Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Глава первая 11 страница



Кто жизнью наслаждается земною –
её не сохранит.
Кто в этом мире жертвует собою,
чьё сердце в нём страдает и болит,
тот душу сбережёт для жизни вечной.
Кто служит Мне – пусть следует за Мной.
Где нахожусь, там должен быть и Мой
слуга в круженье жизни бесконечной,
в реальности любой.

Почтит Отец Мой, тех, кто служит верно,
кто сердцем предан Мне.
Сейчас Моя душа грустит безмерно.
Покоя нет ни в яви, ни в во сне.
Что Мне сказать? Не должен ли молить Я:
«Отец, от часа этого избавь,
и всё, как есть, среди людей оставь»?
Нет! Я в сей час пришёл не для молитвы.
Отец небесный прав!

«Отец, Твоё да будет славно имя»!
И раздалось с небес:
«Прославил и ещё прославлю ныне»!
Толпу качнуло, как от ветра лес.
Одни сказали: «Это гром небесный»!
Другие утверждали: «Говорил
с Ним Ангел»! Этим людям возразил
Сам Иисус: «Сей глас чудесный
народу возвестил,

что ныне судный час пришёл для мира,
что изгнан будет вон
князь мира, и в разгар чумного пира,
в тартарары повергнут будет он. 6
И вот, когда над грешною землёю
Я буду вознесён, то в этот час
войду Я в сердце каждого из вас,
и весь народ тогда пойдёт со Мною
туда, где свет и Спас». 7

Так говорил Он, чтобы все узнали,
какую смерть принять
Ему придётся. Но Ему сказали:
«О, нет! Христос не должен умирать!
Мы знаем из закона, что бессмертен
Мессия, Богом посланный спасти
и наш народ ко славе привести.
Сын Человеческий не примет смерти
и не сойдёт с пути.

Как можешь говорить Ты, что Мессия
быть должен вознесён?
И кто Сын Человеческий, – спросили, –
Когда и где явиться должен Он»?
Ответил Иисус: «Свет будет с вами
теперь уже совсем не много дней.
Покуда Свет, дорогою своей
ходите все с открытыми глазами,
не увязая в ней,

чтоб тьма вас не объяла роковая.
Во тьме блуждают те,
кто света Божьего не видят и не знают,
и слепо гибнут в чёрной пустоте.
Доколе с вами Свет, в него и верьте.
Сынами Света будете тогда
и тьма вас не накроет никогда.
Ведь, кто уверовал при этом Свете –
со Светом навсегда».

Сказавши это, Иисус оставил
учеников и храм.
В сад Гефсиманский Он стопы направил,
на гору Елеон, и был Он там.
И столько Он чудес творил пред ними,
но, нет, они не верили в Него!
Не признавали сущности Его 8
и гордые законами своими,
не приняли того,

что нёс Он людям, к их сердцам взывая.
И всё свершилось так,
как предсказал давно пророк Исайя,
из глубины веков подавший знак. 9
И потому не верили Мессии,
что Бог ожесточил сердца людей
и ослепил их волею Своей,
чтоб люди исцеленья не просили,
своих продленья дней. 10

Так говорил о Нём пророк Исайя,
в те давние года,
когда во снах пророческих витая,
он славу Иисусову видал.
И всё же многие из иудеев
уверовали в Иисуса там.
Начальников не мало по местам
поверило, признаться в том не смея,
склонясь к Его речам.

Ведь все они боялись фарисеев,
чтоб не изгнали их
из синагог, собраний иудеев,
чтоб не лишились почестей своих.
Мирской почёт превыше Божьей славы.
Им к небу взор открыто не поднять.
Христа душой смогли они принять –
открыто исповедовать не в праве,
чтоб сан не потерять.

А Иисус сказал, как говорил когда-то:
«Кто верует в Меня,
в Пославшего Меня тот верит свято.
Кто смотрит на Меня при свете дня,
Пославшего Меня он видит ясно.
Я, словно светоч, в этот мир пришёл,
чтоб всякий, кто уверует, обрёл
небесный свет немыслимо прекрасный
и в темноте не брёл.

Но если кто Мои слова услышит,
но не поверит им,
Я не сужу его. Даровано Мне свыше
мир не судить велением Моим.
Я здесь, чтоб мир спасти от зла и скверны
в людские души Божий свет пролить,
чтоб в свете правды люди стали жить,
чтоб мир людей на путь наставить верный,
любви их научить.

А кто Меня отвергнет, не признает
ни слов Моих, ни дел,
судью себе другую принимает.
Иной судья в его последний день
его осудит чётко и сурово.
И каждый будет праведно одним
по вере слову Моему судим
не Мной, а возвещённым Мною словом.
Оно – судья над ним. 11

Не от Себя Я говорю все эти
слова души Моей –
Отец, Меня Пославший заповедал,
что говорить Я должен на земле.
И знаю Я, что заповедь Отцова
приводит к жизни вечной. Потому
Я говорю, как ведомо Ему,
как Он сказал, Его несу Я слово,
как солнца свет во тьму.

А утром Иисус учил во храме,
неся благую весть.
Своими окружён учениками,
Он говорил о Царстве Божьем здесь.
Ученики речам Его внимали,
а храм пленял величием своим,
красой камней, убранством дорогим.
Они о том Учителю сказали,
и Он ответил им:

«Настанут дни, когда на камне камня
не станет от него!
Разрушен будет храм и злое пламя
потомкам не оставит ничего»!
«Учитель, но когда же будет это? –
спросили у Него ученики, –
Те дни возможно очень далеки?
И будут ли знамения на свете –
предчувствие тоски»?

Им Иисус ответил: «Берегитесь
обмана лжемессий
под именем Моим. Не торопитесь
признать Мессией всякого из сих,
кто будет называть себя Мессией.
Их будет много. Станут говорить,
мол, «Я Христос» и «близок час вершить».
Но слушать речи их, звучащие красиво,
что пепел ворошить.

Когда же вы услышите о войнах,
о возмущениях,
держитесь веры гордо и достойно,
и пусть вам всем неведом будет страх.
Всё это будет прежде, чем настанет
конец земному бытию людей.
А до него из ревности своей
один народ здесь на другой восстанет,
война среди царей

и царств прольёт людской немало крови.
Землетрясения
и мор пройдут по всей земле и крова
лишатся люди. Каждая семья
познает голод, холод и несчастья.
Ужасные явления грядут,
великие знамения придут
с небес. Болезни, разные напасти
на головы падут.

И от врагов Моих вам не укрыться:
до бедствий вас найдут,
осудят в синагогах и в темницы
вас бросят и, схвативши, приведут
перед лицо правителей жестоких –
ответ держать заставят за Меня,
но вы в ночи и в ясном свете дня
тем верность Мне проявите высоко,
страдая и любя.

И потому, не думайте заранее,
что власти отвечать.
Я дам вам мудрость, ясный ум и знание,
и вы любому сможете сказать
такое слово, что никто на свете
его не опровергнет, не сомнёт,
разумных возражений не найдёт.
И буду Я стоять за словом этим –
надежда и оплот.

Вас предадут родители и братья,
родные и друзья.
И должен вам с прискорбием сказать Я:
уменьшится апостолов семья –
иных из вас жестоко уничтожат,
других постигнет лютая судьба –
вас ненавидеть будут за слова,
за имя, за удел Мой, но ничтожны
гонителей права:

и волос с вашей головы единый
на землю не падёт. 12
В терпении, земное всё отринув,
спасайте души. Вас награда ждёт.
Когда же вы увидите однажды
что город сей войсками окружён,
то знайте, что разрушен будет он.
И в горы пусть тогда уходит каждый –
ведь город обречён.

Настанут дни беды и наказанья,
отмщение грядёт.
Исполнятся пророчества Писанья
и запустенье грешный город ждёт. 13
О, Иерусалим! Потоки крови
на улицах твоих и площадях,
язычники тебя повергнут в прах.
Гнев Божий сей народ лишает крова –
он гибнет на мечах,

его уводят в плен, к другим народам. 14
А Иерусалим?
Пока не грянет час его свободы,
язычники потешаться над ним!
И будут в небе страшные знаменья
на солнце, звёздах, ужас на луне,
крушенье в набегающей волне
под грохот и напор землетрясенья
и, как в кошмарном сне

ослабнут люди от всего, что будет –
от тяжких бедствий сих,
от холода, что их сердца остудит,
от ужаса, сошедшего на них.
И это будет, ибо неба силы –
земли извечный и надёжный щит,
который и спасёт и защитит,
в то время поколеблются. Погибель
ничто не отвратит.

И Сына Человеческого в славе
увидите тогда.
На облаке грядёт Он в силе правой,
и задрожит вселенская беда.
И в час, когда сие начнёт сбываться,
не бойтесь, не страшитесь ничего:
вам мир несёт явление Его.
И лишь злодеям следует бояться
удела своего.

И рассказал Он притчу, их жалея:
«Вон смоковница там.
Когда листы на ней зазеленеют,
вы знаете, что близко лето к нам.
Вот так, когда увидите, что может
свершиться всё предсказанное Мной,
поймёте: наступает мир иной,
и близится, приходит Царство Божье
в обширный дом земной.

И говорю вам истинно: «Всё это
тогда произойдёт,
когда большой ваш род ещё со света
в глухую тьму могилы не сойдёт.
Исчезнет небо, и земли не будет
и только все слова Мои вечны,
на небесах начертаны они.
Гряду с небес. Тогда узнают люди –
слова Мои верны.

Но будьте осторожны, чтобы разум
не притупился ваш,
чтоб от разгула помутневшим глазом
не пропустили вы заветный час.
Ведь судный день всех на земле постигнет!
И чтобы бед грядущих избежать,
пред Сыном Человеческим предстать, 15
вы бодрствуйте, молитесь и настигнет
вас Божья благодать».

И каждый день их Иисус во храме
учил и наставлял.
И шёл к Нему народ различный самый
и слову Иисусову внимал.
А вечером на гору Елеона
усталый уходил Он отдохнуть,
чтоб утром снова к храму повернуть –
учить и славить Бога неуклонно,
готовясь в крестный путь.
*****************************

Примечания:

1. Две мелкие монеты. Отсюда «лепта»;
2. Эллины, о которых здесь упоминает Иоанн, принадлежали, по-видимому, к так называемым «прозелитам врат» и пришли в Иерусалим для поклонения. Для молитв прозелитов при храме был отведен особый двор. Тот самый, из которого Христос изгонял торгующих;
3. Иоанн, говоря, что Филипп был из Вифсаиды Галилейской (см. Лк 9:10), этим самым дает понять, что Филипп мог быть известен этим «Эллинам», по всей вероятности, пришедшим из Десятиградия, в отношении к которому Вифсаида занимала соседнее место (ср. Мф 4:25);
4. Пришел час Ему умереть, но с тем вместе и прославиться, и прославление Его настолько превышает унижение, какое Господь примет в смерти, что Он о смерти даже и не говорит, а только о прославлении. При этом Он говорит не: «Мне», а «Сыну Человеческому». Это обычное у Иоанна обозначение Мессии здесь имеет особенное значение. Господь этим хочет сказать, что Он явится искупителем не одного израильского народа, а всего рода человеческого: «Сын человеческий Он принадлежал всему человечеству;
5. Нет, не внешнее прославление ожидает Его теперь, а, напротив, унижение, смерть. Но эта смерть является необходимым условием для возникновения новой, более богатой и разнообразной жизни. Он должен отдать Свою душу или жизнь для того, чтобы спасение, Им принесенное, вышло из ограниченных рамок иудейства и стало достоянием всего мира. Такой смысл имеет эта притча о зерне, которое, умирая в земле, дает от себя новый росток, на котором появляется уже много зерен. Таким образом здесь выражена мысль о том, что в лице Господа Иисуса Христа заключена жизнь всей Церкви, что каждый верующий отображает в себе Христа, живет с Ним и в Нем;
6. Решение о Диаволе (князь мира) будет произнесено «ныне», т. е. в час смерти Христа, но исполнение этого решения будет совершаться постепенно, с приобретением все новых и новых последователей Христу, почему Христос и говорит не «изгнан», а «изгнан будет»;
7. Вседержитель или Пантократор (от греч. παντοκρατωρ — всевластный, всесильный) – Спаситель – Спас – Иисус Христос;
8. С 37-го по 50-й стих (с этого места) евангелист Иоанн бросает взгляд на результаты деятельности Господа Иисуса Христа среди народа иудейского и удивляется тому, как скудны были эти результаты, как мало оказалось верующих во Христа. Чем объяснить этот факт? Здесь, по воззрению евангелиста, осуществилась угроза Божия народу иудейскому, которую некогда произнес пророк Исаия. При этом евангелист кратко резюмирует свидетельства, какие имеются о Христе в раньше приведенных Иоанном речах Христа иудеям;
9. «Господи, кто поверил тому, что мы говорим?
И кому явилась сила Господня»? (Исайя 53:1);
10. «Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтоб Я исцелил их». (Исайя 6:10);
11. На последней инстанции суд будет производить не лично Христос, а возвещенное Им слово: люди будут судимы постольку, поскольку они оказали веру слову Христа и Его Евангелию во всем его объеме;
12. здесь речь идет о сохранении учеников в духовном отношении: «ничто из вышесказанного не послужит к ущербу вам в деле вашего спасения». К этому толкованию подходит и смысл стиха, где речь идет, несомненно, о том, что через терпение в страданиях ученики Христовы сохранят себя для вечной истинной жизни;
13. Тут разумеются многочисленные пророчества о погибели Иерусалима, в том числе и пророчество Даниила о 70-ти седминах (Дан 9:26-27;
14. По Иосифу Флавию, при осаде и взятии Иерусалима погибло около миллиона иудеев. В плен было уведено — большею частью в Египет и другие провинции — 97 тысяч;
15. Избранные будут поставлены (σταθη̃ναι) пред Христом ангелами и составят вокруг Него избранную свиту.

Евангелие. Глава 31

Планы Иуды о предательстве; Последняя вечеря; хлеб и вино (Лк.22:1-20); Иисус умыл ноги ученикам; Предсказание Иисуса о предательстве; Иуда вышел; Новая заповедь: «да любите друг друга»; Предсказание об отречении Петра. (Ин.13:4-38).

Всё ближе славный праздник опресноков.
Как Пасха он знаком. 1
Священники, сидящие высоко,
Всё думали и чаяли о том,
как Иисуса тайно уничтожить:
подальше от народа заманить
и тайно безнаказно, погубить.
И общество при том не растревожить,
и впредь во славе жить.

Сам сатана помог им в деле этом.
Свой выход он нашёл:
в Иуду он по дьявольским заветам
легко и беспрепятственно вошёл. 2
Иуда прозван был Искариотом.
Двенадцатым апостолом он был.
Все дни с другими братьями делил.
Со всеми появлялся пред народом,
но серебро любил.

Вот к Каиафе во дворец Иуда
пришёл под вечер сам.
И рассказал им кто он и откуда,
потом промолвил: «Вам Его отдам»!
Первосвященник был весьма доволен.
Предателю он деньги обещал.
(Известно, что ему он их отдал).
Иуда же в своей преступной роли
лишь случая искал,

когда один, в отрыве от народа,
от города вдали
пребудет Иисус, и на свободе
тогда Его легко бы взять смогли.
И наступил день Пасхи – опресноков,
когда пасхальный агнец должен быть
принесен в жертву и благодарить
должны все Бога чисто и высоко,
и дружно есть и пить.

А Иисус Петра и Иоанна
шлёт в Иерусалим,
чтоб ужин подготовили. И Сам Он
апостолам сказал, что делать им:
«Когда войдёте в город, вам навстречу
мужчина с кувшином воды пойдёт.
За ним идите, вас он приведёт
в тот дом, где мы пасхальный встретим вечер.
Хозяин дома тот,

кто нам в гостеприимстве не откажет.
Ещё сочтёт за честь.
Скажите, что прошу Я, пусть укажет
ту комнату, где сможем мы поесть.
И человек тот с радостью вас примет,
и место наверху укажет вам,
а комнату он подготовит сам.
Пасхальный ужин силами своими
вы приготовьте там».

Пётр с Иоанном выполнили точно,
что Он им говорил.
И было, как сказал Он. Ближе к ночи
пасхальный ужин приготовлен был.
И час настал. Господь с учениками
устроились за праздничным столом.
С вином кувшины, пресный хлеб на нём,
козлёнок в острых травах запеченный.
Они в кругу своём.

Тайная вечеря

Им Иисус сказал тогда печально:
«Я так желал, чтоб нас
сплотила встреча за столом пасхальным,
покуда не пришёл Мой смертный час.
Ведь никогда Мне больше не придётся
еды пасхальной на земле вкушать.
Лишь в Царстве Божьем встретимся опять,
когда к Отцу Посланник-Сын вернётся
под Божью благодать».

И полную вина Он принял чашу,
но пить вино не стал.
«Благодарю, Отец, за пищу нашу
и за вино, – Он в небо прошептал.
«Вы чашу эту славную примите.
Играет в ней вино земли родной,
и пейте, разделивши меж собой, –
сказал Он, – и друг друга возлюбите
любовью вы земной.

А Мне уже не пить от винограда
прекрасного плода,
покуда Царства Божия отрада
не расцветёт, не отойдёт беда.
И взял Он хлеб. И помолившись Богу,
Он хлеб тот преломил и всем роздал.
и так своим апостолам сказал:
«Сие Моё есть Тело, что не дрогнув,
за всех за вас отдал. 3

Вы ешьте хлеб и мирно вспоминайте
Меня и дни Мои». 4
Поздней взял чашу вновь, сказав им: «Знайте,
Завет здесь Новый, он в Моей Крови,
которая сполна за вас прольётся. 5
Что час Его пришёл, Он твёрдо знал.
И Он с любовью в сердце тихо встал,
большой кувшин с водою из колодца,
что в комнате стоял,

принёс и умывальницу наполнил.
Затем Свой плащ Он снял
и на хитон одним движеньем вольным
льняное полотенце повязал.
И стал ученикам любимым ноги
Он мыть и полотенцем отирать.
И вот к Петру подходит, чтоб начать.
Но Пётр Симон сказал Ему в тревоге:
«Не должен омывать

Ты ноги мне, о Господи, помилуй»!
«Не понимаешь ты, –
ответил Иисус, – но с новой силой
поймёшь потом, набравшись высоты.
«О, нет! Ты никогда их не омоешь! –
воскликнул Пётр. «Тогда, апостол Мой,
ты места рядом не займёшь со Мной, –
сказал Господь. «Навеки я с Тобою!
Всего меня омой! –

ответил Пётр: и голову и руки»! 6
А Иисус сказал:
«Омытому не быть со Мной в разлуке,
и весь ты чист, лишь ноги Я назвал.
И вы чисты, – сказал Он возлежащим, –
но знаю, что не все из вас чисты».
Он знал, кто средь пасхальной суеты
предаст Его. Предатель настоящий
дошёл уж до черты.

Умыв им ноги, Он оделся снова,
возлёг опять к столу.
И обратился с мудрым тихим словом
к ученикам, внимающим Ему:
«Вы говорите Мне «Господь», «Учитель».
Вы правы, ибо так оно и есть.
Но поняли ли вы, зачем вам честь
Я оказал тут, ноги вам омывши?
Должны вы впредь учесть,

что если Я – Господь омыл вам ноги,
тогда и вы должны
охотно мыть уставшие с дороги
друг другу ноги, дружбою сильны. 7
Я дал пример вам, чтобы вы такое,
как Я сегодня совершил для вас,
и для других свершали всякий раз.
Но истинно скажу вам и иное:
слуга смиренный наш –


он своего хозяина не выше!
Посланник никогда
Пославшего по делу не превысит.
Запомните вы это навсегда.
И всё, что Я сказал вам, сознавая,
начните это в жизни применять:
любить друг друга, ближних уважать,
и обретёте счастье исполняя
и Божью благодать.

Не обо всех вас говорю: Я знаю
всех тех, кого избрал.
Но буду жить, всемерно выполняя,
всё, что пророк в Писании сказал:
«Кто ел со Мною вместе хлеб насущный,
тот вскоре обратится на Меня» 8
Покуда не закрылась западня,
Я говорю: потом поймёте – Сущий,
живущий с вами – Я. 9

Кто посланного Мною принимает, –
вам говорю любя,
тот и Меня зовёт и понимает.
А кто душой приветствует Меня,
Пославшего Меня он тоже любит
и принимает зов Его святой
бессмертной, нестареющей душой.
Её в житейском море не погубит
он в суете мирской, –

сказал так Иисус, потом добавил:
«Настал урочный час –
изменник на века себя ославил.
Предатель здесь. Ведь он – один из вас».
Ученики встревожились безумно,
не ведая о ком Он говорил.
А Иоанн у Господа просил,
чтоб Он поведал правду словом верным,
её не утаил.

И он спросил, склонившись к Иисусу:
«Равви, скажи кто он»?
Господь сказал: «Кому сие по вкусу,
тот будет пред тобой изобличён».
И с этими словами хлеб насущный
Он в миску с мясом резко обмакнул
и тот кусок Иуде протянул.
Тот взял его, и дьявол вездесущий
тотчас в него нырнул.

А Иисус сказал: «Так сделай это,
что хочешь совершить».
Тех слов никто не понял, не отметил.
Подумали, что Он послал купить
для праздника еды, иль подаянье
раздать на праздник нищим и больным.
Ведь был Иуда казначеем им,
и мог быть послан в город с пожеланьем
Учителем Самим.

Иуда взял кусок и тут же вышел.
На землю пала ночь. 10
Притихли все. Задумались. Не слышат,
как стук шагов относит ветер прочь.
«Сын Человеческий прославлен ныне,
и Бог восславлен ныне будет в Нём, –
промолвил Иисус, – весенним днём
прославит Бог Его в Себе, и выше
сей славы не дано. 11

Недолго Мне, возлюбленные дети,
осталось с вами быть.
Вы будете искать Меня по свету,
но вслед за Мной не сможете ходить.
Как Я сказал однажды иудеям:
«Туда, где Я, вам не дано пройти».
И вам туда покуда нет пути.
И о разлуке скорой сожалея, 12
Я вас хочу просить:

друг друга возлюбите, словно братья,
как Я вас всех люблю.
Вам заповедь новейшую отдать Я
хочу сейчас у жизни на краю. 13
И все учеников Моих узнают
по их неугасающей любви
друг у другу, что кипит у них в крови,
по той любви, что жизнь определяет
апостолов Моих».

И Пётр Его спросил: «Скажи, Учитель,
куда Ты держишь путь»?
Ответил Иисус: «В Мою обитель
и ты пойдёшь потом, когда-нибудь,
но не сейчас». Пётр вопрошает снова:
«Но, Господи, желаю всей душой
Я следовать немедля за Тобой.
Ведь душу за Тебя отдать готов я.
Возьми меня с собой»!

Тогда Господь с улыбкою печальной
те повторил слова:
«Ты душу за Меня отдашь? Похвально!
Но, правда, к сожаленью такова:
не пропоёт ещё петух рассветный
во тьме непробудившегося дня,
как трижды отречешься от Меня,
и ждать начнёшь измученный и бледный,
за то себя кляня.
**************************************

Примечания:

1. Праздник опресноков, называемый Пасхою. Ев. Лука отожествляет оба названия, потому что, в самом деле, опресноки – пресный хлеб, полагалось вкушать уже в день Пасхи;
2. Трудно сказать, что здесь разумеет евангелист: действительное ли вхождение сатаны, или же только влияние его на душу Иуды. За первое предположение говорит то обстоятельство, что словом входить (εἰσέρχεσθαι) обозначается у Луки вхождение бесов в тела (8:30,32 и сл.; 11:26), а за второе — то соображение, что Иуда ничем не показал того, что он одержим сатаною (ср. Ин 13:27);
3. т. е. которое отдается для того, чтобы могло совершиться ваше искупление. Так как Господь здесь употребляет причастие настоящего времени (διδόμενον — «предается» — правильнее: «предаваемое»), то из этого можно заключать, что Евхаристия, совершенная Христом, имела жертвенный характер, что уже тут, на вечери, совершалась великая и таинственная жертва предания Самого Себя Христом на смерть;
Евхаристия - (греч. благодарение) - таинство православной церкви, иначе называемое таинством причащения. Таинство евхаристии было установлено Иисусом Христом на Тайной Вечере. По учению православной церкви при совершении таинства евхаристии хлеб и вино преосуществляются в плоть и кровь Иисуса Христа, которыми совершается причащение. Евхаристия совершается на литургии во время евхаристического канона
4. В этих словах находится указание на то, что Евхаристия в каждом отдельном случае ее совершения есть действительная жертва Христова, приносимая за всех людей;
5. Новый Завет, т. е. противоположный Ветхому, Моисееву, завет благодати и прощения, которые приобретены для людей через смерть Христа;
6. Петр понимает важность омовения, которое предлагает Христос, и, чтобы быть вполне уверенным в получении «места рядом со Христом», просит Христа омыть ему не только ноги, но и голову, как наиболее важную часть тела. Господь отвечает Петру, что тот не нуждается во всецелом очищении, подобно тому, как искупавшийся в реке человек не имеет нужды, выйдя на берег, обливать себя водою: ему нужно сполоснуть только ноги, к которым пристала грязь, пока человек дошел до того места, где положил свою одежду. В крещении покаяния и в постоянном обращении со Христом ученики Христа уже очистились, насколько это было возможно до ниспослания Духа Святого, но тем не менее «хождение» среди рода развращенного и грешного (Мф 17:17) не могло не оставить на ногах учеников некоторых грязных пятен, которые Господь и предлагает им смыть Его благодатью или любовью;
7. Это поведение, конечно, нужно понимать не в буквальном, а в символическом смысле. Господь здесь говорит не о том, что именно должны делать Его ученики, а о том, как они должны, с какими мыслями и чувствами совершать служение ближним. Нужно делать это не только в силу обязанности, но из любви, как сделал это Сам Христос;
8. т. е., притворяясь моим другом, хотел погубить меня. Пусть же апостолы знают, что предательство не застигло Христа неожиданно!;
9. Господь говорит о Себе, как о всеведущем Иегове;
10. Этими словами евангелист отмечает наступление той мрачной поры, о которой Господь говорил ученикам ранее;
11. Называя Себя здесь Сыном человеческим, Господь хочет дать понять Своим ученикам, что в страданиях Своих Он является представителем человечества перед Божественным Правосудием и что, следовательно, благодаря Его подвигу, прославляется и все человечество;
12. Иоанн Златоуст говорит, что Христос предупреждает их об этой разлуке с тою целью, чтобы эта разлука не поразила их своею неожиданностью и чтобы нечаянно наступившие бедствия не смутили их;
13. Как разлучавшийся с своими детьми отец, Христос преподает ученикам Свои последние наставления. Прежде всего, Он дает им главную заповедь, которую они обязаны соблюдать, — это заповедь о взаимной любви. При этом заповедь о любви Христос называет новою не потому, чтобы раньше Он не учил их любить друг друга, а потому, что говорит здесь, как Царь, основывающей Свое Царство. Его новое Царство основано и на новых началах — именно прежде всего на любви, которая отныне в Царстве Христовом становится основным законом жизни членов этого Царства;

Евангелие. Глава 32

Борение в Гефсимании; Иисус предан и отведён в дом первосвященника (Лк.22: 39-54); Иисус перед первосвященником (Ин.18:13, 19-24); Отречение Петра (Лк.22:55-62); Иисус перед синедрионом (Лк.22:66-71); Конец Иуды (Мф.27:3-10).

Позднее Иисус с учениками
оставили приют,
где свой земной последний ужин справил
Господь. И вот покинули уют
и поднялись на гору Елеона,
пройдя Кедрон. И Гефсиманский сад
луны печальный освещает взгляд,
и ветерок в ветвях олив бессонных
ночному гостю рад.

Пришли на место, и сказал Он строго
своим ученикам:
«Не усыпайте и молитесь Богу,
чтоб искуситься не позволил вам».
Сам отошёл поодаль. На колени
Он стал с молитвой. Тихо говорил:
«Отец! О, если б Ты благоволил
от Сына чашу отвести мучений,
чтоб Сын её не пил!

Колеблюсь Я, но пусть свершится воля
Твоя, а не Моя.
Душа Моя полна тоски и боли,
но предаюсь Тебе всецело Я».
И с неба ангел тут Ему явился,
чтоб укрепить и поддержать Его,
с тоскою не оставить одного.
А Он ещё усерднее молился.
Отца Он Своего

Явление ангела Господу Иисусу Христу

молил и вопрошал об утешенье.
Он истово шептал.
Кровавый пот душевного боренья
с лица на землю медленно стекал.
Поднявшись, Он молитвой ободрённый,
вернулся вновь к Своим ученикам.
Их спящими Господь увидел там.
И каждый спал, печалью изнурённый –
святая простота.

«Что спите вы, – сказал Христос с упрёком, –
Вставайте, хватит спать.
Молитесь и в душе просите Бога,
чтоб вам во искушение не впасть».
Он это говорить ещё не кончил,
когда в саду послышались шаги
и шум толпы – идут Его и враги:
при факелах, в сиянье лунной ночи
они пред Ним наги.

Ведёт толпу Искариот Иуда,
спеша Христа обнять.
Чтоб Господа предать пришедшим людям,
Его при всех он должен целовать.
«Иуда, что ж ты поцелуем дружбы
Мессию предаёшь Его врагам? –
сказал Господь». 1 И все застыли там
в тот страшный миг. Но на защиту дружно,
покинув мирный стан,

Ученики восстали. Окружили
Учителя они.
И два меча для сечи обнажили –
от стражи Иисуса защитить.

 

Иуда лобзанием предаёт Господа

Один из них, взмахнув мечом раздольно,
на стражников решительно налёг.
Слуге первосвященника отсёк
он ухо. Но Христос сказав: «Довольно»!
остановить их смог:

«Кто меч возьмёт, тот от меча и сгинет!
Не нужно говорить,
что Мой Отец в беде Меня покинет,
когда Я о спасении молить
Его начну. По Моему желанью
Он Ангелов пошлёт Меня спасти.
Но должен Я Своим путём идти,
иначе, как же сбудутся Писанья
о жертвенно пути»?

Он уха отсечённого коснулся
и исцелил его.
Потом Он к нападавшим 2 повернулся
и тихо вопросил их: «Отчего
с мечами, с кольями сюда пришли вы,
чтоб взять Меня, как будто Я злодей –
губитель вдов и старцев, и детей?
Ведь каждый день вы в храме молчаливо
словам души Моей



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.