
его детей тотчас воздвигнуть Сам!
Сыны Завета вы не по рожденью –
лишь Заповедям верностью своей
Завета сын отличен от людей,
лишь верностью Господнему ученью
до окончанья дней!

Топор уже готов рубить деревья.
без доброго плода!
Огонь все поедающий не дремлет –
сожжёт их, уничтожит без следа»!
И спрашивал народ у Иоанна:
«Так что же в этой жизни делать нам»?
« Делите, не жалея, пополам, –
имущество и хлеб вам Богом данный, –
ответил Иоанн, –

Одежду неимущему и пищу
давайте, не скупясь.
Ведь перед Господом никто не лишний:
ни старец нищий, ни великий князь»!
И мытари пришли к нему креститься.
И вопросили: «Как себя вести»?
И он сказал: «На жизненном пути
за справедливость многое простится.
Господь грехи простит,

когда вы соберёте без раздоров
не более того,
что вам определили для поборов,
себе не оставляя ничего».
«А нам, что делать? – воины спросили.
Он им ответил: «Просто честно жить,
народ не обижать, но защитить,
не клеветать, за жалованье силой,
как призваны, служить».

Проповедь св. Иоанна Крестителя о крещении и покаянии

В то время весь Израиль ждал Мессию.
И думали они:
«Уж не Христос ли к нам пришёл впервые,
сойдя с небес на землю в наши дни»?
Но он ответил: «Я крещу водою,
а Тот, Который следует за мной
крестить вас будет не речной водой!
Сильней меня идущий вслед за мною
и Дух на нём Святой!

На обуви Его я недостоин
развязывать ремни.
И Он грядёт, чтоб новый мир устроить,
и близятся Его явленья дни!
И Духом Он Святым крестить вас будет
и правду освещающим огнём!
Он, как крестьянин, на гумне Своём,
всё разберёт, расчистит и рассудит,
заботясь обо всём.

Он в житницу Свою возьмёт пшеницу.
Солому же сгребёт
и, продолжая ревностно трудиться,
в неугасимом пламени сожжёт».
Так людям благовествовал Предтеча,
Крестил в воде, увещевал народ,
когда в толпе у Иорданских вод
явился Он, пришедший издалече,
и выступил вперёд.

Сам Иисус, придя из Галилеи,
смиренно попросил,
чтоб Иоанн в речной воде скорее
Его, раба Господнего, крестил.

Но Иоанн промолвил изумлённо:
«Я, Господа любя,
Тебя признал в толпе неугомонной.
МНЕ надобно креститься от ТЕБЯ»!
А Иисус сказал ему на это:
«Оставим всё, как есть. Ведь наш удел
всё выполнить, как нам Господь велел.
С тобой мы на прямой дороге к свету.
И ты на ней прозрел».

Крещение Господне

Крестившись, Иисус собрался с силой.
Разверзлись небеса.
И Божий Дух, как голубь белокрылый –
души вселенской радость и краса,
слетел на Иисуса легкой тенью,
и глас небесный явственно сказал:
«Мой Сын любимый. Я Тебя послал.
И на Тебе Моё благоволенье»!
Отца Он услыхал…
***********************************

Примечания:

1 Под Царством Небесным Иоанн разумеет владычество Бога как Царя, в противоположность земному владычеству мирских царей. Евреи, которым говорил Иоанн, могли понимать это в том смысле, что скоро наступит Царство, где царем будет ожидаемый ими Мессия, — личность, немногими представлявшаяся царем небесным, а более царем земным, с особенными только силами, данными ему от Бога, преимущественно земного характера. Он будет исполнителем небесных или Божьих обетовании. Царь был олицетворением Царства. Говоря о приближении Царства, Иоанн говорил о приближении или скором пришествии царя;
2 На основании ряда соображений мы должны относить оба слова: глас вопиющего к самому Иоанну. Он был и голос, и человек, издающий этот голос. Евангелист говорит как бы так: если бы какой-нибудь простой человек начал проповедовать народу и говорить «покайтесь...» то слова его не имели бы никакого значения и на них никто не обратил бы внимания. Эти слова важны потому, что тот, который говорил их, был лицом, предсказанным Исаией (Ис.40:3);
3 Фарисеи и саддукеи были тогда две партии (но не секты), враждебные одна другой, историческое происхождение которых темно. Происхождение фарисеев относят ко времени Ионафана, преемника Иуды Маккавея (161-143 до Р. Х.). Они были преемниками хасидимов. Хасидимы (ревнители закона, благочестивые) настаивали на исполнении закона и обязанностью человека считали исключительно только повиновение воле Божией, как она открыта в Библии. Так как хасидимы по разным причинам держались отдельно от простого народа, то получили название фарисеев, или отделенных. Число фарисеев около времени Христа доходило до 6000. Отличительным признаком их было лицемерие. Саддукеи были немногочисленны во время Христа, к ним принадлежали высшие лица церковной иерархии, они отличались угодливостью, жестокосердием и хитростью;
4 Авраам называется «отец» вместо «праотец», «предок». Фарисеи и саддукеи переносили на себя, присваивали себе заслуги, честь и достоинство Авраама, думали, что главное их достоинство состоит в том, что они происходят от Авраама. Гордясь своим происхождением, они совершенно забывали, что главное значение перед Богом имеет не происхождение, а добрая нравственность человека.

Евангелие. Глава 5

Искушение Иисуса; Проповедь в Галилее; отвергнут в Назарете; Исцеляет в Капернауме; Благовествует в Галилее. (Лук. Гл.4).

Святого Духа полон, им ведомый,
подался Иисус
в пустынный край глухой и незнакомый
и там познал Диавола искус.
Он сорок дней без пищи жил в пустыне.
К концу поста вконец оголодал.
И сатана тогда Ему сказал:
«Ты Божий Сын? Так повели, чтоб ныне
тот камень хлебом стал»!

Искушение Господа от диавола

Ему ответил Иисус достойно:
«написано навек,
что жить на свете честно и пристойно
не только хлебом должен человек,
но всяким вдохновенным Божьим словом».
И дьявол Иисуса пригласил
на гору. И с горы Ему явил
Все царства, все владения и снова
к искусу приступил:

«Всю власть Тебе над царствами земными
я передать готов.
Они мои, но сделаю Твоими.
Бери, владей, не тратя лишних слов!1
Тебе всего-то нужно поклониться
хозяину земных владений – мне»!
«Негоже поклоняться сатане! –
ответил Иисус,– должно вершиться,
что в давней старине

написано: «Лишь Богу поклоняйся,
лишь Господу служи,
другим богам и силам не давайся,
и правдою Господней дорожи»!
Тогда в столице, на вершину храма
Поставил Иисуса сатана.
И так сказал: «Поверю я сполна,
что Ты Господень Сын любимый самый,
когда Ты спрыгнешь на

булыжный двор с высокой этой башни
и будешь невредим.
Написано: «Хранить Тебя отважно
Он заповедал ангелам Своим.
И на руках снесут Тебя на землю,
чтоб камня не коснулся Ты ногой –
Господень Сын единый, дорогой»!
А Иисус ответил: «Не приемлю!
И есть ответ другой –

Ведь сказано: «Не искушай напрасно
Ты Бога твоего»!
И дьяволу предельно стало ясно,
что здесь он не добьётся ничего.
И перестал он искушать Мессию
и временно попытки прекратил,
до случая надежду затаил.
Он знал – настанут времена иные.
Дождаться их решил.

О пережитом всуе не жалея,
пустился Иисус
из диких мест в родную Галилею,
где воздух чист и сладостен на вкус,
где синевой Генисарет сияет,
где зелены холмы, цветут сады,
дарящие прекрасные плоды,
где свод небес лазурных отражает
величие воды.

Прошёл Он Вифсаиду, Капернаум,
оста<



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.